Краткие сведения о полифонии. Полифония и ее разновидности Звуковая полифония

Словарь Ушакова

Культурология. Словарь-справочник

Полифония

(греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов.

Словарь лингвистических терминов

Полифония

Гаспаров. Записи и выписки

Полифония

♦ Почему-то и Бахтин, и его последователи смотрят только на роман и не оглядываются на драму, где полифония уж совсем беспримесная, и все же никто не спутает положительного героя с отрицательным. Достоевский, как Мао, дает пороку высказаться, а потом его наказывает.

♦ Сейчас труднее всего для перевода стиль без стиля, прозрачный, бескрасочный, показывающий только свой предмет, - стиль рационалистов XVIII века, Вольтера, Свифта, Лессинга, которого так искал Пушкин. Романтическая полифония рядом с ним ужасает именно своим эгоцентризмом.

Словарь музыкальных терминов

Полифония

(от гр. poly и звук) - вид многоголосия, в котором отдель­ные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие. Полифония - одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности, служащее разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художествен­ных образов. К произведениям полифонического склада относятся фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, мотет, мадригал. Как учебная дисциплина полифония входит в систему музыкально­го образования.

Русская Философия. Энциклопедия

Полифония

(от греч. polys - многочисленный, phone - звук, голос)

понятие музыковедения, означающее вид многоголосия в музыке, основанный на гармоническом равноправии голосов. Переосмыслено М. М. Бахтиным ("Проблемы творчества Достоевского", 1929), придавшим ему более широкое философско-эстетическое значение, характеризующее не только стиль литературного романа, но и метод познания, концепцию мира и человека, способ отношений между людьми, мировоззрениями и культурами. П. берется в тесном единстве с др. близкими понятиями - "диалог", "контрапункт", "полемика", "дискуссия", "спор" и т. д. Концепция полифонического диа-логизма Бахтина покоится прежде всего на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное.

Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Что касается полифонического романа, то главную его особенность составляет "множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов", чем он принципиально отличается от традиционного, монологического романа, в к-ром безраздельно господствует единый мир авторского сознания. В полифоническом романе устанавливаются совершенно новые отношения между автором и созданными им героями: то, что раньше делал автор, теперь делает герой, освещая себя самого со всех возможных сторон. Здесь автор говорит не о герое, а с героем, давая ему возможность ответить и возразить, отказываясь от монопольного права на окончательное осмысление и завершение. Сознание автора при этом активно, но эта активность направлена на углубление чужой мысли, на раскрытие всего заложенного в ней смысла. Бахтин остается верным диалогическому подходу при рассмотрении стиля, истины, др. проблем. Его не устраивает известное определение стиля, согласно к-рому стиль - это человек. В соответствии с концепцией диалогизма для понимания стиля нужно по меньшей мере два человека. Поскольку мир полифонического романа не является единым, а представляет собой множество миров равноправных сознаний, постольку этот роман многостилен или даже бесстилен, ибо в нем народная частушка может сочетаться с шиллеровским дифирамбом. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением. Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позиции релятивизма, когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или "истина в себе", существует, она представляет собой горизонт, к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер, никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение, сколько интерпретация и понимание, принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и- вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур "они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются". Концепция П. Бахтина стала значительным вкладом в разработку совр. методологии гуманитарного знания, оказала большое влияние на развитие всего комплекса гуманитарных наук.

Л и т.: Проблемы поэтики Достоевского. М, 1972; Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Эстетика словесного творчества. М, 1979.

Д. А. Силичев

Эстетика. Энциклопедический словарь

Полифония

(греч. polys - много + phone - звук, голос; букв, многозвучие, многоголосие)

1) сочетание нескольких одновременно звучащих мелодических линий, голосов, тем, создающее впечатляющий музыкально-эстетический эффект; полифоническая форма получила широкое распространение в средние века в христианском хоровом пении, а позднее вошла в европейскую музыкальную культуру в качестве классического творческого приема и выразительного средства;

2) эстетико-литературоведческий термин, ставший ключевым в созданной М. М. Бахтиным концепции полифонического романа, где полифонизм обозначает способность автора так организовать материал, что возникает эффект идейно-идеологического многоголосия, позволяющего каждому герою вести свою партию-тему, вплетенную в общую канву повествования. Автором движет «вера в возможность сочетания голосов, но не в один голос, а в многоголосный хор, где индивидуальность голоса и индивидуальность его правды полностью сохраняется» (Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 5. - М., 1996.-С. 374).

Согласно Бахтину, множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов является главной особенностью романов Достоевского. Духовные миры его героев равноправно сосуществуют в пространстве авторского замысла и в то же время пребывают как бы рядом с авторским словом и авторским «я». Именно Достоевскому отдает Бахтин звание творца полифонического романа как нового романного жанра. Традиционные европейские романы монологичны. И если рассматривать романный мир Достоевского с монологических позиций, он предстанет подобием некоего хаоса, «конгломератом чужеродных материалов и несовместимых принципов оформления». И только в свете бахтинского подхода он предстает как «хорошо темперированное» полифоническое целое. «Полифонический роман Достоевского (подобно "формальной полифонии Данте", но содержательно наполненной и углубленной современным - постромантическим и постмодернистским - "человеком в человеке"), знаменует ситуацию, в которой читатели и интерпретаторы Достоевского (начиная с русских мыс- лителей-публицистов конца XIX - начала XX в. В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Л. Шестова, Н. А. Бердяева и др.) все еще - методически - находятся на пути "философской монологизации", не адекватной этой объективной всемирно-исторической ситуации - события, в котором все они, в своей незавершимости и неразрешимости, - только отдельные "голоса" в уже увиденной и описанной Достоевским полифонии этого мира. Незавершенность каждого такого голоса остается этико-религиозным... постулатом, в соответствии с которым (в бахтинской передаче его) герой-идеолог Достоевского должен преодолеть свой этический солипсизм, свое отъединенное "идеалистическое" сознание и превратить другого человека из тени в истинную реальность)» (Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 758-759).

Лит.: Аверинцев С. С. "Великий инквизитор" с точки зрения зрения advocatus diaboli. . // София-логос. Словарь.-Киев, 2000; Бахтин М.М Проблемы поэтики Достоевского . - М., 1972; Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. 2001; Пумпянский Л. В. Достоевский и античность . - Лг, 1922; Jones М. V. Dostoevsky after Bakhtin: Reading in Dostoevsky"s fantastic realism . - Cambridge, 1990; Reed N. The philosophical rods of polyphon: A Dostoevskian reading // Critical essays on МШ Bakhtin. - N. Y. 1999.

Термины и понятия лингвистики. Синтаксис: Словарь-справочник

Полифония

Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.

Энциклопедический словарь

Полифония

(от поли... и греч. phone - звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии - имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) - органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры - месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (17-20 вв.) - преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. - также с додекафонией и другими видами композиционной техники.

Словарь Ожегова

ПОЛИФОНИ Я, и, ж. (спец.).

2. Многоплановость художественного произведения. П. романов Достоевского.

Словарь Ефремовой

Полифония

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Полифония

Многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самым скромным попыткам в этой области в начале Χ столетия. Гукбальд упоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем (см.). Затем является фобурдон дискант, и развивается теория многоголосного сочетания - контрапункт (см.). П. получила особое развитие в нидерландской школе XV в. Строгая полифония, основанная на строгом контрапункте, достигла своего совершенства при Палестрине, в XVI ст., а свободная П., основанная на свободном контрапункте (см.), - в XVIII ст., при Бахе и Генделе. Позднее полифоническая музыка уступает гомофонической, но все же встречаются замечательные образцы в области полифонической, как, напр., у Моцарта в реквиеме, у Бетховена в 9-ой симфонии и пр.

Полифонические формы - имитация, канон, фуга (см.).

Н. С.

Словари русского языка

Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий. Полифония является одним из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приемы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. Средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.

Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV–XVIвв. – мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (например, фугато) встречаются и в рамках других форм – более крупных, масштабных. Например, в симфонии, в первой части, то есть в сонатной форме, разработка может строиться по законам фуги.

Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, – текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразительного качества, присущего полифонии.

В полифонии различаются 3 её разновидности:

    разнотемная (контрастная);

    имитационная.

Подголосочная полифония – промежуточный этап между монодическим и полифоническим. Суть её в том, что все голоса одновременно исполняют различные варианты одной и той же мелодии. Благодаря различию вариантов в многоголосии возникают то слияния голосов в унисон и движение параллельными унисонами, то расхождения их в иные интервалы. Яркий пример – народные песни.

Контрастная полифония – одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий. Суть контрастной полифонии в том, что свойства мелодий выявляются в их сопоставлении. Пример – Глинка «Камаринская».

Имитационная полифония – неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию. Название имитационной полифонии происходит от слова имитация, что значит подражание. Все голоса подражают первому голосу. Пример – инвенция, фуга.

Полифония – как особый тип многоголосного изложения – прошла длительный путь исторического развития. При этом роль её была далеко не одинаковой в отдельные периоды; она то возрастала, то падала в зависимости от изменений художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Основные этапы развитии полифонии в европейской профессиональной музыке.

    XIII–XIVвв. Переход к большему количеству голосов. Огромная распространенность трехголосия; постепенное появление четырех- и даже пяти- и шестиголосия. Значительное усиление контраста совместно звучащих мелодически развитых голосов. Первые примеры имитационного изложения и двойного контрапункта.

    XV–XVIвв. Первый в истории период расцвета и полной зрелости полифонии в жанрах хоровой музыки. Эпоха так называемого «строгого письма», или «строгого стиля».

    XVIIв. В музыке этой эпохи встречается немало полифонических сочинений. Но в целом полифония отодвигается на второй план, уступая место бурно развивающемуся гомофонно-гармоническому складу. Особенно интенсивно развитие гармонии, которая именно в ту пору становится одним из важнейших формообразующих средств в музыке. Полифония лишь в виде различных приемов изложения проникает в музыкальную ткань оперных и инструментальных произведений, которые вXVIIв. являются ведущими жанрами.

    Первая половина XVIIIв. Творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Второй в истории музыки период расцвета полифонии, основанный на достижениях гомофонииXVIIв. Полифония так называемого «свободного письма» или «свободного стиля», опирающаяся на закономерности гармонии и контролируемая ими. Полифония в жанрах вокально-инструментальной музыки (мессы, оратории, кантаты) и чисто инструментальной («ХТК» Баха).

    Вторая половина XVIII–XXIвв. Полифония в основном – составная часть сложного многоголосия, которому оно подчинена наряду с гомофонией и гетерофонией и в рамках которого продолжается её развитие.

Литература:

    Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу «Основы теоретического музыкознания». М.: Владос., 2011.

    Дядченко С. А., Дядченко М. С. Анализ музыкальных произведений [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие. Таганрог, 2010.

    Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003.

    Основы теоретического музыкознания: учеб. пособ. для студ. высш. муз. пед. учеб. заведений / А. И. Волков, Л. Р. Подъяблонская, Т. Б. Розина, М. И. Ройтерштейн; под ред. М. И. Ройтерштейна. Москва: Академия, 2003.

    Холопова В. Теория музыки. СПБ., 2002.

Тема: «Основные периоды истории полифонии»

Полифония, как особый тип многоголосного изложения, прошла длительный путь исторического развития. При этом еѐ роль была далеко не одинаковой в отдельные периоды: она то возрастала, то падала в соответствии с изменениями художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Возникновение многоголосия относится к очень отдаленным временам. Почти все первое тысячелетие нашей эры в Европе звучала почти исключительно одноголосная музыка. Но уже в те далекие времена появляется особый вид пения – антифонное (поочередное – запевалой и хором), условно причисляемое к многоголосному. Чуть позднее появляется бурдонное пение (на фоне тянущегося звука). И, наконец, гетерофонное – подголосочное.

Первые письменные, из дошедших до нас, образцов полифонического многоголосия относятся к IX веку. Именно с этого момента следует отсчитывать век полифонии.

В историческом развитии полифонии можно выделить несколько этапов:

1. Полифония средневековья (IX – XIV век).

2. Полифония Возрождения (XV – XVI век).

3. Полифония эпохи Барокко (XVII – первая половина XVIII века).

4. Полифония эпохи Классицизма (вторая половина XVIII – начало XIX

5. Полифоническое искусства эпохи Романтизма (XIX – начало XX века).

6. Полифония XX века.

Полифония средневековья – исторически важнейший период, длившийся более 400 лет. В нем различаются:

Раннеполифоническая эпоха IX – начало X века;

Ars antique (старое искусство) - конец X – XIII века;

Ars nova (новое искусство) XIV – начало XV века.

Раннеполифоническая эпоха характеризуется развитием первичных форм многоголосия, в основном двухголосия, основанном на параллельном и отчасти косвенном движении совместно звучащих голосов, иногда сливающихся в унисон. Это по существу простейшие образцы гетерофонии, из которой в последствии разовьется полифония. Первые образцы многоголосия зародились в монастырях – Англии, Франции, в папской капелле в Риме. Первыми известными нам композиторами эпохи Ars antique стали Леонин (вторая половина XII в.) и Перотин (конец XII – начало XIII вв.).

Основные жанры:

григорианский хорал – название одноголосных католических песнопений. Исполнялся хорал хором – отсюда название хорал; григорианским он назван по имени Папы Григория I. Впоследствии хорал расслоился на два голоса.

органум - (лат. – орудие, инструмент) жанр многоголосной музыки исполняемый в торжественных случаях, иногда с поддержкой органа, отсюда название – органум. За четыре века его существования определилось несколько его видов: параллельный, свободный, мелизматический, метризованный. В параллельном органуме голоса движутся параллельными квинтами или квартами.

фобурдон – трехголосный жанр, голоса в нем движутся параллельными секстаккордами. кондукт – двух и трех голосное произведение светского или духовного содержания. Музыкальное искусство XIV века (ars nova) развивалось во Франции и Италии, главными

его центрами были Париж и Флоренция. Ars nova – новаторское искусство, его отличают: усиленная работа над светскими жанрами, связь с бытовой песней, применение инструментов

для аккомпанемента. Известнейшими музыкантами этого времени являются французский композитор, трубадур Гийом де Машо (1300 – 1377) и Франческо Ландино (1325 – 1397),

Йоханнес Чиккониа (ок. 1340-1411), Джон Данстейбл (ок. 1380-1453) – Англия.

Основные жанры:

мотет – (от франц. mot - слово ) – светский и духовный жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к голосу, основанному на напевах католической службы присоединялся новый голос. Этот голос получил название - мотет, которое перешло и на всѐ произведение. Деятели ars nova реформировали жанр мотета, создав изоритмический мотет. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные мотеты.

Рондо, баллада, виреле – родственные между собой, чаще лирические песни танцевального характера. Первоначально были одноголосными, затем превратились в многоголосные.

Качча – (итал. – охота) – вокальная пьеса на текст про охоту, иногда с любовными сюжетами – это канон с большим расстоянием вступления.

Полифония Возрождения – так именуется эпоха расцвета полифонического искусства с середины XV до конца XVI века.

В это время были практически найдены и теоретически осмыслены важнейшие средства полифонии: контрапункт, имитация, канон и др. Это был период строгого полифонического письма, так называемого строгого стиля (правила строгого письма ограничивают композитора в выборе музыкальных средств в области образного строя, ладовой основы, мелодии, ритма и т.д.). Эпоха строгого стиля была первым периодом расцвета полифонии в жанрах хоровой музыки вершиной этого периода времени является тфворчество композитора Дж Палестрины.

В эпоху Возрождения в разных странах Европы складываются композиторские школы, среди которых – франко-фламандская (нидерландская) – еѐ представители – Жоскен Депре, Орландо Лассо и итальянская – композиторы - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Клаудио Монтеверди.

Франко-фламандская школа: Жиль Беншуа (ок. 1400-1460), Гийом Дюфаи (ок. 14001474), Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497), Якоб Обрехт (ок. 1450-1505), Жоскен Депре (ок. 14501521), Орландо Лассо (1532-1594).

Итальянская школа: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594), Адриан Вилларт (1480-1562), Джузеппе Царлино (1517-1590), Андреа Габриели (ок. 1532-1585), Джованни Габриели (ок. 1555-1612).

Испания: Томазо Луиджи да Витториа (1548-1611)

Основные жанры:

месса – ведущий жанр в эпоху Возрождения. Это крупное хоровое произведение на латинский текст, исполняемое во время католической службы.

мотет – существенно отличается от мотетов предыдущего периода. Количество голосов иногда достигает 8, они становятся полифонически равноправными. Мотеты сочинялись для ансамбля солистов или хора, без участия инструментов.

мадригал – (от лат. mater - мать ) - песня на родном (материнском) языке. В музыке XVI века - главный жанр светской музыки. Истоки мадригала восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне (от итальянского mandra - стадо, или mandre – пастух ). В 14 веке мадригал появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания и сразу же привлек внимание композиторов. Ранние музыкально-поэтические мадригалы - 2 и 3-х голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы. После долгого перерыва мадригал возродился в 16 веке в виде

песня – chanson – французская песня. Этот жанр профессиональной полифонической музыки был распространен очень сильно – известны немецкие песни, итальянские – фротолла и виланелла и французские - шансоны.

Композиторы эпохи Возрождения: Гийом де Машо, Орландо Лассо, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

Полифония эпохи Барокко (итал. – странный, причудливый) – новый период в историческом развитии полифонического искусства. Это время характеризуется развитием свободного стиля . Свободный стиль дает совершенно новые возможности полифонического письма по сравнению со строгим стилем: найдена возможность воплощать средствами полифонии внутренний (духовный, душевный) мир человека. Музыка становится искусством самостоятельным, существующим не как атрибут богослужения; появляются произведения инструментальной музыки, предназначенные только для слушания. Конечно это не значит, что полифония не находит места в вокальных жанрах XVII века. Напротив, по давней традиции она используется в мессах, ораториях, пассионах, кантатах. Избегали полифонии лишь авторы опер, полагая, что она устарела.

Крупнейшими полифонистами этого времени являются немецкие композиторы - Г.-Ф. Гендель, И.-С. Бах. Творчество И.-С. Баха является вершиной

полифонического искусства.

Полифонические формы:

ричеркар – (итал. - искать, разыскивать ) - в западноевропейской музыке 16-17 вв. род полифонической пьесы имитационного склада, родственной фантазии; ричеркар является предшественником фуги. Название связано с тем, что имитация воспринималась как нахождение различными голосами той же темы.

канцона – (итал. canzone, буквально - песня ) – песня, близкая фроттоле и вилланелле. Известная канцона «Сердце волнует жаркая кровь» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро». В дальнейшем канцона стала жанром инструментальной музыки, схожей с фугой.

фантазия – жанр инструментальной музыки в котором имитационное изложение и развитие сочеталось со свободными, виртуозными пассажами.

токката – (итал. – трогать, касаться, играть на инструменте) вступительная пьеса для органа, клавира, позднее самостоятельный инструментальный жанр.

фуга - (итал. от лат. fuga - бег, бегство ) - высшая форма полифонической музыки. Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2-х и более).

Полифония эпохи Классицизма (вторая половина XVIII века). Классицизм (от лат

– образцовый).

Музыка этого периода называлась «эпохой венского классицизма». Великие композиторы – Й. Гайдн, В. –А. Моцарт, Л. Бетховен создавали свои произведения под знаком ведущей идеи – идеи развития. Развитие пронизывает все формы и жанры музыки. Некоторые распространенные в эпоху барокко жанры исчезают, уступив место новым (соната, концерт, симфония).

Новизна полифонии венских классиков обусловлена в первую очередь новизной ее применения. Широко используются полифонические приемы для развития тематического материала в развивающих частях гомофонных форм (фугато в разработке); нередко происходит полифонизация экспозиционных или заключительных разделов за счет контрапунктирования или имитаций; наконец полифонические формы являются частью крупных циклических произведений (Бетховен, финал 31 сонаты – фуга). Одним из главных достижений венских классиков была симфонизация фуги (развивающая часть фуги сближается с сонатной разработкой)

фугато - (итал. fugato, букв. наподобие фуги) - эпизод в музыкальном произведении, построенный по принципу экспозиции фуги.

Полифоническое искусства эпохи Романтизма (XIX – начало XX века).

На начальном этапе развития в музыке композиторов-романтиков полифония не имела большого значения. Постепенно ее роль повышается: у Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса – полифония существенный выразительный фактор, полифонические средства используются для программно-изобразительных решений. Особое место «полифонизация» занимает в творчестве Р. Вагнера. Полифоническая техника часто применяется в произведениях народно-жанрового характера (каноны в мазурках Ф. Шопена).

В 19 веке происходит полифонизация гармонии и фактуры. Имитационное или каноническое оформление представляет собой лишь великолепную внешнюю облицовку за которой строит прочная гармоническая основа.

Жанр фуги, так же как и у венских классиков, является самостоятельным произведением достаточно редко, в основном композиторы предпочитали видеть фугу частью вариационного или сонатно-симфонического цикла.

Полифония в русской музыке 19 - начала 20 века богата и своеобразна. Русские композиторы: М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский черпали полифонию из народной музыки. «Русское начало» обнаруживается при использовании подголосочной полифонии.

Другим источником создания неповторимого полифонического облика русской музыки стало использование старинных мелодико-ритмических оборотв и особенностей старинного многогоглосия. (М, Глинка, хор «Славься» - параллельное движение).

Контрастная (разнотемная) полифония получила применение в творчестве Н. Римского–Корсакова, М. Мусоргского.

Западные композиторы эпохи Романтизма: Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена,

Ф. Листа, С. Франка, И. Брамса, Э. Грига.

Русские композиторы XIX века: М. Глинка, М. Балакирев, М. Мусоргский, А. и Н. Рубинштейны, П. Чайковский, С. Танеев.

Полифония XX века.

Музыка XX века отличается сложнейшим многоголосием, в котором полифония занимает одно из ведущих мест. Значение полифонии резко возрастает. Возрождается форма прелюдии и фуги в творчестве П. Хиндемита, Д. Шостаковича, Р. Щедрина. Происходит значительное обновление полифонических форм и средств полифонического языка (двухтемные и трехтемные фуги, использование политональности в разнотемной полифонии и т.д.). В некоторых случаях полифонические формы свободно обобщают в себе разные виды полифонии, например подголосочное изложение в соединении с басовым контрапунктом (контрастно-подголосочное трехголосие).

В современной музыке полифония активно взаимодействует с гомофонногармоническим изложением, это взаимодействие выражается в полифоническом обогащении гомофонных форм. Наиболее наглядно это проявляется, когда общий композиционный план определяется закономерностями гомофонной формы, а развитие внутри отдельных частей основано на приемах полифонии.

Западные композиторы XX века: К. Дебюсси, М. Равель, А. Шенберг, А. Веберн, Б. Барток, А. Онеггер, П. Хиндемит, Ж. Мессиан.

Русские композиторы: А. Скрябин, И. Стравинский, А. Глазунов, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин.

Вопросы для повторения:

1. В каком веке возникла полифония?

2. Перечислите основные этапы в истории развития полифонической музыки.

3. К какому периоду времени относится эпоха Средневековья?

4. Что означают выражения «Ars antique» и «Ars nova», что это за периоды?

5. Перечислите основные полифонические жанры в период раннего средневековья.

6. Перечислите основные жанры светской музыки в средневековый период.

7. Назовите композиторов музыкального искусства XIII – XIV веков.

8. Как называется в полифонии эпоха Возрождения? К какому периоду времени она относится?

9. Перечислите основные полифонические жанры эпохи Возрождения.

10. В чем заключались правила строгого письма?

11. Расцвет какого вида полифонии относится к эпохе Возрождения?

12. Творчество какого композитора является вершиной полифонии эпохи «строгого стиля»?

13. Перечислите фамилии других композиторов эпохи Возрождения? Представителями каких школ они являлись?

14. К какому периоду времени относится стиль Барокко?

15. Творчество какого композитора является вершиной полифонии эпохи Барокко?

16. Расцвет полифонии какого направления наблюдается в этот период?

17. Какой полифонический жанр является вершиной полифонического письма эпохи Барокко?

18. В чем заключается отличие «свободного» стиля от «строгого»?

19. С творчеством композиторов какой школы связана эпоха Классицизма? Каким жанрам отдавали предпочтение эти композиторы?

20. Как развивалась полифония в эпоху Классицизма?

21. К какому периоду времени относится эпоха романтизма?

22. Назовите композиторов эпохи Романтизма, которые в своих произведениях использовали полифонию?

23. Как развивается полифония в XX веке? Перечислите композиторов этого периода.

Вопросы:

1. Простые полифонические формы.

2.Жанры в полифонии.

3. Полифонические жанры в инструментальной музыке.

Полифоническим периодом называется относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в начальной или новой тональности. Особенность – непрерывность полифонического изложения, отсутствие цезур. Цезуры одного голоса не совпадают с цезурами остальных, благодаря чему возникает непрерывность. Совмещенная каденция всех голосов, т.е. их полная остановка встречается обычно в самостоятельном периоде. В художественной практике почти не встречаются самостоятельные полифонические периоды.

Полифоническая 2-х частная форма.

Форма, состоящая из двух периодов, называется двухчастной. Если ее вторая часть является развитием материала первой части, она называется разработочной или развивающей 2-х частной формой . Пьесы в такой форме могут строиться на имитации , но нередко обходятся и без нее.

Единство тематического материала способствует единству формы. Непрерывность изложения в 2-х частной форме достигается тем, что каденция первого периода маскируется в непрерывном движении хотя бы одного голоса. Кроме того, объединение частей формы достигается планированием волн мелодического развития – единой линией с главной кульминацией , обычно расположенной во второй части . Кульминация обычно помещается в верхнем голосе.

Полифоническая 2-х частная форма строится на основе простых имитаций . В каждой части проводится одна тема, поручаемая поочередно во всех голосах. Противосложения к темам обычно свободны и не повторяются.

Части обычно не равны по размерам, вторая часть более весома, ее кульминация имеет значение главной во всей форме.

Темы частей с точки зрения мотивного содержания имеют общность мелодических элементов. Вторая тема обычно вырастает из мотивов первой. Во второй темы заметны черты итоговости . Вторая тема обычно более рельефна, определенна и ясна по своему характеру, чем первая. Во второй части наблюдается большее разнообразие имитационных проведений . Если в первой части они ограничены тонико-доминантовыми отношениями, то во второй используются медиантовые ходы.

Полифоническая 3-х частная форма .

Это форма из трех периодов.

Развитие может быть разработочным или контрастным . Основная задача – достижение единства целого. Наиболее действенное средство в этом – реприза.

Принципиальное отличие от 2-х частной – в возможности показать более основательно итог в третьей части, а, следовательно – более интенсивное развитие в середине.

Жанры.

В строгом письме термин фуга (бег) в 15 веке обозначал форму, которая сейчас называется каноном.


В это время канон назывался каччия (охота). Канон являлся древнейшей имитационной формой.

С 17 века фуга – полифоническая форма, основанная на неканонической имитации, т.е. простой.

Принципы простой имитации лежат в основе мотета, канцоны, мадригала.

Мотет – самостоятельное вокальное произведение, состоящее из нескольких частей, где каждая часть имеет свою тему и составляет имитационный полифонический период. Периоды соединялись интермедиями. Число периодов соответствовало числу строк в тексте. Происходит от фр. мот – слово. Лассо. Палестрина.

Мадригал – разновидность итальянской вокальной пьесы обычно любовного содержания. Вначале был одноголосным, в эпоху Возрождения – многоголосный. По исальянски – песня на родном языке. Имел светский характер. Авторы – Веноза, Монтеверди.

Канцона в эпоху Возрождения – многоголосная вокальная пьеса, близкая по характеру народной песне. С конца 16 века канцона – инструментальная пьеса полифонического склада. В гомофонном стиле – канцона – в начале вокальная пьеса, с 19 веке – инструментальная пьеса с певучей, песенной мелодией.

Канцонетта – небольшая канцона.

Месса – многоголосное произведение культовой музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов, и инструментального сопровождения. Исполняется в католическом церковнослужении. Название происходит от латинской фразы: ите, мисса ест еклесия (идите, собрание распущено) – этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание, в церкви могли остаться только члены общины.

Форма мессы сложилась в 14 веке. Музыку мессы писали великие композиторы эпохи Возрождения – Палестрина, Депре, с 18 века – Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Россини, Лист.

Инструментальные формы.

Прелюдия – небольшая пьеса импровизационного склада, которая служила вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения.

Инвенция – небольшая пьеса полифонического характера, основанная на технике имитации (с лат. – изобретение, выдумка).

Вариации на бассо-остинато – упорный бас, пьеса, основанная на непрерывно повторяющейся в басу мелодической интонации с отчетливо выраженной жанровой основой.

Для всех этих жанров характерно свободное изложение, импровизационность, фигурационный характер тематизма.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает полифоническая форма, в чем ее специфика.

2. Особенности полифонического периода.

3. Полифонические 2-х и 3-х частные формы.

4. Инструментальные жанры полифонии.

5. Вокальные жанры полифонии.

Т.М. Синецкая

ВИДЫ ПОЛИФОНИИ

(краткая лекция-конспект по курсу полифонии

для студентов ЧГАКИ)

В существующей полифонической музыке принято выделять два вида полифонии: имитационную и не имитационную . В свою очередь, не имитационная полифония делится наподголосочную и контрастную . В связи с вышесказанным, в некоторых пособиях встречается классификация, включающая три вида:имитационную, подголосочную и контрастную, что не имеет принципиального значения. Назовём наиболее существенные характеристики каждого из названных видов.

Подголосочным называется музыкальный склад, основанный на одновременном сочетании основного напева и его вариантов. Таким образом,подголосок – это вариант основного напева. Подголоски могут быть очень близки основному напеву, минимально отличаться от него (образовывать параллельное движение, временами сливаться в унисон и др.), но могут и значительно отличаться, иметь ярко выраженную самостоятельность, приближаясь, таким образом, к контрастной полифонии. Возможность образовывать подголоски с разной степенью контраста открывает перед создателем музыки огромные перспективы, увеличивает число способов соотношения голосов, что ведёт к многообразию смыслового, динамического и эмоционального наполнения.

Подголосочность является коренной чертой многих национальных музыкальных культур, в том числе, и русской. В процессе многовекового развития русского народного хорового многоголосия сложились такие устойчивые черты подголосочности, как: 1)одноголосный запев, 2)хоровой подхват, 3)постепенное расщепление унисона на два, три и более голоса на основе общего тона, 4)постепенное сжатие многоголосия в унисон на основе общего тона, 5)движение параллельными терциями и секстами, 6)параллельно-переменный лад, 7)октавные или унисонные каденции.

Выдающиеся русские композиторы-классики постоянно изучая русскую песню, вслушивались в её звучание, характер, принципы организации фактуры и стремились перенести стилевые особенности русской песенности в своё творчество. Многие хоровые сцены в операх русских композиторов-классиков являются прекрасными образцами проникновения в дух национальной культуры, воссоздания характера народного пения. Примеры многочисленны: М.И. Глинка – хоры «Родина моя» и «Разгулялися-разливалися» из оперы «Иван Сусанин», «Ах, ты, свет, Людмила» из оперы «Руслан и Людмила»; А.П. Бородин – хор поселян из оперы «Князь Игорь», обрядовые сцены в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», хоровые сцены в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и др.

ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА : найти в сборниках русских песен 4-5 образцов, подтверждающих подголосочность как ведущую особенность; продолжить ряд примеров, в которых претворены черты народной подголосочности из русской классической музыки.

Контрастная полифония основана на одновременном соединении двух или нескольких самостоятельных по мелодическому и ритмическому рисунку голосов (тем). Различают разные уровни контраста: контраст-взаимодополнение, контраст-сопоставление, контраст-конфликт. Данный вид полифонии чрезвычайно распространён в музыке разных жанров и стилей: театральной, симфонической, вокальной, камерной и др. Огромное количество примеров – свидетельство больших выразительных возможностей контрастной полифонии: двойные и тройные фуги разных композиторов («Прелюдия Ля мажор» изХТК И.С. Баха – тройная фуга с совместной экспозицией); Прелюдия Соль мажор из цикла «24 прелюдии и фуги для фортепиано», реприза; Второй фортепианный концерт (начало репризы 1-й части) и романсы С.В. Рахманинова (например, «Утро», «Не пой, красавица, при мне»), оперы Дж. Верди, например, вступление, заключительная сцена в подземелье («Аида»), многочисленные ансамблевые сцены в «Отелло» и т.д.

Имитационной называется полифония, основанная на последовательном проведении темы или её части в двух или более голосах. Зародившись в 13 веке, имитация стала основой для целого ряда самостоятельных форм и жанров, сформировавшихся в последующие столетия, важнейшим приёмом развития как собственно полифонических, так и гомофонных форм. Классические имитационные жанры: ричеркар, полифоническая канцона, фуга, фугетта, инвенция, разные виды канонов, приёмы – каноническая имитация, каноническая секвенция.

Названные виды полифонии в чистом виде (на протяжении целого музыкального произведения) встречаются редко. В большинстве случаев они используются как взаимодополняющие, как средство взаимного обогащения. Например, при ведущей роли имитационной техники в фуге, там обязательно присутствует и контрастная полифония, может быть использована подголосочность. Разные виды полифонии являются также эффективным средством обогащения гомофонно-гармонического склада. Всё сказанное расширяет выразительные возможности разных видов полифонии, даёт возможность к бесконечно многообразному варьированию их соотношений.

ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Найти в музыкальной литературе примеры на разные виды полифонии, их сочетание. Составить список музыкальных произведений, в которых преобладает тот или иной вид полифонии или содержится их взаимодополнение (сделать пояснения).