Кто такие грузины. Какой язык в Грузии? Понимают ли русский язык

На эту скользкую тему меня натолкнул разговор с моей соседкой Зиной. Итак, встреча с утра пораньше на улице.

Все-таки эти приезжие наглые. Просто воруют наших мужчин. Представляешь, приехала одна пенсионерка из Москвы и вышла замуж за грузина - вдовца. И теперь с давлением и оханьем готовит ему чахохбили. Она даже слова этого выговорить не может, но что-то колбасит. И называет его, знаешь как?

- «Атари»! Прямо так бы взяла и придушила. Захватчица и есть.

А в чем, говорю, проблема? Пусть радуются себе на здоровье. «Атари», наверное, наворачивает а-ля чахохбили и не жалуется. Почему вы сами не вышли замуж за этого голодающего вдовца?

Я? Издеваешься? Я в свое время замуж не вышла. А теперь тем более. В 70 лет пора на тот свет собираться, а не замуж выходить. Нет у людей ни стыда, ни совести!

И мы разошлись в разные стороны. Тем не менее разговор запал в голову и я стала опрашивать разных людей, чем можно объяснить такой феномен, что многие грузины женятся на славянках, в то время, как местные женщины при всех своих достоинствах не известно почему остаются не востребованными. Или мне это просто кажется.

Вот несколько мнений.

Тамрико Кикнадзе: Мой старший брат переехал в Россию еще лет 30 назад. Сперва учился, потом служил в армии. Вначале жил в общежитии, потом потребовалась прописка и он перебрался к своей однокурснице из Тамбова, которая имела уже однокомнатную квартиру. Пожил с ней несколько лет.

Мой отец нервничал и звал Ачико сюда. Все-таки единственный сын, на него возлагались большие надежды, подыскивали девочек из хороших семей. Потом Ачико нам объявил, что женится на Вале, так как она беременная. Мой отец чуть с ума не сошел на нервной почве. Жениться на женщине с ребенком от первого брака - это было выше его понимания. С ним случился инсульт, а Ачико все равно сделал, как решил. Нам он объявил, что Валя - самая лучшая. Нам в итоге пришлось смириться и принять Валю с деревянными улыбками. Валя побыла в Тбилиси, но жить здесь ни в какую не захотела. Ачико тоже твердил ей в тон:

И правда, хорошо зарабатывал, высылал родителям деньги ежемесячно и не забывал нас, двух сестер. Иногда приезжал со своим сыном и падчерицей, которая называла его «мой папочка» и даже не знала, что он ей не отец.

Мы спрашивали у него, почему он не женился на грузинке, и называли конкретных девушек, которые соответствовали ему по всем статьям. Он говорил примерно так:

Русские женщины красивее наших и лицами, и фигурой. С ними легче общаться. Грузинки более претенциозны. Я жил с разными женщинами, и никто от меня ничего не требовал.

Что мне сказать, спустя столько лет? Мой брат, по-видимому, счастлив, он сумасшедший отец, очень любит сына. С женой у них по-разному, Ачико ей изменяет потихоньку, и Валя смотрит на это сквозь пальцы. Их брак состоялся. Жаль только моего отца, который никак не может в себя прийти после инсульта, еле ходит, еле разговаривает. Надо было принять выбор Ачико более философски.

А что касается наших женщин… У меня в корпусе ровно половина девушек так и не вышли замуж, хотя все красотки, трудолюбивые и хорошие хозяйки. Хотя есть и такие, кто вышел замуж два - три раза.

Давид: У меня жена грузинка. Живем нормально, у нас двое детей. У нескольких моих друзей жены - славянки. Тут, конечно, есть свои плюсы. С ними намного проще, чем с нашими. И визуально сразу притягивают глаз. Мы, мужчины, не любим, когда на нас давят и грузят ответственностью. Тут не успел месяц просто погулять с девушкой, кино, кафе, туда-сюда, на тебя ее родители уже смотрят как на официального зятя, и попробуй не женись. Целое дело. А мои друзья по несколько лет жили со своими любимыми, и никто их не тащил расписываться. Они в любой момент могли «соскочить». Например, у меня сестра так и осталась не замужем, хотя чудесная хозяйка, красавица и прекрасный специалист своего дела. Но она бы близко не подпустила к себе мужчину с какими-то подозрительными предложениями.

Маико Гагнидзе: Да, есть такая тенденция. Я тоже замечаю, что наши мужчины женятся на русских. Либо привозят их сюда, либо здесь знакомятся с туристками. Лично мне русские женщины тоже нравятся. У них есть чему поучиться. Они красивые, дисциплинированные, хорошо воспитывают детей и очень раскованные. Без комплексов. Думаю, потому они и нравятся нашим мужчинам.

Руслан Стрижак: Ещё вариант. На уровне инстинктов борются два, один требует близкий и родной типаж для воспроизведения потомства, а другой - максимально отличный, для внесения свежей крови. Оба инстинкта работают в каждом, а какой именно окажется сильнее, зависит от внешних факторов.

Юля: Может быть, отсутствие у кандидаток большого количества родственников? У нас мужчины избалованные. Пьяный, худосочный, не работает и пьет. Но ты за ним ещё побегай, а он морду воротит - да ты толстая, да у тебя дети от первого брака… А грузин сам за тобой бегает, и детей в общем-то любит больше, чем средний русский - своих и чужих. И поможет, и комплиментов наговорит, и к интимным отношениям всегда готов. Так что наши дамы к грузинам благоволят, знают, с чем сравнивать. Порой готовы такого красавца на руках носить. А те видят хорошее отношение.

Алена: Я сама коренная жительница Тбилиси, но не заметила такой тенденции. Женятся и на тех, и на других достаточно хорошо. На ком-то не женятся. Очень часто это зависит от желания женщины. Кстати, не все же замуж хотят.

Tatiana Leon: Да я вообще за смешанные браки, я ребёнок от смешанного брака, мой ребёнок от смешанного брака. Сказать, что женятся только на славянках - не согласна, у меня есть знакомый, который женат на японке. Просто те грузины, которые женаты на японках, итальянках, француженках и т. д., почти не видны в Грузии, они просто там не живут! Почему славянки видны, так ближнее зарубежье более доступно, потом в Грузии, я так считаю, после 90-х началась массовая депрессия: везде хорошо, кроме Грузии, и многие разъехались, кто куда, а так как в ближнее зарубежье было легче, вот и получились такие браки, где живёшь там и влюбляешься. Потом пошла волна туристического бума с оханьем и аханьем славянок, как они обожают Грузию и как бы желали жить в Грузии, ну и пускаются чары в ход. Про то, что со славянками легче жить, трудно клеить одни и те же ярлыки на всех, у каждого свой характер, но если спросить об этом европейцев, которые съели собаку, они скажут, что именно славянки более капризны, но не хочется обобщать, что грузинки больше достают мозги, трудно ведь обобщать, есть разные. Но, наверное, в начале ухаживать за грузинками труднее, ведь они выросли с красивыми словами и знают, что зачастую это пыль в глаза, красивые разговоры, вот и не хотят мужики тратить свою энергию.

Анна Мастеркова: Родители славянок меньше вмешиваются в их выбор. В том числе и на экономические условия не смотрят. Ответственность перед семьёй девочки меньше, особенно на начальном этапе знакомства. Безболезненнее можно отойти назад, а на практике быстрее приводит к бракам.

Анна Пучкова: Грузинские мужчины часто влюбляются в славянских женщин, потому что поведение разное и отношение разное. Вот, если мужчина схватил все сумки и понёс, то грузинка глазом не моргнёт: «Он же мужик, он обязан». А славянка, особенно из Москвы, скажет: «Вау, как приятно, спасибо тебе огромное». Она знает, что бывают мужики, которые этого не делают. Если грузинке мужчина предлагает отвезти ее куда-то, привезти откуда-то, то она воспринимает как должное, а славянка как супер заботливого мужчину. Если грузинка рассчитывает на серьёзные отношения, то может мурыжить парня месяцами, не имея интимных отношений, славянка, в большинстве случаев, ради приличия выдержит недели две, а дальше будет иметь полноценные отношения. Для грузинки на первом месте дети и родители в большинстве случаев. Для славянки - мужчина почти всегда в центре ее внимания. При этом, конечно, домашним делам и заботам грузинки посвящают очень много времени и сил, и это не может не восхищать. Все это не без исключений. Встречаются и обратные примеры. Но мужчины объясняют все это примерно так.

Темури: Я не замечал ничего похожего. Как было, так и есть. Главное, не в происхождении, а в финансах. Если материально в семье все стабильно, то и никаких проблем не будет. Сейчас мужчины, если видят, что женщина хорошо зарабатывает, то с удовольствием на такой женятся. И женщины так же мыслят. У меня, например, соседка за китайца вышла замуж и уже ребенок есть. У китайца здесь бизнес. Живут нормально, непонимания точно нет. Я другой человек. Никогда бы не женился ни на ком, кроме как на грузинке. Я очень чту наши традиции, культуру и историю. И считаю, что смешиваться ни с кем нельзя.

Многие респонденты повторяли уже сказанное до них. Все это можно суммировать одной простой истиной - готовых рецептов счастья не существует.

Закончить этот экспромт - опрос мне бы хотелось одной историей.

Марина Куликова: Я хочу рассказать свою историю.

3 июля 2008 года я познакомилась так же через интернет с молодым и красивым парнем. О грузинах, да и вообще о Грузии я мало что тогда знала, мы общались сутками напролет по Скайпу, появились сильные чувства, а потом 08.08.2008 началась война. Я купила билеты, но границы были закрыты, сколько было переживаний, сколько нервов - это всё просто не передать словами. И, о чудо, за два дня до моего вылета границу открыли! Я не сомневалась ни минуты и полетела из Питера в Тбилиси, конечно, транзитом. В аэропорту мне сказали, что мой рейс из Киева перенесли на 12 часов. Связи такой, как сейчас, ещё не было, мне удалось передать сообщение, что я опаздываю. В итоге, когда я летела, в самолёте я русская была одна, НИ ОДНОГО косого взгляда не было, и это 11 сентября! Все бы ничего, но пока я сидела в Киеве, там потеряли мой багаж, и когда я прилетела, все уже вышли, а я ещё писала заявление о потере, не могла выйти к Гио. Он ждал меня 12 часов в аэропорту! Ни он, ни я точно не знали, когда я прилечу, связи тоже не было уже.

Мы провели вместе десять потрясающих дней, а потом, вернувшись, я решила все свои дела и через два месяца приехала на совсем.

08.08.2009, ровно через год после печальных событий, у нас родилась наша Сандра, еще через год - Гио, сыночек. Мы счастливы в браке уже девять лет, для нас каждый день как первый день!

Так что нельзя всех равнять под одну гребёнку: и хорошие, и плохие люди есть в каждой стране! Порядочность не зависит от национальности!

Девочки, не бойтесь любить и быть любимыми.

Всем ДОБРА и ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ!

Я присоединяюсь к пожеланиям Марины Куликовой и желаю всем читателям Sputnik найти свою половину и, самое главное, сохранить взаимные чувства на всю жизнь.

Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.

Все люди по своему внешнему виду делятся на типажи. В Грузии это особенно заметно, причем больше это касается мужчин. В разных уголках Грузии вам придется иметь дело с разными типами грузин: лысыми и темноволосыми, худощавыми и коренастыми, пузатыми и тощими, широкоскулыми и похожими на «итальянцев» или на «армян».

Сколько в Грузии регионов

В Грузии 12 регионов. Люди этих регионов отличаются характером, внешностью, кухней и фамилиями. Представители одних регионов подшучивают над другими, но вовсе не со зла.

Самый популярный регион по количеству шуток − это Сванетия.
Этническая группа сванов довольно малочисленна и обособленна. В шутку сванов называют «деревянно-головыми», логику поведения сванов понять очень сложно, часто упрямство в крайней степени перекрывает логику. Про них придумана масса анекдотов, порой даже обидных.

А еще сванов многие бояться, точнее, остерегаются с ними связываться, поскольку они вспыльчивы, конфликтны, а в их жилах, вместо крови течет дух «кровной мести».

Фамилия и них похожи на итальянские и заканчиваются на —ина , как, например, известный альпинист Хергиани, правитель Сванети Дадиани, Иоседиани и т.д.

Сваны имеют свой язык, а сванская кухня славится лепешками с мясом «кудбари», «чвиштари» и сванской солью.
Сваны всегда славились храбростью. Отважные воины отличались широкими плечами и высоким ростом. Не будучи никем никогда завоеванными, они сохранили первоначальный генотип со светлыми волосами и глазами.

Мегрелия

Мегрелы − ближайшие соседи сванов. Их называют «грузинскими евреями». По натуре они весьма предприимчивые и хитрые. Из них получаются неплохие бизнесмены, торгаши и просто предприниматели.

У этой этнической группы так же есть свой язык, как и сванский непонятный никому другому. Мегрелы отличаются от грузин из других регионов внешне, они светлые, рыжие, голубоглазые, высокие и стройные.

Считаю себя чистокровными и предпочитают не смешиваться с другими нациями, в том числе с грузинами из других регионов. Мегрелы очень трудолюбивы и называют сами себя «грузинской элитой».

Фамилии мегрелов заканчиваются на -ия, как, например, Берия, Гамсахурдия, Данелия и т. д. Кстати, иногда мегрелов называют менГрелами, а Мегрелию МенГрелией.
Из мегрельской кухни в общегрузиснкую попали такие блюда как гоми, эларжи, мегрельские кучмачи, мегрельский харчо и хачапури. Обычно мегрельская кухня очень вкусная и немного острая.

Рача

Рачу называют маленькой Швейцарией. Горы, озера, леса, водопады… Природа этого края удивительно красива. Люди спокойные и добрые. Здесь не существовало кровной мести, как в соседней Сванетии. Рача, расположенная вне основных торгово-военных путей никогда никем не была завоевана.

В Раче живут рачинцы. Рачинцы самые медленные из всех известных грузин, но и самые веселые. В народе над ними смеются и называют «тормозами». На тему их медлительности в советские времена был снят фильм под названием «Самые быстрые в мире». Посмотрев его можно понять характер рачинцев.

Рачинцы известны как отличные поварами. Вам крепко повезет, если вы попадете к рачинцам на застолье, которое не обходится без песнопения и традиционных рачинских блюд: рачинской ветчины, лобиани, шкмерули и, конечно, без знаменитой «Хванчкары».

Аджария

Аджарцы живут у Черного моря. Батуми − столица Аджарии. Кто только не пытался завоевать этот лакомый кусочек, порт, выход к морю. Греки и римляне, персы и турки постоянно претендовали не только на прибрежные территории, но и на горные участки.

Аджарцам пришлось уживаться с разными соседями, терпеть завоевателей, три века оставаться под властью турок и даже поменять веру.

Танцы, песни и кухня в Аджарии сильно отличается от всех остальных регионов. А из блюд самым известным и любимым у гостей стал «аджарский хачапури» в форме лодочки с яйцом, которое напоминает солнышко этого теплого края. В остальном аджарская кухня очень жирная, тяжелая, с присутствием топленого масла почти во всех блюдах.

Имеретинцы

Имеретинцы живут в Имерети. Столица Имерети − Кутаиси. Кстати, один из самых древних постоянно заселенных городов Европы. Имеретницы гордятся своей славной историей, ведь они потомки колхов − жителей знаменитой Колхиды.

Импритинцы голубаглазые, нос с горбинкой или мясистый. Имеритицев называют сладкоязычные. Они всегда говорят приятные вещи, комплименты и все то, что погреет ваш слух.

В принципе, «водолеи» встречаются по всей Грузии», но имеретинцы заслужили особую репутацию. Остается только надеяться, что комплименты в ваш адрес произносятся искренне.

Имеритинцы очень гостеприимные, они будут подливать в стакан и подкладывать в тарелку, лишь бы посуда не пустовала. Они будут терпеливо ждать пока вы не «выкатитесь» из-за стола, шансов уйти раньше никаких.

Кстати, о всеобщем грузинском гостеприимстве читаем .
Имеритинский хачапури, имеритинский сыр, надуги с мятой, вино Цоликаури и Цицка − главные действующие блюда имеретинской кухни.

Гурийцы

Остроязычные гурийцы любят придумывать стишки, шутки, прибаутки и точно знают как «уколоть». Но никто на них не обижается, ведь все знают натуру гурийца. Им достались болотистые земли, с малярийными комарами и прочими ужасами, которые способствовали формированию жесткого характера гурийцев.

Гурийцы спокойные люди, но ссорится с ними не стоит. Если у грузина жена из Гурии, то рано или поздно он жалеет о сделанном выборе. Женщины гурийки хорошие хозяйки, но властные и жесткие.

Кухня гурийцев привнесла в грузинскую кулинарную культуру гурийский хачапури, особый сыр и Из их кухни нам известен Гурийсаий хачапури.

Восточная Грузия

Кахетия благодатный винный край. Кахетинцев называют трудолюбивыми ослятами, ведь с весны до осени им придется трудиться в полях. Виноградники, арбузные бахчи, подсолнухи, персики, орехи и гранаты − все эти дары природы нам дает Кахетия.

Алазанская долина, южные отроги Кавказских гор, реки Иори и Алазани. Через эту территорию проходили торговые пути, а значит купцы платили пошлину. Богатый, плодородный край не давал покоя врагам. Кахетия постоянно страдала от вражеских набегов.

А персидский шах Аббас, разоривший Кахетию в начале в XVII века, насильно переселил в разные области Ирана 200 тысяч грузин-кахетинцев, заселив Алазанскую долина туркменами.

Именно поэтому, кахетинцы брюнеты, многие чернаглазы и чернобровы. Их часто изображают пузатыми, ведь долгими зимними вечерами ничего не остается, как коротать время за кувшином собственноручно приготовленного вина, закусывая запасами, заготовленными до следующего лета.

Кахетинцы любят мясные блюда − шашлык, хашламу, ну и, конечно, вино.

В Грузии есть еще несколько регионов, как, например, высокогорные Тушетия, Хевсуретия. В Самцхе-Джавахети грузины в меньшинстве, так как в силу разных исторических моментов в регионе преобладает армянское или азербайджанское население.

Что говорят о грузинах другие

Грузины − красивая нация, с характерным менталитетом. Не пытайтесь донести до грузина «тонким намеком» на русском, вас не поймут. В общей массе грузины очень характеризуются излишним самолюбием, упрямством и обидчивостью.

Что касается общих черт грузинской нации, стоит заметить, что внешнюю красоту грузин еще в древности подметили Геродот, Гиббон и Страбон.

Что говорят о грузинах европейцы

«Memoire sur l’ethnographie de la Perse » (Paris, 1866) „гру­зинская нация издавна отличалась изяществом своего типа и что чистоте гру­зинской […] обязаны персы и турки улучшением своего по природе грубого типа, чему помогали бесчисленные выселения, с давних пор, производившаяся из Грузии […]“ (Бакрадзе: „Археолог. путешествие по Гурии и Аджаре“, стр. VI)

Не остался равнодушным к грузинам путешественник Шарден (1671), составивший для европейцев первый путеводитель по Закавказью, Аббат Иосиф Делапорт, немецкий ученый Ритцель, Пушкин и Лермонтов.

Особое внимание стоит отметить красоту грузинских женщин. Их красота пленила византийских императоров, шахов и султанов. Например, мать султана Абдул-Меджида была прежде грузинской невольницей, «даже благородную осанку и красивое лицо основателя Трапезондской империи историки готовы объяснить происхождением великих Комненов от грузинских предков», мать светила православной церкви Афанасия Великого тоже была грузинкой.

Супругой последнего византийского императора Константина Палеолога должна была стать дочь царя Георгия XVIII, если бы не окончательное падение Константинополя в 1453 году.

Путешественник и писатель Швейгер-Лерхенфельд пишет:

«… Впрочем, грузинки, проданные в рабство, совсем не были так несчастны, как это обыкновенно у нас думается. В сущности, перемена в их положении могла назваться блестящей, ослепительной. Грузинки гораздо интеллигентнее черкешенок, властолюбивее и искуснее в интригах; поэтому они не только быстро осваивались с новою участию, но и умели добиваться решительно полной власти в гаремах магометанских вельмож.»

и, напоследок:

„Со времен Шах-Аббаса I, — повествует покойный проф. Паткапов, у персидских шахов вошло в обыкновение окружать себя грузинской дружиною и поручать грузинским князьям важные должности главнокомандующего, диванбега, испаганского „таруги“ и ханов в отдельных провинциях. В эпоху Сефидов большая часть грузин, высшего сословия перебывала в Персии, — в Канда­гаре, Хорасане, оставаясь в этих странах временно или навсегда. Число их в Персии за это время было так велико (мы разумеем также грузинок в гаремах шаха и вельмож), что они имели значительное влияние на расовое видоизменение персиян высших сословий“.

Чтобы познакомиться с представителями разных регионов и узнать что-то интересное о стране, смело выбирайте местного жителя с их авторскими экскурсиям в

Вперед, в демократическое будущее, в средневековое царство

В недавнем историческом прошлом образ грузин был для советских людей вполне определенным. В их глазах типичными грузинами были герои одноименных фильмов "Отец солдата" и "Мимино". Грузинские торговцы фруктами царствовали на рынках по всему СССР, сорили деньгами в ресторанах и вообще были известны как кутилы и прожигатели жизни. У прочих, не слишком благоденствовавших в советские времена национальностей, сложилось стойкое представление, что грузин может быть только богатым или очень богатым, а уж бедным – точно никогда.

В настоящее время от прежнего этнического стереотипа не осталось ничего. Среди последних прозвучавших эпитетов можно назвать следующие: политические хулиганы, клоуны, психопаты, коррупционеры, заокеанские политические марионетки...

Вполне очевидно, что грузины, как и все народы бывшего СССР, больше не являются частью единой исторической общности и окончательно перестали быть "социалистической нацией". Что же осталось после того, как коммунистическое иго и "русское имперское ярмо" окончательно сброшено? А после этого обнаружилось, что несмотря на ярко выраженное и господствующее у грузин национальное самосознание, процесс национальной консолидации грузинской нации еще очень далек от завершения.

Общая численность грузин составляет более четырех миллионов человек, но к настоящему времени из независимой Грузии уехало по разным подсчетам от одного до полутора миллионов. Подавляющее большинство этих людей относятся к молодому и среднему возрасту, имеют хорошее образование, многие из них являются признанными корифеями в медицине, искусствах и многих областях научного знания. Почему же энергичная и предприимчивая часть грузин оказалась в столь нелюбимой тбилисской политической элитой авторитарной России, а не в родном, истинно демократическом Сакартвело?

И вообще, кто такие грузины?

Под общим названием "грузины" объединено более 20 субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы (подобно чехам или сербам по отношению к русским). Поэтому является вполне обоснованным мнение тех ученых, которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин "грузины", а самоназвание "картвелы", которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы грузин Восточной Грузии, мегрелов и сванов.

Невысокий уровень консолидации грузинской нации объясняется тем, что как справедливо констатирует историк и политический деятель постсоветской Грузии Г.Мамулия, грузинская нация начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII веке, после того, как "находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII века) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи".

Нынешние тбилисские правители этот факт не признают и пытаются представить российский период грузинской истории в качестве тяжелейшего испытания. Подобные заявления свидетельствуют не столько о незнании собственной истории, сколько о воинствующей русофобии.

…К моменту включения в состав Российской империи население современной Грузии отличалось чрезвычайной дробностью. Историческая Восточная Грузия была населена многочисленными субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского языка. Сформировавшееся после присоединения к России грузинское просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а затем разночинно-интеллигентское) имело целью духовное возрождение собственного народа, преодоление культурно-языковой раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником вдохновения грузинского национального движения (движение "Тергдалеули", Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало богатое историческое прошлое, особенно времена существования так называемой "идеальной Грузии" – средневекового Грузинского царства X-XIII веков.

Заново переосмысливаемые с точки зрения современных реальностей, приобрели в постсоветской Грузии настолько важное значение, что необходимо хотя бы вкратце остановиться на средневековой истории. Как ни парадоксально, единое Грузинское (точнее, Абхазо-Грузинское) царство появилось благодаря не грузинам, а абхазам. В VIII веке абхазские феодальные княжества были объединены в составе единого Абхазского царства, которое при поддержке хазар вышло из-под контроля Византии, а затем начало экспансию в юго-восточном направлении. После того, как в его состав была включена вся Западная Грузия, в Кутаиси была перенесена столица Абхазского царства. В Х веке династия абхазских царей прервалась, и престол перешел к Баграту III (грузину по отцу и абхазу по матери).

Династия Багратиони продолжила политику территориальной экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХIII веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось, воцарилась феодальная междоусобица, и страна на многие века оказалась в том самом "тупике социального развития", о котором пишет Г.Мамулия. Этот период закончился лишь с приходом в Закавказье России, после которого в Грузии, огражденной от внешних нашествий русскими штыками, начался период национального возрождения.

Почему же события средневековья приобрели актуальность в современных условиях? Дело в том, что разделенное на бесчисленные группы и течения грузинское национальное движение XIX-XX веков было едино в определении границ "исторически принадлежавшей грузинам территории": ими стали именно границы "идеальной Грузии" –Абхазо-Грузинского царства периода его максимального расцвета.

Согласно официальной грузинской версии, летописцы уже в Х веке под названием "Картли" подразумевали всю Грузию, обширную страну, где христианское богослужение велось на грузинском языке. На протяжении многих поколений в грузинских школах именно границами "идеальной Грузии" определяются "исконные грузинские земли", именно эти границы являются справедливыми на уровне современного грузинского массового сознания.

Порочность данного подхода заключалась в том, что данное средневековое царство изначально было многонациональным, что, в частности, было закреплено и в названиях его правителей: "царь абхазов, картвелов, эгров, кахов…". Поэтому уже в середине ХХ века трактовка вопроса о том, кто на территории Грузии является "хозяином", а кто "гостем", стала предметом острой дискуссии, способствовала ухудшению отношений между грузинами и этническими меньшинствами.

Наряду с объявлением меньшинств "гостями на исконных грузинских землях", грузинская общественно-политическая мысль изначально включила мегрелов и сванов в состав единой грузинской нации и отказалась признавать за ними право на собственное национальное существование. Проиллюстрируем значение и суть этого судьбоносного для грузинской нации положения на примере славян. Как известно, чехи, сербы, поляки и другие народы являются славянами, имеют общих исторических предков и языковое родство, но никому не придет в голову провозглашать их русскими.

…Первая попытка осуществить на практике права грузин на "свои исторические земли" была предпринята после распада Российской империи, в период существования независимой Грузинской республики. Но власти страны, стремившиеся добиться национальной консолидации грузин в максимально сжатые сроки, проводили по отношению к этническим меньшинствам откровенно шовинистическую политику. Вот как характеризовал эту политику очевидец: "в Грузии усиленно культивируется национализм в очень диких формах. В Учредительном собрании армянам не разрешают говорить по-армянски. Резкая борьба против стремления Аджарии к автономии. Осетинов страшно преследуют и выселяют. Сильная национальная борьба идет в Абхазии."

Как и в прошлом, в настоящее время грузины и национальные меньшинства страны имеют собственные версии своей истории. К примеру, отношения между абхазами и грузинами оценивается с диаметрально противоположных позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа – массовые аресты, истребление интеллигенции и значительной части крестьянства, запрет говорить на родном языке и т.п. – с союзными руководителями грузинского происхождения (Сталин, Берия и другие) и политикой республиканского руководства, которые совместно проводили политику насильственной грузинизации населения. Грузинская сторона связывает все проблемы в отношениях между двумя народами с политикой союзного руководства, которое во имя "господства Москвы" сознательно разъединяло и противопоставляло братские народы. Как показывают социологические исследования, в настоящее время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского населения.

Подобные взаимоисключающие взгляды отражают одно принципиально важное явление. В течение всего советского периода важнейшей задачей руководства Грузинской ССР (как и их предшественников в 1918-1921 гг. и последователей в постсоветские времена) было достижение национальной консолидации грузин в максимально короткие исторические сроки. В период правления Сталина эта задача решалась откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные картвелам, были объявлены "грузинскими племенами" и должны были быть насильно грузинизированы.

Сегодня политика государственного строительства Грузии вновь строится на основе жесткого унитаризма, на дискриминации и подавлении меньшинств. Конституция 1995 года провозгласила Грузию федеративным государством, но это осталось чисто пропагандистским шагом; условием начала рассмотрения всех связанных с федерацией вопросов было объявлено "восстановление территориальной целостности Грузии".

Таким образом, глубокий кризис государственности в нынешней Грузии во многом предопределен принципиальной невозможностью осуществить избранную еще в XIX веке стратегию строительства грузинской нации и грузинского государства.

Процесс формирования грузинской нации может быть облегчен и значительно ускорен только в случае признания за мегрелами и сванами права на национальное существование. Но эта идея, похоже, совершенно неприемлема не только для политической элиты, но и для большинства современных грузин.

По материалам "Новой политики"