Лагерлеф Сельма и ее удивительная история. Биография и произведения. Краткая биография сельмы лагерлеф Сельма лагерлеф произведения

  • Знаменитая шведская писательница.

    Детство Сельмы Лагерлёф прошло в родовой усадьбе под названием Морбакка, в одной из красивейших и живописных областей Центральной Швеции - Вермланде. Это оказало немалое влияние на развитие таланта и поэтического дарования Лагерлёф. Сама же усадьба Морбакка - одно из самых лучших воспоминаний писательницы, она посвятила ей немало книг, например, автобиографические романы "Морбакка", "Мемуары ребенка" "Дневник".
    В раннем детстве девочка серьезно заболела и не долгое время не могла ходить, будучи прикованной к постели. Ее бабушка и тетя старались развлечь и утешить Сельму, и рассказывали ей множество местных преданий, сказок, родовых хроник. Позже писательница использовала их в своем творчестве.

    Лелея мысли о карьере писательницы, Лагерлёф окончила лицей Стокгольма и стала учительствовать в школе на юге Швеции. В 1885 году после смерти отца любимая Морбакка из-за долгов была продана чужим людям, что стало для Лагерлёф настоящей трагедией.
    В это сложное время Сельма создавала свой первый роман "Сага о Йёсте Берлинге". В 1890 году Лагерлёф опубликовала в газете несколько глав незавершенной книги и получила первое вознаграждение. Роман был издан в 1891 году, получил широкую известность.

    Среди ее произведений того периода - новеллы "Невидимые узы" (1894), "Королевы из Кунгахэллы" (1899), романы "Предание о старом поместье" (1899), "Деньги господина Арне" (1904), сборник новелл "Легенды о Христе" (1904). Все они написаны в сказочной манере и созданы на основе фольклора и народных легенд. По мнению Лагерлёф, миром движут любовь и доброта, которые одолевают зло благодаря помощи высшей силы или чуду.

    Самое любимое многими поколениями детей произведение Сельмы Лагерлёф - сказка "Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции": вместе с гусиной стаей под предводительством мудрой гусыни, на спине гуся Мартина мальчик Нильс совершает путешествие через всю Швецию. Благодаря испытаниям в Нильсе просыпается участие, доброта, он учится заботиться о других, сопереживать и дружить, участвовать в жизни окружающих. Книгу полюбили дети всего мира.

    В 1907 Лагерлёф выбрали почетным доктором университета в Упсале. В 1909 году писательница получила Нобелевскую премию, (первая женщина-писатель, получившая эту награду), и именно деньги от этой премии позволили ей выкупить ее родную Морбакку, где она и жила до самой смерти. В этот период появляются книги "Дом Лильекурна" (1911), сборник "Тролли и люди" (1915, 1921), роман "Изгнанник" (1918), фантастическая повесть "Возница" (1912). Самое масшабное произведение этого периода - роман "Император Португальский" (1914) о жизни бедняка-тропаря, возомнившего себя императором. Последнее значительное произведение Лагерлёф, рассказывающее историю одной семьи на протяжении почти пяти веков.

    Во время Второй мировой войны она спасала от нацистских преслодований немецких писателей и деятелей культуры, например, оформила шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс, избавив ее от смерти в немецком лагере. Лагерлёф пожертвовала свою золотую Нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии, но правительство нашло необходимые средства, и медаль возвратили писательнице.

    Лагерлёф скончалась в Морбакке в возрасте 81 года. В её доме был создан музей. Писательницу так ценят и уважают на родине, что ее портрет с 1991 г. изображен на банкноте в 20 шведских крон.

  • Статья рассказывает о краткой биографии Сельмы Лагерлеф - писательницы из Швеции, прославившейся своей сказкой о приключениях Нильса. Стала первой женщиной, заслужившей литературную Нобелевскую премию.

    Биография Легерлеф: ранний период творчества

    Сельма Лагерлеф родилась в 1858 г. Детство будущей писательницы прошло в родовом имении, в одной из самых живописных шведских местностей. Яркие детские воспоминания легли в основу многих произведений Лагерлеф. В раннем возрасте случилось несчастье: девочку парализовало. Сельма была окружена постоянной заботой и вниманием близких родственников, которые познакомили ее с богатым миром народных преданий.
    В 1867 г. Сельма прошла лечение в стокгольмской клинике, что дало значительный результат. Девочка получила возможность передвигаться. Она хочет стать писательницей и предпринимает первые попытки творческой деятельности. Однако суровая реальность приводит к тому, что Сельма больше озабочена возможностями заработка для обедневшей семьи.
    В 1881 г. Лагерлеф уезжает в Стокгольм, где проходит обучение в лицее и семинарии. После обучения она начинает работать учительницей в южной Швеции. Вскоре происходит очередное несчастье: умирает отец Сельмы, и родовое имение Лагерлеф продается за долги.
    В 80-е гг. Сельма начинает работать над романом в стиле неоромантизма. Для него характерны значительный патриотический дух, возвышенное изображение сельской жизни в противовес городской, восхищение перед старинными, передающимися из поколения в поколение, традициями. Роман писательницы в значительной мере основывался на преданиях, которые Лагерлеф слышала в детстве во время своего недуга. Он содержит множество сказочных мотивов, насыщен романтическими приключениями.
    Роман "Сага о Йесте Берлинге" (1891 г.) получил одобрение литературных критиков и большого числа читателей. Еще до публикации Лагерлеф послала некоторые главы будущего произведения на конкурс, объявленный одной газетой, и заняла первое место.
    Лагерлеф начинает постоянно издавать романы и новеллы в сказочном стиле. Главная их тема - противостояние добра и зла, в результате которого победителем всегда выходит добро и торжествует любовь.
    В середине 90-х гг. Лагерлеф завершила карьеру преподавательницы и смогла совершить поездку в Италию. Под влиянием этой поездки она написала роман "Чудеса антихриста", в котором затронула проблемы философии и нравственности.

    Биография Лагерлеф: мировое признание

    В 1906-1907 гг. Лагерлеф написала свое самое знаменитое произведение о приключениях Нильса. В сказочной приключенческой форме писательница рассказывает о географических и исторических особенностях Швеции. Книга должна была стать своеобразным учебником для детей, который в развлекательной форме освещал богатую культуру страны. Произведение стало своего рода детской энциклопедией. Нильс путешествует на гусе по всей территории Швеции, попадая в разнообразные происшествия, проявляя при этом лучшие человеческие качества. Книга учила детей добру, милосердию, состраданию. Она пользовалась большой популярностью и почти сразу же была переведена на многие языки мира.
    В 1909 г. Лагерлеф получила Нобелевскую премию по литературе.
    Писательница смогла вернуть свое имение и стала там жить. Возвращение в родные места благотворным образом сказалось на писательской деятельности. Лагерлеф по-прежнему много работает, в том числе над произведениями, посвященными своему детству. В 1914 г. был опубликован один из ее самых знаменитых романов "Император Португальский".
    Последние годы жизни писательница посвятила работе над романом в трех частях о жизни нескольких поколений рода Левеншельдов. По времени произведение охватывает более 100 лет, в нем присутствует описание рельных событий. Однако роман не был историческим в полном смысле этого слова. Как всегда, в творчестве писательницы присутствуют таинственные и необъяснимые силы, а концовка произведения знаменует неизбежную победу добра над злом.
    Писательница умерла в 1940 г. Ее творчество вошло в золотой фонд шведской и мировой литературы. Легерлеф пользуется огромным уважением в своей стране.

    Писательница Лагерлеф Сельма, подарившая миру удивительную историю о мальчике Нильсе и во всех своих произведениях старалась научить человечество с малых лет любить природу, дорожить дружбой и уважать родину. К сожалению, жизнь этой замечательной женщины не была легкой и безоблачной.

    Дворянская кровь

    Сельма Лагерлеф появилась на свет в 1858 году в Швеции в многодетной семье, которая принадлежала к древнейшему дворянскому роду. Отец девочки - отставной военный, мать - учительница. Появление малышки стало необычайно счастливым моментом в жизни всей семьи.

    Однако в то время, когда родилась Сельма Лагерлеф, от прошлого родового величия остались лишь старое поместье Морбакка и красивые сказания. Их девочке часто рассказывал отец, который души в ней не чаял. А она, в свою очередь, очень нуждалась в любви, ласке, поддержке и постоянном уходе.

    Нелегкое детство

    Сельме больше других детей в семействе нужна была забота. Ведь когда девочке исполнилось три годика, ее разбил паралич. К счастью, она осталась жива, но стала инвалидом. В то время, когда остальные дети гуляли на улице, девочка вынуждена была оставаться в постели. Чтобы хоть как-то отгонять грустные мысли, Сельма переделывала на свое усмотрение различные настоящие и выдуманные истории, услышанные от отца и бабушки. Так прошли необычайно трудные шесть лет. Но не только печальные моменты содержит ее биография. Сельма Лагерлеф и родные не могли нарадоваться, когда стокгольмские доктора сумели поставить девочку на ноги.

    Первые шаги в большой мир

    Прилагая неимоверные усилия, будущая писательница училась ходить заново, опираясь на палку, которая навсегда стала ее верной спутницей. Но несмотря на это, именно теперь девочка чувствовала, что большой мир открыл для нее свои двери.

    Однако выживать в огромном обществе оказалось очень непросто. Кроме того, что каждое движение требовало больших физических усилий, окружающие люди порой были настроены враждебно. Но разве могла сдаться перед трудностями Сельма Лагерлеф? Краткая биография будущей писательницы неоднократно доказывает ее упорство, трудолюбие и жизнестойкость. С большим отставанием от сверстников в свои двадцать три года Сельма поступает в Стокгольмский лицей. И уже через год назло всем тем, кто называл ее переростком и калекой, девушка была зачислена в Высшую королевскую учительскую семинарию.

    Работа в школе

    После успешной учебы Лагерлеф удачно находит свою первую работу. Это должность учителя в школе для девочек, находившейся в небольшом городишке на юге Швеции. Неординарная и образованная, она быстро находит общий язык со своими учениками. Проводимые ею уроки всегда интересны и увлекательны. Учительница Лагерлеф Сельма не заставляет детей заучивать привычный материал, а превращает уроки в занимательные спектакли. На таких занятиях цифры становятся не такими уж и скучными, исторические персонажи похожи на сказочных героев, а географические названия легче запоминаются в виде необычных мест на картах волшебных миров.

    Грустные реалии

    Однако в реальной жизни простой провинциальной учительницы не все так красиво. После смерти самого близкого ей человека - отца - Сельма изо всех сил старается не терять самообладание. Но беда не приходит одна. После отцовской кончины родовое поместье Морбакка, которое принадлежало семейству с XVI века, было продано с аукциона из-за огромных долгов. И тогда появилось рвение во что бы то ни стало сохранить старые семейные легенды. Так решила для себя целеустремленная и привыкшая к трудностям Сельма Лагерлеф. Краткая биография этой удивительной девушки постоянно говорит о ее невероятной силе воли и способностях к преодолению трудностей.

    Творческое начало

    Каждый вечер втайне от всех молодая учительница Лагерлеф пишет свой первый роман «Сага о Йесте Берлинге». Герой произведения - путник, который, посетив старинную усадьбу, знакомится с ее настоящими жителями и их старинными легендами. Многие коллеги Лагерлеф считали такое творчество неактуальным во времена стремительного развития науки. Несмотря на такие нелестные замечания, молодая учительница все же решилась отправить свою рукопись на конкурс в известную газету. К большому удивлению окружающих победительницей стала именно Лагерлеф Сельма! Членами жюри конкурса была отмечена необычайная творческая фантазия писательницы. Именно этот факт окрыляет девушку и помогает поверить в собственные силы.

    Литературный успех

    В последующие четырнадцать лет Лагерлеф становится широко известным автором исторических романов. Успешность ее произведений помогает писательнице получить королевскую стипендию. Однако каждая победа девушки воспринимается в обществе больше как везение, а не как результат упорной работы и большого таланта. Ведь не так-то просто разрушить старые стереотипы о том, что женщины не могут быть замечательными писателями.

    Романы «Чудеса антихриста» и «Иерусалим» становятся очень популярными в Швеции. Также эти произведения пропитаны глубокой религиозностью, в которой с детства воспитывалась Сельма Лагерлеф. «Святая ночь», «Вифлеемский младенец», «Свеча от Гроба Господня» и другие истории, вошедшие в сборник «Легенды о Христе», являются явным тому подтверждением.

    История о Нильсе

    Несмотря на то, что Лагерлеф было написано множество произведений, мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Интересно, что изначально она задумывалась как учебное пособие для школьников. В такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, ее культуру и традиции. Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы, но и вместе с главным героем научиться сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным. Во дворах стало модно играть в «гусенавтов» - так был прозван Нильс. Сельма Лагерлеф при этом чувствовала большую поддержку детей, чего нельзя было сказать о взрослых. Критики наперебой издавали разгромные статьи с резкими осуждениями автора. Назло всем недоброжелателям книга получила признание не только на родине писательницы, но и во всем мире.

    Нобелевская премия

    Но ведь не всегда у писательницы витали темные тучи над головой. И хорошими моментами наполнена ее биография. Сельма Лагерлеф в 1909 году стала первой женщиной, которой была вручена одна из высочайших международных наград по литературе. «За благородный идеализм и богатство фантазии» писательница была удостоена Нобелевской премии. диплом и денежный чек были вручены ей самим королем Швеции Густавом V. И это не простая случайность. Ведь к этому времени Лагерлеф выпустила уже более тридцати книг и была любима далеко за пределами своей страны. Нужно отметить, что самым известным из ее произведений все-таки оставалась сказка о мальчике, который смог рассмотреть Швецию с высоты птичьего полета.

    Творческое наследие

    Получив Нобелевскую премию, Лагерлеф смогла выкупить семейное поместье, в котором она жила до конца своих дней, ведь именно благодаря Морбакке у нее появился замысел создания сказки о Нильсе. Последние самые большие произведения Сельмы Лагерлеф были написаны с 1925-го по 1928-й годы. Это три романа о Левеншельдах - «Перстень Левеншельдов», «Анна Сверд» и «Шарлотта Левеншельд». Они повествуют о жизненных перипетиях одной семьи на протяжении нескольких поколений. События в романах происходят с 1730-го по 1860-й год.

    Религиозные произведения для детей и сегодня имеют потрясающий успех. Некоторые из них были переизданы. Первое обновленное издание «Легенд о Христе» увидело свет в 1904 году в Швеции. В России же это произошло в 2001-м благодаря работе издательства «РОСМЭН-ПРЕСС». В книгу вошли рассказы о Христе, которые еще в детстве от бабушки слышала Сельма Лагерлеф: «Святая ночь» и «Видение императора», «В Назарете» и «Вифлеемский младенец», «Колодец Мудрецов» и «Бегство в Египет», а также другие истории.

    Скелет в шкафу

    Сельма Лагерлеф в обычной жизни была не особо общительным человеком. Поэтому и о ее личной жизни известно немного. Конечно же, основную часть своего времени она коротала в родовом именьи, которое ей удалось выкупить после награждения известной премией. По внешнему виду можно было сразу судить о Сельме Лагерлеф как о старой деве. Однако в этом плане имелись некоторые секреты, а раскрыться им суждено было только спустя пятьдесят лет после смерти знаменитой писательницы. Неожиданно по истечении такого количества времени были обнаружены письма, раскрывающие некоторые необычные аспекты ее интимной жизни. После таких новостей о Лагерлеф ее загадочная персона снова многих заинтересовала.

    Общественная деятельность

    Даже уже в немолодом возрасте и страдая от тяжелой болезни, Лагерлеф Сельма не могла оставаться в стороне от бед, которые преследовали Европу. В военное время между Финляндией и Советским Союзом она подарила свою золотую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

    В тридцатых годах сказочница неоднократно принимала участие в спасении писателей и различных деятелей культуры от нацистских преследований. Организованный ее стараниями благотворительный фонд спас многих талантливых людей от тюрьмы и смерти. Это были последние благие деяния писательницы.

    В марте 1940 года Сельма Лагерлеф ушла из жизни. Но даже спустя многие десятилетия миллионы девчонок и мальчишек все так же вглядываются в небеса, затаив дыхание. Ведь, может быть, там, под самыми облаками, спеша навстречу приключениям, пролетает бесстрашный домашний гусь Мартин, неся на спине своего маленького товарища Нильса.

    Се́льма Отти́лия Лови́за Ла́герлёф (швед. Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf) (20 ноября 1858 года, Морбакка,лен Вермланд, Швеция - 16 марта 1940 года, там же) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909) и третья, получившая Нобелевскую премию (послеМарии Кюри и Берты Зуттнер).
    Сельма Оттилия Ловиза Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года в родовой усадьбе Морбакка (швед. Mårbacka, лен Вермланд). Отец - Эрик Густав Лагерлёф (1819-1885), отставной военный, мать - Элизабет Ловиса Вальрот (1827-1915), учительница. Величайшее влияние на развитие поэтического дарования Лагерлёф оказала среда её детства, проведенного в одной из самых живописных областей центральной Швеции - Вермланде. Сама же Морбакка - одно из ярких воспоминаний детства писательницы, она не уставала описывать её в своих произведениях, особенно в автобиографических книгах «Морбакка» (1922), «Мемуары ребенка» (1930), «Дневник» (1932).
    В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали их больной девочке, лишенной других детских развлечений. Сельма тяжело пережила смерть бабушки в 1863 году, ей казалось, что захлопнулась дверь в целый мир.
    В 1867 году Сельма переехала в Стокгольм для лечения в специальной клинике, где ей вернули способность двигаться. Уже в это время она лелеяла мысль о собственном литературном творчестве. В автобиографической новелле «Сказка о сказке» (1908) Лагерлёф описала свои попытки детского творчества. Но, встав на ноги, Сельма должна была задуматься о том, как зарабатывать на жизнь. Семья к тому времени совсем обеднела. В 1881 годуЛагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, в 1882 в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году.
    В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции. В 1885 году умер отец, а в 1888 году любимая Морбакка была продана за долги, и в усадьбе поселились чужие люди.
    В эти достаточно сложные годы Сельма работает над своим первым произведением романом «Сага о Йёсте Берлинге». В 1880-е годы реализм в литературе начинает сменяться неоромантическим направлением, в произведениях которого воспевалась жизнь дворянских усадеб, патриархальная старина, земледельческая культура, противопоставлявшаяся городской (промышленной). Это направление было патриотическим, крепко державшимся земли и её живых традиций. Именно в этом ключе и был написан роман начинающей писательницы.
    Весной 1890 года газета «Идун» объявила конкурс на произведение, которое заинтересовало бы читателей. В августе 1890 Лагерлёф отослала в газету несколько глав ещё не оконченного произведения и получила первую премию. Писательница завершила роман, который был опубликован полностью в 1891 году. Книга была замечена датским критиком Георгом Брандесом и получила широкое признание. Отказавшись от точного копирования действительности и природы, Лагерлёф отдала дань фантазии, сказочности и обратилась к прошлому, она создала мир, полный празднеств, романтики и красочных приключений. Большинство эпизодов романа, построенного как цепь отдельных историй, основаны на легендах Вермланда, известных писательнице с детства.
    В последующий период писательница продолжала работать в сказочной манере, публикуя основанные на фольклорном материале, главным образом на народных легендах, сборники новелл «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахэллы» (1899), романы «Предание о старом поместье» (1899), «Деньги господина Арне» (1904). Несмотря на зло, проклятья, тяготеющие над многими людьми, основная сила, движущая миром, по Лагерлёф, - доброта и любовь, которые побеждают благодаря вмешательству высшей силы, откровения или даже чуда. Это особенно проявляется в сборнике новелл «Легенды о Христе» (1904).
    Некоторые философские, религиозные и моральные проблемы писательница рассматривает на ином материале. В 1895 году Лагерлёф оставила службу и всецело посвятила себя литературному творчеству. В 1895-1896 годах она посетила Италию, в которой происходит действие её романа «Чудеса антихриста» (1897). В романе «Иерусалим» (1901-1902) в центре повествования консервативные крестьянские традиции шведской Далекарлии и их столкновение с религиозным сектантством. Судьба крестьянских семей, которые под давлением руководителей секты отрываются от родной земли и переселяются в Иерусалим, чтобы там ожидать конца света, с глубоким сочувствием изображается писательницей.
    Центральное произведение Сельмы Лагерлёф - сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (швед. Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige) (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
    Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой с Кебнекайзе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек - не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
    Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлёф была избрана почетным доктором Уппсальского университета, в1914 году стала членом Шведской академии.
    В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
    Нобелевская премия позволила Лагерлёф выкупить её родную Морбакку, куда она переезжает и где живёт уже до конца жизни. На родине появляется новый роман из жизни людей Вермланда «Дом Лильекруны» (1911), новые новеллы, сказки, легенды, собранные в сборниках «Тролли и люди» (1915, 1921), антимилитаристский роман «Изгнанник» (1918), сказочно-фантастическая повесть «Возница» (1912). Самое значительное произведение этого периода - роман «Император Португальский» (1914), рисующий жизнь бедняка-торпаря, в результате психологической травмы возомнившего себя императором. Единственное, что связывает его с реальностью, - это любовь к дочери, заполняющая все его существо. Этой любовью спасается он сам, спасается и его заблудшая дочь.
    Последнее крупное произведение Лагерлёф - трилогия о Лёвеншёльдах: «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Шарлотта Лёвеншёльд» (1925) и «Анна Сверд» (1928). Это роман, посвященный истории одной семьи на протяжении пяти поколений. Действие начинается около 1730 и заканчивается в 1860 году. Но роман Лагерлёф отличается от традиционной европейской семейной хроники. Не стал он и историческим, история является для него только фоном. И история, и семейная жизнь Лёвеншёльдов преображаются в присущем Лагерлёф духе в цепь таинственных происшествий, роковых предзнаменований и тяготеющих над людьми проклятий. Но как всегда у Лагерлёф, добро и справедливость побеждают зло, и на этот раз - даже без вмешательства высших сил, силой доброты и воли героев - Карла-Артура Экенстедта, Шарлотты Лёвеншёльд и Анны Сверд.
    Перед началом Второй мировой войны в нацистской Германии её приветствовали как «нордическую поэтессу», однако стоило Лагерлёф начать помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, германское правительство резко её осудило. За год до смерти Лагерлёф помогла оформить шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс, чем спасла её от нацистских лагерей смерти. Глубоко потрясенная началом мировой войны, а также разразившейся советско-финской войной, она пожертвовала[источник не указан 1184 дня] свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль писательницы была ей возвращена.
    После продолжительной болезни Лагерлёф умерла от перитонита в своем доме в Морбакке в возрасте 81 года.
    Лагерлёф посещала Королевский учительский колледж для женщин в Стокгольме. Там она познакомилась с прогрессивными идеями того времени и завела много хороших друзей. Решив учиться, Сальма пошла против воли отца. В колледже талантливая девушка стала популярной благодаря своим стихам, несколько её сонетов были опубликованы в периодическом издании феминисток Dagny. Известная активистка буржуазного феминизма Софи Адлершпарре поддержала Сальму и помогла ей с первым романом, Сагой о Йёсте Берлинге.
    Отец умер вскоре после того, как Сальма закончила обучение. Родная ферма писательницы была продана за долги. Прежде чем начать зарабатывать литературой, Лагерлёф десять лет проработала учительницей.
    Сальма Лагерлёф была лесбиянкой. На протяжении жизни она поддерживала отношения со шведской политической деятельницей, суфражисткойВальборг Оландер и писательницей Софи Элькан, с которой познакомилась в 1894 году. Связь Лагерлёф и Оландер, длившаяся в общей сложности 40 лет, задокументирована в любовной переписке. Про отношения троих женщин в Швеции также снят многосерийный фильм.

    Сочинения:
    Сага о Йёсте Берлинге (Gösta Berlings saga, 1891).
    Невидимые узы (Osynliga länkar, 1894).
    Чудеса антихриста (Antikrists mirakler, 1897).
    Королевы из Кунгахэллы (Drottningar i Kungahälla, 1899).
    Предание о старом поместье (En herrgårdssägen, 1899).
    Иерусалим (Jerusalem, т. 1. Далекарлия, 1901; т. 2. Иерусалим, 1902).
    Деньги господина Арне (Herr Arnes penningar, 1904).
    Легенды о Христе (Kristuslegender, 1904).
    Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, т. 1-2, 1906-1907).
    Сказка о сказке и другие сказки (En saga om en saga och andra sagor, 1908).
    Дом Лильекруны (Liljecronas hem, 1911).
    Возница (Körkarlen, 1912).
    Император Португальский (Kejsarn av Portugallien, 1914).
    Тролли и люди (Troll och människor, т. 1-2, 1915-1921).
    Изгнанник (Bannlyst, 1918).
    Морбакка (Mårbacka, 1922).
    Перстень Лёвеншёльдов (историческая трилогия):
    Перстень Лёвеншёльдов (Löwensköldska ringen, 1925).
    Шарлотта Лёвеншёльд (Charlotte Löwensköld, 1925).
    Анна Сверд (Anna Svärd, 1928).
    Мемуары ребенка (Ett barns memoarer, 1930).
    Дневник (Dagbok för Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf, 1932).

    Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года в Швеции. Эта великая шведская писательница была первой среди женщин, которая получила Нобелевскую премию по литературе.

    Ее отец был военным в отставке, а мать была учительницей. Их семья жила в усадьбе Морбакка (г. Вермланд, Швеция). На развитие писательских талантов Сельмы оказала влияние среда, в которой она провела свое детство. Во многих своих произведениях она с невероятной любовью и теплом вспоминала Морбакку и сам Вермланд.

    Но не все гладко было в жизни Сельмы. Когда ей было 3 года, она оказалась парализована и совершенно беспомощна. В то время, когда она болела, её тетя и бабушка рассказывали ей разные народные сказки, предания и истории. В 1863 году её бабушка умерла, будущая писательница очень тяжело пережила это событие.

    В 1867 году Сельму перевезли в Стокгольм. Она лечилась в специализированной клинике, где ей вернули способность двигаться. В это время она уже мечтала о литературном творчестве. Но развиваться в этом направлении ей было совершенно некогда, ведь за время её лечения семья Сельмы совсем обнищала. Девушке нужно было думать о заработке. В Стокгольме она смогла поступить в лицей (1881 г.), а в 1882 году в Высшую учительскую семинарию. Она окончила её в 1884 году. В этом же году пошла работать учительницей в женскую школу на юге Швеции.

    В 1885 году она пережила смерть родного отца, а через три года усадьба Морбакка, так горячо любимая Сельмой, была продана для погашения долгов. В 1890 году газета «Идун» объявила о конкурсе на литературное произведение, которое смогло бы заинтересовать читателей. Летом этого же года она отправила в редакцию газеты часть незаконченного произведения и получила за это премию. Полностью её роман опубликовали в 1891 году. Критик из Дании Георг Брандее заметил ее произведение, и оно получило признание публики. Сельма писала в своеобразном «анти-реалистическом» стиле. В её произведениях присутствовала сказочность и романтика. Большая часть ранее упомянутого романа была написана на основе легенд о Вермланде.

    В последующие годы Лагерлёф писала в своем выработанном стиле. Наиболее известные ее произведения того периода: «Деньги господина Арне» (1904), «Невидимые узы» (1894), «Предание о старом поместье» (1899). В своих работах она воспевала добро, любовь и справедливость. В некоторых своих произведениях писательница рассматривала религиозные и нравственные проблемы. В 1895 году Сельма оставила работу и с головой ушла в творчество.

    Главным произведением Сельмы считается «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции». Эта книга построена на легендах, народных сказках и богатых знаниях самой писательницы. Изначально создание книги планировалось для того, чтобы мягко и ненавязчиво рассказать детям об истории и географии Швеции. Эта книга получила признание читателей всего мира.

    Дале биография Сельмы Лагерлёф повествует о том, что в 1907 году ее избрали почетным доктором Уппсальского университета, а в 1914 году писательница присоединилась к членам Шведской академии. В 1909 году ей вручили Нобелевскую премию по литературе. За счет этой награды она выкупила свою любимую Морбакку. Сельма переехала туда и прожила в этом местечке всю оставшуюся жизнь. Живя в Морбакке, она написала множество новых произведений, среди которых были «Изгнанник» (1918) и роман «Император Португальский» (1914). Последним крупным произведением была большая трилогия, состоявшая из 3 частей: «Перстень Лёвеншёльдов», «Шарлотта Лёвеншёльд» и «Анна Сверд».

    Перед началом Второй мировой войны Сельма помогала германским деятелям искусства спасаться от преследований нацистов. За это её осуждало правительство Германии. Она была глубоко потрясена началом войны, именно поэтому отдала свою Нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду, но правительство вернуло ей ее обратно.

    Писательница умерла в Морбакке от перитонита в 1940 году.

    Обращаем Ваше внимание, что в биографии Лагерлёф Сельмы представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.