Крепление грифа на болтах. Когда встречаются дека и гриф. Возвращение испанки в вену

В своей статье «Advantures in Tone Travel» в ноябрьском выпуске PG, я ходил вокруг да около того объяснения важности передачи вибраций для звука гитары. В какой-то момент, я упомянул точку соприкосновения грифа и деки гитары и назвал ее «звуковым перекрестком». Это жизненно важный участок передачи звука внутри инструмента, где высокие, средние, низкие частоты, основы звука, и различные гармоники решают пройти или спрыгнуть за борт. В зависимости от типа крепления грифа к деке гитары, конечный результат работы этого физического фильтра может многое сделать для звука гитары.

«Большая тройка» креплений грифа и деки – это гриф на ботах (bolt on) вклеенный гриф (set-neck) и гриф сквозь корпус (neck through body). Именно в таком порядке я их ранжирую по «дружелюбности» к передачи вибраций от меньшей к большей. Большинство гитар полностью вписываются в одну из этих категорий, но, вообще, существуют мириады вариаций ни их основе. Сравнивая эти варианты между собой, различные производители и мастера могут выбрать собственные методы производства, руководствуясь не только звуком.

Начнем с вклеенного грифа. Это типичное соединение «шипом в гнездо» или соединение «ласточкин хвост», когда язык грифа вклеивается в углубление на деке. До Лео Фендера (Leo Fender) по этой технологии производилось большинство гитар. Технология вклеивания грифа – это продолжение ремесла производства скрипок, поэтому она является наиболее традиционной и типична для таких инструментов, как Les Paul или акустических гитар Martin. Используя малые допуски и связующее вещество для склейки грифа и деки в одно целое, добиваются как можно более плотного соединения. Это облегчает проникновение колебаний из одной части склейки в другую. Некоторые мастера говорят, что большая площадь контакта позволяет лучше передавать колебания. Я могу понять эту теорию в определённой мере.



Конструкция «гриф сквозь корпус» - это когда гриф проходит через всю деку гитары от начала до конца. «Это посложнее в техническом исполнении», - говорит Гровер Джексон (Grover Jackson), кто, наверно, является самым известным апологетом такого дизайна. Прикрепляя систему бридж-струны-порожек-колки к одному массиву дерева, мы без сомнения можем ожидать более полной передачи вибраций из всех вариантов. Но, как обычно, и тут не обходится без своих минусов. Удлиняя гриф, мы, тем самым, уменьшаем возможности деки выполнять функции резонаторы практически вдвое. Плюсом такого варианта крепления можно считать прямое соединение грифа и бриджа. Также в этом случае гриф приводит в движение две небольшие раздельные части деки. Это похоже на приведение в движение двух 8” динамиков в сравнении с одним 12. Возможно, такая конструкция отлично подходит для прорезающего микс звука с мгновенной, агрессивной атакой. И ни для кого не секрет, что конструкция гриф сквозь корпус довольно часто используется в гитарах, разработанных для металла или для ситуаций, когда используется большое число эффектов обработки звука.


Третий, наиболее распространенный вариант крепления грифа – это крепление грифа на болтах. Такой вариант крепления стал известен благодаря работам Лео Фендера. Крепление грифа на болтах обладает достоинствами, которых нет у других способах. Самое очевидное из которых – это возможность замены грифа. Однако, это не основная причина, по которой такая конструкция был создана. Т.к. мы сфокусировались на передачи вибраций и самом звуке инструмента, то легко показать, что такой метод крепления грифа имеет свои козыри, с точки зрения производства гитар. Т.к. такая технология подразумевает механическое соединение с грифа и деки с помощью болтов, то тут не нужна особая точность, как в шиповом соединении или «ласточкином хвосте»

Можно сказать, что гриф на болтах отстает в передачи вибраций от своих вклеенных родственников, но в тоже время такое крепление имеет свой особенный звуковой почерк. Некоторая «утечка» в передаче определенных частот, присущая креплению грифа на болтах, на самом деле, помогает создать тот самый «хлопающий» тембр, который всегда ассоциировался с гитарами такого типа. Гитарный мастер Деннис Фано (Dennis Fano) признает, что гриф на болтах «имеет склонность к более «щелкающему» звуку и еще более быстрой атаке». Ион знает о чем говорит, т.к. в своих работах он использует, как крепление на болтах, так и вклеенные грифы. «Даже если приставить пушку к моей голове, я скажу, что вклеенный гриф звучит всегда немного теплее и круглее»,- отвечает Фано на вопрос о разнице в звучании между этими двумя способами крепления грифа. Он также отмечает, что выбор материала играет основную роль, именно поэтому большинство грифов на болтах изготовлены из клена. Клен – это твердое и яркое дерево, которое лучше подходит для того, чтобы держать болты, в отличии от более мягких пород деревьев, которые иногда ассоциируют с вклеенными грифами.

Джо Кнэггс (Joe Knaggs) из Knaggs Guitars признается, что иногда он выбирает способ крепления грифа исходя из стабильности и эргономики, а не только из-за звука. Для своей модели Severn он использовал вклеенный гриф, но более утопленный в деку гитары, что в свою очередь делает и деку гитары длиннее. Это дает эффект укорочения неподдерживаемой части грифа. «Чем короче гриф, тем он стабильней»,- говорит Кнэггс. И физика не его стороне – чем короче плечо, тем меньше сила, с которой давит на гриф гитарист левой рукой и меньшее усилие передается на деку. И мы снова видим, как иная интерпретация традиций может давать иной результат.

В сегодняшнем мире послепродажных модификаций и апгрейдов, мы подчас теряем из виду то, что физика, лежащая в основе, конструировании и производстве гитар, может стать, как почти непреодолимым барьером для простого улучшения фурнитуры или электроники, так и подспорьем. Взгляните на свою коллекцию инструментов с учетом сегодняшнего разговора. Возможно, что вы никогда и не думали об этом со звуковой точки зрения, по крайней мере до сегодняшнего дня.

Установим гриф гитары на свое место. Обсудим крепление грифа на винте.

У нас на форуме было занимательное обсуждение как верно называть такое крепление, на винте, на болте или с помощью болта/винта. Я буду в статье называть это креплением на винте.

Для тех, кто пошел по минимальному варианту, ремонт практически заканчивается. Осталось только установить гриф на свое место, которое не обязательно старое. Важнейшим на этом этапе будет неукоснительное соблюдение правил компенсации строя и настройки высоты струн .

Обратите внимание, что качание грифа меняет настройку мензуры, так как 12 лад и место упора грифа находятся в разных местах, то есть мензуру надо подстраивать у грифа, на котором струны уже имеют нормальную высоту. Можно установить только две крайние струны и настроить все с ними.

Вы можете подкладывать шпон дерева в места упора грифа в клец, это красные области на иллюстрации, чтобы настроить осевую, мензуру и высоты струн. Возможно, придется повозиться.

Часто бывает, что гриф очень высоко поднимается над декой, то есть между лепестком грифа и декой большой зазор и сам лепесток толстый. Я предлагаю опускать гриф и оставлять небольшой зазор, буквально не более 1.0мм. Если при настройке грифа его необходимо будет наклонить, то можно без опасений снять лепесток на самом краю, как бы заострив его.

Операция по упусканию грифа требует обработки клеца и пересверливания отверстия под винт. Старое отверстие надо заклеить деревянным чепиком.

Многим нравится оставлять гриф на винте, но настраивать всё таким образом, чтобы винт закручивался до упора . В стандартном варианте гриф на винте качается на области клеца на уровне красных точек на иллюстрации. Струны тянут в одну сторону винт держит. Металлические струны достаточно крепко прижимают гриф к клецу, а вот нейлон не очень, особенно недорогой, который ставится обычно на эти гитары. Действительно, хорошо сделать так, чтобы гриф прикручивался жестко к клецу.

Достигается фиксированный прижим путем подсовыванием чего-либо чуть ниже винта. Обратите внимание на важный момент, что есть опасность поломать клец, если опустить упор слишком низко, и винт слишком сильно затянуть. Клец расколется по линии отверстия для винта по слоям. Поэтому предлагаю упор делать на уровне синей области (см. иллюстрацию), а не опускать в самый низ клеца.

Очень помогает для определения высоты зазора в закрытом пространстве шарик пластлина. Я его оборачиваю пленкой пакетной, чтобы ещё и не пачкал. Шарик пластилина сплюснется именно до нужной высоты.

В природе существуют и другие виды крепления грифа на винте. Несколько винтов могут закручиваться в пятку через клец или в пятке могут быть установлены винты, на которые потом прикручиваются гайки. Возиться с советским грифом так сильно необязательно, но пишу, чтобы вы знали.

Также есть мнение среди многих известных мастеров, что никакой разницы в звуке гитары, будь он вклеен или на винте, нет.

ЛЮБИМЫЙ ВЕЕР СТАРИНЫ МАРТИНА

Современная гитара типа "парлор " со схемой Шерцера (мануфактура D"OFF, Санкт-Петербург)

Ничего не меняется. Скоро Новый Год, мы бомбим, там убили, здравоохранение все лучше, мир ненавидит всех, потому что все ненавидят мир, президент с уверенностью смотрит в завтрашний день, а над Москвой - вместо запланированного снегопада - периодически идут весенние дожди.
С чего бы меняться и нам? Не с чего нам меняться. Мы напишем новую статью об эволюции гитары, а заодно - исправим недочеты старой. Расскажем о конструктивных частях гитары, которые в той статье упоминались просто так - как нечто само собой разумеющееся.
Нам в соцсети (и в Фейсбук и во Вконтактик) пришли закономерные упреки. Мол, что это за ликбез, каждое второе слово в котором нужно гуглить? Виноваты. Исправляемся.
(Чтобы статья не разрасталась бесконечно, некоторые пространные пояснения из других ресурсов - мы выводим отсюда гипепрссылками. Смело щелкайте, переходите - и получайте дополнительную информацию)
Ведь что такое гитара? Деревянный барабан, функция которого - усиливать звуковые колебания струн, при этом - не разваливаясь. Красота, удобство - важные производные, но совсем не главные.
Но это - только вопрос интерпретации. Ведь для друзей вон тот старичок - импозантен, а для патриотически настроенных старушек - вылитая крыса. И усы его крысиные.
Гитара, действительно, вполне может быть деревянным барабаном, когда, как говорили в нашей замечательной советской школе, у монгола жопа гола. После рук мастера этот ящик закономерно становится произведением искусства и сложным произведением инженерии.

КЛЕЦ

В архитектуре есть приспособление, которое устанавливают в последнюю очередь. Библия называет его поэтически - «краеугольным камнем», прозаичные ремесленники зовут «замковым камнем» - сути это не меняет. Когда построен свод, в его центр самым грубым образом вбивают этот камень - и с этого момента свод может нести всю конструкцию, не разваливаясь, а в собор можно пускать архиепископа, как в дом - кошку.

В гитаре роль замкового камня выполняет клец.

Происхождение термина - темна вода во облацех. Произошло оно от части боевого топора, а сама эта часть - «клевец » - названием обязана клюву. Почему в нашем языке именно клецем назвали две опорные чурки - вверху и внизу гитарного корпуса - малопонятно. Англичане, к примеру, особо не заморачиваются и называют детали headblock и tailblok , т.е. головной и хвостовой брусы. Но у нас язык, как вся Россия, аршином общим не измеряется, потому смиримся. Раз клец - пусть будет клец.

Клецы держат все - верхнюю деку, нижнюю деку, обечайки. К верхнему клецу разными способами крепится гриф.
Именно споры о клеце (а не о пружинах, как думают некоторые эрудиты) разделили в свое время школы лютнеров.
Напомним, что гитара принадлежит к щипковым инструментам, а уже - к лютневым. Второй подраздел щипковых - цитровые, а их отличие от лютневых - в отсутствии грифа.
Название ее пришло из греческого - от «кифары».
Первая современная лютня появилась в Европе в XIII веке. У нее был овальный корпус, короткий гриф, отогнутая голова и самое разное количество струн. Максимально - двадцать четыре, обычно же - пять, заключенных в пары (хоры).
К XVIII веку лютня резко теряет популярность, т.к. в моду входят клавишные. Но в одной стране гитаре никогда не изменяли - в Испании.
Тамошняя гитара - виуэла - имела пять струн и одну дополнительную. Не басовую, как сейчас, а специальную - для ведения мелодии. Первоначально, гитара имела четыре струны, а пятую догадался установить современник Сервантеса - Висенте Эспинель, знаменитый бард и поэт. Пятиструнные гитары с успехом изготавливал Страдивариус - с тем самым строем, какой мы имеем сейчас: ми, си, соль, ре, ля.
Дублирующая басовая ми появилась позже - в самом конце XVIII веке. Исследователь гитары и сам - гитарист-виртуоз Эмилио Пухоль говорит, что первое упоминание о шестиструнке относится к 1799 году, но по сохранившимся источникам - можно найти более ранние образцы. Возможно, Пухоль имел в виду, что с 1799 года такие гитары становятся фактическим стандартом.

Так получилось, что гитара, распространившаяся по всей Европе, к XIX веку имела один признанный инженерный центр, который располагался в Вене. Можно взять любую гитару того времени - и быть уверенным, что сделана она по канонам австрийской школы. Причина проста - на востоке Европы немного видоизменили испанскую виуэлу - и решили остановиться; больше ничего не менять. Виуэла, как светлый образ стервозной маменьки - хранился в сердцах мастеров, подобно засушенным цветам в книге.

ВЕНСКАЯ (АВСТРИЙСКАЯ) ГИТАРА

Венская школа гитаростроения шла по пути наименьшего сопротивления. Что требуется от краеугольного камня? Держать конструкцию? Вот пусть и держит.
Как там у виуэлы? Брус сверху, второй снизу - и все, готово дело. Пусть так будет и в гитаре.

В Австрии непререкаемым авторитетом была школа мейстера Иоанна Георга Штауфера . Он должен был делать скрипки, но по какой-то причине стал делать гитары - и наплодил столько учеников, что разобраться в его последователях - задача не самая легкая.
Но мы точно знаем два знаменитых имени - Шерцера и Мартина . Эти ученики Штауфера дали название схемам пружин, которыми оснащаются гитары по сию пору.
О пружинах - чуть позже, а пока продолжим о клеце.

Венский клец представляет собой брусок прочного дерева, на котором, как мы сказали, крепятся все остальные части гитары, причем гриф крепится особым образом - с помощью паза, который называют «ласточкин хвост». Собственно, «ласточкин хвост» - совсем не музыкальный термин. Это обиход строителей, у которых этих стыков - больше чем аккордов у дворового гитариста: и в лапу, и в шип, и в стык и, в частности, в ласточкин хвост. Никакой романтики - стык похож на ласточкин хвост, потому назван «ласточкин хвост». Ну вот почему мы называем собаку собакой? Очевидно же - потому что она очень смахивает на суку.


Венская гитара 1825 года. Видна простая выборка под гриф в верхнем клеце.

Это очень надежное соединение. Настолько надежное, что до сих пор от него не отказываются. Если вы, любезные читатели, в спецификациях гитары встретите что-то типа «гриф австрийский» или «гитара австрийской школы» - будьте уверены, что имеется в виду именно венский способ крепления грифа в стык «ласточкин хвост».

Жизнь Штауфера не была особо радужной. В тридцатые годы XIX века, как учат выражаться на факультетах журналистики, «назрела проблемная ситуация». Он попал в долговую яму - и тогда-то от него в Америку сбежал искать счастья Кристиан Федерик Мартин , чье имя в мире широко известно, а вот имя его учителя - не столь широко. Фатум.

ДЕКА


Немецкая фабричная гитара сороковых годов XX века, собранная по венской схеме

Главным звуковым излучателем гитары является верхняя дека. Из чего ее делают сейчас - мы уже говорили тут (). А в XIX веке ее делали из всего, что звучало. Из ели, кстати, тоже. Звуковые характеристики верхней деки становятся наилучшими при ее толщине порядка трех миллиметров. Тому, кто плохо представляет себе, что это такое, нужно пояснить - это очень тонкий деревянный пласт. Массив, - как говорят гитаристы. Очень нежный. При эксплуатации гитары неукрепленная верхняя дека неизбежно деформируется.

Понятно, что деку необходимо укреплять.
Укрепляющие элементы делят на три группы. Делят условно - по функциям, т.к. по конструкции они различаются очень мало или не различаются вовсе.

Это рипы , это пружины и это футеры .

Основное укрепление выполняют рипы . Практически всегда они расположены горизонтально. Они прочные, они довольно толстые и высокие. Если залезть рукой в резонаторное отверстие классической гитары, то прямо под ним - можно нащупать главную гитарную рипу - гармоническую. Рипы не дают декам гитары западать или наоборот - выгибаться вверх.


Битва происходит между двух рип задней деки. Поперек рипы - идет футер . По центру виден верхний клец , а по стыкам обечаек и дек - идут наборные контробечайки , в которые концами врезаны рипы. Пружин здесь не видно. Они расположены на верхней деке, а трагедия убивания животного - происходит на нижней.

Под гармонической рипой - находятся пружины .
Пружины тоньше рип, меньше рип. Они не только цементируют деку, они ее еще и настраивают. Пружины особым образом скалопируют, т.е. скальпируют, т.е. убирают у них некоторый объем - больше всего по оконечностям.
Скалопированием добиваются двух целей. Во-первых, выбирая объем пружины - можно изменять настройку деки. Дека будет звучать иначе. Во-вторых - убирая объем с оконечностей, добиваются того, что место, где заканчивается пружина и начинается чистая дека - почти не испытывает нагрузки, а значит в дереве не образуются напряжения. Оно не пойдет трещинами, оно не лопнет при перепаде температур. Рипы скалопируются подобным образом, но не столько ради звука, сколько для смягченного перехода рипы в деку.


Под резонатором - гармоническая рипа, а под ней - пружины по схеме Шерцера очень характерной формы Z

Совсем просты футеры .


Задняя дека. Футер.

Это подпорки и заглушки. Никакой музыкальной функции они не несут, и их шлепают в самые опасные места - просто перестраховываясь. Если заглянуть в резонатор очень хорошей гитары, можно увидеть, что задняя ее дека проклеена сверху донизу вертикальной шпалой. Это и есть футер. Кроме того, футеры клеят на обечайки - просто на всякий пожарный. Футерами преграждают путь расползания начинающимся трещинам. В общем и целом, именно на вашей гитаре - футеры могут быть, а могут и отсутствовать. Все зависит от энтузиазма производителя. На моей классике, например, я обнаружил два малюсеньких футера по задней деке. И это верное решение. Классику не нужно перегружать лишними деревяшками. Зато мой полномассивный парлор - весь в футерах, как логовище Шелоб в паутине. И это тоже оправдано, т.к. полный массив лучше переберечь, чем недоберечь.


Классическая гитара по схеме Торреса. Очень хорошо видно, что обечайки укреплены футерами.

Гитарные боковины называют обечайками . Это тоже не гитарный термин. «Обечайка» - это барабан без дна и верха. Саксы, кстати, и здесь долго не думали. Никаких обечаек у них нет, а есть просто sides - стороны. Простой функциональный язык. Понятный - что немаловажно. Деки к обечайкам крепятся контробечайками . Опять заглянем в резонатор. Видите деревянный обод в месте стыка дек и обечаек? Вот это и есть контробечайки, контрики. Иногда они цельные, но чаще - наборные, состоящие из чопиков, приклеенных вплотную друг ко другу.

Пружины и рипы очень часто врезают и вклеивают в эти контрики. Это делает гитару более прочной, но, одновременно, довольно жесткой, тугоподвижной. Испанцы не любят такого рода вклейки, но так их гитары и не живут долго, зато немцы - любят. И получают звук, который не очень любят музыканты. Нет в нашем скорбном мире единственно правильного решения. Приобретая чего-то, что-то теряем.

Ладно, ближе к нашему захватывающему сюжету.
Мы уже поняли, что гриф в венской традиции - вклеивался в клец.
Имелась еще одна особенность - схема пружин, которую сейчас называют по имени ученика Штауфера - Шерцера, или еще Z-braces - по самой распространенной разновидности схемы, похожей на букву Z.


Эталонная Z-схема пружин Шерцера. Так чаще всего и делали гитары венской школы. Заметим, что контробечайки - цельные, а не наборные, как на иллюстрациях выше.

Венские гитары играли (и, кстати, отлично играют до сих пор), но мастеров они не удовлетворяли.
Чем же был плох Шерцер? Почему он постепенно забылся, а точнее - почему был вытеснен с рынка новыми схемами пружин? Да ничем. Это отличная схема пружин, минимально нагружавшая корпус, практически не стеснявшая деку.
Скоро мы ответим на этот вопрос и вы, любезные читатели, удивитесь прозаичности решений лютнеров.

ОТ Z К ВЕЕРУ

Для этого - нужно поговорить о Торресе и Мартине.
Как-то так получилось, что люди сложили миф, который соотносится с историей, как соотносится дуб с голодом кошки. Мол, Мартин придумал свою оркестровую модель - приспособив испанку Торреса под эстрадные цели. Методами Шерлока мы легко распутаем, что пичуга оказалась в зубах кошки именно на дубе - и во всем этом есть какая-то связь - жадность хозяйки, например, но, в общем и целом, перед нами - разнопорядковые явления.

Дело в том, что Торрес и Мартин творили собственные - в высшей степени оригинальные инструменты - одновременно. Это был промежуток в десятилетие - где-то 40-е, 50-е годы XIX века. Мастера били почти одинаковые шишки, но факт - друг у друга ничего не крали.
Прототипом и Торресу и Мартину - служила венская гитара Штауфера. И Торрес, и Мартин первоначально делали именно гитары венской школы.

Начнем, пожалуй, с Торреса.
Если мы вспомним , вспомним и то, что в той статье постоянно подчеркивался крайний консерватизм испанских гитар. Итальянцы меняли формы, французы вкручивали в корпуса какие-то дурацкие стразики, немцы постоянно переделывали пролетки грифа, а испанские гитары…


На фото - испанские барочные гитары, между которыми - 37 лет (1802 год и 1839). Это огромный промежуток для гитаростроения. Но испанки - практически остались без изменений.


Для сравнения - вот так в тридцатые годы выглядели немецкие гитары. Была мода на вычурный тип корпусов.

Как в сказке: «В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный. На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места, В том гробу твоя…

Понятное дело, твоя испанская гитара.

Испанские мастера упорно ничего не меняли. Из них получились бы прекрасные программисты. Они не желали зауживать талию и расширять бока. Возможно, они просто не видели дородных кустодиевских красавиц , а их испанские анорексички не располагали к художествам. Испанцы не делали никаких экспериментов с грифом и смачно плевали на модный перламутр.
И надо же такому случиться, что именно они - совершили революцию. Что лишний раз доказывает необходимость инженерных новаций и полнейшую бесполезность бесконечных улучшений.

Торрес не был учеником Штауфера. И слава Богу. Он не хранил ни малейшего пиетета перед памятью венского мейстера. И, соответственно, не путал инженерные амбиции с чувством благодарности.
Первые его гитары были венскими. Он умел их делать и делал их прекрасно.


Одна из первых гитар Торреса. Это венская гитара.

И он видел все их недостатки. А еще он умел четко формулировать цели и выбирать методы, которыми к своим целям шел.
Во-первых, его не устраивало то, что венская гитара была парлорной, т.е. салонной, и не предназначалась для использования в больших концертных залах, которые просто не была в состоянии озвучить.
Помните романс?

«А в сумерках кони проносятся к Яру.
Ну что загрустили, мой юный корнет?
А в комнатах наших сидят комиссары
И девочек наших ведут в кабинет».

Малинин пел этот романс с такими надрывными интонациями, что казалось, будто яр - это крутой обрыв, метафора катастрофы (вспоминаем печальный Бабий Яр - и аллюзии настигнут нас сами). А на деле - кони несли забулдыг к богемному ресторану «ЯрЪ» , где сапоги со смальцем, где цыгане, где скрипки - и где те самые салонные гитары. И где, конечно, кабинеты - те самые парлоры. Места музицирования, гурманства и разврата. Где пахло пороком и лавандой.
Не во врачебные же кабинеты, в самом-то деле, вели комиссары девушек наших.

Торрес поставил своей задачей - вывести гитары из парлоров (из салонов, из кабинетов). Для этого требовалось сделать ее громче.
Очевидный путь к цели - увеличение корпуса. Торрес первым сделал мензуру инструмента в 650 мм. Он же - расширил обечайки. Гитара, которую мы сейчас зовем классической, тогда приобрела формы, которые мы знаем и к которым привыкли. Да-да, с тех пор, с поры Торреса - она практически не изменилась.


Две гитары - Crusader CC-120 2014 года выпуска и гитара схемы Торреса 1860 года (мануфактура Молино). Различить их невозможно.

Да, родной читатель, вопреки мифу, Торрес не облегчил конструкцию, а напротив - усилил ее. Гитара стала крепче.
Но - звучала все равно посредственно. И это была вторая проблема - посерьезнее первой. Выяснилось, что просто разгромадить инструмент мало. Нужно было что-то еще. Но что? Ничего очевидного в голову не приходило довольно долго. Но старая истина "когда не знаешь, что делать,- наблюдай" не подвела его. Как судачат злые языки, раз Торресу показали детский фокус с яйцом, которое невозможно раздавить, зажав в ладони. Удивительное дело - хрупкая скорлупка отчаянно сопротивлялась мощной руке - и побеждала.

Муза - дама хотя и капризная, но на уговоры падкая. Однажды она все же решила зайти к Торресу в гости и подсказала очень изящное решение: корпус гитары нужно напрячь, как напрягают барабан. Чтобы он был не простым гробиком с дыркой, на который натянули кишки мертвой скотины, а подобным яичной скорлупе - хрупким и прочным. Настолько чутким, чтобы кухарка, зажегшая рядом с гитарой спичку - в испуге отскочила, потому что гитара бы от спички запела аккордом.
Первым делом Торрес выкинул верхний клец, т.к. решил, что напряженности корпуса нельзя добиться, если сам корпус собран из разных частей методом понавтыкания одно в другое. Он решил сделать гитару - единым организмом.

Торрес решил сделать корпус гитары - продолжением грифа, а для этого - продолжил гриф конструкцией, напоминающей испанский сапог. Обечайки собирались прямо на грифе, а плоскости сапога - распирали корпус изнутри.
Выбор был сделан блистательно. Корпус напрягся, зазвенел, а эксперименты с пружинами привели к тому, что дека приобрела практически идеальный баланс.


Чуть видоизмененная гитара по схеме Торреса. Гриф, продолжающийся в "испанский сапог", знаменитый веер, наборные контрики, мощный футер по задней деке, футеры на обечайках, и скалопированные рипы, придающие деке форму линзы. Видоизменение коснулось схемы верхней деки. Мастер чуть поиграл со схемой пружин. Не будем подсказывать - пусть внимательный читатель сам увидит, что в ней не так.

Вот и все отличие испанской гитары Торреса от венской гитары Штауфера.
Если вы читаете в спецификациях что-то такого типа: «испанский сапог», «под декой веер», то сразу понимаете, что речь идет о гитаре Торреса. Она больше венской гитары, верхний клец у нее соединен с грифом, у нее веерная схема пружин.

ПОТОЧНЫЕ ИСПАНКИ

Отдельно нужно сказать о фабричных испанках.
Дело в том, что заводское производство диктует собственные условия, главное из которых - конвейерность, а значит разделение технологических узлов. Другими словами, на фабрике очень трудно отдать одному узлу - очень трудоемкую операцию. Конвейер должен двигаться быстро, каждый узел должен производить что-то совсем элементарное.
По этой причине, конструкцию Торреса несколько видоизменили - в сторону упрощения, конечно. Испанский сапог, распирающий и напрягающий корпус, оставили, но гриф от него отделили. По сути, на место вернули венский клец, но сделали его по типу испанского сапога. Гриф в него, конечно, стали вклеивать тем же ласточкиным хвостом.


Пример мануфактурной адаптации. Виден "испанский сапог", но он не продолжается в гриф.

Все остальное - веер, мензуру в 650 мм. - оставили без изменений. Хорошо это, или очень хорошо - решать только покупателю. Кто хочет классику Торреса - и может себе ее позволить - обращаются к мастерам. И платят им не совсем адекватные деньги. Кому нужна просто «испанка» - с типичным испанским звуком - идут в магазин. Их тоже греет мысль о приобщении великой школе, как грела мысль об империи британскую королеву, которую мать, отправляя на первую брачную ночь, напутствовала прекрасными словами: «Закрой глаза и думай об Англии».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСПАНКИ В ВЕНУ

Старая гитара венской школы почти умерла. Нововведение Торреса оказалось выигрышнее - с какой стороны ни посмотреть. Нужно было отказываться от Шерцера, барочных корпусов, принимать мензуру 650 мм. В общем, приходить к истине путем асимметричного унижения. Испанцы рискнули - и выиграли.
Тевтоны горды, но не глупы. Они полуподтвердили-полусогласились, что гитара Торреса - лучше старой венской гитары - и сделали испанку, но - свою испанку.


Crusader CC-120. Испанка с венским клецем.

Приняв без изменений пропорции корпуса, схему пружин веером, они, все же, оставили венский клец, в который вклеивают гриф своим старым способом ласточкиного хвоста. Кроме того, немецкий веер - не испанский веер. Немцы, с выражением усталости от чужого счастья, стали жестко закреплять пружины в контробечайку, отчего немецко-испанские гитары стали звучать с сильным немецким акцентом.
Где шкворчат колбаски, где все стабильно и предсказуемо, а в дальней комнате - мягко горит настольная лампа.
Как бы то ни было, у испанок немецкой сборки - полно поклонников. Это очень спокойные гитары, за которые не страшно в плане сохранности и от которых не нужно ждать замысловатых кренделей.


Вот - испанка, сделанная руками немцев. И форма на месте, и пружины - по канону, и мензура выверена, а клец - свой, родной, венский.

В мире не только гуляют ураганы. В нем есть стабильность. Как замечательный журнал «Гефтер» - при сотнях авторов - кажется написанным одной рукой, так и все немецкие классические гитары - неуловимо напоминают друг друга.

А В ЭТО ВРЕМЯ МАРТИН...

Что же в это время происходило в Америке?
У Мартина работа кипела, как горячий ключ на Камчатке.
На Новой Земле Мартин тоже скептически смотрел на венский парлор. Американская переогромленность, заглушающие бэнды и повальная музыкальность - точно как раньше Торреса - привели его к формулированию цели. Гитару нужно было сделать громче. Еще громче!
Мартин пошел путем, отличным от пути Торреса.

Он решил делать гитару, которая была бы еще больше гитары Торреса. Он задумал целое семейство таких гитар, которые обобщенно назвал «фолками », т.е. «народными».
Сейчас мы их так не зовем. Название «фолк» отошло к совершенно конкретному корпусу - довольно небольшому, а все его семейство больших эстрадных гитар стали называть «вестернами », т.е. «западными».

Мартину показалось мало увеличить корпус. Он решил заменить жильные струны - металлическими. Результат был ошеломляющим. Гитара зазвенела так, что ее стало слышно даже в оркестре. Неслыханное доселе дело.
Радость его была недолгой. Схема Шерцера не держала запредельной нагрузки металлических струн. Инструменты некоторое время играли, а после - складывались напополам. Мартин узнал о веерной схеме Торреса. Попробовал и ее. Опять неудача. Даже веер Торреса не держал металл. Гитары ломались.

И Мартин решил так. Металл раскачает хоть почтовый ящик, потому раз - мы сделаем деку толще, и два - мы переставим схему пружин с ног на голову. Z не подходит, веер не подходит, значит мы поставим пружины кракозяброй, а в ее промежутках поставим дополнительные ребра жесткости.

Он то убирал гармоническую рипу, то возвращал ее, то возвращался к Шерцеру, и его Шерцер был устрашающим. В итоге, классический вариант схемы Мартина стал таким: по центру - огромный Х, в верхней части которого - резонатор, с каждого боку - по две дополнительные пружины, и еще две дополнительные пружины, самые мощные - в нижней части икса.
Торрес, считавший, что инструмент для гармоничности - должен выглядеть гармонично - ужаснулся бы, но Мартин давно стал американцем и перестал обращать внимание на запах розы в грозы. Главное - он достиг цели. Гитары перестали ломаться, а их громкость порой пугала, да и по сию пору способна поразить в самое сердце неподготовленную пенсионерку.
С такой схемой не поиграешь пахебельный канон (хотя у китайцев - получается и ). Такая гитара требует «По полю танки грохотали», ну или Helter Skelter- на совсем уж крайний случай.


1840 год. Эксперимент Мартина с веером.


1840 год. Один из первых крестов.


1840 год. Попытка возвратиться к Шерцеру.


1929 год. Один из последних вариантов креста.


1944 год. Классический крест Мартина. Снизу - две мощные пружины.


Вот он - устрашающий крест схемы Мартина. Две нижние пружины идут не справа-налево, сверху-вниз, а наоборот. Это вариации конкретного гитарного инженера. Принципиальной разницы нет. Сколько мастеров - столько и тонких вариаций схемы Мартина. 1945 год. Дредноут D-18.

Надо сказать, что над клецем Мартин особенно не задумывался. Его гитары были со стандартным венским креплением грифа, который он, кстати, стал закреплять не по 12 ладу (как Торрес), а по 14.
Современные последователи Мартина - не склонны себя сдерживать. Они смело комбинируют разные схемы, а уж испанский сапог ставят - когда им это в голову приходит.


Испанский сапог Торреса - на дредноуте с крестом Мартина. Типичный современный гибрид.

У Мартина собственные артикулы гитарных корпусов, о которых будет интересно рассказать - в следующих статьях, - но сейчас нам важнее уточнить, что самая знаменитая форма, изобретенная им - дредноут . Тот самый прямоугольный инструмент - самый популярный в мире. Кроме того, именно от Мартина пошло обобщение гитар с «крестом» под декой. Их стали называть вестернами . Со временем появились вестерны самых разных форм - даже парлоры. Самые популярные из них: фолки (по размерам близки к испанкам), гранд-аудиториумы (и практически идентичные им малые джамбы ), дредноуты и самые большие - джамбы . У всех, даже у парлоров, под декой - обязательный мартиновский крест.


1958 Martin 00-28G, 1962 Martin 000-28C, and 1968 N-20.


Самое знаменитое изобретение Мартина - дредноут. Модель, разошедшаяся копиями по всему миру. На фото - французская реплика дредноута Crusader CF 6001 FM

ШЕРЦЕР УМЕР? ДА ЗДРАВСТВУЕТ ШЕРЦЕР!

Да, друзья, долой упаднические настроения! Шерцер не просто жив, он еще и входит в моду.
Мы не зря поставили заглавной - фотографию парлора, сделанного в 2015 году одной петербургской фабрикой. У венской парлорной гитары - свой, совершенно особый звук - не похожий ни на классику Торреса, ни на вестерны Мартина. Даже мартиновский парлор - с крестом под декой - будет радикально различаться по звуку от парлора с Z схемой пружин.
Похоже, нас ждет постепенное возрождение старой венской школы гитаростроения - и это просто замечательно.

Теоретик занимается просчетом возможностей, практик - зажигает уличные фонари, а философ понимает, что теоретики, практики и фонари - просто феномены, чье существование оправдано самим фактом существования - и ничем иным.
Если появилась дорога, значит ее сначала топтали звери, потом утюжили люди, а после - дорога закончится городом. И все это вместе - единый неизбежный процесс, с которым спорить так же хорошо, как спорить с восходом солнца.

Из перечисленного нами - нет гитар лучших. Каждая из них соответствует цели. Или к цели ведет. А значит - должна существовать. как существует солнце, восходом которого мы довольны совсем не каждое утро.

По-своему, электрогитары – не менее «живые» инструменты, чем акустики . Многие считают, что электрическая гитара, что-то вроде робота, у которого нет «души». На самом деле, это заблуждение. Ведь электрогитара ручной (или качественной заводской) работы в полной мере обладает одухотворённостью.
Качество и особенности звучания каждой электрогитары во многом зависит от конструкции грифа, а также способа, при помощи которого гриф прикреплён к корпусу. Есть четыре основных вида крепления грифа электрогитары: neck-trough (по-русски «сквозной»), bolt-on (крепление с помощью болтов), half-trough body (сквозной наполовину), glued или set neck (дословно – «вклеенный»). Рассмотрим каждый из этих способов поподробнее.

Сквозное . Такой тип крепления является самым дорогим и считается наилучшим. Чаще всего он встречается на бас-гитарах . Инструмент с таким креплением грифа звучит ровно, без скачков по всему частотному диапазону, но низких частотах обычно бывает небольшое снижение резонанса. Гитары со сквозным креплением очень удобны, обладают хорошим сустейном (продолжительностью звучания нот), на них легче даются исполнения сложных соло-партий. Но есть и существенный недостаток: в случае появления повреждений, ремонт неминуемо будет дорогостоящим. Чаще всего, после поломки, при таких креплениях ремонт невозможен. Сквозные крепления часто используются в гитарах Jackson , но не только. Ещё пример — BC RICH Mockingbird ST Trans.

Сквозное крепление грифа

Болтовое крепление . Массовый, широко распространённый способ. Отличается практичностью и простотой — в случае появления на грифе дефектов (или просто при желании заменить его на новый) — съём и новый монтаж части производятся быстро и легко. Особенности — острый тон, относительно слабый сустейн. Отличный выбор в качестве ритм гитары в тяжёлом роке. Главное, чтобы гриф плотно прилегал к корпусу. Чтобы убрать даже самый мелкий зазор — смело несите инструмент к мастеру. Процедура обойдётся недорого и сделает звучание намного лучше. Болтовое крепление применяется в ряде моделей практически у всех производителей. Вот пара примеров: BC RICH Warlock Revenge White (RWGW), YAMAHA PACIFICA 112J, STAGG S300 Redburst.

Болтовое крепление грифа

Полусквозное . Этот способ появился в конце восьмидесятых и мало кого вдохновил, из-за чего сегодня гитары с таким креплением грифа встречаются крайне редко. В отличие от сквозного соединения, в данном случае корпус не разделён пополам, а полностью целен. Звучание, в общем, такое же как и у инструментов со сквозным грифом; незначительные отличия могут встречаться в тех или иных моделях, но не систематизировано. Tung и Ibanez относительно часто выпускают бас-гитары с полусквозным креплением.

Вклеенный гриф . Многие крупные производители (например, Gibson) крепят гриф таким образом в дорогостоящих моделях. Деталь ставят в специальную выемку и плотно закрепляют эпоксидной смолой. Благодаря вклеенному грифу, при звучании отлично передаются акустические характеристики древесины, из которой изготовлен инструмент. Атака — мягкая, то есть звук бархатист и богат обертонами. Сустейн — отличный.

Вклеенный гриф на гитаре

На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не знают или не догадываются. Итак, как же сделан гриф? Почему у одних гитар на головке грифа есть специальные железные штучки, под которыми пускаются струны, а у других - нет?

Какой гриф лучше - вклеенный или болчёный? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье, которая целиком посвящена технологии производства гитарных грифов.

При изготовлении гитарного грифа мастер должен учитывать несколько важных факторов. Самый первый - это тип распила - тангенциальный (flat (slab) sawn) или радиальный (quarter sawn). Если вы не знаете в чём разница, мы процитируем один из сайтов по обработке древесины:

Радиальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. Древесина таких досок довольно однородна по цвету и текстуре, межкольцевые размеры минимальны. Доски радиального распила устойчивы к внешним воздействиям, практически не подвергаются деформации и обладают высокой износостойкостью. плоскость разреза проходит через сердцевину ствола.

Тангенциальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины, по касательной к годичному слою ствола. Такие доски имеют ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Доски тангенциального распила имеют более высокие коэффициенты усушки и разбухания, но более доступны по цене. Оцените отличия на фотографии.

Нас интересует как это сказывается на качестве гитары и на ее звучании. Гриф с радиальным распилом более прочный, жёсткий, выдерживает большее напряжение, в целом более стабильно себя ведет. Иными словами, отстроив такой гриф один раз, вам практически не понадобится его подстраивать и крутить анкер. Этот гриф будет держать нужный угол очень долго. гриф с тангенциальным распилом более гибкий, реагирует на толщину струн, его придётся подстраивать чаще, особенно в условиях перепада влажности и температур. Как вы уже наверное догадались, большинство проблем с грифом происходят от анкера. Этот железный стержень внутри грифа придаёт ему жёсткости, а также позволяет регулировать прогиб грифа в соответствии с требованиями гитариста.

Помимо стабильности многие музыканты отмечают разницу в звучании грифов с разного распила. Из того что я слышал и читал, большинство музыкантов говорят, что грифы тангенциального распила звучат более мягко, а низкие частоты менее сфокусировано. Грифы радиального распила ярче, низы более чёткие. Как вы уже поняли, радиальный распил дороже. Грифов тангенциального распила можно сделать из одного и того же куска дерева больше чем радиальных. Так как не все готовы платить эту разницу в цене, были придуманы многослойные грифы, которые по свойствам и звучанию приближаются к радиальному распилу. В этом случае мастер берет два или три куска древесины тангенциального распила и склеивает их между собой.

Гриф получается более жёстким, чем традиционный гриф тангенциального расипла + при изготовлении используются более мелкие куски дерева, что позволяет существенно снижать отходы при производстве. Также при этом способе изготовления грифа мастер может экспериментировать с разными породами древесины и, таким образом, менять звучание грифа в конечном итоге. На этом изображении - гриф гитары Alembic, в котором были использованы Клён (низ и верх), вишня (центр) и экзотическое пурпурное дерево. Этот гриф не только жёсткий, прочный и стабильный, но и обладает уникальным звучанием.

Клей или болты?

Еще один предмет горячих споров среди гитаристов - это способ крепления грифа к корпусу гитары. Существует три вида крепления грифа - болчёный, вклеенный и сквозной (сквозь корпус). Каждый из этих видов имеет свои особенности как в звуке, так и в удобстве игры.

Болчёный гриф гитары (bolt-on)

Болчёный гриф крепится к корпусу гитары при помощи болтов. Как вы догадались? Гриф вставляется в специальный "карман", выпиленный в корпусе и держится на месте при помощи стальных или деревянных болтов. Впервые эту конструкцию применил Лео Фендер в своей гитаре Fender Telecaster. Многие считают, что Лео просто хотел сэкономить на производстве, но истина как всегда, где-то рядом:) Лео был очень практичным человеком и хотел чтобы его гитары тоже были практичными. Он рассуждал так: если с какой-то частью гитары возникнет проблема, должна быть возможность её заменить без помощи дорогостоящих гитарных мастеров. Если гитара собрана правильно, этот метод позволяет получить прочный стык дерева к дереву, корпус к грифу.

И хотя многие считают это просто более дешевым способом, хорошую гитару с болчёным грифом сделать даже сложнее, чем среднюю со вклеенным. Очень важным момент для гитар с болчёным грифом - это тот самый "карман". Если гриф болтается в кармане, у гитары будет плохой сустейн, недостаток обертонов, нестабильный строй и интонация. Если же гриф прочно сидит в кармане, колебания грифа будут передаваться в корпус, при этом вся конструкция останется стабильной. Болчёные грифы звучат живо, ярко, с быстрой атакой, но ноты прорезают медленнее. Это связано с тем, что способ крепления грифа к корпусу замедляет передачу акустических свойств от струны к корпусу. Кусачий, гнусавый тон - это отличительная черта гитар Telecaster и Stratocaster.

Эти инструменты просто стреляют нотами. Но сустейн у них не такой выразительный. Самый яркий пример - это звук стратокастера с нековым датчиком. Надо понимать, что каждой гитаре - своё применение. Одни люди хотят большего сустейна за счёт более тугой связки гриф/корпус, другие - наоборот.

Вклеенный гриф гитары (set neck)

Tenon тип крепления грифа Вклеенный гриф подразумевает скрепление грифа и корпуса гитары при помощи клея. В производстве гитар этим способом используются различные методы в зависимости от возраста древесины, от мастера и типа инструмента. Gibson использовали технологию, которая называется tenon neck joint.

Dovetail тип крепления грифаДругой популярный способ крепления - dovetail joint. При этом способе часть грифа вставляется в специальный карман в корпусе. Благодаря тому, что стороны грифа, прилегающего к корпусу, располагаются под углом, увеличивается площадь касания, стык получается очень прочный. У вклееных грифов более быстрая передача акустических свойств от струн к корпусу (речь идёт о хороших инструментах), чем у гитар с болчёными грифами. Это означает больший сустейн, лучший резонанс, но атака страдает при этом. В итоге получается тёплое спокойное звучание, с хорошим сустейном, ноты звучат сочно. Такой тип крепления грифа подходит для мощных риффов на гитаре, ярких тягучих соло и особенно для джазовых музыкантов.

Чем больше площадь касания грифа и корпуса, тем соответственно более прочный стык и лучше передача акустически свойств. При этом даже гитары с коротким стыком очень прочные - это старые Gibson 70х годов. Грифы Gibson Les Paul

Сквозной гриф гитары (neck-through body)

Суть этой конструкции в том, что гриф проходит под бриджем гитары. Это возможно благодаря тому, что гриф и часть корпуса гитары изготавливаются из одного цельного куска древесины, либо из склеенных частей одинаковой длины. Крылья грифа при этом (верхняя и нижняя часть) приклеиваются уже снаружи корпуса. Эта конструкция позволяет максимально беспрепятственную передачу акустических свойств от струн к корпусу, что отражается в лучшую сторону на сустейне.

В звучании таких гитар чувствуется много дерева. Многие мастера считают, что это лучший способ сборки, позволяющий максимально раскрыть характер древесины, звучание и сустейн гитары. У гитар с этим типом конструкции, как правило, более простой доступ к верхним ладам, так как у грифа нет пятки. Обратная сторона медали - дороговизна и время затраты на производство таких инструментов. Поэтому, такой тип крепления грифа обычно доступен лишь в дорогих гитарах класса hi-end. Итак, все три типа крепления грифа имеют как достоинства, так и свои недостатки, уникальный характер и особенности. Лучший выбор, как всегда, смогут сделать только ваши уши, руки и пальцы. Попробуйте разные модели, и как только вы найдёте то, что сядет в руки как родное, слушайте эту гитару. Звучит ли она так, как вы хотите. Советы давать бесполезно. Слушайте себя самого.

Угол наклона головки грифа гитары

Часто музыканты спрашивают: а зачем на грифе направляющие для струн? Почему на одних гитарах они есть, а на других - нет. Эти штуки были придуманы для того, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа для того, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Направляющие использовались на гитарах с плоской головкой грифа. Плоская имеется в виду по отношению к основной плоскости грифа. Пример - гитары Stratocaster и Telecaster.

Производители типа Gibson изначально делают гитары с наклоном головки относительно остальной части грифа. Таким образом струны прочно сидят в пазах и не вылетают, а направляющие не нужны. Ещё один способ добиться нужного наклона струны - использовать заниженные колки на гитарах с плоским грифом. Начиная с нижней струны E высота колков становится всё меньше и для первой струны отверстие на первом колке находится почти рядом с самим деревом. Чем дальше колки от порожка, тем больший наклон нужен. Таким образом направляющие (string tree) тоже становятся не нужны. Тем не менее на большинстве гитар с плоским грифом направляющие есть.

Итак, после прочтения этой статьи, вы теперь всё знаете про грифы гитар и сможете выбрать себе и подсказать друзьям правильный инструмент. Как говорится, предупреждён - вооружён. Оставляйте ваши вопросы и комментарии к статье! До скорых встреч, впереди еще много интересного!