Лепка индюка из целого куска глины. Лепка на тему «Птицы» в подготовительной группе

Очень известной фигуркой среди дымковских игрушек выступает индюк. Создание такого видного персонажа всегда очень увлекательно, так как получается интересная птица с характером и богатыми украшениями. Именно этим мы и займемся на данном занятии.

Глины размером с кулак хватит на изготовление статного индюка. Чуть больше половины уйдет на тело и хвост, а все остальное может уйти, при желании, на крылья, ноги и украшения.

Всегда стремитесь вылепить большую часть игрушки из цельного, хорошо размятого куска глины - это повлияет на прочность изделия. Отдельно прилепленные элементы всегда рискуют отпасть от основного массива при сушке, обжиге или даже заглаживании.

Я вылепил из одного куска заготовку, состоящую из головы, туловища и хвоста. Можно было бы вытянуть из этого куска глины и ноги, но я подумал, что индюк получится тощим, поэтому ноги сделаю отдельно. Не всегда уместно добавлять глины к взятому уже куску, так как ее придется снова хорошенько промять, а это отнимает время. Я всегда стараюсь изготовить игрушку из первоначально взятого куска, какого бы размера он ни был.

Пропорции утверждены. Теперь нужно придать форму частям тела и правильно установить посадку птицы. Гордая птица держит голову высоко и грудь колесам, возьмем это на вооружение. Когда форма есть, заглаживаем заготовку.

На следующем этапе придадим птице устойчивости с помощью цилиндрических ног, хорошо примазанных и с нечетко выделенными пальцами.

Птица, даже нелетающая имеет крылья, и нашего индюка мы не лишим их. Две лепешки крепятся к спине и после заглаживания декорируются волнистым краем. Придается такой эффект с помощью легкого сплющивания и принудительного изгибания. Не забываем про симметрию.

Хвост обычно отдельная гордость индюка и сравним с хвостом павлина. Но я уделю ему меньшее внимание, так как глины распределил на него изначально меньше, чем телу. Для небольшого увеличения и декорирования я сделал защипывание краев хвоста.

Очень распространенное декорирование - капельки. Так мы украсим перистую грудь птицы. Делаются из глины элементы в виде капель, и прилепляются к изделию, сплющиваясь. Несколько слоев таких перьев нарядно смотрятся на игрушках.

Еще один элемент - лента. Она изготавливается из круглого в сечении жгутика с помощью влажной ткани. Жгутик завертывают в ткань так, чтобы сгиб ткани плотно прилегал с жгутику. Затем пальцем разглаживают жгутик со стороны обратной сгибу ткани. Если все правильно сделать, получится лента каплевидная в сечении, где с одной стороны округлый плавный край, а с другой тонкий. Этот тонкий край и примазывают к изделию. Толстый же, чаще всего, сгибают волнами.

Пустим два таких элемента от клюва к началам крыльев. На голову можно добавить небольшой каплю-хохолок, или даже корону.

Спина мне показалась пустовата, и элементами «капля» я образовал пятилистный цветок. Получилось нормально.

Дополнительно можно украсить и хвост, главное не в ущерб общей картины. Декора всегда должно быть в меру. Помните о том, что все дополнительные элементы добавят хлопот и с окраской будущего изделия.


Конспект занятия по лепке: Тема: «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки).

Цель : Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой , воспитывать эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность движений в лепке .

Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек .

Воспитывать детей на народных традициях, показывать народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

Материалы и оборудование :

1. У учителя : иллюстрации дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.) ; дымковские игрушки по количеству детей ; магнитофон; записи музыкальных народных произведений; глина; дощечка; стека; салфетка.

2. У детей : дощечки, глина, стека, салфетка.

Ход занятия:

Учитель одет в русский народный костюм.

В зале (групповой комнате ) организована ярмарка дымковских игрушек . Входят дети. Учитель созывает :

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте, сюда!

Как у нас ли тары - бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

Играет музыка «Светит месяц» (запись) .

Дети подходят, рассматривают.

Ребята, у вас дома есть игрушки ? Из чего они сделаны? (Резины, пластика, меха, поролона) .

Правильно, современные игрушки сделаны из искусственных материалов. Посмотрите на поднос, что вы видите? (Дымковские игрушки )

Кто знает, почему эти игрушки называются дымковские . (Ответы)

Деревня Дымково

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом ,

Голубые дали.

И село большое

Дымково прозвали .

Кто придумал игрушку ? (Народ)

Из чего она сделана? (Из глины)

1.Учитель : в городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка – свистунья.

Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках .

Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь радоваться всем вместе. Все животные лепились из жгута (показать на игрушке или иллюстрации ход лепки ). Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяли на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой? (гриву или рога, ушки)

Барыню лепили иначе (показать) . Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины из головы, а затем прикрепляли дополнительные детали. Готовые фигурки сушили, затем обжигали в печах.

В давние времена все жители села Дымково зимой готовили игрушки на ярмарку . Какие дымковские игрушки вы знаете ? (индюки, лошадки, свистульки, петухи и курочки и т . д.)

Всю зиму курились – клубились над избами голубые дымки . От того, наверное, и назвали деревню Дымково , а игрушки Дымковскими .

Много труда надо вложить, чтобы игрушки появились на свет . Чтобы она была яркой, красивой, привлекательной. Рождается игрушка три раза . Первый раз игрушку лепят . Потом – обжигают, а затем расписывают. Спрос на игрушки очень велик . И сейчас эти игрушки пользуются спросом . Их покупают на сувениры, они дорого стоят.

Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить для ярмарки игрушку « Индюка » .

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок

Да алеет гребешок.

Рассматривание индюка .

Чем отличается « дымковский » индюк? (У индюка волнистые крылья , длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку для устойчивости фигурки.

На весенней ярмарке было весело (снова включить музыку) . Яркие игрушки , свист, глашатаи, трубящие в золотые трубы, оповещая об открытии ярмарки, сцены народного театра с Петрушкой, трактиры с чаепитием, карусели, веселые игрушки , пляшущий медведь. Все это было на ярмарке – свистунье.

Затем учитель спрашивает у детей :

Что вы испытали, когда увидели ярмарку дымковских игрушек ? (ответы детей)

О чем вы подумали, когда увидели ярмарку? Что понравилось вам? (ответы детей)

2. Давайте поиграем с этими игрушками . Возьмите по одной игрушке в руки , полюбуйтесь на нее, поиграйте, и она вам о себе многое расскажет. Подумайте, что может нам рассказать игрушка . Постарайтесь понять ее . И тогда она вам что-то о себе расскажет.

Кто смог понять игрушку ? (ответы детей, рассказы)

Я тоже играла со своей игрушкой и отметила , что ее поверхность очень гладкая, ее приятно гладить. Это козлик. Он рассказал мне, как его лепили, как украшали с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики, знаки, которыми заклинали древние люди Ярику – солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы, пастбища. А сама фигурка очень пластичная.

Все ставят игрушки .

Физкультминутка

Шел по берегу петух , -шагают

Поскользнулся - в речку бух! -круговые движения руками, сели

Будет знать петух , что впредь - грозят пальцем

Надо под ноги смотреть. –наклон вперёд

Посмотрите еще раз на все эти игрушки . Есть игрушки , которыми играют, а есть те, которыми украшают свое жилище.

Для чего нужны дымковские игрушки ? (ответы)

Обратите внимание на то, фигурки кого лепят в Дымкове ? (животных, птиц, фигурки человека).

Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысячи лет назад, в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Их лепили не для магазинов.

Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных сил, в которые верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Фигурки коней и птиц, петухов, прикрепляют и сейчас на свои дома. Могучие кони – охлупии охраняют кровли северных изб.

Лепили женскую фигурку с детьми – преклонялись Богине земли с близнецами. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась в няню-кормилицу или мать с детьми!

Вот как богат на фантазию русский народ!

Для закрепления знаний учитель в заключение своего рассказа спрашивает детей :

Как называются эти игрушки ? (ответы)

Почему их так назвали? (ответы)

Из какого материала они сделаны? (ответы)

3. Затем воспитатель обращает внимание на лежащую на столах глину.

Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых, ласковых руках превращается в интересные фигурки. Помните, как лепили мастера лошадку? У вас на столах лежит глина. Идите, поиграйте с ней, постарайтесь вылепить фигурки дымковского индюка , которые всегда любили лепить наши русские люди.

Дети садятся за столы и лепят игрушки.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка .

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков . Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк , больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей) .

Итог. - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками , побывали дымковскими мастерами и , вы очень хорошо справились с этой работой!


Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе
Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.
Задачи: «Петух» (Индюк) - Учить передавать детей в лепке образ дымковского петуха (индюка). Упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке
Материал: пластилин, стеки, доски, дымковские игрушки образцы.
М и п: Рассматривание, оценка.
Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.
Ход:
- Дети, а вы хотите пойти на выставку игрушек?
- Как называются эти игрушки (Дымковские)
-Найдите самую нарядную игрушку
(индюк)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
- А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей.
Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.
- Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)
- А вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить такого же дымковского индюка?
- Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)
- Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.
- Какое же оно? (Овальной формы.)
- Посмотрите на голову и шею индюка.
-Какая голова и шея?
Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.
- А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)
- Какие по форме крылья и хвост? (круглой)(Волнистые крылья и края хвоста)
- Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)
Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.
- А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.
- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?
(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки.)
- С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
- Как будем лепить птицу?
Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста) .
-А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.
- На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)
Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.
В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед.
Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).
- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!
Дети: У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.


Приложенные файлы

Ирина Кузнецова

Дымковская игрушка издавна изготавливалась из глины , но это очень трудоемкий и долгий процесс, для нас это все очень сложно и проблемно. Но из любой ситуации можно найти выход - Можно сделать эту игрушку без особых затрат из бросового материала. В каждой группе есть отработанный пластилин , который прекрасно подходит для исполнения нашей задачи.

Из этого пластилина лепим части индюка , соединяем в одно целое, добавляем украшения- и фигурка готова.


Для дальнейшей работы необходимо обезжирить поверхность игрушки, что бы краски не скатывались. В этом случае нам поможет простая трехслойная зубная паста. Наносим слой пасты не делая пропусков.


Когда паста просохнет, покрываем нашу работу смесью клея ПВА и белой гуаши, можно просто гуашью, по желанию. Даем нанесенному слою полностью высохнуть.


Чтобы тон получился ровным, ведь индюк у нас белый , покрываю слоем белой гуаши.


Гуашь просохнет и тогда смело можно приступать к расписыванию игрушки. Вот что получилось у меня.


Таким образом даже не имея больших способностей к лепке и рисованию можно изготовить хороший демонстрационный материал, который пригодится нам в нашей работе. И на изготовление поделки уходит немного времени.

Публикации по теме:

Предлагаю Вам вариант изготовления космонавта из пластилина и фольги ко Дню Космонавтики. Необходимый материал:Пластилин. Фольга. Зубочистки.

Динозавры населяли нашу планету более двух миллионов лет назад. Ученые до сих пор находят доказательства их существования и выявляют всевозможные.

Эту коллективная работа была сделана со 2 младшей группой. необходимые материалы: цветной картон 2 листа,пластилин флюоресцентный коричневого,.

Одно из доступных и эффективных занятий для развития мелкой моторики - это лепка. Лепить можно из солёного теста, глины, скульптурного.

У каждого воспитателя в группе найдётся пластилин из которого уже не сделаешь снеговика или помидорчик (слишком маленькие или смешанные.

Мастер-класс «Петух из пластилина» Занятия с детьми увлекательной лепкой – это отличная почва для развития творческого потенциала малыша.

Чтобы сделать такую ракету вам понадобиться:белый лист бумаги а лучше картона,пластилин,простой карандаш. Ко дню космонавтики мы решили.

Занятие 4
ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. ЛЕШКЕВИЧА «СВЕТОФОР».
ЛЕПКА ИНДЮКА ИЗ ЦЕЛОГО КУСКА ГЛИНЫ

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цели : учить передавать характерное строение фигуры, самостоятельно решать, как лепить птицу из целого куска, какие части можно присоединить; закреплять умение пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры; познакомить с содержанием стихотворения И. Лешкевича «Светофор»; повторить правила дорожного движения.

Планируемые результаты : выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прочтении литературного произведения И. Лешкевича «Светофор»; с интересом разгадывает загадки; использует литературные источники, способствующие проведению подвижной игры; работает с пластилином по образцу и собственному замыслу (лепка индюка из целого куска глины).

Материалы и оборудование : картинки с изображением индюка; дымковские игрушки, глина, стеки, вода для сглаживания поверхности изделий.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

Отгадайте загадку:

Хоть твердит, что он мастак,

Попадал не раз впросак,

Просто он большой зазнайка,

И зовут его... (Незнайка) .

Незнайка не знает, как перейти ему проезжую часть, не нарушая правила дорожного движения. Давайте повторим вместе с Незнайкой эти правила.

2. Чтение произведения И. Лешкевича «Светофор».

Где нельзя играть? (На проезжей части.)

Как мы переходим улицу? (С помощью сигналов светофора, пешеходной дорожки, подземного перехода.)

На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зеленый для пешехода.)

Послушайте стихотворение И. Лешкевича «Светофор»:

Перейти через дорогу

Вам на улице всегда

И подскажут, и помогут

Говорящие цвета.

Красный цвет вам скажет «Нет!»

Сдержанно и строго.

Желтый цвет дает совет

Подождать немного.

А зеленый цвет горит –

«Проходите!» говорит.

Игра «Красный, желтый, зеленый».

Если я показываю красный сигнал светофора – садитесь, если желтый – можно встать, а зеленый – шагаем на месте.

3. Подвижная игра «Займи место».

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу –

Беги!

Сказав «беги», водящий касается спины одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры . Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

4. Лепка индюка из целого куска глины.

Незнайка просит вас изготовить на память о занятии игрушку. Давайте слепим такой сувенир – игрушку «Индюк». Рассмотрите дымковского индюка. Расскажите о возможных способах его лепки.

Опишите последовательность лепки дымковского индюка.

1. Формируем из куска глины овал.

2. Вытягиваем хвост, голову, клюв, гребень, «бородку».

3. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

4. Прищипывая пальцами края крыльев и хвоста, украшаем игрушку оборками.

5. Рефлексия.

Рассмотрите поделки из глины на нашей выставке и выберите самые выразительные. Какая игрушка самая нарядная, большая, маленькая и т. п.?

Незнайка благодарит вас за помощь.