Красивые девушки эвенки. Загадочная Эвенкия. Потерянная нация (37 фото). Буряты в национальной одежде

С незапамятных времен женщины стремились украсить себя разными, порой очень даже оригинальными способами, и менди – один из них.

Менди – это искусство росписи тела хной, которое пришло к нам из древности . Многосложные узоры могут наноситься на разные участки тела и быть самыми различными. Цветки, точки, завитки, волны, образы животных и прочие элементы складываются в замысловатый узор, который может украсить женские ручки, ножки, плечи и другие части тела.

Преимущество росписи менди в том, что, в отличие от татуировки, она является временным украшением . Держится на коже от 2-х до 4-х недель и не причиняет никакого вреда здоровью.

Менди на руках – наиболее распространенный вариант такой росписи. Чаще всего женщин, на теле которых красуются подобные узоры, можно встретить в Индии, Малайзии, арабских странах, Северной Африке, Индонезии. Но, как ни странно, в Европе и Северной Америке менди постепенно возводят в ранг стильного аксессуара.

Некоторые звезды Голливуда появляются на публике с оригинальными рисунками на теле, желая подчеркнуть свою индивидуальность и необычный вкус. У кого-то это вызывает восхищение, а у кого-то недоумение. Но то, что эти искусные узоры приковывают взгляд, не вызывает сомнений.

Что такое менди? Это всего лишь необычное украшение, или роспись, несущая некий глубокий посыл? Давайте разберемся с этим вместе и обязательно рассмотрим картинки менди, представленные в фото-галерее.

История происхождения менди

Менди удивительно и загадочно. Происхождение рисунков невероятной красоты, выполненных хной, окружено тайной. Где, когда и кем было придумано делать росписи на теле, неизвестно. По этому поводу существует несколько мнений.

Кое-кто из ученых считает, что искусство менди зародилось в Индии и оттуда распространилось по другим странам Азии. Их оппоненты утверждают, что это искусство проникло в Индию всего лишь в XII веке. Но есть также исторические факты, подтверждающие, что еще в Древнем Египте около 5 тысяч лет назад дамы из верхних общественных сословий украшали свое тело и ногти изящными рисунками. Пожалуй, эта теория выглядит наиболее достоверной.

В Средней Азии и на Востоке в этом деле наибольшего мастерства достигли мужчины. Из хны они изготавливали краску, которой расписывали ногти, кожу, а также красили волосы. При этом узоры могли быть невероятно сложными.

Неспроста поначалу рисунки хной могли позволить себе только богатые люди. Хна, смешанная с ароматическими маслами, была очень ценным веществом, которое было доступно только для тех, кто занимал высокое положение в обществе . Но со временем ситуация меняется в пользу даже самых бедных и паста из хны перестала быть дефицитным средством. Мужчины в Древнем Египте украшали свои виски изображениями удодов, а женщины рисовали узоры на своих лицах.

Если в Средней Азии и Индии отдавали предпочтение натуральной хне без примесей, то в Северной Африке часто добавляли, например, сажу или древесный уголь для того, чтобы красящая смесь стала более темной (а иногда и насыщенно-черной).

Особого мастерства в технике украшения кожи и ногтей достигли жители Индии, в особенности, женщины Раджастана . Они настолько искусно раскрашивали тело сложными узорами, что сложно было представить, что кто-то может делать это еще более умело. В Индии это искусство, помимо менди, имеет и другие названия: , кофер, камфир. Кстати, само слово «менди» с хинди означает «хна».

Особенно любили украшать свое тело невесты перед предстоящей свадьбой. Умелые руки родственниц с помощью тонких палочек старательно выводили сложные узоры. Порой этот процесс занимал несколько дней. Особое внимание уделялось ладоням и ступням, так как на этих участках кожа наиболее тонкая, отчего краска держится дольше обычного. Даже есть поверье, что чем дольше сохранится рисунок, тем лучше. Якобы, пока не смоется и не сотрется хна, новобрачная освобождается от домашних обязанностей и бытовых хлопот.

Сегодня искусство росписи хной поражает своим разнообразием. Если взглянуть на рисунки менди, то можно убедиться, насколько великолепны искусно выполненные узоры.

Традиционная роспись менди в разных странах мира

В каждой стране и даже отдельном регионе государства этот тип украшения тела приобрел свои отличительные особенности:

  • Средний Восток . Например, бедуины, которые проводят большую часть своей жизни в пустыне, могут вообще не создавать узоры, а просто окунают ладони и ступни в хну. В повседневной жизни арабы зачастую не выполняют сложные рисунки, а вот при подготовке к церемониям наносят более замысловатые узоры – обычно они представлены растительными мотивами.
  • Малайзия . Зачастую менди является ритуальным украшением для невесты перед ее свадьбой.
  • Северная Африка . В африканской культуре любят четкость контуров, прорисовку каждого элемента, поэтому предпочитают в росписи хной использовать строгие геометрические фигуры.
  • Индонезия . Здесь предпочитают растительные мотивы, подобные традиционным индийским узорам. Иногда полностью закрашиваются боковые части стоп и ладоней, подушечки пальцев.
  • Индия . Какие только здесь ни встречаются узоры! От многообразия просто захватывает дух. Невестам обязательно перед свадьбой наносят сложные и большие узоры от ступней до колен, а также от ладоней до предплечий. Для менди используется разная символика. Очень любят расписывать тело ажурными этническими узорами, добавлять , слона, павлина и пр. Каждому символу придают отдельное значение.

В европейских странах долгое время менди как искусство и украшение отрицалось . Пожалуй, это было обусловлено негативным отношением христианства к «утехам плоти». Но сегодня ситуация кардинально меняется и свое тело позволяют расписывать хной даже знаменитости. Только взгляните на потрясающие эскизы менди!

Символическое значение менди

Называть менди всего лишь оригинальным украшением – большая ошибка. Узор на теле может стать настоящим талисманом, символом желанных свершений, ритуальным знаком .

Например, в Индии тело невесты расписывают затейливыми узорами, а оставшуюся хну закапывают в землю для того, чтобы брак был прочным, муж верным и любящим. А в Марокко беременные женщины покрывают рисунками свои щиколотки. Они верят, что это помогает защитить их еще не родившегося малыша от дурного глаза.

Для создания менди используется множество символов. Каждый из них обязательно имеет свое значение и силу:

  • цветок лотоса – сулит успех и удачу;
  • круг – виток жизни;
  • цветы и листья – процветание, изобилие, начало новой жизни;
  • бутоны – зарождение новой жизни, любовь;
  • точки, символизирующие семя – плодородие, новая жизнь, самосознание;
  • плод манго – , что имеет значение очень сильного оберега, приносящего удачу, процветание, мудрость и власть;
  • павлин – символ богини Сарасвати, покровительствующей искусству и мудрости;
  • мандала – мудрость, просветление;
  • вьющиеся лианы, стебли – настойчивость, достижение цели, защита от сглаза.

В индийской культуре менди придается особое значение . Считается, что с помощью искусной росписи можно подчеркнуть силу любви в браке. Чем темнее узоры, тем сильнее любовь.

Вовсе неспроста тело женщины укрывают изображениями животных и птиц, узорами растений. Таким образом, ее как бы связывают с природной сущностью, что помогает ей быть хорошей женой и матерью. Считается, что насколько искусно украшены руки и ноги женщины, настолько будет любить ее муж. Еще это поможет завоевать признание со стороны родственников супруга. В также можно встретить мужчин, которые украшают свое тело узорами менди, сложность которых ничем не уступает росписям на женских телах.

В Индии и других странах мира также верят, что узор защитит от злых духов, бед, дурного глаза, болезней и даже смерти. А все потому, что узоры действуют на энергетическом уровне. Нанеся роспись на ладони, можно благотворно влиять на чакры – важные центры организма.

Хна для нанесения менди

Для менди используется хна, получаемая с хинного дерева (Lawsonia inermis). Она растет во многих странах Среднего Востока и Северной Африки, так как предпочитает жаркий и сухой климат. Выращивают ее преимущественно на острове Шри-Ланка, в Пакистане, Индии, Непале, Судане, Иране, Египте, на юге Китая.

Чтобы получить непосредственно хну, с хинного дерева собирают стреловидные листья, высушивают их, а затем перемалывают. Так получают порошок хны.

Разобраться с тем, какую точку планеты можно считать родиной хны, очень сложно. Впечатление, что она была с человеком с незапамятных времен. Ну, по крайней мере, несколько тысячелетий точно.

Прослеживается четкий след этого растения в истории. Приведем некоторые примеры:

  1. В первых медицинских трактатах имеются упоминания о лечебных свойствах хны.
  2. В древних египетских могилах были найдены листья хны.
  3. В Библии указывается, что хну вплетали в живые изгороди.
  4. Пророк Мухаммед очень любил аромат этого растения и использовал его. Еще задолго до нашей эры приятному запаху хны нашли применение в создании духов.
  5. Известно, что древние народы Индии, Австралии, Северной Африки и Ближнего Востока использовали хну в качестве красящего вещества для придания ткани, коже, ногтям и волосам нужного оттенка.

Хна – природное антисептическое средство, которое абсолютно безопасно для здоровья. Окрашивая только ороговевший слой кожи, она дольше продержится на тех участках тела, где больше «отмерших» клеток.

Натуральная хна имеет исключительно коричневый цвет . Но для создания менди могут использоваться и два других красителя: индиго (синий) и харкус (черный). Второе вещество – это что-то вроде смеси хны с золой, которая держится на коже недолго.

Менди – это искусство с древней душой. Загадочные узоры и магические символы, нанесенные хной на кожу, способны стать не только удивительным украшением, но и мощным оберегом.

Эвенки (ранее также встречалось название тунгусы) - один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в частности Прибайкалья. В этой статье мы не раскроем душещипательных тайн, потому как история эвенков вероятно такая древняя, что они и сами давно забыли начало. Пишут об их самобытных легендах и традициях, но тайну зарождения жизни на планете Земля видимо эти легенды отчетливо также не раскрывают.

Поэтому повествуем без сенсаций, может кому пригодится. Существует две теории происхождения эвенков. Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток. Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате ассимиляции местным населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана. Увань буквально — «живущий в горных лесах народ» Сами себя они именуют скромно — орочоны, что в переводе означает «человек, владеющий оленем».

По антропологическому типу эвенки — ярко выраженные монголоиды. Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». К XVII веку при численности всего в 30.000 человек они освоили невероятно обширную территорию — от Енисея до Камчатки, и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров. Они постоянно кочевали, поэтому о них говорили: эвенки везде и нигде. В начале 20-го века их численность составляла около 63 тысяч человек, а сейчас снова сократилась до 30 тысяч. В политическом отношении до встречи с русскими эвенки зависели от Китая и Маньчжурии. История русско-эвенкийских контактов восходит к середине XVII века — ко временам знаменитого эвенкийского князя Гантимура, который принял сторону русского царя Алексея Михайловича и повел за собой своих соплеменников. Он и его дружина несли охрану российских границ. А эвенки, проживающие в Китае, охраняли свою страну. Так эвенки стали разделенным народом. В Российской империи власть придерживалась правила не совать свой нос во внутренние дела эвенков. Для них была разработана система самоуправления, в соответствии с которой эвенки были объединены в Урульгинскую Степную Думу с центром в селе Урульга. По традиции возглавляла эвенкийскую Думу династия князей Гантимуровых.

После революции, в 1930 году, был создан Эвенкийский национальный округ. Но коллективизация и насильственный перевод эвенков на оседлый образ жизни нанесли сильный удар по их хозяйственным и культурным традициям, поставив целый народ на грань вымирания.

Эвенки — настоящие дети природы. Их называют следопытами таежных троп. Они — великолепные охотники. Луки и стрелы в их руках становились высокоточным оружием. Эвенк способен поразить цель за триста метров. Были у эвенков особые, «поющие стрелы» с костяными свистунками, которые завораживали зверя.

Но волка эвенк не тронет — это его тотем. Ни один эвенк не оставит без внимания волчат, если они вдруг окажутся без родительской опеки.

В XV—XVI веках эвенки обучились оленеводству, став самыми северными в мире скотоводами. Недаром они говорят: «Наш дом — под Полярной Звездой». У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения: «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам. «малу» - закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал "порог" чума. «левират» - обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата. «тори» - брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту. Наиболее торжественно проходил у эвенков весенний праздник - икэн, или эвин, посвященный наступлению лета - "появлению новой жизни" или "обновлению жизни". Первая встреча обязательно сопровождалась рукопожатием. Раньше у эвенков принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу — левой.

Женщины еще и прижимались поочередно обеими щеками друг к другу. Женщина старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем. В честь гостя специально забивали оленя и потчевали лучшими кусками мяса. По окончании чаепития гость ставил чашку вверх дном, показывая этим, что он больше не будет пить. Если гость просто отодвигал чашку от себя, хозяйка могла продолжать наливать чай бесконечно. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому: отъезжал с ним на несколько километров, а перед прощанием хозяин и гость останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече. Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь. Традиционное жилище эвенков - чум - представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние - от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года. Основа традиционной пищи - мясо диких животных (у конных эвенков - конина) и рыба, которые употребляли практически всегда в сыром виде. Летом пили оленье молоко, ели ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб. Основным напитком служил чай, иногда с оленьим молоком или солью. Эвенкийский язык — точный и в то же время поэтичный. Эвенк может сказать о наступлении дня обыкновенно: рассвело. Но может и так: Утренняя звезда умерла. Причем второе выражение эвенк любит употреблять чаще. О дожде эвенк может сказать просто: пошел дождь. Но старый человек выразит свою мысль образно: небо льет слезы. Есть у эвенков пословица «Огонь не имеет конца». Ее смысл: жизнь вечна, ибо после смерти человека огонь в чуме будут поддерживать его сыновья, потом внуки, правнуки. И не то ли это, что мы называем род?!

Опубликовал “Фотозарисовки из жизни жизни эвенков в Иркутской губернии в 1900-1930 годах” , однако большая часть этих фото запечатлела бурят и даже русских, уже плотно проживавших на территории, в те годы населенной в основном бурят-монголами. Тем не менее изображения обладают исторической ценностью и рассказывают, какими в действительности были люди разных народов, когда-то составивших одно большое государство.

1. Эвенкийские женщины

Две женщины эвенкийки в национальных костюмах.

Эвенки - один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, рассказывает “Культурология”. По одной из версий их прародина находилась в районе южного Байкала, где из культура развивалась с палеолитической эпохи и распространялась на восток и на запад. Огромное значение у эвенков имеют родовые и промысловые культы. Так, культ медведя, хозяина тайги, обязывал каждого охотника убивать лишь строго ограниченное число медведей - за превышение этого числа жадный мог поплатиться жизнью.

Сегодня эвенки живут в основном в Иркутской и Амурской областях, Якутии и Красноярском крае, где их насчитывается 36 тысяч человек. Кроме России достаточно много эвенков живет в Монголии и Китае. В нашем обзоре фотографии, иллюстрирующие деревенскую жизнь в Иркутской губернии в 1900-1930 годах.

2. Буряты в национальной одежде

Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур.

3. Бурят

Национальная одежда бурят изготавливается из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

4. Бурятская семья

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле.

5. Мужчины зимой

Зимой буряты носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих и собачьих шкур.

6. Бурятка в национальной зимней одежде

Основным материалом для зимней женской одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями.

7. Женщина в зимней одежде

Женская зимняя одежда встречалась в виде ватного простроченного халата с маленьким воротником и запахом направо.

8. Крестьянская семья

Многодетная семья русского крестьянина.

9. Охотник с добычей

Бурят с добычей из ямы на волков. Наряду с капканами многие охотники-волчатники для добычи волков применяют различные ловушки-самоловы: ямы, петли.

10. Бурят, собравшийся на охоту

Охотник перед походом в лес на охоту.

11. Семья эвенков

Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока.

12. Дети-эвенки

Дети тайги и тундры.

13. Гордость деревни

Школьники-пионеры.

14. Эвенки в своём жилище

Основным жилищем оленных эвенков был конический чум. Почетное место в чуме для гостя или для хозяина было прямо перед входом.

15. Мужчина и женщина в зимних национальных костюмах

У забайкальских эвенков была очень популярна парка - верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины.

Кроме традиционных обязанностей хранительницы домашнего очага - воспитания детей, приготовления пищи, поддержания чистоты и создания уюта в жилище, эвенкийка с легкостью справлялась и со множеством совершенно не женских, в понимании современного человека, занятий.

Она занималась выделкой шкур и пошивом из них верхней одежды, унтов и шапок, сбором и обработкой бересты, из которой она же изготавливала посуду и тиски (покрытие для лодок и чумов из проваренной в пресной воде бересты). У потомков пеших эвенков женщины ухаживали за оленями, а у амурских конных охотников - за лошадьми.

Также женщина вьючила караван и вела его по определенному маршруту на место стойбища. Для подобного путешествия ей было необходимо обладать хорошими навыками ориентирования на местности. Зимой ей приходилось самостоятельно расчищать площадку от снега, рубить жерди для чума и дрова для очага.

Женщины-охотницы

В малодетных семьях, кроме домашних дел, женщины и девушки промышляли пушного зверя. В своей монографии исследователь Василевич описывает случаи, когда женщины охотились на медведей, лосей и оленей. Также она рассказывает и о том, что среди эвенков бассейна Енисея и Манчжурии наблюдала женщин, занимавшихся столь нелегким промыслом до преклонного семидесяти-восьмидесятилетнего возраста, как пушной охотой до 100 лет.

К концу XIХ века женщины стали приносить в дом и денежный доход. Высокое скорняжное мастерство эвенкиек позволяло получать заказы на изготовление меховых изделий. Кедровые шишки и ягоды также были популярным товаром у русских соседей.

Эвенки-охотники, как правило, заключали браки со взрослыми девицами. Жена, имеющая опыт ведения домашнего хозяйства с «хорошим пальцем», всегда пользовалась заслуженным уважением. Влияние матриархальных устоев материнско-родового строя, при котором авторитет женщины в общине был непререкаем, со временем нивелировалось. Ведь мужчина был не только главным добытчиков в семье, но и защитником.

Мужчина - защитник

До XX века периодически возникали вооруженные столкновения с враждующими племенами по территориальным и имущественным разногласиям. Было множество и других причин, из-за которых мог разгореться конфликт. Например, кровная месть, обвинение шамана из чужого рода в смерти сородича или неудачное сватовство. Женщина не участвовала ни в военных конфликтах, ни в судебных спорах. Она не могла быть ни судьей, ни подсудимой.

У таежных эвенков нередко встречались полигамные браки, в которых несомненное преимущество принадлежало первой жене. Вторая и последующие жены были, как правило, дополнительными помощницами для ведения хозяйства. Исследователь Третьяков писал: "Тунгусы - язычники, смотря по состоянию, имеют иногда 2 и 3 жены, которые из ревности постоянно враждуют друг против друга, и через это вынуждают иногда тунгуса колотить их немилосердно". А Степанов в своих наблюдениях отмечал, что тунгусы "имеют по многу жен и живут как с друзьями, - часто предлагают жену другому охотнику на промысел".

Множество разнообразных обязанностей, лежавших на женских плечах, делало эвенкийку более независимой. Отношения между супругами обычно строились на дружбе, взаимной поддержке и уважении.

Независимая эвенкийка

Если они жили в семье мужа, то женщина могла называть по имени его младших родственников и шутить с ними, но при общении со старшими существовали ограничения. Она не должна была прямо смотреть на них, называть по имени, прикасаться к их вещам. Женщине приходилось прятать свои волосы и открытые участки тела.

Несмотря на множество запретов, эвенкийка всегда была полноправной участницей в обсуждении семейных дел. Как правило, главами семей были пожилые женщины, которые пользовались особым уважением и авторитетом. Необходимо подчеркнуть, что ограничения, в том числе связанные и с женской физиологией, были направлены на сохранение здоровья эвенкийки и ее потомства, а также на предупреждение неприятностей на охоте.

Например, во время «критических дней» женщине запрещалось переступать через место, на котором свежевали зверя, а также самой разделывать добычу. У эвенков, занимавшихся рыболовством, в этот период женщина не могла ни принимать участие в рыбалке, ни переправляться по реке поблизости. Мужу приходилось передавать жене рыбу из рук в руки, ведь ей было запрещено прикасаться к общему улову.

Василевич отмечала: «Беременной запрещалось трогать подвесной крюк для котла, чтобы ребенок не был дураком…После родов запрещалось есть…рыбу, чтобы ребенок не был слюнявым, голову тетерева, чтобы ребенок не качал головой, мясо с головы медведя, чтобы ребенок не кусался, мясо гагары, чтобы нос его не походил на гагарий клюв, мясо зайца, чтобы у ребенка не было «заячьих» выпуклых глаз. Ребенку, пока он не говорил, не давали сосать подколенное сухожилие оленя (индыкэн), чтобы колени не болели, и мясо медведя, чтобы не онемел».

Главное божество тоже женщина

Сильное влияние матриархата отразилось на роли женщины в религиозной обрядности. Ведь главное божество, весь видимый мир – Буга (Бува, Боа) представлялось эвенкам добродушной пожилой сгорбленной женщиной. Существовали и другие устойчивые зрительные воплощения женского образа в религиозном культе. Например, считалось, что хозяйками жизни и смерти были две женщины - солнце и луна.

У илимпийских эвенков солнце считалось хозяйкой неба, а луна - ее младшим братом. Наравне с мужчинами, женщина могла становиться служителем культа, посредником между миром людей и духов – шаманом. Испокон веков женщина считалась хранительницей очага, поэтому именно она совершала обряд кормления огня – имты. Обожествлённый дух огня представлялся эвенкам доброжелательным существом в образе старушки -«бабушки» (Эникэ).

Он был связующим звеном в общении с духом - хозяином тайги, который влиял на домашних и диких животных и определял человеческую судьбу. Перед каждой трапезой первый лучший кусок бросали в огонь со словами: «Такого же пошли». После чего каждый охотник «делился» с огнем едой из своей тарелки. Нельзя было оставлять нож, иглу острием к огню, чтобы не поранить ноги «бабушке», и бросать в огонь острые предметы, чтобы «бабушка не подавилась».

Обряд дарения-улганни, сакральный подтекст которого состоит в укреплении души и судьбы человека через мир природы. Его совершают преимущественно женщины, привязывая на ветки деревьев тряпичные ленточки. Женщина всегда ассоциировалось с началом новой жизни. Именно поэтому она являлась ключевой фигурой ритуала встречи и проводов перелетных птиц. Он был связан с бесконечной сменой жизни и смерти - круговоротом в природе.

Эвенки, чья история исчисляется не одним тысячелетием, и сегодня стараются придерживаться правил, установленных предками.