Кто написал сказку царь. Царь салтан

Написал сказку А. С. Пушкин. По сюжету сказки происходит женитьба царя Салтана, в результате чего у Царей родился Сын Гвидон, и описываются его приключения и встреча с Царевной Лебедь. Произведение написано в виде стихотворения, благодаря чему очень легко читается. Сюжет сказки интересный и захватывающий. Сказка нравится как маленьким детям, так и взрослым. На основе произведения вышли фильмы и мультфильмы, ставятся спектакли.

А.С. Пушкин написал произведение в 1831 году. А впервые оно вышло в печать в 1832 году в "Стихотворениях" писателя. В основе произведения лежит другая русская народная сказка, а прототипы многих персонажей произведения также можно отыскать в устном народном творчестве. Первая запись для будущей сказки А.Пушкин написал еще в 1922 году.

Герои сказки

  • Царица. Мать Гвидона и жена Царя Салтана. Именно из трех девиц, которые "пряли поздно вечерком" решила родить Богатыря для Царя. Позитивный персонаж сказки. Она честная терпеливая и добрая.
  • Царь Салтан. Отец Царевича Гвидона. Добрый персонаж с мягким характером, довольно добродушный. Главный герой произведения.
  • Царевич Гвидон. Смелый и сильный герой. С помощью целеустремленности достигает своих главных целей. Не боится трудностей. Главный герой сказки. Вокруг его приключений, фактически, построена вся сказка. Сын Царя Салтана.
  • Царевна Лебедь. Была сестрой тридцать трех богатырей. Настоящая волшебница. Мудрая и щедрая. Главная героиня сказки. Встреча Гвидона с волшебницей, - хороший знак в сказке.
  • Тридцать три богатыря и их предводитель, Дядька Черномор.
  • Ткачиха. Сестра Царицы. Считается отрицательным персонажем сказки. Завистливая, обидчивая, злая.
  • Повариха. Вторая сестра Царицы. Негативный персонаж произведения. Обладает ненавистью и жестокостью.
  • Барбариха. Как и Ткачина с Поворихой считается злым, отрицательным персонажем сказки.
  • Белка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Самый интересный положительный персонаж сказки. Существо доброе и волшебное.

Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт и прозаик первой половины 19 века. Автор «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ». Сказка написана в 1831 году. Впоследствии была много раз экранизирована, а также поставлена на сцене в виде оперы и балета.

Сказка написана в стихотворном жанре.

Пушкин создал эту сказку по мотивам народного произведения «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», которое имеет абсолютно идентичный ход сюжета, но совершенно разных персонажей и немного другую концовку. Поэт разбавил и дополнил сюжет по своему усмотрению. Например, в исходной народной сказке отсутствует персонаж царевна Лебедь. Образ царевны Пушкин создал сам, в качестве прототипов используя образы Василисы Премудрой и Софьи Премудрой. Также новым персонажем стала сватья баба Бабариха, которая до того момента не упоминалась в каких-либо сказках и произведениях.

Тема сказки

Основные персонажи произведения:

  • царь Салтан;
  • князь Гвидон - сын Салтана;
  • царевна Лебедь, которую Гвидон спасает от нападения черного коршуна; та, в благодарность, во всем помогает Гвидону.

Сказка начинается с рассказа о трех сестрах. Все они мечтают быть женами царя Салтана и стать царицами. Салтан выбирает ту сестру, которая мечтает родить богатыря для «батюшки-царя». Вскоре царица рождает на свет младенца, царь же в это время находится на войне. Старшие сестры завидуют счастливой сестре и решают расстроить ее судьбу, посылая царю обманное письмо, в котором говорится о том, что «родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку». Разгневанный царь приказывает закрыть царицу с младенцем в бочке и бросить их в море.

Так начинается рассказ о князе Гвидоне. За время, находящееся в бочке, князь вырастает, становится сильным и крепким богатырем. Затем их вместе с царицей выносит на берег острова, где они встречают царевну Лебедь, которая поначалу притворяется белой лебедью и лишь в конце Гвидон узнает, что Лебедь и есть прекрасная царевна.

С того момента, как князь с царицей оказываются на острове, там начинают происходить невообразимые, яркие, сказочные события. О них узнает царь Салтан, который после козней и интриг со стороны завистливых сестер царицы, все-таки приезжает на тот чудесный остров и узнает в Гвидоне своего сына, а в царице жену. Сказка со счастливым концом, царь и царица прощают сестер, после чего описывается пир на весь мир.

Царь Салтан: история персонажа

Царь Салтан – великодушный и наивный правитель, появившийся в сказке . Автор создал образ большого ребенка, топающего ногами, слепо верящего придворной лижи и мечтающего о простом счастье.

История создания

К одной из самых знаменитых своих сказок Александр Пушкин шел несколько лет, набрасывая в тетради заметки для будущего произведения и раздумывая над формой подачи. Писатель даже помышлял о том, чтобы историю о царе Салтане изложить в прозе. В качестве художественного каркаса автор взял народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», добавил рассказы няни Арины Родионовны и былички, подслушанные у простого люда. В томительные годы ссылки в Михайловском лишенный свободы выбирать место жительства поэт много общался с народом – коротал вечера в обществе крестьян и дворовых.

К лету 1831 года Пушкин принял участие в затее , который предложил нескольким писателям попробовать силы в народном творчестве. Александр Сергеевич выставил на «конкурс» «Сказку о царе Салтане», правда, потом снова ее переписал. Первым, кто услышал творение из уст автора, оказался . В 1932 году оно появилось в составе сборника сочинений писателя.

Торжественное и длинное название «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» было выбрано в подражание лубочным повествованиям. Придумывая имя главному герою, Пушкин остроумно переделал двойной титул «царь-султан», получилось колоритное, указывающее на восточные корни, но со славянским оттенком имя.


Критики встретили произведение холодно, среди них нашлись и такие, которые заподозрили, что Пушкин теряет талант. На поэта обрушился шквал обвинений в том, что тот не сумел передать колорит русского фольклора, выдав лишь жалкое подобие народного образца. Только в 20 веке критики начали петь хвалебные оды в адрес произведения.

Сюжет

Однажды царь Салтан подслушивает мечтательный разговор на тему «если б я была царица» трех сестриц, прявших вечерком около окна. Обещание одной девушки особенно понравилось государю, ведь она собралась родить ему богатыря. На радостях Салтан женится на ней, оставшихся двух мечтательниц отправляет служить ко двору и уезжает в дальние страны на войну.


В его отсутствие на свет появился обещанный богатырь – сын Гвидон, но завистливые сестры роженицы хитростью избавились от царицы и ее отпрыска. Гвидона вместе с матерью закрыли в бочке и выбросили в море. Это необычное судно доставило героев к берегам необитаемого острова Буяна, который и стал новым местом жительства. Здесь юноша основал чудесный город, а помогла ему в этом прекрасная лебедь, спасенная Гвидоном от коршуна.

Гвидон, желающий увидеть отца, с помощью побывавших в его владениях купцов зовет царя Салтана в гости. Однако государя больше привлекает весть о чудо-белке, которая грызет золотые и изумрудные орехи и умеет петь. Тогда царевич решает поселить на своем острове это сказочное животное, построив для него хрустальный дом.


Во второй раз царь вновь отказался от приглашения, узнав о тридцати трех богатырях, и тогда морское войско во главе с дядькой появляется на острове Буян.

И в третий раз Гвидону не удалось заманить отца в гости – тот прознал о красавице-царевне Лебеди, которая своим ликом затмевает божий свет. Гвидон настолько проникся новостью, что собрался жениться на девушке. Бросившись за помощью к лебеди, с удивлением обнаружил, что она и есть та самая царевна.


Царь Салтан, наконец, прибыл на остров, где ждала его вся семья – жена, сын и невестка. Пушкин закончил сказку на позитивной ноте – строившие козни женщины прощены, а государь закатил пир на весь мир.

Характеристика царя Салтана

Главный персонаж произведения представлен в комическом ключе. Внешность у героя царская – солидная борода, подобающее одеяние, состоящее из красных сапог и длинного плаща с изящными узорами, вышитого золотом. Однако характер – совсем не самодержца.


Царь Салтан и Бабариха

Царь Салтан, доверчивый, добродушный и справедливый, – идеал царя-батюшки для русского народа. Его легко обманывает окружение, но врожденная способность прощать заставляет героя закрывать на все глаза и жить в мире иллюзий.

- «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ», СССР, Мосфильм, 1966, цв., 87 мин. Сказка. По одноименной сказке А. С. Пушкина. Фильм получил диплом за лучшее музыкальное оформление (Г. Попов) на Всесоюзном кинофестивале 1968 года в Ленинграде. В ролях: Владимир… … Энциклопедия кино

Сказка о царе Салтане (значения) - Сказка о царе Салтане: «Сказка о царе Салтане» сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» опера Н. А. Римского Корсакова (либретто В. И. Бельского; первое исполнение 1900). (подробно) «Сказка о… … Википедия

Сказка о царе Салтане (мультфильм - Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1943) У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Сказка о царе Салтане Тип мультфильма рисованный Режиссёр Татьяна Басманова Валентина Брумберг Зинаида Брумберг … Википедия

Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984) - У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Сказка о царе Салтане Тип мультфильма рисованный Режиссёр Лев Мильчин Иван Иванов Вано Автор сцена … Википедия

Сказка о царе Салтане (фильм) - У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Сказка о царе Салтане … Википедия

Сказка о царе Салтане (опера) - У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Опера Сказка о царе Салтане … Википедия

Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1943) - У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Сказка о царе Салтане Тип мультфильма рисованный Жанр Сказка Режиссёр … Википедия

Сказка о царе Салтане (сказка) - … Википедия

Сказка о царе Салтане (мультфильм) - … Википедия

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди - … Википедия

Книги

  • Сказка о царе Салтане , Пушкин Александр Сергеевич. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сказка А. С. Пушкина в стихах, ставшая основой для художественных фильмов,… Купить за 135 руб
  • Сказка о царе Салтане , Пушкин А.С.. "Сказка о царе Салтане"- сказка в стихах, с нее лучше всего начинать знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина. Сказочный сюжет, в который мастерски вплетены многочисленные персонажи,…

«Ска́зка о царе́ Салта́не, о сы́не его́ сла́вном и могу́чем богатыре́ кня́зе Гвидо́не Салта́новиче и о прекра́сной царе́вне Ле́беди» (укороченный вариант названия - «Сказка о царе Салтане» ) - сказка в стихах А. С. Пушкина . Создана в 1831 году, а впервые издана через год.

Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой , но впоследствии отказался от этой идеи . «Сказка о царе Салтане» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии.

Сюжет

Одним поздним вечером три сестры пряли. Разговаривая меж собой, они мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей. Первая из них обещает устроить пир на весь мир, вторая - наткать полотна, а третья - «для батюшки-царя» родить богатыря. В этот момент в светлицу входит сам царь Салтан. До этого он подслушивал разговор сестёр под окном, и больше всего ему понравилась мечта последней из них. Именно ей Салтан предлагает стать царицей и родить ему сына. Двум другим сёстрам он предлагает перебраться жить к нему во дворец в качестве поварихи и ткачихи.

Старшие сёстры новоявленной царицы позавидовали младшей сестре. Они написали царю письмо (в то время как последний был на войне), что царица родила ему «неведому зверюшку». Саму царицу и родившегося младенца замуровывают в бочку и сбрасывают в море, ссылаясь на несуществующее письмо царя.

Однако вскоре бочку выносит на необитаемый остров. Из бочки выходят царица и её уже повзрослевший сын, юноша лет двадцати - царевич Гвидон. Для того чтобы прокормить мать, Гвидон мастерит лук и стрелу и идёт к морю, чтобы подстрелить птиц. Перед ним открывается картина: коршун напал на белую лебедь. Царевич убивает коршуна, в благодарность за спасение жизни лебедь обещает ему свою помощь. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.

Мимо острова проплывают морские купцы и любуются красотой нового города. По прибытии в царство Салтана они рассказывают царю о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись (с помощью лебеди) в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор.

Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке, которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Царь Салтан, услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. За это комар жалит повариху в правый глаз. После возвращения князь Гвидон рассказывает белой лебеди о волшебной белке. Под елью у него появляется поющая белка, для которой он (то есть князь) строит хрустальный дом.

В следующий раз купцы рассказывают царю Салтану о поющей белке и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, которого на этот раз лебедь превратила в муху, слушает очередной разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря, во главе с дядькой Черномором. Царь Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Дома князь Гвидон рассказывает белой лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.

И вновь купцы рассказывают царю Салтану о чудесах, о 33 богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, которого на этот раз лебедь превратила в шмеля, слушает и этот разговор. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Царь Салтан, услышав о новом чуде, в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос.

После возвращения князь Гвидон рассказывает белой лебеди о прекрасной царевне. Лебедь вновь исполняет желание князя Гвидона, ведь царевна со звездой во лбу - это она и есть. В итоге царь Салтан отправляется в путь к острову князя Гвидона. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней - своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр. Устраивается весёлый пир на весь мир, и все живут счастливо и богато.

Происхождение сюжета

«Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Такие например, как волшебный образ царевны Лебеди, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.

Сюжет сказки напоминает сюжет «Рассказа о Констанце» («Рассказ законника», «Рассказ юриста») из «Кентерберийских рассказов » Джеффри Чосера . Заимствование этого сюжета напрямую у Чосера доказывалось в работе Е. Аничковой , однако, эта работа вызывала негативную критику М. К. Азадовского («Источники сказок Пушкина») и Р. М. Волкова, которые отрицали прямое заимствование сюжета у Чосера, но отмечали сходство с ним отдельных мест пушкинской сказки . Русская народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записана Александром Афанасьевым в 5 вариантах . В комментариях к изданию 1984-1985 годов Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков описывают широчайшую распространённость этого сюжета . В частности Карло Гоцци использовал (до Пушкина) этот сюжет в пьесе «Зелёная птичка».

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.