Кто такая белла ахмадулина. Семья Беллы Ахмадулиной. Сокровище русской поэзии

Ахмадулина Белла (полное имя Изабелла Ахатовна Ахмадулина), крупнейший лирический поэт советского и постсоветского периода, родилась в Москве 10 апреля 1937 года в интеллигентной семье. Отец, Ахмадулин Ахат Валеевич, был заместителем министра, а мать, Надежда Макаровна Ахмадулина, работала переводчицей. Девочка росла в творческой атмосфере, в доме часто бывали известные писатели и поэты, и маленькая Белла с недетским интересом слушала разговоры взрослых об искусстве, театральных премьерах, новых книгах, обо всем, чем жила Москва в пятидесятых годах прошлого века.

Будущая поэтесса

Поэтический дар у Беллы Ахмадулиной проявился еще в детстве, она с легкостью рифмовала все, что приходило ей в голову, а в 12 лет девочка принялась записывать свои стихи в тетрадку. Когда ей исполнилось 15 лет, стихи юной поэтессы прочел известный литературный критик Д. Быков. По его образному выражению, Белла "нащупала свою манеру стихотворчества".

После окончания школы Белла Ахмадулина, биография которой открыла тогда свою главную страницу, подала документы на факультет журналистики, но экзамен провалила. В ответ на вопрос о содержании передовой статьи последнего выпуска "Комсомольской правды" Белла пожала плечами и заявила, что газету не читает.

Звания Ахмадулиной

Жизнь Беллы Ахмадулиной была наполнена русской поэзией до краев, она выпустила множество сборников, которые читала вся страна, была членом Союза писателей РФ, участвовала в работе Русского ПЕН-центра под председательством Андрея Битова, в котором Ахмадулина была в должности вице-президента совместно с Андреем Вознесенским. Также поэтесса являлась членом общественного комитета при Музее имени А.С. Пушкина на Пречистенке. Была Почетным членом Американской академии по литературе и искусству. Является лауреатом Государственной премии РФ, а также Государственной премии Советского Союза.

Поэтесса и цензоры

Признанной поэтессой Ахмадулина Белла стала еще до окончания Литературного института (диплом она получила в 1960 году). В 18-тилетнем возрасте Белла активно участвовала в протестном движении за справедливость, ее, как и многих советских писателей и поэтов, не устраивала жесткая цензура Комитета по печати. В 1957 году Ахмадулину раскритиковали в "Комсомольской правде", на что она ответила новыми стихами. Началась конфронтация с литературными чиновниками, партийными структурами и ректоратом института, в котором училась Белла. А когда она во всеуслышание отказалась от участия в травле Бориса Пастернака, ее исключили из Литературного института (формальным поводом стал не сданный зачет по марксизму-ленинизму). Однако вскоре Ахмадулину восстановили, так как инцидент грозил выйти на международный уровень.

Сокровище русской поэзии

За год до окончания института, в 1959 году, поэтесса написала свое первое, принесшее ей мировую известность, стихотворение "По улице моей который год...". После первого успеха Ахмадулина Белла продолжала работать как обычно, создавая настоящие шедевры. Поэтесса придерживалась старомодного стиля в своих стихах, хотя темы раскрывала самые современные. Стихи Беллы Ахмадулиной яркие, запоминающиеся, пронзительные, как сказал Иосиф Бродский, Белла - "сокровище русской поэзии".

Ахмадулина не признавала слово "поэтесса", требовала, чтобы ее называли "поэт". Когда "поэт" Белла Ахмадулина побывала в Грузии, в 1970 году, она полюбила эту страну, уезжая, оставила в Тбилиси часть своей души. Позже, уже будучи известной переводчицей, переводила на русский произведения Ираклия Абашидзе, Галактиона Табидзе, поэта-романтика XIX века Николая Бараташвили.

Поэтесса писала и в прозе, ее перу принадлежит цикл эссе о поэтах-современниках, а также о Пушкине и о Лермонтове. Творчество Беллы Ахмадулиной было отражено в бестселлере "Автограф века", 2006 года, в нем ей посвящена целая глава. А за границей поэтессе посвящались тома литературных исследований.

Стиль Ахмадулиной

Стихи Беллы Ахмадулиной изобилуют метафорами, которые, подобно бриллиантовой россыпи, украшают и облагораживают строки. Самое обычное повествование поэтесса переводит в причудливое переплетение аллегорий, и фразы приобретают оттенок архаичности, а простые словосочетания становятся перлами изящной стилистики. Такова Белла Ахмадулина, поэт.

Белла входила в кружок "шестидесятников", она вращалась среди самых известных поэтов того времени: Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского. Их выступления в Московском университете, Политехническом музее, Лужниках собирали огромные аудитории. В то время люди были не просто открыты новым впечатлениям, они были "распахнуты" для свежего ветра перемен, ждали изменений к лучшему, надеялись. Поэтому стихи поэтов и не в последнюю очередь Беллы Ахмадулиной становились подспудной критикой тоталитарного строя.

Публичные выступления

Белла Ахмадулина, биографиякоторой вызывала вопросы у партийных руководителей, стала первой советской поэтессой, которая говорила о простых вещах высоким поэтическим слогом. Ее выступления на сцене становились импровизацией мастера. Непередаваемая манера чтения, доверительные интонации, артистизм Беллы действовали на публику завораживающе. В зале стояла звенящая тишина, и только проникновенный голос поэтессы читал стихи, написанные высоким "штилем", который, тем не менее, понимали все. Напряжение было полуобморочным, позже Белла говорила: "...словно иду по острию каната..."

Выбор

Белла инстинктивно отстранялась от обыденности, бежала от современности, искала уединения в своем творчестве. Первый сборник поэтессы, под названием "Струна", вышел в 1962 году. В книге просматривается желание Ахмадулиной найти себя в русской поэзии. Она напряжена, дорог много, но хочется обрести единственно верный, свой путь. И Белла его нашла, именно в середине 60-х она перестала быть "витязем на распутье", и тогда сформировался тот высокий поэтический стиль, манера и музыка стиха, отличающие все творчество Беллы Ахмадулиной.

Возвышенная лирика, точность метафоры, свобода в построении стиха - все это стало "поэзией Ахмадулиной". В ее творчестве прослеживается одна интересная особенность: поэтесса общается с душой предмета. Дождь, деревья в саду, свеча на столе, чей-то портрет - все имеет душевные признаки в поэзии Беллы Ахмадулиной. Чувствуется ее стремление дать имя предмету и вступить с ним в диалог.

Прошлое и настоящее в творчестве Ахмадулиной

Стихотворения Беллы Ахмадулиной как бы ведут игру со временем, поэтесса пытается подчинить себе пространство, уходит мыслями в XIX столетие, эпоху рыцарства и благородства, аристократизма и великодушия. Там, в прошлом, Белла находит свое место, живет утраченными ценностями и жаждет вернуть их в свою современность. Пример тому - "Приключение в антикварном магазине", "Дачный роман", "Моя родословная".

Всю свою жизнь Белла Ахмадулина следовала принципу "дружественности", ей было важно "воздать благодарение", воспеть самую малость, ибо не существует этой малости - все велико. Поэтому Белла Ахмадулина о любви говорила так, словно ее слышал любовник, а на самом деле она обращалась к прохожему, читателю или самому обыкновенному человеку. Ее лирика пронизана участием, состраданием и любовью к несчастным людям, убогим, сирым существам в человеческом обличье.

Поэтесса Ахмадулина испытывала на себе действие критики по двум направлениям: официальной, которая ставила ей в вину манерность и трюкачество, и критики либеральной, допускающей "художества" в стихотворчестве. И те и другие доброхоты были порождением системы, и Белла их игнорировала. Вместе с тем поэтесса никогда не писала стихов на темы, имеющие общественное значение и социальный подтекст. Ее лирика была лиричной и никак не иначе, хотя лиричной можно было сделать ткачиху или доярку. И сделала бы, если б не соцсоревнование между ними, на котором настаивали партийные органы.

Личная жизнь

О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут. Мужчины чувствовали ее недосягаемость, и это только разжигало страсть. Первым законным мужем Беллы был с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года.

Вторым супругом поэтессы стал писатель. Влюбленность Нагибина была такой, что во время выступления Беллы на сцене он не мог сидеть, вставал у стены и держался, чтобы не упасть от необъяснимой слабости в ногах. В то время Белла была на пике своей экстравагантности. "Ангел, красавица, богиня", - так отзывалась о своей подруге Ахмадулиной. Брак с Нагибиным продолжался восемь лет. Прощание было болезненным, Белла даже написала стихи по этому поводу.

Были у Ахмадулиной и романы, она встречалась с Василием Шукшиным, даже снялась в его фильме "Живет такой парень", сыграв журналистку. Какое-то время жила с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя Кайсына Кулиева. Брак был гражданским, но тем не менее у пары в 1973 году родилась дочь Лиза.

Затем, в 1974 году, Белла встретила театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем, с ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет. Как-то так само собой получилось, что практичный Борис Мессерер взялся вести дела рассеянной супруги. Он приводил в порядок ее стихи, написанные на чем попало, в том числе и на салфетках. Белла была благодарна мужу за это. Жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной оказались под надежной защитой. Супруг поэтессы охранял сокровище и свое, и всей русской земли.

Смерть Ахмадулиной

В октябре 2010 года Ахмадулина Белла почувствовала себя плохо, обострилось онкологическое заболевание. Поэтессу госпитализировали в Боткинскую больницу, где она была прооперирована. Наступило улучшение, и Ахмадулину выписали домой. Однако через четыре дня она скончалась.

Отпевание прошло в храме Святых Козьмы и Дамиана, в присутствии родных и близких. Затем в Центральном Доме литераторов с поэтессой простились все те, кого она при жизни называла "досточтимые мои читатели", а это многие тысячи людей. Похоронили Беллу Ахмадулину на Новодевичьем кладбище.

10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино


тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века.
Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Она никогда не называет себя поэтессой, только — поэтом. Одна из самых ярких представительниц поколения "шестидесятников", она собирала на свои выступления огромные залы… Она выступала в Политехническом, на стадионах, площадях. Публику покоряли ее узнаваемый голос, неподражаемая манера чтения стихов и какой-то воздушный и нездешний облик. И, конечно же, сами стихи - лиричные и психологичные.

Все это — о поэтессе Белле Ахмадулиной, сумевшей создать в своих стихах особый женский внутренний мир, где каждая мелочь имеет огромное значение, а самые обыденные ситуации приобретают зыбкость и ирреальность.

Белла Ахатовна родилась 10 апреля 1937 года в Москве, на Варварке.
Семья Беллы принадлежала к советской элите. Ее отец Ахат Валеевич был крупным таможенным начальником, а мать Надежда Макаровна - майором КГБ и переводчиком. Сочетание кровей девочка получила экзотическое: по линии матери в роду были обосновавшиеся в России итальянцы, а по отцовской линии — татары.

Родители целыми днями были заняты на работе, и воспитывала будущую поэтессу в основном бабушка. Она обожала животных, и вдвоем с внучкой они подбирали бездомных собак и кошек… Позже, Белла будет заниматься этим всю жизнь, передав любовь к животным двум свои дочерям — Ане и Лизе. "Я полностью солидарна с Анастасией Ивановной Цветаевой, которая говорила: "Слово "собака" пишу большими буквами", — сказала как-то она.

Будущая поэтесса долго не говорила, а потом расцвели тюльпаны. И малышка произнесла: "Я такого не видела никогда"… Первые стихи она начала писать еще в школе. Уже в 1955 году ее произведения были опубликованы в журнале "Октябрь". Некоторые критики называли ее стихи "неактуальными", говорящими о вещах банальных и пошлых. Тем не менее, молодая поэтесса сразу завоевала у читателей большую популярность.

В 1960 году она закончила Литературный институт имени Горького, о своем пребывании в стенах которого отзывалась так: "Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Моя юность как раз пришла на то время, когда травле подвергался Пастернак, и я видела, что потом происходило в душах тех людей, которые приняли в ней участие. Они медленно изнутри самоуничтожались. Я поняла, что жизнь - это отчасти попытка отстоять суверенность души:
не поддаться ни соблазнам, ни угрозам".

Вот так разбивали сердца


Вечер в политехническом
Поэтический фрагмент фильма Марлена Хуциева Застава Ильича (или Мне двадцать лет, 1964 год). Стихи читают Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Борис Слуцкий, Белла Ахмадулина, поёт Булат Окуджава.

"Стихотворения чудный театр..."


Такая позиция не прошла молодой поэтессе даром. В 1959 году ее исключили из института за отказ участвовать в травле Пастернака. Впрочем, через год Ахмадулину восстановили.

Позже она всегда будет идти против течения: писать письма главе КГБ Андропову с просьбой облегчить участь Параджанова, сидевшего в тюрьме, подписывать петиции в защиту попавших в опалу Синявского и Даниэля, ездить в ссылку к академику Сахарову…

"Я никогда не боялась за себя, - сказала как-то поэтесса. - Но мне знаком страх за товарищей". А поэтически выразит это так: "Свирепей дружбы нет любви!"

Вскоре после окончания института она выпустила свой первый сборник "Струна". Тогда, оценивая ее дебют, поэт Павел Антокольский написал в посвященном ей стихотворении: "Здравствуй, Чудо по имени Белла!".

А потом будут сборники "Метель" и "Уроки музыки", "Сад" и "Свеча", "Сны о Грузии" и "Тайна", "Шум тишины" и "Гряда камней", "Самые мои стихи" и "Звук указующий", "Однажды в декабре" и "Созерцание стеклянного шарика"… всего и не перечислишь. Ахмадулина делала и великолепные поэтические переводы: с грузинского, армянского, абхазского, английского, французского, итальянского, польского, чешского, сербскохорватского…

1962 год

Многие запомнили ее роль журналистки в фильме 1964 года "Живет такой парень". Кино впоследствии еще не раз всплывет в ее жизни. В частности, в виде чудесных песен на стихи Ахмадулиной: "А напоследок я скажу..." или "По улице моей", прозвучавших в столь же прекрасных отечественных фильмах "Жестокий романс" и "Ирония судьбы или с легким паром!".

Одна из дочерей поэтессы — Елизавета — продолжила дело мамы и пишет книги. Анна тоже натура творческая — она модельер.

Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. О своей прошлой личной жизни поэтесса распространяться не любила "Любовь и есть отсутствие былого", - написала она как-то в одном из стихотворений…

Однако ее бывшие мужья, на всю жизнь сохранившие восхищение Беллой, сами рассказали о былых отношениях в своих дневниках и воспоминаниях.

Первым мужем Ахмадулиной стал.Евгений Евтушенко. С ним она познакомилась еще в Литинтституте. "Мы часто ссорились, но быстро и мирились. Мы любили и друг друга, и стихи друг друга. Взявшись за руки, мы часами бродили по Москве, и я забегал вперед и заглядывал в ее бахчисарайские глаза, потому что сбоку была видна только одна щека, только один глаз, а мне не хотелось потерять ни кусочка любимого и потому самого прекрасного в мире лица. Прохожие оглядывались, ибо мы были похожи на то, что им самим не удалось..." - вспоминал позже поэт. Этот брак продлился три года...

Вторым мужем Ахмадулиной стал писатель Юрий Нагибин. "Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряженным, ломким голосом и любимое лицо ее горело. Я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я — для нее одной", — писал Нагибин.

В то время Ахмадулина, по воспоминаниям поэтессы Риммы Казаковой, была особенно экстравагантна: в обязательной вуалетке, с мушкой на щеке "Она была красавица, богиня, ангел", — говорит Казакова об Ахмадулиной.

Ахмадулина и Нагибин прожили вместе восемь лет… Их расставание поэтесса отметит строками: "Прощай! Но сколько книг, дерев нам вверили свою сохранность, чтоб нашего прощанья гнев поверг их в смерть и бездыханность. Прощай! Мы, стало быть, — из них, кто губит души книг и леса. Претерпим гибель нас двоих без жалости и интереса".

С нынешним мужем — известным художником и скульптором Борисом Мессерером — они жили вместе более тридцати лет. Познакомились, выгуливая своих собачек, и это была любовь с первого взгляда. До их женитьбы Мессерер даже не был толком знаком с ее поэзией…

Его сразу же поразило, как легко Ахмадулина раздаривает свои произведения. И он занялся сбором этих разрозненных стихотворений — написанных порой на салфетках, на тетрадных листках… В итоге поисков Мессерера был издан целый четырехтомник.

Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем. Борис взял на себя задачу опекать и покровительствовать и справляется с этой задачей уже многие годы. "Я рассеянный человек, - говорила о себе поэтесса. - Житейские затруднения для меня совершенно непреодолимы".

И если во время выступления она забывала строчку, муж тотчас же подсказывал. В одном из своих стихотворений она сказала о нем: "О, поводырь моей повадки робкой"… И к этому нечего добавить.

Екатерина Щеглова

"Мои товарищи"
— Пока! — товарищи прощаются со мной.
— Пока! — я говорю. — Не забывайте! —
Я говорю: — Почаще здесь бывайте! —
пока товарищи прощаются со мной.

Мои товарищи по лестнице идут,
и подымаются их голоса обратно.
Им надо долго ехать—до Арбата,
до набережной, где их дома ждут.

Я здесь живу. И памятны давно
мне все приметы этой обстановки.
Мои товарищи стоят на остановке,
и долго я смотрю на них в окно.

Им летний дождик брызжет на плащи,
и что-то занимается другое.
Закрыв окно, я говорю:
— О горе, входи сюда, бесчинствуй и пляши!

Мои товарищи уехали домой,
они сидели здесь и говорили,
еще восходит над столом дымок
— это мои товарищи курили.

Но вот приходит человек иной.
Лицо его покойно и довольно.
И я смотрю и говорю: — Довольно!
Мои товарищи так хороши собой!

Он улыбается: — Я уважаю их.
Но вряд ли им удастся отличиться.
— О, им еще удастся отличиться
от всех постылых подвигов твоих.

Удачам все завидуют твоим —
и это тоже важное искусство,
и все-таки другое есть Искусство,
— мои товарищи, оно открыто им.

И снова я прощаюсь: — Ну, всего
хорошего, во всем тебе удачи!
Моим товарищам не надобно удачи!
Мои товарищи добьются своего!

Борис Мессерер. Монолог... 1. Белла Ахмадулина

Монолог свободного художника. Фильм 1. Монолог к жене Белле. Далекое воспоминание о случайной встрече в детстве, в эвакуации... Все случилось гораздо позже, когда за плечами у обоих были и браки, и победы... Культура, 2013

Белла Ахмадулина. Монолог (2007)



Дуэт Белла Ахмадулина и Леонид Куравлев в фильме "Живет такой парень". 1964. Режиссер Василий Шукшин.


Белла Ахмадулина и Микаэл Таривердиев -
"По улице моей" (1993)

Друзья называли Беллу "Жанна д"Арк чистых помыслов". Голос, красота и неподкупность были неотъемлемой частью её творчества. Знаменитая мастерская сценографа и театрального художника Бориса Мессерера, мужа поэтессы, "Поварская, 20" - неформальная академия искусств, союз литературы, живописи и музыки. Не случайно именно здесь в конце 70-х годов создавался литературный альманах "Метрополь" - один из первых неподцензурных сборников в СССР, в выпуске которого принимали участие Василий Аксёнов, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина,
Владимир Высоцкий, Виктор Ерофеев.

Собравшиеся в мастерской друзья Беллы поделятся воспоминаниями о ней.

Лауреат государственной премии Российской Федерации, почётный член Американской Академии искусств и литературы, советская и российская поэтесса Бэлла Ахмадулина была одним из самых ярких и значительных мастеров поэзии второй половины ХХ века. В её творчестве, лирике и философии её произведений и – даже в облике и поведении, очень явственно чувствовалась преемственность традиций лучших поэтов прошлого, особенно – поэтов Серебряного века. Она прожила полную творческих свершений и человеческих метаний жизнь и умерла, на своей даче в Переделкино на 74-м году жизни. Причиной смерти Бэллы Ахмадулиной стала болезнь сердца.

Она родилась в 1937 году в Москве. Её отец, татарин по национальности, был ветераном Великой Отечественной войны, а потом занимал важный пост в государственной таможенной службе. Мать –русская, с итальянскими корнями, работала переводчицей в органах КГБ. Девочка провела войну в эвакуации, в Казани. Бэлла с детства писала стихи и первым, кто нашёл в ней поэта, был Павел Антокольский. Родители мечтали видеть свою дочь журналистом. Но она провалила экзамены в институт и стала работать в газете «Метростроевец», где печатала свои стихи. В 1956 году она поступила в литературный институт, но была отчислена из него за отказ подписывать письмо, осуждающее Бориса Пастернака, получившего Нобелевскую премию.

Бэлла уехала в Сибирь, где стала сотрудницей Литературной газеты в Иркутске. Её стихи, рассказы и очерки о сибиряках были хороши и главный редактор издания посодействовал восстановлению талантливой девушки в институте. Ахмадулина окончила его в 1960 году. Первый сборник стихов Бэллы «Струна» сделал её известной и она была принята в круг поэтов: Вознесенский, Рождественский, Евтушенко стали её друзьями. Один за другим выходили сборники Ахмадулиной: в 1969 году – «Уроки музыки», в 1974-м – «Стихи», в 1977-м – «Метель» и «Свеча». Она стала первым современным поэтом, вернувшимся к старинной традиции высокого слога, возвышенности и глубинной образности.

Её часто упрекали в индивидуализме и манерности, в сложности стиля и образов, но многие – любили. Кто-то относился со снисхождением. Очень необычная и обаятельная внешне, Ахмадулина привлекла к себе внимание кинематографистов. Она снималась в 3 фильмах: в комедии Василия Шукшина «Живёт такой парень», в документальной киноленте Элема Климова «Спорт, спорт, спорт» и в драме «Ключ без права передачи» — камео. Камера любила её необыкновенно одухотворённое лицо и своеобразную манеру вести себя.

Ахмадулина несколько раз была замужем, но в браке ей не везло: сказывались её отстранённость от жизни, непрактичность и «творческий эгоизм», склонность к рискованным знакомствам и экспериментам. Она недолго была женой Евгения Евтушенко, потом развелась с Юрием Нагибиным и удочерила девочку, после чего родила ещё одну в гражданском браке с Эльдаром Кулиевым. Только её последний брак с театральным художником Борисом Мессером оказался удачным: они прожили вместе более 30 лет. Последние годы жизни Бэлла Ахатовна болела и почти ослепла перед смертью. Она перестала писать и общалась только с мужем и дочерями Анной и Лизой. По слухам, её очень подкосила смерть старого друга и недолгого– ещё в юности – возлюбленного, Андрея Вознесенского в июне 2010 года.

Она слегла после его похорон и была госпитализирована в Боткинскую больницу. Курс лечения не дал ожидаемых результатов и врачи решились на операцию, которую Ахмадулина перенесла неожиданно легко. Ей даже стало лучше и, пролежав недолго дней в реанимации и палате, она была выписана. Но через 4 дня после выхода их больницы, Бэлла Ахатовна внезапно скончалась на руках у родных. Известие о её смерти потрясло многих, но большинство поклонников поэтессы не только не успели с ней проститься, но даже не знали, как и почему умерла Бэлла Ахмадулина, а её уже похоронили в тот же день, на Новодевичьем кладбище Москвы, скромно и тихо, без пафоса и громких речей. Вернее всего, такова была последняя воля этой хрупкой и, одновременно, твёрдой как сталь женщины, которую Антокольский однажды приветствовал в стихах: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»…

1112 Просмотров

Ахмадулина Белла Ахатовна, (р. 1937) русская советская поэтесса

Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахматовна родилась 10 апреля 1937 г. Окончила московскую школу. Писать стихи начала еще в школьные годы. В 1960 г. окончила Литературный институт. Первый сборник стихотворений молодой поэтессы «Струна», изданный в 1962 г., привлек внимание любителей и знатоков поэзии. Затем последовали поэтические сборники «Озноб» (1968 г.), «Уроки музыки» (1969 г.), «Стихи» (1975 г.), «Метель» (1977 г.).

Евгений Евтушенко писал о ней: «Родилась в Москве. В числе предков с материнской стороны – итальянцы, осевшие в России, и среди них революционер Стопани, чьим именем был назван переулок в Москве. С отцовской стороны – татары. Когда в 1955 году первые стихи Ахмадулиной появились в журнале «Октябрь», сразу стало понятно, что пришел настоящий поэт. Поступив в этом же году в Литинститут, она была там королевой, и в нее были влюблены все молодые поэты, включая и составителя этой антологии, который стал ее первым мужем. Ее талантом восхищались и поэты старшего поколения – Антокольский, Светлов, Луговской. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других, попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Еосударственная премия СССР. Ахмадулина – почетный член американской Академии искусств».

В начале 1980-х на приеме в честь советских писателей, прилетевших в Америку, президент США Рональд Рейган спросил ее, кто из ныне живущих в России поэтов лучший, она ответила: «Наш лучший живет у вас – Иосиф Бродский».

Она всегда делала то, что нельзя было делать в советское время: печаталась в запрещенных журналах, просила Андропова облегчить участь сидевшего за решеткой режиссера Параджанова, отказывалась осуждать Пастернака, вступалась за Солженицына, ездила в ссылку к Сахарову…
Евтушенко писал: «.когда вижу ее, мне хочется плакать».

Поэтесса Римма Казакова говорила об Ахмадулиной: «Она была богиня, ангел».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «сокровищем русской поэзии», а представляя на страницах журнала Vogue американскому читателю, сравнивал ее поэзию с розой: «.сказанное подразумевает не благоухание, не цвет, но плотность лепестков и их закрученное, упругое распускание.».

Борис Асафович Мессерер – муж Беллы Ахмадулиной – говорил о ней: «Мне больше всего нравится образ Беллы теперешней. Все возрасты замечательны в человеке, мы любуемся друг другом во все времена, но я очень люблю ее сегодняшний расцвет».

Белла была исключительным человеком и поэтом. Она и сама была произведением искусства.
Зоя Богуславская, вдова поэта Андрея Вознесенского

Я помню ее совсем юной на литературных вечерах, как она, вскидывая голову, читала свои стихи. В них было столько музыки, столько вдохновения, обаяния и женской души. Это было явление, равное по уровню Анне Ахматовой и Марине Цветаевой.
Андрей Дементьев, поэт

(род. в 1937 г.) русский поэт

Своим многолетним служением единственной на всю жизнь музе поэзии Белла Ахмадулина по праву заслужила звание первой дамы российской поэзии. Даже обычно сдержанные на похвалу люди пишут и говорят о ней в превосходной степени: «Белла Ахмадулина в одном лице и красавица, и поэт. Это такой редкий цветок России».

Почитатели Беллы Ахмадулиной - а их у нее по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье миллионы - несомненно подпишутся и под такими словами о ней: «Единственная из ныне живущих поэтесс, которая могла бы претендовать на трон царицы русской поэзии». Правда, сама Ахмадулина не любит, когда ее называют поэтессой, она считает себя Поэтом и является им.

Предком Беллы был татарин Ахмадулла, сын которого Валлей приходится ей дедом. Сама Белла Ахатовна Ахмадулина родилась в Москве и постоянно живет в этом городе. Очевидно, чувство красоты было заложено в ней от рождения, поскольку заговорила она только тогда, когда увидела цветущие тюльпаны. Девочка произнесла первую внятную фразу: «Я такого не видала никогда». В этих словах было и удивление, и восхищение одновременно. Казалось, что жизнь Беллы Ахмадулиной текла на удивление ровно и гладко. Она еще в юности выделялась среди своих сверстниц талантом и обладала какой-то неземной красотой.

Ахмадулина с детства писала стихи, поэтому естественно, что после школы она поступила в Литературный институт. Писатель В. Войнович, автор знаменитого «Чонкина», вспоминает: «В студенческие годы я специально приходил в Литинститут, чтобы посмотреть на Ахмадулину. Я любовался ею и любил слушать ее голос. Ее стихи такие молодые, как и она сама».

Однако творческий и жизненный путь Ахмадулиной только казался гладким и беспроблемным. Как у всякого большого поэта, он был тернистым. Она никогда не писала стихов о политике и о строителях коммунизма, ее поэзия была лирической, в ней отражались самые сокровенные чувства человеческой души. Поэзия Беллы Ахатовны Ахмадулиной как будто вся пронизана любовью: к человеку, к жизни, к закату, к «лютику золотушному».

И тем не менее стихи Ахмадулиной часто находились под запретом, ее мало публиковали, поэтому ее знал только небольшой круг любителей поэзии, который собирался на поэтических вечерах студентов Литературного института, да друзья-поэты.

Ахмадулина не шла на компромисс со своей совестью и продолжала писать стихи, как умела. Наступивший в 60-е годы период оттепели вывел ее на публику. Вместе с Вознесенским, Евтушенко и другими поэтами она выступала на поэтических вечерах в Политехническом музее, в Лужниках, выезжала в различные города Советского Союза. С тех пор у нее появилось множество почитателей. Ее стихи переписывали и передавали друг другу.

Правда, сама Ахмадулина свою популярность объясняет по-другому: «Никто б меня не знал, - говорит она, - но вдруг появляется фельетон за фельетоном, и в таких популярных журналах, например, в журнале «Крокодил», и с такими интригующими заголовками: «Верхом на розовом коне», то. . . люди заинтересовались в конце концов: да кто же это такая?!»

Впрочем, этот интерес только добавил ей почитателей. Однако Белла Ахмадулина считает, что искусство, в том числе поэзия, не принадлежит народу. Читая свои стихи в больших залах, где собираются разные люди, поэт старается быть понятным. И это губительно для него. Во всяком случае, Ахмадулина ощущает это именно так, поскольку потом ей уже бывает очень трудно писать. Стихи рождаются не для кого-то, поэт пишет их, когда возникает определенное состояние души.

Ахмадулина всегда писала не спеша, дожидаясь именно такого состояния. И не спешила печататься даже тогда, когда это стало возможным. Она всегда относилась к собственному творчеству очень строго, может быть, излишне строго, но такая требовательность делала ее поэзию еще более прекрасной.

В 1997 году, когда Белла Ахмадулина в канун своего юбилея снова поехала по стране с чтением стихов, тысячные залы встречали ее овацией. Она читала новые и старые, всеми любимые стихи 60-х годов. Ахмадулина могла читать подряд все, что она написала за эти годы, поскольку ей и сейчас не стыдно ни за одну из написанных строчек, в отличие от некоторых поэтов, которые лукавили и подыгрывали властям.

Жизнь Белла Ахмадулиной в поэзии многие воспринимают как чудесный миф, созданию которого способствовали и ее стихи, и ее таинственный облик, и ее голос, который заслуживает особого внимания. Он - как будто хрустальный, «лукавящий на каждом «эль», завораживающий.

Хрупкая и нежная Ахмадулина обладает твердым независимым характером и огромной внутренней силой. Лучше всего это знают ее многочисленные друзья. Так, писатель Виктор Ерофеев утверждает: «Если в России есть нравственный хребет, то Белла - его составляющая. Она на себе держит нашу моральную радугу». Его поддерживает Святослав Бэлза: «У Беллы, как в балете, сквозь хрупкость проглядывает огромность таланта и красота души. Но, по-моему, она чересчур истязает свою плоть, отказывается от всего. Зато жар души, мощь духа всегда живут в ней. . . ». Своим другом Ахмадулину считал и Булат Окуджава, который называл ее замечательным русским поэтом и отмечал у нее «удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью».

И в то же время Ахмадулина «реальная, теплая, женственная», которая «всегда душевно расспросит о близких и родных, поинтересуется и посочувствует. Всегда поймет».

Но Белла Ахмадулина может быть и другой. Ее муж Борис Мессерер не скрывает, что характер у Беллы «очень трудный, резкий, переменчивый. Она из породы людей, которые делают все возможное себе во вред».

В числе их близких друзей Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которая доводится Мессереру двоюродной сестрой. Свою жену и выдающуюся балерину Мессерер оценивает одинаково: «Гениально одаренные, безумные женщины! Выходки бывают совершенно сумасшедшие, своенравные. Однажды в Грузии один русский поэт поднял тост за Сталина - так Белла, сидя на другом конце стола, швырнула ему в рожу туфлю. И попала».

Однако Мессерер видит свой долг перед женой в том, чтобы служить ей и ее поэзии. Они вместе уже более 20 лет. Борис Мессерер - потомок знаменитого артистического рода, работает главным художником МХАТа. Он член-корреспондент Академии художеств.

В 1997 году Мессерер принял самое активное участие в подготовке юбилея Беллы Ахмадулиной. Накануне знаменательного события вышло трехтомное собрание ее сочинений. До этого стихи Ахмадулиной выходили отдельными небольшими сборниками, иногда публиковались в газетах и журналах. Составитель томов - Борис Мессерер. В Петербурге вышел сборник «Однажды в декабре», где Ахмадулина предстала эссеистом, автором художественной прозы и воспоминаний о тех, с кем протекала ее жизнь, - эссе о Набокове, о Павле Антокольском, о Высоцком, о Веничке Ерофееве и других.

Белла Ахатовна Ахмадулина не избалована наградами. В 1994 году она наконец стала лауреатом Пушкинской премии, но не российской, а немецкой. Зато на торжественный вечер, посвященный ее юбилею, собралась буквально вся Москва, приехали гости со всей России. Торжества проходили во МХАТе имени А. П. Чехова. Б. Мессерер оформил сцену, а на вечере выполнял роль ведущего. Ахмадулина читала свои стихи, и весь зал стоя аплодировал поэту и поэзии.