Кранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии. Выставка «кранахи. между ренессансом и маньеризмом» в гмии им а.с. пушкина Выставка кранаха в пушкинском музее часы работы


Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. 1532 год. Дерево, темпера, масло. Музей изящных искусств (Будапешт)

В России впервые открылась масштабная выставка, посвященная творчеству знаменитого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей его прославленной династии. Более сотни старинных произведений из ведущих музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта и Петербурга привезли в ГМИИ имени А.С. Пушкина, который вместе с немецкими коллегами готовил этот проект в течение нескольких лет.

В блистательной триаде имен выдающихся немецких художников - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший и Лукас Кранах Старший - последнему принадлежит особое место. Лукас среди них был самым предприимчивым и плодовитым. Он основал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его потомкам, создал индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир художественных образов. Главная же заслуга Кранаха в том, что он прошел сложнейший творческий путь от идеалов ренессансного искусства до изящества и замысловатости маньеризма. Созданный им эталон женской красоты вдохновлял Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Эрнста Кирхнера. Настолько близок оказался старинный немецкий мастер авангардным художникам XX века. Более того, западные журналисты по сей день сопоставляют женские образы Кранаха с современными топ-моделями, находя в них общие черты.

Венера и Амур

Огромное полотно "Венера и Амур" (1509 год) занимает на экспозиции центральное место. Это самая значимая работа в раннем творчестве Кранаха. Картина хранится в коллекции Эрмитажа и крайне редко покидает его стены, несмотря на многочисленные просьбы ведущих музеев мира.

Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной, и уже в этом проявил свою тягу к новаторству. Венера Кранаха стала первым женским изображением в стиле ню в искусстве немецкого Ренессанса. До этого так рисовали только Еву.

Прекрасная молодая женщина изображена на черном фоне, и внимание зрителей сразу концентрируется на ее пластичном теле и объемных формах. Наверху картины, как бы невзначай, - золотая надпись на латинском: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера" . Вот так легко и гениально соединил художник искусство итальянского Ренессанса со строгой моралью немецкого гуманизма.

Внимательный зритель заметит на картине маленькую крылатую змейку - фирменный автограф Кранаха, который присутствует на всех его полотнах. Оригинальная подпись не исчезла со смертью художника, став гербом его фамильной мастерской.

Четыре девы-заступницы

К числу лучших произведений Кранаха Старшего искусствоведы относят картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой" (вторая половина 1510-х годов, Музей изящных искусств Будапешта). На рубеже XIV и XV столетий культ четырех главных дев-заступниц имел большую популярность, и они неоднократно становились героями многих немецких произведений.

Сцена мистического обручения святой Екатерины у Кранаха происходит на фоне скалистого пейзажа, характерного для южной Германии. В центре композиции - маленький Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой Младенец надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой - касается виноградной грозди, символизирующей пролитую на кресте кровь. Сочная палитра красок, идеально красивые женские лица, сложная композиция, необычайная экспрессивность, наполненный символами сюжет - все эти типично "кранаховские" черты как нельзя лучше отразились в данной картине.

Фридрих Мудрый, Мартин Лютер и Сибилла Клевская


Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней. Конец 1520-х годов. Холст, темпера, масло. Государственный Эрмитаж
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Открытие выставки "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова


Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526 года. Дерево,темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Лукас Кранах Старший жил в важную историческую эпоху для Германии, и это не могло не сказаться на его творчестве. Он был придворным художником у Фридриха Мудрого - одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов (князей) Германии, и от бедности, конечно, не страдал. Более того, со временем Кранах был пожалован в дворяне, начал издавать книги, получил привилегию на торговлю лекарствами. Постепенно он стал самым богатым бюргером города Виттенберг и неоднократно избирался его бургомистром.

Высокое социальное положение Кранаха отразилось и на его искусстве. Он достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев огромное число известных современников. Например, художник дружил с Мартином Лютером, и большинство сохранившихся портретов великого реформатора принадлежат именно кисти Кранаха. Часть из них можно увидеть на выставке в ГМИИ.

Работая над индивидуальным и легко узнаваемым стилем, Лукас уделял особое внимание женским портретам. Он создал свой эталон женской красоты - худенькой, вытянутой женской фигуры, со своеобразным овалом лица и несколько раскосыми глазами. Этот стереотип появился благодаря знакомству художника с принцессой Сибиллой Клевской. С тех пор мастер написал огромное число ее портретов, а всех других женщин изображал внешне похожими на нее. Это без труда можно заметить, посетив новую экспозицию.

Кранах-гравёр

Наряду с живописным работами на выставке представлено более 50 гравюр Кранаха Старшего. Среди них - большая композиция "Первый турнир", на которой можно увидеть настоящий калейдоскоп жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю толпу из всадников и пеших, женщин, стариков и детей, музыкантов и представителей знати. На заднем плане - ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.

До наших дней дошли как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, и этим способом часто пользовался Кранах Старший.

Лукас Кранах Младший

Лукас Кранах Младший (1515-1586 год) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах. После кончины отца он стал главой процветающие семейной мастерской и только тогда окончательно сложился его индивидуальный живописный стиль. На выставке представлено несколько произведений Кранаха Младшего, в том числе "Мадонна и Младенец с гроздью винограда" (около 1537 года, частное собрание) и "Суд Париса" (1540-е годы, Фонд замка Фриденшайн, Гота).

Не просто выставка


Директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле на открытии выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова


Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Остается добавить, что выставка получилась крупнейшим проектом не только культурного, но общественно-исторического значения. На ней впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Но это только часть замысла организаторов. Другая и самая важная идея - показать вместе работы Кранахов из Фонда замка Фриденштайн Готы и российских собраний.

Все дело в том, после Второй мировой войны множество произведений из немецких собраний оказались на территории СССР. Так, в 1946 году в Пушкинский музей из Готы поступило около 40 художественных работ, большую часть из них составили картины династии Кранахов. В 1955 году СССР вернул в ГДР значительное количество произведений, однако часть работ старых мастеров, в том числе и Кранахов, все-таки осталась в России. И теперь, впервые за 70 лет, все шедевры Кранахов из прежней (довоенной) коллекции Готы воссоединились на одной экспозиции.

"Мы не забываем те преступления, который были совершены Германией в ходе Второй мировой войны, и особо помним, что благодаря России произведения искусства были спасены от разрушения в 40-е годы, а затем более миллиона работ были возвращены в Германию. Мы очень рады продолжать сотрудничество с Россией", - директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле.

Выставка "Кранахи. Между Ренессансоми маньеризмом" - совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Экспозиция организована при поддержке посольства Германии в РФ.

Что: Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом"

Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание, Волхонка, 12)

«Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», 1520


В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг - сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов - в два раза больше, чем у университетского профессора, - предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов. Вскоре за труды он получил дворянский титул - невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. К титулу прилагается собственный герб - крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти, которую Кранах отныне использует как подпись на работах своей мастерской. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен.

«Венера и Амур», 1509


На надгробии Кранаха в Веймаре выбита эпитафия «Pictor celerrimus» («Быстрейший художник»). В виттенбергской мастерской на него трудилась армия подмастерьев, среди которых был его сын Лукас - художниками станут и внук, и правнук Кранаха (прямая линия его потомков прервется только в начале XX века, а одна из боковых даст Германии Гете).

Работа над полотнами велась конвейерным способом - для экономии времени и усилий детали композиции переносились из картины в картину с помощью трафаретов. Десятки Венер, Мадонн, Юдифей - и как минимум пяток версий «Серебряного века» (сюжет из поэзии Гесиода о золотом, серебряном и железном веках человечества): одна, например, выставлена в лондонской Национальной галерее.

Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина - прелесть, вместе взятые - они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади - настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании. Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, - последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга - он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром.

«Женский портрет», 1526


И мифологические ню, и разодетые благородные дамы у Кранаха подогнаны под идеал красоты мастера - удлиненные пропорции, стройные фигуры, лукавые лисьи личики с раскосыми глазами и острым подбородком. «В накидке лисьей сама/Хитрей, чем лиса с холма» - это Бродский про кранаховскую «Мадонну под яблоней» из Эрмитажа. Созданный художником типаж предвосхитил моду XX века - Кранахом вдохновлялись Джакометти, Кирхер и Пикассо (последний даже сделал оммаж женскому портрету кисти Кранаха-сына).

«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529


Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. «Грехопадение» - еще одна агитка лютеранства, иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.

Пушкинский музей совместно с десятком зарубежных и российских институций показывает 48 картин и более 50 графических работ Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской с подзаголовком "От Ренессанса до маньеризма". Стилистические тонкости на этой выставке не самое главное, считает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

"Во времена Кранаха немец, должно быть, выглядел существом грубым и неотесанным,- писал немецкий искусствовед Рихард Мутер 100 с лишним лет назад.- Достаточно взглянуть на линогравюры второстепенных немецких мастеров, чтобы встретить толпу хромых, горбатых недоумков, висельников, калик перехожих, мошенников, докторов-шарлатанов и торговцев индульгенциями, которые населяли тогдашнее искусство". Недоумение историка, воспитанного на итальянских образцах, объяснимо: Кранах Старший и его круг были по-настоящему оценены только в XX веке, когда немецкие авангардисты открывали для себя национальное искусство, не тронутое идеалами южного Возрождения. Чем глубже проникал антикизирующий вкус в немецкое искусство, тем быстрее забывались приемы мастерской Кранаха, которые кажутся нам ныне столь милыми. Кранах и его мастерская принадлежат и своему времени (современники считали старшего вторым мастером Германии после Дюрера), и нашему. Помимо прочего его мастерская - предок фабрики Энди Уорхола и других коммерческих предприятий XX века вроде авторизированных отливок Огюста Родена.

Кранах далеко не был "грубым и неотесанным" - наоборот, вращался в самом центре событий, ключевых для истории Европы. Родился он в небольшом местечке, переехал в Вену, оттуда по приглашению саксонского курфюрста Фридриха Мудрого двинулся в Виттенберг, где и осел, превратившись в важную персону: дважды бургомистр, владелец разных бизнесов и даже виноторговец. Да, и еще придворный художник курфюрста, пожалованный собственным гербом - крылатым драконом, которого проецируют на стены Пушкинского так, что товарный знак Кранаха напоминает сценографию на концерте каких-нибудь металлистов.

В Виттенберге мастер познакомился и подружился с Мартином Лютером, родоначальником Реформации, и стал его горячим приверженцем. Главный памятник дружбе Кранах Старший выгравировал в 1521 году, изобразив Лютера как юнкера Йорга - под этим именем основатель протестантизма прятался от властей. Эту вещь на выставке не показывают, зато есть отличный графический портрет ближайшего соратника Лютера - Филиппа Меланхтона. Дружба с Лютером, впрочем, не мешала Кранаху Старшему принимать заказы у идеологического врага - кардинала Альбрехта Бранденбургского. Популярность его манеры заставила Кранаха организовать мастерскую, в которой самые знаменитые вещи писались десятки раз по готовым образцам. Оттого чуть ли не во всех европейских музеях есть кранаховские "Лукреции" - обнаженные красотки с кинжалом у ребра. Всего продукция мастерской насчитывает около 1000 работ - цифра внушительная для эпохи, когда производство картин было процессом чрезвычайно трудоемким. Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии, и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты.

Из всего разнообразия сюжетов вокруг мастерской и ее основателя Пушкинский выбирает самый неинтересный и старомодный. Вопрос стиля и эпохи был важен когда-то, но теперь, в эпоху массовой ностальгии по Средневековью, можно было отнестись к богатой биографии художника с большим уважением. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. У Кранаха, как и у малых голландцев, например, мы видим удивительное сочетание фотографической точности лиц и нелепости тел, написанных как будто нарочно в позах гуттаперчевых мальчиков и девочек. Что, конечно, тоже понятно: познания в области обнаженки черпались из редких и - в случае Кранаха - примитивных гравюр из популярных в Европе трактатов о язычестве. Пушкинский назначил главной картиной на выставке эрмитажную "Венеру с Амуром", поместив ее в апсиду Белого зала, и это хороший пример двойственного отношения к античности. Первую ню, написанную, судя по всему, под влиянием друзей-гуманистов из университета Виттенберга, Кранах Старший снабдил грозным предостережением: "Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". На основе этой вещи, пожалуй, только и можно приписать Кранаха к Возрождению или маньеризму: почти все остальные его работы принадлежат к иной моральной вселенной. Здесь зарождается "протестантская этика и дух капитализма", если вспомнить Макса Вебера: предложение зависит от спроса, эротические картинки и портреты поставлены на поток - в общем, Лютера и Лукрецию в каждый дом


Выставок Кранахов в России до сих пор никогда не было. Отдельные работы Лукаса Кранаха Старшего можно видеть в постоянных экспозициях Пушкинского музея и Эрмитажа. И даже есть одна работа в музее в Нижнем Новгороде. И провенанс этих работ неоспоримо доказывает их появление в России в досоветский период. Но вот оказывается, что уже 70 лет в запасниках Пушкинского музея хранятся работы Кранаха-отца и Кранаха-сына и другие работы мастерской Кранаха, которые никогда с тех пор широкой публике не показывались. Эти работы были вывезены трофейной командой СССР в 1946 году из тюрингского города Гота, где в замке Фриденштайн была тогда самая большая коллекция Кранахов в Германии. В 1955 году буквально несколько работ СССР вернул в Готу. Но основная часть коллекции осталась запертой в запаснике музея на 70 лет. И вот впервые в Пушкинском музее встретились две части той прежней коллекции Кранахов из Готы дополненные работами из собраний музеев Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" проходит сейчас в Пушкинском музее на Волхонке.

Я не искусствовед и не историк искусства. Посему отсылаю всех интересующихся Кранахами к статьям в сети, которых там изрядное количество. А тут покажу буквально несколько работ.

Ну, во-первых, это необычная работа "Христос и Дева Мария" из Готы. Вот в этой работе зримо ощущается влияние идей Мартина Лютера, который был близким другом Лукаса Кранаха Старшего.


Лукас Кранах Старший, "Христос и Дева Мария", 1507 ?

Эрмитажная "Венера м Амур", которую организаторы выставки повесили в полукруглой нише зала как доминантную работу мастера. Впервые художник Северной Европы отважился изобразить богиню любви обнаженной - до этого времени «ню» позволялось лишь Еве.


Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

При всей любви Кранаха Старшего к идеальным формам обнаженного женского тела художник не забывает о религиозной морали, присущей немецкому искусству. Латинская надпись на картине гласит:
«Всеми силами гони Купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

Картина «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» из будапештского музея изящных искусств- еще один шедевр экспозиции.


Лукас Кранах Старший, «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», вторая половина 1510-х

У ног Маргариты находится дракон - это напоминание чуде: когда девушку бросили в пасть дракона, тот изверг ее невредимой, так как у святой был крест. За Варварой возвышается башня - в нее, по преданию, дочь заточил отец, узнав о принятии ею христианства. Доротея держит корзиночку с цветами: перед казнью девушка утверждала, что ее уже ожидают «райские кущи и любовь Господа». Тогда один неверующий, насмехаясь, попросил ему явить розы и райские плоды из сада. Когда в руках Доротеи появилась корзиночка с цветами и фруктами, многие уверовали в ее святость, увидев такое чудо зимой.

А этой знаменитой картине из Эрмитажа посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский.


Лукас Кранах Старший, "Мадонна с Младенцем под яблоней", 1520-1530

(Л. Кранах "Венера с яблоками")

В накидке лисьей -- сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,

сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,

покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок -- к ним
с мальчуганом своим.

Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.

апрель -- май 1964

Кранах изобразил рыжеволосую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии, замком и горами. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив - она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.

Выставка замечательная. Скажу, что для немцев Кранах это все равно, что для нас Рублев. И это надо смотреть.

Экспозиция посвящена творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов.

Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой.


Личность Лукаса Кранаха Старшего и многогранность его интересов как художника, придворного дипломата и предпринимателя служат ярчайшим примером универсальной активности человека эпохи Возрождения. По свидетельству двоюродного брата первого биографа Кранаха Матиаса Гундерама, оставленному в 1556 году, он родился 4 октября 1472 года в городке Кронах в Верхней Франконии (ныне север Баварии) и был одним из четверых детей в семье местного художника Ганса Малера (Мольнера; мать носила девичью фамилию Хюбнер). От рождения он почему-то именовался Лукасом Зюндером (Зудером, Зондром), но в дальнейшем стал называть себя Кранахом - в память о родном городе. Первые уроки мастерства он получил в отцовской мастерской в Кронахе. Все современные знания о годах ученичества не подтверждены документально. Современные исследователи так же сдвигают дату рождения на три года позже и определяют ее около 1475 годом.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент.
Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой.
Вторая половина 1510-х. Дерево (липа), темпера, масло. Музей изящных искусств, Будапешт.


Сюжет этой одной из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов восходит не к Евангелию, а к знаменитой Золотой легенде (Legenda Sanctorum или Legenda Aurea). «Золотая легенда» - сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV—XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Согласно Золотой легенде, святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного происхождения и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в этих добродетелях. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал своей невестой, что символизировало ее связь со Всевышним. На картине святая Екатерина изображена в уже устоявшемся образе коленопреклоненная облаченная в дорогие одежды (что символизирует ее происхождение), с мечом и сломанным колесом - орудиями ее мученичества.

На рубеже XIV - XV столетий в немецких землях сложился культ четырех «главных дев-заступниц» (Virgines Capitales). На картине Лукаса Кранаха Старшего так же изображены эти девы, которые как бы присутствуют при сакральном действии. В дорогих придворных платьях и с узнаваемыми атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночками цветов у Доротеи, башней за спиной Варвары. Екатерина Александрийская считалась покровительницей студентов, Доротея - садовников, Варвара - горняков и военных, поскольку защищала от внезапной смерти без причастия, Маргарита - исцелительницей бесноватых, заступницей от клеветы и неправедного суда.

Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Первая половина 1510-х.
Дерево (бук), темпера, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.


В 1504 году Кранах, уже снискавший достаточную известность, получил приглашение занять должность художника при дворе саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого в Виттенберге, сменив на этом посту странствующего итальянца Якопо де Барбари. Уже 24 июня 1505 года он как Pictor Ducalis получил годовое жалованье в размере 50 гульденов. Эту придворную должность Кранах занимал на протяжении 47 лет. Переезд в Виттенбергский замок налагал на художника много различных обязанностей. Помимо исполнения живописных полотен он выполнял проекты оформления дворцовых помещений, наблюдал за деятельностью ювелиров резчиков по дереву, создавал праздничные украшения замка по случаю разнообразных торжеств, турниров и охот. Одновременно он исполнял должности советника и даже камердинера.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент. Голгофа с предстоящими, 1515 г.


В 1508 году Кранах получил дворянский герб, основным элементом которого было изображение дракончика с поднятыми крыльями и рубиновым кольцом во рту, который стал неизменным знаком кранаховской мастерской. В том же году он был отправлен с дипломатической миссией в Нидерланды ко двору Маргариты Австрийской в Мехелене, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу - будущему Карлу V - и был допущен к руке императора Максимиллиана I. В январе 1508 года в Нюрнберге состоялась свадьба Лукаса Кранаха и Барбары Бренгбир (1485 - 1540), дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы.

Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Фрагмент. Святая Геновефа (Святая Женевьева Парижская), около 1519 г.
Дерево (липа), темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.


Это левая створка утраченного триптиха традиционно считалась собственноручной работой Лукаса Кранаха Старшего, но в настоящее время исследователи считают ее работой подмастерьев Кранаха.

Св. Женевьева Парижская происходила из древнего галльского рода. В 451 году она предсказала спасение Парижа от нашествия гуннов под предводительством Атиллы. В 460 году благословила постройку над могилой Св. Дионисия, на месте которой в последствии был построено знаменитое аббатство Сен-Дени. Молитвами святой Женевьевы король франков Хлодвиг I, принял христианство. Традиционно святая считалась заступницей Парижа. Ее популярности в германоязычных землях способствовало смешение представлений о святой с ее тезкой - фольклорном персонаже пфальцграфине Геновефе Брабантской, ставшей отдалённом прообразом героини сказки Шарля Перро о Красной Шапочке. На картине святая Женевьева изображена со своим традиционным атрибутом - горящей свечой. Согласно преданию, огонь чудесным образом зажегся, когда святая взяла потухшую свечу в руке во время произнесения церковной молитвы.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике).


Каждая деталь картины «Мадонна в винограднике» исполнена глубокого иносказательного смысла, наполненного различными символами. Виноградная лоза означает «истинную церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь. Изображение водопада в левой части и типичного гористого ландшафта намекает на утоление духовной жажды праведниками из живительного источника христианской веры. Гора символизирует духовное возвышение над мирской суетой; скала слева на заднем плане - непоколебимую твердость и нерушимость истинной веры.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике).
Около 1522-1523. Дерево (липа), темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


В 1510 году Кранах приобрел большой дом на городской рыночной площади и в устроил там живописную мастерскую, где он занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографией. В 1526 году Кранах стал владельцем аптеки, что помимо ее прямого назначения, позволяло уменьшить стоимость минералов необходимых для живописи и графики. В 1512 году художник также получил патент на пивоварение и содержание винного погребка. В 1522-1526 годах совместно с ювелиром Христианом Дерингом художник содержит собственную типографию, в которой он печатает книги, в том числе и перевод на немецкий Нового Завета, сделанный Мартином Лютером. В итоге, исполняя разнообразные придворные обязанности, Лукас Кранах вошел в число самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, стал членом городского Совета и дважды избирался бургомистром.
Приходите в музей, где перед вами ярчайшими красками развернутся удивительные картины, которые надо рассматривать долго, так как они наполнены разнообразными сюжетами, скрывающимися за основной сценой. И конечно никакие фотографии не передадут того великолепия, которое откроется вашим глазам в выставочном пространстве.

Выставка продлится до 15 мая 2016 года . Главное здание.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
чт, пт с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:00: 400 р., льготный 200 р.
с 17:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
По пятницам, во время проведения мероприятий "Пятницы в Пушкинском":
с 17:00 до закрытия музея: 700 р., льготный 350 р.
В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
Бесплатные категории - бесплатно.

Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов.
Доплата к входным билетам (в том числе, комплексным) составляет:
в рабочие дни
с 13:00 до 17:00: 100 р., льготный 50 р.
с 17:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
в выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 100 р., льготный 50 р.
с 13:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
Билет, приобретенный онлайн, дает право прохода на выставку без очереди через через служебный подъезд №5.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag


  • Выставка «Анатомия кубизма».

    В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые…

  • Выставка "Скульпторы и livre d"artiste" в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

    Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку работ ведущих мировых скульпторов в изданиях livre…

  • В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)". Но сегодня мы хотим рассказать…

  • Ноябрьские праздники в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    В длинные ноябрьские выходные ГМИИ им. А.С. Пушкина приглашает вас к себе в гости. Начать можно с вечера пятницы - в рамках «Пятниц в…