Конспект урока устное народное творчество. Устное народное творчество. Лирические песни. IV. Обобщение и систематизация знаний

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народного творчества.

Задачи:
Образовательные:
дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Тип урока: урок обобщения изученного.

Оборудование : выставка книг русских народных и марийских народных сказок, иллюстрации к сказкам, записи на доске.

Ход урока .
1 Организационный момент.
Записи на доске: «Что за прелесть эти сказки!» А.С. Пушкин.

Сегодня итоговое занятие по теме “Устное народное творчество. Фольклор”.

На доске записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор».
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Словарная работа.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор - это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.


1. Угадайте жанры фольклора.

А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).

Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).

(Загадки).

Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка) .

В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.(Приговорка ).

Г) На дворе трава, на траве дрова. (Скороговорка ).

Д) Раз, два, три, четыре, пять –

Собралась ведьма умирать;

Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. (Считалка ).


2.- Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их.
Пословицы и поговорки - отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.
Поговорка - законченное суждение, а пословица - часть суждения.
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Красна речь пословицей.
- Вспомните несколько пословиц.
- Употребляете ли вы их в своей речи?
- Объясните смысл пословиц и поговорок.
а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
г) С кем поведешься, от того и наберешься.
д) Не копай другому яму, сам туда попадешь.
е) Делить шкуру неубитого медведя.

Знаете ли вы пословицы на марийском языке?
- Покажите пантомиму на любую пословицу.


Физкультминутка.
3. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых - загадки. Загадками испытывается сообразительность человека.
- Какие загадки вы приготовили своим товарищам?
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? (загадочный, загадать, гадать, гадалка).

Работа в парах: загадывание загадок.

4. Еще один популярный жанр фольклора - обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка.
- А знаете ли вы об обрядах марийского народа?
(Сватание невесты (удырым йуктымаш),
Инсценировка обряда «узыбка»,
- Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище.
- Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?

5. Сказку любят все.
“Что за прелесть эти сказки!” - писал А.С. Пушкин.
А что такое сказка? (Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
- Подберите однокоренные слова к слову “сказка”?
(Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).

А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок».
Конкурсы
а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы)
б) Кто больше знает сказочные зачины?
(“Жил да был...”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”, “В старые годы у одного царя было три сына...”.
в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
г) Назовите цели видов сказок.
Цель волшебных сказок - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
Цель сказок о животных - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.
Задача бытовых сказок - рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.

Приведите примеры из марийского фольклора на все виды сказок («Сереброзубая Пампалче» - волшебная; «Голодный волк» - о животных; «Поп и слуга» - бытовая).

д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат?
е) Инсценировка сказок по иллюстрациям учебника.
(“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”).
ж) Подберите постоянные эпитеты

з) Какие качества человека
к словам олицетворяют животные:
девица - красная; лиса - хитрость
молодец - добрый; медведь - неуклюжесть
море - синее; волк - глупость
поле - чистое; заяц - трусость
тучи - черные; сова - ум
лес - дремучий; сорока - болтливость
луга - зеленые; пчела - трудолюбие

6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной.
- Знаете ли вы, кто написал сказки
“Спящая царевна?” - В. Жуковский
“Аленький цветочек?” - С. Аксаков
“Каменный цветок?” - П. Бажов.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” - А. Пушкин.

А вы знаете, что многие сказки А.С.Пушкина переведены на марийский язык?

7. Итоги урока: Сегодняшний урок был посвящен устному народному творчеству. Все работали очень хорошо. Знакомство со сказками мы продолжим на следующих уроках. Будем знакомиться с авторскими сказками. С другими жанрами устного народного творчества: народными песнями, былинами, мифами - мы познакомимся в 6-8 классах.

Домашнее задание (по выбору):

1. Пересказ любимой сказки

2. Сочинить сказку.

Основные цели:

Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:

  • Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
  • Совместного проживания содержания художественного материала;
  • Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;
  • Совместной групповой и коллективной работы;
  • Развития воображения и творчества учащихся.
  • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
  • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.
  • Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.
  • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: презентация к уроку PowerPoint 2003г

Раздаточный материал: вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.

Задачи урока:

  • Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.
  • Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
  • Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок
  • Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
  • Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
  • Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
  • Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Целесообразность использования:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Ход урока

Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).

1. Мотивация к учебной деятельности.

"Слово человеческое вылетает из-за городьбы зубов, как быстрая птичка, и уязвляет ненавистных врагов, как острая стрела: (Александр Николаевич Афанасьев).

"Оно льется как водный поток, и блестит как небесный свет:

:слову человеческому была присвоена та же всемогущая сила, какою обладают сближаемые с ним божественные стихии".

"Давай те же обратимся к истокам, чтобы, продвигаясь вслед за нашими предками, возделывающими в течение многих веков поле родной культуры, увидеть ее в развитии, узнать, как жили, о чем думали первосозидатели нашего языка и культуры".

Федор Иванович Буслаев (исследователь и собиратель произведений народной словесности)

Я желаю вам успехов и думаю, что вы хорошо поработаете.

Пожелайте друг другу удачи. Теперь в путь!

2. Постановка познавательной задачи.

Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество) слайд 1.

Как выдумаете, чем сегодня вам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения, отгадывать загадки, над чем-то мы будем работать в группах)

Будем ли мы узнавать что-то новое? (кто-то будет; да; нет - возможны любые ответы детей)

Почему она так называется? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)

Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)

Какие разделы в ней изучались? (малые фольклорные жанры, сказки)

Какие малые жанры фольклора нам встречались? Слайд 2

Скороговорки

Потешки

Небылицы

Пословицы и поговорки

Загадки

Сегодня с вами будет работать вот такая говорящая рыбка. Она сказочная и если кто-то из вас что-то забудет, она подскажет. Тех, кто волнуется, успокоит, надо на нее только посмотреть.

3.Работа по группам (5групп).

Задание №1 "Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится"

Группы выбирают малый фольклорный жанр (вытаскивают задания из мешочка), обсуждают. Детям необходимо отгадать жанр и аргументировать свой ответ, опираясь на текст учителя, учебника и само произведение.

Раз два три, четыре, пять
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы:
Поводи иди-ка ты.(считалочка)

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап. (Скороговорка)

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Дубина выбегает с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах (небылица).

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь? (пестушка)

Баю, баюшки, баю
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок. (колыбельная песенка)

У каждой группы есть толковый словарь, учебник "Родная речь" 2 класс, раздаточный материал учителя (из энциклопедии):

Считалки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких.

Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова". Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья

Небылица - Вымысел, лживое сообщение Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (например: гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился)

Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения. Слово "пестушка " произошло от слова "пестовать" - нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках.

Колыбельная песня - песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мама своему ребенку, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным признаком колыбельной песни является - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

Какой раздел мы изучали с вами после малых жанров фольклора? (Сказки.)

Какие виды сказок вы знает? (бытовые, волшебные о животных)

Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка) Слайд3

Артикуляционная разминка

Прежде чем перейти к следующему заданию волшебная рыбка предлагает нам разминку: какая группа лучше проговорит скороговорку.

Дети выбирают любую известную скороговорку. Говорит группа хором.

Физкультминутка

А теперь в награду физкультминутка от волшебной рыбки.

Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

5. Продолжение работы в группах.

Задание №2 "Отгадай сказку"

Размялись, передохнули, теперь вернемся к сказкам и проверим, как вы их хорошо помните.

Появляются картинки. Группы отгадывают сказки по очереди.

Слайды 4,5,6,7,8.

Группы отгадывают сказки по очереди. Какая сказка изучалась на уроке, а мы ее не назвали?

("Петушок и бобовое зернышко")

Чему научила вас эта сказка? (помогать друг другу, не спешить, бережно относиться к своему здоровью.).

Задание №3."Инсценировка"

Ваша задача инсценировать отрывок из сказки, которую вы отгадали. Объяснить ее вид, доказать это.

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

У страха глаза велики

Каша из топора

Гуси лебеди

"Лиса и тетерев"

Вспомните сказку

Перескажите диалог по ролям

"Лиса и журавль"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев

Перескажите диалог по ролям

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"У страха глаза велики"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (старуха, внучка, мышка, курица, заяц)

Перескажите диалог по ролям (отрывок со слов "Прибежали они домой:")

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"Каша из топора"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (старухи и солдата)

Перескажите диалог по ролям

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"Гуси лебеди"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (девочка и мышка)

Расскажите диалог по ролям (отрывок в доме Бабы -Яги)

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

6. Викторина "Вспомни пословицу".

В заключении конкурс пословиц. Работа проводится фронтально.

Пословицы рассыпались Слайды9-15

Доброе братство в беде

Друзья познаются добром и платят

Робкого дороже богатства

За добро и тень страшит

Сметка дороже дороже богатства

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок. Рыбка готова дать оценку вашему уроку, но ей хотелось бы знать:

Для чего мы изучали устное народное творчество?

Что понравилось на уроке?

Все ли вам удалось?

Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

Обсуждение результатов проходит по группам (вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.

А вот оценка рыбки. Слайд 16.

Домашнее задание: попробуй сочинить свое произведение (сказку, загадку и т. д.),

По желанию выполнить задание на пространстве.

Екатерина Неклюдова

устное народное творчество

Старшая - подготовительная группа

воспитатель : Неклюдова Е. А.

Цель : Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество » , обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки) ; учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству .

Ход непосредственной образовательной деятельности :

Воспитатель : Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов , но большинство говорит на русском языке. Мы, на каком языке говорим? (На русском.)

Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы сейчас с вами поговорим.

В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным . К устному народному творчеству относятся : сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать» ) используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.

Дети рассказывают потешки, прибаутки.

Воспитатель : Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель : Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений ?

Воспитатель загадывает загадки :

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)

Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?

Живет в доме хозяин :

Шубка атласная,

Лапки бархатные,

Ушки чуткие (Кот.)

По снегу бежит-петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (Заяц.)

К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?

Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга» . С помощью считалки выберем бабу Ягу

Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры.

Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят :

Баба Яга –

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ .

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.

Дети играют в игру. После игры вновь садятся на стульчики.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что вам необходимо :

Задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;

Раздуть огонь в потухающем костре;

Подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

Сдуть с рукава пушинку.

Воспитатель : Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами . Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе : «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» . Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде : «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» . (Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно научиться понимать их и знать. А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…» .

Цель : изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг) .

1. Дрожит как осиновый лист.

2. В воду опущенный.

3. Угорелый.

4. Сидеть сложа руки.

Воспитатель : Дети, а сейчас я вам расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда- это произведение созданное народной фантазией , где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать , но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. Легенды и предания передавались из уст в уста, от одного человека к другому. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях . Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае, о том как появился Синий камень и река Кизилка.

Рассказывание легенды «Легенда о Синем камне»

Давно это было и «скатилось трижды триста полных лун с тех давних пор за облачный валун» . Жило в степи племя Киргиз – каймаков. Ставили юрты, разводили лошадей и коз, растили детей. Была у местного бая дочь красавица Кизила. Плясунья и певунья, она постоянно радовала глаза окружающих. За трудолюбие и доброту её любили все : и малые, и старые . С дальней стороны пришел и поселился рядом с племенем парень, высок он был, рус и синеглаз. Избу поставил, поле вспахал, пшеницу посеял. Приветлив был с соседями, помогал чем мог. Однажды у родника они с Кизилом встретились и полюбили друг друга с первого взгляда. Склонили они колени перед баем-отцом девушки, просили благословить их. На что ответил им отец : «Ай, дочка, глаз моих кристалл! Любимый твой моим бы сыном стал, когда б у нас обычай был один. А он и молодец, да чужанин!» Собрались старейшины племени и решили :

«Отступникам - разлуки вечный мрак :

Ему - изгнанье, ей - неравный брак.

Ему – зверьем, растерзанному быть,

Ей – в вечном рабстве молодость сгубить.»

Сожгли избу и вытоптали поле. Избили парня и изгнали прочь. Не смирилась с этим Кизила, решила бежать и, во что бы то ни стало, найти любимого. Разразилась страшная гроза, как будто сами небеса решили помочь ей. «Спешит беглянка наугад, и парень встретить её рад. Но слышат : кони всадников несут, всё ближе, ближе страшный суд». И обратились к Богу, каждый к своему : «Пусть стану камнем лучше, чем с Кизилом в разлуке жить!» - воскликнул парень. Грянул гром – он тут же камнем стал, синим как его глаза. Заплакала Кизила и попросила : «Пусть речкой стану, только б рядом с ним!» И превратилась в речку, которую люди позже назвали Кизилкой. С тех пор идут не вместе, но хотя бы рядом река Кизилка, под защитою Урала, и Синий Камень.

Воспитатель : Ребята, ответьте мне на несколько вопросов.

1. Почему парень и девушка не смогли быть вместе?

2. Во что превратился парень?

3. Во что превратилась девушка?

4. Под защитою какой реки находятся река Кизилка и Синий камень?

Ответы детей на вопросы.

Итог образовательной деятельности подводится вместе с детьми.

Что вам понравилось?

С чем вы легко справились?

В чем испытывали затруднения?

Кого из детей вы хотели бы выделить, как наиболее активных?

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам, ребята, подойти и рассмотреть фотографии Синего камня, рек Урала и Кизилки.

Дети рассматривают фотографии.

Синий камень на реке Урал

Синий камень

слияние рек Урала и Кизилки


река Урал


река Кизилка


Тема урока. Устное народное творчество .

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.

Дети улыбаются друг другу.

- У нас на уроке сегодня гости, повернулись, поприветствовали гостей.

Теперь настроение у всех хорошее и мы можем приступить к работе.

    Постановка учебной задачи.

На листах напечатаны тексты разных жанров. На доске расположены названия жанров.

(загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)

Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.

Задания. 1.«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». («Курочка ряба») - сказка

2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи - пословица

3. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

Убегает зайчик мой. - считалка

4. А баю, баю, баю,

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок. - колыбельная

5.Плакса – вакса,

Гуталин,

Проглотил

Горелый блин. - дразнилка

6. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. - загадка

7. От топота копыт пыль по полю летит. - скороговорка

8. Ты пирог съел?

Нет, не я!

А вкусный был?

Очень! прибаутка

- Ребята, для чего мы выполняли данную работу?

Что мы выяснили?

Думали, размышляли, давали правильные ответы.

Выясняли: « Какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения»

Выявление темы урока детьми:

- А к какому разделу относятся все эти жанры?

Ответы детей.

Устное народное творчество.

А еще все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор .

Найдите в литературном словарике и прочитайте что такое фольклор?

Фольклор – это устное народное творчество

Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? В ответе на этот вопрос вам может помочь литературный словарик.

Ответы детей.

1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.

2.Народное – принадлежащее народу.

3. Творчество – создание чего – то нового.

Итак, давайте с вами определим, какие жанры относятся к УНТ?

На доске:

Устное народное творчество

Фольклор

Колыбельные потешки

Пословицы загадки

считалки скороговорки

дразнилки Р.н.сказки

песенки

Физкультминутка

Зарядка под музыку

    Отработка учебного материала

1. Ребята, давайте с вами прочитаем об УНТ.

Чтение текста.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

колыбельные песенки

(реквизиты: кукла, пеленка или платок)

Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.

Вывод учителя.

Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Найдите и прочитайте про колыбельные песни.

ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ.

Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.

Какие колыбельные песенки знаете вы?

Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.

Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?

Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,

3.ПОТЕШКИ

Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Ответы детей.

Чтобы были здоровыми и не болели.

Разыгрывание потешек.

Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

- Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы

- Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Подумайте, какие жесты можно добавить.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

Пока 4 ребенка готовятся, смотрим презентацию потешки.

Вывод учителя.

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

    Что такое загадка? Найдите и прочитайте определение.

ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.

Задание.

Каждому ребенку даётся по цветочку, на котором записана загадка.

Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.

Чтение загадок и разгадывание.

1.Солнце греет все теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями. (весна)

2.Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи

Очень даже горячи. (солнышко)

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

И солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (сосулька)

4.На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…….(скворец)

5.Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло –

Одеяло потекло. (снег)

5.Пословицы.

Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?)

Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей.

Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Объяснить смысл некоторых пословиц.

Один в поле

не воин.

Век живи

век учись.

Не спеши языком

торопись делом.

Не имей сто рублей

а имей сто друзей.

Сто друзей много дороже Сотни рублей...

Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.

всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний

6.Русские народные сказка. (в группе)

Ну и самый любимый жанр УНТ это русские народные сказки.

Сейчас нужно выполнить следующее задание.

У вас на столе карточки с перечнем героев, нужно вспомнить, что это за сказка и из кусочков собрать иллюстрацию к сказке.

Солдат, старуха, топор

Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга

Бабушка, внучка, мышка, курочка

4. Рефлексия по уроку.

Ребята, сейчас вы должны оценить себя. Если у вас на уроке все получалось и вы не испытывали затруднений, то поднимаете зеленую сигнальную карточку, если немного было трудно, что то не понятно, то желтую, а если совсем ничего не понятно и было очень трудно, то красную.

5. Подведение итогов.

Ребята, мы повторили различные жанры. Назовите их.

Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не можем подробно вспомнить за такое короткое время все жанры. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

МБОУ «Кулешовская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра. (3 класс программа «Школа России») Урок подготовила и провела учитель начальных классов Викол Татьяна Ивановна 2011 год Урок чтения в 3 классе Тема: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра. Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по пройденной теме в игровой форме. 2. Формировать навыки беглого, выразительного чтения. 3. Развивать творческие способности, мышление, память обучающихся, навыки коллективной работы. 4. Воспитывать чувство патриотизма через чтение произведений устного народного творчества. Оборудование: «Родная речь». Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1 / Л. С. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2007. Карточки с произведениями устного народного творчества для обучающихся. Элементы костюмов для инсценирования сказки. Компьютер. Магнитофон. Ход урока. 1. Орг. момент. - Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по теме «Устное народное творчество». 2. «Погружение» в урок. - Итак, что такое «Устное народное творчество»? (Слайд № 1 - выплывает название темы по одному слову) «Устное» - передавалось из уст в уста, не записывалось. «Народное» - сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя. «Творчество» - от слова «творить» - создавать. 3. Проверка домашнего задания. - Каким еще, словом называют устное народное творчество? Вы это узнали из кроссворда, который разгадывали дома (с. 51 № 1). (Чтение вопросов и ответов кроссворда по 1 человеку) - Ключевое слово фольклор. 4. Виды (жанры) устного народного творчества. - На с. 52 № 2 найдем виды УНТ. - Прочитаем хором жанры УНТ с доски. (Слайд № 2 – выплывают виды УНТ) - Остановимся на некоторых из них. 5. Загадки – это замысловатое описание предмета или явления, составленное для того, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека. - Проверим вашу сообразительность. Положите перед собой листы с загадками. Будем читать парами и отгадывать загадки. (Слайд № 2 – выплывают ответы на загадки.) 6. Пословицы. - Прочитаем на этом слайде выделенное красными буквами ключевое слово «пословица» - следующий жанр УНТ. Пословица – это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Состоит из двух частей. - Поиграем в игру «Отгадай пословицу по двум словам». Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит). Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом). Дело – мастер (Дело мастера боится). Семь – один (Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.) - На с. 53 № 8 есть задание «Собери пословицы». Это будет вашим домашним заданием. 7. Скороговорки. - По карточке прочитайте первое предложение снизу вверх. - Второе – справа налево. - Какой вид УНТ вы прочитали? Это скороговорки – созданы для отработки правильной дикции. - На с. 53 учебника в № 9 поработаем со скороговоркой: - хором медленно, - с убыстрением темпа, - быстро, - очень быстро, - чтение по 1 человеку. 8. Небылицы. - Прочитайте на зеленых листах тексты, для каждого ученика разные («жужжащее» чтение). - А теперь читает 1-й ученик; 2-й ученик; 3-й ученик. - Какой вид УНТ вы прочитали? Это небылицы – созданы для веселья и смеха. 9. Песни. - С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. Например, … (колыбельные, заклички, шуточные, плясовые, песни – потешки). Детские песни еще называют пестушками и прибаутками. 10. Физминутка. - Мы сейчас с вами отдохнем и споем русскую народную песню «Ай, заинька» (под магнитофон). 11. Сказки. - Какой жанр УНТ самый любимый? (сказки) 1) Прочитаем сказку. (Слайд № 3 – по методике Эдигея) - Какая получилась сказка? Докучная – от слова «скука». Сочиняли для надоедливых людей. 2) - На какие группы делятся сказки? Волшебные – в них происходят чудеса, должны быть волшебные предметы. О животных – в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Бытовые – в них описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Приведите примеры таких сказок. 3) Игра «Узнай сказку» - работа в группах по карточкам. 4) Инсценирование сказки «Про козла» заранее подготовленными детьми. 12. Художники. - Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. А художники проносят сказку через всю свою жизнь. Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила. - Давайте вспомним, с произведениями каких художников мы знакомились на уроках. (Васнецов В. М., Билибин И. Я.) Они создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин. - Полюбуемся их творениями. (Слайд № 4 – портрет и картины Васнецова В. М.) (Слайд № 5 – портрет и иллюстрации Билибина И. Я.) (звучит легкая музыка) - Какие сказки узнали? - На с. 58 № 21 – домашнее задание (по желанию) – с помощью дополнительной литературы составить рассказ об одном из художников. 13. Тест. - Итак, мы с вами повторили много видов УНТ. И сейчас проверим ваши знания (контрольный тест на листах). 14. Итог урока. - Мы гордимся своей Родиной, уважаем ее прошлое и говорим «спасибо2 русским людям, нашим предкам за то богатство, которое передали нам в виде устного народного творчества. 15. Рефлексия. - А я вам говорю: - Дети, спасибо за урок! Вы просто (на слайде № 6 выплывает слово) Молодцы! - Поаплодируем себе за это!