Лабиринт Минотавра — миф и вечная тайна острова Крит

September 23rd, 2013

Критскую культуру ученые причисляют к одной из самых таинственных в мировой истории. Вплоть до 30-х годов XX ст. о ней практически ничего не было известно, пока английский археолог Артур Эванс не сделал открытие, ставшее настоящей сенсацией, возможно, даже большей, чем раскопки гробницы Тутанхамона.

На след древней цивилизации, которая была распространена на всем восточном побережье Греции и на островах Эгейского моря с центром на острове Крит, вышел еще Генрих Шлиман, первооткрыватель легендарной Трои. Но к раскопкам памятников культуры, получившей название «крито-микенская» («крито-минойская»), ученый приступить так и не успел - умер. Зато Эвансу удалось найти нечто совершенно фантастическое, чего не мог предположить даже Шлиман: существование народа и государства, которые были на тысячу лет старше Древней Греции. Впервые воткнув заступ в землю Крита, Эванс встретился с настоящим островом загадок.


Об этой некогда цветущей местности было известно лишь то, что относится к области мифологии. Согласно мифам, здесь родился сам Зевс-громовержец, а затем на Крите царствовал его сын Минос, один из могущественных властителей древнего мира. Искусный мастер Дедал соорудил для царя легендарный лабиринт, который впоследствии стал прообразом всех будущих лабиринтов.

Артур Эванс начал с раскопок близ Кносса. Уже спустя несколько часов можно было говорить о первых результатах, а через две недели изумленный археолог стоял перед остатками строений, которые занимали площадь в 2,5 гектара. На этом огромном прямоугольнике располагалось сооружение, стены которого были сложены из полых кирпичей, а плоские крыши поддерживались колоннами. Но покои, залы и коридоры Кносского дворца размещались в таком причудливом порядке, что посетители рисковали и впрямь заблудиться среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат. Это действительно напоминало лабиринт, что дало повод Эвансу не колеблясь заявить о том, что он нашел дворец Миноса, отца Ариадны и Федры, хозяина ужасного человека-быка Минотавра.

Археолог действительно открыл нечто удивительное. Оказывается, народ, о котором до этого ничего не было известно, утопал в роскоши и сладострастии и, вероятно, на вершине своего развития дошел до того сибаритствующего «декаданса», который уже таил в себе зародыши упадка и регресса.

Жемчужиной моря, драгоценным алмазом, вправленным в синь небес, должна была казаться эта столица приближающимся к острову морякам. По крайней мере, два великих человека - Овидий и Геродот, видевшие Критский дворец в более или менее сохранившемся виде, - описали его в необычайно восторженных тонах. Правда, сами эллины уже смутно представляли себе, что такое лабиринт и каково его предназначение. Они лишь пересказывали предания и красивые легенды, наподобие мифической «нити Ариадны», которая помогла возлюбленному царевны Тесею выбраться из лабиринта.

Достаточно окинуть взглядом план Кносского дворца, чтобы убедиться, что это было грандиозное здание, превосходившее и Ватикан, и Эскориал, и Версаль. Лабиринт состоял из центрального двора, окруженного множеством строений, внутренних двориков, театра и летней виллы царя. Сооружение стоит на прочном фундаменте и образует сложную систему храмов, залов, комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами. Но это отнюдь не беспорядочное нагромождение зданий, а единый архитектурный замысел, один огромный дворец-город, здание-государство, не имеющее аналогов в истории зодчества. Богато разукрашенный вход во дворец представлял собой величественный портик с колоннадой, нижняя часть стены которого была покрыта росписью, перемежающейся фресками со сложными композициями.

Через главный портик посетитель входил в парадный зал, затем в тронный зал и зал для выходов. По полу коридора, ведущего в эту часть дворца, проложена дорожка из плит известняка, окаймленная полосками из синего аспида. Особый ход вел прямо из покоев царя в театр, в царскую ложу, куда Минос проходил, минуя любопытные взгляды толпы. Далее следовали покои царицы, царской семьи, вельмож и приближенных государя.

Вещи, найденные в лабиринте, подтверждают представления о богатстве его обстановки. До нашего времени уцелели предметы и обломки великолепной мебели, среди которых - столы с затейливо сделанными ножками, изукрашенные ларцы из алебастра, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы. Сохранились также статуи и статуэтки богов, изображающие священные символы, весьма распространенные у эгейцев. В кладовых были обнаружены и другие сокровища, к примеру мечи с изящной инкрустацией, мужские пояса с драгоценными камнями, запасы золота. Особенно много было всяких женских украшений - ожерелья, диадемы, браслеты, перстни, серьги, флаконы для духов, ящики для помад и пр.

Эванс нашел также кладовые, заставленные гигантскими сосудами (пифосами) с вином, общая емкость которых составила, по подсчетам археолога, 80 тысяч литров. Таким оказался дворцовый запас одного только питья.

Период расцвета крито-микенской культуры ученые отнесли к 1600 г. до н. э. - предположительному времени жизни и царствованию Миноса, предводителя критского флота и властелина морей. Цивилизация уже переживала явные признаки упадка, ей на смену шла неуемная роскошь, а красота была возведена в культ. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, девушек среди лилий. В живописи, которая раньше была подчинена определенным формам, теперь господствовало буйное сверкание красок, жилище служило не только обителью - оно призвано было услаждать глаз; даже в одежде видели лишь средство для проявления утонченности и индивидуальности вкуса.

Надо ли удивляться тому, что ученые, исследовавшие характер настенных росписей и архитектурных особенностей лабиринта, употребили слово «модерн»? В самом деле, в этом дворце, который не уступал по своим размерам Букингемскому, были и водоотводные каналы, и великолепные банные помещения, и даже вентиляция. Параллель с современностью напрашивалась и в изображениях людей, позволявших судить об их манерах и критской моде. Если в начале среднеминойского периода женщины носили высокие остроконечные головные уборы и длинные пестрые платья с поясом, глубоким декольте и высоким корсажем, то затем их одежда приобрела еще более изысканный вид. И когда сегодня мы говорим, что женщины в подражание мужчинам носят короткие волосы, то критские дамы были с нынешней точки зрения сверхмодницами, ибо имели прически еще короче, нежели их кавалеры.

На стенах Критского лабиринта были обнаружены и другие, более глубокие, и даже философские сюжеты, раскрывающие представление минойцев о мироздании. Это не просто символы, а сама жизнь материи, отражающая ритм космоса, проступающего в керамическом орнаменте. Тем же мироощущением пронизаны и все росписи критских зданий. В центре этих горизонтально бегущих рисунков находится человек, окруженный сверху землей в обрамлении цветов, а внизу - горами. Фигуры напоминают изображение Богини-матери, покровительницы природного мира. «Все течет» - эта мысль Гераклита полностью отражает мироощущение минойской цивилизации.

Строители проявили немалое архитектурное мастерство и фантазию в составлении самого плана дворца. Они искусно разместили отдельные его части, соединив большие залы и храмы в одно целое, не оставив без внимания возможность оптимального освещения здания. С этой целью в лабиринте устроены особые пролеты, внутренние дворики-колодцы, через которые свет падал или на лестницы, или непосредственно в залы, получавшие таким образом освещение е одной стороны. Применение колонн позволяло при этюд увеличивать размеры комнат, приближая их по площади к самым обширным залам современных дворцов.

Тем не менее настал период, когда все это огромное царство с населением не менее ста тысяч человек было по каким-то причинам разрушено. Первую версию гибели Кносса выдвинул все тот же Артур Эванс. Он исходил из того, что- Крит - один из наиболее подверженных землетрясениям район Европы, и потому гипотеза ученого сводилась к тому, что только сильнейший подземный толчок был в состоянии до основания разрушить дворец Миноса.

Однако далеко не все ученые разделяют эту гипотезу. Возражения сводятся к следующему: допустим, что стихийного бедствия, включая землетрясение или пожар, вполне достаточно для разрушения дворцовых построек. Но для гибели всей критской цивилизации - вряд ли.

Вот уже почти столетие историки ищут ответ на этот вопрос. И только в наши дни после очередных раскопок на Крите всплыли новые факты, которые в очередной раз поставили специалистов в тупик. Чем же на самом деле был Кносский лабиринт? Оказалось, что некоторые детали и общая конфигурация ансамбля дают основание предполагать о совершенно ином его предназначении. Не дворцом, а своеобразным колумбарием, то есть священным захоронением умерших людей, - вот чем мог быть на самом деле Кносский лабиринт. Во-первых, люди на фресках показаны не в повседневной одежде и не в бытовой обстановке. И всем им не совсем весело. Ни на одной из фресок ни один человек не улыбается - лица изображены подчеркнуто суровыми и сдержанными. Утонченные и изысканные женщины с открытой грудью одеты в голубоватые платья и переднички с вышитыми на них горными цветками. Можно прийти к выводу, что перед нами не придворные артистки, а плакальщицы. Кстати, жрицы Древнего Египта тоже обнажали грудь во время панихиды, а Геродот писал о сходном знаке траура у греков.

В Кносском лабиринте было довольно большое помещение со ступенчатыми трибунами, которое коллеги Эванса назвали «придворным театром увеселений». На одной из знаменитых фресок есть изображение этого «театра». Ничего праздничного там тоже усмотреть нельзя. Четырнадцать жриц на прямоугольной сцене стоят в ритуальных позах, одеты они в голубые платья. На трибунах - женщины с белыми лицами и мужчины с коричневой краской на лице, что может означать ритуал, который был в обиходе при отпевании покойников. Словом, вполне возможно, что здесь происходит отпевание, на которое собрались родственники умершего.

Впрочем, еще раз надо подчеркнуть, что это лишь гипотеза, которая ждет своего подтверждения, попытка нового прочтения истории Кносского лабиринта. Его загадка и по сей день остается не до конца разгаданной. Возможно, главные открытия еще впереди, если найдутся специалисты, которым выпадет удача полностью расшифровать надписи, получившие название «критское линейное письмо В», и весьма вероятно, что древняя цивилизация предстанет в еще более удивительном свете.
А что мы знаем про сам лабиринт?

По преданиям, этот лабиринт был построен Дедалом для того, чтобы заключить в него Минотавра. Средневековые ученые считали этот лабиринт самым сложным из всех когда-либо созданных. Математические шансы выбраться оттуда крайне малы, Дедал так остроумно использовал психологические факторы поведения, что вероятность побега из лабиринта практически равняется нулю. Если же проходы этого лабиринта были в метр шириной, а стены – по 30 сантиметров толщиной, единственный ведущий из него путь имел бы длину более километра. Вероятней всего, что любой человек скорее умер бы от голода или жажды, прежде чем отыскал бы выход.

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А.Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки. Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

Лабиринт - это настоящий Миф, это рассказ о героях и событиях, которые историческая наука не признаёт реальными, но рассматривает как символы. Мы считаем, что в основе любого мифа, любого образа, любого символического повествования лежит реальность, пусть не всегда историческая. Миф точно описывает реальность психологическую: человеческие переживания, психические процессы и формы скрываются за символами, которые передавались из поколения в поколение и наконец дошли до нас, чтобы мы разгадали их, сняли с них вуаль и вновь увидели их сокровенный смысл, осознали их глубинную суть. Миф о Лабиринте - один из древнейших, он похож на мифы всех древних цивилизаций, говорящие, что лабиринт - это труднопроходимый и неясный путь, на сложных и извилистых тропах которого немудрено затеряться.

Иногда в сюжет этого мифа вплетается рассказ о необыкновенном человеке, о герое или мифическом персонаже, который преодолевает лабиринт и находит ключ к решению загадки, представшей перед ним в форме пути. Когда мы говорим о лабиринтах, то сразу же вспоминаем самый известный из них, о котором сохранилось свидетельство в греческой мифологии - в простой и доступной форме, близкой к детской сказке: лабиринт острова Крит. Я не хочу говорить о нём так же упрощённо, как это делается в известных легендах, мы откроем более глубокие его пласты и проанализируем археологические находки, сделанные на Крите, чтобы понять, чему поклонялись критяне и чем в действительности был для них лабиринт. И мы увидим, как этот рассказ приобретёт сложную символическую форму, и он уже не будет казаться нам таким детским.

Итак, одним из древних символов Крита, связанных с его верховным божеством, была обоюдоострая секира, которую можно представить в виде двух пар рогов, одна из которых направлена вверх, другая вниз. Эта секира связывалась со священным быком, культ которого был широко распространён на Крите. Она получила название Лабрис и, согласно более древней традиции, послужила орудием, с помощью которого бог, позже получивший от греков имя Арес-Дионис, прорезал Первый Лабиринт. Вот его история. Когда Арес-Дионис, бог изначальных времён, очень древний бог, сошёл на землю, ничто ещё не было сотворено, ничто не обрело ещё форму, существовал лишь мрак, темнота. Но, согласно легенде, с небес Аресу-Дионису было дано орудие, Лабрис, и именно этим орудием, этим оружием он сотворил мир.

Арес-Дионис начал ходить посреди мрака, описывая круг за кругом. (Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего начинаем ходить по кругу; так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Мы дали такое сравнение, потому что с самого начала хотим подчеркнуть, что символизм лабиринта связан с определёнными атавизмами, присущими человеку.) И вот Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал и которая с каждым шагом становилась светлее, и называется «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».

Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет - он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим - свою внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он создал свет в самом себе; так же как он прорезал внешний путь, он прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.

Таков символизм критского мифа о лабиринте, самого древнего из дошедших до нас. Более поздние предания мы знаем намного лучше. Самое известное из них - миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом, удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём. Имя Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков означает «Тот, кто создаёт», «Тот, кто работает руками, строит». Дедал - символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов, коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле слова, возможно сходном с символикой самого первого божества, построившего во мраке Лабиринт Света.

Лабиринт Дедала не был ни подземным сооружением, ни чем-то тёмным и извилистым; это был огромный комплекс домов, дворцов и парков, задуманный так, что тот, кто в него входил, не мог найти выхода. Дело не в том, что лабиринт Дедала был ужасен, а в том, что из него невозможно было выйти. Дедал построил этот лабиринт для критского царя Миноса, почти легендарного персонажа, чьё имя позволяет нам познакомиться с очень древними преданиями всех народов той эпохи. Минос жил в сказочном дворце, и у него была жена Пасифая, из-за которой разыгралась вся драма, связанная с лабиринтом.

Желая стать царем, Минос рассчитывал на помощь ещё одного могущественного бога, повелителя вод и океанов Посейдона. Для того чтобы Минос чувствовал его поддержку, Посейдон совершил чудо: из вод и морской пены он создал белого быка и подарил его Миносу в знак того, что тот действительно является царём Крита. Однако, как говорит греческий миф, случилось так, что супруга Миноса безнадёжно влюбилась в белого быка, мечтала только о нём и желала лишь его. Не зная, как к нему приблизиться, она попросила Дедала, великого строителя, соорудить огромную бронзовую корову, прекрасную и привлекательную, чтобы бык ощутил влечение, в то время как Пасифая скроется внутри неё. И вот разыгрывается подлинная трагедия: Дедал создаёт корову, Пасифая прячется в ней, бык подходит к корове, и от этого странного союза женщины и быка появляется наполовину бык, наполовину человек - Минотавр.

Это чудовище, этот монстр поселился в центре лабиринта, который в тот же миг превратился из комплекса парков и дворцов в мрачное место, внушающее страх и печаль, в вечное напоминание о несчастье царя Крита. Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощённое толкование трагедии Пасифаи и Белого быка. Например, в легендах доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о том, что миллионы лет тому назад, на определённом этапе эволюции человека, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого извращения и нарушения законов природы на земле появились настоящие чудища, гибриды, которых сложно даже описать. Они вселяли страх не только потому, что обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться, от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти события не сотрутся из памяти человечества.

Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент стерлись из памяти людей. С другой стороны, чудовище, Минотавр - это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля. Проходят годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне, облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий всеми достоинствами, - Тесей. Он даёт себе обещание не принимать правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не убьёт Минотавра.

Тесей сам записывается в число юношей, которые должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую роль. Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход. В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда - кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.

Нам предстоит решить ещё одну загадку: Ариадна передаёт Тесею не клубок - а веретено с нитками. И, проникая в глубь лабиринта, Тесей разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить и снова сматывая её, и из лабиринта выносит уже действительно клубок - идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с которым Тесей идёт в лабиринт, символизирует несовершенство его внутреннего мира, который он должен «развернуть», то есть пройти ряд испытаний.

Шар, что он создаёт, подбирая нить, - это совершенство, которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и выйдя из лабиринта. Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом

В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде, родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты. Мы встречаем их и в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру. В Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В его галереях проводились церемонии, посвящённые времени, эволюции, а также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь центра, что означало встречу с истинным человеком. Согласно истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь очень малой частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым, что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида. Сегодня мы уже не можем увидеть этот лабиринт, у нас есть только свидетельство Геродота. Долгие века за особенности изложения люди называли его отцом истории, Геродотом правдивым и давали ещё много похожих имен, но когда не все его описания подтвердились, мы, естественно, решили, что Геродот не всегда был уверен в своих словах. С другой стороны, современная наука подтвердила истинность стольких его описаний, что, наверное, стоит набраться терпения и подождать - вдруг археологи откроют лабиринт, о котором писал греческий историк. Немало лабиринтов было и в готических соборах Средних веков.

Один из самых известных, изображения которого довольно распространены, - лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы кто-то в нём затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в Мистерии. Действительно, потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги исключительно символические, все повороты и перепутья видны. Самое главное здесь - достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с божествами. Очень похоже, что все подобные мифы древности и все символические лабиринты готических соборов отражают не столько историческую реальность, сколько психологическую. А психологическая реальность лабиринта жива и поныне. Если в древности говорили об инициатическом лабиринте как о пути, проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить о лабиринте материальном и психологическом. Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то, с чем мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живём и как себя проявляем, - всё это часть одного лабиринта. Сложность в другом: тот, кто попадал в критские парки и дворцы, даже не подозревал, что вошёл в лабиринт; так и мы в нашей повседневной жизни не осознаём, что находимся в лабиринте, который затягивает в себя человека.

С психологической точки зрения смятение Тесея, жаждавшего убить Минотавра, имеет ту же природу, что и смятение человека, который растерян и испуган. Мы испуганы потому, что чего-то не знаем и не умеем; испуганы потому, что чего-то не понимаем и из-за этого чувствуем себя неуверенными. Наш страх обычно проявляется в том, что мы не можем выбрать, не знаем, куда идти, чему посвятить свою жизнь; он проявляется в вечной обыденности и посредственности, изнурительной и печальной: мы готовы на всё, лишь бы не принимать решения и не проявлять хотя бы немного твердости. Растерянность - ещё одна болезнь, которая преследует нас в современном лабиринте на психологическом плане. Эта растерянность возникает оттого, что нам самим очень сложно решить, кто мы, откуда пришли и куда идём. Эти три вопроса - главная причина нашей растерянности, хотя они столь просты и бесхитростны, что кажутся нам детскими. Есть же какой-то смысл в нашей жизни, кроме постоянного пребывания в растерянности? Для чего мы работаем и ради чего учимся? Для чего мы живём и что такое счастье? К чему мы стремимся? Что такое страдание и как его распознать? С психологической точки зрения мы по-прежнему блуждаем в лабиринте, и, хотя в нём нет чудовищ и узких коридорчиков, нас постоянно подстерегают ловушки. И конечно же именно миф предлагает нам решение. Тесей не входит в лабиринт с пустыми руками, и было бы странно, если бы мы с пустыми руками искали выход из него. Тесей берёт с собой два предмета: секиру (или меч - как вам больше нравится), чтобы убить чудовище, и веретено с нитками, свой клубок, чтобы найти путь обратно.

< http://infoglaz.ru/?p=35047

Чаще всего от старинных мифов и легенд остаются лишь ветхие воспоминания, считающиеся сказками, что передаются из поколения в поколение. Но иногда тонкая грань между былью и фантазией стирается, являя миру неоспоримые факты. Таким исключением стал Кносский Лабиринт Минотавра на острове Крит, руины которого мы можем созерцать и по сей день.

Согласно одному из древнегреческих мифов на этом острове во время правления царя Миноса был возведён огромный дворец с запутанной системой ходов. Этот лабиринт был построен не просто так. Именно в его стенах царь поселил : чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном, богом морей, быку.

Каждые семь лет порабощённые Миносом Афины присылали на Крит семь красивейших девушек и семь юношей, которые отдавались на растерзание свирепому Минотавру. Шли десятилетия и число жертв неумолимо возрастало, неся боль и страдания жителям Афин…

Когда в очередной раз траурный корабль с чёрными парусами должен был доставить ужасную дань, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками, чтобы положить конец этому безумию. Выбор был невелик: сразить Минотавра или сгинуть самому.

Престарелый Эгей не хотел и слышать о дикой задумке своего единственного сына, но отважный Тесей был непоколебим. Он принёс жертву самому Аполлону-Дельфинию, покровителю морских путешествий, и оракул дал наставление, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту и принеся ей жертву, юный герой отправился на Крит.

Когда корабль приплыл к злополучному острову, афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Царь сразу же обратил внимание на атлетически сложенного и прекрасного юношу, коим являлся Тесей. Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в её сердце сильную любовь к юному сыну Эгея.

Ариадна, очарованная Тесеем, решила помочь храброму юноше и, чтобы он не погиб во мрачном лабиринте, тайно передала ему меч и клубок ниток.

Когда Тесея и всех обреченных отвели ко входу в Лабиринт, он незаметно привязал нить к одной из каменных колонн, чтобы в случае победы по ней найти обратный путь. Затем герой ступил в тёмную и запутанную обитель чудовища, где за каждым поворотом его могла ждать смерть.

Тесей пробирался всё дальше и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, Минотавр бросился на храбреца, и начался страшный бой. Полузверь-получеловек, полный ненависти к людям, яростно атаковал Тесея, но он отражал его удары своим мечом. Наконец, сын Эгея схватил чудовище за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Душераздирающий рёв эхом пронёсся по лабиринту и затерялся в его недрах.

Этот подвиг часто изображается на многих аттических предметах быта. К примеру на широкогорлой амфоре, что хранится в Григорианском Этрусском музее Ватикана, расположенном во дворце Иннокентия VIII.

Сразив Минотавра, Тесей по нити вышел из подземелья, ведя за собой всех афинских юношей и девушек. У выхода его встретила Ариадна, радуясь тому, что её возлюбленный остался жив. Ликовали и те, кого он спас - славя героя и его покровительницу Афродиту, они водили весёлый хоровод.

Чтобы избежать гнева царя, Тесей, Ариадна и афиняне прорубили дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, снарядили корабль и на всех парусах отправились обратно в Афины.

На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда герой и его спутники отдыхали от странствий, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили её в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и полный грусти быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.

Корабль Тесея быстро нёсся на своих чёрных парусах, разрезая морские волны. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить чёрные паруса на белые, если он с победой будет возвращаться в Афины.

Эгей часто стоял на высокой скале и смотрел в морскую даль, ища там белую точку - символ возвращения сына домой. Когда вдали показалась чёрная точка, надежды отца стали рушиться, но он до последнего всматривался в приближающийся корабль. Когда сомнений в чёрных парусах не осталось, охваченный отчаяньем Эгей бросился с обрыва в бушующее море. А через какое-то время его безжизненное тело волны вынесли на берег.

Тесей причалил к берегам Аттики и уже приносил богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил убитый горем Тесей тело отца, а после похорон принял власть над Афинами.

На данный момент известно, в Кносский Лабиринт отводили не только афинян, но и различного рода преступников. По одной из версий убийцам даже выкалывали глаза, чтобы до наступления смерти они ощущали на себе весь ужас зловещей неизвестности, царящей там. Существовал Минотавр или нет, но в тех тёмных коридорах, явно обитало нечто сильное, питающееся человеческой плотью...

Видео - Крит лабиринт минотавра



Минотавр - чудовище с Крита, главный противник Тесея. Описывался как человек с бычьей головой, обитал в запутанном лабиринте. Убит Тесеем.

В статье:

Легенда о происхождении Минотавра

Греческие предания описывали его как монстра большого роста, с телом атлета и бычьей головой. Матерью его была Пасифая (не стоит путать ее с Пасифеей), дочь бога солнца Гелиоса и царица Крита, жена Миноса. Минос взошел на престол, лишь победив своего брата с благословением богов. Чтобы Минос подтвердил свои благородные намерения и стал благочестивым царем, Посейдон прислал ему великолепного быка и повелел принести животное в жертву.

Миносу стало жаль убивать такое чудесное создание, и он отпустил быка пастись вместе со стадом, а вместо него заколол другого, обычного. Посейдон разгневался и внушил Пасифае противоестественное влечение к быку. По некоторым источникам, сам Посейдон (в ряде мифов - Зевс) превратился в быка, чтобы совокупиться с царицей. Для этого афинский инженер Дедал придумал хитроумную конструкцию в виде привлекательной для быка бронзовой коровы. Изнутри та была полой, и в ней находилась Пасифая.

Спустя положенный срок царица родила чудовище. Минотавра по приказу Миноса спрятали в лабиринте Дедала - Кноссе. Кормом Минотавру служили преступники и афинские юноши и девушки - их приводили раз в девять лет, по семь человек мужского пола и по семь - женского. В некоторых мифах Минотавру жертвовали семерых детей.

Павсаний писал, что по-настоящему Минотавра звали Астерием , то есть «звёздным». Античные вазы с изображениями этого зверя практически всегда содержат изображения звёзд или глаз. Микенские тексты также содержат упоминания о некоей владычице лабиринта, которой, вероятно, могла быть Ариадна.

Минотавр и Тесей

Диодор пишет что Тесей приплыл во второй партии, а Плутарх утверждал, что в третьей. Но известно точно, что герой попал в число жертв Минотавру уже после убийства им . По некоторым источникам, для снижения сопротивления пленников, их лишали зрения. По другим - запутанный лабиринт невозможно было покинуть, и те, кто избежал смерти от рук Минотавра, просто погибали без воды и еды.

Тесей был в числе четырнадцати жертв. Вместе с остальными его запустили в лабиринт, где он сразился с Минотавром и убил его голыми руками. Иногда указывается, что у героя при себе был меч.

Ариадна (единоутробная сестра Минотавра, но дочь Миноса) дала ему с собой клубок нитей, который Тесей разматывал всю дорогу. В результате он и остальные пленники покинули лабиринт невредимыми. Трон в Амиклах содержит изображение плененного Минотавра, которого Тесей вёл на веревке.

Рационалистическая версия легенды о Минотавре

Филохор , а после него Евсевий в своих трудах описывали иную версию происхождения Минотавра, в которой быкоголовое чудовище выступает в качестве аллегории. По легенде, Минотавр являлся человеком, его звали Тавром. Он учил юного царя Крита - Миноса, и прославился своей жестокостью. В то время Афины находились под властью Крита и платили дань людьми. Минос решил учредить состязание, в котором его учитель сражался с присланными афинскими юношами. Тавр одолел девятерых, но Тесей, сын афинского царя, его одолел. В честь победы Афины были освобождены от уплаты дани.

Лабиринт в Кноссе и миф о Минотавре

Также Лабиринт Дедала, согласно Плутарху, был самой обыкновенной тюрьмой. В ее стенах размещались простые заключенные, причем в весьма сносных условиях. Минос ежегодно проводил состязания в честь Андрогея, его сына, убитого афинянами. Победитель получал в рабы присланных из Афин юношей и девушек. До того их содержали в Лабиринте. Тавр пользовался великим доверием Миноса и был первым победителем состязаний. Тавр слыл грубым и жестокосердным хозяином, беспощадным с рабами. «Государственное устройство Боттии» Аристотеля ясно выражает мысль автора, что убивать присланных людей было попросту невыгодно - молодые люди высоко ценились на рынке рабов. Они, скорее всего, до конца своих дней оставались рабами на Крите.

Историк Демон считал, что Тавр являлся полководцем, флот которого вступил в бой с флотом Тесея в гавани и был разгромлен. В этом бою Тавр погиб. Плутарх писал, что Тавр был полководцем, убитым в войне между Критом и Афинами. Позднейшая история о Минотавре - плод человеческой выдумки и мифотворчества.

Иные гипотезы и культ быков

Минотавр мог быть заимствованным финикийским богом под именем . Молох изображался в виде рогатого человека, и ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» пошло от места, где приносились человеческие жертвы Молоху - детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо. Культ Молоха вполне мог находиться на Крите. Смерть Минотавра ознаменовала конец этого культа.

Ряд историков наших дней полагает историю Минотавра иносказательной историей о столкновении индоевропейцев с культурами автохтонных «народов моря». Эти «народы моря» неизвестного происхождения почитали быков. Столкновение выиграли более цивилизованные в современном понимании индоевропейцы. Также внешность Минотавра наводит на мысли о звероголовых египетских богах.

«Тесей», роман пера Мери Рено, содержит описание ритуальных жертвоприношений. Они назывались «бычьими поясками» - своеобразной протокорридой. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии - ритуальных прыжков через быка. Культ почитания быка имел большую силу на Крите, и подобные ритуалы составляли значительную его часть.

Подобная тематика прослеживается еще со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Бои с быками и почитание быков обычное явление для культур средиземноморья. В наши дни это явление сохранилось в качестве испанской корриды.

Обоюдоострый топор палача - «лабрис», был неотъемлемой частью бычьего культа. Вероятно, «лабиринт» - видоизмененное «лабрис». Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская демонология содержит немало людей с головами быков. Минотавр, живущий в сердце лабиринта, скорее всего, был жестокой легендой, отголоском еще более устрашающих ритуалов Крита. Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором.

Четырнадцатилетний москвич стал жертвой столичного долгостроя. Многоэтажный каркас на севере Москвы пустует уже четверть века, притягивая лиц без определенного места жительства и детей, для которых бетонные лабиринты превратились в игровой комплекс. Уже не раз подобные забавы приводили к серьезным травмам. Однако городские власти ни разу не озаботились охраной замороженного объекта.

Никита оступился и упал в шахту лифта недостроенного здания с высоты восьмого этажа. Но можно ли в этом случае смерть назвать случайной? "Дом-убийца", "дом ужасов", "серый монстр" - именно так жители района Ховрино называют этот долгострой. И редкий подросток пройдет мимо такой достопримечательности, где можно увидеть другую сторону жизни, спрятаться от взрослых, в конце концов - испытать свой страх.

А бояться там есть чего. Нет межэтажных перекрытий, обрушенные лестницы, открытые шахты лифтов. Таким стало здание, которое четверть века назад начали строить как многопрофильную больницу. Пятнадцать лет назад работы встали. В течение последнего года около шести человек обращались по поводу различных травм, которые были получены там. В основном, это дети, которые проникают на стройку, играют там.

Беспрепятственно сюда может зайти даже первоклассник. Ни охраны, ни серьезного ограждения здесь не было никогда. "Бывает, здесь и "скорые" стоят, и пожарные, бомжи там ночуют. Дерево, коробки вон таскают с помоек и пожары здесь часто тушат", - объясняет Ирина Бекасова.

Более трех лет назад правительство Москвы приняло решение о ликвидации долгостроя. Спустя полгода это решение поменялось, и было принято другое: "О возобновлении работ по дострою". Но рабочие там пока не появлялись. "Конечно, те структуры, которые строят эти здания, тем более, если вдруг они их замораживают, всё равно должны иметь некую службу безопасности. Может быть, это сотрудники частных охранных предприятий; может быть, это сотрудники вневедомственной охраны", - считает Евгений Гильдеев, заместитель начальника Управления информации и общественных связей ГУВД г. Москвы.

Как нам сказали в префектуре Северного округа столицы, в настоящее время недострой является объектом имущественного спора между федеральным государственным унитарным предприятием "ВПК-Технотэкс" и департаментом имущества Москвы. Будут ли её достраивать или сносить, пока никто не знает. "Этот объект должно охранять, естественно, Федеральное агентство имущества. Но мы взяли на себя: со стороны префекта было дано поручение. Сейчас стройка охраняется", - уверяет Фазиль Измайлов, первый заместитель префекта Северного административного округа г. Москвы.

Она не охраняется. Наша съемочная группа беспрепятственно прошла на территорию и в здание. Точно так же, как в тот злополучный день сюда вошёл Никита Шмелёв с друзьями. "Я просто не хочу, чтобы другие дети гибли так, как мой Никитка. Я не хочу, чтобы другие мамы так же плакали и не хотели жить - так же, как и я - без своих детей", - говорит Ольга Шмелёва.

Текст: Вести. Москва

Давайте задумаемся, что нам мешает исполнять наши заветные мечты? Как правило, это наши страхи, ложные убеждения, предыдущий опыт, который регулярно нашёптывает нам, что мы не справимся, разочаруемся, обманемся. И в таком перешёптывании проходят годы, а иногда и вся жизнь. Но, как известно, кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет оправдания. Конечно, мы слышали и читали, что с тревогами можно разобраться, установки — поменять, со страхами — начать взаимодействовать. А вот как это сделать — каждому приходится искать самому. Мне в этом помог лабиринт.

Что представляет собой лабиринт? Это некое замкнутое пространство, отгороженное от внешнего мира какими-либо ограждениями. Сам он состоит из одной единственной дорожки, очень длинной и извилистой. Самое главное для человека, идущего по этой дорожке, быть постоянно в контакте со своими эмоциями. Так можно получить бесценный опыт проживания собственных страхов, сомнений и тревог — всего того, что препятствует достижению поставленной цели. Осознанно пройдя свой лабиринт, можно получить работающие инструменты принятия решений, которые помогут человеку стать решительным и уверенным в себе.

Чудовища, от которых можно сбежать

В прошлом году я прошла подобный лабиринт. Это было ранней осенью под Зеленоградом. В своём богатом воображении я представляла лабиринт как некие катакомбы, окружённые каменными стенами, внутри которых, возможно, обитают чудовища. И когда я увидела на поляне всего лишь извилистые тропинки, обозначенные вбитыми в землю деревянными кольями, моему разочарованию не было предела. Возникло сильное желание развернуться и уйти. Тогда я ещё не понимала, что лабиринт уже начал работать. И это был первый урок, первый ответ на мой вопрос, почему моё заветное желание никак не сбывается. Дело в том, что бегство было моей привычной тактикой. Когда я видела, что что-либо не соответствует моим ожиданиям, я сразу от этого отрекалась. Выходила из проектов, отклоняла идеи, отказывалась от отношений. Однако в этот раз я решила остаться. Всё-таки это был тренинг. Сформулировав вопрос, я зашла в лабиринт и довольно резво по нему пошла. Через какое-то время я почувствовала скуку. Лабиринт был огромный, идти было ещё довольно далеко. И я, недолго думая, стала перепрыгивать через деревянные колья, приближаясь к выходу. Причём я даже этого не заметила, будучи полностью уверена, что лабиринт я прохожу благополучно. Однако это заметил мой тренер Дмитрий и посоветовал мне пройти его ещё раз. Помню своё сильное сопротивление этому процессу. Идти так долго, да ещё по одной единственной дорожке, которая плутает и виляет. И это был следующий урок, который мне преподнесла Вселенная. Дело в том, что сам лабиринт заполнен невообразимо огромным количеством поворотов и извилин. Что подразумевает огромную потерю времени, однообразие и замедленность на пути к достижению цели. В лабиринте в принципе невозможно бежать, т. к. направление пути постоянно меняется. Несколько раз ты приближается к заветной цели, однако дорожка лабиринта отводит тебя в противоположную сторону, что вызывает некое эмоциональное напряжение. Возникает огромное желание броситься напролом к центру лабиринта. Но извилистая тропинка никому не предоставляет свободу выбора. И здесь получаешь ещё один важный урок. Именно в лабиринте начинаешь ощущать необходимость смирения и подчинения Высшим силам.

Шагай! Дорожка выведет

Помимо этого, в лабиринте забываешь о суете окружающего мира и погружаешься в собственное внутреннее пространство, тонко чувствуя любые изменения в своём теле. И в этот самый момент ты вступаешь во взаимодействие со своими страхами. Например, я постоянно чувствовала тревогу, что не смогу добраться до центра лабиринта с первого раза. Именно страх совершить ошибку и не быть идеальной тормозил моё движение по волшебной тропинке. Однако в какой-то момент мой внутренний голос скомандовал: "Делай шаги! А дорожка, выложенная кем-то более мудрым, выведет тебя к намеченной цели". Я стала двигаться дальше, но, несмотря на то, что шла по одной-единственной тропинке, я всё-таки заблудилась и не смогла с первого раза дойти до центра. Пришлось повернуть на второй круг и начать заново. Второй раз был более удачным, я достигла центра. Однако благодаря своему блужданию я увидела новую модель поведения: если не вышло с первого раза, получится со второго, а может быть, и с третьего. Главное — не сдаваться и двигаться вперёд!

Путь домой

Кульминация прохождения лабиринта — достижение его центра. Там ты остаёшься один на один с собой. Это место, где тебе даётся возможность почувствовать и открыть в себе что-то очень важное, познакомиться с собой обновлённым, услышать ответы на давно мучающие вопросы. В лабиринте каждый шаг, каждое действие наполняется энергией, каждая мысль и эмоция значимы. Именно здесь происходит долгожданная метаморфоза, настолько меняющая человека, что заставляет кардинально изменить направление движения, развернуться на 180 градусов и начинать двигаться в обратном направлении. Однако не стоит думать, что это тот же путь. Это путь обновлённой личности. Недаром древние полагали, что именно в центре лабиринта происходит символическая смерть и новое рождение человека, переход из одной формы существования в другую, более высокую, более духовную. Когда я повернулась от центра и пошла обратно, то почувствовала совсем иные ощущения. Дорога к центру была полна страхов, сомнений и тревог. Обратно я шла легко и свободно. Я не смотрела вперёд, пытаясь проследить путь до выхода и тем самым обезопасить себя от чрезмерных блужданий. Я просто шла и любовалась пёстрой осенней листвой, вдыхала запах дождя и сырого дерева, напевала себе что-то под нос. Меня совсем не волновало, куда я иду, и где выход. Я точно знала, что рано или поздно выйду из лабиринта. Думаю, что именно тогда получила бесценный опыт жить "здесь и сейчас" и не беспокоиться о завтрашнем дне. А также я почувствовала твёрдую уверенность, что моё желание обязательно сбудется. И оно действительно сбылось!

На тот момент мне осточертела моя работа, но я никак не могла её сменить. А после прохождения лабиринта я написала заявление об уходе и отправилась в свободное плаванье, абсолютно не волнуясь о том, что останусь без средств к существованию. Сейчас у меня прекрасная работа с частичной занятостью и по большей части удалённым доступом. Я просыпаюсь каждое утро и радуюсь, что впереди меня ожидает потрясающе интересный день, встречи с замечательными людьми, посещения увлекательных мероприятий, прогулки в парке, катание на велосипеде, а главное, я практически всегда делаю то, что хочу. Спасибо Лабиринту!