Краткая биография куприна самое главное для детей. Александр Куприн: биография, творчество и интересные факты из жизни Куприн этапы жизни и творчества

Введение

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Романтическое в повести «Суламифь» и рассказе «Олеся»

Теория и методика целостного анализа рассказа «Гранатовый браслет» на уроке в 11 классе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Имя А. И. Куприна, несомненно, связано с реалистическим направлением в русской литературе начала 20 века. Этот художник честно и прямо говорил о насущных проблемах своего времени, затрагивал множество нравственно-этических и социальных вопросов, волновавших предреволюционное русское общество.

Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда сам жил и чувствовал. Он не придумывал свои повести и рассказы за письменным столом, а выносил их из жизни. Потому, наверное, все его книги такие яркие и впечатляющие.

К. Чуковский писал о Куприне, что «его требования к себе, как писателю-реалисту, изобразителю нравов, буквально не имели границ, (...) что с жокеем он умел вести разговор, как жокей, с поваром - как повар, с матросом - как старый матрос. Он по-мальчишески щеголял этой своей многоопытностью, кичился ею перед другими писателями (перед Вересаевым, Леонидом Андреевым), ибо в том и заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах...».

Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы возвысить человека, помочь ему обрести внутреннее совершенство и счастье.

Такой силой могла стать любовь к человеку. Именно этим чувством пронизаны повести и рассказы Куприна. Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как «Олеся» и «Анафема», «Чудесный доктор» и «Листригоны». Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.

«А для реализации своей гуманистической идеи писатель использует романтические художественные средства. Куприн зачастую идеализирует своих героев (Олеся из одноименного рассказа) либо наделяет их почти неземными чувствами (Желтков из Гранатового браслета). Очень часто романтическими бывают финалы произведений Куприна». Так, например, Олесю изгоняют из общества вновь, но на этот раз она вынуждена уехать, то есть покинуть чуждый ей мир. Ромашов из «Поединка» уходит от действительности, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Потом в поединке с жизнью он погибает, не вынося мучительной раздвоенности. Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» стреляется, когда теряет смысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою возлюбленную: «Да святится имя твое!».

В романтические тона окрашена у Куприна тема любви. О ней он говорит благоговейно. О своем «Гранатовом браслете» писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, - «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине». Несмотря на то, что в основу «Гранатового браслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой ярчайший образец романтической традиции.

Это говорит нам об умении Куприна видеть в реальности поэтически возвышенное, а в человеке - самое лучшее и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя и реалистом и романтиком одновременно.

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Бывалый человек, не раз колесивший по России, переменивший множество профессий, легко сближавшийся с самыми разными людьми, Куприн накопил огромный запас впечатлений и делился ими щедро, увлеченно. В его рассказах прекрасные страницы посвящены любви - мучительной или торжествующей, но всегда завораживающей. Критически изображая жизнь «как она есть», Куприн давал почувствовать и ту жизнь, которая должна быть. Он верил в то, что человек, который «пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья, будет счастлив и свободен».

Однако его идеалом была скитальческая, бродяжья, полная пестрых приключений и случайностей жизнь. И его симпатии - всегда на стороне людей, оказавшихся по тем или иным причинам вне рамок размеренного и благополучного существования.куприн рассказ реалистическое

Певца патриархальной естественности, Куприна не случайно привлекали формы труда, связанные с природой. Это не тягостная повинность у станка или в душной шахте, а работа «с солнцем в крови», под свежим ветром на бескрайних водных просторах. Называя своих героев «листригонами» по имени сказочных рыбаков-пиратов из «Одиссеи», Куприн подчеркивал неизменность, устойчивость этого мирка, сохранившего свои обычаи чуть ли не с гомеровских времен, и идеализировал этот древний, словно нетронутый временем тип ловца, охотника, сына природы. Но под античными масками угадывались живые лица современных Куприну балаклавских греков, ощущались их нынешние заботы и радости. В «Листригонах» отразились эпизоды дружеского общения писателя с крымскими рыбаками; все герои цикла - реальные люди, Куприн не изменил даже их имен. Так из сплава прозы и поэзии, правды и легенды возник один из лучших образцов русского лирического очерка.

В годы назревания первой русской революции Куприн отдаётся работе над своим крупнейшим произведением - повестью «Поединок». Действие повести, вышедшей в свет в 1905 году, происходит в 90-е годы. Однако всё в ней дышало современностью. Произведение давало глубокое объяснение причин поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Более того, порождённый стремлением Куприна разоблачить пороки армейской среды, «Поединок» был ошеломляющим ударом по всем порядкам царской России.

«Полк, офицерство и солдаты» написаны крупным планом в органическом взаимодействии с главным героем. В «Поединке» мы видим реалистические картины, создающие большое полотно, в котором «второстепенные» персонажи могут быть столь же важными для художественного целого, как и главные образы.

Повесть сильна, прежде всего, обличительным пафосом. Куприн, как известно, прекрасно знал дикие нравы армейской жизни, где высшие армейские чины обращались с солдатами, как со скотом. Офицер Арчаковский, например, до такой степени избил своего денщика, что «кровь оказалась не только на стенах, но и на потолке». Особенно злобствовали офицеры во время бессмысленной солдатской муштры, когда шла подготовка к парадным смотрам, от которых зависела их служебная карьера.

Сюжет произведения буднично трагичен: подпоручик Ромашов погибает в результате дуэли с поручиком Николаевым. Ромашов, городской интеллигент в мундире подпоручика заштатного полка, страдает от пошлости и бессмыслицы жизни, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки к неизбежному возникновению конфликта. Ромашов испытывает к затравленному солдату Хлебникову «прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания». Автор не идеализирует юного Ромашова, не делает его борцом против уклада армейской жизни. Ромашов способен только на робкое несогласие, на неуверенные попытки убедить, что культурные, порядочные люди не должны нападать с шашкой на безоружного: «Бить солдата нечестно. Это стыдно». Обстановка презрительного отчуждения закаляет Ромашова. К концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Поединок становится неизбежным, а любовь его к замужней женщине, Шурочке Николаевой, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь, ускорила развязку.

«Поединок» принес Куприну европейскую славу. Передовая общественность восторженно встретила повесть, ибо, как писал современник, купринская повесть «подтачивала, расшатывала, поражала насмерть военную касту». Сегодняшним читателям повесть важна как описание поединка добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты.

Романтическое в повести «Суламифь» и рассказе «Олеся»

Несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в любом из них можно найти элементы романтизма. Более того, иногда это проявляется настолько сильно, что даже невозможно назвать некоторые страницы реалистическими.

В повести Олеся все начинается довольно прозаично, даже немного скучно. Лес. Зима. Темные, неграмотные полесские крестьяне. Кажется, что автор просто захотел описать жизнь крестьян и делает это, ничего не приукрашивая, изображая серую, безрадостную жизнь серым цветом. Хотя, конечно же, условия, в которые попадает главный герой повести, далеко не привычны для большинства из нас, но все же это реальные условия жизни в Полесье.

И вдруг среди всего этого унылого однообразия появляется Олеся, образ, несомненно, романтический. Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства. Куприн обращает внимание на руки девушки, хоть и загрубевшие от работы, но маленькие, аристократические, на ее манеру есть, говорить. Откуда в такой среде могла появиться девушка, подобная Олесе? Очевидно, образ юной колдуньи уже является не жизненным, а идеализированным, над ним потрудилось воображение автора.

После того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом. Наступает весна, природа радуется вместе с влюбленными. Появляется новый, романтический мир, где все прекрасно. Это мир любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Как только они встречаются, этот мир вдруг возникает из ниоткуда, когда расстаются - исчезает, но сохраняется в их душах. И влюбленные, находясь в обыденном мире, стремятся в свой, сказочный, никому другому не доступный. Это «двоемирие» - тоже явный признак романтизма.

Обычно романтический герой совершает «поступок». Не является исключением и Олеся. Она пошла в церковь, подчиняясь силе своей любви.

Таким образом, в повести описывается любовь реального человека и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир Олеси, а она - в его реальность. Становится понятным, почему в произведении прослеживаются черты как одного, так и другого направления.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Но иногда Куприн не придумывает ничего идеального. В Поединке, мне кажется, нет ни одного безупречного образа. Если Шурочка сначала и кажется прекрасной (она так умна, красива, хотя ее окружают пошлые, жестокие люди), то вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь, как Олеся или Желтков, она предпочитает ей внешний блеск высшего общества. И сразу, как только это понимаешь, и красота ее, и ум, и чувства предстают в ином свете.

Любовь Ромашова, конечно же, была чище и искренней. И хоть он совсем не идеализируется автором, его можно считать романтическим героем. Он все очень остро переживает и чувствует. К тому же Куприн проводит Ромашова через жизненные страдания: одиночество, унижение, предательство, смерть. На фоне реалистического изображения порядков царской армии, пошлости, жестокости, грубости выделяется еще одно лицо - Назанский. Это уже настоящий романтический герой. Как раз в его речах можно найти все основные идеи романтизма о несовершенстве этого мира, о существовании другого, прекрасного, о вечной борьбе и вечном страдании.

Как видно, в своих произведениях Куприн не придерживался рамок только реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

Куприн обладал способностью совмещать в своих книгах реальность с романтической выдумкой. Наверное, это и есть та самая замечательная способность усмотреть в жизни прекрасное, достойное восхищения, которой лишены многие люди. Но если уметь видеть в жизни лучшие ее стороны, то, в конце концов, из самой скучной и серой повседневности может родиться новый, замечательный мир.


Восприятие и осмысление произведения искусства как целостности в наше время стало особенно значимым. Отношение современного человека к миру как целостности имеет ценностный, жизненный смысл.

Искусство с самого своего начала было направлено на эмоциональное ощущение и воспроизведение целостности жизни. Поэтому «… именно в произведении отчетливо реализуется всеобщий принцип искусства: воссоздание целостности мира человеческой жизнедеятельности как бесконечного и незавершенного «социального организма» в конечном и завершенном эстетическом единстве художественного целого».

Литература в своем развитии, временном движении, т. е. литературном процессе, отразила поступательный ход художественного сознания, стремящегося отразить овладение людьми целостностью жизни и сопутствующее этому движению разрушение целостности мира и человека.

Чтобы более или менее исчерпывающе познать художественное произведение, необходимо в идеале пройти все три ступени его научного рассмотрения, ничего в них не пропуская. Это значит, что необходимо осознать произведение как целое на уровне первичного восприятия, затем провести скрупулезный анализ его по элементам и, наконец, завершить рассмотрение системно-целостным синтезом.

В идеале методика анализа должна быть своей для каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями. Чтобы выборочный анализ не был случайным и фрагментарным, он должен одновременно быть анализом целостным. Казалось бы, противоречие, но на самом деле это не так. Только при целостном взгляде на систему можно определить, какие стороны, элементы и связи в ней более существенны, а какие носят вспомогательный характер. В первую очередь необходимо познать «закон целого», принцип его организации, а уж он потом подскажет, на что конкретно обратить внимание. Поэтому рассмотрение художественного произведения необходимо начинать не с анализа, а с синтеза. Необходимо прежде всего осознать свое целостное первое впечатление и, проверив его главным образом перечитыванием, сформулировать на понятийном уровне. На этом этапе уже возможно провести ключевую операцию для дальнейшего целостно-выборочного анализа - определить содержательные и стилевые доминанты произведения. Это и есть тот ключик, который открывает целостность строения художественного создания и определяет пути и направления дальнейшего анализа. Так, если доминанта содержания лежит в области проблематики, то тематику произведения вполне можно не анализировать, сосредоточившись на связи проблематики и идеи; если в области пафоса - то анализ тематики необходим, поскольку в пафосе естественным образом соединяются объективный и субъективный моменты, проблематика же в этом случае оказывается не так важна. Более конкретное определение доминант подсказывает и более конкретные пути анализа: так, идейно-нравственная проблематика требует пристального внимания к индивидуальной «философии» героя, к динамике его взглядов и убеждений, при этом его связи с социальной сферой оказываются, как правило, второстепенными. Проблематика же социокультурная, напротив, диктует повышенное внимание к статике, к неизменным чертам внешнего и внутреннего облика персонажей, к связям героя с породившей его средой. Выделение стилевых доминант также указывает на то, чем в произведении следует заниматься в первую очередь. Так, анализировать элементы сюжета не имеет смысла, если мы наблюдаем в качестве стилевой доминанты описательность или психологизм; тропы и синтаксические фигуры анализируются в том случае, если стилевая доминанта - риторичность; сложная композиция направляет внимание на анализ внесюжетных элементов, повествовательных форм, предметных деталей и т.д. В результате достигается поставленная задача: экономия времени и усилий сочетается с постижением индивидуального идейно-художественного своеобразия произведения, выборочный анализ оказывается одновременно и целостным.

«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato. Соната Бетховена Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

Из переписки Куприна и мемуаров известны прототипы героев рассказа: Желтков - мелкий телеграфный чиновник П.П. Желтиков, князь Василий Шеин - член Государственного совета Д.Н. Любимов, княгиня Вера Шеина - его жена Людмила Ивановна, урожденная Туган - Барановская, ее сестра Анна Николаевна Фриессе - сестра Любимовой, Елена Ивановна Нитте, брат княгини Шеиной - чиновник Государственной канцелярии Николай Иванович Туган - Барановский.

Рассказ выдержал ряд изданий на французском, немецком, английском, шведском, польском, болгарском, финском языках. Зарубежная критика, отмечая тонкий психологизм рассказа, приветствовала его как «порыв свежего ветра».

Для целостного анализа художественного произведения, учащимся необходимо задавать следующие вопросы:

О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные событии.)

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что маленький человек способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее).

Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист - переодевается в трубочиста - становится судомойкой - превращается в монаха - трагически гибнет, оставляя после смерти завещание).

Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. «Прежняя страстная любовь давно ушла», может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с «чувством прочной, верной, истинной дружбы». Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами».)

Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка.)

Как изображается Куприным Желтков и его любовь?

Почему он «заставляет» Веру послушать вторую сонату Бетховена?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть (стихотворение И. Мятлева «Розы», И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы»), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - «громадное счастье». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.

Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)

Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что неудобным клином врезался в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь - не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек).

Каким настроением проникнут финал повести? (Финал проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера, ей открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет.»)

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым - это одно и то же? Что лучше?

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет - символ святой любви - на икону)

Встречается ли неземная любовь? (Да, встречается. Но очень редко. Именно такую любовь и описал А. Куприн в своём произведении)

Как притягивать любовь? (Мало ждать любовь, надо самим научиться любить, чувствовать себя частицей окружающего мира)

Почему любовь управляет человеком, а не наоборот? (Любовь - вечный поток. Человек реагирует на волны любви. Любовь - вечна, она была, есть и будет. А человек приходит и уходит)

Какой видит А.И.Куприн истинную любовь? (истинная любовь - основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека)

Что такое любовь? (Любовь - это страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях).

Любовь для писателя - основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Заключение

Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениям жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприн много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Куприн боролся с эмигрантской судьбой, он не хотел покоряться ей. Он старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжать служение литературе. Нельзя не отдать должное талантливому писателю - он и в эти тяжелые для него годы сумел внести значительный вклад в русскую литературу.

Творчество Александра Ивановича Куприна высоко ценили Антон Павлович Чехов, Алексей Максимович Горький, Лев Николаевич Толстой. Константин Паустовский писал о нем: «Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей - представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей земле».

Нравственная энергия, и художественная, творческая магия Куприна идут от одного корня, от того, что он может быть смело назван самым здоровым, самым жизнерадостным и жизнелюбивым в кругу русских писателей XX века. Книги Куприна нужно непременно прочесть, прожить в юности, ибо они - своего рода энциклопедия здоровых, нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

Список использованной литературы

Корман Б.О. О целостности художественного произведения. Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1977, № 6

Куприн А. И.Гранатовый браслет.- М.,1994. - С. 123.

Паустовский К. Поток жизни // Собр. соч. в 9-ти томах. - М., 1983. Т.7.-416 с.

Чуковский К. Современники: портреты и этюды (с илл.): изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», М., 1962 - 453 с.

Родился А.И. Куприн 26 августа (по новому стилю 7 сентября) в городе Наровчатове, в небогатой семье. Отца он потерял. Когда мальчику было 6 лет, их семья познала ощущение голода, и в итоге матери пришлось отдать сына в сиротский пансионат в 1876 году, которое было покинуто в 10-летнем возрасте, затем пришлось учиться в военной школе в том же году, которое потом стало именоваться как кадетский корпус.

В 1888 году Куприн отучился и продолжил получать знания в Александровском училище (с 1888-90годы), в котором он описал все, что с ним происходило в повести «На переломе (кадетство)» и в романе «Юнкера». После он отдавал присягу Днепропетровскому полку и в дальнейшем мечтал о поступлении на такое почетное место, как Академия Генштаба, но произошел провал из-за случившегося разлада с полицейским, которого он, не подумав, скинул в воду, чем и обернулось ему ответной монетой за его поступок. Расстроившись из-за этого инцидента, он в 1894 году отправился в отставку.

Первое произведение, которое было выпущено – это рассказ «Последний дебют», опубликованное в 1889 году. С 1883 по 1894 года были написаны такие повести, как «Впотьмах», «Лунная ночь» и «Дознание». С 1897 по 1899 выходят в жизнь рассказы под названием «Ночная смена», «Ночлег» и «Поход», также в списке его труда имеются: «Молох», «Юзовский завод», «Оборотень», «Лесная глушь», «Прапорщик армейский, всеми известный «Поединок», «Гранатовый браслет » и много других писаний, которые достойны того, чтобы их читало наше современное поколение. В 1909 году ему вручают Академическую премию. В 1912 году печатается полное собрание сочинения, чем можно только гордиться.

Куприн был странным в своем поведении, так как пытался освоить различные профессии, которые его привлекали и интересовался самыми разнообразными, даже угрожающими его здоровью увлечениями (например летал на аэроплане, что привело к аварии, где он чудом остался жив). Он внимательно изучал жизнь, проводя свои исследования, пытаясь как можно больше познать в этом мире различной информации.

В 1901 году в Санкт-Петербурге писатель женится на Марии Давыдовой, у них рождается дочь Лида.

Он любил путешествовать по разным уголкам нашей планеты такие, как Санкт-Петербург, где в то время его имя звучало в каждой круге, Финляндия, откуда вернулся к началу первой мировой войны, Франция – сюда он отправился в момент начала революции, так как видел весь происходящий беспредел и с неприязнью относился к Ленину, и в этой стране он прожил все полные 17 лет, тоскуя по Родине. После того, как ему оповещают о том, что он серьезно болен, он просит правительство разрешить вернуться обратно, и 31 мая 1937 года он приезжает в Ленинград. Ночью 25 августа 1938 года он ушел из жизни из-за рака.

Александр Куприн – величайший российский писатель, известный своими романами, переводами и рассказами.

Александр Иванович Куприн появился на свет в маленьком городке Наровчате 7 сентября 1870 года в дворянской семье. В раннем возрасте переехал вместе с матерью в Москву по причине смерти отца мальчика. Среднее образование он получил в обычном пансионе, который по совместительству являлся интернатом для беспризорников. Спустя 4 года обучения его переводят во кадетский корпус, также располагающийся в Москве. Юноша решает осваивать военную карьеру и после выпуска становится студентом Александровского военного училища.

Получив диплом, Куприн отправляется служить в Днепропетровский пехотный полк в качестве подпоручика. Но спустя 4 года он бросает службу и посещает несколько городов в западных губерниях Российской Империи. Ему было проблематично найти постоянную работу из-за отсутствия квалификации. Из тяжёлого финансового положения его вытаскивает Иван Бунин, с которым писатель познакомился совсем недавно. Бунин отправляет Куприна в столицу и устраивает его на работу в большую типографию. Александр остаётся жить в Гатчине вплоть до событий 1917 года. В течение Первой Мировой войны он по собственному желанию обустраивает госпиталь и помогает вылечивать раненых военных. За весь период начала 20 века Куприн создал несколько повестей и рассказов, самыми известными из которых были “Белый пудель” и “Гранатовый браслет”.

В последние годы существования Российской Империи Куприн придерживался коммунистических взглядов, яро поддерживая партию большевиков. Он положительно отреагировал на отречение царя Николая 2 и в хорошем тоне воспринял приход новой власти. Спустя несколько лет классик очень сильно разочаровывается в новом правительстве и начинает выступать с речами, критикующими новый политический строй Советской России. В связи с этим, ему пришлось взять в руки оружие и примкнуть к Белому движению.

Но после победы красных Александр немедленно мигрирует заграницу, чтобы избежать преследований. В качестве места проживания он выбирает Францию. В эмиграции он активно занимается литературной деятельностью и пишет свои очередные шедевры: “Колесо времени”, “Юнкера”, “Жанета”. Его произведения пользуются огромным спросом серди читателей. К сожалению, огромная популярность его творчества не принесла писателю огромного количества финансовых средств. В итоге, за 15 лет он смог набрать неимоверный перечень долгов и кредитов. “Денежная яма” и невозможность прокормить собственную семью заставили его пристраститься к алкоголю, который заметно подкосил его жизнь.

Спустя несколько лет его здоровье стремительно начинает ухудшаться. Внезапно в конце 30-ых годов прошлого столетия Куприна приглашают обратно в Россию. Александр возвращается. Но из-за алкоголизма и обострившихся болезней организм классика уже не мог творить или работать. Поэтому 25 августа 1938 года Александр Куприн умирает в Ленинграде по естественным причинам.

Жизнь и творчество писателя Александра Куприна

Александр Иванович Куприн является известным русским писателем и переводчиком. Его произведения были реалистичны, тем и приобрели известность во многих слоях общества.

Детство и родители

Детские года Куприна проходят в Москве, куда они с мамой переехали после смерти отца.

Обучение

В 1887 г. Куприн поступает в Александровское военное училище.

Он начинает переживать разные трудные моменты, о которых пишет первые произведения.

Куприн неплохо писал стихи, но не пытался публиковать их или не хотел.

В 1890 году служит в пехоте, где пишет произведения «Дознание», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Через 4 года Куприн уходит из полка и начинает свое путешествие по разным городам России, смотря на природу, людей и приобретая новые знания для своих дальнейших произведений и рассказов.

Произведения Куприна интересны тем, что он свои переживания и чувства описывал в них или они становились основой для новых рассказов.

Самый рассвет творчества писателя был вначале 20 века. В 1905 году публикуется повесть “Поединок”, получившая огромное признание общества. Затем на свет появляется самый главный труд “Гранатовый браслет”, сделавший Куприна известным.

Нельзя не выделить такое произведение, как повесть “Яма”, которое стало скандальным и не опубликовано из-за порнографических сцен в книге.

Эмиграция

Во время Октябрьской революции Куприн эмигрирует во Францию, потому что не хотел поддерживать коммунизм.

Там он продолжает свою деятельность писателя, без которой он не мог представить свою жизнь.

Возвращение в Россию

Постепенно Куприн начинает тосковать по Родине, на которую вернулся с плохим здоровьем. После возвращения он начинает работу над своим последним произведением под названием “Москва родная”.

Личная жизнь

У Куприна было две жены: с первой Марией Давыдовой брак завершился спустя 5 лет, но этот брак дал ему дочь Лидию. Второй женой была Елизавета Морицовна Гейнрих, которая подарила ему двое дочерей – Ксению и Зинаиду. Супруга покончила жизнь самоубийством во время блокады Ленинграда, не сумев пережить такое жуткое время.

Потомков у Куприна не осталось, потому что единственный внук погиб во Второй мировой войне.

Последние годы жизни и смерть

Правительству было на руку возвращение Куприна на Родину, потому что из него хотели создать образ человека, который сожалел о своем поступке, что он покинул родную землю.

Однако пошли слухи, что Куприн сильно болен, поэтому прошла информация, что его произведение “Москва родная” вовсе написал не он.

Сообщение 3

Рождение писателя произошло 7 сентября 1870 г. в Пензенской губернии в городе Наровчат. Очень рано, из-за холеры ушел из жизни отец. В 1874г. мать совершила переезд в Москву, и отдала Александра в училище, в котором обучались сироты. С 1880 по 1888г. проходит путь до военного Александровского училища.

Увлекаться литературой начал в период обучения в кадетах. Рассказ «Последний дебют» появился в 1889г. и писатель был наказан выговором. Получив звание подпоручика в 1890-1894гг. был отправлен на несение службы в Каменец-Подольский. В 1901г. вышел в отставку. Проживал в Киеве, Петрограде, затем в Севастополе. Все это время, писателя преследовала бедность, нищета, у него не было постоянной работы. Эти тяготы и способствовали развитию Куприна, как выдающегося литератора. Подружился с Чеховым А. П., Буниным И.А. , эти писатели оставили неизгладимый отпечаток на творчестве писателя. В свет выходят рассказы и повести: «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет».

Наступил 1909г., год признания. Александр Куприн получает Пушкинскую премию. Помимо писательской деятельности, помогает сбежать матросам-мятежникам от полиции. 1914г. наступает одно из самых страшных событий в истории человечества – Первая мировая война. Александр Иванович Куприн уходит на фронт добровольцем, но там находится не долго. Его комиссуют по здоровью. Чтобы участвовать хоть как – то в судьбе страны, открывает в своем доме, солдатский госпиталь. Но просуществовал он не долго. В стране начались перемены.

1917г. время революции. Куприн сближается с эсерами, и с радостью встречает революцию. Но ее последствия не оправдали его надежд. Гражданская война, которая началась следом за революцией, повергли его в депрессию. Принимает решение вступить в армию Юденича Н.Н..

Наступает 1920г. Время перемен. Куприн переезжает во Францию, и пишет свою автобиографию. Свет увидел ее под названием «Юнкера». В 1937 году, желание увидеть Родину, заставляет его вернуться домой. Новая страна, СССР, приняла Александра Ивановича спокойно, без последствий. Но прожить великому писателю оставалось недолго.

Умер писатель в возрасте 68 лет, от рака пищевода в 1938г. 25 августа, в Санкт-Петербурге, в то время Ленинград. Был захоронен на Волковском кладбище, возле могилы И.С.Тургенева, сейчас это Фрунзенский район Санкт-Петербурга.

Доклад 4

Александр Иванович Куприн - человек с интересной судьбой, писатель-реалист, чьи образы взяты из самой жизни. Время его творений пришлись на не легкие для русской истории период. Окончание XIX и начало XX столетия отразились на судьбе и и произведениях автора.

Александр Иванович, родившийся в 1870г., был уроженцем Пензенской губернии г. Наровчате. Мама будущего писателя имела татарские корни, чем впоследствии очень гордился Куприн. Иногда он наряжался в татарский халат и носил тюбетейку, выходя в такой одежде в свет.

Мальчику не было еще и года, когда ушел из жизни его отец, мать была вынуждена отдать сына в сиротский приют, переехав в Москву, уроженкой которой она являлась. Для маленького Александра пансионат явился местом уныния и угнетения.

Окончив училище, Куприн поступает в военную гимназию, по окончании которой в 1887 г. продолжил учебу в Александровском военном училище. События периода жизни писатель описал в произведении «Юнкера». Именно в период обучения Александр Иванович пробует писать. Первый опубликованный рассказ «Последний дебют» был написан в 1889г.

По окончании училища с 1890г. Куприн четыре года отслужил в пехотном полку. Богатейший жизненный опыт, приобретенный на службе, не раз становился темой его произведений. Параллельно писатель публикует свои произведения в журнале «Русское богатство». В этот период увидели свет: «Дознание», «Впотьмах», «Лунный свет», «Поход», «Ночная смена» и многие другие.

Закончив военную службу, Куприн живет в Киеве и пытается определиться с будущей профессией. Множество работ испробовал писатель. Он был рабочим на заводах, борцом в цирке, мелким журналистом, землемером, псаломщиком, актером, летчиком. Всего испробовал более 20 профессий. Везде ему было интересно, везде его окружали люди, ставшие героями купринских произведений. Скитания привели Александра Ивановича в Петербург, где устраивается по рекомендации Ивана Бунина на постоянное место работы в в редакцию « Журнал для всех».

Первой супругой писателя была Мария Карловна, свадьба с которой состоялась в зимой 1902г. Через год в семье появилась дочь Лидия, подарившая впоследствии Куприну внука Алексея.

Повесть «Поединок», вышедший в свет в 1905г., принес огромный успех Александру Ивановичу. Гуляка, авантюрист по натуре, был всегда в центре внимания. Возможно, это стало причиной развода с первой супругой в 1909г. В этом же году писатель вступил в повторный брак с Елизаветой Морицовной, в браке с которой родилось две девочки, младшая из которых умерла в раннем возрасте. Ни дочь, ни внук не оставили детей, поэтому прямых потомков писателя нет.

Предреволюционный период отличался изданием большинства произведений Куприна. Среди написанных произведений: «Гранатовый браслет», « Жидкое солнце», «Гамбринус».

В 1911г. переезжает в Гатчину, где во время Первой мировой войны открывает в своем доме госпиталь для раненных военных. В 1914г. был мобилизован и направлен на прохождение службы в Финляндию, но по состоянию здоровья был уволен.

Первоначально Куприн с радостью встретил известие об отречении царя Николая II от престола. Однако столкнувшись с диктатурой власти, был разочарован. Во время Гражданской войны примкнул к белогвардейцам и после поражения был вынужден уехать в Париж.

Бедность, склонность к употреблению алкоголизма вынудили Куприна вернуться в 1937г. на Родину. К этому периоду писатель был уже сильно болен и не мог заниматься творчеством. Умер Александр Иванович в 1938г.

Сообщение про Куприна

Популярные российские авторы отличаются от любых других авторов, так как они обычно являются приверженцами классического направления литературы. Эти писатели не зря стали одними из самых узнаваемых лиц, как и на своей родине, так и далеко за рубежом. Обычно это писатели, которые с самого детства всю свою жизнь развивали свой писательский талант, при этом знакомясь с ключевыми персонами своего времени, что также приносило им немалую популярность, отчего они становились ещё более успешными. Таким образом, подобные люди и становились известными и успешными, однако также в их развитии сыграл немаловажную роль их безмерный талант. Прекрасным примером подобного автора послужит писатель Куприн.

Александр Куприн – очень известный автор, которого в своё время читали очень активно, как и на России, так и далеко за рубежом. Этот автор писал достаточно уникальные и интересные произведения, в которых автор раскрывал самые интереснейшие темы, через которые автор также доносил свою точку зрения, которой делился со своими читателями. В произведениях Куприна также присутствовали различные художественные приёмы, которые поражали своих читателей своей гениальностью, ведь Куприн был настоящим мастером слова, который писал так, как ни мог писать, ни один автор, классический автор, если быть точнее. Даже его классические произведения были наполнены достаточно интересным сюжетом.

Александр Куприн 7 сентября в городе Наровчате. Родился он, как и большинство известных классических писателей в дворянской семье, в которой мальчика с самого детства очень сильно любили и заботились о нём. И с самого детства в мальчике была замечена его сильная склонность к литературе. С самого детства он начал проявлять достаточно хорошие навыки в литературе, а также в написании различных произведений и стихов. Позже он отправился получать образование, которое успешно получил и начал работать над собой и своим творчеством. Работая над ним, он смог выработать свой собственный стиль написания произведений, и таким образом он стал одним из самых читаемых авторов своего времени, если не самым читаемым. Он прожил хорошую жизнь, написав огромное количество произведений, он закончил её в Ленинграде 25 августа 1938 года. Вся его семья скорбела об утрате, однако умер он от естественных причин, или проще говоря, от старости.

  • Жизнь и творчество Фридриха Шиллера

    Фридрих Шиллер - великий человек XVIII века, протестант и романтик, врач и драматург, историк и поэт. Разносторонний человек Шиллер был одним из умнейших людей своего времени.

  • Александр Куприн великий русский писатель, оставивший богатое наследство произведений человечеству. Наблюдательный, тонкий и чувствительный от природы, Александр Иванович отразил в своих работах быт и нравственность того времени.

    Родился он 26 августа (7 сентября) 1870 года в семье мелкого чиновника в маленьком городке Наровчат, который находится в Пензенской губернии. Его отец умер через год после рождения Александра. На руках матери Любови Алексеевны осталось трое детей - старшие сестры и сам Саша. Девочек определяют в пансион, а Любовь Алексеевна уезжает с сыном в Москву.

    Стоит отметить, что мать писателя - уроженка древнего рода татарских князей Куланчаковых. У неё сильный характер, упрямый, она очень любит своих детей. Жизнь в Москве была тяжелая, нищенская, и мать записала шестилетнего сына в Московский Разумовский пансион (1876г). Александру было нелегко, мальчик грустил и тосковал по дому, даже задумывал о побеге. Он много читал, умел придумывать истории, и за это пользовался популярностью. Первое своё творение - стихотворение, Александр сочинил в возрасте семи лет.

    Постепенно жизнь налаживалась, и Куприн решил стать военным. По окончании пансиона в 1880 году, он сразу поступил во Вторую Московскую военную Академию. Через восемь лет учится в Московском Александровском военном училище. Годы обучения не прошли даром для Александра Ивановича, позже он напишет и обличит в своих произведениях. Много будет мыслей о чести, мундире, мужестве, о характерах героев, а так же о коррупции.

    Он продолжает читать и изучать литературу, в 1889 году публикуется его первый рассказ «Первый дебют». В 1890 году, закончив обучение, Куприн поступил на службу в пехотный полк в должности подпоручика. Его новое местонахождение - Подольская губерния. Через четыре года Александр Иванович вышел в отставку. Не имея никакой специальности, Куприн пробует себя в различных сферах деятельности.

    Этот жадный до впечатлений человек, берётся за любую работу, он ничего не боится, ему всё интересно. Характер у него взрывной, но он готов на авантюру. Ему было важно общаться с людьми, вживаться в их атмосферу бытия, улавливать чувства, нрав и тонкости каждой личности. Потом Куприн в своих произведениях умело отразит свои наблюдения.

    Вскоре он знакомится с , и . Издания Москвы и Петербурга начинают печатать его произведения, заметки, очерки. В 1901 году Александр Куприн женится на Марии Давыдовой, а через год у них рождается дочь Лида. В 1905 году выходит повесть «Поединок». Помимо армейских впечатлений, изложенных в произведениях, Куприн пишет о любви, о животных («Белый пудель» 1902г), становится популярным, много печатается. В 1907 году, после развода с первой женой, Александр Куприн вторично женится на Елизавете Гейнрих. Рождается дочь Ксения.

    Александр Иванович в 1914 году служил в Финляндии, но по состоянию здоровья был комиссован. (1914-1918г), тогда они с женой Елизаветой и дочкой Ксенией устроили дома лазарет. Оказывали помощь раненым бойцам. Революцию Куприн воспринял отрицательно. Он был на стороне белого движения, хотя поначалу пытался сотрудничать с большевиками. Как и многие другие творческие личности, Куприн с семьёй покидает Россию, они уезжают во Францию. Александр Иванович продолжает творить, но не так продуктивно, он скучает по родине. Активно участвует в антибольшевистской прессе.

    Весной 1937 года писатель с семьёй вернулся на родину. Встретили его тепло и радушно. К сожалению, писатель был тяжело болен, через год его не стало. Он умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде. Наиболее популярные произведения Александра Ивановича Куприна:

    «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Яма».

    Жизнь и творчество А. И. Куприн. В этих словах одного из героев произведения А. И. .Куприна «Яма» выражено желание самого писателя. Он всегда стремился жить с размахом, ловя каждый момент, попробовать себя во всех жизненных и профессиональных формах проявления.

    Переполненная событиями жизнь писателя, многообразие тем его творчества - все это составляет единую чрезвычайно пеструю и живую картину. Вместе с тем вхождение Куприна в большую литературу было нелегким, жизненный путь - не менее сложен.

    А. И. Куприн (1870-1938) родился в селе Наровчатове Пензенской области. Писатель рано остался сиротой - отец, канцелярский служащий умер, когда ему был год. Затем он попал в сиротский дом, в военную гимназию, кадетский корпус, юнкерское училище.

    Сам он позже вспоминал, что это были самые несчастливые его годы жизни. Не столько из-за бессмысленного заучивания наизусть и голодания, сколько из-за сложившейся системы физических и нравственных наказаний: воспитанников часто унижали и запугивали, отправляли в карцер, секли розгами. О периоде пребывания в кадетском корпусе он написал в автобиографической повести «На переломе» 1900 года.

    После окончания корпуса Куприну пришлось еще два года обучаться в Александровском военном училище, а после получения чина подпоручика - нести военную службу. Человека с такой жаждой жизни, как у Куприна, она не могла не тяготить. Будущий писатель подает в отставку в 1894 году. С этого момента перед Куприным, по его же словам, началась «большая, широкая, свободная жизнь». Свой творческую карьеру он начал со стихов, и писал их в большом количестве не только в юности, но и на протяжении всей жизни. Вместе с тем эти опыты не принесли ему известности и не сделали поэтом. Истинным призванием Куприна оказалась художественная проза.

    Его первые рассказы - «Последний дебют», «Лунной ночью», «Ужас», «Психея», «Безумие» - появились в печати в конце 1880-х годов. По мнению критиков, эти произведения были во многом подражательны, схематичны, не лишены литературных штампов. Но это касалось, как правило, тех произведений начинающего писателя, в которых он изображал то, что не пережито им самим. Там же, где чувствуется влияние его жизненного опыта, присутствует непревзойденный живой диалог, насыщенный красками пейзаж, выразительный портрет - как внешний, так и психологический. Куприн является одним из тех, кто мог писать проникновенно и увлекательно одновременно, заражая читателя интересным хитросплетением сюжетных линий. Художественный стиль во многом оказался предопределен особенностями его личности. Пожалуй, ни один из писателей-современников Куприна не стремился так полно познать жизнь во всех ее проявлениях, как он. Будучи реалистическим писателем Куприн чувствовал себя уверенно, когда твердо знал, что изображал. Его переполняли избыток жизненных сил и энергии. Поэтому писатель стремился пережить все, что доступно человеку, соучаствовать всему, что происходит вокруг. Подвижность, неуемная тега к «перемене мест», к частой смене занятий и рода деятельности отличали Куприна с юных лет до конца жизни. Известно, что Куприн владел множеством разных профессий. В 1910 году писатель совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело, опускается на морское дно. Все это наполняет его произведения яркими красками, здоровым романтизмом, жизненным оптимизмом, особой достоверностью. Запас наблюдений писателя сочетается его упорным самообразованием.

    Творчество Куприна не только многопланово, многообразно. Разнообразие сюжетов обуславливалось богатым жизненным опытом Куприна. Герои прозаических произведений Куприна - люди самых разных социальных слоев царской России - от капиталистов-миллионеров до босяков и нищих. Но уже в ранних произведениях у Куприна появляется интерес к теме «маленького человека», к проблемам морально-этическим, социальным и эстетическим.

    Творчество Куприна 1890-х годов отмечено широтою охвата и глубиной художественного исследования самых различных сторон современной писателю действительности, разнообразием героев из самых разных социальных слоев. В 1896 году он пишет социально-психологическую повесть «Молох». Образ Квашнина - промышленного и финансового дельца - сатирическое олицетворение алчности и жестокости. Языческий бог Молох, жаждущий человеческих жертв, стал нарицательным обозначением мира эксплуатации, лицемерия и насилия над судьбами людей. В этой атмосфере пошлость, ложь и фальшь вторгаются и в семейно-бытовые отношения, а духовные и нравственные ценности забываются.

    В этой повести Куприным важен образ рабочих. Практически до конца произведения они предстают в качестве терпеливых жертв Молоха, нередко сравниваются с детьми. Закономерен итог повести - общий взрыв негодования, неугасимое стремление изменить ситуацию. Автор использует образы взрыва, черной стены рабочих на фоне пламени для Того, чтобы наиболее ярко изобразить народный бунт, выразить несогласие с положением рабочего класса в современном буржуазном обществе.

    Тема невозможности существования людей разных занятий и слоев в установившемся «жизненном порядке как он есть» получила свое продолжение в целом ряде произведений этих годов - «Просительница», «Картина», «Наташка», «Друзья», «Блаженный», «С улицы», «Конокрады», «Белый пудель», «Аllеz!», «По заказу», «Кляча». Герои Куприна не видят смысла жизни в настоящем и полностью неуверенны в завтрашнем дне. Мотивы нестабильности жизни в мире людей, где подавляются личное и гражданское достоинства, не находит выхода человеческая энергия, усиливают в его произведениях ощущение близящегося общего кризиса, неизбежных перемен.

    Утверждая ценность человека, которого не испортила буржуазная цивилизация, Куприн пытался найти своего положительного героя. Выражением такого идеала в то время стала героиня повести «Олеся» (1898). Это один из самых поэтичных образов в мировой литературе и одно из первых произведений Куприна, в которых он предстает непревзойденным мастером изображения любовного чувства. Притягательность героини - в цельности ее натуры, в благородстве и силе характера, в самобытности, которые она сохраняет до конца. Искренняя, глубокая, жертвенная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена трусости и безвольности ее возлюбленного - доброго, но слабохарактерного русского интеллигента.

    В дальнейшем тема любви в творчестве Куприна получила развитие в не менее лиричных и трогательных произведениях - «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911). В них изображены яркая страсть библейской красавицы Сулимифи и безнадежное и самоотверженное чувство маленького чиновника Желткова. Особая сила «Гранатового браслета» в том, что любовь здесь предстает как «нечто неожиданное» среди привычных будней, трезвой реальности и устоявшегося быта.

    К началу XX века Куприн уже успел стать самобытным писателем-реалистом молодого поколения. Выдающимся произведением писателя начала века стала повесть «Поединок» (1905), посвященная М. Горькому.

    В «Поединке» нашли свое отражение новые общественные настроения в России во время нарастания всеобщего недовольства, вызванного поражением в русско-японской войне. Это видно через армейские порядки того времени. С одной стороны, показано моральное разложение офицерства, лишенного каких-либо порывов к гражданскому служению. С другой стороны, запуганные, уставшие от муштры солдаты. В этой атмосфере достойно служащие офицеры подвергаются осмеянию, спиваются, как Назанский, или бессмысленно погибают, как подпоручик Ромашов, главный герой произведения. Это самый любимый для Куприна образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов отстаивает свободу и достоинство человеческой личности. Он хочет видеть в солдате не бесчувственного исполнителя офицерской воли и приказов свыше, а друга, брата, человека. Вместе с тем он не столько борется со злом, сколько сам страдает от него. Его не понимает и не принимает окружение. Кроме того, герой испытывает неудачи и в любви. Пренебрежение к слабым, чувству жалости, гуманизму характеризует весь мир армейской жизни. На словах ненавидя эту жизнь, ее мораль и порядки, Шурочка Николаева является ее неотъемлемой частью. В итоге, в надеждах мечтая начать новую жизнь, порвать с жестокой и несправедливой военной службой, Ромашов бессмысленно гибнет на дуэли. Это произведение принесло Куприну общеевропейскую славу.

    Интерес ко всем проявлениям живого, тонкая наблюдательность и человеколюбие характерны для рассказов Куприна о детях и животных, которые художник слова писал на протяжении всей жизни. Это «Изумруд», «Скворцы», «Завирайка», «Ю-ю», «Собачье счастье», «В зверинце», «Слон», «Белый пудель».

    Февральская революция становится для Куприна осуществлением желанных демократических перемен. Он активно выступает в периодической печати, но это время становится для писателя временем противоречий и метаний как политических, так и творческих. Летом 1920 года Куприн едет в Париж. Так открывается новая страница его творчества, но большинство произведений этого периода изображают события дореволюционные либо из исторического и легендарного прошлого России. Одно из самых заметных произведений этого времени - роман «Жанета» (1932-1933). Он посвящен русской эмиграции. В произведении показана душевная опустошенность русского эмигранта, нищенствующего, всеми забытого, никому не нужного, для всех чужого. Единственным смыслом его жизни становится маленькая девочка Жанета. Все восемнадцать лет, проведенных в эмиграции в целом, писатель испытывает тоску по родине и творческий кризис. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», - утверждал он в одном из своих писем.

    Возвращение на родину в 1937 году не изменило его настроений. Несмотря на новые творческие замыслы, подорванное здоровье не позволило ему их воплотить в жизнь. В августе 1938 года А. И. Куприн скончался.

    По воспоминаниям современников, перед смертью он признавался близким: «…Какое счастье принадлежать к такому народу, любить его!». Действительно А. И Куприн жил и творил для всех людей России, его произведения проникнуты гуманистической верой в человека, любовью к родине, демократическим пафосом, идеями духовного раскрепощения личности. Исследователь творчества писателя Ф. И. Кулешов верно отметил: «Куприн оставил книги, которые нужны людям сегодня, будут нужны им вечно, как вечен язык, на котором они написаны, и как вечен народ, к которому они обращены».