Краткая биография короленко. Владимир Короленко. Биография: ранние годы

Короленко, Владимир Галактионович - выдающийся писатель. Родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести "В дурном обществе", в образе идеально-честного "пана-судьи", и более подробно - в "Истории моего современника". Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Все это, в связи с полу-польским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями - Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность. К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов. Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей гуманностью. В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище. Незадолго до этого умер идеально бескорыстный его отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств. Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжелую нужду; обедать за 18 копеек в благотворительной кухмистерской он мог себе позволить не чаще одного раза в месяц. В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию. В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключен из академии. Поселившись в Петербурге, Короленко вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой. С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар. После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: "Сне Макара", "Записках сибирского туриста", "Соколинце", "В подследственном отделении". Верный основному складу своей творческой души - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях. В 1885 году Короленко разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и невежества - и это нашло свое отражение в рассказах Короленко: "На солнечном затмении", "За иконой", "Река играет", в полу-этнографических "Павловских очерках" и особенно в очерках, составивших целую книгу "В голодный год" (Санкт-Петербург, 1893). Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практических указаний. Общественная деятельность Короленко за все время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода "учреждением"; около него сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры. К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое "Мултанское дело", когда, благодаря замечательной энергии Короленко и искусно поведенной защите, были спасены от каторги обвинявшиеся в ритуальном убийстве вотяки. В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальн

Тема: В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Цели урока:
– обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
– развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

– воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Тип урока:

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Оборудование : компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

    ( + ) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

    (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

    ( + ) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

    (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

    (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

    ( + ) Маруся очень отличалась от Сони.

    (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

    (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

    (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

    (+) Маруся заболела осенью.

    (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

    (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13) . Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
(О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
(Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

2. Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?
(Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.)
(Слайд 17.)

3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
(Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

3. Каково его выражение?
(Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
(Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
(Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия (Слайд 19) .

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

    Доволен ли ты тем, как прошел урок?

    Сумел ли ты получить новые знания?

    Ты был активен на уроке?

    Ты сумел показать свои знания?

VIII. Домашнее задание (Слайд 20) . Три варианта письменных заданий (по выбору):

    Рассказ старых стен часовни.

    Рассказ старых стен замка.

    Рассказ старого замка.

У Владимира Галактионовича Короленко (1853—1921) была долгая литературная судьба, охватившая далекие друг от друга культурно-исторические эпохи. В 1879 г. он отнес свой первый рассказ «Эпизоды из жизни "искателя""» в «Отечественные записки». Одобренная Н.К.Михайловским, рукопись была отвергнута Щедриным: «Оно бы и ничего... Да зелено... Зелено очень». Большую часть своей главной книги «История моего современника», начатой в 1905 г., Короленко писал в 1918—1921 годы. Автобиографический герой остался все тем же «искателем», но изменился масштаб и тон повествования: от лирически окрашенного «эпизода» писатель перешел к эпическому полотну о своем поколении.

Короленко вырос в большой и дружной семье, где мирно уживались две национальности (украинская — отца и польская — матери), две веры (православная и католическая) и три языка (русский, польский и украинский). Семья была дворянская, религиозная, со строгими правилами. Жили сначала в Житомире, затем в Ровно; отец служил уездным судьей. Когда будущему писателю было 15 лет, умер отец, оставив семью без средств. Увлечение русской литературой, особенно Тургеневым и Некрасовым, породило юношескую мечту о профессии адвоката, защитника обездоленных. Но ровенская реальная гимназия не давала права поступить в университет, потратить же год на сдачу нужных экзаменов экстерном Короленко не мог — семья бедствовала. В 1871 г. он поступил в Петербургский технологический институт, хотя математические науки казались ему сухими и отвлеченными. В начале 1874 г. Короленко переехал в Москву и поступил в Петровскую земледельческую академию, на лесное отделение. В это время Короленко уже мечтал о писательстве и делал первые пробы. Средства к жизни приходилось добывать корректурой, черчением и дешевыми переводами.

Петровский студенческий «бунт» 1876 г., раздутый полицией, толкнул Короленко в разряд «вредных смутьянов», ссылаемых «по высочайшему повелению» (т.е. без суда и следствия). В конце жизни он напишет: «И до самой старости меня проводила та же репутация опасного агитатора и революционера, хотя я всю жизнь только и делал, что взывал к законности и праву для всех»2. Остальное Короленко относил к жанру «самодержавного помешательства» и «жандармских фантазий», что обошлось ему в 7 лет тюрем, этапов и ссылок.

Во второй половине 1880 г. «административный порядок» несколько помягчел, и Короленко был возвращен с сибирского этапа и оставлен в Перми, где нашел службу на железной дороге. Успешно шла и писательская работа (в столичном журнале появился уже третий рассказ). Но 1 марта 1881 г. был убит Александр II, и потребовалась присяга новому императору. Короленко дважды прошел церемонию общей присяги, но в качестве ссыльного от него потребовали индивидуальной присяги. Ссылаясь на два года бессудных преследований, Короленко дал письменный отказ и этим совершил «преступление», непредусмотренное сводом российских законов.

Осенью 1884 г., когда кончился срок якутской ссылки, Короленко принял решение: если вновь потребуют присяги — не давать. К счастью, не потребовали. После Сибири Короленко поселился в Нижнем Новгороде, где прошло самое светлое десятилетие его жизни: вышла первая книга «Очерков и рассказов» (М., 1886), Владимир Галактионович счастливо женился, родились дочери. Первое время приходилось брать любую работу: кассира на пристани, агента Общества драматических писателей, сотрудника Нижегородской архивной комиссии. Однако очень скоро эти службы отступили перед работой журналиста и писателя.

В ноябре 1892 г. Короленко участвовал в преобразовании журнала «Русское богатство», перешедшего к Н.К.Михайловскому; в 1894 г. стал пайщиком и членом литературно-редакционного комитета этого журнала; в июне 1895 г. — его официальным издателем; в начале 1896 г. переехал в Петербург, чтобы принять непосредственное участие в работе редакции. После смерти Михайловского в 1904 г. стал главным редактором и духовным средоточием «Русскогобогатства» («Всякий журнал есть портрет его редактора»,— писал Владимиру Галактионовичу А.Г.Горнфельд 20 декабря 1920 г.).

С 1893 г. в издании «Русского богатства» выходят все новые сборники произведений Короленко. До революции журнал народнической демократии стойко переносил цензурные бури, приостановки, прекращения, вынужденные переименования, судебные процессы и т.п. В 1918 г. был разгромлен, по слову Короленко, вместе со всей свободной русской прессой.

С 1900 г. Короленко жил в Полтаве, которая в годы гражданской войны около десяти раз переходила из рук в руки, и всякий раз вспыхивали грабежи, погромы, массовые обыски, аресты, расстрелы. И каждый раз приходилось хлопотать о какой-нибудь стороне.

Последнее ходатайство милосердия он подписал за девять дней до смерти. Поехать за границу для лечения — отказался. В 1918 г., во время празднования в Петрограде 65-летая Короленко (в его отсутствие), Горнфельд — парадоксально и неожиданно — назвал Владимира Галактионовича сверхчеловеком, видя сверхчеловеческое в «нравственной неизбежности» поступков Короленко, его готовности делать то, что «представляется невозможным робкому уму и вялой воле».

Одним из известнейших и значительных общественных деятелей конца XIX - начала XX века был журналист, писатель и публицист Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография, иллюстрирующая его жизненный и творческий путь, включает немало печальных и трагичных событий. Однако он всегда оставался реалистом, который искал и находил романтизм в реальной жизни, размышляя о высоком в условиях суровой действительности. Многие из его героев наделены таким духовным накалом и самосжигающей беззаветностью, которые смогли приподнять их над болотом тупой, сонной действительности. Они навсегда останутся в качестве напоминания о существовании высшей красоты человеческого духа.

Владимир Короленко. Биография: ранние годы

Писатель появился на свет в Житомире в 1853 году. Его отцом был который обладал замкнутым характером, неподкупностью и справедливостью. Образ отца стал чрезвычайно важным в процессе формирования мировоззрения мальчика.

Мать будущего писателя была полькой по происхождению, поэтому Владимир Короленко с детства прекрасно владел польским языком. Пансион Рыхлинского - это первое учебное заведение, в котором обучался Владимир Короленко. Биография его насчитывает еще несколько школ, так как из-за службы отца семья вынуждена была часто переезжать.

Дальнейшее образование писатель получил в Житомире, Ровно, Петербурге и Москве. Петербургский технологический университет ему окончить не довелось: потеря отца стала первым испытанием, которое пережил Владимир Галактионович Короленко. Кратко описывая дальнейшие годы, можно сказать, что тяжелое материальное состояние заставило его учиться в Петровской земледельческой академии.

Непокорный нрав и революционная направленность

Революционные взгляды Владимир Короленко разделял с юности. Через два года после поступления за активную деятельность в народническом движении его исключили из академии и сослали в Кронштадт. Там он находился под наблюдением властей, зарабатывая изготовлением чертежей.

Когда ссылка закончилась, юноша смог вернуться в Петербург и снова заняться своим образованием, однако ненадолго. Следующие шесть лет прошли для него в ссылках, арестах и переездах. Тяготы и лишения подневольного существования не только не сломили, но и закалили его дух, как сам упоминал Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография писателя включает перечень городов и регионов, в которых он жил, будучи политическим узником: Глазов Березовские починки (Бисеровская волость), Вятка, Вышний Волочек, Томск, Пермь, Якутия (Амгинская слобода).

Многие биографы сходятся во мнении, что именно в этот период был сформирован характер писателя. Также им был собран огромный объем материала для будущей работы.

Первые литературные шаги

Поселившись в Нижнем Новгороде по разрешению правительства, Владимир Короленко принялся за писательскую деятельность. Время с 1885 по 1895 год считается самым плодотворным в карьере литератора. Здесь в полной мере раскрылся его талант, спровоцировав интерес со стороны читающей публики всей России.

Январь 1886 года был ознаменован для Владимира Короленко женитьбой на Евдокии Ивановской. Они были знакомы задолго до свадьбы и стали счастливой семейной парой. Для писателя этот брак был единственным.

В этом же году свет увидело первое издание книги Владимира под названием «Очерки и рассказы», которое включало несколько сибирских новелл.

Затем были опубликованы «Павловские очерки», написанные в период пребывания Короленко в селе Павлово. Основной их темой стало описание тяжелого положения, в котором находились кустари-металлисты села, задавленные нищетой.

Литературный триумф

Вышедшие следом за первыми сборниками книги «Сон Макара», «Слепой музыкант», а также «В дурном обществе» проявили глубокое знание человеческой психологии и философский подход, примененные писателем при работе над произведениями. Они вызвали настоящий восторг у читателей. В качестве основного материала, использованного Владимиром, выступили его детские воспоминания и впечатления об Украине. Тяжелый период репрессий и философских раздумий обогатил прошлые наблюдения социальными выводами, придав работам зрелость и правдивость.

Владимир Короленко настаивал на том, что счастье, полнота и гармония жизни доступны исключительно через преодоление собственного эгоизма, а также путем служения народу.

Путешествуя по миру

Следующие годы писатель посвятил путешествиям. При этом им были посещены не только края обширной России, но и Америка. В начале 90-х годов Владимир посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги начинают переводить на иностранные языки.

Сегодня из всех литературных произведений наиболее широко известен «Слепой музыкант», так как эта повесть входит в образовательную программу многих школ.

Она может принадлежать к списку обязательной литературы или быть рекомендованной для Показателем ее достоинств может служить многократное издание еще при жизни писателя (15 раз).

Публицистическая деятельность

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса школы, наряду с фактами его писательской деятельности, включает также примеры работ в качестве журналиста.

Значительной составляющей его участия в общественной жизни стало написание статей и корреспонденций. Книга «В голодный год» объединила публикации писателя, размещенные в газете «Русские ведомости». Идеей, пронизывающей эти статьи, стало описание чудовищной картины народного бедствия, спровоцированного продолжающейся крепостной зависимостью и нищетой русской деревни.

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса была бы неполной без упоминания о работе редактором журнала «Русское богатство».

В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни. Здесь, на хуторе Хатки, у него была дача. В течение многих лет Владимир и его семья приезжали в этот дом на лето. Сегодня здесь музей.

Завершение жизненного пути

Последним произведением Владимира Короленко стала автобиографическая «История моего современника», запланированная как обобщенное и систематизированное описание всех пережитых им событий и приобретенных философских взглядов. К сожалению, писатель не успел закончить свою масштабную работу. В 1921 году, работая над четвертым томом книги, Владимир Короленко умер, не перенеся воспаление легких.

Короленко Владимир Галактионович: интересные факты

Писатель и публицист, Владимир Коваленко был чрезвычайно честным и совестливым человеком. Получив определенное влияние в качестве журналиста, он пользовался им для становления законности и справедливости. Одним из известных фактов его общественной деятельности стало участие в суде над вотяками в 1985-1986 годах.

Семеро человек были обвинены в зверском убийстве бездомного, и арестованы, и приговорены к десяти годам каторжных работ. При этом обстоятельства усугублялись характером нанесенных повреждений, которые делали убийство похожим на ритуальное жертвоприношение.

Услышав о Мултанском процессе, писатель прибыл в город, чтобы установить истину как корреспондент. Собранные им факты и доказательства, а также проведенное расследование показало, что убитый был уже мертвым, когда ему наносили повреждения. Основной целью этих действий было намеренное введение следствия в заблуждение и осуждение конкретных людей.

Решающую роль в вынесении сыграло выступление писателя в зале суда и две речи, которые произнес там Владимир Короленко. Биография кратко и в общих чертах описывает содержание этих гениальных речей, ведь они не были записаны. Их эмоциональная сила была настолько велика, что стенографистки не могли выполнять свои обязанности из-за потоков слез.

Дело Бейлиса

Еще одним спасенным от несправедливого осуждения человеком стал Бейлис. Будучи евреем, он подвергся обвинению в преступлении, которого не совершал (убийство христианского мальчика). Этот процесс имел широкий резонанс, а участие Короленко привело к оправданию подсудимого и снятию всех обвинений.

Сформулированная Владимиром Короленко задача литературы как открытие значения личности на почве знания массы была в полной мере осуществлена в его деятельности и творчестве, связывая их с литературным наследием будущей эпохи.

Владимир Галактионович Короленко – русский писатель, общественный деятель, публицист и журналист.

Родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец писателя был суровым уездным судьей и коллежским асессором. Мать была родом из Польши, отчего писатель с детства в совершенстве знал польский язык. Начальное образование Короленко получил в Житомирской гимназии, затем семья переехала в Ровно, где он поступил в местное училище.

После смерти отца Короленко поступил в Технологический институт в Петербурге, который не смог завершить из-за материальных трудностей. В 1874 году он перевелся в землевладельческую академию в Москве, где обучался на основе стипендии. В связи с тем, что писатель в юности участвовал в народнических движениях, он был исключен и выслан в Кронштадт. В 1877 году он вернулся в Петербург и поступил в Горный институт. Примерно в это же время началась его литературная карьера.

Первая новелла В. Г. Короленко, «Эпизоды из жизни “искателя”» появилась в 1879 году. Весной того же года, по подозрению в революционной деятельности, его вновь исключили из учебного заведения и выслали в Глазов. А когда в 1881 году он отказался от присяги Александру III, был выслан на несколько лет в Сибирь. Наиболее плодотворными для писателя стали 1885-1895 годы. Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). .

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стал рассказ «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.