Мария любичева. Милиция против группы «Барто» (гости программы – музыканты Мария Любичева и Алексей Отраднов). Нападением Чижикова злоключения Марии не окончились, вскоре она снова попала в больницу

Дмитрий Волчек: В последние дни только и разговоров, что о группе "Барто". В блогах сотни ссылок на их песню "Готов", которая была исполнена на знаменитом митинге в защиту Химкинского леса и вызвала большой интерес милиции. Я приветствую в нашей студии музыкантов группы "Барто" - солистку Марию Любичеву и Алексея Отраднова. Алексей, вас представляют как идеолога группы.

Алексей Отраднов: Идеолог - это потому что я ни на чем играть не умею.

Мария Любичева: На баяне.

Алексей Отраднов: Исключительно на баяне, аккордеоне и металлических ложках.

Мария Любичева: Песня была написана весной этого года, у нас вышел сингл, он назывался "Секс-бомба", и она туда вошла. Она не раз исполнялась на разных площадках, открытых и закрытых, и проблем никогда не возникало. У нас Алексей - автор практически всех текстов "Барто", но иногда я пишу, и «Готов» - это мой текст.

Дмитрий Волчек: Я бы не хотел всю беседу посвящать одной песне, но раз мы начали с нее, Мария, давайте расскажем нашим слушателям о визите на Петровку, 38. Страшно было? Как с вами говорили - как со звездой или как с преступницей?

Мария Любичева: На Петровке люди сказали, что они узнали о нашей группе только после митинга. Говорили абсолютно нормально, очень вежливо. Люди, которые со мной общались в этот раз, занимались сбором информации, задали вопросы, я на них ответила. Они все запротоколировали и сказали, что мне следует ждать до конца месяца результаты экспертизы.

Дмитрий Волчек: Автограф не просили?

Мария Любичева: Нет, но сказали, что обязательно придут на концерт.

Дмитрий Волчек: Где-то писали, что вас спросили, не залитована ли эта песня. Действительно так сказали - залитована? Я это слово 20 лет не слышал, а вы, я думаю, вообще не должны его знать.

Мария Любичева: Нет, я слышала это слово. Я любила русский рок в подростковом возрасте и, конечно, помню все те истории, читала, следила за ними. По поводу литовки текстов я была очень удивлена. Спрашивали, был ли мой текст залитован организаторами митинга перед тем, как я пошла его исполнять на грузовике.

Дмитрий Волчек:
Сейчас вы ждете результаты экспертизы. Кто эксперты – это вам не сказали, конечно?

Мария Любичева: Сказали, что два эксперта, которые имеют отношение к отделу по борьбе с экстремизмом, и предварительно уже есть мнение, что в этой песне есть экстремизм и, в частности, разжигание между двумя социальными группами. Мы пытались выяснить, что это за две социальные группы, нам ответа не было.

Дмитрий Волчек: Объясню нашим слушателям, что речь идет о двух строчках из песни, которые звучат так: "Я готова. А ты готов поджигать по ночам машины ментов?". Но песня эта не про поджоги и не про ментов, а о любви.

Алексей Отраднов

Алексей Отраднов: Нас действительно интересовала любовь людей экстремальных - Бонни и Клайда, или как в фильме Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". Людей, которые находятся в конфликте с социумом. В России богатая история такого рода людей - народовольцы и прочие. Нас этот аспект интересовал, как эти люди общаются между собой, что они друг другу говорят, что они чувствуют, песня была об этом.

Мария Любичева: Что для них чувства, собственно говоря, и доказательства их любви друг к другу. Так получилось, что нас слушает оппозиционная молодежь, а не те, которые поддерживают движение "Наши" и прочие проправительственные организации. Понятно, что эта песня им близка, и мы знаем и видим, как эти люди живут и чем они дышат. Поэтому материал был оттуда взят в плане отношений этих людей, их чувств. А примеры таких историй есть и на Западе. В песне не указано, что за страна, что за люди, что за демонстрация, что за менты. Когда я песню писала, я хотела написать красивую романтическую историю, но с таким криминальным, может быть несколько радикальным ореолом. Так получилось, что на Пушкинскую площадь стараниями властей не подвезли звукоусиливающую аппаратуру, поэтому текст прозвучал без музыки. А когда слушаешь музыку и текст, вполне понятно, что песня о любви, и она лирическая.

Дмитрий Волчек: В чем опасность и серьезность этой истории с милицейским разбирательством? Конечно, дело не в одной этой песне, а вообще в тенденции. Сфера художественного творчества много лет была вне поля зрения властей, и вот теперь одно за другим подобные дела - и арест рэппера Noize MC после концерта, и сейчас параллельно с вашим делом развивается дело против журнала "Артхроника". А началось несколько лет назад с судов против организаторов выставок "Осторожно, религия" и "Запретное искусство". Государство снова стало судить художественное высказывание. Надо сказать, что воздействие этого вмешательства на артистическую жизнь огромно. Никого не посадили в тюрьму, слава богу, но сам факт обвинения художников и кураторов и признание их вины указал на то, что государство снова берет на себя советскую функцию арбитра в сфере, в которой арбитром может быть разве что святой дух. Вот это очень опасно. И ваша история в этом контексте мне представляется очень важным и тревожным знаком. Не знаю, так ли вы на это смотрите.

Мария Любичева: Да, как раз это и пугает. Речь сейчас идет не о качестве материала этих выставок или о музыке. Речь идет о том, что государство фактически возвращает цензуру. Очень странно, что это возвращается. Россия, которая в девяностых боролась за свободу и за нормальное развитие, а тут на тебе - мы опять возвращаемся к тоталитаризму, к полицейскому государству. Мрачные картины рисуются.

Алексей Отраднов: Художник – это, прежде всего, художник. Это человек, который работает со своей фантазией, с вымыслом, и он вправе создавать те картины, те песни, которые хочет создавать. И эта область не должна быть подцензурна. Если мы посмотрим какие-то западные группы, там гораздо более жесткие песни, "fuck the police" в каждой второй, и никто не видит в этом криминала. Позиция авторов, и бог с ней.

Мария Любичева: И понимают, что это не является прямым призывом. И у нас в песне вообще нет призыва к насилию, если так цепляться за буквы. Но аллегория, абстракция государству нашему и правоохранительным органам непонятна.

Алексей Отраднов: Для нас это, конечно, очень удивительно.

Мария Любичева: Это для нас грустно, а не удивительно.

Дмитрий Волчек: Вот что неприятно еще в этой истории. Я смотрел дискуссии в интернете и вижу, что многие всерьез пишут: вот они же призывают жечь машины ментов, так пусть отвечают за свои слова. То есть вообще люди не понимают художественного высказывания, не понимают, что песня, стихотворение или картина (как в случае с выставкой "Осторожно, религия") - это не статья в газете и не листовка, что существуют метафоры, что поэзию нельзя понимать буквально. Вы следите за этими дискуссиями в интернете, какие у вас впечатления?

Мария Любичева: За дискуссиями я не очень слежу, но мне достаточно много пишут в мой блог комментариев. Я очень приятно удивлена тем, что неадекватных или негативных комментариев просто минимум. То есть за все это время, может быть, я пару комментариев получила такого рода, что типа давайте, жгите или подожгите свою машину, какие-то такие вещи, мне кажется, не очень нормальные. Возможно, в других блогах дискуссии идут, но мне просто некогда отслеживать, не очень интересно, потому что я пишу музыку, занимаюсь творчеством. Понятно, что мы группа андеграундная, клубная, но, тем не менее, конечно, выхлоп какой-то есть, бывает позитивный, бывает негативный. Когда выходишь на сцену, ты готовишься к тому, что тебя кто-то похвалит, кто-то не поймет или начнет проявлять негативную реакцию. Поэтому я совершенно спокойно к таким вещам отношусь. Единственное, что я могу сказать: люди, побывавшие внутри ситуации, на собственной шкуре каким-то образом испытавшие воздействие власти, они практически единодушны - они, во-первых, понимают, о чем песня, и, во-вторых, понимают, что это придирки и идет очень плотное завинчивание гаек. Понимают, что это не просто с нами история, а это история о свободе творчества и свободе слова в России. Нам было очень приятно, что большинство нас поддержало. Пишут у себя в блогах, ставят ссылки, очень много звонят, приглашают на интервью, публикуют в различного рода изданиях - от газет до сайтов небольших.

Дмитрий Волчек: Я должен признать, что в студии Радио Свобода не часто бывают панк-музыканты, работающие в стиле электроклэш. Точнее, вообще никогда не бывают - вы первые. Так что мне хочется, чтобы вы рассказали о своих взглядах. Я знаю, что вы интересуется политикой, что вы левые или даже ультралевые. Но ведь это очень расплывчатое определение, потому что Геннадий Андреевич Зюганов - левый и какой-нибудь европейский активист Фронта Освобождения Животных тоже левый, а между ними пропасть. В чем левизна вашей левизны?

Мария Любичева: Мы, безусловно, за свободу животных. Но мы интересуемся не столько политикой, сколько социальной стороной российской действительности, в песнях отражаем социальную сторону.

Алексей Отраднов: Действительно группа возникла как некий ответ на то, что происходило в обществе, то есть на культуру потребления. Первый альбом вообще был посвящен гламуру и так далее. И многие это поняли, многим это понравилось. Нас на начальном этапе поддержал Артемий Троицкий, который стал издателем первого и второго нашего альбома, сейчас готовится третий. Второй альбом стал более политически окрашенным. Опять же это была реакция на ту систему властных отношений, которая сложилась в России. Систему отсутствия конкуренции во власти: то, что есть один человек, за которого все голосуют. Это ненормально, потому что демократия может развиваться только при условии конкуренции. Если ее нет в любой сфере, если есть монополия на власть, то власти нет смысла делать что-то лучше, ей не с кем соревноваться и не перед кем отчитываться. И в этом смысле показательна та акция, в которой мы приняли участие, которая получила такой широкий резонанс – акция в защиту Химкинского леса. Наш коллега, музыкант Юрий Шевчук, который в ней принимал участие, правильно отметил, что Химкинский лес – это некая метафора. То есть мы все живем в Химкинском лесу, в этой системе отношений, когда государство может делать то, что считает нужным. Захотели проложить дорогу через лес, никого не спросили, все молчат. И этот митинг стал таким опытом (и приятно, что знаковые фигуры приняли в нем участие), который показал, что общество является силой, которая тоже может иметь право на какое-то высказывание, на какое-то мнение. И нас интересуют, прежде всего, такие вещи, то есть мы не ассоциируем себя ни с какой из политических партий, мы - музыканты, которых волнует происходящее.

Дмитрий Волчек: Алексей, вы писали, что акция в защиту Химкинского леса может стать "куском льда, на котором поскользнется наш полковник". Я поясню для слушателей, которые не знают этой песни, что это отсылка к группе "Гражданская оборона", только там был лед под ногами майора. Предположим, что полковник поскользнулся, что дальше, как вы видите будущее?

Алексей Отраднов: Мы говорим о том, что власть примет во внимание те силы, которые она сейчас не принимает во внимание, она все-таки будет вынуждена построить диалог.

Мария Любичева: Как показала действительность, полковник надел коньки и поехал дальше.

Алексей Отраднов: Это другой вопрос. Мне на память приходит один из моментов нашей российской истории – когда был принят закон о монетизации льгот. Тогда, вы помните, вышли на улицы сотни и тысячи пенсионеров, перегородили движение, и власть потерпела поражение. Поразительно, что пенсионеры стали единственной силой, которая как-то смогла на что-то повлиять.

Мария Любичева: Конечно, после десяти сытых лет, когда у всех есть хорошие квартиры, машины и более-менее обеспеченное будущее, выходить на улицу ради каких-то призрачных свобод как минимум странно для обычного человека.

Алексей Отраднов: Со своей стороны мы понимаем, что Химкинский лес – это не самая глобальная проблема в России, это 99,9% людей не волнует, они не имеют отношения ни к Химкам, ни к лесу. Но, тем не менее, почему-то этот эпизод стал знаковым для современной России.

Дмитрий Волчек: Мы сейчас снова вступаем в период турбулентности, как в начале путинского правления. Смотрите: теракты, расколы элит, сейчас трения между Кремлем и мэрией московской - одна из главных тем этой недели. Такое возвращение в 1999 год. Маша сказала, что десять сытых лет было, но проблемы не были решены, а только заморожены. И ваше поколение должно делать выбор, как решать проблемы, которые не решил полковник. Интересно, что это будет за решение.

Алексей Отраднов: Это очень большая проблема, потому что на сегодняшний день в России нет оппозиции, которая могла бы предложить альтернативный вариант развития, предложить какую-то программу и главное - она не пользуется поддержкой общества, таких фигур, к сожалению, нет. Вот мы общались с Шевчуком и Троицким, они говорят, что не видят альтернативных политических фигур, за которыми можно было бы пойти.

Мария Любичева: К сожалению, многие политические фигуры, которые представляют нашу оппозицию, в глазах общества дискредитированы тем или иным образом: может быть, правительством, может быть, своими поступками, но доверия к ним мало. Я с точки зрения обычного обывателя говорю, что доверия к оппозиции еще меньше, чем к правительству сейчас. К тому же оппозиция, которая есть сейчас, тщательно давится. Любые митинги, даже санкционированные. Этот митинг на Пушкинской площади - он же был санкционирован, почему организаторов забрали в милицию? На каком основании? Взяли, забрали, и то же самое со мной происходило.

Алексей Отраднов: Но, тем не менее, молодежь становится более политизированный. Если пять лет назад никто ни о чем не думал, все было хорошо, то сейчас то, что на митинг выходят тысячи человек, уже показывает, что люди задумываются. И если они будут думать дальше, то я думаю, что что-то изменится.

Дмитрий Волчек: Вы знаете о том, как завершилось сейчас расследование аварии на Ленинском проспекте: топ-менеджер ЛУКОЙЛа признан потерпевшим, а виновницами милиция сочла погибших женщин. Вот, собственно, с этой истории и с песни Noize MC началась волна политизации новой музыки и довольно аполитичной среды, которая вас слушает. Верно?

Мария Любичева:
Можно и так сказать.

Алексей Отраднов: Это был один из наиболее ярких моментов, который обнажил глубину проблематики, что существует разрыв между обществом и властью, и власть может делать то, что ей удобно, причем на глазах у всех. Помните, было у этого клипа сотни тысяч просмотров, то есть все понимают, что виноваты не женщины.

Мария Любичева: Удивительные исчезновения записей.

Алексей Отраднов: Тем не менее, всем в глаза говорится, что женщины виноваты. Как на это реагировать? Непонятно.

Дмитрий Волчек: Самая ваша популярная песня до песни "Готов" называется "Скоро все грохнется". Там другое слово, но я из ханжества и из страха перед Петровкой 38 заменил на более литературное. Я и узнал о существовании вашей группы благодаря этой песне о финансовом кризисе. Но пока ваш прогноз не оправдался. Как вы думаете, скоро ли грохнется?

Мария Любичева: В тот момент, когда песня была выпущена, прогноз был более чем оправдан, все падало, перспектив завершения экономической ситуации не было. Поэтому песня получила такой резонанс.

Алексей Отраднов: В ней есть юмористический задел…

Мария Любичева: Она не просто к конкретному моменту, она также об обществе потребления, о человеке, который готов ради ощутимых благ пахать.

Алексей Отраднов: Герои этой песни – менеджеры, которые работают в офисе, получают несколько тысяч долларов, им хорошо живется, и вдруг для них жизнь закончилась, начались массовые увольнения, а у них огромные кредиты, ипотеки и так далее.

Дмитрий Волчек: Песня юмористическая, как и вообще весь ваш стиль, наверное. Ведь электроклэш - это насмешка над синтипопом.

Алексей Отраднов: Да, конечно, это насмешка над синтипопом с точки зрения музыки, аранжировок и с точки зрения проблематики.

Дмитрий Волчек: Я сказал, что редко бывают на нашем радио новые музыканты, но вот не так давно у нас в гостях был Арсений из группы “Padla Bear Outfit”, и мы назвали передачу "Хипстеры на марше несогласных". А вы - хипстеры?

Мария Любичева: Мы, безусловно, не хипстеры. Мы несколько иное поколение, все-таки хипстеры лет на 10 моложе, чем мы. Замечательно относимся к Арсению, знаем его, знаем по питерским совместным концертам. Это очень харизматичный человек. В принципе Арсений - исключение из общей массы хипстеров. Хорошо, что он появился сейчас, в этот момент. Потому что, если говорить о хипстерах, то это люди, которых волнует в большей степени мода, музыка, дизайн, но не гражданское общество, не собственная страна. Так уж есть. Если посмотрите на всяческие издания хипстерские, журналы, порталы, то это очевидно.

Алексей Отраднов: То, что Арсений появился – это, может быть, симптом какой-то.

Мария Любичева: Этот пласт начнет шевелиться все-таки.

Дмитрий Волчек: Судьбу гражданского общества мы с вами обсудили. Расскажите, как вы видите будущее своей группы. Вы уже сказали, что закончили работу над новым, третьим альбомом.

Мария Любичева: Будущее очевидно в том плане, что мы будем продолжать заниматься музыкой, что бы там ни произошло, будем писать песни. У нас уже есть идеи по поводу четвертого альбома. Сейчас пока надо выпустить третий, и будем играть концерты в поддержку третьего. Единственное, что могут быть какие-то проблемы: даже если все закончится быстро и мирно с Петровкой, я думаю, что просто так нас не оставят в покое. Уже обещали, что будут следить за концертами. Поэтому как-то это будет влиять, наверное, в виде ограничения наших передвижений, скорее всего, или концертов.

Алексей Отраднов: Уже сейчас есть несколько дат, мы едем в Ригу, едем в Сочи, в Хабаровск, Владивосток с этим альбомом, в Минск. Достаточно плотный концертный график.

Мария Любичева: И традиционно в Питере и Москве будем презентовать, конечно.

Прокуратура не удовлетворила жалобу солистки группы «Барто» , но признала постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела неправомерным. При этом избивший певицу мужчина оказался дважды судимым председателем товарищества собственников недвижимости.

Бездействие полиции

Как писал ранее «Ридус», Мария Любичева , после чего подала заявление в отделение полиции по Московскому району города Санкт-Петербурга.

Напомним, что в ночь с 25 на 26 июня в петербургской высотке на Московском проспекте на солистку группы «Барто» Марию Любичеву, ее мужа и ее двух друзей было совершено нападение, в результате которого певица получила перелом руки и сотрясение мозга.

Нападавшим оказался ранее судимый житель этого же дома, который представился председателем ТСЖ и «человеком из центра».

Причиной конфликта стали якобы алкоголь и табачные изделия, которые, по мнению вахтерши, употребляла Мария и ее друзья. Несмотря на то, что ни того ни другого у них в руках не было, вахтерша пригрозила вызвать полицию, а на деле позвонила некоему Александру Чижикову, который и нанес певице травмы.

Однако через некоторое время певица получила отказ в возбуждении уголовного дела в отношении Чижикова.

Домовой тиран

Как выяснил «Ридус», напавший на Любичеву Александр Чижиков довольно давно уже держит в страхе весь свой дом. Когда певица опубликовала информацию о своих злоключениях, с ней вышли на связь активисты. Позже с ними поговорил и корреспондент нашего агентства.

Однако активисты оказались довольно робкими и предпочли общаться инкогнито.


Мария Любичева

Редакции также удалось выйти на связь и с самим Александром Чижиковым, но он отказался беседовать с нашим корреспондентом, отметив при этом, что знает о «Ридусе».

«Мне не нравится ваше агентство, - заявил глава ТСЖ. - Я не плачу алиментов и про дураков не даю комментов».

Сергей, активист из состава группы жильцов злополучного дома номер 224 на Московском проспекте, настойчиво просивший не называть свою фамилию, рассказал под аудиозапись агентству о поведении соседа, а также о его «предпринимательской деятельности».

В частности, активист поведал о том, как Чижиков систематически фальсифицировал решения общих собраний и другие документы.

«Он постоянно то выбирает какие-то якобы управляющие организации („Ридус“ располагает информацией об этих финансовых махинациях. - Прим. ред.), то выбирает себя председателем товарищества собственников недвижимости, незаконно при этом регистрируя свое товарищество», - заявил Сергей.

По словам активиста, жители дома вполне небезуспешно с ним судятся, но проблема в том, что судебные процессы занимают долгое время. При этом в ходе судебных разбирательств предприятия Чижикова не приостанавливают свою деятельность.

У нас постоянно идут суды по оспариванию его незаконных действий. Все эти суды заканчиваются в нашу пользу, но они все носят очень затяжной характер: в среднем по полтора года каждое дело длится. За это время он спокойно собирает свою финансовую жатву, рассказал активист.

Последний суд, по словам Сергея, закончился вердиктом, согласно которому Чижикову отказали в полномочиях председателя. Вердикт вступил в силу еще в декабре 2016 года, и с того момента Александру было запрещено осуществлять действия по управлению домом.

Но, судя по всему, решение суда никак на Чижикова не повлияло.

Была выбрана новая управляющая компания, но Чижиков до сих пор отказывается встречаться с ее представителями и передавать им техническую документацию.

«Открытый конкурс администрации района по выбору управляющей компании для нашего дома закончился победой государственного „Жилкомсервиса № 2 Московского района“, - пояснил активист. - Однако Чижиков не передает никакую техническую документацию представителям организации и отказывается с ними видеться. О прибытии представителей „Жилкомсервиса“ его предупреждают консьержи, которые не работают на новую управляющую компанию».

Чижиков-террор

В беседе с «Ридусом» активист Сергей акцентировал внимание на двойной судимости Александра Чижикова. По его словам, оба раза его судили за нанесение телесных повреждений.

Нападением Чижикова злоключения Марии не окончились, вскоре она снова попала в больницу

«Последний раз Чижиков ударил одну нашу соседку пенсионерку на очередном собрании жильцов дома. За это он получил несколько месяцев исправительных работ», - поделился Сергей.

Активист рассказал, что вышеупомянутое 51-е отделение полиции в тот момент, так же как и в случае с Любичевой, отказало в возбуждении уголовного дела и отказ пришлось оспаривать:

51-е отделение и тогда отказало в возбуждении уголовного дела, пока РУВД по Московскому району не перенаправило заявление дознавателю в другое отделение полиции.

Первый же раз Александра Чижикова осудили, по словам активиста, за то, что он пробил голову своему соседу по другому адресу.

Жалоба в прокуратуру

Сергей, вышеупомянутый активист дома, в котором было совершено преступление, пояснил в беседе с нашим корреспондентом, что полиция подкрепила свой отказ тем, что Чижиков выполнял свои профессиональные обязанности.

«Полиция посчитала, что этот гражданин выполнял свои функции председателя товарищества собственников недвижимости в этом доме. Но одно с другим (нанесение увечий и „исполнение обязанностей“. - Прим. „Ридуса“) нельзя увязывать, потому что какие бы функции кто-либо ни выполнял, прибегать к насилию недопустимо», - уверен Сергей.

Решение полиции об отказе в уголовном преследовании Чижикова Любичева обжаловала в прокуратуре.

«51-е отделение полиции Санкт-Петербурга, в которое было написано заявление, отказало в возбуждении уголовного дела, у меня есть официальный отказ. 7 июля я написала заявление в прокуратуру, обжаловала этот отказ. Прокуратура пока еще никак не реагировала, но со мной обещали связаться в пятницу вечером, так что время еще есть», - рассказала «Ридусу» 14 июля певица.

Вера Врубель, юрист, представляющий интересы солистки, полагает, что отделение полиции, которое рассматривало заявление Марии, просто не укладывалось в сроки проверки, которая включает опрос потерпевшей, потенциального виновника и свидетелей, из-за чего в возбуждении уголовного дела было отказано.

«По причине того, что полиция не успела вовремя рассмотреть поданное заявление, в возбуждении дела было отказано. Поэтому отделение полиции отправило свое постановление в прокуратуру для проверки законности этого решения. Это абсолютно нормально, это нормальный бюрократический процесс», - подчеркнула Врубель.

Двоякий ответ чиновников

Спустя неделю, 21 июля, жалоба Марии была отклонена. Однако при этом прокуратура постановила, что отказ со стороны полиции в возбуждении уголовного дела был незаконным. Такая вот правовая загогулина.


«Пришел отказ по моей жалобе, но он пришел на основании того, что 51-е отделение полиции неправомерно не возбудило уголовное дело, и будет разбирательство, - объяснила Любичева. - Жалоба не была удовлетворена, потому что она не имела смысла».

По ее словам, полицейские сами попросили проверить прокуратуру свой отказ в возбуждении уголовного дела. «Последняя постановила, что он незаконен», - поделилась Мария. То есть уголовное дело будет все-таки возбуждено.

Вместе с тем неприятности Любичевой продолжились. Певица сообщила, что в понедельник, 17 июля, ее сбила машина, из-за чего она получила еще и перелом ноги.

«В понедельник меня на пешеходном переходе сбил автомобиль. Виноват, соответственно, был водитель, - рассказала солистка группы „Барто“. - С руки гипс сняли - теперь он на ноге».

Барто́ - коллектив, существующий на стыке жанров электроклэш и электропанк. Используя в качестве основы электро-саунд 80-90-х, Барто добавляет ненормативную лирику с ярко выраженным ироничным и социальным подтекстом.

Биография группы

БАРТО feat. трэш-шапито КАЧ - кiсья ересь (PUSSY RIOT cover) чёрная ряса золотые погоны все прихожане ползут на поклоны чтобы святейшего не оскорбить женщина...

"Я включил патриарху Кириллу песню «Барто» «90-е», и на словах «Бритые головы - яйца небриты» старик расплакался." - пишет в «КоммерсантЪ» Олег Кашин.

Группа «Барто» была организована в 2006 году. Она ориентируется в первую очередь на электронную музыку на стыке жанров электроклэш и электро-панк. Тексты песен обладают ярко выраженным ироничным и социальным подтекстом.

После победы в 2007 году в номинации «электронная музыка» конкурса «Museon» музыкальный критик Артемий Троицкий, который был там одним из членов жюри, издаёт на своём лейбле дебютную пластинку группы. Альбом получил высокие оценки в музыкальной прессе. В частности, он был признан лучшим дебютом по оценке журнала «Rolling Stone» и ведущего музыкального портала Zvuki.ru: «Сексапильный анархизм текстов в сопровождении не оставляющего времени на раздумья электроклэша. В итоге имеем - крепкий запоминающийся дебют, хлесткие точные тексты, томно-стервозный вокал, прыгучий танцевальный ритм и правильное настроение. „Барто“ - действительно открытие этого года».

Летом 2008 года «Барто» получили музыкальную премию «Степной волк» в номинации «Дебют года», а осенью того же года были названы лучшим сетевым проект, став лауреатами премии «RMA», учреждённой телеканалом MTV.

Весной 2009 года группа выпустила второй альбом - «Секс, Насилие и Хорошее Настроение». На несколько песен из этого альбома были сняты видеоклипы. Один из них - на композицию «Скоро Всё Ёбнется!» посмотрело более 300 000 пользователей интернета. На премию «Степной Волк 2009» альбом «Секс, Насилие и Хорошее Настроение» выдвигается в 3-х номинациях - альбом года, песня года, тексты.

В 2010 году, помимо диска с ремиксами на «Барто», на лейбле «Союз» выходит третий номерной альбом коллектива - «Ум, Совесть и Честь», включающий в себя купированный вариант композиции «Готов», благодаря которой группа превратилась практически в интернет-мем. В записи пластинки приняли участие гитарист «Мумий Тролля» Юрий Цалер, поэт Лёха Никонов, дуэт «Прохор и Пузо» и другие. Питерский художник Николай Копейкин специально для «Барто» нарисовал 3 картины, которые были использованы в оформлении альбома. «Ум, Совесть и Честь» был выдвинут в номинации «Альбом года» на премии «Степной волк 2011».

В 2011 году начал выходить документальный интернет-сериал о «Барто» «STAR TREK по-русски, или звёздный путь В НИКУДА», повествующий о закулисной жизни группы. «СтарТрек» был тепло встречен критиками и поддержан такими музыкальными порталами, как Zvuki.ru, Fuzz и OpenSpace.

Репортажи о «Барто» выходили на телеканалах НТВ, ТНТ, Рен-ТВ, MTV, Муз-ТВ, СТС и других.

За три года активной концертной деятельности группа дала множество концертов практически во всех крупных городах России от Калининграда до Хабаровска и ряд концертов за рубежом - в том числе в Индии и Таиланде.

В конце июня на участников дуэта «Барто» - супругов Марию Любичеву и Евгения Куприянова - напал некий мужчина, когда они пытались сфотографировать вид с 22-го этажа дома на Московском проспекте. Мария получила перелом правой руки и сотрясение мозга. Полиция не стала возбуждать уголовное дело. Мария обратилась в прокуратуру.

Инцидент произошел в знаменитом «доме-пластине» на Московском, 224: полтора года назад мы об этом здании в рубрике «Где ты живешь». Напавший на участницу «Барто» мужчина оказался председателем ТСЖ, которое за несколько недель до инцидента было ликвидировано по суду . Бывший председатель о произошедшем 25 июня высказался лаконично: «Я не должен комментировать горячечный бред нетрезвого подростка». Редакция также располагает постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором приведены показания мужчины. Из них следует, что он спасал дом, который находится на правительственной трассе, от потенциальных террористов неизвестного ему пола.

Мария Любичева рассказал нам, что именно произошло в тот день в «доме-пластине» и как она будет действовать дальше.

Мария Любичева

участница дуэта «Барто»

25 июня около 22:00 у меня закончился рабочий день на фестивале Geek Picnic. Мы встретились с друзьями и договорились, что пойдем к подруге, которая живет в пяти минутах ходьбы от Пулковского парка. Сама я живу в центре Петербурга и в этих местах бывала всего пару раз (не считая поездок до аэропорта). Мы планировали отдохнуть: на следующий день был мой выходной - до этого я довольно долго работала без выходных.

Мы пришли в дом на Московском проспекте. Дверь в подъезд была нараспашку. Внизу сидел молодой человек. Когда мы уже заходили в лифт, он спросил, к кому мы. Ответили, что к подруге, и поднялись на 22-й этаж. Подруга рассказала нам, что этот дом - первая высотка в Ленинграде. Нам стало интересно. Оказалось, что оттуда открывается классный вид: насколько я знаю, многие ради него туда поднимаются. Балкон на 22-м этаже находится рядом с лифтом, он не был заперт; ни там, ни внизу не было табличек, запрещающих вход посторонним. Мы не поднимались на крышу, не пили, не курили и никакой опасности ни для себя, ни для жителей - ни для кого - не представляли.

Подруга (она собственница квартиры в этом доме) рассказала, что у них сменилась управляющая компания, и люди, которые изображают консьержей, не работают на новое ТСЖ. Мы это обсуждали - и тут вошла некая женщина в очках (мы до сих пор не знаем, кто это). Она сказала: «Молодые люди, покидаем помещение». Мы спросили, кто она, женщина не ответила и пообещала вызвать наряд полиции. Мы сказали: «Вызывайте». Она начала кому-то звонить.

Прошло пару минут. Кто-то из моих друзей (нас было четверо) задал вопрос: «Объясните, почему вы хотите нас отсюда выгнать? Мы бы поснимали и сами ушли». Она сказала: «Сейчас вам объяснят» - и тут открывается дверь лифта, оттуда выходит огромное тело и ударяет моего мужа в грудь и видеокамеру.

Мы очень много снимаем - у нас даже был сериал про «Барто». Используем снятое для видеоарта на концертах, для создания клипов. Камера всегда с собой. Поэтому все произошедшее нам удалось заснять .

Ударив моего мужа, мужчина стал зашвыривать меня и моих друзей в лифт. Я все это видела как в каком-то страшном сне. И тут во мне проснулось возмущение: ведь я ему ничего не сделала! Я спросила: «С какой стати вы себя так ведете?» - и вышла из лифта. Он начал запихивать меня обратно, повалил, ударил - я ударилась спиной и головой... Начала истошно кричать, что он фашист, - не помню почему.

В конце концов он все-таки затащил нас в лифт и спустил вниз. Внизу были жители, они видели, как мужчина грубо вытолкал нас из лифта. А потом почему-то запер в каком-то помещении в холле: мы пытались выйти, а он нас заталкивал обратно, поясняя, что сейчас приедет полиция. Где-то час он нас там удерживал. Говорил, что он «человек из центра», «активный гражданин» и что мы ему не нравимся.

Приехавшему наряду полиции мужчина представился председателем ТСЖ. Но тут есть такой нюанс. После инцидента со мной связались жители дома и рассказали, что он действительно какое-то время был председателем ТСЖ. Однако есть судебное решение от 5 июня о ликвидации этого ТСЖ.

Полицейским мужчина сказал, что мы пили алкоголь (это неправда) и у него есть запись - оказалось, что ее нет. Наряд нас в итоге и освободил: в какой-то момент у мужчины закончились претензии к нам, он ушел вглубь подъезда. А я поехала в полицию писать заявление. Сняла побои в травме: выяснилось, что у меня перелом правой руки и сотрясение мозга.

В 51-м отделе полиции Московского района мне сказали ждать 10 дней. Срок вышел, и по телефону мне сообщили, что в возбуждении уголовного дела отказано, так что я могу забрать официальный отказ. В отказе со слов мужчины написано, что он затруднился определить наш пол - и чуть ли не поэтому ударил. Это очень странно. У меня выбриты виски, выгляжу достаточно альтернативно, но я была сильно накрашена - по моему внешнему виду очевидно, что я женщина. А у моего мужа есть борода, поэтому нетрудно понять, что он мужчина.

Я написала жалобу в прокуратуру. Мой адвокат говорит, что ничего страшного не происходит: 51-й отдел тоже направил свой отказ в прокуратуру, чтобы там оценили, законен ли он.

Я до сих пор в гипсе. Позавчера ходила в травму и мне сказали, что пока рано его снимать - все оказалось хуже, чем выглядело на первый взгляд. Из-за гипса я на две недели почти выпала из рабочего процесса, да и приготовить еду одной рукой практически невозможно: хорошо, что муж помогает. Из-за легкого сотрясения мозга (официально это называется «закрытая черепно-мозговая травма») кружилась голова, случаются провалы в памяти. В общем, это не тот опыт, который я бы хотела повторить.

А мужчина из дома на Московском, как мне рассказали местные активисты, пытающиеся с ним бороться, - рецидивист: в этом году он на общем собрании жильцов напал на пенсионерку - ему присудили общественные работы. До этого якобы проломил голову соседу по другому адресу.

Я не понимаю, почему кто-то считает вправе так себя вести - просто потому, что ему не понравилось, как мы выглядим? И ведь этот мужчина на полном серьезе думает, что он прав. Мне бы хотелось, чтобы это дело дошло до суда и человеку объяснили, что его поведение не просто не полезно для общества, а противозаконно. У нас странно устроено правоприменение: кого-то сажают из-за ерунды, а кто-то бьет других и гуляет на свободе. Такая ситуация мне не нравится.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (орфография и пунктуация сохранены)

Опрошенный по существу проверки гр. Чижиков А. С. пояснил, что 25.06.2017 находился по месту жительства. Около 22 часов 30 минут ему позвонила консьерж дома и сообщила о группе молодых людей из пяти человек, пол которых она назвать затруднилась, которые миновав ее замечания, проникли на территорию дома, после чего поднялись на лифте на 22ой этаж. Данный дом находится в зоне проезда лиц подлежащих государственной защите, находится на контроле у органов государственной охраны. В виду чего от председателя ТСН требуется принятие мер антитеррористической защиты. Поднявшись на этаж гр. Чижиков А.С. обнаружил гр. Любичеву М. С. и ее приятелей, где между ними произошла конфликтная ситуация. Со слов председателя дома компания молодых людей вела себя агрессивно. От молодых людей исходил резкий запах спиртного. На просьбы покинуть территорию дома молодые люди ответили отказом. Произошла конфликтная ситуация. При этом со слов гр. Чижикова А. С. умысла причинить телесные повреждения, кому либо из молодых людей он не имел. Сослался на действия в состоянии крайней необходимости, т.к. действовал для устранения опасности, поскольку все участники находились на балконе последнего этажа дома. Также Чижиков А.С. пояснил, что один из группы молодых людей упал на пол перед лифтом, мешал работе автоматических дверей, нанес несколько ударов ногой в пах, кусал его за ногу и называл «фашистом».