Литературная игра-викторина «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Сказка – ложь, да в ней намек

Тора не пишет о нашем, материальном мире. Хотя на поверхностный взгляд кажется, что это сборник исторических рассказов. Дело в том, что два мира – духовный и материальный – существуют как бы параллельно и связаны причинно-следственной зависимостью. Это значит, что в нашем мире – мире следствий – ничего не произойдет, пока соответствующее явление не произойдет в его «корне» – в духовном мире. Все происходящее в нашем мире – это отражение, следствие того, что происходит на духовном уровне.

Сегодня глава «Балак».
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы, беседует известный сценарист и кинорежиссер Семен Винокур.

– Наша глава рассказывает о ненавистниках Израиля Балаке и Бильаме.

– О посланниках Творца! А что касается Бильама, он – великий пророк.

– Вот что интересно – многие главы Торы названы именами тех, кто не любит Израиль, – «Балак», «Корах». Нет глав «Моше», «Аарон». Даже главы «Авраам» нет.

– Но мы знаем немало отрицательных персонажей, которые сыграли большую роль в истории. Историю человечества движут именно они.

– Они? Больше, чем Моше?

– Конечно! Положительные персонажи нужны затем, чтобы реагировать на отрицательные явления. Отрицательные «герои» всё творение будоражат, и развитие идет только благодаря этим т. н. «ангелам» Творца. Сказано: «Я создал злое начало и дал Тору для его исправления».
Значительные события в нашем мире управляются «серьезными» людьми – начальниками, полководцами, политиками. Конечно, они никакой роли не играют сами по себе: у них нет свободы воли. Их роль, – как в театре, где все определяет режиссер. Это силы, которыми управляет Творец.

– И Вы бы именами таких, как Сталин и Гитлер, называли этапы истории?

– А в истории и остаются только их имена. Кого мы помним с древности? Навуходоносор, Тит, Герострат. Кто бы помнил Герострата, если бы он не поджег храм? Так только и можно попасть в историю. В ней оставляют след лишь вспышки эгоизма на фоне его ровного горения. А сколько надо усилий хорошим людям, чтобы их запомнили!

– Давайте начнем комментировать нашу главу. Перед нами царь Моава Балак. И вот что пишет Тора:

/2/ И УВИДЕЛ БАЛАК… ВСЕ, ЧТО СДЕЛАЛ ИЗРАИЛЬ С ЭМОРЕЯМИ. /3/ И ИСПУГАЛСЯ МОАВ НАРОДА ЭТОГО ВЕСЬМА, ИБО ОН МНОГОЧИСЛЕН, И ОПОСТЫЛЕЛА МОАВУ ЖИЗНЬ ИЗ-ЗА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ.

– Как мы уже не раз говорили, Тора пишет не о нашем мире, а о желаниях, свойствах, состояниях человека или народа на пути его духовного подъема. И здесь сказано о «многочисленности» евреев не в смысле их количества, а о силе народа, стремящегося к Творцу (Исра-Эль), к объединению, «как один человек с одним сердцем». В таком виде евреи действительно сильны.

– То есть под многочисленностью подразумевается мощь объединения.

– Совершенно верно.

– А почему «опостылела Моаву жизнь из-за сынов Израиля»?

– Именно объединения не хочет «народ Моава» – те желания человека или те части народа, для которых объединение непереносимо. Им методика единения кажется угрожающей.

– Причина сегодняшней ненависти антисемитов – та же?

– Нет, сегодняшняя ненависть – не та. Тут, в Торе, – противостояние между духовными силами во время духовного подъема. А сегодня – ни евреи не понимают, за что их ненавидят, ни народы мира не понимают, за что ненавидят евреев.

– Моав – это что такое?

– Сила эгоизма разделяется на семь «нечистых» сил, символ которых – «семь народов», живших в «Эрец Исраэль» до покорения ее евреями. «Семь народов» могли жить на этой «земле» – в этом желании – только до того, как евреи пришли «завоевать эту землю», – то есть только на том духовном уровне.

– А что значит завоевать Эрец Исраэль на материальном уровне?

– Это может произойти не раньше, чем народ Израиля «завоюет» ее духовный корень. Тогда защищать обетованную землю силой оружия уже не придется.
А причиной разрушения Второго Храма и физического изгнания народа Израиля с этой земли было духовное падение его с уровня любви к ближнему в состояние взаимной ненависти, в эгоизм.

– Давайте вернемся к нашей главе. Балак обратился к Бильаму с просьбой, чтобы он проклял Израиль:

/6/ …ПРОШУ, ПОЙДИ И ПРОКЛЯНИ МНЕ НАРОД ЭТОТ… ВЕДЬ Я ЗНАЮ, КОГО ТЫ БЛАГОСЛОВИШЬ – ТОТ БЛАГОСЛОВЕН, А КОГО ПРОКЛЯНЕШЬ – ТОТ ПРОКЛЯТ”.

Бильам рассказывает Творцу о просьбе Балака… Интересно, как запросто Бильам может обратиться к Творцу!

– Но ведь он – пророк! Сказано, что не было среди евреев пророка, равного Моше. А среди народов мира был такой – Бильам.
Поднимаясь по духовной лестнице, человек уравновешивает две силы – «правую» и «левую», положительную и отрицательную – на каждой ступени. У него как бы две ноги, которыми он опирается поочередно на эти силы, поднимаясь между ними.

– То есть «правая нога» – народ Израиля и Моше, а «левая» – это Бильам и Балак?

/12/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ БИЛЬАМУ… НЕ ПРОКЛИНАЙ НАРОДА ЭТОГО, ИБО БЛАГОСЛОВЕН ОН”.

Ни с чем вернулись посланники к Балаку. И снова Балак просит Бильама:

/17/ …ПОЙДИ, ПРОШУ, И ПРОКЛЯНИ МНЕ НАРОД ЭТОТ!”. /18/ И ОТВЕЧАЛ БИЛЬАМ, И СКАЗАЛ РАБАМ БАЛАКА: “Даже ЕСЛИ ДАСТ МНЕ БАЛАК ПОЛНЫЙ СВОЙ ДОМ СЕРЕБРА И ЗОЛОТА, НЕ СМОГУ Я ПРЕСТУПИТЬ ПОВЕЛЕНИЯ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО МОЕГО…

/19/ А ТЕПЕРЬ… УЗНАЮ Я, ЧТО ЕЩЕ ГОВОРИТЬ БУДЕТ БОГ СО МНОЮ”. /20/ И ЯВИЛСЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ К БИЛЬАМУ НОЧЬЮ, И СКАЗАЛ ЕМУ: “ЕСЛИ ЗВАТЬ ТЕБЯ ПРИШЛИ ЛЮДИ ЭТИ, ВСТАНЬ, ИДИ С НИМИ, НО ТОЛЬКО ТО, ЧТО Я ГОВОРИТЬ БУДУ ТЕБЕ, ТО ДЕЛАЙ”. /21/ И ВСТАЛ БИЛЬАМ ПОУТРУ, И ОСЕДЛАЛ ОСЛИЦУ СВОЮ, И ПОШЕЛ С КНЯЗЬЯМИ МОАВА.

– Осел – «хамо́р» – это «хо́мер» – материя нашей природы. «Женская» ее часть – ослица – самая эгоистичная, получающая ее часть.

– Значит, Бильам еще не потерял надежду, что Творец разрешит ему проклясть Израиль?

– А как было с Аманом? Ему позволили построить виселицу, приготовить себе коня и одежды царские, и вдруг все изменилось! Так и человечеству кажется: «Сейчас что-то сделаем, и все у нас будет!» А потом всё уходит в никуда. Потому что по Замыслу творения эгоизм можно использовать только для движения к альтруизму.

/23/ И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА… С ОБНАЖЕННЫМ МЕЧОМ… И СВЕРНУЛА ОСЛИЦА С ДОРОГИ, И ПОШЛА ПО ПОЛЮ. И УДАРИЛ БИЛЬАМ ОСЛИЦУ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ЕЕ НА ДОРОГУ. /24/ И СТАЛ АНГЕЛ БОГА НА ТРОПИНКЕ… ЗАБОР С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ЗАБОР – С ДРУГОЙ. /25/ И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА, И ПРИЖАЛАСЬ К СТЕНЕ… И ОН СНОВА УДАРИЛ ЕЕ.

То есть пространство сужается.

/26/ А АНГЕЛ БОГА… СТАЛ НА ТЕСНОМ МЕСТЕ, ГДЕ НЕ БЫЛО ПУТИ, ЧТОБЫ СВЕРНУТЬ ВПРАВО ИЛИ ВЛЕВО. /27/ И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА, И ЛЕГЛА ОНА ПОД БИЛЬАМОМ… И УДАРИЛ ОН ОСЛИЦУ ПАЛКОЙ.

– Сначала строгость исполнения законов Природы не чувствуется. Но постепенно она тебя поневоле ведет к Цели творения.
Эгоизм нас завлекает: «Еще немножко, и ты выиграешь!» А потом начинается постепенное «сужение» – и так нельзя, и этак нельзя. Условия сжимаются, и в итоге «ослица» – эгоизм – ложится под тебя, то есть становится только основой, которую ты уже вынужден использовать иначе.
Нас ведут страдания, благодаря которым человечество умнеет. Правда, очень медленно и очень неприятно. Это путь страданий.

– Что это за ангел на дороге Бильама?

– «Ангелом» называются законы, силы природы. Любая сила природы, – например, сила притяжения – называется ангелом.

– Можно сказать, что мы находимся внутри одного закона, закона любви, а всё остальное – его ангелы?

– Да, частные силы – и хорошие, и плохие.

– Почему именно сейчас ангел Творца преградил путь ослице?

– Эгоизм создан для того, чтобы его исправлять, а не для того, чтобы им пользоваться. До поры до времени можно устраивать холокосты и причинять огромную боль и страдания людям, но в исторической перспективе это бесполезно.
До сих пор наш «Бильам» был на уровне обычных человеческих желаний. А сейчас он идет проклясть народ Израиля, т. е. подчинить себе тот уровень желаний, который должен быть направлен на Творца.
Уровень Бильама – это уровень человека, с которым «разговаривает» Творец. То есть он уже понимает, для чего дан человеку эгоизм.
Но даже у человека на уровне Бильама все еще возникают сомнения – а нельзя ли все-таки использовать высший свет, оставаясь в эгоистической природе? То есть чтобы, как в сказке Пушкина, «золотая рыбка была у меня на побегушках».

– Я всегда с тоской думал: «Ну, почему бы не остановиться старухе хоть на дворце?!»

– Это невозможно! Эгоизм не способен остановиться!

– Вот такое было прозрение у Пушкина!

– Вообще в сказках можно найти инстинктивную мудрость, накопленную поколениями.

– «Земля Израиля», к которой они идут, – это состояние, при котором все в народе Израиля связаны теплыми узами дружбы и любви.

– И поэтому проклясть их невозможно и остановить их никто не может?

– Если у них такое намерение, – проклясть их невозможно. Тогда даже отрицательные силы работают на них.

/4/ И ЯВИЛСЯ БОГ БИЛЬАМУ… /5/ И ВЛОЖИЛ БОГ СЛОВО В УСТА БИЛЬАМА… /7/ И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ… “/8/ КАК ПРОКЛИНАТЬ МНЕ ТОГО, КОГО ВСЕСИЛЬНЫЙ НЕ ПРОКЛИНАЕТ? И КАК ГНЕВАТЬСЯ МНЕ, ЕСЛИ НЕ ГНЕВАЕТСЯ БОГ?

– Здесь Бильам уже не просто отказывается проклинать, он уже, повинуясь воле Творца, включается в этот процесс и действует против себя.

– Но Балак не успокаивается:

/13/ И СКАЗАЛ ЕМУ БАЛАК: “ПОЙДИ, ПРОШУ, СО МНОЮ НА ДРУГОЕ МЕСТО… И ПРОКЛЯНИ ЕГО МНЕ ОТТУДА!”.

– Эти силы не могут подпитываться высшей энергией иначе, чем через Израиль.

– /14/ И ВЗЯЛ ОН ЕГО НА ПОЛЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, НА ВЕРШИНУ ПИСГИ, И ПОСТРОИЛ СЕМЬ ЖЕРТВЕННИКОВ, И ВОЗНЕС ПО БЫКУ И ПО БАРАНУ НА каждом ЖЕРТВЕННИКЕ.

– «Каров» в переводе – близко. Жертва – «курбан» – это приближение к Творцу. Балак и Бильам хотят приблизиться к Творцу, – но оставаясь в своей эгоистической природе. Это наша трагедия вселенская! Мы не хотим меняться!

– Так вот, ведет Балак Бильама на вторую горку, и на ней

/16/ …ЯВИЛСЯ БОГ БИЛЬАМУ, И ВЛОЖИЛ СЛОВО В УСТА ЕГО…
/18/ И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ… “/20/ ВОТ, ПОЛУЧИЛ Я повеление БЛАГОСЛОВИТЬ их, И БЛАГОСЛОВЕНИЕ это НЕ ОТМЕНИТЬ МНЕ. /21/ НЕ УВИДЕЛ ПРОВИННОСТИ В ЯАКОВЕ И НЕ ВИДЕЛ ЗЛА В ИЗРАИЛЕ; БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ЕГО, С НИМ… /22/ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЫВЕЛ ИХ ИЗ ЕГИПТА; МОГУЧ ОН, КАК ДИКИЙ БЫК. /23/ ИБО НЕТ ВОРОЖБЫ ПРОТИВ ЯАКОВА И КОЛДОВСТВА ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ…

– Если народ поднимается до уровня «бины» – свойства отдачи, милосердия, – ему ничем навредить нельзя.

– И со второй высоты не удалось проклясть Израиль. Тогда Балак ведет Бильама на последнюю, третью высоту:

/27/ И СКАЗАЛ БАЛАК БИЛЬАМУ: “ПОЙДИ, ПРОШУ, ВОЗЬМУ Я ТЕБЯ НА ДРУГОЕ МЕСТО! МОЖЕТ БЫТЬ… ПРОКЛЯНЕШЬ МНЕ ЕГО ОТТУДА”. /28/ И ВЗЯЛ БАЛАК БИЛЬАМА НА ВЕРШИНУ ПЕОРА…

Снова построили они семь жертвенников и вознесли на каждом по быку и барану. Снова пытаются проклясть Израиль. И снова не получается!

/1/ И УВИДЕЛ БИЛЬАМ, ЧТО УГОДНО БОГУ БЛАГОСЛОВИТЬ ИЗРАИЛЬ, И НЕ ОБРАТИЛСЯ ОН, КАК ПРЕЖДЕ, К ГАДАНИЮ, НО ОБРАТИЛ К ПУСТЫНЕ ЛИЦО СВОЕ.

И тут он увидел все колена Израиля, «и был на нем дух Бога».

– Бильам, это огромное эгоистическое желание, которого нет у Израиля, поворачивает лицо к пустыне, и высший свет начинает через него проливаться на Израиль.

– Через него?!

– Да, через него. Это высокая духовная сила, на уровне пророка. Он раскрывает Творца и благословляет Израиль.

– /3/ И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: “ВОТ РЕЧЬ БИЛЬАМА, СЫНА БЕОРА, И РЕЧЬ МУЖА ПРОЗОРЛИВОГО; /4/ РЕЧЬ СЛЫШАЩЕГО РЕЧИ ВСЕСИЛЬНОГО, ТОГО, КТО ВИДИТ ЯВЛЕНИЕ ВСЕМОГУЩЕГО…

И тут начинается хвалебная песня Бильама:

/5/ КАК ПРЕКРАСНЫ ШАТРЫ ТВОИ, ЯАКОВ, ЖИЛИЩА ТВОИ, ИЗРАИЛЬ! /6/ КАК РУЧЬИ ИЗВИВАЮТСЯ ОНИ, КАК САДЫ ПРИ РЕКЕ, КАК АЛОЭ, ПОСАЖЕННОЕ БОГОМ…
/8/ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЫВЕЛ ЕГО ИЗ ЕГИПТА. МОГУЧ ОН, КАК ДИКИЙ БЫК… /9/ …ВСЯКИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ТЕБЯ – БЛАГОСЛОВЕН, А ВСЯКИЙ ПРОКЛИНАЮЩИЙ ТЕБЯ – ПРОКЛЯТ!”.

Вот так! Благословение вместо проклятья!
А в каком состоянии Вы видите сегодняшний народ Израиля?

– Живет, как весь мир. Он не помнит, что должен реализовать заложенную в нем программу исправления эгоизма. Это его судьба – он должен исправиться сам, а затем исправить все человечество. Никто другой это сделать не может.
Или он будет сам устремляться вперед, ощущая необходимость выполнения Замысла творения, или его будут гнать вперед страданиями.
Как в этой главе. Хоть Бильам и Балак играют неприглядную роль, но они – орудие в руках Творца, которому ничего не остается, как подгонять таким образом свой народ к реализации Замысла.
В идеальном виде мы должны сами все время находить откуда-то силы двигаться вперед. Но мы, к сожалению, не обходимся без внешних понуканий. И сегодня мы видим, как против этого крошечного Израиля, который во многих странах и на карте не показывают, встает весь мир.

– А что мешает миру покончить с нами раз и навсегда?

– Только наше высшее предназначение и управление Творца.
Когда мы начнем двигаться по направлению к духовной Земле Израиля, даже отрицательные силы будут помогать нам. Тогда все проклятья обернутся благословениями.
Мы должны прийти к Третьему Храму! Это когда мы вместе со всеми народами мира поднимаемся и строим духовный Храм.
Возникнет ли он в материальном виде, – я не знаю. Трудно сказать, потому что наш мир со временем пропадет. Он и сейчас существует только в нашем эгоистическом восприятии действительности. А когда последние наши эгоистические желания преобразуются в альтруистические, материальный мир исчезнет из наших ощущений.
И вот к этому состоянию прийти без благословения всех изначально отрицательных сил – невозможно.

– Да?!

– Конечно! А над чем подниматься? У нас есть две противоположные идеологии, которые не могут существовать одна без другой. Без благословения Бильама невозможно было бы двигаться дальше. Нужно это огромное эгоистическое желание и чтобы оно получило благословение от Творца. И это может сделать только Бильам. Моше не может.
Только со свойствами Моше нельзя выполнить всю Программу творения – нет достаточного эгоизма. А подъем к Творцу может быть только над эгоизмом – значит, нужен Бильам. Но со свойствами Бильама и Балака тоже нельзя – не хватает свойства отдачи. Необходимо использовать оба эти свойства.
Гора, «ар» – от слова «ирурим» – «сомнения», «неверие». И гора, на которой будет построено это великое духовное здание, – это гора всех наших сомнений, проклятий, измен и прочих прегрешений. Над всем этим мы построим любовь.

Подготовила Светлана Волчек
Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК).

Когда я была маленькой, мы с мамой шли через кладбище, где кроме фотографий старых людей на надгробиях попадались и молодые, и совсем дети. Тогда я спросила у мамы, почему люди умирают. Она ответила, что умирают они, только если сами чувствуют себя готовыми, только если завершили все дела и близкие готовы их отпустить. Тогда я успокоилась, но как же я плакала несколько лет спустя, когда в автокатастрофе погибли моя бабушка и тётя. Я не готова была их отпустить, они явно не хотели уходить, тётя долго лежала в больнице и боролась за жизнь, и всё же они умерли. Никогда я не чувствовала себя более одинокой и беззащитной.

Несмотря на такой обман, меня никогда не убеждали, что Дед Мороз - некий настоящий живой волшебник, который одаривает всех детей. Я точно знала, что весна приходит не потому, что мы в садике Масленицу сжигали: год от года её втыкали то в остатки снега, то уже в открывшуюся землю. Да и цветок папоротника на Ивана Купалу я точно не надеялась взаправду найти. И всё равно ощущение сказки было со мной, я искренне переживала каждый момент любого праздника, затаив дыхание от чарующего предвкушения, смеялась, волновалась, иногда визжала от восторга, пусть и воспринимала все атрибуты просто как ритуалы, традиции. Родительское «побудь на кухне, Дед Мороз должен пронести подарки на кухню» я воспринимала как кокетство и с радостью включалась в игру.

Подарить сказку ребёнку можно и не обманывая его. Иначе с тем же успехом я могу сказать дочери, что если она весь год будет мыть посуду, то у неё вырастут ангельские крылья. Или что если она будет всегда убирать игрушки, то к ней прискачет единорог. Да, год она проведёт в ожидании чуда, но чуда не случится, и она будет плакать и таить обиду на меня. Это и должен понять каждый ребёнок и взрослый: чудеса - в близких, в тёплых отношениях и в нас самих, а не в чужих волшебниках. С неба чудеса не свалятся, а разочарование от того, что их не будет, намного сильнее, чем радость их предвкушения.

Я не полезу к чужому ребёнку рассказывать о том, что Деда Мороза не существует, это ваше дело, как его воспитывать. Но мне горько видеть, как его травят другие дети: «Ты дурак, что ли? Деда Мороза не существует!» И горько видеть, как он рыдает, понимая, что родители ему наврали. Будьте взрослыми, родители из историй «Обойдёмся без сюрпризов » и «Чтоб жизнь сказкой не казалась ». Даже если вы вырастите ребёнка взаперти в подушечном замке, в обещании, что снаружи его ждут одни пони и облака, мир вокруг не изменится. Рано или поздно вы оставите ребёнка, а он столкнётся с реальностью, вовсе не такой страшной, но ужасной в сравнении со сказочным миром, который вы ему обещали. Совершенно не приспособленный, ваш ребёнок не сможет продолжать радоваться жизни так же успешно, как дети вокруг него, всегда знавшие, что дед Мороз - это такая игра, а не правда.

“Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда.

Например, можно сказать: “Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина.

Во втором утверждении — Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь. “Ложь” и “ложе”, “ложа” — имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или — поверхностное суждение о предмете.

И все же, почему к Сказам применено слово “ложь”, в смысле, поверхностная правда, неполная правда?

Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой.

Т.о., можно сказать, что Сказка — это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), “вытаскивают” Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: “Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что”. Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? — До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

“Урок” у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т.о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Колобок
Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок.

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке.

Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка.

Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.

Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.

Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — “ам”, и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков.

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Для детишек еще пара-другая загадок: Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц) Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце) Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

"Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок" А.С. Пушкин
"Что за прелесть эти сказки!" А.С.Пушкин

Покажите мне сказку, где в русско-народной сказке поп герой===.С.В.С.

Никогда не думал, что вопрос веры в БОГА для взрослого человека может зависеть от героев детской сказки. Это уже предельный примитивизм, языческое восприятие религии и полное отсутствие намёка на духовность.

Ну, хорошо, обсудим факт, что в немногочисленных сказках (я нашёл 5 русских сказок, где говорится о попах), они чаще всего представлены карикатурно – глупыми и жадными. Заметим, что практически во всех сказках цари и придворные, и все богачи также карикатурно представлены, как глупые и жадные. Да и среди простых людей "умных" в русских сказках практически нет, за исключением Прекрасных и Премудрых Девиц, которые спасают дураков и помогают им преодолеть трудности. Встречаются изредка образы умных богатырей, добрых молодцев, калек и мудрых старцев, а также хитроумных и ловких солдат, ну и, конечно «умных» животных, птиц и рыб, деревьев и т.д., которые порой «мудрее и могущественнее» людей.

Глупости и жадности противопоставлены чаще всего не ум и щедрость, а везучесть и чудо. И самый везучий, конечно же, всем известный круглый дурак. Ибо «дуракам везёт». Он и есть – главный герой русских народных сказок. Другим, например, богатырям, принцам, бывалым солдатам повезло меньше. А о прочих и говорить не приходится.

Соответствует сказка реальной жизни? Трудно такое представить. В русской сказке всё парадоксально, карикатурно, как бы перевёрнуто, необычно и чудесно. Сказка, говоря попросту, это – небылица, выдумка, но что-то в них есть, что заставляет миллиарды детей слушать их по сто раз с открытым ртом, и что взрослого человека заставляет порой задуматься.

Все мы помним: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.» (А.С. Пушкин).
Да – ложь, да – небылица, да – выдумка. Да, нельзя переносить сказочные ситуации в жизнь, также как характеристики нарицательных героев. Далеко не все цари и попы – глупы и жадны, и не все лягушки – премудры и прекрасны. Это так.

Но в чём же намёк? Намёк – это неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства. Если в сказке прямо сказано, что поп и царь – глупы и жадны, то здесь и намёка никакого нет. И полный маразм - воспринимать это как непреложный факт. Вы имеете дело с вымыслом, карикатурной зарисовкой. И строить свою жизнь на этом вымысле - глупость несусветная.

Намёк в сказке есть, но он не в очевидном и определённо сказанном. Тем и хороша сказка, что в ней, кромке поэзии и чуда, есть в каждой - свой намёк, своя неразгаданная загадка.