Краткая биография виктора гюго. Биография виктора гюго Эжен гюго

Гюго Виктор Мари (1802-1885 гг.)

Великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родился в Безансоне. Был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С. Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды.

Долгое образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 г. он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты - большей частью переводы из Вергилия.

Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор», где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа «Бюг Жар-галъ». Его приняли в роялистское Общество изящной словесности. С подростковых лет он по уши влюбился в соседскую девочку Адель Фуше -столь же буржуазную и благопристойную, как он сам, из весьма состоятельного семейства. Роман отразился в «Письмах к невесте». Первая поэтическая книга Гюго «Оды и разные стихотворения» была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе.

Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться. Адель Гюго-Фуше стала первой и последней, единственной законной супругой будущего великого поэта, достоверной матерью его детей. И - жертвой своего гениального мужа. Начав зарабатывать пером, Гюго вышел из материальной зависимости от отца, стал бывать в свете. Почти сразу он получил у современников кличку «Фавн».
В 1823 г. он опубликовал свой второй роман «Ган Исландец» - повествование в готическом стиле. Вышло издание «Од и баллад», яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.

В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А. де Виньи, А. де Сен-Вальри, Ш. Нодье, Э. Дешан и А. де Ламартин. Образовав группу Се-накль (фр. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш. Сент-Бёва. В1827 г. Гюго опубликовал пьесу «Кромвель», повесть «Последний день приговоренного к смерти» и поэтический сборник «Восточные мотивы», которые принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 гг. был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. Появились пьесы «Марион Делорм», «Эрнани». Закрепил успех «Собор Парижской Богоматери». Была поставлена «Марион Делорм», за ней свет рампы увидели «Король забавляется», «Лукреция Борджиа», «Мария Тюдор», «Анджело», «Рюи Блаз» и «Бургграфы». Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883 г. Выходившие с 1831 по 1840 гг. сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта: «Осенние листья», «Песни сумерек», «Внутренние голоса». Издан сборник критических эссе «Литературно-философская смесь».

В 1841 г. заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. Выпускает книгу путевых заметок «Рейн», в которой излагает свою программу международных отношений между Францией и Германией.

В 1843 г. поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом «Невзгоды», прерванную революцией 1848 г. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 1851 г. бежал.

За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения: появились «Возмездия» -стихотворная сатира с критикой Наполеона III; сборник лирической и философской поэзии «Созерцания»; опубликованы первые два тома «Легенды веков», утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860-1861 гг. Гюго вернулся к начатому роману «Невзгоды».

Книга была напечатана в 1862 г. под ставшим отныне знаменитым названием «Отверженные». Опубликовал трактат «Уильям Шекспир», сборник стихотворений «Песни улиц и лесов», а также два романа - «Труженики моря» и «Человек, который смеется».

Избранный в Национальное Собрание в 1871 г, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии стал сборник «Грозный год».

Вновь обратился к историческому роману, написав роман «Девяносто третий год». В возрасте 75 лет издал сборник «Искусство быть дедом».

В мае 1885 г Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.

История европейской литературы представляла нам немало примеров ярчайшего успеха, каким удостаивались некоторые писатели и их произведения. Не исключением стала французская литература, представившая всему миру имя талантливого писателя, вложившего в свои сочинения нотки романтизма, Виктора Гюго.

Виктор родился 26 февраля 1802 года в городе Безансоне. Отец его был военным. Когда была первая французская буржуазная революция, служил простым солдатом. А при Наполеоне дослужился до генеральского чина. Мама Виктора выступала против монархии и мечтала, чтобы во Франции наконец-то наступили мирные времена. И так как отец редко бывал дома, то мать все свое время посвящала воспитанию мальчика. Писать Виктор начал рано. Еще во время учебы в школе он занял 1 место за свою оду «О пользе наук во всех положениях жизни». И в 1817 году был награжден от Французской академии. Воодушевившись, Виктор стал заниматься литературной деятельностью. Вместе со своими братьями берется за редакцию журнала «Литературный консерватор», однако по причине нехватки средств журнал закрывается. Так, 18-летний юноша оказывается без денег на улице. Мать к тому времени скончалась, а отец отказывался ему помогать. Но Виктор не сдавался, и в 1821 году была опубликована книга «Оды и разные стихотворения», которая привлекла внимание и вызвала симпатию Людовика XVIII. Он назначает ему пенсию. Гюго приободрился и тут же написал очередной роман «Ган Исландец».

А тем временем во Франции появляются общества карбонариев, звучат памфлеты с изобличительными строками в адрес правительства и монарха. Гюго не отстает от писателей того времени и также пишет несколько пьес, где происходит высмеивание напудренных париков и застоявшиеся правила классицизма. Так, в 1827 году печатается его пьеса «Кромвель»,а позже на сцене происходит постановка его пьесы «Эрнани». Но в 1831 году опубликованный роман «Собор Парижской богоматери» принес ему небывалый успех. Здесь были четко отражены все черты романтизма, которые показаны и в главных героях, и случайных встречах. В романе тема любви, добра и милосердия для автора была самая главная, так как только эти качества могут спасти мир. Вскоре выходят новые поэтические сборники «Осенние листья» и «Песни сумерек», где Гюго затрагивает тему социального неравенства.

С 1848 по1851 годы писатель принимает активное участие в политической жизни страны. Как депутат Парижа участвует в работе Законодательного собрания, где поднимает вопрос об улучшении положения бедных слоев населения. Вскоре он оказывается в центре внимания во время монархического переворот, и после этого ему пришлось находиться в изгнании 19 лет. Будучи эмигрантом, он создает свои лучшие произведения «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». На закате своего жизненного пути Гюго оставался таким же деятельным человеком. Он издает сборник стихов «Четыре духа времени». Скончался писатель в 1885 году и был погребен в Пантеоне.

О Викторе Гюго

Французский поэт и писатель Виктор Гюго родился в 1802 году в городе Безансон в феврале. Особенностью детства были частые путешествия, которые обуславливались частыми командировками отца Гюго, который было военным в высоком чине. Благородное происхождение также позволило получить достойное образование, которое продолжалось и в 1813 году после переезда в Париж с матерью, после того как родители Гюго расстались.

В 14 лет он поступает в частный пансион и именно там начинает писать. Взгляды его складывались на основе монархических убеждений, вольтеровской идеологии. С раннего детства Гюго двигался в векторе романтизма, представителем которого и оставался в дальнейшем.

С 19 лет он начинает активно работать в рамках литературного ремесла и достигает существенных высот. Сначала выпускает сборник стихов, который дает ежегодные выплаты от короля Людовика, далее начинает работать по большей части с пьесами, сотрудничает с театрами и получает огромную популярность, капитал, а также новую музу, которой становится актриса Жульетта Дуэ, которая приносила автору вдохновение на протяжении многих лет. Исследователи, как правило, указывают началом наиболее продуктивного творческого периода 1829 год.

Собор Парижской Богоматери публикуется в 1831 году, спустя 10 лет он становится частью французской Академии. Еще спустя пару лет, он отходит от общественной активности из-за личной трагедии. Далее он возвращается к политике на фоне революции 1848 года и получает престижное положение, но в итоге, когда возникает и проваливается революция против императора, Гюго приходится бежать на Британские острова, но и там он продолжает творить и создает цикл великолепных романов.

После свержения императора он возвращается обратно на родину, где его встречают как образец оппозиционера и одаряют всяческими почестями. В 1871 году он получает пост депутата, от которого отказывается, так как не особенно прельщается чрезмерно консервативной политикой большинства. В 1883 погибает его муза Жульетта Дуэ, после чего спустя два года литератор и сам оставляет этот мир 22 мая.

В своих литературных произведениях поэт и писатель отражал социальные проблемы общества Франции. Виктор Гюго даже в годы своего творческого кризиса смог написать самое главное произведение в своей биографии – роман «Отверженные».

Виктор Гюго краткая биография

Родился французский писатель 26 февраля 1802 г. в семействе военнослужащего армии Наполеона – Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго и дочери владельца судов – Софи Требюше. Виктор был третьим сыном, старших братьев звали Абель и Эжен.

По долгу службы глава семьи часто менял место жительство, переезжая вместе с женой и детьми в Марсель, на Корсику, на Эльбу и в Италию, в Мадрид. Из поездок семейство неизменно возвращалось в Париж. Родители часто спорили из-за разницы в политических взглядах. Дети жили поочередно, то с отцом, то с матерью. В 1813 г. семья окончательно распалась, мать с младшим сыном Виктором местом жительства выбрала столицу Франции – Париж.

С 12 лет Виктор Гюго, как сообщает краткая биография, пошел учиться в Лицей Людовика Великого. А уже через 2 года начал сочинять первые литературные произведения в жанре трагедии. Их он посвятил своей матушке. Через год его отметили на конкурсе академии за написанный стих. Виктору Гюго, как информирует его биография, хорошо давалась математика, но в Политехнический институт будущий литератор отказался поступать, выбрав литературное творчество делом своей жизни.

Умер от пневмонии в конце мая 1885 г.

Литературное творчество

В 17 лет он дважды был премирован за поэму и оду. Пробовал писать литературные труды в сатирическом стиле. Писатель Виктор Гюго, как сообщает биография, самолично издавал приложение к католическому журналу, восхваляющему монархический уклад государства.

«Оды и разные стихи», изданные Гюго в 20 лет понравились Королю Людовику XVIII. Царственная особа назначила автору поэтического сборника ежегодное жалование. В 24 года Виктор издал второй сборник стихов.

«Последний день приговоренного к смерти» – роман, стал первым зрелым трудом писателя. Виктор Гюго писал в своей биографии произведения, основанные на реальных событиях. Так, скажем кратко, «Клод Ге», напечатанный в 1834 году, стал предвестником самого важного произведения в карьере – «Отверженные». Последний рассказывал о неравенстве социальных слоев французского общества. Биография Виктора Гюго сообщает, что отрывок из романа «Отверженные» – « » признан одним из лучших произведений для детей.

Роман «Нотр Дам де Пари» — « » – переведен на много языков Европы и мира. После его издания, все больше людей стали посещать заброшенные строения старого света. Роман был экранизирован, по его мотивам поставлен мюзикл.

ГЮГО (Hugo) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж), французский писатель.

Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и, в конечном счете, 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого. По окончании лицея Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала «Консерватер литерер», где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа «Бюг Жаргаль» (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.

Первый сборник молодого поэта «Оды и разные стихотворения» (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII: Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. В 1823 он издал свой второй роман «Ган Исландец», написанный в русле « готической» традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарль Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале «Мюз франсез», который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавшим в еще одном романтическом издании - журнале «Глоб» - хвалебную рецензию на «Оды и баллады» (1826).

В 1827 Гюго выпустил пьесу «Кромвель», которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитое «Предисловие» стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника. Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть «Последний день осужденного» (1829) и поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829) принесли Гюго громадную славу. Период с 1829 по 1843 год оказался для него в высшей степени продуктивным. В 1829 появилась пьеса «Марион Делорм», запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал свою вторую драму - «Эрнани». За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, столь же шумные. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: «Бастилия классицизма» в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, «Король забавляется» (1832) и «Рюи Блаз» (1838).

Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность «старого строя», враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840) - возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок «Рейн» (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием «Невзгоды». Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.

После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 - на остров Гернси. За время долгого изгнания он создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга «Наполеон Малый», а в 1853 появились «Возмездия» - вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников. В 1856 вышел сборник «Созерцания» - шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома «Легенды веков», которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 он вновь обратился к роману «Невзгоды», значительно его, переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах. В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа - «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.

После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, он вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 он издал сборник «Грозный год», свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842. В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав «Девяносто третий год». Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй - милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует «очистительным горнилом», где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак. В возрасте 75-ти лет Гюго издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть «Легенды веков» вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго. После смерти он удостоился государственных похорон, и его останки были помещены в Пантеон - рядом с Вольтером и Руссо.