Кто такой лиханов. Краткая биография альберта лиханова самое главное. Русская Православная Церковь

Гражданство СССР СССР → Россия Россия Род деятельности прозаик , учёный, педагог , общественный деятель Годы творчества 1953 год - по настоящее время Направление критический реализм , реализм Язык произведений Русский Премии
Награды Файлы на Викискладе

Биография

Позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву . Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» - сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет - главным редактором.

В эти годы к нему приходит литературная известность. Одну за другой «Юность» печатает его повести.

Вернувшись в Москву, Лиханов проводит большую работу по подготовке этого важного документа к ратификации. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию, и она вступила в силу с 13 июня 1990 года. Позже все республики, входившие в СССР, получив статус самостоятельных государств, подтвердили законность действия Конвенции о правах ребёнка на своих территориях.

Также Лиханов учредил и возглавил Научно-исследовательский институт детства, создал литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, создал издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии - журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман». Открыл издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». По его инициативе в Подмосковье создан реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Белгородской области существует детский дом в райцентре Ровеньки, построенный с финансовым участием Российского детского фонда и также получивший его имя. В Кирове есть библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Детская библиотека имени Альберта Лиханова работает в городе Крымске Краснодарского края, а Белгородской областной детской библитотеке присвоен статус «Библиотека А. А. Лиханова».

Его произведения опубликованы в России 30-миллионным тиражом. Ещё в 1979 году издательство «Молодая гвардия» выпустило «Избранное» в 2-х томах. В 1986-1987 годах это же издательство тиражом в 150 тысяч экземпляров выпускает собрание сочинений в 4 томах. В 2000 году издательство «Терра » издаёт собрание сочинений в 6 томах. В 2005 году вышла "Библиотека «Люби и помни» в 20 книгах. А в 2010 году «Терра» издаёт новое собрание сочинений в 7 томах. В этом же, 2010 году, издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» выпустил собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом. В 2014-2015 годах то же издательство выпустило роман «Русские мальчики» в виде цикла из 11 широкоформатных и качественно иллюстрированных книг. В 2015 издательство «Книговек» выпустило собрание сочинений в 10 томах

В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года) проводятся ежегодные лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А. Н. Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина. По инициативе писателя ей установлена мемориальная доска. За границей России на 34 языках выпущено 126 книг писателя.

Первое собрание сочинений в 4 томах вышло в 1986-87 гг.(«Молодая гвардия»). В 2000 г. - в 6 томах («Терра», Москва). В 2005 г. - "Библиотека Альберта Лиханова «Люби и помни», включившая в себя 20 нестандартно оформленных книг («Детство. Отрочество. Юность»). В 2010 году - собрание сочинений для детей и юношества в 15 томах («Детство. Отрочество. Юность») и собрание сочинений в 7 томах («Книговек») в качестве приложения к журналу «Огонёк».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создаёт такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и другие. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе - памяти о своём детстве. В них автор передаёт ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлечённость, правдивость - характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах. Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве - повесть «Последние холода» (). Эта повесть, повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека», роман «Мужская школа», составляют своеобразный литературный цикл о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», и в романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе всё самое лучшее.

1970-1990 гг. - период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращённые к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (), которая переведена на многие языки. За эту книгу в 1987 году А. А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака. Проблемам воспитания детей-сирот посвящена книга для учителей «Дети без родителей» (). Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию и борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребёнка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения .

В предисловии к книге «За малых сих» Лиханов утверждает:

Фильмы

  • - «Семейные обстоятельства», по мотивам повести «Обман». Режиссёр Л. Мартынюк , автор сценария А. Лиханов; Минск, Беларусьфильм.
  • - «Мой генерал », 2-серийный телевизионный фильм. Режиссёр А. Бенкендорф , автор сценария А. Лиханов; Киев, Киностудия им. А. Довженко.
  • - «Благие намерения », по одноименной повести. Режиссёр А. Бенкендорф, автор сценария А. Лиханов; Киев, Киностудия им. А. Довженко.
  • - «Карусель на базарной площади», по повести А. Лиханова «Голгофа». Режиссёр Н. Стамбула, автор сценария А. Лиханов. Москва, «Мосфильм»(снимался в г. Слободском Кировской области).
  • - «Команда 33 ». По мотивам повести А. Лиханова «Воинский эшелон». Режиссёр Н. Гусаров , автор сценария В. Черных. Свердловск, Свердловская киностудия.
  • - «Высшая мера» (на словацком языке), по мотивам одноименной повести А. Лиханова. Братислава (Словакия), Словацкое телевидение [ ] .
  • - «Последние холода », по мотивам одноименной повести А. Лиханова. Режиссёры Б. Калымбетов, Б. Искаков, авторы сценария Б. Калымбетов, С. Нарымбетов, Б. Искаков. Казахстан.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2005 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000 год) - за заслуги перед государством и многолетнюю активную общественную деятельность
  • Орден Почёта (2016 год)
  • Орден Дружбы (2010 год) - за многолетнюю активную общественную деятельность и развитие гуманитарного сотрудничества
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали»
  • Медали СССР, Армении и Белоруссии
  • Орден Чести (Грузия , 1996)
  • Орден «За заслуги» III степени (Украина , 2006)
  • Орден «Святые Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария , 2007)
  • Орден Франциска Скорины (Белоруссия , 2015)
  • Орден Дружбы (Южная Осетия , 2010)
  • Орден Почёта (Южная Осетия, 2015)
  • Премия Президента Российской Федерации в области образования (2003) - за создание семейных детских домов
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2009) - за дилогию «Русские мальчики» и «Мужская школа»
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1980) - за роман «Мой генерал» и повести «Обман» и «Солнечное затмение»

"Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком".

А.А. Лиханов

Альберт Анатольевич Лиханов, человек, звания и регалии которого можно перечислять очень долго – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почётный доктор и профессор целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио), почетный гражданин г. Кирова и Кировской области. Альберт Лиханов удостоен множества премий и наград: Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, имени Ф.М. Достоевского, имени С.Т.Аксакова, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования, премия Правительства РФ в области культуры и многие другие награды. С сегодняшним юбиляром нас знакомит библиотекарь Яна Скипина.


Родился Альберт Анатольевич Лиханов 13 сентября 1935 г. в Кирове. Отец его был слесарем, а мама медицинским лаборантом и всю жизнь проработала в госпиталях. В 1953 г. Альберт поступил на отделение журналистики Уральского государственного университета в городе Свердловске. В 1958 г. после окончания университета возвратился в Киров, где работал в газете «Кировская правда», а с 1961 г. возглавлял редакцию газеты «Комсомольское племя».

Там же в Кирове в 1959 г вышла его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах». В 1963 году вышла книга об итальянском художнике XIX века Э. Андриолли под названием «Да будет солнце!», с нее писатель ведет свой творческий отсчет.

С 1975 г. А. А. Лиханов стал главным редактором журнала «Смена». К этому времени писатель уже становится известным, в 1986-1987 гг. вышло первое собрание его сочинений в 4-х томах, изданное в Молодой гвардии. В 1983 году была написана книга, за которую автор был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г., под названием «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций». Эта книга о проблемах педагогики, современном воспитании была написана на основе размышлений над письмами читателей.

Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров в России и 106 книг за рубежом на 34 языках. Книги А.Лиханова переведены на многие языки мира – такие, как английский, немецкий, испанский, французский, китайский, вьетнамский, греческий, японский, языки стран СНГ, и др.

Альберт Анатольевич автор множества книг для детей и подростков. Основными направлениями творчества Альберта Лиханова являются: детство, юность, проблемы молодежи и подростков. Писатель раскрывает темы воспитания, роли семьи, школы, окружения в становлении личности. Этой проблематике он остается верен на протяжении не только всей литературной, но и общественной деятельности.

«Своей главной темой и аудиторией я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать»

Особое место в творчестве Альберта Лиханова занимают книги о военном детстве и войне глазами ребенка. О том, как формируются представления о жизненных ценностях, о чести, о подвиге и осознании своего места в подвиге всего народа. Произведения о военном детстве написаны автором на основе собственных воспоминаний и чувств, испытанных в детские годы. К примеру, сборник повестей «Музыка», повести «Магазин наглядных пособий», «Мужская школа», «Последние холода» показывают, как дети осознавали войну, как она меняла их детство, окружающую действительность, очень рано приучала ценить жизнь и маленькие радости.

Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», в романе «Мой генерал».

Наряду с выдающейся литературной деятельностью Альберт Анатольевич Лиханов добился высоких результатов в общественной работе. Его внимательное неравнодушное отношение к проблемам детей и воспитания позволило повлиять на политику государства в этом направлении, и в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 г. по инициативе Альберта Лиханова создан Советский детский фонд имени В.И.Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учрежден Российский детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а позднее России и СНГ. В октябре 2006 года Общероссийский общественный фонд "Российский детский фонд" переименован в общественный благотворительный фонд "Российский детский фонд". Фонд и его 74 региональных отделения активно способствуют реализации общероссийских долгосрочных благотворительных программ, направленных на оказание дополнительной социальной помощи нуждающимся детям России в содружестве с органами государственной власти, коммерческими структурами, другими общественными организациями.

Альберту Анатольевичу принадлежит идея создания семейных детских домов. По инициативе А.Лиханова в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов.

Во многих городах России открыты детские библиотеки имени Альберта Лиханова (в Кировской, Ростовской и Белгородской областях) и проводятся Лихановские чтения.

Кроме того, в Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для школьных, детских и сельских библиотекарей, а для учителей начальной школы учреждена премия имени первой учительницы А.Лиханова Апполинарии Николаевны Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина.

Есть в творчестве А. А. Лиханова и книги для взрослого поколения. Повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» если и не для детей, то про детей, про ответственность за них, про смысл жизни, который утрачивается, если взрослые их предают.

По произведениям Альберта Лиханова сняты фильмы: «Мой генерал», «Семейные обстоятельства» (по повести «Обман»), Карусель на базарной площади» (по повести «Голгофа»), «Последние холода, «Благие намерения», «Команда 33» (по повести «Воинский эшелон»)

  • Попробуй понять! Раздавить легче всего. Попробуй понять, вот что самое главное.
  • На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь-спасибо говорят. А правду простить не могут.
  • Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет. Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители. Если даже их нет.
  • Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет.
  • ...взрослые всего лишь бывшие дети.
  • У каждого времени своя жестокость. А доброта - одна, на все времена.
  • Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Хрупкая, ломкая эта вещь - душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..
  • Ах, взрослые, умные, мудрые люди! Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно – не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу. Жизнь впереди долга, и требуется немало важных истин вложить в эту упрямую голову. Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глянь, хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже святая материнская любовь не дороги, не любы. Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..
  • Школой жизнь не кончается,.. а только начинается.
  • Когда не знаете, как поступать, поступайте естественно.
  • Каждому ребенку нужны близкие люди. А если их нет, чего ни делай, все не то.
  • Воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.
  • Я верю, что сострадание – в человеческой природе. Сострадание как талант – дано или не дано. Но чаще дано, потому что это особый талант. Без него трудно оставаться человеком.
  • В каждой случайности есть своя закономерность.
  • Все беды - это солнечные затмения, а вся жизнь - само солнце.
  • Человек умирает, если он не нужен близким.
  • Жизнь невозможно начать сначала. Её можно только продолжать.
  • Взрослые часто недооценивают своих собственных детей, но маленькие люди горюют и радуются куда более трагично и возвышенно, чем иные взрослые, потому, может быть, что чувства эти велики, а тела-то еще не большие, вот и занимают эмоции всего маленького человечка, без остатка...
  • Доброе слово будто крылышки за спиной.
  • Педагогика - форма творчества.
  • Успех постоянен, когда лишь сам постоянно меняешься.
Род деятельности прозаик , учёный, педагог , общественный деятель Годы творчества 1953 год - по настоящее время Направление критический реализм , реализм Язык произведений Русский Премии
Награды Произведения на сайте Lib.ru Файлы на Викискладе

Альбе́рт Анато́льевич Лиха́нов (род. 13 сентября ) - русский писатель, общественный деятель. Президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда , директор Научно-исследовательского института детства.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Высшая МЕРА. Альберт Лиханов

Субтитры

Друзья, если у вас нет возможности (времени, желания, сил) читать повесть Альберта Лиханова «Высшая мера», смотрите это видео и будете знать о непростой судьбе одной женщины столько же, сколько и человек, который прочитал эту повесть. Кстати, пересказать «Высшую меру» попросила одна подписчица. Я до этого даже не знал ни самого произведения, ни Лиханова. В целом, повесть хорошая, полезная. А когда что-то приятно читать, то и рассказывать интересно. Вообще странно... Повесть написал мужчина. А сам рассказ ведётся от имени женщины. Лиханову тогда было 47 лет, когда он написал. Я, например, не могу себе представить, чтобы женщина написала реальную книгу от имени мужчины. Мы ведь разные – думаем совершенно по-другому. Потому, девчонки, очень возможно, что некоторые действия главной героини вам покажутся неправдивыми. Будьте к этому готовы. Написал повесть Лиханов в 1982 году. События происходят в тот же период в Москве и ещё одном каком-то провинциальном городе. Как-то летом одна женщина ехала в поезде. Она любуется природой за окном. Но когда её мысли возвращается к недавним событиям, то сердце наполняется мучительной болью. Только снотворное помогало ей забыться. В купе она ехала сама. Ехала домой к взрослой дочери. Она решила в дороге разобраться в своей жизни, что она и где сделала не так. Софья Сергеевна вспомнила, как её вчера провожал сын Саша со своей бывшей женой Ириной. Они её спрашивали, как им жить дальше. А она не знала, как ей теперь самой жить. В поезде женщина вспоминала свою жизнь. Когда она была моложе, то работала в университетской библиотеке в читальном зале. Жила в провинции, хотя сама родом из Москвы. Пришёл как-то в эту библиотеку студент Олег Осипов. Мест в общих залах не было, и Софья отвела его в отдельную комнату, где она сама иногда с девчонками обедала. Туда же она привела и девушку Олю Ольгину. Получилось ОООО – это их инициалы. Через полторы недели Оля попросила Софью Сергеевну быть свидетельницей на их свадьбе. Свадьба была обычная – студенческая. Денег у ребят не было. Потому винегрет был главной закуской. Зато, как было весело на таких свадьбах. Софья ещё тогда подумала, что почему-то… искреннее веселье может быть только, когда люди бедны. И напротив: когда у людей появляются деньги, то чистота и искренность пропадают... Очень спорное наблюдение… Однажды и её сын Саша в ту библиотечную комнату привёл девушку – Ирину. Ирина ей не понравилась. Она была красивой. Но эта красота, по мнению Софьи, была какая-то… ненастоящая. Плюс ко всему она была старше Саши и выше его сантиметра на три. Девчонки, с которыми Софья работала, рассказывали ей, что часто видели в библиотеке, как Ирина целовалась с разными парнями. Вечером она сказала сыну всё, что думает о его избраннице. Но при этом понимала, что власти над сыном она уже не имеет. Ирина её захватила – эту власть. Одна была надежда, что девушке Саша быстро надоест. Быстро не надоел… Софья потом поняла свой косяк. Ей нужно было раньше свести сына с хорошими девушками, а она… протупила. На горизонте появилась Ирина и отняла его у матери. Через год они поженились. Саша тогда был на 3-м курсе. Жили они в квартире Софьи. Молодые в одной комнате, Софья с дочкой Алей – в другой. У Али случались припадки эпилепсии. Она была ровесницей Ирины, но… лишённой сознания. Родовая травма… Да… Не такой жизни ожидала Ирина. Но! Она ухаживала за Алей. Причём искренне. Ведь от неё точно ничего нельзя было получить взамен. Так рассуждала Софья. Она называла своего сына добрым, бесхарактерным, слишком послушным. А теперь пауза! А кто его таким воспитал бесхарактерным и слишком послушным? Не вы ли, Софья Сергеевна? Воспитала тряпку – вот и получай не мужика с яйцами, а какое-то недоразумение. Это и в школе проявлялось. Одноклассники его обижали. Пока он не научился приспосабливаться к сильным. Ирина училась на филологическом – испанский язык и литература. Училась хорошо. Софья видела силу в Ирине и понимала, что съест она со временем сына. А теперь, кстати и о сыне с дочкой... Не её это были дети. Сестра Женя умерла, и Софья стала заботиться о её детях, как о своих. Тяжело было вначале. Аля ведь навек больна. Сашке тогда было 3 года. Софья приняла решение уехать из Москвы. Знакомые советовали отказаться от детей. Особенно от Али. Но Софья не могла так поступить. В новом городе она встретила сиделку Марию, помощницу, без которой не смогла бы справиться. Мария была на пенсии и чтобы не сидеть сложа руки, присматривала за Алей. Платила ей Софья символические 20 рублей в месяц, которые та тратила на гостинцы для Али. Только Мария в новом городе знала, что дети не её. Саша окончил универ с тройками и пошёл работать учителем. А отличница Ирина вообще осталась без работы. Кому в их городе нужен был испанский?.. Никому! Софья и раньше удивлялась выбору Ирины учить испанский. Саша стал зарабатывать 100 рублей в месяц и Софье реально стало легче. Тогда она сразу купила Марии подарок – шерстяное платье. Хоть как-то хотела её отблагодарить. Ну а дальше расскажу то, что для современной девушки в голове… не уляжется. Но в эпоху всеобщего дефицита в Советском Союзе это было нормой. Мария надела это платье, полюбовалась перед зеркалом, сняла и подарила его Ирине. Мать Ирины немного его перешила и вуаля – у девушки новое платье. Но всё равно отношения с невесткой так и не наладились. Работы для неё не было. Тогда Ирина стала действовать иначе. Каждый день она надевала разные наряды и выходила в город на охоту – искала чего-то. А однажды пришла и сказала, что устроилась на работу секретаршей к директору большого завода. И Саша, и Софья – охренели. Учиться пять лет, чтобы потом пойти секретарём работать и радоваться этому. Вот наивные… Саша смирился. Ещё бы не смирился. С его-то характером. Жена получала даже большую зарплату, чем он. Однажды сын сказал матери, что Ирина сравнила его с тракторной тележкой. - Ты, говорит, ни о чем не думай. Ты - тракторная тележка, а я - трактор, раз уж судьбе угодно так распорядиться. Куда еду я, туда двигайся и ты, сильно не вдавайся, потом поймёшь. Работая рядом с директором, Ирина набирала авторитет. Многие хотели с ней быть знакомыми. Да к тому же она ведь… красивой была… Ирина становилась серьёзной фигурой городского масштаба. Она восхищалась своим директором – героем войны, депутатом. Ирина одевалась вызывающе по меркам свекрови, чем конечно её раздражала. Но это было делом Саши. Через несколько месяцев Ирина сказала, что она выбила квартиру для них. Саша, как щенок вокруг бегал, хвостом виляя. Она работала только полгода – и уже квартиру выбила. Пробивная девушка… Софья обрадовалась – наконец-то Ирина из её дома исчезнет. Они втроём поехали на окраину города смотреть новострой. Зашли в квартиру (однокомнатную) – хорошая, просторная. А молодые говорят, что им мало. Теперь им нужно больше – ребёнка хотят завести. По мнению Софьи, их сын (её внук) Игорёк появился на свет не как плод любви, а как бытовая необходимость. Через 9 месяцев Ирина родила мальчика. От завода им дали «двушку» - ближе к центру. Хлопоты над Игорем сблизили Софью с невесткой. Ей казалось, что вот она эта счастливая семейная жизнь для её сына наступила. При этом Софья всегда осознавала, что она, не имея своего опыта в семейной жизни, не знает, как оно должно быть. Софья обожала внука. Ирина после родов стала по-взрослому ещё красивей. А вскоре Саша получил новую работу. Это директор Ирины похлопотал перед своим другом, и Сашу взял профессор в свою физическую лабораторию. Там Сашу попёрло. Профессор не мог нарадоваться. Он стал зарабатывать теперь 200 рубасов. Всё, за что бы не взялась Ирина, приносило свои плоды. Всё было рассчитано с математической точностью – каждый следующий шаг. «Что же будет дальше?», - думала свекровь. Испанский Ирина не закинула. Каждый день им занималась. Как-то ездила она со своим директором в Москву в командировку. А главной причиной её поездки (это потом Софья узнала) – было дать объявление об обмене квартир – свою "двушку" здесь на "однушку" в Москве. Сашкой Ирина крутила, как хотела. Всё делал, как ей было нужно. Друзья, вы ведь уже поняли, что такая женщина, как Ирина не сможет долго жить с таким чмошником, как Саша. Она найдёт себе нормального мужика. Ирина продолжала ездить в Москву – сначала в командировки, потом и в отпуск. Сама... Свекровь понимала, что это ж неспроста. Саша тоже иногда ездил в Москву. Возвращался грустным. Однажды был возле дома, где они когда-то жили – помнил оказывается. Но о своей родной матери не помнил. Вскоре на горизонте появился пенсионер, который захотел обменяться квартирами. Он хотел свой век дожить на родине, потому и решил оставить Москву. Для переезда нужна была одна формальность – приглашение на работу. Понимаете ведь зачем Саша нужен был Ирине? Да! С его-то золотыми руками его почти каждый научный институт готов был взять. Помог новый знакомый Ирины некто Рыжов – замдиректора института. Софья хотела, чтобы внука оставили ей, но понимала, что этого не будет. Как-то Ирина в разговоре сказала, что наконец-то закончатся её мучения на работе. 4 года она была на побегушках у своего директора, а теперь-то в Москве она наконец расправит крылья со своим испанским. Ирина давно всё рассчитала, как шахматист – на много ходов вперёд. Для обмена квартиры в Москве "однушки" здесь было мало – нужна "двушка". "Двушку" дадут, если будет ребёнок. Значит нужно родить. Нужна будет ещё работа в Москве. Значит Сашу нужно пристроить. - Я вела себя по-мужски, в отличии от Саши. Квартира, его работа, Игорь, а теперь Москва – это всё моя заслуга. И ведь не поспоришь – всё так и есть! Незадолго до их отъезда умерла Мария – легко, спокойно, у себя дома. Когда Софья пришла к ней домой, то её настенные часы, которые всегда работали, вдруг остановились и не хотели больше работать. «Мистика», - подумала Софья. Теперь она осталась сама. Только Аля была рядом. Но с ней даже не поговорить. В Москве Ирина устроилась в библиотеку иностранной литературы. Потом поступила в аспирантуру на заочное. Через 2 месяца Саша перешёл на другую работу, где больше платили. Когда Алю с очередным приступом на несколько дней забрали в больницу, Софья Сергеевна полетела в Москву. Даже никого не предупредив. Полтора года она не видела сына, внука и невестку. Приехала... А их дома никого не было. Оставила вещи у соседей и пошла гулять по когда-то родной Москве. Первым делом поехала на Ваганьковское кладбище. К сестре Жене… Саша с Игорем были ей очень рады. Ирина пришла около 23:00 – она диссертацию писала. Софья взглянула на неё – красавица, точно с журнала, элегантная, ещё похудевшая. В общении спокойная, уверенная, сильная. Игорька сразу спать отправила, Сашу – на кухню чай заваривать. И все слушались. Софья редко приезжала в Москву. И Алю не с кем было оставить, и самой не хотелось. Сиделки для Али менялись постоянно – долго никто не выдерживал. Когда Игорь был в 5-м классе, то сам приехал к бабушке. Ирина защитила диссертацию. Из библиотеки перешла в университет преподавать испанский. Испанский стал набирать популярность, потому её знание языка оказалось очень востребованным. Саша стал потихоньку выпивать. Письма из Москвы стали приходить всё реже. В каждом из них Саша жаловался на Игоря – тот был неуправляем. Ему уже было 15. А однажды в письме была одна короткая фраза: «Мы с Ириной разошлись». Честно, не верю. Чтобы Ирина, перебравшись в Москву, 12 лет терпела это недоразумение. Она раньше должна была от него уйти. Через несколько дней прилетел Саша. Он всё рассказал. Сказал, что уже через месяц после переезда понял, что всё кончится разводом. Кто-то ему записку передал, в которой написал, что за работу в институте, которую ему дал Рыжов, Ирина… сексом рассчиталась… - Я показал эту записку Рыжову. Тот испугался. Думал, что я в партию пожалуюсь. Потом показал Ирине. Так она сказала, что сделала это ради меня, а я неблагодарная скотина. Мужчина, который уважает себя, сразу послал бы на хер эту Ирину. Ну а это чмо сопли жевало 12 лет. Сказал матери, что она ушла к другому, а у него появилась другая. Честно, не верю, чтобы на этого чайника какая-то нормальная женщина внимание обратила. Зовут её Эльга. Вдова. С двумя детьми. Богатая. Ирина вышла замуж за дипломата, забеременела. Вот здесь верю. Нашла себе мужика. После родов планировала уехать жить в Испанию. Саша сказал, что он счастлив. Потому что его впервые любят. И он любит. - А что с Игорем? – спросила Софья. - Сам по себе. Мужу Ирины не до него. Да и мне тоже. Скоро в институт поступит – взрослый уже. Как-нибудь сам. Софья в шоке: - Как? Он же ещё ребёнок? Отдайте его мне. - Успокойся. У него остаётся квартира. Женится. И всё будет у него в порядке. Когда Софья провожала сына в Москву, то задавала себе вопрос: «Где же было твоё достоинство столько лет?». И отвечала себе: «А не было значит его». Слабак ты, Саша, бесхарактерный. Очень скоро Софья Сергеевна поехала в Москву. Внук её встретил, но уже без проявлений бурной радости. Потом к сыну пришла Ирина. Поздоровалась, как ни в чём ни бывало. Поговорили. В основном об Игоре. - Ему теперь даже лучше стало – он ссор не видит, - сказала Ирина. Потом пришёл Саша – обрадовался матери. В руках ключи от машины. Это Эльги. У неё «трёшка», дача, «Жигули». Хорошо пристроился Александр. Окончание Игорем 9-го класса Ирина захотела отметить. Пришёл её новый муж дипломат Борис Владимирович. Потом и Саша с Эльгой появились. Они все нормально общаются, а Софье Сергеевне как-то неудобно. Она не знает, как ей нужно себя вести. В её понимании бывшие должны быть врагами, а эти… нормальные. Саша подарил сыну цветной телевизор. Друзья, раньше цветной телевизор был роскошью – в основном у народа чёрно-белые были. Ирина сделала подарок покруче – мотоцикл «Ява». Мечта любого советского подростка. Игорь воспринял подарки без энтузиазма – как должное. Саша увидел, что его подарок значительно уступал подарку Ирины. Родители такими подарками … как бы… откупались от того, что не могли дать сыну полноценной родительской любви. Софья Сергеевна это понимала, и Игорь понимал. Когда все разошлись, он сказал бабушке: - Хорошо, что они развелись. Иначе не подарили бы мотоцикл с телевизором. Потом машину подарят. А потом я женюсь на миллионерше. Как отец! Игорь предложил покатать на мотоцикле бабушку. И покатал… Привёз бабушку к её дому, где она жила 40 лет назад. А потом сказал, что нашёл старика, который её когда-то знал. Старик и рассказал всю правду. - Ты им сказал? – спросила бабушка. - Нет. Они не знают. А зачем ты всё скрывала? Объясни мне… И Софья рассказала. С Женей они были двойняшками. Софья на 15 минут раньше родилась. Женя была в маму, Софья – в отца. Сёстры дружили, любили друг друга. Мечтали о большой и светлой любви. И первой эту любовь получила Женя. В 19 лет она вышла замуж. Это был январь 42-го года. Полгода назад Война началась. А месяц назад родители погибли от бомбы. И тут прибегает радостная Женя с майором, которого день знала. Лётчика звали Андрей. Женя попросила Софью… погулять где-то. - Что ты делаешь? Ты же его не знаешь? А может у него семья есть? - Пофиг. Трахаться хочу. Я его люблю. И он меня. Мы поженимся… Андрей был серьёзен. Сказал Софье, что любит Женю. Поженились. В октябре родился Саша. Андрей рядышком был… Он погиб не на войне... Через год, когда Женя ждала второго ребенка, Андрей приехал проститься - его переводили на другой фронт. По дороге домой заступился за старуху, у которой гопники отнимали сумочку. Его ударили ножом, и он умер в сквере у метро, недалеко от дома. Первой об этом узнала Женя. Когда Софья пришла с работы, сестра сидела на столе, в зимнем пальто, болтала ногами и напевала: - Я маленькая балерина… Было похоже, что у Жени крышу сорвало: искусанные в кровь губы, желтое лицо… Горе её подкосило – она начала пить, поседела. В 21 год. А ведь была беременной… У дочки Али была родовая травма. Врачи предлагали не забирать ребёнка – Женя забрала. Но психика оказалась слабой у сестры – не выдержала. Она выпила много снотворного и… умерла. Софье предложили отдать детей государству, но она отказалась. А потом решила оборвать все связи с прошлой жизнью и переехала в другой город. Только о том, что она тоже любила мужа сестры Софья внуку не рассказала. У неё так и не было за всю жизнь мужика!!!... После войны женщин без мужчин было много. А она ещё и с двумя детьми… В общем, не сложилось. Софья попросила Игоря никому не рассказывать о её тайне. Он поклялся молчать. Игорь просил не уезжать бабушку. Но дома была Аля, которая в ней нуждалась постоянно. Потому улетела домой. Провожали её всей делегацией. Ирина на прощание пообещала назвать ребёнка, если это будет девочка, Соней. Она родила мальчика. А потом Софье позвонил сын и сказал, что Игорь разбился… Он врезался в грузовик. На круге Игорь не уступил дорогу. Софья решила, что он это специально сделал. Сыну сказала такую фразу: - Когда человек не нужен близким, он умирает. Сын не понял, о чём она. - Когда человек не нужен близким, он умирает. - ещё раз повторила Софья. Она решила, что это Бог так наказал Сашу и Ирину за их бесчеловечность. Высшей мерой наказания. Нельзя добиться счастья, думая лишь о себе… Вот такая история, друзья…

Биография

Позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву . Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» - сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет - главным редактором.

В эти годы к нему приходит литературная известность. Одну за другой «Юность» печатает его повести.

Вернувшись в Москву, Лиханов проводит большую работу по подготовке этого важного документа к ратификации. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию, и она вступила в силу с 13 июня 1990 года. Позже все республики, входившие в СССР, получив статус самостоятельных государств, подтвердили законность действия Конвенции о правах ребёнка на своих территориях.

Также Лиханов учредил и возглавил Научно-исследовательский институт детства, создал литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, создал издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии - журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман». Открыл издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». По его инициативе в Подмосковье создан реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Белгородской области существует детский дом в райцентре Ровеньки, построенный с финансовым участием Российского детского фонда и также получивший его имя. В Кирове есть библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Детская библиотека имени Альберта Лиханова работает в городе Шахты Ростовской области, а Белгородской областной детской библитотеке присвоен статус «Библиотека А. А. Лиханова».

Его произведения опубликованы в России 30-миллионным тиражом. Ещё в 1979 году издательство «Молодая гвардия» выпустило «Избранное» в 2-х томах. В 1986-1987 годах это же издательство тиражом в 150 тысяч экземпляров выпускает собрание сочинений в 4 томах. В 2000 году издательство «Терра » издаёт собрание сочинений в 6 томах. В 2005 году вышла "Библиотека «Люби и помни» в 20 книгах. А в 2010 году «Терра» издаёт новое собрание сочинений в 7 томах. В этом же, 2010 году, издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» выпустил собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом. В 2014-2015 годах то же издательство выпустило роман «Русские мальчики» в виде цикла из 11 широкоформатных и качественно иллюстрированных книг. В 2015 издательство «Книговек» выпустило собрание сочинений в 10 томах

В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года) проводятся ежегодные лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А. Н. Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина. По инициативе писателя ей установлена мемориальная доска. За границей России на 34 языках выпущено 106 книг писателя.

Первое собрание сочинений в 4 томах вышло в 1986-87 гг.(«Молодая гвардия»). В 2000 г. - в 6 томах («Терра», Москва). В 2005 г. - "Библиотека Альберта Лиханова «Люби и помни», включившая в себя 20 нестандартно оформленных книг («Детство. Отрочество. Юность»). В 2010 году - собрание сочинений для детей и юношества в 15 томах («Детство. Отрочество. Юность») и собрание сочинений в 7 томах («Книговек») в качестве приложения к журналу «Огонёк».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создаёт такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и другие. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе - памяти о своём детстве. В них автор передаёт ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлечённость, правдивость - характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах. Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве - повесть «Последние холода» (). Эта повесть, повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека», роман «Мужская школа», составляют своеобразный литературный цикл о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», и в романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе всё самое лучшее.

1970-1990 гг. - период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращённые к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (), которая переведена на многие языки. За эту книгу в 1987 году А. А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака. Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребёнка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения &

В предисловии к книге «За малых сих» Лиханов утверждает:

Не обязательно соединенные хоть в какую-либо общность - государство, клуб, семью - каждый человек, каждая отдельно взятая


Деятельность детской библиотеки неразрывно связана с именем знаменитого на весь мир талантливого писателя, удивительного человека, нашего современника Альберта Анатольевича Лиханова с принятием решения коллегией управления культуры Белгородской области от 5 октября 2000 года о присвоении библиотеки наименования «Белгородская государственная детская библиотека А. А. Лиханова». Это большая честь, доверие и ответственность. Альберт Анатольевич Лиханов общественный деятель , академик, почетный профессор целого ряда российских университетов, среди них и Белгородского, а также японского университета Сока (Токио), директор Научно-исследовательского института детства.

Биография Альберта Анатольевича ( , ) вместила в себя поворотные исторические, трагические события эпохи, которые он пережил и художественно представил в своих произведениях, откликаясь на все события.

С точки зрения известного писателя Константина Паустовского, самое занятие писательством заставляет человека вести разнообразную, напряженную жизнь, вмешиваться в разные области нашей действительности, встречаться со множеством людей и проникать во все углы страны. …Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

Альберта Анатольевича отличает неравнодушие, добросердечие, порядочность и поразительное человеколюбие. В своем творчестве Альберт Лиханов акцентирует внимание на бедах, радостях, горестях, достижениях, сложностях детского и подросткового мира, зачастую непонятых, отвергаемых или игнорируемых взрослыми.

Сам Альберт Анатольевич в предисловии к своему собранию сочинений для детей и юношества в 15-ти томах пишет что, даже учась на журналиста в университете … никогда не думал о писательстве, о литературе, почитая это занятие уделом небожителей. Правда я всегда любил книги. Неточное слово – любил. Я их обожал… .

Более пятидесяти лет Альберт Лиханов пишет о детях и для детей, за это время 106 его книг на 34 языках издано за границей: в США, Испании, Голландии, Германии, Италии, Франции, Японии и других странах. В России произведения вышли 30-миллионным тиражом, отдельными произведениями, избранными и собраниями сочинений. В 1985 году издательство «Молодая гвардия» выпустило Собрание сочинений в 4 томах. Издательство «Терра» в 2000 году выпустило Собрание сочинений в 6 томах. Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» выпустил в 2005 году "Библиотека «Люби и помни» в 20 книгах, а в 2010 году Собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах - с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом.

Творчество Альберта Лиханова отмечено государственными наградами и литературными премиями Альберт Лиханов в 2005, 2007 и 2010 годах признан Человеком года в России, в 2005 г. - в США, в 2006 г. удостоен мировой медали «Freedom» - «За ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году он награждён в США International Award Pace (Международной премией Мира), в 2010 году Биографический центр Кембриджа (Англия) признал его Человеком года в области литературы и гуманизма, Американский Биографический институт (США) избрал его своим пожизненным академиком гуманизма. В декабре 2010 года Русский Биографический институт (Москва) присвоил ему звание «Человек года-2010» в номинации «Охрана детства».

За персональные заслуги, достигнутые в результате профессиональной деятельности Альберт Лиханов награжден премией Людвига Нобеля (2014 г.). Ему вручена золотая памятная медаль, особый приз, диплом и нагрудный знак лауреата.

Альберт Лиханов стал лауреатом премии «Человек года - 2017» в номинации «Подвижничество» за активную общественную деятельность по защите детства.

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г.Кирова и Кировской области.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в городе Кирове. Отец его был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице, а в годы войны – в госпитале. В 1953 г. поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики.

В 1958 г. после окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя». В Кирове в 1959 г. выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах».

В 1963 г. вышла в свет книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» - это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», затем его переводят в аппарат ЦК ВЛКСМ. С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора).

Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, - говорит писатель, - я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.

В 1987 г. Альберт Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а теперь – России и СНГ, и все они работают в настоящее время. Вот лишь некоторые из проектов, по которым постоянно работает организация: «Теплый дом», «Детская библиотека», «Дар жизни», «Детский диабет», «Детский церебральный паралич», «Глухие дети». Ему же принадлежит идея создания семейных детских домов.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребенка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.

Сейчас А. Лиханов – председатель правления Российского Детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства. Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров.

Творческая и общественно-педагогическая деятельность Альберта Лиханова удостоена многочисленных наград: Государственная премия России, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования.