Мария Любичева попала в милицию «за песню о любви. Милиция против группы «Барто» (гости программы – музыканты Мария Любичева и Алексей Отраднов) Мария любичева

Дмитрий Волчек: В последние дни только и разговоров, что о группе "Барто". В блогах сотни ссылок на их песню "Готов", которая была исполнена на знаменитом митинге в защиту Химкинского леса и вызвала большой интерес милиции. Я приветствую в нашей студии музыкантов группы "Барто" - солистку Марию Любичеву и Алексея Отраднова. Алексей, вас представляют как идеолога группы.

Алексей Отраднов: Идеолог - это потому что я ни на чем играть не умею.

Мария Любичева: На баяне.

Алексей Отраднов: Исключительно на баяне, аккордеоне и металлических ложках.

Мария Любичева: Песня была написана весной этого года, у нас вышел сингл, он назывался "Секс-бомба", и она туда вошла. Она не раз исполнялась на разных площадках, открытых и закрытых, и проблем никогда не возникало. У нас Алексей - автор практически всех текстов "Барто", но иногда я пишу, и «Готов» - это мой текст.

Дмитрий Волчек: Я бы не хотел всю беседу посвящать одной песне, но раз мы начали с нее, Мария, давайте расскажем нашим слушателям о визите на Петровку, 38. Страшно было? Как с вами говорили - как со звездой или как с преступницей?

Мария Любичева: На Петровке люди сказали, что они узнали о нашей группе только после митинга. Говорили абсолютно нормально, очень вежливо. Люди, которые со мной общались в этот раз, занимались сбором информации, задали вопросы, я на них ответила. Они все запротоколировали и сказали, что мне следует ждать до конца месяца результаты экспертизы.

Дмитрий Волчек: Автограф не просили?

Мария Любичева: Нет, но сказали, что обязательно придут на концерт.

Дмитрий Волчек: Где-то писали, что вас спросили, не залитована ли эта песня. Действительно так сказали - залитована? Я это слово 20 лет не слышал, а вы, я думаю, вообще не должны его знать.

Мария Любичева: Нет, я слышала это слово. Я любила русский рок в подростковом возрасте и, конечно, помню все те истории, читала, следила за ними. По поводу литовки текстов я была очень удивлена. Спрашивали, был ли мой текст залитован организаторами митинга перед тем, как я пошла его исполнять на грузовике.

Дмитрий Волчек:
Сейчас вы ждете результаты экспертизы. Кто эксперты – это вам не сказали, конечно?

Мария Любичева: Сказали, что два эксперта, которые имеют отношение к отделу по борьбе с экстремизмом, и предварительно уже есть мнение, что в этой песне есть экстремизм и, в частности, разжигание между двумя социальными группами. Мы пытались выяснить, что это за две социальные группы, нам ответа не было.

Дмитрий Волчек: Объясню нашим слушателям, что речь идет о двух строчках из песни, которые звучат так: "Я готова. А ты готов поджигать по ночам машины ментов?". Но песня эта не про поджоги и не про ментов, а о любви.

Алексей Отраднов

Алексей Отраднов: Нас действительно интересовала любовь людей экстремальных - Бонни и Клайда, или как в фильме Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". Людей, которые находятся в конфликте с социумом. В России богатая история такого рода людей - народовольцы и прочие. Нас этот аспект интересовал, как эти люди общаются между собой, что они друг другу говорят, что они чувствуют, песня была об этом.

Мария Любичева: Что для них чувства, собственно говоря, и доказательства их любви друг к другу. Так получилось, что нас слушает оппозиционная молодежь, а не те, которые поддерживают движение "Наши" и прочие проправительственные организации. Понятно, что эта песня им близка, и мы знаем и видим, как эти люди живут и чем они дышат. Поэтому материал был оттуда взят в плане отношений этих людей, их чувств. А примеры таких историй есть и на Западе. В песне не указано, что за страна, что за люди, что за демонстрация, что за менты. Когда я песню писала, я хотела написать красивую романтическую историю, но с таким криминальным, может быть несколько радикальным ореолом. Так получилось, что на Пушкинскую площадь стараниями властей не подвезли звукоусиливающую аппаратуру, поэтому текст прозвучал без музыки. А когда слушаешь музыку и текст, вполне понятно, что песня о любви, и она лирическая.

Дмитрий Волчек: В чем опасность и серьезность этой истории с милицейским разбирательством? Конечно, дело не в одной этой песне, а вообще в тенденции. Сфера художественного творчества много лет была вне поля зрения властей, и вот теперь одно за другим подобные дела - и арест рэппера Noize MC после концерта, и сейчас параллельно с вашим делом развивается дело против журнала "Артхроника". А началось несколько лет назад с судов против организаторов выставок "Осторожно, религия" и "Запретное искусство". Государство снова стало судить художественное высказывание. Надо сказать, что воздействие этого вмешательства на артистическую жизнь огромно. Никого не посадили в тюрьму, слава богу, но сам факт обвинения художников и кураторов и признание их вины указал на то, что государство снова берет на себя советскую функцию арбитра в сфере, в которой арбитром может быть разве что святой дух. Вот это очень опасно. И ваша история в этом контексте мне представляется очень важным и тревожным знаком. Не знаю, так ли вы на это смотрите.

Мария Любичева: Да, как раз это и пугает. Речь сейчас идет не о качестве материала этих выставок или о музыке. Речь идет о том, что государство фактически возвращает цензуру. Очень странно, что это возвращается. Россия, которая в девяностых боролась за свободу и за нормальное развитие, а тут на тебе - мы опять возвращаемся к тоталитаризму, к полицейскому государству. Мрачные картины рисуются.

Алексей Отраднов: Художник – это, прежде всего, художник. Это человек, который работает со своей фантазией, с вымыслом, и он вправе создавать те картины, те песни, которые хочет создавать. И эта область не должна быть подцензурна. Если мы посмотрим какие-то западные группы, там гораздо более жесткие песни, "fuck the police" в каждой второй, и никто не видит в этом криминала. Позиция авторов, и бог с ней.

Мария Любичева: И понимают, что это не является прямым призывом. И у нас в песне вообще нет призыва к насилию, если так цепляться за буквы. Но аллегория, абстракция государству нашему и правоохранительным органам непонятна.

Алексей Отраднов: Для нас это, конечно, очень удивительно.

Мария Любичева: Это для нас грустно, а не удивительно.

Дмитрий Волчек: Вот что неприятно еще в этой истории. Я смотрел дискуссии в интернете и вижу, что многие всерьез пишут: вот они же призывают жечь машины ментов, так пусть отвечают за свои слова. То есть вообще люди не понимают художественного высказывания, не понимают, что песня, стихотворение или картина (как в случае с выставкой "Осторожно, религия") - это не статья в газете и не листовка, что существуют метафоры, что поэзию нельзя понимать буквально. Вы следите за этими дискуссиями в интернете, какие у вас впечатления?

Мария Любичева: За дискуссиями я не очень слежу, но мне достаточно много пишут в мой блог комментариев. Я очень приятно удивлена тем, что неадекватных или негативных комментариев просто минимум. То есть за все это время, может быть, я пару комментариев получила такого рода, что типа давайте, жгите или подожгите свою машину, какие-то такие вещи, мне кажется, не очень нормальные. Возможно, в других блогах дискуссии идут, но мне просто некогда отслеживать, не очень интересно, потому что я пишу музыку, занимаюсь творчеством. Понятно, что мы группа андеграундная, клубная, но, тем не менее, конечно, выхлоп какой-то есть, бывает позитивный, бывает негативный. Когда выходишь на сцену, ты готовишься к тому, что тебя кто-то похвалит, кто-то не поймет или начнет проявлять негативную реакцию. Поэтому я совершенно спокойно к таким вещам отношусь. Единственное, что я могу сказать: люди, побывавшие внутри ситуации, на собственной шкуре каким-то образом испытавшие воздействие власти, они практически единодушны - они, во-первых, понимают, о чем песня, и, во-вторых, понимают, что это придирки и идет очень плотное завинчивание гаек. Понимают, что это не просто с нами история, а это история о свободе творчества и свободе слова в России. Нам было очень приятно, что большинство нас поддержало. Пишут у себя в блогах, ставят ссылки, очень много звонят, приглашают на интервью, публикуют в различного рода изданиях - от газет до сайтов небольших.

Дмитрий Волчек: Я должен признать, что в студии Радио Свобода не часто бывают панк-музыканты, работающие в стиле электроклэш. Точнее, вообще никогда не бывают - вы первые. Так что мне хочется, чтобы вы рассказали о своих взглядах. Я знаю, что вы интересуется политикой, что вы левые или даже ультралевые. Но ведь это очень расплывчатое определение, потому что Геннадий Андреевич Зюганов - левый и какой-нибудь европейский активист Фронта Освобождения Животных тоже левый, а между ними пропасть. В чем левизна вашей левизны?

Мария Любичева: Мы, безусловно, за свободу животных. Но мы интересуемся не столько политикой, сколько социальной стороной российской действительности, в песнях отражаем социальную сторону.

Алексей Отраднов: Действительно группа возникла как некий ответ на то, что происходило в обществе, то есть на культуру потребления. Первый альбом вообще был посвящен гламуру и так далее. И многие это поняли, многим это понравилось. Нас на начальном этапе поддержал Артемий Троицкий, который стал издателем первого и второго нашего альбома, сейчас готовится третий. Второй альбом стал более политически окрашенным. Опять же это была реакция на ту систему властных отношений, которая сложилась в России. Систему отсутствия конкуренции во власти: то, что есть один человек, за которого все голосуют. Это ненормально, потому что демократия может развиваться только при условии конкуренции. Если ее нет в любой сфере, если есть монополия на власть, то власти нет смысла делать что-то лучше, ей не с кем соревноваться и не перед кем отчитываться. И в этом смысле показательна та акция, в которой мы приняли участие, которая получила такой широкий резонанс – акция в защиту Химкинского леса. Наш коллега, музыкант Юрий Шевчук, который в ней принимал участие, правильно отметил, что Химкинский лес – это некая метафора. То есть мы все живем в Химкинском лесу, в этой системе отношений, когда государство может делать то, что считает нужным. Захотели проложить дорогу через лес, никого не спросили, все молчат. И этот митинг стал таким опытом (и приятно, что знаковые фигуры приняли в нем участие), который показал, что общество является силой, которая тоже может иметь право на какое-то высказывание, на какое-то мнение. И нас интересуют, прежде всего, такие вещи, то есть мы не ассоциируем себя ни с какой из политических партий, мы - музыканты, которых волнует происходящее.

Дмитрий Волчек: Алексей, вы писали, что акция в защиту Химкинского леса может стать "куском льда, на котором поскользнется наш полковник". Я поясню для слушателей, которые не знают этой песни, что это отсылка к группе "Гражданская оборона", только там был лед под ногами майора. Предположим, что полковник поскользнулся, что дальше, как вы видите будущее?

Алексей Отраднов: Мы говорим о том, что власть примет во внимание те силы, которые она сейчас не принимает во внимание, она все-таки будет вынуждена построить диалог.

Мария Любичева: Как показала действительность, полковник надел коньки и поехал дальше.

Алексей Отраднов: Это другой вопрос. Мне на память приходит один из моментов нашей российской истории – когда был принят закон о монетизации льгот. Тогда, вы помните, вышли на улицы сотни и тысячи пенсионеров, перегородили движение, и власть потерпела поражение. Поразительно, что пенсионеры стали единственной силой, которая как-то смогла на что-то повлиять.

Мария Любичева: Конечно, после десяти сытых лет, когда у всех есть хорошие квартиры, машины и более-менее обеспеченное будущее, выходить на улицу ради каких-то призрачных свобод как минимум странно для обычного человека.

Алексей Отраднов: Со своей стороны мы понимаем, что Химкинский лес – это не самая глобальная проблема в России, это 99,9% людей не волнует, они не имеют отношения ни к Химкам, ни к лесу. Но, тем не менее, почему-то этот эпизод стал знаковым для современной России.

Дмитрий Волчек: Мы сейчас снова вступаем в период турбулентности, как в начале путинского правления. Смотрите: теракты, расколы элит, сейчас трения между Кремлем и мэрией московской - одна из главных тем этой недели. Такое возвращение в 1999 год. Маша сказала, что десять сытых лет было, но проблемы не были решены, а только заморожены. И ваше поколение должно делать выбор, как решать проблемы, которые не решил полковник. Интересно, что это будет за решение.

Алексей Отраднов: Это очень большая проблема, потому что на сегодняшний день в России нет оппозиции, которая могла бы предложить альтернативный вариант развития, предложить какую-то программу и главное - она не пользуется поддержкой общества, таких фигур, к сожалению, нет. Вот мы общались с Шевчуком и Троицким, они говорят, что не видят альтернативных политических фигур, за которыми можно было бы пойти.

Мария Любичева: К сожалению, многие политические фигуры, которые представляют нашу оппозицию, в глазах общества дискредитированы тем или иным образом: может быть, правительством, может быть, своими поступками, но доверия к ним мало. Я с точки зрения обычного обывателя говорю, что доверия к оппозиции еще меньше, чем к правительству сейчас. К тому же оппозиция, которая есть сейчас, тщательно давится. Любые митинги, даже санкционированные. Этот митинг на Пушкинской площади - он же был санкционирован, почему организаторов забрали в милицию? На каком основании? Взяли, забрали, и то же самое со мной происходило.

Алексей Отраднов: Но, тем не менее, молодежь становится более политизированный. Если пять лет назад никто ни о чем не думал, все было хорошо, то сейчас то, что на митинг выходят тысячи человек, уже показывает, что люди задумываются. И если они будут думать дальше, то я думаю, что что-то изменится.

Дмитрий Волчек: Вы знаете о том, как завершилось сейчас расследование аварии на Ленинском проспекте: топ-менеджер ЛУКОЙЛа признан потерпевшим, а виновницами милиция сочла погибших женщин. Вот, собственно, с этой истории и с песни Noize MC началась волна политизации новой музыки и довольно аполитичной среды, которая вас слушает. Верно?

Мария Любичева:
Можно и так сказать.

Алексей Отраднов: Это был один из наиболее ярких моментов, который обнажил глубину проблематики, что существует разрыв между обществом и властью, и власть может делать то, что ей удобно, причем на глазах у всех. Помните, было у этого клипа сотни тысяч просмотров, то есть все понимают, что виноваты не женщины.

Мария Любичева: Удивительные исчезновения записей.

Алексей Отраднов: Тем не менее, всем в глаза говорится, что женщины виноваты. Как на это реагировать? Непонятно.

Дмитрий Волчек: Самая ваша популярная песня до песни "Готов" называется "Скоро все грохнется". Там другое слово, но я из ханжества и из страха перед Петровкой 38 заменил на более литературное. Я и узнал о существовании вашей группы благодаря этой песне о финансовом кризисе. Но пока ваш прогноз не оправдался. Как вы думаете, скоро ли грохнется?

Мария Любичева: В тот момент, когда песня была выпущена, прогноз был более чем оправдан, все падало, перспектив завершения экономической ситуации не было. Поэтому песня получила такой резонанс.

Алексей Отраднов: В ней есть юмористический задел…

Мария Любичева: Она не просто к конкретному моменту, она также об обществе потребления, о человеке, который готов ради ощутимых благ пахать.

Алексей Отраднов: Герои этой песни – менеджеры, которые работают в офисе, получают несколько тысяч долларов, им хорошо живется, и вдруг для них жизнь закончилась, начались массовые увольнения, а у них огромные кредиты, ипотеки и так далее.

Дмитрий Волчек: Песня юмористическая, как и вообще весь ваш стиль, наверное. Ведь электроклэш - это насмешка над синтипопом.

Алексей Отраднов: Да, конечно, это насмешка над синтипопом с точки зрения музыки, аранжировок и с точки зрения проблематики.

Дмитрий Волчек: Я сказал, что редко бывают на нашем радио новые музыканты, но вот не так давно у нас в гостях был Арсений из группы “Padla Bear Outfit”, и мы назвали передачу "Хипстеры на марше несогласных". А вы - хипстеры?

Мария Любичева: Мы, безусловно, не хипстеры. Мы несколько иное поколение, все-таки хипстеры лет на 10 моложе, чем мы. Замечательно относимся к Арсению, знаем его, знаем по питерским совместным концертам. Это очень харизматичный человек. В принципе Арсений - исключение из общей массы хипстеров. Хорошо, что он появился сейчас, в этот момент. Потому что, если говорить о хипстерах, то это люди, которых волнует в большей степени мода, музыка, дизайн, но не гражданское общество, не собственная страна. Так уж есть. Если посмотрите на всяческие издания хипстерские, журналы, порталы, то это очевидно.

Алексей Отраднов: То, что Арсений появился – это, может быть, симптом какой-то.

Мария Любичева: Этот пласт начнет шевелиться все-таки.

Дмитрий Волчек: Судьбу гражданского общества мы с вами обсудили. Расскажите, как вы видите будущее своей группы. Вы уже сказали, что закончили работу над новым, третьим альбомом.

Мария Любичева: Будущее очевидно в том плане, что мы будем продолжать заниматься музыкой, что бы там ни произошло, будем писать песни. У нас уже есть идеи по поводу четвертого альбома. Сейчас пока надо выпустить третий, и будем играть концерты в поддержку третьего. Единственное, что могут быть какие-то проблемы: даже если все закончится быстро и мирно с Петровкой, я думаю, что просто так нас не оставят в покое. Уже обещали, что будут следить за концертами. Поэтому как-то это будет влиять, наверное, в виде ограничения наших передвижений, скорее всего, или концертов.

Алексей Отраднов: Уже сейчас есть несколько дат, мы едем в Ригу, едем в Сочи, в Хабаровск, Владивосток с этим альбомом, в Минск. Достаточно плотный концертный график.

Мария Любичева: И традиционно в Питере и Москве будем презентовать, конечно.

Барто́ - коллектив, существующий на стыке жанров электроклэш и электропанк. Используя в качестве основы электро-саунд 80-90-х, Барто добавляет ненормативную лирику с ярко выраженным ироничным и социальным подтекстом.

Биография группы

БАРТО feat. трэш-шапито КАЧ - кiсья ересь (PUSSY RIOT cover) чёрная ряса золотые погоны все прихожане ползут на поклоны чтобы святейшего не оскорбить женщина...

"Я включил патриарху Кириллу песню «Барто» «90-е», и на словах «Бритые головы - яйца небриты» старик расплакался." - пишет в «КоммерсантЪ» Олег Кашин.

Группа «Барто» была организована в 2006 году. Она ориентируется в первую очередь на электронную музыку на стыке жанров электроклэш и электро-панк. Тексты песен обладают ярко выраженным ироничным и социальным подтекстом.

После победы в 2007 году в номинации «электронная музыка» конкурса «Museon» музыкальный критик Артемий Троицкий, который был там одним из членов жюри, издаёт на своём лейбле дебютную пластинку группы. Альбом получил высокие оценки в музыкальной прессе. В частности, он был признан лучшим дебютом по оценке журнала «Rolling Stone» и ведущего музыкального портала Zvuki.ru: «Сексапильный анархизм текстов в сопровождении не оставляющего времени на раздумья электроклэша. В итоге имеем - крепкий запоминающийся дебют, хлесткие точные тексты, томно-стервозный вокал, прыгучий танцевальный ритм и правильное настроение. „Барто“ - действительно открытие этого года».

Летом 2008 года «Барто» получили музыкальную премию «Степной волк» в номинации «Дебют года», а осенью того же года были названы лучшим сетевым проект, став лауреатами премии «RMA», учреждённой телеканалом MTV.

Весной 2009 года группа выпустила второй альбом - «Секс, Насилие и Хорошее Настроение». На несколько песен из этого альбома были сняты видеоклипы. Один из них - на композицию «Скоро Всё Ёбнется!» посмотрело более 300 000 пользователей интернета. На премию «Степной Волк 2009» альбом «Секс, Насилие и Хорошее Настроение» выдвигается в 3-х номинациях - альбом года, песня года, тексты.

В 2010 году, помимо диска с ремиксами на «Барто», на лейбле «Союз» выходит третий номерной альбом коллектива - «Ум, Совесть и Честь», включающий в себя купированный вариант композиции «Готов», благодаря которой группа превратилась практически в интернет-мем. В записи пластинки приняли участие гитарист «Мумий Тролля» Юрий Цалер, поэт Лёха Никонов, дуэт «Прохор и Пузо» и другие. Питерский художник Николай Копейкин специально для «Барто» нарисовал 3 картины, которые были использованы в оформлении альбома. «Ум, Совесть и Честь» был выдвинут в номинации «Альбом года» на премии «Степной волк 2011».

В 2011 году начал выходить документальный интернет-сериал о «Барто» «STAR TREK по-русски, или звёздный путь В НИКУДА», повествующий о закулисной жизни группы. «СтарТрек» был тепло встречен критиками и поддержан такими музыкальными порталами, как Zvuki.ru, Fuzz и OpenSpace.

Репортажи о «Барто» выходили на телеканалах НТВ, ТНТ, Рен-ТВ, MTV, Муз-ТВ, СТС и других.

За три года активной концертной деятельности группа дала множество концертов практически во всех крупных городах России от Калининграда до Хабаровска и ряд концертов за рубежом - в том числе в Индии и Таиланде.

06/09/2010

Не успела блогосфера отойти от шока после ареста Noize MC и гонений на Шевчука, как ей пришлось вступиться за очередного песенника. На этот раз недовольство сотрудников правоохранительных органов вызвала Мария Любичева – солистка группы «Барто», известной своими провокационными текстами. Спустя почти две недели после концерта в защиту Химкинского леса, Мария отправилась на Петровку, 38 давать показания относительно слов исполненной там песни «Готов», в которой милиционеры углядели экстремизм. Сама исполнительница свою вину отрицает, уверяя, что песня не о том, что нужно поджигать милицейский транспорт, а о любви.


Н апомним, что концерт состоялся в Москве 22 августа, и из-за того, что милиция не позволила проносить звукоусиливающую аппаратуру на Театральную площадь, музыканты выступали в акустике. При этом группа «Барто» заметно терялась на фоне приехавших поддержать защитников Химкинского леса Юрия Шевчука, Александра Ф. Скляра, Федора Чистякова и даже Кати Гордон. Продолжавшийся порядка трех часов митинг-концерт вел музыкальный критик Артемий Троицкий. Тем не менее, припев исполненной молодыми музыкантами песни «Готов» хорошо запомнился милиционерами. Нешуточные опасения у них вызвал припев: «Я готова и ты готов. Поджигать ночью машины ментов». В связи с этим было решено провести разбирательство.

Вот что рассказала об этой ситуации сама Мария в своем блоге :
«В пятницу утром мне позвонил Алексей и сказал следующее:
»мне звонил отдел по борьбе с экстремизмом, и в разговоре звучали слова прокуратура и экстремизм. Просил тебя ему настоятельно перезвонить».

Я сказала: «да они всегда так делают, запугивают, не буду перезванивать». <…> Потом, пообщавшись с адвокатом, мне опять звонит Леша и говорит, адвокат сказал, что могут запросто подвести под статью, без него никуда не звонить, никуда не ходить, только с ним. что сейчас у них идет период опроса, он где-то 2 месяца и можно прийти в течении этих 2-х месяцев, а потом экспертиза и решают заводить дело или нет.

Часа в четыре Леше опять звонили и сказали, что настоятельно рекомендуют мне перезвонить, иначе они будут дергать всех организаторов митинга, но общались исключительно вежливо и добродушно. Леша их спрашивает: «это как серьезно или не очень». На что получает ответ: «Что не страшно, но серьезно». <…>

Часов в 6 я позвонила все же и сказала … про адвоката, спросила, зачем я им нужна,
Сказали, что проводят опрос, по поводу митинга в защиту Химкинского леса
я говорю: разве защищать лес плохо?
мне отвечают: нет
я говорю: тогда какие ко мне могут быть вопросы?
мне отвечают: вы исполняли на митинге песню со словами "ты готова, я готов", эти слова признаны плохими.
я говорю: что ж в них плохого, да и песня хорошая
мне говорят: вот приходите и напишите разъяснение
я говорю: я не могу до следующей недели точно
мне говорят: приходите не позже среды <…>

В понедельник я действительно пойду на Петровку 38. И постараюсь объяснить, что в тексте песни Готов, которую я продекламировала на митинге на Пушкинской площади, никакого призыва к экстремизму не содержится. Песня написана о любви и когда писала, то мне хотелось создать прежде всего красивую вещь о трагической любви, напоминающую «Бони и Клайд» Генсбура.

То, что героями этой песни являются оппозиционно настроенные молодые люди лишь отражение того, что большая часть нашей публики таковой и является.
Никакого призыва не содержится в рефрене, это вопрос друг к другу, это диалог.
С каких пор уже диалоги в художественном произведении у нас являются призывами к чему либо. <…> Но, так или иначе, грозит мне от штрафа, до срока в три года. Без шуток…».

Текст песни «Готов»

Мы столкнулись случайно осенью,
Как и сейчас, шел дождь.
Демонстрации, флаги - я все это вижу.
А ты смотришь и никого не ждешь.
Любовь как сигарета, зажатая в дрожащих пальцах,
Любовь как протест.
И вот уже мы греем пальцы о картонные стаканчики с кофе.
Вечером арест.

Я готова и ты готов
Поджигать ночью машины ментов.
Это как правило, жизнь - признак хорошего вкуса
В отношении тех, для кого закон мусор.

Я готова, а ты готов?

Днем долго спим, не высовываемся, сидим дома.
На улицах общаемся так, будто чужие или едва знакомы.
Но я знаю, что однажды мне повезет стать твоей настоящей невестой,
За нами придут, и мы сорвем кольцо вместе.

Оценивать, действительно ли является песня экстемистской, или вырванные из контекста слова приобрели такой характер, будет экспертиза. Пока же мы решили привести мнения блоггеров, попытавшихся разобраться, грозит ли Марии и автору текстов Алексею Отраднову наказание, и к чему вообще может привести этот скандал:

daynice
«В российской музыке жизнь еще теплится… Полку тех, кто пытается не только раскрутить себя на оппозиционной волне (как Нойз МС и Катя Гордон), но и как мэтры ДДТ, Телевизор, Александр Ф. Скляр и т.д. прибыло. Новые песни протеста, как у экстремальной, революционной, с забористыми текстами группы «Барто». Их в зомбоящик практически не пускают, но слава и популярность растет. Знать, подсев на «оппозиционные дрожжи», они выпекают «вкусный и съедобный хлеб». <…>

vv-novikov
«Думаю, это некрасиво со стороны прокуратуры. У всякого небесталанного автора можно выловить некие уголовно наказуемые строчки. Вы там прекращайте безобразничать, граждане прокуроры».

andry-astashkin
«Попробовал послушать barto_band и вновь расстроился за милицию. Серьезных «нарушителей» им брать не по зубам. Вот и на мелкой сошке отыгрываются. Музыка у фигурантов - так себе. Подростковый протест, ни слуха, ни текста. Супротив них Шевчук - гигант мысли и величайший композитор и поэт современности.
Впрочем, на 15 суток за нецензурщину «Барто» напело давно. В каждой песне этого добра...».

del-dot
«При всем моем сочувствии группе Барто. Трудно понять, почему музыканты послушно подрываются бежать на Петровку по первому звонку какого-то непонятного мента, без всякой повестки. Почему вообще «наши люди» - даже типа протестные на словах - настолько противоестественно «законопослушны», что ведутся на любую дешевую ментовскую разводку? <…> Хотя все вроде знают, что без официального (письменного) приглашения идти в гости к мусорам никто не обязан. Да и дверь им открывать, строго говоря - тоже (в большинстве случаев)».

knup-ru
«… В общем мне кажется дальнейшее развитие событий может пойти по двум сценариям (они специально гиперболизированы для лучшего понимания перспектив)

1. позитивный, общественно полезный, с минимальными потерями для всех сторон. Детский сад под вывеской «Барто» приезжает на Петровку с поникшими ТРЕЗВЫМИ головами, выслушивает ВЕЖЛИВЫЕ ДРУЖЕЛЮБНЫЕ СОВЕТЫ об ответственности и перспективах. СОГЛАШАЕТСЯ с тем, что переборщили, ОБЕЩАЕТ БОЛЬШЕ НЕ ЭКСТРЕМИЗНИЧАТЬ и с устным ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕМ отправляется домой <…>.

2. негативный, социально опасный, с максимальными потерями для уже задействованных сторон, с привлечением новых сторон, с подписанием дополнительных бюджетов на поддержание правопорядка, борьбу с экстремизмом и молодёжными радикальными группировками. <…> Благоухающий перегаром представитель группы «Барто» приходит в майке «нургалиев разрешил» и всем своим видом демонстрирует пренебрежение к «Системе» и всем её представителям. «Представители Системы» на всякий случай бьют представителя группы головой об угол стола … и представитель группы мгновенно трезвеет и … убегает. Затем группа ещё больше маргинализируется, становится «музыкальным рупором радикальной молодёжи» и начинает петь ещё менее адекватные песенки. И, конечно же, прячется по подвалам. Популярность группы растёт на зависть конкурентам и радость нацболам и лично Троицкому. На ютубе регулярно появляются песенки в духе «жечь машины ментов», которые получают большое количество просмотров, комментариев и одобрительных нажатий кнопочки «мне нравится»…».

degustator70
«Ну, вообще-то я еще на митинге удивился, что их не свинтили прямо на сцене. Видимо в тот день у милиционеров была установка на максимальную корректность. Или просто плохо было слышно;)».

ivanpobeda
«На мой взгляд это замаскированный призыв в творчестве. Такой приём она сделала дабы могла оправдаться.
Но судя по минимальному количеству просмотров её ролика на ютубе - всего 500 с лишним, я думаю её заявление особой опасности не представляет».

vyacha
«Любая песня, как художественное произведение, не должны рассматриваться как призыв к совершению тех или иных действий, в том числе противоправных, с точки зрения закона. Даже если повествование идёт от первого лица, автор посредством художественной формы формально отделён от персонажа и не может нести ответственности за его противоправные действия.

К сожалению нынешняя российская Фемида вряд ли разделяет подобную точку зрения и у Марии Любичевой есть все шансы быть привлечённой к уголовной ответственности за публичный призыв к осуществлению экстремистской деятельности по статье 280 УК РФ. А это - штраф 300 000 рублей, либо арест на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3-х лет. А если притянут использование СМИ, - вторая часть: лишение свободы на срок до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет».

Марина ТЕРПИНКОТ, фотография vkontakte.ru/club1193960

Прокуратура не удовлетворила жалобу солистки группы «Барто» , но признала постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела неправомерным. При этом избивший певицу мужчина оказался дважды судимым председателем товарищества собственников недвижимости.

Бездействие полиции

Как писал ранее «Ридус», Мария Любичева , после чего подала заявление в отделение полиции по Московскому району города Санкт-Петербурга.

Напомним, что в ночь с 25 на 26 июня в петербургской высотке на Московском проспекте на солистку группы «Барто» Марию Любичеву, ее мужа и ее двух друзей было совершено нападение, в результате которого певица получила перелом руки и сотрясение мозга.

Нападавшим оказался ранее судимый житель этого же дома, который представился председателем ТСЖ и «человеком из центра».

Причиной конфликта стали якобы алкоголь и табачные изделия, которые, по мнению вахтерши, употребляла Мария и ее друзья. Несмотря на то, что ни того ни другого у них в руках не было, вахтерша пригрозила вызвать полицию, а на деле позвонила некоему Александру Чижикову, который и нанес певице травмы.

Однако через некоторое время певица получила отказ в возбуждении уголовного дела в отношении Чижикова.

Домовой тиран

Как выяснил «Ридус», напавший на Любичеву Александр Чижиков довольно давно уже держит в страхе весь свой дом. Когда певица опубликовала информацию о своих злоключениях, с ней вышли на связь активисты. Позже с ними поговорил и корреспондент нашего агентства.

Однако активисты оказались довольно робкими и предпочли общаться инкогнито.


Мария Любичева

Редакции также удалось выйти на связь и с самим Александром Чижиковым, но он отказался беседовать с нашим корреспондентом, отметив при этом, что знает о «Ридусе».

«Мне не нравится ваше агентство, - заявил глава ТСЖ. - Я не плачу алиментов и про дураков не даю комментов».

Сергей, активист из состава группы жильцов злополучного дома номер 224 на Московском проспекте, настойчиво просивший не называть свою фамилию, рассказал под аудиозапись агентству о поведении соседа, а также о его «предпринимательской деятельности».

В частности, активист поведал о том, как Чижиков систематически фальсифицировал решения общих собраний и другие документы.

«Он постоянно то выбирает какие-то якобы управляющие организации („Ридус“ располагает информацией об этих финансовых махинациях. - Прим. ред.), то выбирает себя председателем товарищества собственников недвижимости, незаконно при этом регистрируя свое товарищество», - заявил Сергей.

По словам активиста, жители дома вполне небезуспешно с ним судятся, но проблема в том, что судебные процессы занимают долгое время. При этом в ходе судебных разбирательств предприятия Чижикова не приостанавливают свою деятельность.

У нас постоянно идут суды по оспариванию его незаконных действий. Все эти суды заканчиваются в нашу пользу, но они все носят очень затяжной характер: в среднем по полтора года каждое дело длится. За это время он спокойно собирает свою финансовую жатву, рассказал активист.

Последний суд, по словам Сергея, закончился вердиктом, согласно которому Чижикову отказали в полномочиях председателя. Вердикт вступил в силу еще в декабре 2016 года, и с того момента Александру было запрещено осуществлять действия по управлению домом.

Но, судя по всему, решение суда никак на Чижикова не повлияло.

Была выбрана новая управляющая компания, но Чижиков до сих пор отказывается встречаться с ее представителями и передавать им техническую документацию.

«Открытый конкурс администрации района по выбору управляющей компании для нашего дома закончился победой государственного „Жилкомсервиса № 2 Московского района“, - пояснил активист. - Однако Чижиков не передает никакую техническую документацию представителям организации и отказывается с ними видеться. О прибытии представителей „Жилкомсервиса“ его предупреждают консьержи, которые не работают на новую управляющую компанию».

Чижиков-террор

В беседе с «Ридусом» активист Сергей акцентировал внимание на двойной судимости Александра Чижикова. По его словам, оба раза его судили за нанесение телесных повреждений.

Нападением Чижикова злоключения Марии не окончились, вскоре она снова попала в больницу

«Последний раз Чижиков ударил одну нашу соседку пенсионерку на очередном собрании жильцов дома. За это он получил несколько месяцев исправительных работ», - поделился Сергей.

Активист рассказал, что вышеупомянутое 51-е отделение полиции в тот момент, так же как и в случае с Любичевой, отказало в возбуждении уголовного дела и отказ пришлось оспаривать:

51-е отделение и тогда отказало в возбуждении уголовного дела, пока РУВД по Московскому району не перенаправило заявление дознавателю в другое отделение полиции.

Первый же раз Александра Чижикова осудили, по словам активиста, за то, что он пробил голову своему соседу по другому адресу.

Жалоба в прокуратуру

Сергей, вышеупомянутый активист дома, в котором было совершено преступление, пояснил в беседе с нашим корреспондентом, что полиция подкрепила свой отказ тем, что Чижиков выполнял свои профессиональные обязанности.

«Полиция посчитала, что этот гражданин выполнял свои функции председателя товарищества собственников недвижимости в этом доме. Но одно с другим (нанесение увечий и „исполнение обязанностей“. - Прим. „Ридуса“) нельзя увязывать, потому что какие бы функции кто-либо ни выполнял, прибегать к насилию недопустимо», - уверен Сергей.

Решение полиции об отказе в уголовном преследовании Чижикова Любичева обжаловала в прокуратуре.

«51-е отделение полиции Санкт-Петербурга, в которое было написано заявление, отказало в возбуждении уголовного дела, у меня есть официальный отказ. 7 июля я написала заявление в прокуратуру, обжаловала этот отказ. Прокуратура пока еще никак не реагировала, но со мной обещали связаться в пятницу вечером, так что время еще есть», - рассказала «Ридусу» 14 июля певица.

Вера Врубель, юрист, представляющий интересы солистки, полагает, что отделение полиции, которое рассматривало заявление Марии, просто не укладывалось в сроки проверки, которая включает опрос потерпевшей, потенциального виновника и свидетелей, из-за чего в возбуждении уголовного дела было отказано.

«По причине того, что полиция не успела вовремя рассмотреть поданное заявление, в возбуждении дела было отказано. Поэтому отделение полиции отправило свое постановление в прокуратуру для проверки законности этого решения. Это абсолютно нормально, это нормальный бюрократический процесс», - подчеркнула Врубель.

Двоякий ответ чиновников

Спустя неделю, 21 июля, жалоба Марии была отклонена. Однако при этом прокуратура постановила, что отказ со стороны полиции в возбуждении уголовного дела был незаконным. Такая вот правовая загогулина.


«Пришел отказ по моей жалобе, но он пришел на основании того, что 51-е отделение полиции неправомерно не возбудило уголовное дело, и будет разбирательство, - объяснила Любичева. - Жалоба не была удовлетворена, потому что она не имела смысла».

По ее словам, полицейские сами попросили проверить прокуратуру свой отказ в возбуждении уголовного дела. «Последняя постановила, что он незаконен», - поделилась Мария. То есть уголовное дело будет все-таки возбуждено.

Вместе с тем неприятности Любичевой продолжились. Певица сообщила, что в понедельник, 17 июля, ее сбила машина, из-за чего она получила еще и перелом ноги.

«В понедельник меня на пешеходном переходе сбил автомобиль. Виноват, соответственно, был водитель, - рассказала солистка группы „Барто“. - С руки гипс сняли - теперь он на ноге».