Культура середины 19 века. Шпаргалка: Русская культура XIX века. Русская живопись и искусство XIX в

Российская культура в начале XIX века.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние всœе шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

Просвещение

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половинœе XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосœельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. В случае если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).

Наука и техника

В первой половинœе XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гᴦ. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателœем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

В первой половинœе XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гᴦ. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 ᴦ. начало работать Русское географическое общество,

В 1839 ᴦ. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телœескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателœем электромагнитного телœеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 ᴦ. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелœем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателœем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 ᴦ. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире желœезных дорог, а уже в 1837 ᴦ. первые составы пошли по желœезной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 ᴦ., а в 1817-1821 гᴦ. они стали плавать по Каме и Волге.

Литература

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 ᴦ., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителœей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др.
Размещено на реф.рф
Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителœей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр.
Размещено на реф.рф
Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 ᴦ. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 ᴦ. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 ᴦ. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 ᴦ. открылся Малый театр, а в 1825 ᴦ. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др.
Размещено на реф.рф
В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половинœе XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 ᴦ. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В данный же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.

Живопись. Направления в русской живописи XIX

Культурная жизнь России в первой половинœе XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой.

С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принœесла К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким представителœем романтического течения являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половинœе XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

Архитектура

Развитие русского градостроительства в первой половинœе XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в данный период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гᴦ. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гᴦ. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).

Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 ᴦ. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома.

Российская культура в начале XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Российская культура в начале XIX века." 2017, 2018.

НОУ ВПО "Институт управления"

Ярославский филиал


Контрольная работа

По дисциплине:

История отечественного государства и права

Культура России XIX века


Преподаватель: Сакулин М.Г.

Выполнил студент: Головкина Н.С.


Ярославль


Введение

1.1 Образование

1.2 Наука

1.3 Литература

1.4 Живопись и скульптура

1.5 Архитектура

1.6 Театр и музыка

2.1 Просвещение

2.2 Наука

2.3 Литература

2.4 Живопись и архитектура

2.5 Театр и музыка

Заключение

Библиографический список


Введение


История культуры России 19 в. занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике.

Достижения русской культуры определялись многими факторами: петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных контактов с Западной Европой. Большую роль играл и тот факт, что в экономической и социально-политической структуре России медленно, но неуклонно складывались капиталистические отношения. Появились фабрики и заводы. Росли города, ставшие основными культурными центрами. Увеличилась численность городского населения. Усилилась потребность в грамотных и образованных людях. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, музыку, театр, изобразительное искусство.

Однако внутреннее положение в стране сдерживало развитие культуры. Правительство сознательно тормозило бурно развивающиеся процессы, активно боролось против общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостническая система не давала возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культура оставалась привилегией незначительной части господствующего класса. Культурные запросы и потребности верхушки общества были чужды народу, у которого складывались собственные культурные представления и традиции.

Цели курсовой работы:

изучить различные аспекты русской культуры 19 века;

выявить основные направления развития культуры;

выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

культура россия петровский екатерининский

Глава 1. Культура России в первой половине XIX века


1.1 Образование


Образованность общества является одним из показателей культурного состояния народа, страны. В конце 18 - первой половине 19в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования.

Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян - гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения - военизированные кадетские училища .

Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала университетской. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры (поэты и писатели А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин, дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гирс, публицист Н.А. Данилевский, будущий министр народного просвещения Д.А. Толстой и др.)

Широко была распространена система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных языков, музыки, словесности, привитию хороших манер, живописи .

Весьма ограниченными оставались возможности для развития женского образования. Для дворянок существовало несколько закрытых институтов (школ). Наибольшую известность приобрел Смольный институт благородных девиц, открытый в Петербурге в конце 18в. и положивший начало женскому образованию в России. По его образцу открывались женские институты в других городах. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, историю, словесность, иностранные языки, танцы, музыку, различные виды домоводства. В начале 19в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек "обер-офицерского звания". В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин России была лишена возможности получить даже начальное образование.

Крупнейшие политические деятели понимали, что государству требуется все больше образованных или хотя бы грамотных людей, в то же время они боялись широкого просвещения народа .

Развивалось университетское и высшее специальное образование. Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особенно прославились лекции по всеобщей истории профессора Т.Н. Грановского, созвучные общественным настроениям того времени. Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила, демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н.А. Полевой, А.В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

В отличие от 18в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине 19в., началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь .


1.2 Наука


В первой половине 19 в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин. Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

В естественных науках наблюдалось стремление к более глубокому познанию основных законов природы. Открытия Я.К. Кайданова, И.Е. Дядьковского, К.Ф. Рулье внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Лобачевский в 1826 г., намного опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы 19 в.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, медицины, биологии и механики. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал первые пригородные электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П.Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина - органического вещества, употреблявшегося как закрепитель краски в текстильной промышленности. Профессор Московского университета М.Г. Павлов внес большой вклад в развитие агробиологии. Н.И. Пирогов, участник обороны Севастополя во время Крымской войны, впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М. Филомафитский ввел в практику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н.И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза.

Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803 - 1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна. На двух кораблях "Надежда" и "Нева" экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным предприняли попытку второго кругосветного путешествия, обследовали Курильские острова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пребывание в плену В.М. Головнин использовал для сбора ценнейших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819 г. на двух кораблях "Восток" и "Мирный" была осуществлена русская экспедиция в Антарктиду .

В особую отрасль выделились и успешно развивались гуманитарные науки. Усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент общенациональной культуры. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце ХVIII в. "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской литературы.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Этот труд вызвал широкий резонанс общественности и неоднозначные оценки его консервативно-монархической концепции.

Тем не менее "История" Н.М. Карамзина имела огромный успех и неоднократно переиздавалась. Она способствовала дальнейшему пробуждению дальнейшего интереса к историческим знаниям. Под влиянием Карамзина были созданы "Исторические думы" К.Ф. Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С. Пушкина, драматические произведения А.К. Толстого, исторические романы И.И. Лаженчикова и Н.В. Кукольника.

Большую известность получили работы историков К.Д. Кавелина, Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М. Соловьев, написавший 29-томную "Историю России" и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей становления культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что дворяне призирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Часть ученых выступала за захоронение архаизмов, характерных для 18 в. и в целом для эпохи классицизма. Некоторые справедливо выражали протест против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использование многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Большое значение для решения этой проблемы имели создания словесного факультета в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности.

Разработка основ русского литературного языка окончательно завершилась в творчестве писателей Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др. Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику", за что был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук .

1.3 Литература


Особого расцвета в первой половине 19 в. достигла литература. Именно она определила это время как "золотой век" русской культуры. В литературе нашли отражение сложные общественно-политические процессы того времени. Писатели расходились в своих убеждениях и стремлениях. Существовали и различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противостоявшие течения. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли.

На рубеже 18 - 19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г.Р. Державин. Главным представлением русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.)

Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм. Этот литературный стиль был широко распространен в России, в других европейских странах. В русском романтизме существовали два течения. В.А. Жуковский считался представителем "салонного" романтизма. В своих балладах он воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Гражданский пафос, подлинный патриотизм были свойственны другому течению в романтизме, связанному с именами поэтов и писателей декабристов: К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского. Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием.

Большое значение для развития русской литературы имела деятельность "толстых" журналов "Современник" и "Отечественные записки". На страницах этих журналов возникло новое явление для России - литературная критика. Журналы стали центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и общественная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Жестко действовали цензурные ограничения, доходившие порой до крайности. Кромсались произведения писателей. Штрафовались и закрывались журналы. Был наказан цензор, пропустивший при издании "Евгения Онегина" в поэтическом описании А.С. Пушкиным въезда Татьяны в Москву строку "… И стаи галок на крестах". Жандармы и священники усмотрели в этом оскорбление церкви .


1.4 Живопись и скульптура


В русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, утверждались романтизм и реализм. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовала любым попыткам свободы творчества. Ее основным принципом было строгое следование канонам классицизма, преобладание религиозной тематики, библейских и мифологических сюжетов.

Ярким представителем романтизма в России был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат замечательный портреты В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Портрет А.С. Пушкина - молодого, овеянного политической славой - является одним из лучших созданий романтического образа. В этом же жанре работал и другой художник - В.А. Тропинин. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина, но уже в реалистической манере. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек.

Влияние романтизма испытал К.П. Брюллов. Картина "Последний день Помпеи" написанная, казалась бы, в традициях классицизма, выразила ожидание художников общественных перемен, грядущих крупных политических событий.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.А. Иванова. Его картина "Явление Христа народу" стала событием в мировом искусстве. Грандиозная картина, которая создавалась на протяжении 20 лет, продолжает волновать многие поколения зрителей.

В первой половине 19 в. в русскую живопись входит бытовой сюжет, к которому одним из первых обратился А.Г. Венецианов. Его картины "На пашне", "Захарка", "Утро помещицы" посвящены простым людям, духовными нитями связаны с жизнью и бытом народа. Продолжателем традиции А.Г. Венецианова был П.А. Федотов. Его полотна не только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.

На рубеже 18 - 19 вв. наметился подъем русской монументальной скульптуры. П.А. Мартос воздвиг первый в Москве памятник - Минину и Пожарскому на Красной площади. По проекту Монферрана была воздвигнута 47 - метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И. Орловский создал памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. И.П. Витали оформил скульптуры фонтанов на Театральной площади в Москве. П.К. Клодт воздвиг четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту и конную статую Николая I в Петербурге. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г .

1.5 Архитектура


Русская архитектура первой половины 19 в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. От Адмиралтейства разошлись лучи петербургских проспектов. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиевский собор - самое большое здание России того времени. Именно в первой половине 19 в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета, Манежа и Александровским садом под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. На берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был задуман как символ избавления от нашествия французов 1812 г. и победы русского оружия. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев.

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.

К концу первой половины 19в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Получил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициями .


1.6 Театр и музыка


В первой половине 19в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой правительства, которая постоянно вмешивалась в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями.

Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия 19в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. Из русских авторов наиболее был популярен Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. В 30-40-е годы 19в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

В России складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов.

Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса - особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А. Алябьева "Соловей", А.Е. Варламова "Красный сарафан", А.Л. Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.

Выдающимся композитором той эпохи был М.И. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. Опера "Жизнь за царя" Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера " Русалка", восторженно принятая публикой.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине 19в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине 19в., развивались и приумножались в последующее время .

Глава 2. Культура России во второй половине XIX века


2.1 Просвещение


Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции. Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои "школы грамоты". Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ выросло в 17 раз - к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами .

Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии - в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу 19в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине 19в. был основан ряд новых университетов - Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям - их возникло около 30. Появилось высшее женское образование. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.

Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса. В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов. В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.

Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине 19в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей .


2.2 Наука


Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л. Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева. Ученица Чебышева С.В. Ковалевская стала первой женщиной - членом-корреспондентом Академии наук. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д.И. Менделеевым. А.М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н.М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н. Миклухо-Маклай - Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С. Попов - радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты. Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины 19в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К.Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине 19в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С.М. Соловьев создал фундаментальную "Историю России с древнейших времен" в 29 томах. Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей - созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.) .


2.3 Литература


Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины 19в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье".

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм? стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе надолго утвердился культ социального, гражданского искусства .


2.4 Живопись и архитектура


Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста").

В архитектуре начался поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов) .


2.5 Театр и музыка


В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства". Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены, прежде всего, петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862г.) и Москве (1866г.) открылись первые русские консерватории .

Заключение


Россия прошла путь из культурной изоляции - к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны - крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству - новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде "барскую забаву", развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию "как на чуждую расу" (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья - народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, "почвенное" и "просвещенное". Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, "почвенное" бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Библиографический список


1. Балакина Т.И. История русской культуры. - М., 2004. - с.95-98

Грегорьев А.А., Федорова В.И. История России с древнейших времен и до наших дней. - Красноярск: КГПУ, 2002. - с.104-106

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - Москва, 2000. - с.63-64

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 2003. - с.15-19.

Орлов А.С., Полунов А.Ю. Пособие по истории Отечества. - М., 2004. - с.27

Орлов А.С., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России. - М.: Простор, 2002. - с.119-120

Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине 19 века. - М., 2003. - с.65-70

Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины 19 века. - М., 1999. с. - 14

Сельванюк М.И., Гладкая Е.А., Подгайко Е.А. История России.100 экзаменационных ответов. - М. - Ростов-на-Дону: "МарТ", 2003. с.77

Шульгин В.С., Кошман Л.В. Культура России 19-20 в.М., 2005. с.171-182


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для просвещения духовенства основали духовные училища, на содержание которых был назначен доход от продажи в церквах восковых свеч, выше этих училищ были семинарии, далее -- духовные академии в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Для мирян учреждены приходские училища, уездные училища и гимназии, для образования учителей основаны педагогические училища и гимназии, а также педагогические институты в Москве и Петербурге. Московский, Виленский и Дерптский университеты преобразованы; открыты Казанский (1804) и Харьковский, а затем Петербургский (1819). Предполагали основать университеты Тобольске и Устюге. Учреждены 15 кадетских корпусов 1 военного образования молодых дворян; с той же целого открыты впоследствии Александровский лицей на Каменном острове. К этому же времени относится основание Коммерческого лицея, или Ришельевской гимназии, в Одессе и

Лазаревского института восточных языков в Москве.

Все эти учебные заведения, т. е. народное образование в целом как система, в России состояли из 4 ступеней:

1) приходское училище (1 год обучения);

2) уездные училища (2 года обучения);

3) гимназии (4 года);

4) университеты (3 года).

При этом соблюдалась преемственность всех ступеней. (Гимназии и университеты открывались в губернских городах.)

В уездных училищах изучали Закон Божий, в гимназии в учебном плане не было религиозных дисциплин. Программы гимназии (по циклам) включали в себя следующее:

математический цикл (алгебра, тригонометрия, геометрия, физика);

изящные искусства (словесность, т. е. литература, теория поэзии, эстетика);

естественная история (минералогия, ботаника, зоология);

иностранные языки (латинский, немецкий, французский);

цикл наук философских (логика и нравоучение, т. е. этика);

экономические науки (теория коммерции, статистика общая и государства Российского);

география и история;

танцы, музыка, гимнастика.

По Уставу 1804г. университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли методическое руководство школами в учебном округе. В 1819г. Главный педагогический институт в Петербурге преобразовали в университет. Университеты пользовались значительными правами самоуправления. Из-за слабого развития нижних ступеней в системе просвещения студентов было мало, подготовлены они были плохо.

В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян -- лицеи (в Ярославле, Одессе, Нежине, Царском Селе). Открывались высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Институт путей сообщения).

В этих реформах системы образования самое непосредственное участие принимал сам Александр I. В числе его реформ -- открытие Царскосельского лицея.

Проект создания закрытого учебного заведения для детей дворян, должных получать наилучшее образование, чтобы участвовать затем в управлении страной, был составлен Сперанским еще в 1810г. Открытие состоялось через год. В его стенах вырос и стал поэтом А. С. Пушкин. Пушкин и его друзья никогда не забывали своего лицея, где они получили поистине аристократическое воспитание и образование.

Русский аристократ XIX в. -- это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. Так называемый Ьоп 1од 2 состоял в органическом единстве этических и этикетных норм.

Образцовым учебным заведением стал с 1811г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответст-вовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7--8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю. иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIXв. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицере кое звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Однако даже в этих сложных условиях. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специаль-ные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее учи-лище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

Университеты и институты стали основными центрами, пропаган-дировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила, демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из не-дворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в., началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г. Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до И. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы ЗДХ в. В 1839г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для своего времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834г. сконструировал электромоторы, работавшие от Гальванических батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина -- органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П. Аносов раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали. Н. И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор

А.М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного наркоза. Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803--1806 гг. под командованием И,Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисялского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819--1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин -- остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны

1812г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» -- выдающийся памятник древнерусской литературы XII в. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А.С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой.

«В его «Истории» и мощность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья -

Н.М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К.Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И.И. Лажечникова и Н,В. Кукольника.

Для следующих поколений историков (К Д. Кавелин, Н.А. Полевой, Т.Н. Грановский, М.П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западноевропейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50--70-х годах XIX в.

Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. Некоторые выражали протест против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н.М- Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

Просветительская деятельность. Распространению знаний спо-собствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг. В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в --40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А. Ф. Смирдина, которому удалось Удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем просветителем.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» появились многие частные газеты («Северная пчела», «Литературная газета» и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале «Сын Отечества». Огромной популярностью в 30--50-е годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В.Г. Белинский, А.И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели.

В 1814г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных, письменных и изобразительных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Примечательно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н. П. Румянцевым и передано после его смерти государству В 1861г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне -- Российская государственная библиотека). В 1852г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.


XIX в. в истории культуры России занимает особое место. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.

Выступление декабристов в 1825 г. привело к появлению духа революционных преобразований. Литература занимала первое место по степени влияния на русское общество, отражая разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Огромное влияние на общественную жизнь оказывали журналы, отражающие литературные веяния различных стилей. Сентиментализм Н. Карамзина и В. Жуковского сменил классицизм Г. Державина и выступал за сближение литературного языка с разговорным. После войны 1812 г, пришел романтизм, отвечавший настроениям в обществе и свое выражение нашедший в балладе. Поэма выступала второй формой романтической литературы. В ней действительность представала в раздвоенном виде («Демон» М. Лермонтова). Лирика Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева стала высшим достижением русского романтизма в литературе. После войны 1812г. в обществе сформировались идеи патриотизма, служения Родине, чувства национального самосознания, которые отразились в искусстве первой половины XIX в. Особую популярность приобрел исторический жанр, пейзажная живопись стала значительно эмоциональнее, приобрела живой колорит: солнечные, полные живым теплом работы С. Щедрина, морские пейзажи И. Айвазовского, мелкие проникновенные пейзажи, в которых прославляется девственная русская природа, И. Шишкина. Во второй половине XIX в. в живописи проявляется реализм, представители которого пытались преодолеть каноны академического классицизма, что привело к появлению нового направления - «бунт тринадцати». Скульптура еще оставалась верной классицизму, оставаясь связанной с архитектурным творчеством, постепенно отдавай предпочтение реалистическим направлениям: П. Клодт (скульптура конных групп на Аничковом мосту). Поздний классицизм, преобладающий в архитектуре, постепенно отдавал свои права эклектике. Началась эпоха градостроительства. На основе памятников древнерусской архитектуры были построены здание Исторического музея в Москве (О. Шервуд), церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (А. Парланд). К концу XIX в. стал появляться стиль модерн.

Культурный процесс рубежа XIX-XX вв. получил название «декаданс». Итальянский писатель Ф. Маринети основал в 1909 г. футуризм, позже возникают новое общество экспрессионистов «Синий всадник», дадаизм, аудизм, кубизм. Стили и методы в культуре XX в.. отходят от классических приемов художественного творчества, их многообразие получает название модернизм, который объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса. Реализм, существуя параллельно с модернизмом, проявлял себя по-разному, но ярче всего - как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселлини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Имена А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда связывают с символизмом, которым представлена декаданская литература рубежа веков. Одним из ведущих литературных направлений середины XX в. является экзистенциализм. Как литературное направление он возник во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю) и утверждал «чистое» немотивированное действие, индивидуализм, отражал одиночество человека во враждебном ему абсурдном мире. Как вызов обществу, как последовательное разрушение реального образа, который отражает мир привычными средствами, возник так называемый абстракционизм - крайняя форма модернизма. У его истоков стоят В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее и др. На смену ему в 60-х гг. пришли авангардизм, поп-арт и постмодернизм.

Развитие экономики и культуры проходило в России на протяжении всего XIX в. в условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти. В начале столетия были созданы Государственный совет и министерства. Правительство императора Александра I (1801-1825 гг.) осуществило до Отечественной войны 1812 г. некоторые либеральные реформы. В их числе - меры по развитию системы образования. Это был последний период политики «просвещенного абсолютизма». Суть ее в попытке приспособить самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности. Идеология «просвещенного абсолютизма» делала упор на «просвещение умов» и «улучшение нравов», смягчение законов и веротерпимость. Однако пределы проводимых реформ были узкими. Развитие системы образования, поощрение промышленности, «покровительство наукам и искусствам» - но все это под строгим надзором бюрократии и полиции.

В 1811-1815 гг. произошел поворот к реакции и мистицизму. На первый план выступил милитаризм и охранительные тенденции. Носителем их стал всесильный временщик Аракчеев. Возникают военные поселения, призванные укрепить военную мощь империи без особых затрат. Россия вступает в «Священный союз» - своего рода «интернационал» монархов, помогающих друг другу в борьбе с революционным движением. Такая политика вызвала недовольство передовой части дворянства, создавшей подпольные революционные организации. Дворянские революционеры мечтали превратить Россию либо в конституционную монархию, либо в республику, отменить крепостное право. Движение закончилось неудачным восстанием 14 декабря 1825 г. Декабристы были разгромлены и на трон вступил Николай I (1825-1855).

Политика нового императора, не доверявшего дворянам и опиравшегося на бюрократию и полицию, была реакционной. Он подавил польское восстание 1830-1831 гг. и помог разгромить революцию в Венгрии (интервенция 1849 г.). Отдельные реформы (финансовая, опубликование Свода законов, улучшение управления государственными крестьянами) сочетались с беспощадным подавлением оппозиции. Милитаризм, взяточничество, волокита в судах, бесправие и произвол - вот черты «николаевской системы», приведшей страну к военному поражению.

С вступлением на трон Александра II (1855-1881) началась т.н. «оттепель». В обществе обсуждались назревшие преобразования, были амнистированы декабристы, расширились права печати. В 1861 г. отменено крепостное право, а вскоре последовали новые реформы - отмена телесных наказаний, введение суда присяжных, установление выборного местного самоуправления (земства). Однако «увенчания здания» реформ, как называли либералы введение в России конституции и парламента не последовало. С 1866 г. (неудачное покушение на императора) правительство повернуло к реакции.

Между тем в образованной молодежи разных сословий (т.н. разночинцы) все большее распространение получали идеи народничества (социализм Н.Г. Чернышевского и др.). Недовольство росло и возникли подпольные организации. В 1874 г. началось т.н. «хождение в народ» - агитационное движение. Оно потерпело неудачу. Народ не пошел за социалистами, а полиция вылавливала их. В ответ революционеры встали на путь террора. Концом этого пути стало убийство Александра II 1 марта 1881 г.

Опыт Отечественной войны впервые существенно сблизил элитное сословие с простым народом, сделав на время социальную пропасть между ними менее значимой, чем национальные приоритеты. В.Г. Белинский писал о 1812 г. Как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», усматривая смысл этих изменений не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутреннем развитии в обществе «гражданственности и образования». Новая для России идея ответственности дворянства перед своим народом, усилившая влияние общественно-политической европейской мысли эпохи Просвещения, создала другой культурный феномен 19 в.- движение декабристов. Декабризм в России продемонстрировал обществу совершенно новый тип русского человека, способного бросить вызов произволу деспотичной власти, и стал для нескольких поколений критерием дворянской чести, нравственной почвой для будущих общественных преобразований.

Именно дворянское сословие сыграло главную роль в развитии русской культуры первой половины 19 века., поскольку главным образом дворяне имели в данный период благоприятные материальные и социальные условия для образования и художественного творчества. Тем не менее представленная преимущественно дворянами передовая русская культура объективно выступала против сословного неравенства, крепостного права, самодержавного и чиновничьего беззакония. Парадоксален тот факт,что гигантский скачок в культурном развитии, совершенный Россией в 19 веке, произошел на фоне «запоздалой» и во многом непоследовательной экономической и политической модернизации.

Подъем русской культуры в 19 веке был вызван целым рядом обстоятельств:

Русское общество переживало период радикальной трансформации, становления национального самосознания и постепенной демократизации общественной жизни. Наиболее интенсивно эти изменения проявляются во второй половине 19 века, в пореформенный период, поставивший перед страной собственные задачи.

Усиливается специализация различных сфер культурной деятельности, особенно в науке, где появляются новые направления исследований, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии и литературы, литературы и других видов искусства.

Модернизация экономики требует все большего числа грамотных, квалифицированных специалистов, развивается сеть специализированных учебных заведений, расширяется база буржуазной демократической культуры.

Но остается сильным и груз традиционных отношений, буржуазное общество в России 19 века, ещё не сложилось. Великая русская культура в полной мере отразила все противоречия и болезненную конфликтность своего времени, наиболее ярко проявившиеся в творческой деятельности российской интеллигенции.



Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.

В стране продолжалось становление национального просвещения. Для работы в промышленности, науке, армии и государственных учреждениях требовалось огромное количество грамотных специалистов. Просвещение стало приоритетным направлением государственной политики. В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней. Число учащихся низших и средних школ возрастает с 120 до 450 тыс. человек. Школы были социально обособлены и подчеркивали сословный характер образования.

Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы» (изд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).

Мировое признание получили научные труды русских ученых. Н.И.Лобачевский в 1825 г. создал неевклидову геометрию. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Физик Б.С.Якоби сконструировал электродвигатель и открыл новую область техники - гальванопластику. Химик Н.Н.Зинин положил начало анилинокрасочной промышленности. Н.И.Пирогов стал основоположником анатомо-экспериментального направления в хирургии. Он впервые применил эфирный наркоз в хирургии. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория.

В начале века были организованы многочисленные научные экспедиции по исследованию Ледовитого и Тихого океанов. Дальнего Востока и Средней Азии. В 1803-1806 гг. организованы экспедиции Ю.Ф.Лисянского и И.Ф.Крузенштерна. В 1819-1821 гг. состоялось кругосветное плавание М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена, открыта Антарктида.

Ведущей областью культуры стала литература. Складывается современный литературный язык. Происходит смена различных эстетических направлений: сентиментализм сменяется романтизмом, на смену которого, в свою очередь, приходит реализм.

Ярким представителем русского сентиментализма был Н.М.Карамзин. Романтизм зародился во времена Отечественной войны 1812 г. и был воспет В.А.Жуковским и поэтами-декабристами К.Ф.Рылеевым, В.К.Кюхельбекером, А.А.Бестужевым.

Романтизмом проникнуты ранние произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Во второй четверти 19 в. в литературе начинает утверждаться реализм. Его представителями являются Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин.

Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом. Это выразилось в работах портретистов К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, художников А.Г.Венецианова, П.А.Федотова.

В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.

В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту - Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов - В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, А.Н.Майков, А.А.Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.А.Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы - К.Д.Кавелин, Ф.И.Буслаев печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л.Н.Толстой («Воина и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г.Чернышевский «Что делать», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», А.П.Чехов «Степь», «Чайка», В.И.Даль «Толковый словарь». А.И.Куприн «Первый дебют», М.Горький «Макар Чудра».

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н.Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «товарищество передвижников» (870 г.).

В это общество вошли художники-реалисты Е.И.Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е.Маковский («Осужденный», «Узник», Н.А.Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И.Репин «Крестный ход в Курской деревне», Г.Т.Мясоедов «Косцы».

В историческом жанре значимые работы создали В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», В.Г.Перов «Суд Пугачева», И.Е.Репин «Стенька Разин», В.М.Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный». Живописцы представили интересные работы: И.И Шишкин «Дубовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», А.Й.Куинджи «Ночь на Днепре».

Во второй половине 19 в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г.Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).

Во второй половине 19 в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. открыты женские гимназии и принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В1884 г. О.Д.Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С.Попов повторил опыты Г.Герца по получению электромагнитных волн, А.Г.Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С.Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19 века - время творчества выдающихся ученых Д.И.Менделеева и А.И.Бутлерова.