Марина мещерякова оперная певица исполнения. Марина Мещерякова: «Мне всегда приходилось доказывать, что я – это я. Довольны карьерой

Жанр, старый как мир, но все еще способный вызвать вздох восхищения. Особенно когда на сцене две дамы с одинаковыми притязаниями на успех
Лора Клейкомб и Дженнифер Лэрмор в «Капулетти и Монтекки» Беллини

Увидеть в Парижской опере «Капулетти и Монтекки» Беллини можно было только что - триумфальную серию спектаклей в мае - июне отпели Анна Нетребко и Джойс Ди Донато. Данная запись - фрагмент той же постановки, но снятой двенадцать лет назад с двумя другими примадоннами - Дженнифер Лэрмор и Лорой Клейкомб. Меломаны, наверное, до изнеможения могли бы спорить, кто лучше, а мы просто насладимся чарующим пением девушек, пребывающих в зените своей карьеры. Особенно хороша Лора Клейкомб: ее тонкая, стеснительная Джульетта обретает черты прерафаэлитской красавицы. Если Парижская опера когда-нибудь вздумает выпустить этот спектакль на DVD, то всем поклонникам бельканто будет безоговорочное счастье.

Марина Мещерякова и Анна Бонитатибус в «Норме» Беллини

Мало кто бы мог сейчас представить, что эти певицы выступали вместе: Мещерякова честно отрабатывает на ведущих сценах мира крепкий вердиевский репертуар, Бонитатибус же в чести у поклонников барокко. Но в 1999 году судьба столкнула их на сцене неаполитанского театра San Carlo в старом как мир и пыльном спектакле «Норма», и выяснилось, что вместе звучат они восхитительно, делая свои голоса настолько легкими и бесплотными, что кажется - поют два ангела. Анна Бонитатибус вполне регулярно приезжает в Москву, а вот Марину Мещерякову в такой прекрасной форме мы вряд ли еще когда-нибудь услышим, и если услышим, то это будет точно не Беллини, а что-нибудь гораздо более бронебойное.

Мирелла Френи и Кири Те Канава в «Свадьбе Фигаро» Моцарта

Фрагмент из легендарного фильма-оперы Жана-Пьера Поннеля, который, кажется, можно смотреть бесконечно. Здесь сошлось все: фантастический состав исполнителей, изумительная работа дирижера (Карл Бем), постановка, в которой нет ни одного лишнего жеста и ни одной случайной детали - в общем, за один этот дуэт можно отдавать дюжину других «Свадьб Фигаро». Наблюдая за двумя примадоннами, замечаешь, что их голоса, такие разные по фактуре, не слишком сливаются и каждая, по большому счету, ведет свою линию, но каким-то непостижимым образом ансамбль складывается безупречный. Вот что значит мастерство.

Эдита Груберова и Агнес Бальтца в «Марии Стюарт» Доницетти

Последний пример встречи двух примадонн скорее из истории оперных курьезов. Вроде бы этот спектакль - 1989 года производства, а такое ощущение, что родом он из дремучих 50-х. Разыгрывающие двух королев Груберова и Бальтца несколько нелепы в своей серьезности; греческую певицу в роли Елизаветы Английской портят непутевый парик и чрезмерно пышное платье. Поют, впрочем, все великолепно: кроме того, в партитуру Доницетти изысканно вплетен неумолимый голос суфлера, подсказывающий исполнителям текст. В результате не очень понимаешь, что делать, смеяться или плакать.

Синополи отдавал много времени оперному дирижированию. Неоднократно выступал на ведущих сценах мира (Метрополитен, Ла Скала, Ковент-Гарден, Венская Staatsoper). В 1985 году он дебютировал на Байрейтском фестивале ("Тангейзер"), где с тех выступал регулярно, став ярким интерпретатором творчества Вагнера. В этом году дирижер должен был исполнять на фестивале тетралогию "Кольцо нибелунга"...

"Кастраты в опере"

В издательстве "Классика-XXI" вышла в свет книга "Кастраты в опере". Впервые в переводе на русский язык публикуется уникальная книга Эгнуса Хэриота, посвященная самому загадочному феномену в истории западноевропейской оперы. В центре внимания автора - жизнеописания легендарных итальянских кастратов, в том числе скандально знаменитых оперных звезд - Фаринелли, Сенезино, Бернакки, Каффарелли и др. Книга насыщена огромным количеством малоизвестных исторических сведений и анекдотов об их жизни и творчестве.

"Чем были кастраты для истории оперы? - пишет автор предисловия И.Сусидко - что выдвинуло этих странных созданий, составлявших в более давние времена своеобразную касту отверженных, в центр музыкальной культуры, что заставляло церковь многократно осуждать практику кастрации, но на деле привлекать таких певцов в капеллы? Толпы мальчиков ложились под нож хирурга по своей воле или по принуждению. Отчего? Эгнус Хэриот постоянно задается этими вопросами..." И отвечает на них, - добавим мы, - в своем интереснейшем исследовании, читаемом с неослабевающим интересом.

"Великие певцы XVIII века были, - утверждает Хэриот, - в определенном смысле, предтечами Кларка Гейбла и Мэрилин Монро. Их обсуждали, их сравнивали, их критиковали в модных салонах любого уровня, от России до Португалии, от Ирландии до границ Оттоманской империи. Подобной известности достигали и знаменитые певицы, однако вряд ли какая-нибудь из них достигла такой же славы, как, например, Фаринелли".

Редакция сайта планирует еще раз вернуться к этой удивительной книге и опубликовать развернутую рецензию.

"Макбет" в Мариинском театре

18-19 апреля в Мариинском театре состоялась очередная премьера. На этот раз давали вердиевского "Макбета". Над постановкой трудилась шотландская "бригада": режиссер Дэвид МакВикар и художник Таня МакКаллин. За пультом стоял маэстро Валерий Гергиев. В главных ролях (в первый день) были заняты Сергей Мурзаев (Макбет) и Ирина Гордей (Леди Макбет). Как заметил в газете "Время новостей" (от 20 апреля) Глеб Мышкин, постановку отличают условность и лаконизм визуальных средств. Далее он констатирует, что "спектакль похож на большинство современных постановок Шекспира в драматическом театре. Скорее всего его ждет легкая гастрольная жизнь с Гергиевым и скучные мариинские будни без главного героя".

Геннадий Рождественский - 70 лет

4 мая 2001 года исполняется 70 лет Геннадию Николаевичу Рождественскому. Этот юбилей маэстро встречает на посту Генерального художественного директора Большого театра. Полвека назад молодой дирижер впервые переступил порог этого театра, а в 1965-70 гг. был его главным дирижером. Тогда его вступление в должность ознаменовалось двумя важнейшими спектаклями: первыми постановками на русской сцене опер "Человеческий голос" Ф.Пуленка" и "Сон в летнюю ночь" Б.Бриттена. В 1974-85 гг. Рождественский - главный дирижер Московского камерного музыкального театра. И здесь он начал свою деятельность с блестящей премьеры - оперы "Нос" Д.Шостаковича. Историю этой постановки и прихода дирижера в театр ярко описывает в своей книге "Моя жизнь - опера" художественный руководитель Камерного театра Б.Покровский.

Творческий путь Рождественского хорошо известен. Работая всю жизнь с ведущими оркестрами страны и мира (БСО Всесоюзного радио и телевидения, Королевский стокгольмский филармонический, Би Би Си и др.) маэстро никогда не забывал оперу. Среди его постановок: "Борис Годунов" (1970, Ковент-Гарден), "Волшебная флейта" (1986, Париж), "Мазепа" (1992, Стокгольм), "Евгений Онегин" (1996, Глайндборнский фестиваль) и др.

На пороге нового века он принял непростое решение - возглавить Большой театр, стать его художественным руководителем. Уже в скором времени мы увидим его первую работу в новом качестве - оперу "Игрок" С.Прокофьева (1-я редакция). Будем надеяться, что эту постановку ждет успех, который так необходим коллективу главной сцены страны, переживающему ныне не лучшие свои времена.

Концерт Марины Мещеряковой в Москве

28 апреля в Большом театре состоится сольный концерт Марины Мещеряковой. Последние годы певица живет за рубежом, где успешно выступает. На сайте Большого театра можно подробнее познакомиться с ее творческой биографией.

Партнером Мещеряковой по концерту будет итальянский тенор Марио Маланьини (р. 1959), менее знакомый отечественным любителям оперы. Он дебютировал в 1984 в Бергамо. В 1986 исполнил партию Альфреда в Ла Скала. Выступает в театрах Германии и других странах. Поет в операх Верди (Радамес, Исмаэль в Набукко, Форесто в Аттиле, Ричард в "Бале-маскараде"), Пуччини (Рудольф, Каварадосси, Пинкертон) и др.

В программе концерта арии и дуэты из опер Беллини, Доницетти, Россини, Верди, Пуччини, Гуно. Дирижер Александр Ведерников.

Марина Мещерякова. Фото – Вадим Шульц

Заслуженная артистка России, оперная дива, член жюри телевизионного проекта «Большая опера», основатель продюсерского центра MStage в Вене Марина Мещерякова о карьере, судьбе и уроках жизни.

— Марина, мало кто приглашает на интервью к себе домой, особенно в Вене. Вы же предложили поговорить именно тут. Признаться, меня это удивило…

— Мое пролетарское прошлое (смеется) и 16 лет проживания в общежитии рушат все венские традиции. Друзья и знакомые с удовольствием приходят ко мне домой и на завтраки, и на ланчи, и на ужины, останавливаются тут, так у нас заведено.

— Одна из ваших подруг рассказывала, что вы, еще будучи студенткой, подарили ей глиняную фигурку с надписью «От будущей солистки Большого театра». Вы с самого начала были уверены, что эта сцена будет вашей?

— Наверное, то, что отпускаешь в воздух, возвращается. Большой театр – это как первый поцелуй: навсегда остается в памяти. Никогда не забуду свой приезд в Нью-Йорк. В 93 году мы, будучи уже солистами Большого театра, получали 150 рублей, времена были тяжелые.

Когда меня привели в Линкольн-центр, я увидела «Метрополитен-опера» и сказала: «Я буду здесь петь». Не потому, что я такая самоуверенная и настолько любила себя в своем творчестве, но я почувствовала, что это мой дом. Стремление работать в этом театре материализовалась не сразу, через годы: я победила в нескольких конкурсах, продолжала брать уроки, ходила на прослушивания.

В 90-е годы это было очень непросто. Когда живешь в общежитии, то мечтаешь о лучших условиях, но свои первые контракты я спускала на обучение: ездила к пианистам, с которыми приходилось заниматься стилем, языком, репертуаром и вообще ментально меняться.

— Что именно было важно поменять ментально?

— Я – исконно русский человек из Волгограда. Мою прабабушку звали Агафья Феоктистовна, бабушку – Марфа Васильевна – это корни, которые уходили в Русь, в Волжскую степь. Для меня Москва казалась потолком достижений. Моя мама работала на фабрике, папа был электриком, но при этом они любили искусство и вкладывали в меня время и деньги.

После Училища искусств, которое я окончила как пианистка, мы приехали в Москву поступать на вокальное отделение, не имея ни одного урока по вокалу, то есть что Господь дал, то и было. Мама думала: «Ну что за профессия – певица?», а когда познакомилась с моим педагогом Еленой Ивановной Шумиловой, человеком удивительно скромным во всем: в одежде, в манерах, в поведении, спокойно отпустила.

Я окончила консерваторию с красным дипломом и по конкурсу поступила в Большой театр. В 93 году друзья, оказавшись в Нью-Йорке на одной вечеринке, подошли к Личе Альбанезе и дали ей мою кассету. Она послушала и сказала: «Пришлите мне ее сюда». Это был переломный момент для меня, потому что я уже пела в Большом театре весь первый репертуар. Казалось бы, вот она слава! Но я полетела к Личе, не имея в кармане ни одного цента.

— Что для Вас стало откровением в Америке?

— Я – солистка Большого театра и мне казалось, что сейчас откроются все двери. Вдруг я поняла, что нахожусь на начальном этапе своей жизни и карьеры. Выяснилось, что в мировом репертуаре не нужны ни «Жизнь за царя», ни «Царская невеста» – это все для России. А если хочешь петь в мировых театрах, надо понять, что необходимо на рынке.

— Вы прожили у Личи Альбанезе четыре месяца. Как строилось обучение?

— Лича не сидела рядом со мной как коуч, все наше обучение было в процессе жизни. Она готовила завтрак, и пока я распевалась у рояля, Лича, слушая меня из другой комнаты, говорила, что не так. Мы ходили по итальянским клубам, она знакомила меня с семьей Тосканини. При своей простоте Лича Альбанезе достигла огромной высоты благодаря таланту и всегда говорила: «Драматизм не в голосе, драматизм в слове».

— Вас называют вердиевской певицей…

— 15 партий. У меня было много белькантийской музыки и Верди в том числе. Две оперы, которые прошли красным кумачом по всей моей карьере: «Дон Карлос» Верди и «Норма» Беллини. Для меня стало огромным достижением спеть оперу «Симон Бокканегра» с Клаудио Аббадо на фестивале и затем отправиться с ним в большое турне по Италии. Это был один из серьезных моментов моей карьеры.

Вообще в моей жизни были очень необычные контракты: «Вива ля мамма» Доницетти, «Жанна д’Арк», запись «Альзира» Верди, одна из ранних его опер в белькантийском стиле, наверняка многие даже не знают, что это.

— Кто для Вас стал любимым партнером по сцене?

— Сергей Ларин. Наверное, потому что он – русский человек и с ним всегда было легко общаться. К сожалению, его больше нет с нами. Мы с ним пели и «Дон Карлоса», и «Норму».

— Вы много раз выступали на Зальцбургском фестивале. Для любого оперного певца это огромное испытание, потому что там публика не стесняется отпускать «бууу», если артист им не по нраву. У Вас в жизни было это «бууу»?

— Первый раз свое «бууу» я получила, даже не поняв сначала, кому это (смеется). И было это именно на Зальцбургском фестивале в опере «Дон Жуан». Я люблю рассказывать эту историю и совершенно не чувствую себя спевшей плохо. За мной была роль донны Эльвиры, донну Анну исполняла Рене Флеминг, Дона Жуана – Феруччио Фурланетто, Лепорелло – Рене Папе, то есть состав подобрался очень сильный, но постановка была необычной.

Я посмотрела на костюм с мехом от Prada, поняла, что изображать Кири Те Канаву я не могу, и сделала из Эльвиры мадам Грицацуеву. В Зальцбург приезжает очень консервативная публика, при этом она понимает, что идет поветрие осовременивания оперы, но воспринять это она не готова. Когда я вышла на поклон, кто-то кричал «Браво!», кто-то просто аплодировал и вдруг два зрителя стали «букать».

Я вспомнила историю с Каппуччилли в Венской опере. Он уже был в возрасте, не совсем в форме и в прологе дал огромного «петуха». В зале воцарилась тишина, и тут два дурака сверху закричали «бууу». Каппуччилли взмахнул рукой, как дирижер, когда снимает звук, и выразительно произнес: «Я с вами совершенно согласен, но вы послушайте тех, кто сейчас выйдет!». Таких историй очень много в театральном мире.

Когда я рассказала Сереже Ларину, что не могу понять, почему получила свое «бууу», ведь даже критика пришла приличная, он ответил: «Марина, если великую Фрэнни в “Богеме” освистали, что говорить о нас!».

— Сложно не принимать такое близко к сердцу.

— Сложно, потому что это происходит публично. Начинаешь проживать момент, но со временем понимаешь, что все проходящее, а ты остаешься со своим пением, голосом, видением, с тем, что у тебя заложено Богом и родителями. Нельзя ломаться.

Бэла Руденко, которая очень тепло ко мне относилась, сказала простую вещь: «Вот ты поешь Джульетту. Кто она – девочка в белом платьице? Нет! Ты должна выйти на сцену, у тебя клыки, а на них – кровь твоих соперниц. Только с таким внутренним ощущением первенства нужно петь. И если это есть, ты создашь любой образ». Это правильно! Только с чувством, что ты можешь то, чего не могут другие, есть шанс чего-то добиться. Я проехала весь мир, вспоминая эти слова перед выступлениями.

— Когда я прихожу в Венскую оперу, у меня возникает ощущение поточного производства. И часто встает вопрос качества спектаклей при том, что «Венская опера» – это бренд.

— Так бывает всегда, когда театр репертуарный. Это значит, что есть 50-60 опер, которые нужно прокрутить в течение сезона. Естественно, исчезает качество самого спектакля, ты просто впрыгиваешь в него за два дня, наряжаешься в образ и работаешь с тем, что у тебя заложено внутри. Много раз было, когда на сцене ты в первый раз слышишь оркестр, а надо еще думать о том, куда положить реквизит, в какую сторону сделать шаг. Я не могу передать этот стресс. Мой дебют в любом хорошем театре – это впрыгивание. Судьба давала шанс, а я говорила: «Да!». Мне всегда приходилось доказывать, что я – это я.

— Когда за плечами огромное количество ролей во всех мировых театрах, когда вы – на обложке главного оперного журнала, когда наконец 24 раза занавес поднимается после «Нормы», потому что зритель не отпускает… В какой момент наступило ощущение «потолка»?

— Для меня это было внутреннее падение. Я пела в «Метрополитен-опера» один из любимых спектаклей «Луизу Миллер». Моим партнером был Нил Шикофф, дирижировал Джеймс Ливайн, это был огромный успех. И вдруг я поняла, что сделала все, что умею. У меня было три контракта одновременно и ни минуты времени, чтобы побыть одной, а это очень важно для артиста. Не было уставшего голоса, лишь состояние, когда ты выпотрошен и делаешь все механически.

— Но ведь уйти со сцены, когда все еще собираешь сливки своей карьеры, сможет не каждый. Как вы решились?

— Становишься более зрелой. Приезжаешь в один театр, во второй и так много раз, потом наступает момент, когда понимаешь, что жизнь – это не только пение, она сама по себе прекрасна. Мы много общались с Димой Хворостовским об этом. Он говорил мне: «Как ты можешь не петь?». Я отвечала, что всему свое время и уже хочу делать что-то другое.

Я с большим уважением отношусь к своим коллегам, поющим до зрелого возраста, но назвать это тем пением, которое было раньше, я не могу. Уходит то, что свойственно молодости, – эластичность связок, амбициозность, желание покорить мир. И ты это видишь уже по тому, как человек выходит на сцену. Не надо забывать, что пение – это все-таки гормональный процесс, особенно у женщин.

В 46 лет я узнала, что жду второго ребенка. Беременность, конечно, стала откровением, потому что на несколько лет вперед уже были подписаны контракты, которые пришлось приостановить, но я поняла, что все это неспроста. После родов я попросила полгода, затем год, затем еще полгода, а потом мне уже не захотелось никуда уезжать от сына. Когда ты становишься матерью в 20 лет – это одно чувство: впереди весь мир, все великие театры. Но когда ты все их прошел и не по одному разу, то…

— Как раз для тех, кто только начинает свою оперную карьеру, есть проект «Большая опера», где вы были членом жюри. Как вы относитесь к тому, что это рафинированное искусство превращается в шоу?

— Для многих классика – это люди, живущие в замке из слоновой кости, но мир настолько ушел технологиями вперед, что мы не можем больше так существовать. То, что телевидение завоевало огромную аудиторию и у молодого певца есть шанс одновременно появиться в разных точках мира, – это потрясающе. Конечно, существует масса проектов для шоу-бизнеса, я не большая их сторонница, потому что там, где начинается шоу-бизнес, заканчивается искусство. Но мы живем в такое время, когда без этого «блюда дня» невозможно, и глупо отвергать эту данность. То, что появилась «Большая опера», на мой взгляд, – прорыв.

— Вместе в вами в жюри был и Дмитрий Бертман, основатель театра «Геликон-Опера». Вы много и тепло о нем говорите и знаю, что именно в честь него назвали своего сына.

— Дима – мой друг, брат, соратник, ангел-хранитель! Я счастлива, что он всегда и во всем меня поддерживает. Это выдающаяся личность! Он не просто создал уникальный театр, он собрал вокруг себя отзывчивых, добрых, интеллигентных людей. В сегодняшнем злом мире, где каждый вытесняет другого, вдруг появляется оазис нравственных ценностей и хочется дальше что-то делать. Я за то, чтобы хорошие люди объединялись.

— И вы решили начать это объединение вокруг собственного продюсерского центра?

— Я люблю людей, общение, люблю дарить свою необычность. Владимир Атлантов однажды мне сказал: «Если у тебя есть силы для борьбы, ты будешь бороться, если у тебя есть силы для чего-то другого, ты найдешь это другое». И одним из этих проявлений стал продюсерский центр MStage.

В октябре мы устраиваем выступление Сергея Юрского, он будет читать стихи, затем привезем «Кофейную кантату», которая идет в «Геликон-опере», в декабре ждем Светлану Крючкову, феврале Чулпан Хаматову с постановкой «Уроки музыки» и многое другое.

Мне важно выстроить все так, чтобы это было особенно, чтобы каждое представление превратилось в совместное переживание того, что происходит на сцене. Я хочу, чтобы проекты, которые мы делаем, разделялись со мной внутренне и соответствовали моему ощущению мира.

ТБИЛИСИ, 10 окт - Sputnik. Солистка Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З. Палиашвили Марика Мачитидзе попала на российский телепроект "Большая опера 2016" и блестяще выступила в первом туре.

"Большая опера" - это единственный профессиональный телевизионный конкурс молодых оперных исполнителей, организованный телеканалом "Россия К". Основная его цель — открыть новые имена талантливых вокалистов и помочь им обрести популярность.

Грузинская певица прекрасно исполнила партию Гавот Манон из оперы Жюля Массне "Манон" — все четверо членов жюри сказали девушке "да".

В этом году в судейскую четверку входят российский театральный режиссер, художественный руководитель московского музыкального театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман, выдающаяся румынская певица-сопрано Нелли Миричоу, бельгийский оперный певец Аксель Эферэт и российская оперная певица Марина Мещерякова.

Кроме отличного исполнения Марики Мачитидзе, члены жюри отметили и потрясающий наряд грузинской певицы: Марика пела в красном латексном платье, на голове исполнительницы были перья такого же цвета.

"У вас просто очень красивый виноградный солнечный голос. Я хочу сказать, что видно абсолютно сразу, что вы очень талантливый человек. Что вы не просто красивая, а вы темпераментная, вы вышли в этом потрясающем костюме. Я хочу сказать спасибо художникам по костюмам, потому что это действительно очень красиво", — отметил Дмитрий Бертман.

Кроме того, Бертман сказал, что любой режиссер с удовольствием бы поработал с Марикой. Поскольку, по его словам, девушка очень отзывчивая и радостная, что очень важно для артиста.

Но кроме комплиментов Марике Мачитидзе члены жюри адресовали и несколько замечаний. В основном девушке посоветовали не завышать интонационно ноты. Девушка с замечанием согласилась и сказала, что очень волновалась во время номера.

"Вы очень хорошо поете на французском языке, и я все понял. У вас красивый, теплый тембр, очень хороший, богатый тембр. Я увидел Манон на сцене. В этом небольшом эпизоде вы смогли, причем в отсутствии хора, сделать роль живой и создать персонаж", — заключил Эферэт.

Всего в рамках проекта состоится 12 туров, и соответственно в проекте принимают участие 12 участников из Грузии, России, Узбекистана, Беларуси, Армении, Литвы и Казахстана.

Финал запланирован на 26 декабря, на сцене Большого театра. Победителя в прямом эфире выберут телезрители с помощью смс-голосования. Все программы "Большой оперы — 2016" будут транслироваться в эфире телеканала "Россия К" каждую субботу в течение трех месяцев.

Кастинг проекта "Большая опера" Марика Мачитадзе прошла виртуально. Из-за трудностей визового режима между Россией и Грузией исполнительница не смогла приехать в Москву, поэтому прослушивание певицы состоялось посредством записанного девушкой видеообращения.