Кварто-квинтовый круг. Квинтовый круг: о музыке простыми словами

Дмитрий Низяев

Давайте попробуем сделать какие-нибудь наблюдения, имея под руками такую наглядную систему как кварто-квинтовый круг. Сами по себе проявляющиеся закономерности, может статься, и не будут для Вас новы, но даже Ваши старые знания смогут систематизироваться и стать для Вас проще в применении. А может, Вы обнаружите и что-то неожиданное для себя.

Например, у многих учащихся вызывает ощутимые трудности запоминание того, какие ключевые знаки имеют разные тональности. Большинству людей приходится запоминать это простым зазубриванием. Другие при упоминании имени тональности вспоминают ноты тех пьес, которые им доводилось играть. Вот Вам еще один способ: запомнить положение тональности на круге, как на циферблате часов. Само положение укажет Вам количество знаков.

А кстати, Вы обратили внимание, что при построении круга (на прошлом занятии) новые ключевые знаки появлялись тоже по квинтам? В соль-мажоре - знак "фа", а в следующем ре-мажоре добавляется "до". Между "фа" и "до" - квинта. Но это просто интересное наблюдение, не более.

А вот другое полезное открытие от разглядывания круга: новый, последний знак в правой половине круга всегда оказывается на VII ступени тональности ("фа" в соль-мажоре, "соль" - в ля-мажоре и т.д.) Значит, Вам достаточно запомнить порядок следования знаков, всего-то семь штук, и Вы в две секунды сможете вычислить их количество в любой тональности. Скажем, ми-мажор. Знаки появляются в порядке "фа-до-соль-ре-ля-ми-си". Какой из них будет VII-й ступенью в ми-мажоре? "Ре", четвертый по порядку. Ответ: в ми-мажоре четыре диеза. Чем не способ?

Посмотрите теперь в левую, бемольную половину круга. Там закономерность обнаруживается обратная (снова симметричность вездесущая!). А именно: если в диезах последний знак был предпоследней ступенью тональности, то в бемолях, наоборот, предпоследний знак - последняя ступень, то есть, попросту, тоника. Например, в тональности ми-бемоль-мажор три знака: "си", "ми" и "ля". Предпоследний из них - тоника. Следовательно, и здесь Вам просто нужно запомнить порядок следования знаков - и их количество будет вычисляться моментально и легко.

Еще одна симметрия. Сравните-ка порядок появления для диезов и для бемолей:

Каково? Похоже на стихи-перевертыши, не правда ли? "А роза упала на лапу Азора". Читается в любом направлении одинаково.

Еще понаблюдаем. Например, как в круге соотносятся положения одноименных тональностей. До-мажор стоит на самом верху, а до-минор - на "девяти часах" - и следовательно, имеет три бемоля в ключе. Увидели? (было бы здорово, если бы Вы приучились все эти наблюдения делать в уме, не справляясь по картинке (см.рис.). Но это можно и со временем). Теперь возьмите (или вообразите) бумажный кружок, чтобы его можно было вложить в круг и поворачивать. Нарисуйте на нем двухвостую стрелочку, охватывающую четверть окружности. Вложите в круг - и она, в каком бы положении ни оказалась, всегда покажет на одноименные тональности. Не правда ли, похоже на хитрую игрушку? И вывод для облегчения Вашей жизни готов: одноименные тональности всегда имеют разницу в три ключевых знака, причем мажор располагается в диезной стороне относительно минора. Хм, картинка смахивает на обложку к фантастическому роману о путешествиях во времени…

Еще один фокус. Малополезный, но красивый. Если "поводить пальчиком" по схеме, двигаясь по хроматической гамме, то получается довольно занимательная траектория, правда? (см. рис.)

Еще наблюдение, лежащее на поверхности: знаменитая кварто-квинтовая секвенция, по имени "золотая" - это просто равномерное пошаговое движение по этому кругу. Помните, когда мы знакомились с ней, я говорил, что эта секвенция может продолжаться бесконечно - теперь-то понятно, почему. Ведь она движется не по прямой, а по кругу! И после двенадцати звеньев будет вынуждена замкнуться на свое собственное начало.

А теперь попробуйте придумать множество разных секвенций - или хотя бы проследить по этому кругу те, что мы разбирали в том занятии - и Вы обнаружите, что наиболее красивые и естественные сочетания аккордов в них соответствуют движению по соседним ячейкам круга, как по лестнице. А наиболее резкие и неожиданные сочетания - это скачки по этому же кругу между далеко отстоящими ячейками. О как!

Между тем, движение по- и против часовой стрелки звучит неодинаково. Посмотрите, как соотносятся межу собой трезвучия двух любых соседних позиций круга. Например, соль-мажор и до-мажор. "Соль" является доминантой для "до", а вот "до" для "соль" - субдоминанта, верно? А психологически движение от доминанты к тонике звучит более естественно, чем наоборот, потому что в первом случае означает разрешение напряженности, а во втором - ее нагнетание. Наиграйте теперь ту же "золотую" кварто-квинтовую последовательность трезвучий, идущую по кругу в ту и в другую сторону (примеры 2 ). Согласитесь, что первый пример звучит не столь натянуто и искусственно, как второй - потому что в каждом его звене реализуется движение от доминанты к тонике или против часовой стрелки по нашему кругу. Таким образом Вы можете взять на вооружение, что вот такое "вращение" аккордов в Вашей музыке против часовой стрелки будет психологически вести Вашего слушателя к разрешению, к успокоению, "домой". А обратное движение уместно применять, наоборот, при нагнетании напряженности, подготовке кульминации.

Давайте теперь, как мы собирались в предыдущем занятии, проследим на круге, как расположены тональности первой степени родства (или просто - родственные). Вырезаем бумажный кружок с одной стрелкой от центра. Ставим его в наш круг, указываем на до-мажор. В прошлый раз мы уже отыскали для него все родственные тональности, теперь давайте вертеть стрелку:

Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра
Ля-минор : возврат в центр

Когда я первый раз это проделал, я был в шоке! Мало того, что стрелка ни разу не ушла от "дома" дальше, чем на один шаг, так она еще танцует вокруг него кадриль! И опять приходит в центр в конце концов. Апофеоз симметрии, да?

Картина ничуть не хуже и для исходной минорной тональности. Берем ля-минор и "танцуем" от него родственные тональности:

До-мажор : стрелка неподвижна
Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра

Практически то же самое, верно? Это и не удивительно: ведь для обеих исходных тональностей "родня" такая же, поскольку количество знаков и, следовательно, диатонический звукоряд у них общий.

Единственное нарушение этой стройной картины связано с шестой родственной тональностью, которая - помните? - была включена в список позднее и с известной долей условности, а именно, с использованием ступеней гармонического лада. Разжуем это. Как известно, гармонический лад (и мажор, и минор) отличается присутствием увеличенной секунды между VI и VII ступенями. В до-мажоре это ноты "ля" и "си". Как Вы можете расширить этот интервал? Только одним путем: понижением "ля". Поскольку "си" повышать некуда. Теперь попробуйте построить все трезвучия, в которых полученный "ля-бемоль" может участвовать. Это будут трезвучия "ре-фа-ля" (и с понижением "ля" оно становится уменьшенным); "фа-ля-до"(здесь мажор сменяется минором); и "ля-до-ми"(мажорное трезвучие превратится в увеличенное). Как Вы сами понимаете, ни увеличенное, ни уменьшенное трезвучия не могут служить тониками для искомых тональностей. Вот и выходит, что если мы примем в законный состав до-мажора ноту "ля-бемоль", то получаем в распоряжение только одну новую родственную тональность - фа-минор. На круге это будет "120 градусов против часовой стрелки". Следите за мыслью? Это и будет шестая и последняя родственная тональность для мажора.

Вкратце повторим этот путь для ля-минора. В гармоническом ладу нужна увеличенная секунда между ступенями VI и VII, т.е. между "фа" и "соль". "Фа" понижать некуда, так что получаем "соль-диез". Трезвучия с участием "соль-диеза" будут такие: "до-ми-соль" (мажорное станет увеличенным); "ми-соль-си" (минор станет мажором); и "соль-си-ре" (мажорное станет уменьшенным). Снова только одна новая тональность - ми-мажор. Отыщем ее на круге - 120 градусов по часовой стрелке от ля-минора. То есть, картина абсолютно та же, с точностью до наоборот! Зеркальная ситуация. Оказывается, даже принудительное внесение дополнительной родственной тональности симметрии не нарушает. О как!

минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.

Альтерация означает изменение.

Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и

ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении

всей мелодии.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Бемоли появляются в обратном порядке.

Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,

вниз по ч5 – бемольные тональности.

До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор

До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в

параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или

выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.

Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь

в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #

БИЛЕТ № 7.

1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.

Главные трезвучия имеют обращения.

мажор минор разрешение

Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3

Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4

Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3

D5/3 Y Т, Т6/4

Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в До мажоре:

Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4

Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.

Квинтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическая схема, используемая музыкантами, для визуализации отношений между тональностями. Иными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.

Квинтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическая схема, используемая музыкантами, для визуализации отношений между тональностями . Иными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.

Впервые квартово-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года русско-украинского композитора Николая Дилецкого.


Страница из книги «Идея грамматики мусикийской», на которой изображен квинтовый круг

Начать строить круг можно с любой ноты, например до. Далее, двигаясь в сторону увеличения высоты звука, откладываем одну квинту (пять ступеней или 3,5 тона). Первая квинта – это до-соль, таким образом, за тональностью до мажор следует тональность соль мажор. Затем добавляем еще одну квинту и получаем соль-ре. Ре мажор – это третья тональность. Повторив этот процесс 12 раз, мы, в конце концов, вернемся обратно к тональности до мажор.

Квинтовый круг называется квартово-квинтовым потому, что его можно построить и с помощью кварт. Если взять ноту до и понизить её на 2,5 тона, то мы так же получим ноту соль.

Линиями соединены ноты, расстояние между которыми равняется половине тона

Гейл Грейс (Gayle Grace) отмечает, что квинтовый круг позволяет посчитать количество знаков при ключе той или иной тональности. Каждый раз, отсчитывая 5 ступеней и двигаясь по квинтовому кругу по часовой стрелке, мы получаем тональность, количество знаков диез в которой на один больше, чем в предыдущей. Тональность до мажор не содержит знаков альтерации. В тональности соль мажор один диез, а в тональности до-диез мажор их семь.

Чтобы подсчитать количество знаков бемоль при ключе необходимо двигаться в обратном направлении, то есть против часовой стрелки. Например, начав с до и отсчитав квинту вниз, вы придете к тональности фа мажор, в которой один знак бемоль. Следующей тональностью будет си-бемоль мажор, в которой два знака бемоль при ключе, и так далее.

Что же касается минора, то минорные гаммы, идентичные мажорным по числу знаков при ключе, – это параллельные (мажорным) тональности. Определить их достаточно просто, нужно всего лишь построить от каждой тоники малую терцию (1,5 тона) вниз. Например, параллельной минорной тональностью для до мажора будет ля минор.

Очень часто на внешней части квинтового круга изображаются мажорные тональности, а на внутренней – минорные

Итан Хейн (Ethan Hein), профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что круг помогает понять устройство западной музыки разных стилей: классического рока, фолк-рока, поп-рока и джаза.

«Тональности и аккорды, которые на квинтовом круге расположены близко друг к другу, большинство западных слушателей будут считать созвучными. Тональности ля мажор и ре мажор имеют в своем составе шесть одинаковых нот, поэтому переход с одной на другую происходит плавно и не вызывает чувства диссонанса. Ля мажор и ми-бемоль мажор имеют всего одну общую ноту, поэтому переход от одной тональности к другой будет звучать странно или даже неприятно», – объясняет Итан.

Получается, что с каждым шагом по квинтовому кругу в начальной гамме до мажор один из тонов замещается на другой. Например, переход с до мажора на соседний соль мажор ведет к замещению всего одного тона, а перемещение на пять шагов из до мажора в си мажор ведет к замещению пяти тонов в начальной гамме.

Таким образом, чем ближе друг к другу расположены две заданные тональности, тем ближе степень их родства. По системе Римского-Корсакова, если между тональностями расстояние в один шаг – это первая степень родства, два шага – вторая, три – третья. К тональностям первой степени родства (или попросту родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак.

Ко второй степени родства относятся тональности, которые являются родственными к родственным тональностям. Аналогично, тональностями третьей степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям второй степени родства.

Именно со степенью родства связано то, что эти две последовательности аккордов часто используются в поп-музыке и джазе:

    E7, A7, D7, G7, C

«В джазе основные тональности чаще всего сменяются по направлению часовой стрелки, а в роке, фолке и кантри – против», – говорит Итан.

Появление квинтового круга было связано тем, что музыкантам была нужна универсальная схема, которая бы позволяла быстро выявлять соотношение тональностей и аккордов. «Если Вы поймете принцип работы квинтового круга, то сможете без труда играть в выбранной тональности – Вам не придется мучительно подбирать правильные ноты», – заключает Гейл Грейс. опубликовано

Тональность – это высотное положение лада. 12 мажорных и 12 минорных тональностей образуют систему кварто-квинтовый круг. Тональности, расположенные квинтой выше и квинтой ниже связаны между собой общими тетрахордами

В темперированном строе любую диезную тональность можно заменить на энгармонически равную бемольную и наоборот.

Минорные тональности, как и мажорные, также располагаются по кругу на расстоянии квинты друг от друга.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд (одинаковые знаки). Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии малой терции: A – fis, Es – c.

Одноименными называются мажорная и минорная тональности, тоники которых находятся на одной высоте: D – d, B – b.

Однотерцовыми называются мажорная и минорная тональности, в тонических трезвучиях которых совпадает терцовый тон. Эти тональности находятся на расстоянии полутона и имеют разницу в четыре знака: C – cis, Des – d.

По мнению музыкантов, каждая тональность пригодна для передачи определённых образов и эмоций. Так, в эпоху Барокко тональность Ре мажор выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность си минор считалась связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности до минор, фа минор, си-бемоль минор. Для выражения печали, траура использовался до минор. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Ми-бемоль мажор с его тремя бемолями. Одна из чистых, «твердых» тональностей, применяемых Бахом для выражения радостного чувства, - Соль мажор. Тональности Ля мажор и Ми мажор - светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера. Чистейшей тональностью считался До мажор, не имеющий знаков альтерации. Эта тональность избиралась для произведений, посвященных самым чистым и светлым образам.

Композиторов разных эпох привлекала идея создать цикл из произведений, написанных во всех 24 тональностях. Первым в этом ряду был Иоганн Себастьян Бах – это два тома «Хорошо темперированного клавира». В каждом томе тональности следуют по полутонам, начиная с до мажора и до минора. После Баха циклы произведений во всех тональностях создают Ф. Шопен (24 Прелюдии), К.Дебюсси (24 Прелюдии), А.Скрябин (24 Прелюдии), Д.Шостакович (24 прелюдии и фуги), Р.Щедрин ( 24 прелюдии и фуги), С.Слонимский (24 прелюдии и фуги), К Караев (24 Прелюдии), П.Хиндемит (Ludustonalis). Порядок следования тональностей у каждого композитора различный: по полутонам, по кварто-квинтовому кругу. Пауль Хиндемит создает свою систему следования тональностей

У многих музыкантов тональности вызывают цветовые ассоциации. Связь абсолютной высоты музыкальных звуков и тональностей с определёнными цветами или образами называется цветным слухом. Таким слухом обладали Скрябин, Римский-Корсаков, Асафьев и другие композиторы. В этой таблице отражены цвето-тональные ассоциации А.Скрябина. Обратите внимание, что порядок цветов диезных тональностей близок радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый!

Задание 3.4

1. Написать верхние тетрахорды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора в тональностях Es – dur , H – dur , f – moll , g – moll .

2. Написать полную функциональную формулу гармонического мажора и минора As – dur , E – dur , fis – moll , d – moll . Образец выполнения

3.Каким тональностям принадлежат эти тетрахорды?

4. Каким тональностям принадлежат эти обороты?

5. Переписать мелодии из ХТК Баха в указанных тональностях

а ) f – moll, c - moll

б ) d – moll, f - moll

Rating 3.77 (13 Votes)

Как от разных звуков исполнить одну и ту же музыку в миноре?

Если вы помните квинтовый круг мажорных тональностей (см. статью « »), то вам не составит труда разобраться с квинтовым кругом минорных тональностей.

Напомним следующее:

  • родственными тональностями считаются те, которые имеют 6 общих звуков.
  • параллельные тональности - это те, которые имеют один и тот же набор знаков альтерации при ключе, но одна тональность мажорная, а другая - минорная.
  • у параллельных тональностей, тоника минорной тональности будет ниже на малую терцию тоники мажорной тональности.
Квинтовый круг минорных тональностей

Родственные тональности минора, также как и мажора, расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. В связи с этим тональности минора образуют свой квинтовый круг.

Зная квинтовый круг диезных мажорных тональностей, пересчитаем тоники (опустим на малую терцию) и получим квинтовый круг диезных минорных тональностей:

Таблица минорных диезных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
A-moll Ля-минор Нет знаков альтерации
E-moll Ми-минор F#
H-moll Си-минор F#, C#
F#-moll Фа-диез минор F#, C#, G#
C#-moll До-диез минор F#, C#, G#, D#
G#-moll Соль-диез минор F#, C#, G#, D#, A#
D#-moll Ре-диез-минор F#, C#, G#, D#, A#, E#
A#-moll Ля-диез-минор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

И аналогично квинтовый круг бемольных минорных тональностей:

Таблица минорных бемольных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
A-moll Ля-минор Нет знаков альтерации
D-moll Ре-минор Hb
G-moll Соль-минор Hb, Eb
C-moll До-минор Hb, Eb, Ab
F-moll Фа-минор Hb, Eb, Ab, Db
B-moll Си-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Eb-moll Ми-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ab-moll Ля-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb

Также, как и мажор, минор имеет три пары энгармонически равных тональностей:

  1. соль-диез минор = ля-бемоль минор
  2. ре-диез минор = ми-бемоль минор
  3. ля-диез минор = си-бемоль минор

Как и мажорный круг, минорный «рад» замкнуться и в этом ему помогают энгармонически равные диезные тональности. Точно так же, как в статье « ».

Вы можете наглядно ознакомиться с квинтовым кругом минорных тональностей (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Ваш браузер должен поддерживать flash:

Дополнительно

Есть ещё способы для расчёта квинтового круга минорных тональностей. Давайте их рассмотрим.

1. Если Вы хорошо помните квинтовый круг мажорных тональностей, но описанный выше способ поиска тоники параллельной минорной тональности по каким-то причинам неудобен, то можно за тонику брать VI ступень. Пример: ищем параллельную минорную тональность для G-dur (G, A, H, C, D, E , F#). Берём за тонику минора VI ступень, это нота E. Всё, расчёт закончен! Поскольку мы нашли тонику именно параллельной минорной тональности, то знаки альтерации обеих тональностей совпадают (в найденной E-moll, как и у G-dur, стоит диез перед нотой F).

2. Не отталкиваемся от мажорного круга, а рассчитаем с нуля. Всё по аналогии. Берём минорную тональность без знаков альтерации, это A-moll. V ступень будет тоникой следующей (диезной) минорной тональности. Это нота Е. Знак альтерации ставим перед II ступенью (нота F) новой тональности (E-moll). Всё, расчёт закончен.

Итоги

Вы познакомились с квинтовым кругом минорных тональностей и узнали, как можно посчитать количество знаков в различных минорных тональностях.