Куда исчезли готы: интервью с бывшей готессой. Куда исчезли крымские готы Куда исчезли готы

Куда делись эмо?

Куда делись эмо?

Ветераны движения предаются воспоминаниям

В середине 2000-х эмо были самой распространенной и заметной из молодежных субкультур. Это были молодые люди, которые слушали американский эмоциональный хардкор, носили косые челки, узкие джинсы и многочисленные шарфы и значки с черно-белым или черно-розовым принтом. Госдума беспокоилась, что эмо пропагандируют суицид, скинхеды видели в эмоциональной субкультуре идейных врагов, а среди школьников словосочетание «эмо-сакс» было универсальным ответом на все вопросы. В какой-то момент эмо-волна схлынула. В отличие от других субкультур, которые можно встретить в городских скверах и на площадях, эмо не видно и не слышно. ВОС поговорил с ветеранами эмо-движения, чтобы понять, что же это было и куда все делись.

Иаков, 24 года

Был эмо-боем в период с 2005-го по 2007-й. Началось у меня все, ясен пень, с неразделенной любви и моря алкоголя. Потом услышал про музыку, а дальше про направление. Для меня это значило быть частью хорошей компании людей, которые поддерживали твои музыкальные вкусы, хотели выделяться из толпы, в принципе, как и любые подростки. Какой-то общественной позиции не было. Это все похоже больше на клуб по интересам и просто тусовку. Искали вписки (свободные квартиры друзей или знакомых, где можно было огромной толпой затусить ночью), ходили на концерты (гиги), пили дешевый алкоголь, Blazer и «Ягуар». А идеалы в самой этой культуре просты: быть искренним, не скрывать свои чувства-эмоции, но, естественно, большинству все равно.

Одевался я в скейт-шопах, потому что в 2000-х купить яркие и облегающие вещи, особенно узкие джинсы, было дико проблематично. Главное - подчеркнуть свою худобу. Из музыки я слушал emocore / screamo / emoviolence, потому что эта музыка зародилась именно в США. Такие группы, как The Used, Drop Dead Gorgeous, From First to Last, Orchid, Funeral for a Friend, Underoath. Русскую альтернативную сцену, но, по моему мнению, у нас играли исключительно ню-метал и металкор, а не эмокор, исключение - группа «Оригами».

Ушел я в 2007-м, когда появилась куча так называемых позеров, которая просто сделала из этой культуры моду и она перестала нести какой-то смысл. Я решил просто убрать внешние атрибуты, пирсинг и длинную челку, чтобы не причислять себя к ней. Но такая музыка мне до сих пор нравится, я ее с удовольствием слушаю. Субкультура есть и никуда не исчезла, просто прошло то время, когда каждый третий был эмо, оттуда просто ушли все педовки, так как больше немодно так выглядеть. По-моему, остались ребята, которые просто в теме.

Эллина, 20 лет

Была эмо примерно с 2009-го. Я была мелкая, но очень сильно углубилась в эту субкультуру. Все серьезное началось с 2012-го. Это были прекрасные времена. На данный момент я не хочу причислять себя к какой-либо субкультуре, каждый человек индивидуален. Но именно эмо-культура дала мне это понять. Знаете, эмо - это самая мирная субкультура, со всеми позициями, которые она представляет, я согласна.

Было и непонимание со стороны людей. Но они все - серая масса, они никогда не поймут, каково это - выражать свои эмоции открыто, они считали, что мы ненормальные, ну и пусть. Зато мы не загоняем себя в рамки социума и делаем, что хотим. Дух эмо, наверно, навсегда останется со мной.

Антон, 20 лет

Я стал эмо в 2008-м. Поначалу для меня это был просто прикольный внешний вид, музыка, я чувствовал, что это близко мне. Позже я углубился в идеологию культуры и утвердился в том, что мне это нужно. Суть культуры заключалась в отрешенности от общественного мнения, неследовании стереотипам, шаблонам и предрассудкам, заложенным обществом, позиционировании себя как автономная единица, а не часть системы, свободе самовыражения, свободе выражения эмоций и мнения, небоязни принимать себя тем, кто ты есть, открытости.

Я слушаю эмокор, как отечественный, так и зарубежный, ранний постхардкор, молл-эмо, поп-панк. В 2008-м я одевался в то, во что одеваюсь и сейчас. Узкачи, балахоны, футболки, рубашечки, свитера, довольно-таки элегантная и не брутальная одежда.

Субкультура жива, подтверждение тому - эмо-паблики с большим количеством подписчиков, просто прошла мода и те, кто были в ней лишь потому, что это было модно. Теперь они относятся к той субкультуре, которая модна сейчас. Для меня это и не были эмо, просто модники. Те, кто были идеологически в этой движухе, в ней и остались. На самом деле сейчас это тоже потихоньку становится модно, «вернуть 2007-й». Вся суть субкультуры во взглядах на мир, я всегда говорил, что эмо не становятся, эмо рождаются. Ведь не имея определенного мировоззрения, определенного состояния души, определенного мышления, разве мне бы стало это интересно?

Три эмо-девушки (хором) Bangy,
Mardzhera, Polly_Di, каждой по 22 года

Мы стали эмо в 2006-м вроде. Сформировалась некая тусовка, и все тру тусили на Театре и Манеге. А остальные - не тру. Все свои тру знали друг друга. А левые, не тру, приходили, и мы их яйцами закидывали. Основной месседж был в том, что важно не скрывать истинных эмоций, быть таким, какой ты есть. Может, это был способом самовыразиться, фиг знает. В школе вообще все учителя думали, что я гот. Просто это было модно. Вот и все. Все были эморями, и мы не отличались особо. Так же как потом все стали тусоваться в «Солянке». А сейчас модно ходить на техно-вечеринки.

Василий, 20 лет

В эмо-тусовке (предлагаю называть это именно тусовкой) я с 2007 года - пика популяризации этой культуры в том смысле, что этот пик связан с ее расцветом, приобретением статуса доминирующей на тот момент молодежной субкультуры до такой степени, что она ввиду своей популярности перестала быть похожей по этому признаку на субкультуру, а стала культурой массовой, охватывающей большие слои молодежи. Эта самая эмо-волна не оставила и меня в стороне. Многие мои друзья и знакомые постепенно начали осваивать новый для себя стиль поведения, одежды, новую музыку, перенимая и копируя все эти атрибуты друг у друга. Это было по-настоящему волной, которая с каждым днем поглощала все новых и новых ребят. Как мы знаем, под напором волны сложно устоять, так еще и будучи в такой весовой категории - на тот момент мне было всего 13–14 лет. И по всем законам физики эта самая волна снесла меня далеко и надолго. Я поддался всеобщей эйфории.

Сейчас у многих есть работа, семья, но для этого меньшинства, которое осталось в тусовке после спада ее популярности к 2010 году, эти идеалы остались на всю жизнь, а друзья по движению стали друзьями по жизни. До сих пор мы собираемся большими компаниями, устраивая сходки. Все уже не те подростки, что были тогда. Но так называемый дух живет до сих пор. Все вспоминают былое время - время свободы и беззаботности, детской радости и детских обид, первой любви. Наверное, именно поэтому многие из нас повзрослели умом, но не постарели сердцем. С уверенностью можно сказать, что идеалы, заложенные еще тогда, до сих пор проявляются в общении между нами. Я - эмо, пока есть с кем видеться и проводить время. Я - эмо до тех пор, пока моя душа и мое сердце не состарятся и не умрут. Нас становится меньше, но эта культура будет жить вечно. Несмотря на падение популярности эмо-движения, до сих пор появляются подростки, интересующиеся эмо-культурой и попадающие в тусовку.

Ксения, 20 лет

Началось все это в 2007-м, 12 мне было, если не ошибаюсь, и продолжилось лет до 14. Как случилось, не знаю. Я часто приезжала в Москву с детства, видела это все, интересовалась. И в нашем городе были такие люди. Сейчас, как ни странно, они успешные, многие переехали в Америку, бизнесом занимаются, а я их помню с косыми челками, в пачках. У всех уже семьи, дети. Я была самая мелкая в компании.

Пару раз были драки. К нам подходили мальчики и начинали грубо разговаривать, но, к счастью для нас, в большинстве случаев мы могли объяснить, что в этом нет ничего такого. Как-то мы с подругой подрались с двумя мальчиками, причем им было лет по 25. Подошел мальчик, наш знакомый, он нас разнял. Да и в школе было много перепалок с учителями, одноклассниками. Мне было наплевать на школьную форму, и я хотела носить черно-розовые гетры на руках и виски себе выбривать. Я курила, слушала рок, странно одевалась. Мама была против всего этого, постоянно ругалась, но решила, что я этим переболею - так и вышло. Мне отрезали косую челку в какой-то день, и все. С этим прошло. Я сидела и плакала, а к вечеру уже успокоилась, и мне стало хорошо.

Очень смешно говорить, что я выросла. Просто в какой-то момент начинаешь понимать, что не всегда хорошо показывать свои эмоции и давать людям знать, что ты думаешь на самом деле. И не хочется выделяться, хочется заниматься тем же, чем ты занимался, но уже не выделяться. Пропадает какое-то желание собираться в центре города разодетыми в розовое.

Модно было, чтобы были яркие сочетания цветов, яркое с черным, показывать таким образом позитивные и негативные эмоции, что все в твоей жизни полосато. Были девочки, они ходили в розовых пачках, полосатых майках, гетрах.

Благодаря субкультуре я начала во многом понимать людей, их плохие стороны. В тот период я перестала любить мой родной город, мне хотелось оттуда уехать. Казалось, что все люди добрые и прекрасные, а выяснилось, что нет.

Эпоха эмо закончилась, и благодаря знакомствам, полученным в нулевые, я стал татуироваться, появились люди, которые наставили меня на путь музыканта, далекого от эмо-культуры. Хоть внешний вид остался похожим. Самое забавное что многие «челкари», которых я знал, стали совершенно другими людьми. Кто-то бегает, красит вагоны и стены. Кто-то стал околофутбольщиком. Но все же большинство стало музыкантами. Кто-то и вовсе стал вести обычную семейную размеренную жизнь.

В 2007-2010 годах страна переживала бум различных субкультур. По улицам ходили одетые во всё чёрное готы, яркие панки и эмо. Появлялось всё больше молодёжных культур, подростки стремились выделиться.

Постепенно волна субкультур сошла на нет. Готы, панки и эмо ушли с улиц. Редакция задалась вопросом: куда они исчезли? Чтобы узнать это, мы взяли интервью у бывшей готессы по имени Кира.

ВГ: Кира, расскажите, к огда Вы примкнули к готам и почему?

Кира: Сейчас мне 23 года. Готикой увлекалась с 13 до 16 лет. Я всегда была изгоем и белой вороной. В любых коллективах. Единственными отдушинами были рисование и музыка. В 13 лет я увидела в интернете фотографии, на которых были изображены готы. Какое-то время спустя по телевизору была программа, где рассказывали о готах. Тогда-то я и подумала: “В от, вот эти люди, которые меня поймут!”

Сперва моей храбрости хватило только на футболки с черепами из стразов. Но всё изменилось, когда меня позвали на первый в моей жизни рок-фестиваль. М ы ехали в маршрутке, доверху забитой готами и панками, и я впервые почувствовала себя в безопасности. На самом фестивале была потрясающая дружелюбная атмосфера. Все свободно болтали с кем угодно, и никто не тыкал пальцем и не кричал в спину. Глядя вживую на эту огромную толпу людей, я осознала, что я такая не одна!

ВГ: Что Вам нравилось в этой субкультуре?

Кира: Больше всего мне нравилось, что никто мне не говорил о прелестях мира и о радужном восприятии бытия. Тогда я уже находилась в глубокой депрессии, и только в компании моих готичных друзей никто не заставлял меня улыбаться.

ВГ: В обществе есть стереотип, что готы любят проводить время на кладбище и интересуются магией . Что Вы можете сказать по этому поводу?

Кира: На кладбище я была целый один раз. Судя по рассказам, остальные ребята по нескольку раз были на кладбище, но особо часто никто туда не ходил. Самое яркое воспоминание того времени как раз связано с тем, как я пошла впервые на кладбище. На улице уже было хоть глаз выколи. Мы с парнем просто ходили по заснеженным тропинкам между могил, наслаждалась умиротворением этого места.

Магией вроде никто не интересовался. В моей компании все были реалистами.

ВГ: С какими сложностями Вы сталкивались, будучи готессой?

Кира: Из бытовых трудностей - только то, что найти косметику (например, чёрную помаду) было почти нереально. С социумом проблем особо не было. Бабушки, конечно, плевались и крестились. Н о это было скорее смешно, чем вызывало трудности.

ВГ: К ак родные и знакомые относились к Вашему новому стилю?

Кира: Моя мама была просто в восторге и сама помогала мне с образом. Остальные родственники посмеивались. Одноклассники травили и пакостничали.

ВГ: Расскажите о каком-нибудь курьёзном случае из того времени.

Кира: Однажды в школьной столовой давали огромные красные яблоки. В тот день я была очень «нарядная». На мне была д линная чёрная юбка в пол, блузка с развевающимися кружевными рукавами. Чёрные длинные волосы были распущены, на губах - тёмно-вишнёвая помада. Я взяла яблоко с собой . Затем подошла к одному из своих одноклассников. Плотоядно улыбаясь и подкидывая огромное ярко-красное яблоко в руке, я спросила у него: «Яблочко хочешь?» О дноклассник замотал головой и, заикаясь, выдавил из себя только «Не, не, не, не! Я не г-голоден! С-спасибо!» А кто-то проходящий у меня за спиной крикнул: «Ведьма!»

ВГ: Ещё лет 6 тому назад на улицах можно было встретить представителей различных субкультур. Сейчас же такого разнообразия нет. Как Вы думаете, куда исчезли готы, панки и эмо?

Кира: Я думаю, дело в том, что тогда было больше свободы. Никто не боялся лишний раз выделиться . Конечно, гопники и прочие антисоциальные личности были и тогда, но в то время панки ходили развлекаться путём избиения оных. Сейчас же любой, кто хочет выделиться, гораздо сильнее чувствует на себе давление толпы и её агрессию. Недавно вот был бум хипстеров. Как только их не оскорбляли, особенно в Интернете! Э то сказывается и на других людях , которые и рады бы выделится, но лишний раз задумываются — а стоит ли это того?

ВГ: А почему лично Вы перестали быть готессой?

Кира: Однажды я осознала, что люди, которых я считала своими новыми друзьями — просто алкоголики и наркоманы. Их с каждым днём всё больше интересовало посидеть дома, накурившись и напившись. С ними просто стало опасно общаться. Тогда моя депрессия стала подходить к концу, я стала видеть больше позитивных вещей в своей жизни. Постепенно забросила весь свой готичный гардероб.

ВГ: К ак Вы считаете, как сейчас проявляют себя люди, которые хотят быть яркими и выделяться?

Кира: В последние два-три месяца я всё чаще вижу на улице девушек с ярко окрашенными волосами — зелёными, салатовыми, синими, бирюзовыми, розовыми. Хоть уже моя зелёная краска с волос смылась, моё сердце ликует, видя этих ярких звёздочек в пучине серости.

ВГ: По-Вашему, почему нет новых ярких субкультур?

Кира: Д ело ещё и в том, что общество меняется. В начале 2000-х общество стремилось к тому, чтобы сбросить накопившееся напряжение 90-х. Эмо смотрели на мир в радужном свете и ждали, что впереди их ждёт только лучшее, готы считали, что дальше всё будет только хуже, панки веселились и наслаждались жизнью, пока могли . Сейчас же наступил период стабильного ожидания. Никто не знает, что будет дальше.

Общество меняется, те, кто были в субкультуре в 2007-2008 годах, выросли, новые подростки уже не такие, какими были мы. И они прекрасно знают, что лучше быть такими, как все, и особо не выделяться. Н а мой взгляд, нынешнее поколение подростков более дружное, нежели раньше. Но их жизнь проходит в основном в Интернете.

Ты еще помнишь, как популярны были эмо, готы, скинхеды и другие субкультуры 10 лет назад? Думаешь, все они вымерли? А вот и нет! Мы вспомнили четыре главных молодежных течения России 00-х, нашли их представителей и рассказываем тебе, как они живут сегодня.

Готы

История

все слайды

Готы появились в Великобритании в конце 70-х, когда образовалось несколько групп-первопроходцев в новом музыкальном жанре – готик-роке: Bauhaus, Killing Joke, Gloria Mundi и другие. Поклонники этих бендов перенимали от кумиров разные элементы имиджа. Но поворотным событием в истории субкультуры стало открытие лондонского клуба Batcave («Пещера летучей мыши») – самого готического клуба на свете, который просуществовал с 82-го по 85-й.

Мировоззрение: Романтично-депрессивный взгляд на жизнь.

Дарья Масловская, 22 года

В субкультуру я «влилась» как-то само собой три года назад. На меня никак не влияла моя компания в те времена, да и не могу сказать, что стала готом в один день. Начали привлекать сначала одежда, стиль. Когда стала постарше, начала понимать мысли готов, начала разделять их взгляды. Мне действительно была интересна их позиция. Меня всегда тянуло к этому стилю, еще с самого детства. В одежде меня больше привлекает обычный готический стиль и викторианский. Каждый, на мой взгляд, человек, далекий от готической тематики, всегда ждет от гота чего-то мрачного, темного, мистического. Походы на кладбище также входят в мифы о готах. Готы – самые обычные люди. Они плачут, смеются, переживают. Они не поклоняются сатане (ну, разве что чуточку) и не едят младенцев. Правда, когда я училась в школе и одевалась во все черное с цепями, меня регулярно водили к директору, а учителя даже выдирали мне пирсинг в туалете. Я, конечно, защищалась и даже могла дать обидчику в нос, но, когда поступила на юрфак, все-таки начала одеваться более спокойно, а на работу (я сотовый оператор) хожу в ботинках, брюках и белой рубашке. Но готы – абсолютно нормальные люди, и я призываю всех не бояться и идти с ними на контакт.

Эмо

История

Эмо, как и готы, пришли из мира музыки. В принципе и эмо-кор, и готик-рок вытекают из панк-рока, и у этих субкультур много общего, но и те и другие просто ненавидят, когда их сравнивают. Главное отличие эмо от готов в том, что первые – ненавидят себя, а вторые – как настоящие нигилисты – окружающий мир. Эмо отличает романтизм, страдания от неразделенной любви и, как ты мог догадаться, повышенная эмоциональность. Вот почему их главные цвета – черный и розовый. Черный – это про одиночество и отверженность, а розовый – про редкие вспышки радости и счастья. Вот они как раз и слушали Tokio Hotel. В 2007-м эмо была самой распространенной субкультурой, а власти РФ даже пытались с этим бороться – 2 июня 2008 года в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых депутаты предлагали всеми силами бороться с эмо и готами, считая, что это неминуемо приводит к детскому суициду.

Мировоззрение: Страдание от неразделенной любви, вечная грусть и одиночество.


Влад Кузевой, 25 лет

Я пришел к тому, что я – эмо, шесть лет назад, потому что всегда знал, что я не такой, как все окружающие меня люди. Я плыву по другому течению. Все думают, что эмо – те, кто всегда плачут и режут руки, но это не так. На деле мы просто очень эмоциональные и не стесняемся этого (но на людях тоже не показываем – все переживаем в себе). Сейчас я учусь на филологическом факультете СПбГУ и одеваюсь так, как хочу. Мне абсолютно все равно, что кому-то не нравятся мои шнурки в шашечку или толстовки с капюшоном, потому что все эти годы окружающие не могут закрыть глаза на ярко выраженные субкультуры и постоянно нас оскорбляют. Чаще всего это что-то вроде: «Пи***асы!» (гомосексуалисты. – Прим. ред .), но я с этим давно свыкся и не обращаю внимания даже на подколы со стороны однокурсников.

Visual Key

Группа Xepher

В буквальном смысле visual key означает «визуальный стиль». Эта субкультура зародилась в Японии в начале 90-х, когда местный панк-рок смешался с глэм-роком и металлом. Этим движением управляли андрогины – парни в женской одежде, париках и на полном марафете. В России этой субкультурой увлеклись в эпоху рассвета аниме и манги – японских мультиков и комиксов, там почти все персонажи андрогинны.


Павел Иванов, 23 года

Мне кажется, что человека, который в 5–10 классах 10 лет назад не смотрел аниме, найти очень сложно. У меня до сих пор на полке стоят 40 манг (аниме-комиксы. – Прим. ред .) про каких-то школьниц, геев из Токио и мой любимый «Трогательный комплекс» про двухметровую телку и ее мелкого парня. Я по этим комиксам, кстати, научился рисовать: там в конце каждой книжки были самоучители. В общем, вся эта японская культура меня прямо с головой накрыла, и я пошел дальше: записался на курсы японского, начал слушать японский рок и делать какие-то сумасшедшие прически. Правда, косметикой я решил не краситься, это было бы слишком. Даже на мой ярко-рыжий ирокез слишком много внимания обращали. А потом мода на все это начала идти на спад, я нормально постригся, съездил в Японию и как-то переболел этой темой. От былых увлечений остались только отличные навыки рисования и знание языка. Сейчас я учусь на журфаке, у нас есть отделение японского языка, и я периодически занимаюсь вместе с японцами. Это классный опыт, и я во многом благодарен тому моему давнему увлечению их культурой.

Скинхеды

Скинхеды – это неофашистские группировки, те самые, которые кричат «Россия для русских» и «Москва для москвичей». Первые в истории скины, кстати, не были расистами, и среди них даже были черные – все вместе они боролись против буржуазии. Только во второй волне скинхедов появились нацисты. В России скинхеды были наиболее активны с 2007 по 2009 год. Сначала они ограничивались побоями, а потом начали убивать «инородцев» – именно так они называли приезжих. Причем в ход шло огнестрельное оружие. В 2009 году, например, от рук скинхедов в России был убит 71 человек, а пострадал – 441. Тогда же этим вопросом серьезно озадачилось правительство РФ и начало активно бороться против местных нацистов. Уровень агрессии спал, но московских скинхедов все еще время от времени можно встретить в центре города – например на «Пушкинской».

Мировоззрение: Россия для русских.


«Регбист», 30 лет

Вся суть скиновства была как в песне «Жизнь на московских окраинах»: белые вагоны, драки за цвета любимой команды, наточенные пряги, арматура в рукаве, пародирование английской моды и тяжелые ботинки, которые шикарно крушили зубы зверей. Такой кружок славян или игра в «300 спартанцев». У меня есть пара ножевых ранений от антифашистов. У нас всегда была и есть банда, в ней больше 300 человек, которые борются за чистоту и порядок в городе, в котором живут. Но все вышеперечисленное не мешает мне оставаться деятелем искусства – сейчас я снимаю короткометражку о моде. В повседневной жизни «гриндера» не ношу - отдаю предпочтение кроссовкам Kenzo, но все еще считаю, что лучший учитель «чистоте» – это выбитый зуб.

И лишь в Крыму готы продолжали существовать как отдельный народ как минимум до XVI, а может быть, и даже до XVII-XVIII веков. Проникшие в Крым в III веке н.э. готские племена оседают преимущественно в юго-западном Крыму и, приняв христианскую веру византийского образца, начинают смешиваться с местным аланским населением, одновременно перенимая язык и культуру греков-византийцев. Данные археологии свидетельствуют о том, что в VI-VII веках крымско-готские женщины носили типичный германский костюм, в состав которого входили драгоценные застежки-фибулы, серьги, браслеты и удивительные по своей красоте массивные пряжки с изображением головы орла (т.н. «орлиноголовые»). Из-за смешения с аланами (предками современных осетин), средневековые путешественники и современные ученые называют крымских готов «готаланами» или даже «аланоготами».
После вторжения в Крым татар в XIII веке некоторая часть готов в дополнение к греческому начинает также использовать татарский. Даже во второй половине XVI века (а по некоторым данным вплоть до конца XVIII) готское население Крыма продолжало использовать в качестве языка домашнего общения родной германский диалект. Этот уникальный диалект является хронологически самым поздним реликтом восточногерманских языков, на которых говорили европейские готы.
В 1475 году в Крым вторгаются новые завоеватели – турки-османы. После этого грецизированное готское население начинает культурно (а, возможно этнически и религиозно) «татаризироваться» и утрачивать свою готскую идентичность. Тем не менее, даже в XIX веке некоторые этнографы и историки считали потомками готов голубоглазое и светловолосое население греческих деревень Мариуполя и горного Крыма. В годы Второй Мировой войны «готскую тему» пытались использовать нацистские идеологи, вынашивавшие замыслы переименования Крыма в «Готенланд» и заселения полуострова этническими германцами.