Кривин Феликс Давидович. Биография. Короткие рассказы. Кривин, феликс давидович Отрывок, характеризующий Кривин, Феликс Давидович

Феликс Кривин родился в 1928 году в городе Мариуполе. В 1933 году семья переехала в Одессу. После эвакуации - в Измаил. Окончил Киевский педагогический институт. С 1955 года жил в Ужгороде. С 1998 года живёт в Израиле.

Кривин с полным основанием мог сказать, что он родом из Одессы: юмор Кривина искромётный, тонкий, жизненный - оттуда, из тех наблюдений, встреч, находок. Он в 80-е годы - король юмора. Меткие эпиграммы, афоризмы с восторгом читались в журнале "Юность". У него свой стиль, своё видение мира, его не спутаешь ни с кем. Вещи в его скетчах, пословицах, перефразе приобретают особый смысл.

Так мы узнаём, что есть удивительная страна Грамматики. Путешествуя по этой стране, ты делаешь открытие за открытием, узнаёшь, какую силу неожиданно приобретают частицы, что есть слова добрые и коварные. Например, буква "р". Ведь одно дело, когда тебя почитают, а другое, когда прочитают. Поступок становится проступком. Вы легли поспать, но вам придётся проспать.

Нужно поверить в силу слова, а если не хотите, то можете проверить.
В тяжёлые, неласковые годы Кривин в Киеве (!) выпускает газету "Антизнание - сила". Авторы газеты дерзко и наивно объявили о создании новой партии "Союза ясноголовых". Это было время борьбы с космополитизмом: Но всё, к счастью, обошлось. Потом, много позже, появились сборники "Учёные сказки", "Хвост павлина", "Принцесса грамматики".

По своим убеждениям, творческим интересам, образу жизни Феликс Давыдович ощущает себя Гражданином Вселенной. "Я ненавижу антисемитизм. Я ненавижу шовинизм. Я ненавижу национализм, определяющий достоинства человека по крови... Мне нравятся люди, которые не умеют отличить человека по национальности". В этом философия Кривина. Он мыслитель, он использует разные жанры - и в них чёткость, ясность, ничего лишнего.

Феликс Давыдович Кривин родился 11 июня 1928 года в Мариуполе в семье военнослужащего.

В 1933 году семья переехала в Одессу. В 1945 году после эвакуации приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства; ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые стихи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу. В 1951 году окончил Киевский педагогический институт.

В 1951-1954 - работал учителем в Мариуполе, там же женился. В 1954-1955 - жил в Киеве.

В 1955 году переехал в Ужгород. Работал редактором Закарпатского областного издательства.

В 1962 году был принят в Союз писателей Украины.

В 1998 году переехал в Израиль, проживает в Беер-Шеве.

В 1990 году - лауреат республиканской премии имени В. Г. Короленко.

В 2006 году - лауреат независимой литературной «Русской премии» Подкарпатской Руси.

Отрывки из автобиографии из книги серии «Антология сатиры и юмора России ХХ века», дополненные самим автором:

«Я родился в счастливом 1928 году, 11 июня. Если сумма двух левых цифр равна сумме двух правых, год считается счастливым. И в свидетельстве о смерти, выданном мне при рождении, смерть была зачеркнута, а вместо нее вписано, что я родился. Вторично вряд ли так повезет.

Счастливым было и место, где я родился: порт отправления был действительно порт - Мариуполь, Донецкой области.

После гибели отца, который не выплыл из Черного моря, мы переехали в Одессу, и я все надеялся, что отец выплывет. Год был несчастливый - 1933, из него многие не выплыли, даже на суше.

В следующем счастливом году (1+9+3+7) о моем отце говорили, что он счастливо отделался. Такой это оказался счастливый год.

Война застала меня в придунайском городе Измаиле - третьем порту, после Мариуполя и Одессы. Он тоже оказался портом отправления, но такого, что хуже не придумаешь.

Эвакуация - отправление в неизвестность, о котором известно лишь то, что нас там не ждут. Но в конце пути мы смогли остановиться, расположиться, а я даже пошел в школу и окончил 6-й класс.

По возвращении в Измаил в 1945 г. я наконец использовал этот порт по назначению: отправился в плавание на самоходной барже «Эдельвейс» в качестве ученика, а потом моториста Дунайского пароходства.

Третий счастливый год был послевоенный (1+9+4+6). Сойдя на берег я работал ночным корректором в газете «Придунайская правда». А чуть позже там же литературным работником и еще позже радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета. Вечерами ходил в школу, которая так и называлась - вечерняя. В самом начале этого года в газете были впервые напечатаны мои стихи.

Потом я учился в Киевском пединституте (факультет языка и литературы - русский отдел), а по окончании в 1951 г. был направлен учителем в исходный порт Мариуполь, вместе с еще одной студенткой, которая стала моей женой. Она была киевлянка и, конечно, скучала по Киеву, но вернуться туда мы смогли только через три года, отработав положенный срок.

Киев меня не узнал. Он не хотел никуда принимать меня на работу. И в год все той же ни в чем неповинной Лошади я оказался безработным.

Но за годом Лошади наступил счастливый 1955 год. Год счастливого Козла отпущения из Киева в Ужгород на издательскую работу. Там проработал редактором Закарпатского областного издательства с 1955 по 1964 г. За это время успел стать членом союза писателей Украины в 1962 г. Когда имеешь работу, можно оглядеться, посмотреть по сторонам. Я посмотрел и увидел сказочный рай. Но, как бывает в жизни, было много и такого, что сказки было рано писать, и я стал писать полусказки. В Москве вышла книга «В стране вещей», в Ужгороде - «Карманная школа». О следующем счастливом 1973 г. могу сказать, что я счастливо отделался - после того, как пустили под нож книгу «Подражание театру». В этом по тем временам не было ничего страшного В 1990 г. - лауреат республиканской премии имени В.Г. Короленко - за год до счастливого 1991 г., и такое бывает.

В 1998 г. уехал на ПМЖ в Израиль. Живу в Беер-Шеве, зарабатываю на жизнь пенсией и нечастыми выступлениями перед зрителями. Член союза русскоязычных писателей Израиля.

И вот я оглядываюсь на прожитую жизнь. Хорошая была жизнь, хотя и не всегда пригодная для жизни Счастливая жизнь - это бочка меда, в которую непременно должна быть добавлена ложка дегтя, для остроты, но случается, что их перепутывают и в бочку дегтя кладут ложку меда.

Но беспокоит меня одно - 1991 г. был последним счастливым годом в прошедшем столетии, а в ХХI их будет только три. В ХХ было девять - и то не медовый был век, а если всего три счастливых года - как же тогда жить нашим потомкам?

Хорошо, что не все зависит от суммы цифр и содержимого бочки и ложки. Люди будут жить, общаться, смеяться, а значит, все будет хорошо.»

Феликс Давидович Кривин— советский детский писатель, поэт, прозаик.
Родится 11 июля 1928 года в городе Мариуполь.
В 1933 году семья переехала в Одессу.
В 1945 году после эвакуации приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства; ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые стихи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу.
В 1951 году окончил Киевский педагогический институт.
В 1951—1954 — учительствовал в Мариуполе, женился.
В 1954—1955 — жил в Киеве.
В 1955 году переехал в Ужгород. Работал редактором Закарпатского областного издательства.
В 1962 году был принят в Союз писателей Украины. В Москве вышла книга «В стране вещей», в Ужгороде — «Карманная школа».
В 1990 году — лауреат республиканской премии имени В.Г. Короленко.
В 1998 году — выехал на постоянное место жительства в Израиль, проживает в Беер-Шеве.

http://dic.academic.ru

Муравей

— Почему вы не носите очки? — спросили у Муравья.
— Как вам сказать… — замялся он. — Мне нужно видеть солнце и небо, и
эту дорогу, которая неизвестно куда ведет. Мне нужно видеть улыбки моих
друзей… Мелочи меня не интересуют.

Ночь

Было тихо.
Было темно.
В темноте — сквозь окно — светились желтые зрачки звезд.
В тишине — за окном — притаились какие-то шорохи.
Мышка сказала:
— Когда я вырасту большой, я обязательно стану кошкой…

Пень

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.
— Не все сразу, не все сразу, — недовольно скрипел Пень. — Приму
сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ — шагу без
меня ступить не могут!

Окно в мир

В старину люди любили посидеть у окна, а теперь они больше сидят перед
телевизором.
Телевизор-то вообще больше показывает, по нему не только улицу, но и
разные страны увидишь. Но окно зовет прогуляться, свежим воздухом
подышать, а телевизору приятней, когда все сидят дома. Перед телевизором.
Все сидят, а он показывает, как там другие люди прогуливаются, свежим
воздухом дышат. У тех, кто дышит воздухом, такой хороший цвет лица…
Особенно на хорошем цветном телевизоре.

Парус

— Опять этот ветер! — сердито надувается Парус. — Ну разве можно
работать в таких условиях?
Но пропадает ветер — и Парус повисает, расслабляется. Ему уже и вовсе
не хочется работать.
А когда ветер появляется снова. Парус опять надувается:
— Ну и работенка! Бегай целый день, как окаянный… Добро бы еще хоть
ветра не было…

Часы, минуты, секунды

Часовая стрелка на семейных часах движется медленно-медленно.
Как дедушка.
Минутная стрелка движется побыстрей.
Как папа.
А самая маленькая стрелочка бегает быстро-быстро.
Как бегают маленькие.
Стрелка-дедушка показывает часы, стрелка-папа — минуты, а самая
маленькая стрелочка — секунды, потому что она и секунды не может на месте
посидеть.
Папа минуты не может на месте посидеть.
А дедушка сидит целый час. Для него часы пролетают так, как для других
минуты и секунды.
Грустно дедушке, что для него так быстро пролетают часы, и чтоб отвлечь
его от этих невеселых мыслей, у него то и дело спрашивают; который час?
Слышите, как?
Не которая минута.
Не которая секунда.
А который час.
Из уважения к дедушке.

Занавес

Всякий раз, когда спектакль близился к концу, Занавес очень волновался,
готовясь к своему выходу. Как его встретит публика? Он внимательно
осматривал себя, стряхивал какую-то едва заметную пушинку и — выходил на
сцену.
Зал сразу оживлялся. Зрители вставали со своих мест, хлопали, кричало
"браво". Даже Занавесу, старому, испытанному работнику сцены, становилось
немного не по себе оттого, что его так восторженно встречают. Поэтому,
слегка помахав публике, Занавес торопился обратно за кулисы.
Аплодисменты усиливались. "Вызывают, — думал Занавес. — Что поделаешь,
придется выходить!"
Так выходил он несколько раз подряд, а потом, немного поколебавшись, и
вовсе оставался на сцене. Ему хотелось вознаградить зрителей за внимание.
И тут — вот она, черная неблагодарность! — публика начинала
расходиться.

Феликс Давидович Кривин (11 июня 1928, Мариуполь, Донецкая область - 24 декабря 2016, Беэр-Шева, Израиль) - русский писатель, поэт, прозаик, автор интеллектуальных юмористических произведений, сценарист.

Биография

Родился в Мариуполе в еврейской семье. В 1933 году семья переехала в Одессу.

В 1945 году после эвакуации приехал в Измаил, где работал учеником моториста, затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства; ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые стихи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу.

В 1951 году окончил Киевский педагогический институт. В 1951-1954 годах работал учителем в Мариуполе, там же женился. С 1954 по 1955 год жил в Киеве.

В 1955 году переехал в Ужгород. Работал редактором Закарпатского областного издательства.

В 1962 году был принят в Союз писателей УССР. В Москве вышла книга «В стране вещей», в Ужгороде - «Карманная школа».

В 1990 году стал лауреатом республиканской премии имени В. Г. Короленко.

В 1998 году переехал в Израиль. Жил в Беэр-Шеве.

Творчество

В 2001 году в Москве, в издательстве «ЭКСМО-Пресс», в серии «Антология сатиры и юмора» (том 18) вышла книга «Феликс Кривин» (670 страниц).

В 2006 году - лауреат независимой литературной «Русской премии» Подкарпатской Руси.

Уже первые сборники миниатюр Кривина вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что «его маленькому жанру по плечу разные и большие нагрузки. По самому своему происхождению, по лукавой иносказательности это должна быть острая басня, злая присказка, шутливая или ядовитая притча. Поэтому так много в книжке метких критических жал. Но оказывается, что „рассказы о вещах“ могут дать и портрет героя наших дней. <…> И наконец, юмористическая побасёнка может превратиться в лирический этюд». Размышляя, в связи с одной из последующих книг Кривина, о причинах его творческого успеха, тот же критик указывал, что его миниатюры отличаются «способностью на любой предмет взглянуть с неожиданной, часто парадоксальной, стороны» и обязаны своей эффектностью «насыщенной, напряжённой, сжатой, как пружина, композиции, стремительному сопоставлению времён»; значимо для Кривина и чувство языка: «скрытые возможности слова, его двойные и тройные значения, связи со словами-родственниками, словами-соседями и словами-противниками. Каждая частица слова живёт, движется».

Кривин написал сценарии фильма «Чиполлино» (1973), мультфильмов «Бабушкин козлик» (1963), «Злостный разбиватель яиц» (1966), «Одуванчик - толстые щёки» (1971).

Избранная библиография

  • Вокруг капусты. - М. : Советский писатель, 1960.
  • В стране вещей. - М. : Советский писатель, 1961.
  • Карманная Школа. - Ужгород, 1962.
  • Полусказки. - Ужгород: Карпаты, 1964.
  • Божественные истории - М. : Политиздат, 1966.
  • Учёные сказки. - Ужгород: Карпаты, 1967.
  • Несерьёзные Архимеды. - М. : Молодая гвардия, 1971.
  • Подражание театру. - Ужгород: Карпаты, 1971.
  • Гиацинтовые острова. - М. : Советский писатель, 1978.
  • Слабые мира сего. - М. : Правда, 1979. - (Библиотечка «Крокодила»).
  • Принцесса грамматика или потомки древнего глагола - Ужгород: Карпаты, 1981.
  • Миллион лет до любви. - Ужгород: Карпаты, 1985.
  • Изобретатель вечности. - М. : Советский писатель, 1985.
  • Круги на песке. - Ужгород: Карпаты, 1985.
  • Хвост павлина. - Ужгород: Карпаты, 1988.
  • Я угнал машину времени. - Ужгород: Карпаты, 1992.
  • Завтрашние сказки. - Ужгород: Карпаты, 1992.
  • Всемирная история в анекдотах. - Ужгород: Бокор, 1993.
  • Плач по царю Ироду. - Ужгород: Карпаты.
  • Тюрьма имени свободы. - Ужгород: ПИК «Патент», 1995.
  • Дистрофики. - Ужгород: ТО «Падіюн», 1996.
  • Брызги действительности. - Ужгород: Аудиотех, 1996.
  • Полусказки и другие истории. - Ужгород: Аудиотех, 1997.
  • Избранное. - Тель-Авив: Библиотека «Ивруса», 1999.
  • Избранное: Антология сатиры и юмора России XX века. - Т. 18. - М. : Эксмо-Пресс, 2001.

Феликс Кривин - это живой классик русской литературы. Пик его популярности приходится на 70-80-е годы XX века. Сегодня его печатают нечасто, но всё написанное им по-прежнему актуально, живо и увлекательно.

Творческий портрет писателя

Пытаться однозначно определить творческий профиль писателя Феликса Кривина - бессмысленная задача. Он неподражаем во многих жанрах, хотя все они так или иначе имеют отношение к юмору. Он пишет басни, сказки, афоризмы, стихи, пародии, поучительные книги для детей.

Отличительная черта всех произведений Кривина - тонкий юмор, неординарный авторский взгляд и лаконизм. В его книгах вы не найдете длинных описаний, подробных характеристик персонажей и лирических отступлений от главной темы. Он умеет донести до читателя свою мысль посредством одной-двух фраз.

Феликс Кривин изобрел новую разновидность сказки. Во-первых, они предназначены не только для детей, но и для взрослых. Во-вторых, они максимально сжаты и динамичны. В-третьих, всё в них держится на игре слов. Кривин сталкивает буквальное и переносное значение слов, и в месте их столкновения неожиданно рождается новый смысл.

Автор учит видеть смешное в самых обычных предметах, начиная с бытовых вещей, градусников, шкафов, гвоздей и заканчивая далекими звездами и планетами. Он оживляет предметы реального мира, обращается к серьезным наукам, математике, грамматике, зоологии, делая их занимательными, и везде обнаруживает повод для искреннего и доброго смеха.

Как работает автор

Миниатюры и стихи Кривина написаны легким и живым языком, поэтому может показаться, что и сама писательская работа не составляет для автора труда. Можно предположить, что Феликс Кривин - блестящий импровизатор и создает свои произведения на одном дыхании. Они слетают с его уст, как брызги от фонтана, и его задача - только успеть записать.

Но это справедливо лишь отчасти. Конечно, идеи и образы рождаются молниеносно, а вот чтобы добиться максимальной выразительности, требуются часы, дни и недели. Жена Феликса Кривина Наталья в одном интервью рассказала, что ее муж всегда и всюду носит с собой блокнот для записей. Даже ночью он может вскочить и записать пришедшую к нему мысль или слово. А уже потом, садясь за пишущую машинку, он превращает их в стихи, сказки или рассказы.

Феликс Кривин: биография

Для детей писать сложнее всего, это Чтобы быть понятным и интересным для этой аудитории, нужно и самому суметь остаться ребенком, продолжать смотреть на мир с любопытством и интересом. Феликс Кривин и здесь нарушает стереотипы.

Дело в том, что ему самому пришлось повзрослеть довольно рано. Писатель родился в семье военного в 1928 году. Он сам называет этот год счастливым, т. к. сумма двух первых цифр года его рождения равна сумме двух последних. В пять лет он лишился отца, а когда ему было 13, началась Великая отечественная война. Рано пришлось Феликсу Кривину освоить рабочие специальности, он был слесарем, после работал мотористом на барже. Также рано он осознал и свое истинное призвание. Уже в 18 лет, в следующий «счастливый» по кривинской теории год, 1946, он твердо знал, что главное дело его жизни - литература. В этот год состоялась его первая публикация в литературной рубрике газеты «Придунайская правда».

Жизнь и дальше не баловала писателя. Еврейское происхождение закрывало перед ним многие двери. Там, где другой мог пройти напрямик, Кривину требовалось искать обходные пути. Кто знает, может, именно благодаря этим испытаниям русская литература пополнилась именем «Феликс Кривин». Биография у него весьма прозаическая, если не сказать трагическая, однако и ее он умеет рассказать с присущей ему иронией.

Путь к читателю

Время шестидесятников, поэтов, которые декламировали свои стихи на стадионах и собирали полные концертные залы, не отодвинуло Кривина на задний план. Да, его не знали в лицо, но у него был свой читатель, который раз и навсегда полюбил ни с чем не сравнимый стиль и юмор этого автора. Были среди поклонников Кривина и известные люди. Он дружил с Г. Гориным и был знаком с С. Маршаком, с большим успехом читал свои миниатюры А. Райкину и Л. Утесову.

По страницам книг

Первая книга писателя вышла в 1961 году, называлась она «Вокруг капусты» и содержала шуточные стихи и басни.

Дальше Кривина заинтересовал жанр поучительной детской литературы. В 1962 году была опубликована его «Карманная школа». Эта книга и сегодня очень популярна. В занимательной форме автор дает объяснение довольно сложных тем из курса математики, русского языка, физики. Позднее Кривин написал еще несколько книг на эту тему: «Несерьезные Архимеды» (1971), «Принцесса Грамматика» (1981), «Сказки, добытые из-под земли» (1981) и другие.

Интересовали автора и социальные темы. В 1963 году он закончил повесть «Птичий город». Это яркое сатирическое произведение впервые было опубликовано только в 1989 году, а отдельным изданием уже с немного измененным названием («Пеший город») вышло в 2000.

Его миниатюры, рассказы, стихи умеют запечатлеть мгновения времени, как это делают фото. Кривин Феликс Давидович при этом вписал свое имя в историю русской и мировой литературы не на мгновение, а на века.