Леонардо да винчи мадонна в гроте анализ. La Vergine delle rocce Леонардо да Винчи

В Лувре находится непревзойденная по своему значению коллекция поздних работ Леонардо да Винчи.
Дело в том, что последние три года своей жизни Леонардо провёл во Франции, куда
переехал по приглашению молодого (22 года) короля Франции Франциска I, одержавшего блистательную победу в битве при Мариньяно (война за обладание герцогством Миланским)

Мадонна в скалах.1483-1494 годы. Музей Лувр.

В Италии, к тому времени уже началась эпоха Возрождения, Франциск I был восхищён тем, что там увидел, он захотел принести Возрождение во Францию.
Король покровительствовал людям искусства, убедив многих итальянцев оставить родину и перебраться в Париж. При его дворе работали такие мастера как Андреа дель Сарто и Леонардо да Винчи, Россо и Приматиччо, знаменитый ювелир Бенвенуто Челлини.

О Франциске можно говорить много, но вернёмся к Леонардо, которого король поселил в замке Кло-Люсе.
Сам король жил в соседнем замке Амбуаз и даже приказал прокопать подземный ход на кухню Леонардо, где они каждый вечер вели задушевные беседы.

Леонардо да Винчи взял с собой во Францию свои незаконченные, с его точки зрения, и особенно дорогие ему произведения, которые после его смерти остались у короля Франциска I.

Мадонна в гроте.1495-1508 годы. Национальная галерея, Лондон

"Мадонну в скалах" заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.

Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом - они возвращались из Египта, и Христос благословил его.

Посмотрев законченную в общих чертах "Мадонну в скалах", монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.

Были заявлены две основные претензии:
Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как "первый в святости" Иисус Христос?
Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?

Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало - двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,- поражением Леонардо.

Он написал еще один вариант "Мадонны в скалах" (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, этот вариант среди других своих любимых работ Леонардо привёз во Францию именно он ныне хранится в Лувре.

Сохранилось описание религиозной символики, сформулированное самим Леонардо. Дева Мария, сидящая на коленях у своей матери, склонилась к Сыну, стараясь отвлечь его от ягненка (символ Страстей Господних), которого малыш весело обнимает. Однако святая Анна пытается отговорить ее.

Дело в том, что Леонардо - внебрачный сын сэра Пьеро ди Антонио да Винчи.
Мать Леонардо, Катерина, была красавицей, но из более низкого класса общества. Сэр Пьеро не мог на ней жениться. Тем не менее незаконнорожденный Леонардо был как дитя любви принят в семью, а Катерину выдали замуж за друга семьи, гончара Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка.

Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте (Леонардо с трёх лет воспитывался в семье отца). По его словам, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают "двух матерей" художника - мачеху и родную мать, причём Анна, являющаяся "проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, Иоанн Креститель и другие леонардовские персонажи (Фрейд видит в этом характерном выражении лица впечатавшееся в память Леонардо воспоминание о материнской улыбке).

У этой картины можно стоять долго и пытаться разгадать её загадки. Ну, вот хотя бы одна6 Лица Марии и Ангела нежны и задумчивы, а посмотрите на их руки. Грубые мужские руки, почему такой контраст? Страх Марии за сына, судорожное желание защитить, сопротивление уготованной ему судьбе?

На этом, пожалуй, остановлюсь, хотя есть ещё, что сказать.
Вообще, это надо видеть.
И если "Джоконду" как следует не рассмотришь, такая перед ней всегда толпа, то "Мадонну в скалах" можно рассматривать довольно свободно.

«Мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce ) — название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи,одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.Иногда встречается название картины "Мадонна в гроте".

ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОБЕ КАРТИНЫ.

Мадонна в скалах.1483-1494 годы. Музей Лувр.

Мадонна в гроте.1495-1508 годы. Национальная галерея,Лондон

ПОЧЕМУ ЛЕОНАРДО НАРИСОВАЛ ДВЕ ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНЫ?

«Мадонну в скалах» заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Братья Амброджо и Еванджелиста да Предис поступили в подмастерья к нему. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.

ЛЕГЕНДА.

Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом — они возвращались из Египта, и Христос благословил его.


Посмотрев законченную в общих чертах «Мадонну в скалах», монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их, конечно, повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.

Были заявлены две основные претензии:

Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как «первый в святости» Иисус Христос?

Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?

Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало — двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,— поражением Леонардо.



Он написал еще один вариант «Мадонны в скалах» (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, затем попал к французскому королю Людовику XII и ныне хранится в Лувре.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ:

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.

Иоанн Креститель.


По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.

Сохранился эскиз к картине "Мадонна в скалах", где Леонардо да Винчи изобразил ангела:

Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты.


Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов.

Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли. "

(Дмитрий Мережковский (1865-1941) роман "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи".

«Мария, чей образ наделен большим человеческим обаянием, охраняет своего сына, над головой которого она простерла левую руку. Одновременно она придерживает правой рукой стоящего на коленях ребенка Иоанна, поклоняющегося Христу. Христос в ответ благословляет Иоанна, а ангел указывает на эту сцену, как бы вводя зрителя в картину...

Пожалуй, впервые в искусстве XV века фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже. Несмотря на огромную точность в передаче деталей, пейзаж в целом воспринимается как нечто единое... Его острые кристаллы и синеватые пустынные просветы служат идеальным фоном и обрамлением для фигур: не отвлекая внимания от последних, они в то же время придают композиции картины замечательную цельность.

Хочется дополнить, что простертая рука Мадонны и голова ангела, с лебединой грацией повернутая в три четверти, написаны так, что, кажется, они разрывают замкнутое пространство картины, выпадают из плоскости холста, тем самым выводя сакральный, священный, относящийся к религиозному культу сюжет за рамки сакрального времени, приближая его к нам, погружая в наше земное время. И в этом эффекте сближения состояла эстетическая новизна и религиозная смелость картины Леонардо.


У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАВНИТЬ ОБЕ РАБОТЫ И ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.


Версия картины.Лувр. Лондон.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии.

Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.

Источники.

http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/56-vergine-delle-rocce

http://smallbay.ru/artreness/da_vinci2.htm

http://smallbay.ru/artreness/da_vinci10.html

Леонардо да Винчи Мадонна в скалах . 1483-1486 La Vergine delle rocce Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см Лувр , Париж Изображения на Викискладе

Варианты

Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между 1483-86 гг. или даже раньше. Она на 8 см выше лондонской версии. Первое упоминание об этой картине относится к 1625 году , тогда она находилась во французской королевской коллекции .

«Мадонна в скалах», Лондонская Национальная галерея

Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года . Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане . Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию . После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году . В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Предположительно там была изображена коленопреклонённая женщина, в одной руке держащая ребёнка и вытянувшая вторую руку. Некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу . Рентгеновское и инфракрасное исследования выявили также много других авторских поправок к картине.

Композиция и стиль

На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария , покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя . Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Композиция произведения построена в виде пирамиды. Леонардо передаёт глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приёма сфумато , когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки .

В культуре

Картина упоминается в книге Дэна Брауна «Код да Винчи », где автор утверждает, что якобы на версии, вставленной в Лувре, не Иисус благословляет Иоанна Крестителя, а наоборот - ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю. Представители Лувра назвали эту версию «натянутой», а литературный эффект, вызванный книгой «Код да Винчи», - пародией на историю искусств .

Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Американские астронавты, впервые высадившись на Луну, обнаруживают следы ботинок, подбитых гвоздями. Следуя по ним, один из астронавтов попадает в кратер, наполненный туманом голубоватого оттенка. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом - холодным, бледным, непередаваемо мягким…» и понимает, кто́ был на Луне до него.

Мадонна в скалах (иногда встречается вариант "Мадонна в гроте") - название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.


Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи":

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, - все, что ученый исследовал с "упрямою суровостью", пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, - художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе, и трепет глубокой воды в подземном источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела. Он знал все и все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания".

Ни инженерные и архитектурные дела не помешали Леонардо посвящать свои силы серьезным живописным работам, в которых несомненно созревал его стиль и созревал он сам как художник.

Одной из живописных работ на тот период была "Мадонна в гроте". Об этой картине много спорили, говорили что она не принадлежит кисти Леонардо. Сейчас картина находится в Лувре. Мадонна в скалах или Мадонна в гроте была написана в первый период жизни Леонарда в Милане, где-то в середине восьмидесятых годов.

Композиционная идея, хотя и не вполне четкая, совершенно ясна: группа из четырех лиц - Мадонна, ангела и двух младенцев - представляет треугольник. Леонардо стремился облегчить человеческому глазу охват всей картины и придумал треугольную композицию. На заднем плане изображен пейзаж грота.

Его композиционное новшество повлияет на многих художников, таких как Рафаэль, Микеланджело и многих других. Леонардо не писал нечего и своих новшествах первой композиции. Он охотно набрасывает свои мысли о том, как нужно планировать изображение бури, потопа, битвы и прочее, но о композиционных формулах он молчит. Молчит в писаниях, но разверстывает их все более и более убедительнее в картинах.

На картине изображена Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правой рукой младенца Иоана Крестителя, осеняет левою сына, как будто желая соединить обоих - человека и сына Бога в одной любви. Иоан, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Колено преклоненный ангел, одной рукой поддерживая Иисуса, другой указывает на Иоана, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали между скалами, "властное" солнце сияет сквозь дымку дождя на туманно- голубыми, тонкими и острыми горами, видя необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Глаза еще различают подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется слышно, как медленно капли сырости падают сверху с нависшего сверху с нависшего створа серых слоистых скал. Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.

"Тайная вечерия"

Картина подготавливалась долго и писалась не сразу - несколько месяцев менялся замысел. Весь 1496 год ушел на поиски композиции. Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие.

Он искал новые композиционные решения, работал над решением колористических задач и игры светотени, стремился дать образы, жесты, лица, которые раскрывали бы внутреннего человека. Картина является как бы продолжение трапезной. На ней изображен момент, когда Иисус Христос во время вечерни с апостолами говорит им, что один из них его предал. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.

Фигуры полны динамики. Смотрящий чувствует ее с первого взгляда, но, когда он разберется в своем впечатлении, он с удивлением заметит, что художник добился такого эффекта средствами чрезвычайно скупыми. В сцене нет суеты, никаких утрированных положений, нет ртов, раскрытых для криков, выпученных глаз, воздетых рук, но движения очень много. Это впечатление достигается композицией картины.

Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. Длинный и узкий стол, уставленной посудой покрыт узорчатой скатертью. За столом сидят тринадцать человек, в середине отдельно от других, Христос на фоне открытого, светлого окна. По обе стороны двенадцать апостолов. Христос только что произнес слова о предательстве. На лице его мягкая, покорная печаль. Глаза опущены. Правая рука еще трепещет от сдержанного жеста, левая как-то бессильно, ладонью кверху легла на стол.

Все апостолы разбиты на четыре группы по три человека. Две группы, ближайшие к Христу более сбиты в кучку, в треугольном абрисе, две крайние соединены более свободно, в четырехугольном оформлении.

Впечатление движения создаются этим удивительным делением и игрой лиц, тел и рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены за исключением лица Иуды.

Картина огромной силы. В ней Леонардо воплотил все решения многочисленных живописных задач, с упорством он нашел в себе силы довести картину до конца. Правда это было нелегко. Но зато после "Тайной вечерии", слава Леонардо как художника прогремела по всей Италии. "Вечерня" была окончена в феврале 1498 года.

К сожалению величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь. Он неудачно экспериментировал с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Но камень из которого сложена стена содержит селитру и обладает свойством выделять влагу, и с годами на фреске стали появляться белесые пятна. Кроме этого с кухней, которая находилась рядом с трапезной испарялась влага и жиры, которые оседали на картину. И еще более усилило все несколькими наводнениями во время которых вода стояла подолгу в трапезной монастыря.

Сейчас картину реставрируют, но полностью восстановить ее будет очень нелегко, если вообще возможно.