Литераторские мостки. Волковское кладбище - литераторские мостки Литературные мостки

В пешей доступности от метро «Волковская», на территории Волковского кладбища, располагается знаменитый некрополь, именуемый «Литераторскими мостками». Памятник привлекает к себе внимание тем, что является местом погребения множества выдающихся личностей, живших в XIX и XX веке: здесь покоятся писатели и поэты, композиторы и актёры, ученые и общественные деятели. С 1933 года кладбище считается закрытым, однако в редких случаях здесь всё же проводятся захоронения. На сегодняшний день просмотру посетителей доступно более 500 надгробных памятников, представляющих как культурно-историческую, так и художественную ценность.

Чтобы осознать культурную ценность, которую имеет данный объект, необходимо упомянуть, кто похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Историческая справка

Само кладбище было основано в 1756 и предназначалось для малоимущих людей. В течение нескольких десятилетий место было не благоустроено, до некоторых участков было и вовсе трудно добраться ввиду отсутствия каких-либо дорог и тропинок.

История же «Литераторских мостков» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге берет начало в 1802 году, когда здесь был похоронен известный писатель и общественный деятель автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Место расположения могилы неизвестно, надгробие также не сохранилось. Однако информация о захоронении содержится в церковных сводках, и в 1987 году на территории некрополя была открыта соответствующая памятная доска.

Ранние захоронения

Одно из ранних захоронений датируется 1831 годом, когда Антон Дельвиг, друг Пушкина, был похоронен на Волковском кладбище. «Литераторских мостков» на тот момент не существовало как отдельного культурного объекта, да и прах поэта сто лет спустя был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, однако в контексте событий, связанных с формированием некрополя, данное событие должно быть отмечено.

В 1848 году здесь был похоронен известный критик В. Г.Белинский, а в 1861 году - Н. А. Добролюбов. Их надгробия расположены рядом и обнесены общей чугунной оградой. Неподалеку покоится ещё один известный отечественный критик - Д. И. Писарев.

Конец XIX - начало XX века

Позже, ближе к концу XIX века, здесь были похоронены знаменитые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, А. И. Куприн и многие другие. В XX веке, когда некоторые кладбища города решено было перенести или же уничтожить, в некрополь были перенесены останки И. А. Гончарова, А. А. Блока и других ярких представителей отечественной литературы, искусства, науки. В некоторых случаях, однако, были перевезены лишь памятные знаки, но не сам прах покойных.

Несмотря на то, что объект культурного наследия называется «Литераторскими мостками», на Волковском кладбище похоронены также ученые, революционеры, представители различных профессий, снискавших славу и уважение в своей сфере деятельности. Здесь покоятся знаменитые врачи, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, создатель периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеев, путешественник и этнограф Н. Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио А. С. Попов.

В 1935 года объект вошёл в состав Государственного музея городской скульптуры.

Как добраться

Ближайшей станцией метро, с которой можно добраться до некрополя, является «Волковская». Вопроса, как добраться до «Литераторских мостков» Волковского кладбища, возникнуть не должно: сразу по выходу из метро можно увидеть захоронения на противоположной стороне дороги. Искомый участок, где располагается некрополь, находится в северной части кладбища. Соответственно, чтобы достигнуть цели, посетителю потребуется обогнуть его по периметру, идя вдоль ограды по Касимовской улице, переходящей в Камчатскую.

Другой способ - выйти на станции метро «Обводный канал» и сесть на автобус под номером 74, идущий до требуемой точки назначения. Потребуется проехать 7 остановок, финальная точка маршрута будет располагаться по правую руку относительно направления движения.

Наконец, можно выйти на станции «Лиговский проспект» и дождаться трамвая под номером 49 или 25. Любой из указанных способов доставит вас к «Литераторским мосткам», а чтобы гарантированно не ошибиться, можно попросить кондуктора оповестить вас о требуемой остановке. Цель поездки в данном случае будет слева.

Режим работы и экскурсии

Культурный объект открыт для посещения в выходные, а также по будням - исключением является четверг, когда музей не работает. Часы работы «Литераторских мостков» Волковского кладбища в летний период - с 10 до 19 в любой из указанных дней. В период с сентября по май пропуск на территорию осуществляется с 10 до 17 часов.

Кроме того, существуют различные экскурсии, в ходе которых посетители могут не только посмотреть на места упокоения великих, но и узнать многое об их биографии, а также истории самого некрополя, значительно более интересной, чем может показаться на первый взгляд.

Стоимость билета при самостоятельном посещении составляет всего 100 рублей, а для категорий граждан, имеющих льготы - 50 рублей. Стоимость экскурсий может варьироваться в зависимости от продолжительности и начинается от 1000 рублей. При этом по четвергам, когда «Литераторские мостки» Волковского кладбища закрыты для самостоятельного посещения, экскурсионное обслуживание проводится в обычном режиме.

Для получения справок или бронирования экскурсий можно воспользоваться телефоном, указанном на официальном сайте.

В заключение

Неизвестно, почему некрополь был назван «Литераторскими мостками», ведь последнее прибежище нашли здесь представители самых разных профессий. Однако в посещении данного места есть что-то поэтическое - турист окунается в атмосферу не кладбища, но объекта культурного наследия, хранящего память о нескольких сотнях известных и даже выдающихся личностей, оставивших свой след в истории.

Понимание того факта, что в этой земле покоятся люди, чьи имена мы знаем и любим по книгам с детства, чьи труды двигали вперед отечественную и мировую науку, порождает желание узнать больше об их биографии и об истории родной страны. «Литераторские мостки» Волковского кладбища представляют собой неотъемлемую часть облика города и хранят память о людях, чьи имена достойны памяти и уважения будущих поколений.


Свою историю некрополь, расположенный между Расстанной улицей и Монастыркой, ведет от небольшого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, которое когда-то располагалось в Московской Ямской слободе. Это кладбище было основано в 1719 году и упразднено в середине 18 века по распоряжению самой императрицы, которая любила бывать на народных гуляньях в Ямской, но не любила в праздничный день лицезреть располагавшееся там кладбище, навевающее грустные мысли.
Современное Волковское кладбище было учреждено по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году. Свое название кладбище получило от деревни Волковка, существовавшей задолго до основания не только самого кладбища, но и Санкт-Петербурга. Упоминание об этой деревне встречается в писцовых книгах Ижорской земли 1640 года. Финское название деревни - Сутиила или Сютила - значит примерно то же самое, что русское название, и указывает на то, что в этой местности до строительства города было много волков. Согласно историческим документам, даже в 18 веке стаи голодных волков нередко нападали зимой на скот и жителей деревни.

Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило, но с каждым годом на нем хоронили все больше и больше людей, у родственников которых не было денег на дорогие погребальные обряды. Поскольку на содержание Волковского кладбища денег почти не выделялось, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали, а захоронения большей частью имели стихийный характер. Места для могил выбирали родственники, и поэтому копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, следуя принципу "там, где захотелось". Этим объясняется современный вид старинной части кладбища, которое больше напоминает дикий парк, чем упорядоченный некрополь. На Волковском кладбище всего несколько дорожек, и те, кстати, были устроены гораздо позже, при реконструкции кладбища.

В конце 18-начале 19 века на Волковском кладбище было построено несколько церквей. Первой была сооружена деревянная церковь Спаса Нерукотворного в 1759 году. А в 1777 году была воздвигнута деревянная церковь "в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме", которая через пять лет сгорела от пожара. В 1782-1785 годах была построена новая каменная Воскресенская церковь, автором проекта которой стал замечательный архитектор И. Е. Старов. До революции в этой церкви хранился целый ряд произведений искусства и дорогая церковная утварь.


Второй по времени возведения каменный храм - церковь Спаса Нерукотворного. Первоначально проект храма разрабатывал архитектор В. И. Беретти, но затем строительство было передано зодчему Ф. И. Руска, который значительно переработал и упростил первоначальный замысел.
На деньги купца П. И. Пономарева на Волковском кладбище была построена третья каменная церковь, которую в народе называли просто Пономаревской. Автором ее также стал Ф. И. Руска, который, по сути, в архитектуре новой церкви повторил в малых размерах свою предшествующую работу. Изначально церковь хотели осветить во имя Успения Божьей Матери, так чтобы она с двумя другими храмами составила "тройственный символ Христовых надежд: смерть, или успение, воскресение и Спас - спасение". Но потом решено было освятить церковь во имя Всех Святых, для того чтобы "ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения".


Четвертым каменным храмом стала церковь Святого Иова, построенная на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа. Проект церкви разработал молодой архитектор И. А. Аристархов, который скончался во время строительства. Архитектор был похоронен в одном из приделов церкви.

В 18-19 веках Волковское кладбище было одним из крупнейших в Петербурге. По причине вечной сырости и грязи кладбищенские дорожки мостили досками - так называемыми "мостками". Во второй половине 19 века северо-восточная часть кладбища стала традиционным местом погребения выдающихся деятелей литературы и искусства и потому была названа "Литераторскими мостками".

В 1920-1930 годах территория кладбища значительно сократилась. Были уничтожены многие надгробия и памятники, часть захоронений, представляющих определенный исторический и художественный интерес, (захоронения И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина) была перенесена на Литераторские мостки.

На Волковском кладбище сохранилось много старинных мемориальных памятников и семейных склепов. Но поскольку за Волковским кладбищем сохраняется статус действующего, с каждым годом старинных захоронений становится все меньше, а на их месте появляются современные строгие надгробия из серого гранита и черного мрамора.
На Волковском православном кладбище похоронены: поэты В. С. и Н. С. Курочкины, архитектор К. А. Тон, композитор и скрипач Н. Я. Афанасьев, книготорговец И. В. Сленин, хирург Н. А. Вельяминов, историк и филолог А. А. Шахматов, биохимик и физиолог В. Я. Словцов и другие.

В 18-19 веках мифология Волковского кладбища была связана главным образом с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники оставили на кладбище не погребенными.
В современной же мифологии Волковского кладбища большое место отведено вождю мирового пролетариата, чьи родственники были похоронены на Литераторских мостках. В начале 1990-х годов начали активно обсуждать предложения о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучше Литераторских мостков в Петербурге трудно представить.
20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалось ложной. Но для того чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

-Литературные мостки

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893) Русский поэт-лирик. Основные мотивы лирики Апухтина - грусть, разочарование, недовольство жизнью. На его стихи написаны романсы: "Пара гнедых", "Ночи безумные", "Когда так радостно в объятиях твоих...", "Волшебные слова любви и упоенья...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета", "День ли царит" и др. В 1890 г. Апухтин обратился к прозе - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского". Известно, что А. Апухтина связывала долгая дружба с П.И. Чайковским, написавшим на его стихи несколько романсов. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) Русский писатель, литературный критик, публицист. Сотрудничал в журнале "Телескоп" (1833-36), "Отечественные записки" (1839-46) и "Современник" (1847-48). В статьях 1840-х гг. в условиях цензурного гнёта в завуалированной форме доказывал необходимость глубоких социально-политических преобразований, уничтожения крепостничества и самодержавия. Наиболее ярко эти идеи отразились в письме к Н. В. Гоголю (июль 1847), которое широко распространялось в списках (впервые опубликовано А. И. Герценом в "Полярной звезде", 1855). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Дмитриев Иван Петрович (1915 - 2003)

Советский актёр театра и кино,родился в городе Вышний Волчок. С 1936, после окончания Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, - актер Ленинградского театра Комедии, с 1940 - театра Краснознаменного Балтфлота, с 1948 - актер Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1973 - академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Народный артист СССР (1980). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Янсонс Арвид Кришевич (1914-1984) Дирижер.Играл в оркестре Рижской оперы. Параллельно брал уроки дирижирования у Лео Блеха и в 1944 впервые встал за дирижёрский пульт. Вскоре Янсонс получил место дирижёра в Латвийской опере, а после завоевания второй премии на Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1946 возглавил симфонический оркестр Латвийского радио, с которым работал в течение шести лет. В 1952 стал одним из дирижёров симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с которым выступал не только в СССР, но и за границей. Нередко Янсонса приглашали дирижировать зарубежными коллективами, в частности, Токийским симфоническим оркестром. С 1965 активно занимался также педагогической деятельностью, давая мастер-классы в Германии, Финляндии и Швеции, в 1972—1984 заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории. Умер от сердечного приступа во время концерта, дирижируя оркестром Халле.
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Шварц Исаак Иосифович (1923 - 2009)

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), народный артист России (1996),лауреат Государственной премии России. Автор симфонических произведений, а также музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

Б.Т.Штоколов - Народный артист СССР (1966), Народный артист России (1962), Заслуженный артист РСФСР (1958), лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий.

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Чапыгин Алексей Павлович (1870-1937) Русский писатель, автор исторических романов, рассказов о крестьянском быте, об охоте. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Бенуа Леонтий Николаевич (1856-1928)Архитектор, педагог. Академик архитектуры (1885) и действительный член (1893) петербургской Академии художеств. Сын Н.Л. Бенуа, брат А.Н. Бенуа. Строил в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и др. городах. В 1910-1913 г. вместе с М.М. Перетятковичем, Ф.Е. Енакиевым, Н.Е. Лансере, создал проект преобразования Петербурга (не реализован). По его проектам построены: церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном (1892-1901); русская капелла в Дармштадте (1897—1899); собор Александра Невского в Варшаве; доходный дом 1-го Российского страхового общества в Москве (1905-1906) - соместно с А.О. Гунстом; Дворец выставок - западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге (1914-1919) - совместно с С.О. Овсянниковым; ряд банков на Невском проспекте; Зал заседаний Гос. совета в Мариинском дворце (1907-1908); Клинический институт акушерства и гинекологии Д.О. Отта; и др. Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896-1908, по проекту Д.И. Гримма). Л.Н. Бенуа преподавал в Академии художеств (профессор с 1892; в 1903-1906 и 1911-1917 г. также ректор Высшего художественного училища при Академии художеств), Свободных художественных мастерских (профессор с 1918), в Рисовальной школе ОПХ (1879-1884) и Институте гражданских инженеров (1884-1892, 1920-1927) /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Берггольц Ольга Федоровна Берггольц Ольга Федоровна(1910-1975) Писательница, поэтесса. Окончила в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты «Советская степь», редактором «комсомольской страницы» газеты ленинградского завода «Электросила». Писала лирические стихи, повести, пьесы, рассказы для детей и юношества. В декабре 1938 году была арестована и 149 дней провела в тюрьме. В годы блокады 1941-1944 г. Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде, работала на Ленинградском радио, где читала свои стихи, поддерживая дух блокадников. Именно тогда прозвучали её поэмы "Февральский дневник" и "Ленинградская". Слова О. Берггольц "Никто не забыт и ничто не забыто" высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища. Произведения О. Берггольц: "Углич" (1932; повесть), "Глубинка" (1932; сборник очерков, написанных в Казахстане), "Стихотворения" (1934; сборник лирики), "Журналисты" (1934; повесть), "Ночь в "Новом мире" (1935; сборник рассказов), "Зерна" (1935; повесть), "Книга песен" (1936; сборник), "Февральский дневник" (1942; поэма), "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" (1942; сборник), "Памяти защитников" (1944), "Они жили в Ленинграде" (1944; пьеса; написана совместно с Г. Макогоненко), "Твой путь" (1945), "Ленинградская симфония" (1945; киносценарий; совместно с Г. Макогоненко), "Говорит Ленинград" (1946 сборник выступлений по радио в блокадном Ленинграде), "У нас на земле" (1947; пьеса), "Первороссийск" (1950; поэма), "Верность" (1954; поэма о Севастопольской обороне 1941-1942) и др. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) Русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, морфолог. В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию. Заведуя кафедрой психиатрии Казанского университета, создал в 1885 г. первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике. С 1893 г. - профессор Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где заведовал кафедрой нервных и душевных болезней, с 1897 г. - женского медицинского института. В 1908 г. основал в Петербурге Психоневрологический институт. С 1918 г. - директор Института по изучению мозга в Петрограде. Основал журнал "Неврологический вестник" (1893). Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией. Открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д. Для описания сложных форм рефлекторной деятельности предложил термин "сочетательно-двигательный рефлекс". Описал ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Скончался 24 декабря 1927 г. в Москве. В некоторых публикациях высказывается предположение, что учёного отравили. Тело В.М. Бехтерева кремировали. Первоначально прах был погребен в здании Психоневрологического института в Ленинграде, но позднее его перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.


Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища, где находится церковь Воскресения Христова, сооруженная в начале 1780-х гг. На "Литераторских мостках" - около 500 надгробных памятников. представляющих значительный исторический и художественный интерес. Одним из первых известных литераторов, похороненных здесь, был А.Н.Радищев (†1802).. Могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву", была утеряна еще в прошлом веке. В 2003 г. в память писателя был установлен типичный для начала XIX в. памятник. В 1848 г недалеко от р. Волковки, на участке именуемом «Натрубные мостки» был похоронен публицист-демократ В.Г.Белинский. Через тринадцать лет в одной ограде с Белинским похоронили 26-летнего литературного критика Н.А.Добролюбова, а еще через семь лет, в 1868 г., рядом был погребен публицист Д.И.Писарев. Близ дорожки, ведущей к этим могилам, в течение 2-й пол..XIX - начала XX вв. были похоронены многие известные деятели русской культуры либерально-демократического направления. Название «Надтрубных мостков» сменилось на «Литераторские» .
В 1935 г. некрополь "Литераторские мостки", стал филиалом Государственного музея городской скульптуры. В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены выдающиеся деятели науки, культуры, искусства.
Писатели: Н.С.Лесков, Г.И.Успенский, М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Д.Н.Мамин-Сибиряк, О.Ф.Берггольц Д.В.Григорович, Л.Н.Андреев.

Поэты: А.Н.Апухтин, С.Я.Надсон, А.А.Блок, М.А.Кузмин, В.А.Рождественский.

Ученые: физиологи - В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, путешественник, географ - Н.Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио – А.С.Попов, ученый, юрист, писатель – А.Ф.Кони, химик – Д.И.Менделеев.

Композиторы: С.М.Майкапар, В.П.Соловьев-Седой, В.А.Гаврилин.

Артисты: Е.А.Лебедев, В.В.Меркурьев, Ю.В.Толубеев, Е.И.Тиме-Качалова, И.О.Горбачев, Н.К.Симонов, оперные певицы – С.П.Преображенская., Г.А.Ковалева.

Артисты балета: А.Я.Ваганова, А.Я.Шелест, Н.М.Дудинская, К.М.Сергеев. Режиссеры: Г.М.Козинцев, А.А.Брянцев, Н.П.Акимов.

Архитекторы, художники, скульпторы: Н.А.Троцкий Л.А.Ильин Л.В Шервуд, Е.Е.Моисеенко, М.К.Аникушин, Е.С.Кругликова, К.С. Петров-Водкин. И многие другие.

В некрополе похоронены также участники политических движений: Г.В.Плеханов, Г.А.Лопатин, П.Ф.Якубович.

На «Литераторских мостках» находится мемориал семьи Ульяновых.

В некрополе «Литераторские мостки» можно проследить развитие отечественного мемориального искусства.
Памятники выдающимся петербужцам-ленинградцам - творения известных скульпторов: М.Л.Диллон, И.Я.Гинцбурга, М.М.Антокольского М.К.Аникушина, М.Т.Литовченко, С.А.Черницкого.

устраивайтесь поудобнее, рассказ о Литераторских Мостках займет определенное время, но он несомненно достоен внимания истинных тафофилов...

для начала немного истории:

Литераторские мостки являются частью Волковского кладбища и располагаются в его северо-восточной стороне. Это кладбище было основано в 1756 году по указу Сената и названо по располагавшейся рядом Волковой деревне (в то время эта территория находилась за чертой города). Название "мостки" происходит оттого, что в 18 веке на кладбище было довольно грязно и на дорожки между могил укладывали доски - мостки. Существовали Цыганские, Немецкие, Духовные мостки и другие. Вообще, в 18 веке на Волковском кладбище хоронили преимущественно крестьян и городскую бедноту. В 1802 году здесь был похоронен опальный литератор А. Н. Радищев (к сожалению, могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву" была утеряна еще в 19 веке). В 1848 году на так называемых Надтрубных мостках был погребен известный литературный критик В. Г. Белинский , в 1861 году рядом с ним похоронили Н. А. Добролюбова , а в 1868 году - Д. И. Писарева . Так была создана традиция хоронить литераторов вблизи могилы Белинского. Рядом с дорожкой, ведущей к этим могилам, впоследствии были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры, науки, литературы и искусства 19-20 веков.


В 1850х годах проведена перепланировка некрополя. Постепенно название "Надтрубные мостки" сменилось на "Литераторские", которое затем распространилось на всю прилегающую территорию кладбища.

С 1933 года кладбище официально считается закрытым, однако редкие захоронения здесь проводятся и в наше время. Так, например, здесь был похоронен М. В. Маневич - глава комитета по управлению государственным имуществом, убитый в 1997 году.

С 1935 года Литераторские мостки является филиалом Государственного музея городской скульптуры, в ведении которого находятся также музейный некрополь Александро-Невской лавры. На сегодняшний день на Литераторских мостках можно увидеть около 500 надгробных памятников, имеющих большую историческую и художественную ценность. В некрополе располагается и погребальное место семьи Ульяновых, где похоронены мать В. И. Ленина и его сестры.

На Литераторских мостках похоронены: писатели и поэты Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, В. Г.Белинский, И. А. Гончаров, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. А. Блок, В. А. Рождественский; ученые В. М. Бехтерев, Д. И.Менделеев, А. Ф. Иоффе, И. П. Павлов, Н. Н. Павлов, А. С.Попов; путешественник-географ Н. Н. Миклухо-Маклай; композиторы П. И. Чайковский, С. М. Майкапар, В. П. Соловьев-Седой; художники и архитекторы И. И. Бродский, А. С. Никольский, А. И. Куинджи, К. С. Петров-Водкин.

Пара легенд/мифов, связанных с кладбищем:


  1. В начале 1990-х годов активно обсуждали предложение о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучшее, чем Литераторские мостки в Петербурге, где похоронены родственники вождя мирового пролетариата, предложить было трудно. 20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалась ложной. Но для того, чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

  2. Растанная улица: в Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Волковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников. На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершими. Поэтому и улица в последствии стала называться Растанной. На улице также находился трактир “Расстанье”, который и мог дать название улице…(via “Легенды и Мифы Санкт-Петербурга” Н.А. Синдаловский)

рассказ rakshas "а о нашем походе:

"Литераторские Мостки, как я уже говорил, понравились нам чрезвычайно. Во-первых, там, как и на лютеранской части Смоленского кладбища, похоронены в основном серьезные люди под солидными надгробиями. Никаких ржавых труб или сгнивших досок, только большие, добротные кресты и внушительные каменные монументы. Во-вторых, там проложены удобные, предназначенные для прогулок дорожки, идти по которым было бы удовольствием даже в обычном дышащем жизнью парке. И в-третьих, за кладбищем организован надлежащий уход, что просто таки совершенно удивительно, особенно на контрасте со Смоленкой. Мусор на кладбище отсутствует как класс, листья и ветки с деревьев собраны в аккуратные кучи и приготовлены к ритуальной кремации вдали от могил. Никаких гопников и бродяг на кладбище встречено не было, вместе с нами прогуливались люди вполне чинного и интеллигентного вида.

Идиллическая прогулка была нарушена только одним неприятным эпизодом, да и тот в результате комичного своего завершения не оставил негативных эмоций.

На Литераторских Мостках мы встретили мента потрясающей степени тупоумия. Мы неспешно гуляли по кладбищу, где, как потом выяснилось, запрещена фотосъемка, периодически снимая красивые надгробия. Остановились возле особо примечательного креста, marielf настроилась его запечатлеть, расчехлила технику и погрузилась в процесс выстраивания гениальной композиции. Я стоял рядом, греясь на солнышке, и обозревая окрестности, и вдруг увидел, что к нам по дорожке бежит, пыхтит и свистит какой-то придурок в фуражке. Я предупредил об этом увлекшуюся marielf , она убрала фотоаппарат, и мы спокойно пошли дальше. Тут "фуражка" таки добегает до нас и закатывает истерику: "Вы что не видите, что я к вам бегу, я к вам обращаюсь, здесь снимать нельзя и т.д.".

Мы совершенно спокойно ему отвечаем, что его видим, снимать прекратили, запрещенность съемки осознали. Однако его, видимо, разозлило наше равнодушие к его персоне, и он сказал что-то в духе: "Ну что ж, будем засвечивать пленку/отбирать фотоаппарат". И тут marielf меня убила. Она достала свой маленький сотовый и на глазах мента с умным видом нажала там пару кнопок, типа она на телефон снимала и теперь удаляет снимки!!! Мент довольно крякнул и ушел. Я стоял в шоке, не веря своим глазам и ушам. Мент же сам видел, как marielf снимала здоровенным фотоаппаратом, к которому была привинчена гигантская вспышка. Честно говоря, никогда не представлял, что бывают настолько тупые люди, что им можно так легко запудрить мозг парой быстрых непонятных фраз и ловкостью рук. Эта история заставила меня предположить наличие скрытых сверхспособностей у одного из смотрителей данного комьюнити."

История кладбища «Литераторские мостки» в СПб

Мемориальное кладбище «Литераторские мостки» расположено во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на северо-востоке . Общая площадь — около 7 га . Здесь покоятся заслуженные российские деятели культуры, искусства, политики и науки. История этого кладбища началась в 1802 году , когда около церкви Воскресения Словущего был погребен писатель А. Н. Радищев (могила не сохранилась), позднее здесь похоронили публицистов В. Г. Белинского и Д. И. Писарева , критика Н. А. Добролюбова , после чего традиция хоронить литераторов рядом с Белинским закрепилась.

Первоначально кладбище называлось «Натрубными мостками» из-за того, что дорожки между могилами были уложены специальными досками — мостками, но после похорон в 1888 году Всеволода Гаршина некрополь получил современное название. В 1935 году «Литераторские мостки» стали филиалом Государственного музея городской скульптуры . На кладбище перенесли останки Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова . К некрополю относится Воскресенская церковь , возведенная в 1783–1785 годах.

Могилы знаменитостей на кладбище «Литераторские мостки»

В 1933 году кладбище получило статус закрытого, однако и в наши дни при сохранении музейного статуса здесь осуществляются похороны выдающихся жителей Санкт-Петербурга . Из захоронений последних лет — актеры Бруно Фрейндлих , Николай Трофимов , режиссер Владислав Пази , композитор Андрей Петров , певец Борис Штоколов .

К «Литераторским мосткам» ведет Расстанная улица. Название свое она получила, предположительно, потому что именно по ней шли родственники вслед за усопшими, расставаясь с ними и провожая их в последний путь.

Сейчас на кладбище находится около 500 надгробных памятников, представляющих историческую и культурную ценность . В 1953 году завершились работы по благоустройству и озеленению территории.

План-схема некрополя «Литераторские мостки» Волковского кладбища

Схема кладбища «Литераторские мостки»

Как доехать и часы работы кладбища «Литераторские мостки» СПб

Как добраться : на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44 от метро «Лиговский проспект» . На трамваях №№ 16, 25 и 49 (остановка «Кожный диспансер»), на автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 от метро «Обводный канал» (остановка «Старообрядческий мост»). На маршрутном такси № К170 до остановки «Старообрядческий мост». Каменные ворота с боковыми калитками, расположенные в конце ул. Расстанной, — это центральный вход на мемориальный комплекс.