Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Раздел: Сказки.
Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».
Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
Развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Задачи урока:
формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Основные понятия урока: сказка, персонаж.
Оборудование : учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», проектор, компьютер,
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Действия учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи. (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: подводящий к теме диалог. | Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II . Актуализация знаний. Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог. Продуктивное задание: дополнение схемы Мотивирующий приём: загадки. | Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? Чем отличается сказка от других жанров литературы? Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? Назовите народные сказки. Дополните предложенную схему. Сказки просят: А сейчас вы, друзья, узнайте нас! 1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле леса, на опушке, 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!... 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? | Это всё сказки. В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д. - «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух». Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь» «Три медведя» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Лиса и журавль» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III . «Открытие нового знания» Способы: диалог, парная работа. Мотивирующий приём: викторина | - Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 4) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Откройте учебник на страничке 66. Но вначале проведём словарную разминку. Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ. Мы познакомились с новыми словами и их значение, которые нам нужно запомнить для дальнейшей работы. | Это лиса. «Теремок» «Заюшкина избушка» «Лисичка со скалочкой» «Котофей Иванович» Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV . Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Конспект урока по литературному чтению Раздел: Сказки. Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк». Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение. Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам. Личностные: - развитие самостоятельности; Развитие навыков сотрудничества. Предметные: Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат; умение анализировать и обобщать Метапредметные: Личностные УУД: Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках. Регулятивные УУД: Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности. Познавательные УУД: Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации Коммуникативные УУД: Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников. Задачи урока: формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом); воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения; Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер. Оборудование : учебник «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер, I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.(организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: подводящий к теме диалог. Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? II . Актуализация знаний. Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог. Продуктивное задание: дополнение схемы Мотивирующий приём: загадки. Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? Чем отличается сказка от других жанров литературы? Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? Назовите народные сказки. Дополните предложенную схему. Сказки просят: А сейчас вы, друзья, узнайте нас! 1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле леса, на опушке, 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!... 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? Это всё сказки. В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д. - «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух». Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь» «Три медведя» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Лиса и журавль» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. III . «Открытие нового знания» Способы: диалог, парная работа. Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров. - Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? 4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. 6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк. Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Но вначале проведём словарную разминку. Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ. Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку. А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер. Это лиса. «Теремок» «Заюшкина избушка» «Лиса и медведь» «Лисичка со скалочкой» «Котофей Иванович» «Лисичка-сестричка и волк» Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову. IV . Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Марина Никишова
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе По теме : «Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк » Интеграция образовательных областей : «Социально коммуникативное, «Познавательное» , «Речевое» , «Физическое» . Задачи приоритетной образовательной области : Познакомить с русской народной сказкой «» ., помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания . Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями. Воспитывать моральные качества : уважение, доброту, честность к другим людям. Задачи образовательной области в интеграции : Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки ; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам . Предпосылки учебной деятельности : Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки , замечать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение, слуховое внимание. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки . Оборудование для педагога : ноутбук, проектор, иллюстрации к сказки (лиса украла рыбу, волк ловит рыбу . Волка бьют жители деревни , волк везёт лису Оборудование для детей : Маски волка и лисы . Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Образовательная область (вид деятельности) (характеристики) Восприятие, Социально коммуникативное, Речевое. Сюрпризный момент, Чтение стихотворения Загадка Вызвать интерес к чтению сказки . Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;. Привлечь детей к активной работе во время занятия . Дети понимают, чем они занимаются по развитиюречи. Дети активны в работе во время занятия . Организационный момент. Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка , стихотворение или рассказ . Жили- были дед и баба, И была у них курочка Ряба. (Сказка ) Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. (Стихотворение) Наступила зима. Выпал первый снег. (Рассказ ) Сегодня мы поговорим о сказках . Ребята, а вы любите сказки ? Какие сказки вы знаете ? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку по картинке и назвать её героев. (показ картинок) Ребята, какие вы молодцы! Конечно есть много сказок о людях , о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку , а о ком она вы узнаете отгадав загадки. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса, а зовут её. (лиса) Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный. (волк ) Кто же герои сказки ? (Лиса и волк ) . Итак, сказка , которую я сейчас вам прочитаю называется «Лисичка- сестричка и серый волк . (чтение сказки ) . ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖЕ» Кто – ни будь из детей выходит из комнаты, пока остальные договариваются, о ком будут отгадывать загадку. Потом они говорят, на что похож тот, о ком они загадали. А вышедший ребёнок должен отгадать загадку. Игра проводиться 3-4 раза Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики) Восприятие Социально коммуникативное, Познавательное. Музыкально – художественное Чтение сказки Сценическое упражнение «Мимика» Театрализованная игра Учить детей играть роли персонажей художественных произведений. Обогащать словарный запас детей, закреплять и уточнять значения слов; Развивать у детей умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалобность) ; Вызывать интерес у детей к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство уважения друг к другу. Дети умеют играть роли персонажей, у детей обогащен словарный запас, дети выражают разнообразные эмоции (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалость, дети участвуют в театрализованной деятельности, доброжелательно относятся друг другу. Воспитатель читает русскую народную сказку «Лисичка – сестричка и волк » . Вопросы по сказке :. Понравилась ли вам сказка ? Кто запомнил, как она называется? Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица) Какой в сказке волк ? (голодный, добрый, доверчивый) Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу? Почему лиса обманула волка ? Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по -доброму., тем более лиса и волк были приятелями . А в какое время года происходит действие сказки ? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно) . А вы боитесь морозов? Тогда давайте с вами поиграем. Физкультминутка. «Я мороза не боюсь» Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко не мороз Тронет щёки, тронет нос Значит надо не зевать Много прыгать и скакать. Заключительная часть (рефлексивный этап) Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики) Восприятие Музыкально – художественная. Чтение Театрализованное представление. Рефлексия Пополнение словарного запаса; развивать диалогическую речь, Дети пополнили словарный запас, развили диалоговую речь. Дети получили позитивные эмоции от занятия . Воспитатель : Ребята, вы помните хорошо сказку ? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки . Что сказала лиса ? Что ей волк ответил ? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники. Воспитатель : Едет лиса на волке . (один за другого держится) и приговаривает. Лиса : Битый небитого везёт. Волк : Что ты мне лисонька говоришь? Лиса : Битый- битого везёт! Волк : Да правильно. Воспитатель : Довёз волк лису до норы , соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что ? Зрители : Смеётся- посмеивается. Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам. Рефлексия : Что мы сегодня делали? Что понравилось?. На примере сказки мы убедились , что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки , чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Вы молодцы! Тема раздела: Сказки. Тема урока: «Лисичка-сестричка и волк». 2 урок. Тип урока: комбинированный. Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки; учиться составлять план текста. Предметные :
Личностные :
Познавательные :
Регулятивные :
Коммуникативные :
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная. ХОД УРОКА
Литература:
|