Крым в живописи современных художников. Пейзажи крыма на картинах известных художников. Известные художники в Крыму

Крымские художники

Особенности Крыма

Крым последним вошел в состав Советской Украины. Крымский полуостров является самобытным. Он отличается особой природой и составом населения. При СССР и сейчас Крым является всесоюзной здравницей. Жить на Крымском полуострове, особенно на Южном берегу Крыма – был предел мечтаний советского человека.

Влияние Крыма на художников

Не удивительно, что в Крыму жили и творили множество художников. Ведь сама природа Крымского полуострова способствует пробуждению творческих способностей. Морской прибой, Крымские горы, кисть сама просится в руки, чтобы запечатлеть величественный морской закат или рассвет в заснеженных горах.

Известные художники Крыма и темы их произведений

Наиболее известным художником, который прославил художественную школу Крыма на весь мир, является Айвазовский И. К. – известный российский маринист. В произведениях многих мастеров Крымского полуострова прослеживается именно эта тема, что не удивительно, учитывая близость моря. Существенно на творчество крымских мастеров кисти повлияла и Великая Отечественная война, которая оставила неизгладимые шрамы на поверхности полуострова и в сердцах его жителей. Каждый камень, каждая гора в Крыму были объектом ожесточенной схватки. Многие крымские мастера были очевидцами или даже участниками тех событий. Ну и конечно щедрая природа Крыма. Отдых, пляжи, дети, резвящиеся на берегу моря - это все сюжеты крымских мастеров. Если вам нравятся произведения, наполненные солнцем и летним теплом, выберите картины мастеров Крыма. Они подойдут именно для вас.
Начну с того, что скажу пару слов о себе и о представляемых мною художниках, картины которых достойны украсить самые изысканные интерьеры.
Озолочу дизайнеров, которые помогут найти покупателей на картины
Также, я ищу партнёра-спонсора для проведения масштабной выставки крымчан.
Итак!
В течении последних четырех лет я профессионально занимаюсь продвижением нескольких лучших современных художников из Крыма в Москве.

За это время с моим участием проведено около 15-ти значимых выставок на лучших из доступных мне площадях:

Центральном доме художника (около 10-ти выставок).

Российско-немецком доме при поддержке посольства Германии и Международного союза немецкой культуры.

Аукционном доме Совком.

Также, написаны статьи значимыми искусствоведами, проведены аукционы, созданы сайты.

В Москве у меня имеется около двухсот хорошо оформленных работ (картин, рисунков и фотографий), количество, достаточное для проведения любых выставочных мероприятий. В последнее время я также сотрудничаю с фондом В.Н.Наугольного – архитектора и уникального фотографа, делавшего свои панорамные фотографии с мотодельтаплана, воздушного шара и самолёта.

Выставка художников из Крыма, проведённая в настоящий момент послужит прекрасным информационным поводом для СМИ, а также составит значимую составляющую в формировании имиджа компании, под эгидой которой будет проведена.

Немного слов о нескольких из представляемых мною художников.

1. Гуго Вильгельмович Шауфлер родился в 1928 г. Марксштадт (республика немцев Поволжья).

Доцент, затем - профессор, завкафедрой архитектуры УПИ. В Москве защитил кандидатскую диссертацию, затем - докторскую (в Германии), был награжден медалью "За доблестный труд", Гуго Шауфлер стал первым лауреатом премии имени академика Петера Палласа – за вклад в развитие немецкой культуры в Крыму.

Гуго Вильгельмович, является членом Союза архитекторов России, членом Союза художников Крыма и Украины, членом Академии российских немцев Крыма, доктором архитектуры, лауреатом премий Совета Министров СССР.

На его счету 40 реализованных проектов на Урале, в Западной Сибири, в Крыму, более 100 научных работ в области архитектуры.За долгую творческую жизнь Гуго Вильгельмовичем был проведено более 40 (!) персональных художественных выставок в Германии, России, Крыму и Болгарии. Мною были проведены выставки Г.Шауфлера в Российско-немецком доме и ЦДХ.

2. Артём Пучков - лучший ученик Г.Шауфлера, живёт и работает в Севастополе. В 1988 году закончил Крымское художественное училище им.Самокиша,занимался в художественной студии Г.В.Шауфлера, член Всемирного географического общества. Творческие поездки в Индию, Пакистан, Тибет-Гималаи, Израиль. Единственный из современных художников совершивший путешествие по Тибету, пройдя Тибет тропами Рериха. Сейчас Артём вернулся из творческой поездки в Израиль и мы занимаемся подготовкой его новой выставки. Мною также было проведено несколько выставок А.Пучкова в ЦДХ, аукционном доме Совком и других менее значимых площадках. Сайт: http://art-crimea.ru/index.php?m=h&lang=ru&tpc=1&tc=1

3. Юрий Лаптев Родился в Петропавловске в 1962, Закончил крымское художественное училище им. Самокиша - 1986, с детства живёт в Крыму, Симферополе. Работы художника находятся в частных коллекциях по всему миру. Мною было проведено несколько выставок В ЦДХ с участием работ Ю.Лаптева, одна из них персональная.

4. Ирина Зайцева, интереснейшая, самобытная художница, работы которой, находятся в коллекциях во многих странах мира. Живёт и работает в Симферополе. Мною проводилось несколько выставок И.Зайцевой в ЦДХ, в том числе, одна из них персональная. Сайт: http://art-crimea.ru/index.php?m=h&lang=ru&tpc=3&tc=1

На моём сайте, также, имеются видеоотчёты о некоторых проведённых мною выставках: http://art-crimea.ru/index.php?m=via&lang=ru

Также, я проводил выставки некоторых других крымских художников и у меня в наличии имеются их работы, здесь я указал лишь нескольких авторов. Возможно, выставку можно будет приурочить к проведению каких-либо мероприятий связанных с Крымом.

Природа Крыма служила источником творческого вдохновения для многих мастеров изобразительного искусства. Кажется, ни один из побывавших здесь художников, начиная с XVIII века и до наших дней, не остался равнодушным к своеобразной красоте «земли полуденной». Например, красотам Гурзуфа . Экзотика юга в сочетании с патетикой степного раздолья западных равнин и с торжественно-суровым пафосом горной гряды восточного побережья представляют действительно грандиозную панораму.

Каждый из художников, работавших в Крыму , сумел увидеть в нем нечто своё, заветное, нашедшее отклик в душе. Произведения этих авторов стали своеобразным мостиком «мостиком», соединяющим зрителя с крымским пейзажем, порою совсем ему неизвестным, но пробуждающим в нем чувства и переживания, связанные с неистребимой силой любви человека к природе.

Для некоторых пейзажистов работа в Крыму носила эпизодический характер, но на творчество трех, кто длительное время жил или систематически писал здесь, крымская природа оказала самое непосредственное и глубокое воздействие.

После присоединения в 1783 г. Крымского полуострова к Российскому государству сюда устремились художники, чтобы запечатлеть необыкновенные южные ландшафты и виды интенсивно строящихся городов.

В1820 г. Прекрасные берега Тавриды посетил А.С. Пушкин, вдохновенно воспевший природу этих мест в своих поэтических произведениях. В 1820-х годах здесь путешествовал польский поэт Адам Мицкевич, создавший замечательный стихотворный цикл «Крымские сонеты». Это пробудило ещё больший интерес к Крыму в среде художников.

На протяжении XIX века в Крыму работали представители разных художественных направлений, и крымская природа получила в их творчестве весьма разноплановое отражение.

А.И. Мещерский сумел ярко выразить романтическое начало своего крымского пейзажа. Эффектное состояние голубого неба на фоне скал передано в теплой цветовой гамме вместе со старыми тополями, верхушки которых озарены светом солнечных лучей.

"Крымский пейзаж" И. Шишкин

Крупнейшего представителя русского реалистического пейзажа И.И. Шишкина, побывавшего в Ялте в 1879 г., необыкновенный вид горной местности побудил создать серию рисунков и гравюр. В картине «Крымский пейзаж» он мастерски изобразил лесную тропинку, ведущую к домику, среди вековых крымских деревьев.

Широко известный мастер световых эффектов в живописи А.И. Куинджи приобрел в 1886 г. Небольшой участок земли в районе Симеиза. Здесь в летнюю пору он писал этюды, стремясь уловить прихотливую игру красок на беспокойной воде, передать солнечное или лунное освещение. Лаконично написан его пейзаж «Облако».

Автор искусно изобразил момент, когда бледно-розовый свет восходящего солнца формирует кучевые облака над синей полоской моря. Предельно обобщенно решен этюд «Море». Тихое, ласковое море так и зовет окунуться в утреннюю водичку.

Много удивительных полотен написал в Крыму мастер И.К. Айвозовский. Нет смысла вновь и вновь выставлять тут его шедевры. Стоит отметить его учеников, которые обращались к традиционным темам и методам искусства маститого художника и проявляли при этом свою творческую индивидуальность. К таким принадлежит художник А.И. Фесслер, более пятидесяти лет проживший в Феодосии. Он является автором многих глубоко поэтических видов приморских городов Крыма.

А.И. Фресслер. "Гурзуф".

В картине «Гурзуф» он прибегает к романтизации пейзажного образа в духе живописи Айвозовского. Все компоненты пейзажа служат выражению раннего утра. Манера письма художника резкая, с яркими цветовыми контрастами, хорошо передает настроение этого уютного городка с высоты птичьего полета.

Ещё один уроженец Феодосии Л.Ф. Лагорио постоянно жил в Петербурге, но почти ежегодно бывал на Родине. Он вдохновенно воспевал в своих маринах красоту Черноморского побережья, в том числе и Гурзуфа.

Художник Э.Я. Магдесьян стремился подчеркнуть в картинах многообразие крымских мотивов. В его «Морском пейзаже» прекрасно передана суровая монолитность скал на фоне беспокойного движения волн. Голубые и синие тона этого полотна воспроизводят особую прозрачность воздушной среды и зыбкость светлой с зеленоватым оттенком воды.

"Морской пейзаж"

Морской офицер А.В. Ганзен ещё в детстве, в доме своего деда И.К. Айвозовского, проникся любовью к искусству и серьёзно увлекался маринистической живописью. В крымских пейзажах он раскрывал величие морской стихии, сохраняя при этом примечательную тонкость натурного вида и внося в художественный образ лирическую окраску.

"Восход луны"

Художник К.Ф. Богаевский родился и жил тоже в Феодосии. Его первая встреча с искусством произошла в мастерской Айвозовского, а в 1897 году он окончил Петербургскую Академию художеств, где учился у Куинджи. «Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне ещё и ещё новые темы для моих произведений», - утверждал Богаевский. Здесь представлены его картины «Старый Крым», «Феодосия», «Вечер у моря» и крымский пейзаж. Последняя, «Крымский вид», на мой взгляд полный шедевр игры красок и цветов.

"Старый Крым"

"Феодосия"

"Вечер у моря"

"Крымский вид"

Древняя Киммерия служила источником творчества для современника Богаевского, поэта и художника М.А. Волошина. Каждая его работа решена в определенном цветовом ключе, выразительно передающем характер изображаемого мотива. И в каждой из них, в плавном ритме линий и цветовых пятен, автор дает зрителю возможность почувствовать мир прекрасного, который дарит человеку природа. Характерна его работа «В окрестностях Коктебеля».

Вокрестностях Коктебеля

Академик батальной живописи Н.С. Самокиш в советский период творчества жил в Симферополе. В 1917- 1921 г.г., находясь на лечении в Евпатории, он с увлечением писал уютные дворики, затененные листвой деревьев, базарные площади, старинные особняки и дачи. В этих этюдах раскрылся блестящий живописный дар художника. Мастерски изобразил он в работе «Вечер в Крыму» освещение крестьянского быта, насыщенную палитру синих, желтых, белых и зеленых цветов.

"Вечер в Крыму"

Широкую известность получили крымские пейзажи К.А. Коровина, видного представителя московского «Союза русских художников». В 1911 г. Он построил дачу-мастерскую в Гурзуфе, где любил писать прямо с балкона открывающиеся прекрасные виды южнобережных гор и моря. Коровин тонко чувствовал натуру, извечную игру света и тени, придающую всему окружению ощущение трепетности, подвижности. Его картина «Гурзуф» тому подтверждение.

Звучность цветовой палитры крымской природы раскрывается Коровиным в его следующем пейзаже. Налицо бурная динамика красок, жизни, яркого солнца. Достигнуто это виртуозной импрессионистической манерой письма, которую применяет в работе мастер.

"Балкон в Крыму"

Пейзаж, как самостоятельный жанр, занимает почетное место в изобразительном искусстве. Он дает возможность мастерам, работающим в этой области, с большой эмоциональной выразительностью создавать художественный образ родной земли.

Здесь представлены произведения талантливых художников разных эпох и поколений, составляющие основу коллекций живописи и графики в художественных музеях и картинных галереях Симферополя, Феодосии, Севастополя и Алупки.

Известные художники в Крыму

Со второй половины XIX века Крым превращается в место притяжения для людей искусства. Большинство искало здесь вдохновение - пейзажами новой жемчужины в короне Российской империи нельзя было не восхищаться. На полуострове можно было подлечиться. Не надо также забывать, что здесь собирался цвет петербургского общества , и сохранялась возможность поддерживать нужные связи. Рассказ о художниках в Крыму начнем с имен, которые мы не привыкли связывать с Тавридой.

Константин Алексеевич Коровин

Ученик Саврасова и Поленова, «виртуозный декоратор», как отзывался о нем Дягилев, и художник при Императорских театрах, создавший потрясающие декорации к знаменитым балетным и оперным постановкам, знаток северной природы, со временем Коровин превращает цвет в основное выразительное средство. Коровин находит гармонию красоты в красках Франции, Испании и Крыма, который пленил художника. Пленил настолько, что Коровин решает построить дачу в Гурзуфе, превратившуюся в мастерскую. С 1914 по 1917 Коровин жил на своей даче постоянно. Гостями у него здесь были Шаляпин, Горький, Суриков, Репин, Куприн. В своих воспоминаниях о даче художник особенно выделяет розы и море, синие Черное море.

Корзина фруктов, Гурзуф, 1916


В саду. Гурзуф, 1914

Архип Иванович Куинджи

С Крымом родившийся в местечке Карасевка (сейчас это один из кварталов Мариуполя) художник был связан всю свою жизнь. В Крым он приехал еще мальчиком в надежде стать учеником великого И.К. Айвазовского, но «доверили» будущему гению только покраску забора. Через 30 лет, уже сам став знаменитым, он покупает большой участок рядом с селением Кикенеиз (ныне это Оползневое, чуть выше Понизовки на территории Большой Ялты). Потратив на покупку внушительную сумму в 30 тысяч рублей, первое время Куинджи с женой живет в шалаше. Архип Иванович избегал общества, это был период затворничества.

Этот период завершился в 1901 году, когда Куинджи решил показать своим друзьям несколько новых работ. Искусствоведы отмечают, что на полотнах художника, созданных в Крыму, воздух обрел «цветность».

Берег моря, Крым

Исаак Ильич Левитан

Картины природы крымской не стали основной темой в творчестве певца природы русской - знаменитого художника Левитана. Он посетил полуостров в 1886 году, чтобы поправить подорванное здоровье, и привез из этой поездки почти полсотни пейзажей: карандашные зарисовки, этюды маслом и акварелью. Но впереди у великого живописца, выпущенного из училища без диплома художника (по диплому Левитан значился всего лишь учителем чистописания) была встреча с Волгой и главные картины в его жизни.

Кто знает, если бы судьба сложилась иначе и Левитану было даровано еще несколько лет жизни, может быть мы сегодня и восхищались крымскими творениями Мастера? Ведь Крым и открывшаяся «вечная красота» Левитана потрясли, в чем он сознавался в письме Чехову. Но и те картины, что нам известны, очень интересны.


Ай-Петри, 1886

Другую группу составляют художники, чья жизнь неразрывно связана с Крымом. В первую очередь, это Богаевский и Айвазовский.

Константин Федорович Богаевский

Крымчанин, уроженец Феодосии, первые работы которого благосклонно воспринял сам Айвазовский, Константин Богаевский в дальнейшем стал учеником Куинджи. Богаевский жил Крымом, понимал крымскую природу и посвятил ей свое творчество. Сама живопись Константина Федоровича - это пейзажи и история полуострова.


Вечер у моря, 1941

Иван Константинович Айвазовский

Рассказ о художниках в Крыму невозможно завершить без упоминания самого известного крымского живописца Ивана Айвазовского. У уроженца Феодосии Айвазовского первым учителем рисования был немец Иоганн Гросс, который и дал молодому дарованию рекомендацию для поступления в Академию художеств. За картину «Штиль» Айвазовский получает грант на двухгодичную поездку по Крыму и Европе, чуть не гибнет в Бискайском заливе, благополучно возвращается в Россию в 1844. Художник признан и обласкан властью - ему даровано дворянство, назначают живописцем Главного морского штаба (Айвазовский дослужится до звания контр-адмирала). Через год Иван Константинович перебирается в Феодосию, где становится одним из основателей Киммерийской школы живописи. Айвазовский открывает свою школу искусств, выделяет средства на благоустройство родного города, охрану памятников Крыма и на археологические раскопки, на собственные средства строит в Феодосии Музей древностей. Но в первую очередь Айвазовский во всем мире известен как художник-маринист. Некоторые свои картины он написал после поездки в осажденный Севастополь во время Крымской войны.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Великие художники Крыма Презентацию составила Богачёва С.С.

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился « Ованес, сын Геворга Айвазяна ». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Ованесу суждено было стать самым выдающимся, всемирно известным художником-маринистом, баталистом, коллекционером, меценатом - Иваном Айвазовским. Презентацию составила Богачёва С.С.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, 1848 ДЕТСТВО Презентацию составила Богачёва С.С.

Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. П ервым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Презентацию составила Богачёва С.С.

Крым и Европа (1838-1844) Лунный пейзаж с кораблекрушением, 1863 Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши » (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I . В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Презентацию составила Богачёва С.С.

Крым и Европа (1838-1844) В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI , который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. Корабль «Императрица Мария» во время шторма, 1892 Презентацию составила Богачёва С.С.

Крым и Европа (1838-1844) В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию. Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877 Презентацию составила Богачёва С.С.

В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Презентацию составила Богачёва С.С.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой », построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). Презентацию составила Богачёва С.С.

Последние дни жизни Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года Айвазовский решил осуществить свое давнее желание - еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт - героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..." В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память ». Презентацию составила Богачёва С.С.

Галерея Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи. По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество художника. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Театральном музее им. А. А. Бахрушина. Презентацию составила Богачёва С.С.

Что напоминает об Иване Айвазовском в Симферополе? Возле площади Советской, в сквере имени Дыбенко П.Е., расположен памятник братьям Айвазовским: Габриэлю и Ивану. Авторами этого памятника в столице Крыма являются архитектор - Кравченко В. и скульпторы - Токмаджян Л. И его сыновья. Презентацию составила Богачёва С.С.

Николай Семенович Самокиш родился 13 (25) октября 1860 года в Нежине (ныне Черниговская область Украины). Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института, созданного на базе «Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко», знаменитого учебного заведения, в котором учился Н. В. Гоголь. Первоначальные художественные навыки получил в нежинской гимназии у учителя рисования Р. К. Музыченко-Цыбульского, у которого также брал частные уроки живописи. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879 - 1885), класс Б. П. Виллевальде, другие известные учителя - П. П. Чистяков и В. И. Якоби. Презентацию составила Богачёва С.С.

Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск народину ». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году » получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. Презентацию составила Богачёва С.С.

В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863 - 1924) - известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина. Много иллюстрировала А. С. Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для « Коронационного сборника » получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название - Царскосельский), возведённого в 1901-1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской, посвящёнными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже. Н. С. Самокиш, «Табун орловских рысистых маток» (1890). В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика. Презентацию составила Богачёва С.С.

ПЕДАГОГ Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912 года, профессор, руководитель батального класса в 1913-1918 годах. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда. Н. С. Самокиш, «Сокольник». Иллюстрация к книге Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», т. 1 (СПб., 1896). Презентацию составила Богачёва С.С.

В 1920-е - 1930-е годы работал в Крыму. В 1918-1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года - в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный Художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. Во время немецкой оккупации Крыма (1941 - 1944) он оставался в Симферополе. Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 года Презентацию составила Богачёва С.С.

В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922-1944 жил академик батальной живописи Н. С.Самокиш» Как увековечена память о художнике Самокише Н.С.? Презентацию составила Богачёва С.С.

Просмотр фильмов 1. Николай Самокиш. Из серии « Крымчанин! Гордись прошлым» 2. Иван Айвазовский. Из серии «Жизнь замечательных людей» Презентацию составила Богачёва С.С.