Кратко изложить первое действие мещанин во дворянстве. «Мещанин во дворянстве

Журден очень богат, но ему простого богатства не достаточно, ему нужен титул аристократа. Его неумолимое желание стать аристократом принесло много проблем его родственникам. Журден платит парикмахерам, портным, учителям танцев и музыки немаленькие деньги за то, чтобы они сделали из него истинного аристократа. Учителя были рады щедрой оплате.

Журден приглашает в дом различных учителей, чтобы они приготовили выступление для одного знатного господина, который появится у Журдена на приеме.

Когда Журден встретился с учителями, он спросил у них, нравится ли им его халат. Для того, чтобы Журден заплатит им побольше денег, учителя хвалили его одеяние. После этого они показали ему выступление, но Журден в искусстве ничего не понимает, поэтому ему просто пришлось делать вид, что ему очень нравится выступление.

Действие 2

Во втором действие учителя пригласили господина Журдена заниматься у них, а также дали совет почаще организовывать такие представления, потому что так принято в высшем обществе среди аристократов.

Учитель танцев Журдена учил менуэту – старинному танцу. Учитель фехтования учил Журдена мастерству боя на шпагах и сказал, что его мастерство заключается в том, чтобы наносить удары и уклоняться от ударов противника.

Учитель философии предложил Журдену изучать физику, логику или этику. Но господин, услышав много незнакомых слов, отказался изучать эти предметы. После этого Журден начал заниматься правописанием. Все занятие Журден учился произносить букву «у». Для того, чтобы произнести букву «у», необходимо сложить губы в трубочку. Журден очень сожалел о том, что раньше не владел такими познаниями.

Журден обратился с просьбой к учителю, чтобы тот ему помог написать записку маркизе, в которую господин Журден был влюблен. После этого портной господину принес новый костюм, всячески расхваливал его и обращался к нему «Ваша светлость» или «Ваша милость», за что получал щедрую плату. Если бы он обращался к нему «Ваше высочество», он получил еще больше.

Действие 3

В новом сшитом костюме Журден прогуливается по городу. Когда служанка увидела своего господина в новом наряде, она рассмеялась. А жена господина Журдена сказала ему, что он выглядит смешно в этом костюме, за что он обозвал ее дурой.

После этого господин Журден начал показывать все то, чему учился у своих преподавателей. Он попросил служанку кольнуть его шпагой. Служанка кольнула его, а господин Журден начал пищать от боли и сказал, что он не успел отразить удар.

Жена Журдена сообщила Журдену, что все, кто с ним дружат, делают это из-за денег. Появился граф Дорант и попросил Журдена посчитать, сколько составляет его долг. Журден подсчитал: вышло 15 800. Дорант попросил дать в долг еще 200, чтобы сумма была круглой. Жена Журдена назвала его «дойной коровой».

Юноша по имени Клеонт влюбился в дочь Журденов Люсиль, которая тоже испытывала к нему чувства. Жена Журдена попросила служанку отвести Клеонта к господину Журдену, чтобы Клеонт попросил руки их дочери. Служанка Николь также хотела, чтобы Клеонт взял в жены Люсиль, потому что испытывала чувства к его слуге Ковьелю и хотела выйти за него замуж.

Когда служанка отвела юношу к главе семейства, он спросил у Клеонта, является ли тот дворянином. Госпожа Журден сказала Журдену, что он сам мещанин.

Дорант появляется с Дорименой. Все, что устроил Журден, Дорант причислял к своим заслугам, в результате чего ему посчастливилось добиться расположения маркизы.

Действие 4

Журден неуклюже раскланялся гостям. Доримене очень понравился шикарный обед. Он пробовала вкусные роскошнее блюда. Когда жена Журдена вернулась от своей сестры, она поняла, почему Журден стал так много тратить денег на разных учителей, костюмы, и выразила свое недовольство Журдену. Господи Журден начал оправдываться тем, что обед для маркизы был устроен Дорантом. Маркиза ушла. Граф Дорант последовал за ней.

После этого дом Журденов посетил слуга Клеонта, который представился старым другом покойного отца господина Журдена. Слуга рассказал, что в Париже находится его приятель, сын турецкого султана, который испытывает чувства к дочери Журдена. Чтобы сын султана взял в жены его дочь, Журдену нужно было пройти посвящение в паладины. Журден был этому безумно рад. После этого Журдена навестил Клеонт, который был переодет в сына турецкого султана. После этого началась церемония, на которой звучала турецкая музыка, присутствовали пляски и ритуальные побои Журдена.

Действие 5

После этого вернулись Дорант с Дорименой. Графа уже посвятили в план Ковьеля, поэтому граф уговорил маркизу вернуться в дом Журдена, чтобы посмотреть на церемонию посвящения своими глазами. Дорант и Доримена поздравили Журдена с посвящением. Журден хотел выдать свою дочь за сына турецкого султана.

Люсиль не хотела выходить замуж за сына турецкого султана, но, как только узнала, что это Клеонт, сразу же дала свое согласие.

Журден благословил Клеонта и Люсиль и послал за нотариусом, чтобы тот в письменном виде заверил этот брак. В это же время поженилась еще одна пара: Дорант и Доримена.

Попробую кратко..Итак..
Господин Журден - главный герой комедии. У него есть семья дети, деньги..но ему вздумалось стать аристократом, уподобиться знатным господам. Для этого он (как человек не бедный) нанял множество учителей(танцев, правельного говорения, философа, фехтования, учителя наук и т.д.), которые пытались сделать из него настоящего аристократа. Точные науки и логические упражнения ему не давались, поэтому он выбрал занятие попроще - учитель философии, к примеру, практиковал с ним произношение гласных звуков, Журден радовался как ребенок. Также он "занимался" танцами и фехтованием.

Люсиль, дочь господина, вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По ее просьбе Николь, заинтересованная в замужестве молодой госпожи (так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта) Ковьеля, привела юношу. Госпожа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.
Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал - он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель(слуга господина и друг жениха по совместительству) полагал, что еще не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актеры, и соответствующие костюмы были под рукой.

Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без,ума влюбленный в дочь Журдена. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему - в паладины. Журден был в восторге.
Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения, - она вышла очень колоритной, с турецкой музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением новообращенного палками.

Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг.

Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать ее дочери как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.

Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара - Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.

Тоесть Клеонт разыграл перед Журденом небольшую сценку, чтобы он выдал за него Люсиль, что у него и получилось. Журден, думая, что выдает свою дочь за сына богатого турецкого султана согласился на их брак. Остальную же часть комедии рассказать вкрации не получится, т.к. там рассказывается о глупых уроках Журдена, и как из него, бедняги, учителя берут деньги за элементарные поучения.

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

Если вам нужно быстро понять о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

Главные герои

Господин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.

Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.

Ковьель – слуга Клеонта.

Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

Другие персонажи

Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.

Николь – служанка Люсиль.

Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.

Учителя танцев, музыки, фехтования, философии , которых нанимал Журден.

Действие первое

Явление 1

Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке» .

Явление 2

Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле» , «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

Действие второе

Явление 1

Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

Явления 2-3

Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы <…> наносить противнику удары» и «самому таковых не получать» . Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор.

Явления 4-5

Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

Явление 6

Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви» . Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

Явления 7-8

Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

Явления 9-10

Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость» , «Ваше сиятельство» , «Ваша светлость» , за что получают щедрую плату.

Действие третье

Явления 1-3

Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом» , а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

Явления 4-5

Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне» , чем тешит самолюбие мещанина.

Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей» , чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой» , а Доранта «проходимцем» .

Явления 6

Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило» .

Явления 7-11

Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет» . Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от ее решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

Явление 12

Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

Явления 13-14

Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта – слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю» .

Явления 15-18

Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

Явления 19-20

Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

Действие четвертое

Явление 1

Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир» . Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей» , считая, что женщина знает, что это подарок от него.

Явления 2-4

Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

Явления 5-8

Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

Ковьель просит Доранта подыграть им.

Явления 9-13

Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

Действие пятое

Явление 1

Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

Явления 2-3

Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

Явления 4-7

Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно» . Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» .

«Комедия заканчивается балетом» .

Заключение

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 2019.

«Мещанин во дворянстве» очень кратко не донесет всех подробностей произведения, лучше читать пьесу полностью.

«Мещанин во дворянстве» Мольер очень кратко

Краткое содержание 1-го действия

Учителя музыки и танцев ожидают господина Журдена. Он позвал их обоих, чтобы украсить обед в честь одной важной особы. Журден решил уподобиться господам. Учителям нравится и оплата, и обращение хозяина, но они считают, что ему не хватает вкуса. С некоторых пор он старается делать все так же, как и знатные господа. Домочадцы также испытывают массу неудобств из-за его желания непременно стать дворянином. Он заказывает себе халат, а слугам ливреи, чтобы было, как в знатных домах. Также Журден решил обучаться танцам и музыке.

Краткое содержание 2-го действия

Учителя ссорятся: каждый хочет доказать, что только с его помощью Журден достигнет цели. Потрепанный преподаватель философии начинает урок. Они решают отложить логику и этику и перейти к правописанию. Журден просит написать любовную записку одной даме. В сорок лет он с удивлением узнает, что есть стихи, а есть и проза. Портной приносит господину новый костюм. Сшит он, конечно, по последней моде. Журден замечает, что одежда портного сделана из его же материи. Но подмастерья так перед ним «расстилаются», что господин расщедрился даже на чаевые.

Краткое содержание 3-го действия

Новый наряд вызывает смех у служанки Николь. Но Журдену все же не терпится прогуляться в нем по городу. Жена не в восторге от прихотей мужа. Она считает ненужными траты на учителей, не видит прока в его дружбе с дворянами, так как они воспринимают его лишь как дойную корову. Но Журден ее не слушает. Мало того, он тайно влюблен в маркизу Доримену, с которой его свел граф Дорант. И брильянт, и балет, и фейерверк, и обед – все это для нее. Когда госпожа Журден отправится в гости к сестре, он планирует принять маркизу у себя. Николь кое-что подслушала и передала госпоже. Та ничего не замечала, так как ее голова была занята дочерью Люсиль. Девушка посылает Николь к Клеонту сказать, что она согласна выйти за него замуж. Служанка не медлит, так как сама влюблена в его слугу и даже надеется, что их свадьбы состоятся в один день. Журден не дает согласие на брак дочери, так как Клеонт не дворянин. Жена, вразумляя мужа, говорит, что лучше выбрать богатого и честного зятя, чем нищего дворянина, который потом еще станет и попрекать Люсиль тем, что она не знатного рода. Но переубедить Журдена практически невозможно. Тогда Ковьель предлагает пошутить над ним.

Краткое содержание 4-го действия

К Журдену приходят Доримена и Дорант. Граф сам влюблен в маркизу и все подарки, роскошные приемы приписывал себе. Поэтому он учит «друга», что неприлично в обществе даже намекать даме о своих презентах и чувствах. Внезапно возвращается госпожа Журден. Теперь она понимает, куда уходили деньги мужа. Она упрекает Доранта в том, что он идет на поводу у Журдена. Граф говорит, что это он на все потратился. Оскорбленная Доримена уходит. Супруги продолжают ругаться. В этот момент приходит Ковьель, переодетый слуга Клеонта. Он представляется старым другом отца Журдена и сообщает, что тот был дворянином. Конечно, мещанин на этот крючок попался. Он в восторге от того, что является потомственным дворянином, и спешит всем объявить эту новость. Кроме того, оказалось, что зятем Журдена хочет стать сын самого турецкого султана. Только для этого новоявленного дворянина нужно произвести в «мамамуши». Журдена беспокоит не предстоящая церемония, а упрямство дочери. Появляются актеры, переодетые в турков, и сам Клеонт. Они говорят на каком-то тарабарском языке, но мещанина это нисколько не смущает. Дорант по просьбе Ковьеля участвует в розыгрыше.

Краткое содержание 5-го действия

Дорант приглашает Доримену в дом к Журдену посмотреть забавное зрелище. Маркиза решает выйти за графа замуж, лишь бы остановить его расточительство. Приходит Клеонт, переодетый в турка. Люсиль узнает в нем любимого и дает согласие на брак. Противится только госпожа Журден. Все подают ей знаки, но она упорно их не замечает. Тогда Ковьель отводит ее в сторону и прямо говорит, что все подстроено. Послали за нотариусом. Журден отдает в жены Ковьелю (толмачу) служанку Николь. Маркиза и граф намерены воспользоваться услугами этого же нотариуса. Ожидая его, все смотрят балет.

Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье - все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей - танцев и музыки - вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.

Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат - такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать - и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.

Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку - в нем или без него. Выслушав же серенаду, он счёл её пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами. Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.

К грядущему приёму учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек - ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришёлся Журдену совсем по душе.

Окрылённые успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев - менуэту.

Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук - умения наносить удары, а самому таковых не получать. Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освящёнными веками искусствами. Народ подобрался увлекающийся, слово за слово - и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.

Когда пришёл учитель философии, Журден обрадовался - кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерёг противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук... Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.

Потрёпанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой - слова там уж больно заковыристые, - так и этикой - к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдётся, ничто его не остановит, - учёный муж стал посвящать его в тайны правописания.

Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков - в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий - оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!

Впрочем, и в области словесности Журден был все ж таки не лыком шит - как ни старался учитель философии, ему не удалось улучшить сочинённый Журденом текст: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви».

Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена. При этом весьма пострадал его кошелёк: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден - на чаевые.

В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению - и без того над Журденом смеётся полгорода. Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?

Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.

Во всех глупостях, которым предавался её муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними даёт ему значительные - как их там - пре-ро-га-тивы.

Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне. Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему ещё две тысячи двести - для ровного счета. В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения - маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.

Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре. О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По её просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.

Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал - он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что ещё не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актёры, и соответствующие костюмы были под рукой.

Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены. Граф привёл даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у неё, ни у себя - это могло бы скомпрометировать Доримену. К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для неё он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.

Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.

Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем её хотели спровадить на обед к сестре - чтобы муженёк мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами. Журден с Дорантом принялись заверять её, - что обед в честь маркизы даёт граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорблённой супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство. Смущённая и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.

Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена. Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином. Расчёт Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.

Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюблённый в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему - паладины. Журден был в восторге.

Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.

Доранту, посвящённому в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом ещё и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьёзным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана. Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать её дочери, как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.

Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара - Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.