Кто написал картину завтрак. Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве. Кто такой Эдуард Мане


Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном



Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"


В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры


Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю


В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения


Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины - родственники Мане

Один из них - его брат Эжен Мане. А другой - будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина - любимая модель Мане


Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"


В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей


В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

Пока фотографии с очередной гонки загружаются, расскажу о ещё одной скандальной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве".

Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».

Сюжет кар­тины - двое муж­чин с пол­но­стью обна­жен­ной жен­щи­ной – вызвал насто­я­щий скан­дал, к тому же пер­со­нажи были легко узна­ва­емы. На полотне худож­ник изоб­ра­зил соб­ствен­ного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фер­ди­нанда Леен­хофа. В образе жен­щины худож­ник соеди­нил черты посто­ян­ной натур­щицы Вик­то­рины Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзанны (тело). Вик­то­рина была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­лена во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писала непло­хие кар­тины, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ряны. Стра­дала алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­сила пода­я­ние на улице, играя на гитаре. Известна сво­ими любов­ными отно­ше­ни­ями с жен­щи­нами. В 1863 году “Зав­трак на траве” стал сим­во­лом Салона отвер­жен­ных и в даль­ней­шем источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для мно­гих поко­ле­ний худож­ни­ков.

1866 Клод Моне.

В 1865 году Клод Моне, кото­рого позд­нее назо­вут осно­ва­те­лем импрес­си­о­низма, напи­сал боль­шую кар­тину на пле­нэре в Шайи и назвал ее “Зав­трак на траве” – реве­ранс в честь зна­ме­ни­той работы Эду­арда Мане. Уез­жая в Париж, худож­ник оста­вил гото­вое полотно в каче­стве залога хозя­ину гости­ницы “Золо­той лев”, в кото­рой жил. Кар­тина хра­ни­лась в сыром под­вале и зна­чи­тельно постра­дала. Моне раз­ре­зал ее на части и выбро­сил фраг­менты, покры­тые пле­се­нью. Сей­час сохра­нив­ши­еся части кар­тины можно уви­деть в музей д’Орсе в Париже. Спу­стя год худож­ник вновь воз­вра­ща­ется к этой теме и создает умень­шен­ный вари­ант ком­по­зи­ции. Эта кар­тина напи­сана более мягко, в ней отсут­ствуют рез­кие кон­тра­сты, при­су­щие сохра­нив­шимся фраг­мен­там “Зав­трака на траве”. На кар­тине изоб­ра­жена ком­па­ния из 12 чело­век, но для их напи­са­ния худож­ник исполь­зо­вал только две модели. Для жен­ских фигур пози­ро­вала воз­люб­лен­ная худож­ника и его буду­щая жена Камилла Дон­сье, а для муж­ских - друг Клода Моне худож­ник Фре­де­рик Базиль, кото­рый погиб­нет четыре года спу­стя в бою во время франко-прус­ской войны в воз­расте 29 лет.

"Завтрак на траве" 1959-62г. По Мане Пабло Пикассо.

Между 1959 и 1962 годами Пикассо выполняет серию работ в живописи, графике, литографии, скульптуре и керамике, вдохновившись картиной Эдуарда Мане 1863 года Завтрак на траве (Le Déjeuner Sur l"Herbe, сегодня в Musée d"Orsay).
Впервые Пикассо познакомился ней в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, а в 1907-м она вдохновляла его, когда он писал своих Авиньонских девиц. Он был под большим впечатлением от новаторства Мане.
Как-то в 1929 году Пикассо заметил: "Когда я вижу Déjeuner Sur l"Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее." И в самом деле, полвека спустя он сделает десятки вариаций картины. Мане, в свою очередь, написал Завтрак на траве как стилизацию на работу Джорджоне (теперь ее считают ранней работой Тициана) Сельский концерт, 1509 (Giorgione, Pastoral Concert, Louvre, крупнее здесь), и частично, на гравюру Раймонди (Raimondi) по рисунку Рафаэля (Raphael). Таким образом, Пикассо своей серией ведет свой "диалог сквозь века" сразу с несколькими великими мастерами европейского искусства.

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается
шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком.
Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию
безрассудного бунтаря.
Парижская творческая элита издевалась над полотном

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин
среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали
художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к
участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести
отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела
шедевр Мане.
Мане стал сенсацией "Салона отверженных"

Эдуард Мане.

В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому
ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн,
картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению
наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит,
что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее
проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим.
В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

Контекст картины вызвал споры

Фрагмент картины Мане.

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического
искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине
Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане
видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном
одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события.
Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей,
ничуть не стесняясь своей наготы".

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое"
объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной
сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе
название, хотя и немного изменённое, прижилось.

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более
300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную
женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда
Париса".

Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

Сельский концерт. Тиициан.

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже,
но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский
концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы
предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная
сцена.
Одетые мужчины — родственники Мане. Один из них - его брат Эжен Мане. А другой
— будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

Обнаженная женщина — любимая модель Мане

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой
парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за
миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только
для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная
певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем",
"Гитарист" и "Железная дорога".

Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой
вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на
белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из
самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был
полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность
обычной женщины.

Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками,
но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака
на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами
свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила
выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

Мёран сама стала впоследствии художницей

Вербное воскресенье. Мёран.

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было
отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885
и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских
артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье",
которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

"Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают - Размеры картины — 208 × 264,5 см.

Картина Мане в галерее.

На скандальной картине есть небольшой натюрморт

Натюрморт на картине Мане.

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с
фруктами и круглый хлеб.

Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в
Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была
изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью
была не Мёран, а путана.

Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане
также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане,
которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед
ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких
как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

Источник вдохновения «Завтрак на траве»

В 1863 году художник Эдуард Мане написал свой шедевр «Завтрак на траве». Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону. Художник хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» - то ли «купание», то ли «завтрак на траве».


Джорджоне «Сельский концерт», 1510 год. Именно об этой картине
Эдуард Мане вспомнил, когда задумал свой «Завтрак на траве»

В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами.

Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса», 1513-1514 годы.

Свой новаторский метод Мане назвал фрагментированием - перенесением классического фрагмента из родной среды в иную - современную. Но, как это часто случается в искусстве, ни критики, ни общество не смогли оценить гениальность идеи Мане: картину сочли непристойной и не допустили к выставке в Салоне.

По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Аморальный сюжета картины: две обнаженные женщины отдыхают на природе в компании с мужчинами, вызвал последующую волну подражаний.

Пабло Пикассо. «Завтрак на траве». 1960 г.

На протяжении полутора столетий различные художники, в том числе знаменитые, интерпретировали эту картину на свой лад. Многие, естественно, с юмором. Особенно отличились русские. В сравнении с оригиналом, их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.

Уинн Чемберлен. «Завтрак на траве». 1964 г.

Фернандо Ботеро. «Завтрак на траве». 1969 г.

Бенон Либерский. «Завтрак на траве». 1984 г.

Ю Минцзюнь. «Завтрак на траве». 1996 г.

Не удивляйтесь, что все персонажи на картине на одно лицо. Этот китайский художник всегда изображает только себя. Кстати, эта картина была выставлена на продажу за 1,5 млн дол.

Иван Лубенников. «Завтрак на траве». 2009 г.

Василий Шульженко. «Завтрак на траве».

Правда, женщина у них одна на двоих почему-то. Где вторая купальщица - не понятно. Зато на заднем плане справа какие-то корабли страшных размеров, авианосцы что ли на боевом дежурстве? Ну вся страна в одной картине!

***
Кто знает, была бы сейчас известна картина Мане, если бы непредвиденное событие весной 1863, которое открыло в истории мирового искусства новую эпоху. Ведь тогда за месяц до открытия очередного Салона стало известно, что около четырех тысяч работ «доблестное» жюри не допустило к выставке. Разгорелся скандал, в который пришлось вмешаться самому императору.

«Молодой человек в костюме махо» и «Портрет мадемуазель В. в костюме эспада».
Эти две картины Мане также выставлялись в Салоне 1863 года.

Наполеон III принял решение: салон открыть, а через две недели в соседних залах Дворца промышленности развесить картины, отвергнутые членами жюри. Пусть публика смотрит обе выставки и сама делает выводы, что достойно ее внимания, а что нет!

Эдуард Мане «Музыка в cаду Тюильри» 1859 год. И этой картиной ему не удалось покорить Салон.

Общество было шокировано: такое случилось впервые! Газеты же написали,
что выставка эта - не что иное, как «причуда» Его Величества императора.

Музыка: David Garrett «Air»

***
Эдуард Мане «В оранжерее» 1879.