Лев толстой старик и яблоня читать. Лев Николаевич Толстой. Рассказы для детей

Тема: Л. Толстой. Старик сажал яблони. Другие рассказы.

Цель: прививать любовь к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого.

Задачи:

1) продолжить развивать интерес к личности писателя;

2) развивать умение активно участвовать в обсуждении литературных произведений;

3) продолжать оценивать поведение людей с позиции нравственных норм.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I . Подготовительный этап.

II . Постановка учебной задачи, формулирование темы занятия.

III . Работа по теме занятия.

1) Знакомство с биографией писателя.

Воспитатель показывает портрет Л.Н.Толстого.

Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза- о проницательности, широкая борода- как у доброго дедушки.

Давайте познакомимся с жизнью Льва Николаевича. Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Какое название интересное! «Ясная» - что можно представить себе, произнося это слово? (Ответы детей: солнце, тепло, ясный день.)

Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней».

Отец писателя был графом, матери своей Лев не помнил, ему было полтора года, когда она умерла. Все, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки.

В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.

Маленький Лева любил читать произведения А. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.

Окончив гимназию, Толстой решил продолжить образование, но в университет он поступил только со второго раза, сам серьезно занимаясь подготовкой. Проучившись несколько лет он ушел из университета, самостоятельно продолжил изучать курс юридических наук. После он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым. Он командовал артиллеристской батареей на самом опасном участке при обороне города Севастополя. За доблестную службу он был награжден орденом и двумя медалями.

Уволившись из армии он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.

В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”.

На уроках у дошкольников мы начинаем с рассказа "Старик сажал яблони".

IV . Физкультминутка.

1) Чтение рассказа.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут» .

2)Анализ рассказа.

Ребята, какой поступок совершил старик?

А как мы можем охарактеризовать старика, какой он? (добрый, человечный, щедрый, безвозмездный).

А что значит безвозмездный? (что-то даёт людям и от них не требует ничего в замен)

Давайте прохлопаем это слово по слогам.

А какие еще добрые поступки можно совершить для других людей, не ожидая награды и выгоды для себя? (придержать дверь для следом идущего, расчистить снег перед домом, покрасить бордюры и оградки у подъезда и так далее)

Образовательный момент:

Повторение цикла: яблоко-семечко-саженец-яблоня-яблоко.

V . Рефлексия.

Скажите, с каким рассказом вы сегодня познакомились?

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.


Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Как меня в лесу застала гроза

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.

Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Охотник и перепел

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Старый дед и внучек

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Маленькая мышка

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать спросила:

Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

Два мужика

Ехали два мужика: один в город, другой из города.

Они задели санями друг за друга. Один кричит:

Дай дорогу, мне скорей в город надо.

А другой кричит:

Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

А третий мужик видел и сказал:

Кому скорей надо - тот осади назад.

Бедняк и богач

В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.

Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.

Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.

Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.

И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.

Вчера я рассказывала о пользе сказок для формирования не только речи, но и личности ребенка. И в бб, и жж, в комментариях и в личных сообщениях, мамочки интересовались, что же читать детям, которые уже переросли сказки про колобка, но не доросли до "Волшебника изумрудного города" .

Вообще я иногда наблюдаю интернет-гонку-вооружений: "А я своему годовасу читаю Иллиаду и Одиссею!", " А мой может три часа кряду слушать словарь технологических терминов!". На самом деле очень важно подбирать ребенку книги по возрасту, которые он сможет не "высидеть", а понять и что-то почерпнуть полезное.

Произведения, которые я буду предлагать, довольно короткие, но весь их смысл в последующей беседе , в почве для разговоров, которую прочитанное дает.

И раз уж я заговорила о детской классике, давайте начнем со знакомых каждому советскому ребенку "былей" Льва Николаевича Толстого.

На уроках у дошкольников мы начинаем с рассказа "Старик сажал яблони".


Прочитайте рассказ.

Старик сажал яблони.

Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут» .

Спросите ребенка, какой поступок совершил старик? (добрый, человечный, щедрый, безвозмездный).

Объясните ребенку значение слова безвоздмездный, прохлопайте слово по слогам.

Поговорите, какие еще добрые поступки можно совершить для других людей, не ожидая награды и выгоды для себя: придержать дверь для следом идущего, расчистить снег перед домом, покрасить бордюры и оградки у подъезда и так далее.

Образовательный момент:

Повторите цикл: яблоко-семечко-саженец-яблоня-яблоко.

Развитие воображения:

Предложите ребенку представить, что саженец вырос в прекрасную, крепкую яблоню. Попросите ребенка раскрасить яблоню и нарисовать, кто пришел полакомиться спелыми плодами. Ежик? гусеница? птицы? дети? может быть, целая семья устроила под раскидистыми ветвями пикник?

Проводите время с ребенком ! :)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

НОД для детей

старшей группы

Тема: «Поговорим о доброте».

Подготовила:

воспитатель МБДОУ № 5 "Дубок"

ст. Архангельской

Ушакова О. А.

Тема: «ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ»

Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоцио­нальных состояниях, которые соответствуют этому поня­тию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».

Дети, посмотрите на свои руки! У мальчиков они боль­шие, сильные. У девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товари­ща, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

За что ты, Андрей, любишь свои руки?

Катя, а ты любишь свои руки?

Что за чудо-чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! И скажу вам не тая - Руки всем нужны, друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лечить, Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощути­те тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми по­мощниками.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай настрое­ние по рисунку». Для этого дети выставляют свои рисун­ки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Вопросы:

Какое настроение у мальчика?

Похож ли он на рассерженного?

А как вы догадались, что он сердит?

Какое настроение у девочки?

Почему у девочки хорошее настроение?

А как вы определили, что у девочки веселое настрое­ние?- А как чувствуете себя вы?

Упражнение «Помоги волшебнику».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что злой вол­шебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы - об игрушках, с которыми он иногда любит играть.

1) Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался Зайка, Со скамейки слезть не мог. Весь до ниточки промок.

2) Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу - Все равно его не брошу, Потому что он хороший.

(А. Барто)

У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел ра­зобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторва­ла лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:

Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и по­мочь волшебнику.

(Демонстрация трех портретов девочек с разными выра­жениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

- Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступ­ками:

Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

А эта девочка любит драться, обижать других, она ото­рвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

А эта девочка добрая - всех жалеет.

Упражнение «Выручи из беды». Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.

Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Взрослый обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого лица заменяется соответствующим.) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды ого любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сде­лать им что-нибудь приятное.

Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказ­ку о птицах:

Сказка о птицах

Давно-давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дуп­ле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут-то было...

Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все пти­цы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки - все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Веко­вечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, ког­да кто-то на других не похож!

Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле - мудро­му Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!»

Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей по­мощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радос­ти - какая жизнь?!Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицвет­ном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы не­сказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебни­це. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рас­сыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному опе­рению, потому что подарила Радуга: снегирям - красные перышки, горихвосткам да зябликам - оранжевые, щеглам да иволгам - желтые, зеленушкам - зеленые, а зимород­кам - голубые, сойкам - синие, голубям и горлицам -- фи­олетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка...

По окончании сказки волшебник говорит детям: - Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Ра­дость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне из­бавиться от злости. «Если вдруг я буду злиться, то поста­раюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов:

· станцевать буйный танец;

· потопать ногами;

· рассказать о своих переживаниях.

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони».

Старик сажал яблони. Ему сказали:- Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал:

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

По окончании рассказа взрослый обращается к детям с воп­росами:

Как можно назвать поступок старика? (Добрым, добро­желательным, сердечным.)

Что доброго вы делали другим людям?

Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Ра­дость, умиление, восторг, счастье и т.п.)

Взрослый подводит детей к понятию «добро»: «Доброта - это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное».

С чем можно сравнить добро?

(С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цвета­ми, мамой.)

Волшебники обращают внимание на общее настроение груп­пы: оно очень хорошее, радостное - и предлагают повесе­литься вместе.

Игра « Чунга-чанга»

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где вес радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как ого окружили жители чудесного острова - маленькие чер­нокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были наде­ты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напе­вали:

Чудо-остров, чудо-остров, Жить на нем легко и просто, Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!..

Упражнение «Рисуем музыку». Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музы­ку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского). Волшебники дарят детям на память тарелочку с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знако­мить с новыми друзьями.

Л.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хоте-лось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня по-краснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.


БАБУШКА И ВНУЧКА

Л.Толстой

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

ГРУШИНА КУКЛА

Л.Толстой

У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, и это была её кукла; звала она её Маша. Она взяла эту Машу на руки. «Спи, Маша! Спи, дочка!

Бай, баю, бай».

ВАРЯ И ЧИЖ

Л.Толстой

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

УМНАЯ ГАЛКА

Л.Толстой

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

ГЛУПАЯ ЖУЧКА

Л.Толстой

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

ВОЛК И БЕЛКА

Л.Толстой


Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сон-ного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хо-рошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скуч-но, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и пры-гаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я от-туда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда ска-зала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

ПРАВДУ СКАЗАЛ

Л.Толстой

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

КОТЁНОК

Л.Толстой

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашёл? нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашёл! наша кошка... у неё котята; какие чудесные; иди сюда скорее».

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.


Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «На-зад! назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его собаки — увидели котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испуга-лась собак, закричала и побежала прочь от них.

А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно вре-мя с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс до-мой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Л.Толстой

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съе-дят, мне спасибо скажут».