Кто написал картину мыслитель. Смотреть что такое "Мыслитель (Роден)" в других словарях

Огюст Роден (François-Auguste-René Rodin) родился 12 ноября 1840 года. Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры. А годы спустя его собственное творчество будет считаться одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.

Разрушив застывшие академические традиции, Огюст Роден считается одним из основоположников современной скульптуры. Самыми известными работами талантливого француза считаются скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй». В честь 175-летия со дня рождения скульптора мы подробнее расскажем о каждой из них.

«Мыслитель» (Le Penseur), 1880—1882 гг.

Одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена сегодня экспонируется в музее Родена в Париже.

В истории скульптуры часто изображался человек, который находится в мыслительном процессе. Но «Мыслитель» Родена не похожа ни на одну из ранее созданных пластических форм. По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии».

В 1880 году правительство поручило Родену оформить центральный вход в строящийся Музей декоративного искусства в Париже. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её «Вратами ада», которые стали величайшим творением Родена. В процессе работы над семиметровыми «Вратами ада» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями.

Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Моделью для него послужил (как и для многих других работ этого скульптора) Жан Бо (Jean Baud)- француз, мускулистый боксер, который выступал в основном в Париже. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов..

Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене.

Через четыре года скульптура была отлита в бронзе и увеличена до 181 см. Ее в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. А в 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон.

К тому же существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру.

Граждане Кале, 1884-1888

Данная бронзовая скульптура посвящена одному из эпизодов Столетней войны.

После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.

Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Долго вынашивалась идея создать монумент в честь выдающихся французов, пока мэр Кале Деваврин наконец не организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену.

Роден настоял на отказе от постамента, чтобы фигуры находились на одном уровне со зрителями, которые впервые увидели его в 1889 году. Но все же по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Идея скульптора была реализована только после его смерти в 1924 году.

« Поцелуй» , 1889

Э. А. Бурдель сказал «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Говорил он это о мраморной скульптуре, созданной и представленной Роденом в 1889 году на Всемирной выставке в Париже.

Хотя сперва данная скульптура также являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада, вскоре она была оттуда изъята. Но называлась она тогда вовсе не «Поцелуй», а «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя увековечила Божественная комедия Данте.

Женщина полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Вскоре они были убиты, собственно, мужем. Кстати, любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Свое современное название «Поцелуй» (Le Baiser) скульптура получила от критиков, впервые увидевших её в 1887 г.

Вся жизнь Огюста Родена это борьба за право жить и творить в своем стиле, разрушая каноны. Долгие годы он был непризнанным гением, вынужденным зарабатывать кусок хлеба, делая безвкусные декоративные статуэтки для богатых особняков. Его первая серьезная работа «Человек со сломанным носом» с треском провалилась, зато сейчас его скульптуры хранятся в лучших музеях мира.

«Мыслитель»

Это самая известная скульптура мастера. Здесь, как и в многих работах Родена, сказались его увлечение Данте и «Божественной комедией», а также традициями Микеланджело. Над «Мыслителем» Роден трудился два года – с 1880 по 1882-й. Оригинал скульптуры экспонируется в музее Родена в Париже . По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада».

Со временем замысел Родена усложнился, образ Данте сменился универсальным образом творца. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов. Позировал Родену один из его любимых натурщиков, француз Жан Бо, с которого он делал многие свои скульптуры. Молодой человек занимался боксом, участвовал в боях в квартале красных фонарей в Париже. У него было идеальное тело и сильная мускулатура. Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене . В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне. При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон . Кстати, существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета.

«Бронзовый век»

В 1876 году Роден предпринимает путешествие в Италию , где посетил Геную , Флоренцию , Рим , Неаполь и Венецию . Он хотел познакомиться с искусством Возрождения, с великими скульпторами прошлого - Микеланджело и Донателло. Это путешествие заронило любовь к готической архитектуре, сохранявшуюся у Родена всю жизнь. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Для неё он использовал непрофессионального натурщика - бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой.


Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело. Сначала это была гипсовая скульптура «Побеждённый» с копьём в левой руке, как памятник мужеству французских солдат. Но потом Роден изменил «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Однако мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.

«Граждане Кале»

Эту свою работу Роден посвятил известному эпизоду Столетней войны. В 1346 году Эдуард III подступил к ключевой французской крепости Кале , осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. Но королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего не рождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.


Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале давно. За работу взялся Роден. Над группой из шести фигур он трудился с 1884 по 1888 годы. Заказчики посчитали работу спорной, они ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. До Родена памятники с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). Однако в 1889 году его встретили всеобщим восхищением. Причем городские власти все же установили постамент, волю скульптора, чтобы фигуры были примерно одного роста с людьми, исполнили только после его смерти.

«Поцелуй»

Эта мраморная скульптура, созданная и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Так же как и «Мыслитель» изображённая обнимающаяся пара должна была стать частью рельефной группы, украшающей «Врата Ада». Позднее ее оттуда убрали и заменили другой парой любовников. Роден называл ее «Франческа да Римини », в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века. Она полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло.

За чтением истории Ланселота и Гвиневры их обнаружил и убил супруг. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование скульптуры в более отвлечённое – Поцелуй, сделали критики, увидевшие её в 1887 году. При этом в своих женских персонажах Роден отдаёт дань уважения женщинам, они у него не просто находятся во власти мужчин, но и равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго . Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант «Поцелуя» для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 году на Парижском салоне. Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 году статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 году была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

Часто говорят о том, что импрессионизм не только в живопись вдохнул новую жизнь, но и в скульптуру. Огюст Роден (годы жизни - 1840-1917) - первый со времен Бернини гениальный скульптор, который преображал этот вид искусства тогда, когда Моне и Мане преобразовывали живопись. В своем творчестве, однако, он не шел по стопам этих художников. Да и конечно, нельзя было без помощи красок, в объемном изображении добиться такого же впечатления, которое производят "Река" и "Флейтист". Фото Огюста Родена представлено ниже.

"Мыслитель" в истории скульптуры

Ни на одну из ранее созданных пластических форм не похожа статуя "Мыслитель" Родена. В истории скульптуры часто изображался человек, который находится в мыслительном процессе. Например, в эпоху Возрождения практически каждая скульптурная группа несет печать духовного терзания, а следовательно, и мыслей персонажа в мгновение, остановленное автором. Однако чем-то совершенно новым является фигура "Мыслитель". Роден смог передать лишь с помощью позы состояние своего героя.

Загадочность образа "Мыслителя"

Любопытно, что моделью для него послужил (как и для многих других работ этого скульптора) Жан Бо - француз, мускулистый боксер, который выступал в основном в Париже. Именно он и в этот раз Родену позировал.

"Мыслитель" - весьма неоднозначный образ. Многие годы не утихают споры о том, что заставило роденовского героя так глубоко задуматься. Своей загадочностью "Мыслитель" похож на созданную да Винчи Мону Лизу. Как ее улыбка таит что-то сокровенное в себе, так и поза фигуры не дает нам понять, о чем думает этот человек. Отнюдь не прямолинеен в этом Роден. "Мыслитель", фото которого представлено ниже, - произведение, не только изображающее размышление, но и вот уже более века заставляющее задуматься о смысле этой работы многих ценителей искусства.

Трудно представить сегодня более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем интересующий нас образ. Можно дать следующее его описание.

Роден, "Мыслитель": описание скульптуры

Подперев рукой подбородок, сидит обнаженный титан. Невеселы его раздумья, они сделали его лицо печальным, а мощную спину согнули. Из-под нависшей на лицо шапки волос падают глубокие тени. Резкие морщины залегли на переносице, а рот, слегка смещенный из-за движения руки, придает лицу асимметричность. Если справа посмотреть на эту статую, кажется, что, задумавшись, человек закусил руку зубами. Однако не только лишь голова - все тело этого титана как будто мыслит, пытается найти выход из клубка противоречий. Движение ноги и согнутых рук справа, резкая линия носа и лба, наклон спины делают эту фигуру предельно напряженной, пружинистой. Впечатление с другой стороны меняется. Безвольно на колено опустилась левая рука. Его не обхватывают пальцы, а лишь повисают в воздухе.

Максимум внимания уделяло рукам подавляющее большинство различных мастеров пластики. Руки и - основы, передававшие характер изображенных персонажей. Такова была традиция. Если предшественники Огюста находили рукам, как правило, какое-то занятие (они что-либо держали, сжимали или выражали движение, например указывая на что-то), то Роден не следует опыту других скульпторов. И именно в подобном бездействии кроется переданная автором.

О чем думает "Мыслитель", по мнению Андрея Суздальцева

О чем же думает "Мыслитель"? Роден, как утверждает Андрей Суздальцев в опубликованной в журнале "Решение" статье, хотел передать следующее. Согнутый, как пружина, голый человек организован пластически вокруг головы - основного центра. Все важнейшее, что с ним происходит, происходит именно в ней. Возникает ощущение течения мысли, напряжения, переданного в мозг всей пружиной этого согнутого тела. Здесь мы имеем дело с системой, замкнутой на себя. Не нуждается ни в ком этот мыслящий человек. Он самодостаточен принципиально. Мыслитель взведен, как курок, заведен, как часы. Это герой мысли, герой-одиночка. Он едва ли думает о том, как помочь прачке с Монмартра или нищему с Мыслитель размышляет о судьбах мира. Думает он о себе, о вечности, о жизни и смерти.

Одни могут согласиться с Андреем Суздальцевым, другие же выдвинут собственные версии, в которых ответы будут принципиально отличаться от вышеизложенного мнения. Вот уже более ста лет не оставляет человечество равнодушным творение Родена. Ниже представлено еще одно фото этого знаменитого скульптора.

"Мыслитель" и зародыш в утробе

Андрей Суздальцев заметил одну интересную вещь. Поза мыслящего человека, несмотря на его величие, на героизм мыслительного акта, на массивность мышц, нечетким намеком, предательски, неуловимо смещается и дрейфует к позе зародыша в утробе. Как великий художник и мыслитель Роден не смог не проговориться насчет пути познания, центром и средством которого служит интеллект. Перед нами предстает не герой духа, а лишь формирующийся маленький человечек на пути к истинному становлению. Это младенец, зародыш. Здесь же можно отметить, что сама идея скульптуры говорит о том, что в стадии зародыша находится мысль этой фигуры.

Замечания С.А. Мусского

Об интересующем нас произведении немало сказано также в научной работе под названием "100 великих скульпторов" (автор - С.А. Мусский). Искусствовед пишет, что Роден не старался уловить в статуе обманчивые оптические эффекты. Он только стремился передать процесс "вырастания" - чудо оживления под руками художника мертвого материала. Настаивая на незавершенности, любимой Роденом, он спасал от механического копирования действительности свою скульптуру.

Образ этот был создан для "Врат ада". Поэтому расскажем немного об этой работе Огюста Родена.

История создания "Врат ада"

Во Франции в 1880 году решено было построить музей декоративных искусств. Огюсту Родену заказали монументальные бронзовые двери для него. Темой изображенных на дверях барельефов должна была стать "Божественная комедия", созданная Данте.

Роден, создавая "Врата ада", лишь в 1925 году отлитые из бронзы, не только переосмыслил в своей работе образы Данте, но и несколько видоизменил библейские, мифологические сюжеты, а также и произведения Шарля Бодлера, своего любимого поэта. Этот скульптор сделал в 1888 году чернилами и пером иллюстрации к сборнику, в которых передал с особой силой борьбу между духовным и чувственным началом. изображенные на "Вратах ада", ближе Бодлеру, а не Данте. Они выплывали из рамы, изгибались, стеная от боли и страсти, накладывались одна на другую. В 1887 году сам Огюст Роден говорил о том, что не следует искать здесь методичного или упорядоченного сюжета, моральных оснований или связанности изображения. Он следовал воображению, чувству композиции и движения.

Композиция "Врат ада"

"Врата ада" - это, пожалуй, величайшее произведение этого скульптора, уже после смерти создателя воплотившееся в материале. Целых 37 лет работал над ним Огюст Роден. "Мыслитель", как мы уже упоминали, является частью этой композиции.

Изначально многие известные скульптуры создавались как часть этого масштабного творения. 186 фигур вмещают семиметровые "Врата". Их должны были изначально обрамлять статуи Адама и Евы, первых грешников, однако Роден чуть позже от этой идеи отказался. Фигура Адама, впрочем, стала венчающей портал "Трех теней". Под ней находится бездонная пропасть, которая поглощает души многочисленных грешников.

Многие выполненные для "Врат ада" фигуры стали впоследствии самостоятельными произведениями. Статуя "Мыслитель" Родена была одной из них. В этой скульптуре запечатлен образ Данте, хотя внешнего сходства между статуей и создателем "Божественной комедии" нет.

Другие мнения о том, кто такой "Мыслитель"

Кто же все-таки "Мыслитель"? Отчасти это Прометей. Но в нем также можно найти пленника плотских страстей, обуревающих этого человека. Мудро воздержался Роден от того, чтобы чьим-то именем назвать скульптуру. Все равно статуя не могла бы соответствовать сходству, намеченному заранее. Форма и содержание в этом новаторском изображении слиты воедино. Подобно обнаженным фигурам Микеланджело, "Мыслитель" далек от того, чтобы быть подделкой под раздетых натурщиков. Как и эти фигуры, он олицетворяет собой запечатленное в покое действие.

Однако Огюст Роден являлся по природе своей лепщиком и работал он, в отличие от Микеланджело, не с камнем. Для отливки в бронзе создавалась каждая из его лучших работ. Всю мощь их можно оценить, рассматривая сделанные с глиняных оригиналов Родена гипсовые слепки.

В городке Медоне, расположенном во Франции, находится могила Огюста Родена. Похоронен интересующий нас скульптор в саду, и над прахом его печально и торжественно возвышается увековечившая его память фигура. Это, конечно же, одно из самых известных произведений, которое создал Роден, - "Мыслитель". Фото могилы с этой статуей представлено ниже.

Особенности творческого процесса у Родена

Роден создавал все свои произведения на основе внимательного изучения натуры. Опасаясь преднамеренности, искусственности, фальши, он ограничился лишь словесным определением для натурщика позы. Это касается и статуи "Мыслитель" Родена. Позировал Жан Бо свободно, естественно. Огюст, как это всегда бывало в его работе, специально не поправлял положение тела. Он любил наблюдать человеческие фигуры в естественном движении, смотря на натурщиков, которые были в мастерской, но не имели задания позировать. Сегодня сложно представить более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем скульптура "Мыслитель". Образ этот весьма популярен. Часто используется как карикатура "Мыслитель" Родена. Это говорит о том, что фигура эта настолько известна, что узнаваема всеми.

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада»

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.


«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.


Огюст Роден - великий французский скульптор

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.


«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг)

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.


«Три тени» Огюста Родена

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки.

Мыслитель — скульптура настолько известная, что ее использование в различных рисунках, карикатурах, рекламных роликах и других «цитированиях» не нуждается в комментариях. Возможно, не каждый, кто смотрит на изображение скульптуры, сразу вспомнит автора, но название этого произведения знают все.

Несколько слов об авторе

Имя Огюста Родена известно многим ценителям прекрасного. Его многочисленные работы воспринимались современниками неоднозначно. Однако это не помешало ему создать скульптуры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Творческий путь Родена пришелся на два века — 19 и 20. Он работал подмастерьем, делал скульптуры под чужим именем, его даже призвали на военную службу, но потом комиссовали по состоянию здоровья.

Карьера Родена как независимого скульптора пошла в гору с 60-х годов 19 века. В это время он приобрел собственную мастерскую, где и занимался до конца жизни любимым делом.

Историки искусства считают Родена представителем импрессионизма в скульптуре, хотя ему были присущи черты реализма и романтизма. Однако стиль — это некие рамки, ограничивающие творческий полет художника. Роден с трудом вписывался во все эти рамки, создавая свой неповторимый мир истины, образов, чувств и эмоций, запечатленных в бронзе.

Врата ада как ключевое произведение

В 1880 году во Франции было принято решение о строительстве музея декоративных искусств. Музей должен был начинаться с двери. Грандиозный замысел заключался в том, что входная дверь должна была состоять из скульптурных композиций по произведению Данте «Божественная комедия».

Центр Помпиду

Создание этих дверей для Родена стало делом всей его жизни. Заказ на многообразное и громоздкое сооружение в отведенные ему пять лет он так и не выполнил. Если относиться к такой работе с максимальным творчеством, то она окажется бесконечной.

А «Врата ада» были отлиты из бронзы только в 1925 году, то есть через 45 лет после начала работы над ними. За это время автор грандиозного произведения существенно изменил первоначальный замысел, переосмыслил образы Данте, видоизменил мифологические сюжеты, опираясь на «Страшный суд» Микеланджело и произведения Шарля Бодлера.

Впрочем, если быть точнее, то «Врата ада» — это целиком плод фантазии самого скульптора , над которым теперь не было давления заказчиков.

«Врата ада» могут показаться слишком перенаселенными телами, страданиями и страстями. Оказалось, что врата в ад — это уже ад, в котором от воли человека уже ничего не зависит, остались лишь стоны и муки.

Сам автор призывал не искать в произведении сюжета, смысла и упорядоченности. Он просто выплескивал свой полет фантазии. Однако каждый художник, стремясь вложить в собственное произведение только свое видение темы, создает всегда нечто большее. Произведения гения всегда живут самостоятельной жизнью, независимо от воли создателя. Каждый, кто впитывает в себя дух творения, видит в нем что-то совсем иное, отличное от замысла автора.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Врата ада — это хаос, который, видимо, достигает своего апогея по ту сторону дверей. Этот хаос отображен в беспорядочном нагромождении тел. Противостоят ему только несколько фигур, расположенных обособленно от основного скопления обнаженных тел.Такой фигурой является Мыслитель, ставший не только ключевой, но и самой знаменитой и узнаваемой скульптурой Родена.

Мыслитель — тайна в бронзе

Для Огюста Родена Мыслитель перестал быть олицетворением самого Данте, как это задумывалось раньше, и стал символом работы интеллекта. Всего при жизни скульптора и в более поздние времена было сделано около 20 бронзовых и гипсовых копий Мыслителя в разных городах мира. Например, бронзовая копия скульптуры установлена как памятник великому скульптору на его могиле в пригороде Парижа. Бронзовый Мыслитель установлен у входа в музей Родена в Филадельфии, а также у здания Колумбийского университета.

Лувр: картины

Популярность этой скульптуры объясняется необычным сочетанием напряженного хорошо слаженного тела с погружением в глубокую задумчивость. Сразу чувствуется, что человек думает не просто напряженно, а о чем-то тревожном и очень важном. Его обуревают гамлетовские сомнения. Это не столько поиск истины, сколько поиск выхода из сложной ситуации. Неважно, какого масштаба его мысли — глобального или личного, сомнения и поиск выхода напрягают не только мозг, но и все тело.

У Родена мыслитель (фото) словно застыл в порыве решения очень важной проблемы. Особенно характерно необычное сочетание всего напряженного тела с расслабленно, даже безвольно опущенной на колено правой рукой. В таком положении заключены два значения: отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.

В статичном положении тела очень много динамики. Мыслитель глубоко погружен в интеллектуальные поиски, но его напряженное мускулистое тело в любой момент готово к решительному броску. Сидящий мужчина мыслитель не по складу характера или профессии. Он решает проблему, и это его позиция. Видимо, еще и по этой причине в скульптуре так много динамики.

Роден создавал свои скульптуры, тщательно изучая натуру. При этом его работа с натурщиком ограничивалась лишь общими пожеланиями. Он описывал, что именно нужно изобразить, а тот уже принимал ту позу, которая была бы для него естественной. Так же была создана и статуя Мыслитель. Позировал Родену знаменитый боксер Жан Бо , обладавшим, конечно, красивым мускулистым телом. Натурщик принял позу, при которой он мог пребывать в состоянии глубокой задумчивости. Так и получилось сочетание напряжения мысли с напряжением тела.

Билеты в Лувр

В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. У зрителя совсем не возникает мысль о натурщике, он видит только полет творческой мысли художника.