Конспект занятия-экскурсии в краеведческий музей детского сада. Экскурсии для дошкольников в краеведческий музей

Тема: Экскурсия в Макеевский краеведческий музей.

Цель :

· закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее, художественном музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;

· развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

· воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-экскурсия

Оборудование: иллюстрации, рабочая тетрадь, цветные карандаши, ручка

Ход урока

I . Организационный момент

— Здравствуйте, садитесь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

— Здравствуйте, дети, меня зовут Кристина Николаевна и сегодня урок гражданственности проведу с вами я.

II. Сообщение темы и целей урока

— Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и угадать, о чем же пойдет речь на уроке.

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

— Ребята, а как вы считаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

— Молодцы! Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие в наш Макеевский краеведческий музей.

III. Работа над темой урока

1. Беседа.

— Ребята, кто из вас был в музее?

— Что означает слово «музей»?

— Музей – это научно-исследовательское учреждение, которое хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям. Музеи бывают разные. Это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее.

— Музеи бывают разной классификации, но самыми распространенными в нашем регионе считаются краеведческие и художественные.

— Краеведческие музеи — это музеи комплексного профиля собирают, сохраняют, изучают и экспонируют материалы, рассказывающие о природе, экономике, истории и культуре определенного предела (области, района, города, села). Краеведческий музей — хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего города;

— Художественный музей – учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения изобразительного искусства. (демонстрируются примеры картин)

— Давайте приведем примеры, что может храниться в каждом из этих музеев?

— Молодцы!

Физминутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

2. Рассказ о Макеевском Краеведческом музее

Макеевский художественно-краеведческий музей был основан приблизительно 60 лет тому назад.

— В Макеевском краеведческом музее есть несколько секций. Сейчас мы немножко узнаем о каждой.

— Зал природы. Экспозиция зала природы рассказывает о физико — географическое положение города Макеевки, его климате растительном и животном мире, рельефе, почве, полезных ископаемых. В этом зале можно увидеть чучела животных, коллекции насекомых, птиц, гербарии растений.

— Зал археологии. Археологические памятники иллюстрируют рассказ о том, кто и как жил на территории современного города Макеевки в Древнем Мире и эпоху раннего средневековья.

— Зал этнографии. Гордостью музея является этнографическая коллекция, в состав которой входят народная земледельческая техника, орудия труда и изделия местных ремесленников, мебель, посуда, народная одежда, украшенная вышивкой и аппликацией, орнаментированные рушники и ковры.

— Экспозиционный зал, посвященный памяти Василия Джарты. Ребята, Василий Джарты- это бывший мэра города Макеевки и бывший премьер Автономной республики Крым.

— Надеюсь, в скором времени вы посетите наш Макеевский художественно-краеведческий музей и увидите все в живую.

Физкультминутка

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

3. Работа с тетрадью

— А сейчас давайте откроем с вами тетради на станице 34 и посмотрим на задание 6

— В этом задание вам нужно отметить знаком + экспонаты, которые хранятся в краеведческом музее.

— Переходим к заданию № 8.

— Сейчас приступаем к заданию под номером 9.

— Теперь давайте перевернем страничку и посмотрим на задание под номером 10.

— Молодцы.

IV .Итоги урока

— Ребята, наш урок подошел к концу, но прежде чем мы закончим, скажите где же мы сегодня побывали?

— Что же такое музей?

— Что хранится в музее?

Ольга Кремнева
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба »

в подготовительной группе

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа , с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Развить интерес к русскому фольклору , народным традициям.

Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)

Материалы и оборудование :

Предметы домашнего обихода

Пластилин, дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями :

Коммуникация.

Художественная литература.

Художественное творчество.

Предварительная работа :

Чтение русских народных сказок .

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .

Разучивание хороводных песен, русских народных игр , танцев.

Звучит русская народная музыка .

Воспитатель : Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба » . Предметы, которые находятся в музее , называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель : Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами .

Воспитатель : Войдя в избу, что вы увидели?

Дети : Печь.

Воспитатель : Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание : она занимает почти пол - избы.

А для чего она нужна? (ответ детей) .

Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим :

«Без печи хата – не хата» .

«Когда в печи жарко – тогда и варко» .

«Что есть в печи – все на стол мечи» .

«Не красна изба углами , а красна пирогами»

Воспитатель : Молодцы.

О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница» . С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок) .

Воспитатель загадывает загадку :

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей) .

В чугунке варили кашу, щи.

В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь) .

Вот какую загадку загадаю, послушайте :

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

(Ухват) .

Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают) .

Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей) .

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни , водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель : поиграли, а теперь продолжим осмотр музея . Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную) . И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей) .

Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен) . И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка :

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено) .

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались : нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок ) .

Женская одежда была представлена такими атрибутами : сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа , были лапти.

Воспитатель : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее -избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало : красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара . Говорили так :

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем :

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

Итог занятия : - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба » .

Вам понравилось? (Ответ детей) .

Что нового вы узнали? (Ответ детей) .

Используемая литература : Вахрушев А. А «здравствуй мир»

Публикации по теме:

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.

Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.

Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.

Цели:

  • приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
  • знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
  • бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.

1-я часть. Вводная

Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?

Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?

2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)

Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.

3-я часть. Проблемная

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?

Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.

Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?

4-я часть. Стимулирование детских, вопросов

Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.

Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.

Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.

Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши выше головы? (Заяц.)

Мастер шубу себе сшил.

Иглы вынуть позабыл. (Еж.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой.

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины,

Называемый плотиной. (Бобры.)

Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.

Постановка новой проблемы

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?

5-я часть. Символизация

Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».

Будущее нашей Родины, её завтра принадлежит нашим детям, а их воспитание – в наших руках сегодня. Мы должны привить детям любовь к своему Отечеству, воспитать чувство патриотизма и доброты. Пренебрегая своими традициями, мы отторгаемся от своих корней. Именно восстановление исторической памяти, сохранение языковой культуры, возрождение народных традиций, интеграция православной и светской культур – это путь к возрождению России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115 г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»

Центром методического объединения

«Воспитательная деятельность»

Протокол №______

от «___»__________20____г.

Зам. директора по УМР

Л.С. Ткаченко

«УТВЕРЖДЕНО»

Методическим советом

школы-интерната №115

Протокол №_____

от «___»_________20____г.

Председатель МС

Т.Ю. Томенко

Занятие – экскурсия в музей народного быта

Разработала:

Рязанцева Галина

Васильевна,

воспитатель

Самара, 2015

Занятие – экскурсия в музей народного быта.

Цель:

1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

2. Дать представления о предметах быта и их назначении.

Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен.

3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремёсел.

4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов. Расширять словарь детей.

5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.

Словарная работа:

1. Объяснить значение слов: экскурсовод, экскурсия, экспонат.

2. Тренировать в словообразовании.

Предварительная работа:

Знакомство с понятием музей. Чтение русских народных сказок. Отгадывание загадок.

Материал:

Экспонаты музея. Шкатулка с загадками. Корзинки с баранками. Тесто солёное. Дощечки и лоточки для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель.

Ребята, вы знаете, куда вы пришли? (В музей) Как называется наш музей? (Музей русского народного быта). Как называются предметы в музее? (Экспонаты).

Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.

Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод).

Правильно. Хотите, я для вас сегодня проведу экскурсию по музею. Я расскажу вам об экспонатах музея. А поможет мне в этом волшебная шкатулка с загадками. Вот первая загадка. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает. (Печь) Конечно, это печка. Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Люди считали, что за печкой живёт хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был достаток и порядок. Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок. А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?

А вот другая загадка. Зубов много, а ничего не ест. (Пила) Да, ребята, печку в те времена топили дровами. Заготавливали их с помощью пилы и её помощника. А кто этот помощник, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку. Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (Топор)

Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать. Печка без этих предметов была бы неполной. О каких предметах пойдёт речь, узнаете из следующих загадок. Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок) Правильно – чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.

А о чём эта загадка? Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват) А для чего он? Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. (Показывает детям чугунок и ухват)

В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки. Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду. (Самовар) Гостей всех близких привечаем мы ароматным нашим чаем. От всех невзгод, от всех болезней, что может быть его полезней? Но в крестьянской избе самым важным местом считался «красный угол» с иконами и лампадой – место для семейной молитвы. В центре горницы стоял стол, на нём посуда глиняная и деревянная. Как хорошо, чинно и спокойно сидела семья за обедом! Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны? Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую и скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой и из неё можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей, работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор. Из дерева русские люди делали не только дома – избы и мебель, но и посуду, потому что жили среди лесов. Посмотрите, какую делали красивую посуду. Её украшали различными узорами, использовали всевозможные краски и у каждого был свой секрет, который передавался от старших к младшим.

А вот следующая загадка. Сама не ем, а всех кормлю. (Ложка)

Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто баловался за столом, получали от старшего ложкой по лбу.

А как вы думаете, что делали этим предметом? Спросим у нашей шкатулочки. Загадка. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. Что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги. Дерево часто использовали, как материал для поделок и игрушек. Но дерево быстро разрушается, легко горит. Лесов становиться всё меньше и меньше. Их надо беречь и охранять.

Из чего сделан туесок? (Из бересты) Весной из ствола срубленной берёзы снимали кору, надрезав её по кругу. Кусок бересты – это корпус туеска. Сбоку шов заплетали «в замок». Затем вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в форме дужки. Туесок не пропускал воду.

И ещё одна загадка из шкатулочки. О чём она? Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что? (Лапти) Из чего плелись лапти? (Из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания. А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные. И в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием. Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они деревянные. Эти из глины, они глиняные. Эти из ткани, они тканевые. Эти из ниток, они нитевые. Эти из соломы, они соломенные.

Ребята, вам понравились экспонаты музея? А что вам больше всего понравилось? А сейчас я вам расскажу ещё об одной традиции русского народа (достать хлеб-соль). Посмотрите, какой мягкий каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, посыпает солью и съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьёзны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова традиция русского народа. И сегодня мы вручим хлеб-соль нашим гостям.

А вот ещё одна загадка просится из шкатулки выйти. Маленькое, сдобное колесо съедобное. (Баранка) Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колёсики? Вы правы размером, а ещё тестом и названием. Все эти баранки – традиционные русские изделия из теста. А вот баранка, напоминающая восьмёрку, называется кренделем. Хотите, я вас научу делать крендели? Проходите за стол. Это солёное тесто, из которого можно делать различные поделки для игры, например, в магазин. Для того, чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек теста, сделать из него жгутик, а затем свернуть колёсиком и перекрутить восьмёркой. Давайте их сложим на лоточки, а когда они высохнут, вы сможете ими играть.

До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее.