Конспект урока "синонимы, их роль в речи". III. Словарная работа

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
___________________Синонимы._______________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Медова Надифа Мухматовна

Место работы

Гимназия

Должность

Преподаватель

Предмет

Русский язык и литература

Класс

Тема и номер урока в теме

Лексика 5-й урок

Базовый учебник

    Цель и задачи урока

Цель: углубление знаний о синонимах, полученных в начальной школе.

Задачи:

- обучающие: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями,; обучить самостоятельно пополнять свои знания.

- развивающие: дать определение синонимов, научить различать синонимические оттенки, значения, эмоциональные окраски и стилевую неоднородность, работать со словарями синонимов.

- воспитательные: развить чувство гордости за столь богатый синонимами язык.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, игровая.

    Необходимое техническое оборудование: презентация, медиапроектор, словари, листы самоконтроля.

Структура и ход урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Проектор(1)

Демонстрация

Чтение, осмысление

Проверка домашнего задания

Проектор(1)

Демонстрация

Повторение

Объяснение новой темы

демонстрация

Освоение новой темы

Закрепление изученного

Интерактивная доска(3)

демонстрация

Закрепление изученного

демонстрация

Закрепление изученного

_______Синонимы___________________________________

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Проектор

Текст и изображение

Иллюстрация, препрезентация.

http :// www . .

http://school-collec .

Изображение

Презентация

http : .

Интерактивная доска

Презентация

http : .

    Организационный момент. Эпиграф

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский). (слайд 1)

Учитель: Слова бывают разные-

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово - утешения

И слово – удушения… (В. Полторацкий).

Обратите внимание на эпиграф нашего урока,\. Как вы понимаете его значение?

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цели.

    По следам домашнего задания. (слайд 2)

- Продолжим изучение раздела лексика. Проведем небольшую разминку, чтобы повторить изученное.

*Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Лексика).

*Вспомните, что мы уже знаем о лексике.

*Что такое омонимы? Дайте определение.

*Назовите омонимы, которые вы записали дома. (Упр. 345).

*О каких словах идет речь? (слайд 3)

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу - далеки.

(Я.Козловский)

(Речь идет об омонимах).

*Что такое троп?

Приведите примеры тропов из текста. (На столах карточки с заданием. Работа в парах). (слайд 4)

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

(С.Есенин)

III . Переход к изучению новой темы.

Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

(Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

Задание:

    Луна – небесное тело.

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)

    Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

Задание: объяснить пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.

Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».

Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.

Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.

Что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию). (слайд 5)

Составление синонимических рядов. (слайд 6)

Учащиеся объясняют значение каждого синонима в ряду, указывают в чем различие.

Красавица, жара, запальчиво, молва, лось.

С л о в а д л я с п р а в о к: зной, красотка, жар, задорно, пекло, жарища, чаровница, жарынь, несдержанно, слух, толк, слава, сохач, разговоры, сохатый, слушок.

Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

    Знакомство со словарными статьями словаря синонимов.

(Учитель разъясняет структуру и правила пользования со словарем синонимов).

    Закрепление материала.

    Работа с теоретическим материалом (стр. 144-145).

    Выполнение упражнения № 349 (устно).

3. Игра: (Назовите слова, которые определены следующим образом)

а) в одном значении синоним слово множество, в другом – антоним слова суша (море)
б) синоним луны и омоним двенадцатой части года (месяц).
в) синоним слову победа и омоним слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
г) синоним к фразеологизму на краю света, антоним к в двух шагах (за тридевять земель).

V . Выполнение заданий по группам.

(Ученики делятся на три команды: «Умные», «Смышленые», «Мудрые»).

Ваша задача в том, что вы должны правильно ответить на вопросы и набрать баллы. В конце по количеству баллов узнаем, какая команда оправдала свое название.

(Вопросы и задания отображаются на интерактивной доске).

(призатруднениях учащиеся обращаются к словарю синонимов).

Задание 1.(слайд 7) Подберите синонимы к словам:

Аплодировать-

Способный-

Задание 2.(слайды 8-14) Подберите синонимы к словам:

Перстень-

Вопрос. (слайд 16) Чем отличаются синонимы в образованных парах?

Задание 3. (слайд 17) Продолжите синонимический ряд:

Охранять-

Бесконечный-

Задание 4. (слайд 15) Замените эти иноязычные по своему происхождению слова русскими синонимами:

Актуальный, имитация, антракт, триумф, пресса, финал, шеф.

VI . Опишите картину, используя как можно больше синонимов и синонимических рядов. (Репродукция картины). (слайд 18)

Усвоения новых знаний 1 Распределительный...Урок

... конспектов уроков , которые проиллюстрируют наши предложения. Технология анализа урока Цель посещения урока ... урока теме и цели урока ? Каких этапов урока здесь недостает? 43. Ознакомьтесь с планом урока в I классе. Тема ... словотолкование, синонимы , ...

  • Конспект урока по химии Тема: «Ковалентная химическая связь, ее виды»

    Урок

    Гуленина Ксения Александровна 2012 г. Конспект урока Тема урока : «Ковалентная химическая связь, ... дом - 1 мин План -конспект урока Основные этапы урока , время Методы Содержание учебного... вы должны помнить, что синонимом ковалентной связи является атомная...

  • Тема: Синонимы.

    Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

    Задачи:

    - обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

    - развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

    - воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

    Планируемые результаты:

    личностные: формировать интерес к русскому языку;

    метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

    предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

    Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, компьютер, раздаточный материал.

    Структура и ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    Организационный момент

    Приветственное слово учителя

    Я прошу вас не зевать,

    Правила запоминать!

    Поработаем-ка вместе:

    Будет очень интересно!

    Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

    Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

    УУД:

    личностные, коммуникативные.

    Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

    Актуализация знаний

    Тренировочный мини-диктант

    Щеголь Жора, напевая мажорную песенку, шел по городским трущобам. Расчёской, как трещоткой, он увлечённо постукивал по решёткам. В его кошельке лежали желуди, которые он нёс в цирк прожорливому медвежонку. Щеголь был там стажером, кормил зверей печенкой и пшенной кашей, учился четко выполнять свои обязанности. Иногда он шепотом подсказывал клоунам слова, подавал жонглёрам тарелки, натягивал для гимнастов бечевку. Огорченный грошовыми заработками, он всё-таки не расставался с цирком, так как любил его парчовый блеск, цыганское веселье, его шумы и шорохи, его акробатов.

    Цирк – это не то что чопорный театр. Стажер Жора надеялся стать новой цирковой звездой.

    Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

    Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

    Введение в тему

    Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

    Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

    Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

    И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

    Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

    1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

    2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

    Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

    Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

    УУД:

    Регулятивные (поиск и выделение информации).

    Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

    Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

    Определение темы и целей урока.

    Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

    В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

    Синонимы – это … (примеры)

    Роль синонимов в речи…

    Формулируют тему и цель урока.

    УУД:

    Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

    Познавательные (формулирование проблемы)

    Открытие нового знания.

    1. Объяснение новой темы.

    Что же это за слова «синонимы»?

    Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

    - Назовите слова, которые обозначают дом

    Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Жилище, дом, квартира, жилплощадь, пристанище, приют, угол, гнездо, крыша (над головой); жильё (разг.); кров (уст.); кровля (уст.) /неопрятное, неудобное: берлога, логово, логовище (разг.)/темное, тесное: нора (разг.)

    Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

    ВЫВОД: Синонимы делают нашу речь разнообразнее, богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

    Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

    Проблемное объяснение нового материала.

    УУД :

    Коммуникативные ( взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.

    2. Работа с текстом учебника.

    Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов

    Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

    Познавательные (наблюдение, поиск информации).

    Закрепление материала

      Предлагается выполнить упр. 178 (по заданию)

    Класс поделить на 3 команды по рядам и провести «Эстафету минутных испытаний» (трем учащимся одновременно достается одно и то же слово, кто быстрее и качественнее справляется с заданием, тот победил

    Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

    Предметные

    Познавательные (общеучебные действия)

    Регулятивные (контроль)

      Работа в группах

    Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

    Где мы? Отгадайте

    Не море, не земля,

    Пароходы не плавают

    И ходить нельзя. (Болото).

    На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

    1-я кочка (1-я группа)

    Бураны, вьюги и метели,

    Как много с ними канители,

    Как много шума, толкотни,

    Как надоели мне они! –

    Так проворчал мороз угрюмый

    И речку в лед сковал без шума.

    2-я кочка (2-я группа)

    Зябнет осинка,

    Дрожит на ветру,

    Стынет на солнышке,

    Мерзнет в жару.

    3-я кочка (3-я группа)

    Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

    Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

    Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

    Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

    (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

    Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

    Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

    Что сильнее - метель или буран?

    Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

    Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

    На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

    Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

    Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

    Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

    Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

    Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

    Познавательные (поиск информации)

    Регуляьтвные (анализ текстов)

      Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

    Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

    Рассматривают словари

    Познавательные

      Знакомство с определением синонимического ряда

    - Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

      Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

      Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

    Группа синонимов - это синонимический ряд.

    Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

    Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

    Познавательные:

    (использование знако-символических средств)

    Регулятивные

    (контроль)

    Коммуникативные

    Физминутка

    Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

    Приятель-друг

    Противник-враг

    Шагать-идти

    Солдат-воин, боец

    Родник-ключ

    Доктор-врач

    Метель-вьюга, пурга, ураган

    Холод-мороз, стужа

    Мокрый- сырой, влажный

    Вкусный- аппетитный, лакомый.

    Играют

    Коммуникативные

    Закрепление знаний (продолжение)

    Определение роли синонимов в речи

      Редактирование текста.Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

    Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы ?Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

    Работают с текстом, делают выводы

    Коммуникативные (постановка вопроса)

    Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

    Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

      Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

    1) Партизаны отразили все... противника.

    Вся природа ждала... весны.

    (атака, наступление)

    2) Учитель регулярно проводил... с родителями.

    Он оплатил на почте... по телефону.

    (беседа, разговор)

    3) Из окна открывался красивый... на море.

    В романах Тургенева играет важную роль.

    (вид, пейзаж).

    Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

    Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

      Соедините линиями синонимы из разных колонок.

    Багрянец Своеобразие

    Схематизм Высказывание

    Несгибаемость Шаблонность

    Индивидуальность Стойкость

    Текст Скульптор

    Абзац Отступ

    Ваятель Пурпур

    Задание выполняется на доске

    Познавательные (постановка и решение проблемы)

    Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

    11.

    Контроль усвоения материала

    Мини-тест

    1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

    А) состязание

    Б) сражаться

    В) борьба

    2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

    А) чистоплотный

    Б) опрятный

    В) аккуратно

    3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

    А) добрый – участливый – человеколюбие

    Б) лёгкий – воздушный – невесомый

    В) молодость – юность - молодеть

    Участвуют в тестировании.

    Проводят самоанализ и взаимопроверку.

    Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

    12.

    Итог урока

    Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

    Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

    Регулятивные (самооценка)

    Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

    13.

    Рефлексия

    Ребята, продолжите предложения:

    1.Сегодня на уроке мы повторили…

    2.Мы узнали…

    3.Научились …

    4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

    5.Трудным для меня стало…

    Синонимы – это … (примеры..)

    Синонимический ряд – это … (свои примеры) Этогруппа слов, объединённых синонимическими отношениями.

    Роль синонимов в речи…

    Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

    Познавательные (рефлексия деятельности)

    Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

    Личностные (самоопределение, самооценка)

    Коммуникативные

    (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

    Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

    14.

    Домашнее задание

    §24, упр. 179; для сильных учащихся – написать мини-сочинение на тему «Осенний лес», используя синонимы

    Записывают домашнее задание

    Личностные

    Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы"

    Цель:знать определение синонимов, о различие синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, о словарях синонимов; о роли синонимов в речи;

    уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарями развивать их логическое мышление; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    II. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. После работы выполняется взаимопроверка).

      Все слова языка (лексика).

      Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).

      Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

      Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

      Слова с переносным значением (метафора).

      Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

      Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (омофоны).

      Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

    III. Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

    (Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

    Задание:

      Луна – небесное тело.

      Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)

      Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

    Задание: объяснить пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

    IV. Объяснение нового материала.

    Учитель:

    Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

    Посмотрите на рисунки: какой из них вы подписали бы словом луна, а какой – словом месяц? Почему? (в разговорной речи и в художественной литературе луну называют и луной, и месяцем. Но обычно, если слышим или читаем слово «месяц», то представляем луну «молодую, серповидную, двурогую. И определения при слове месяц так же будут: молодой, новый, озорной).

    Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.

    Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».

    Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.

    Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

    Учитель:

    И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.

    Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.

    Учитель: что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию).

    V. Знакомство со словарными статьями словаря синонимов.

    VI. Закрепление материала.

    1. Синонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, выразить мысль более точно. В первоначальном варианте одного из своих стихотворений Ф.Тютчев написал: «С горы бежит ручей проворный».

    В последствии, работая над стихотворением, поэт заменил слово ручей на синоним. На какой? (Поток) Докажите, что данные слова являются синонимами.

    Как вы думаете, почему поэт заменил слово? (Слово поток изображает стремительное и быстрое течение воды с гор, оно образнее, чем слово ручей.

    2. Выразительное чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

    Вьюга снежная, пурга
    На пряди нам пряжи,
    Взбей пушистые снега
    Словно пух лебяжий.
    Вы, проворные ткачи –
    Вихри и метели.
    Дайте радужной парчи
    Для косматых елей.

    Учитель:

    Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.

    (Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

    Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

    Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).

    Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

    Учитель:

    Для чего используют синонимы в речи? (Ответы детей).

    3. Посмотрите сценку-миниатюру «Синонимы» из книги Ф.Кривина «Принцесса Грамматика».

    Давайте разберемся, кто кому – синоним, а кто – антоним.

    Синонимы:

    свежий – теплый (о хлебе),
    черствый – холодный (об отношениях к товарищам)
    холодный – прохладный, свежий (о воздухе)

    Антонимы:

    свежий – черствый (о хлебе)
    свежий – теплый (о воздухе)

    4. Физкультминутка (дыхательная гимнастика)

    А теперь мы не спеша
    Будем правильно дышать.
    Раз, два, три, четыре, пять –
    Все умеем мы считать,
    Отдыхать умеем тоже.
    Руки за спину заложим,
    Голову поднимем выше
    И легко, легко подышим.

    5. Игра: «Назовите слово». (Какое единое слово можно употребить для выделенных слов?)

    а) Вспыльчивый человек, страстное желание, напряженный день (горячий).
    б)Безошибочное суждение, справедливый человек, нормальное биение сердца (правильный).
    в)Железная воля, незыблемое решение, крутой характер (твердый).
    г) Прочный стол, насыщенный раствор, глубокий сон, здоровый организм, верная дружба (крепкий).

    6. Игра: (Назовите слова, которые определены следующим образом)

    а) в одном значении синоним слово множество, в другом – антоним слова суша (море)
    б) синоним луны и омоним двенадцатой части года.(месяц).
    В) синоним слову победа и омоним слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
    Г) синоним к фразеологизму на краю света, антоним к в двух шагах (за тридевять земель).

    VII. Обобщение материала.

    Над какой темой работали?

    Что такое синоним?

    Для чего употребляются синонимы в речи? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке? Могут ли знания по данной теме пригодиться нам в жизни?

    VIII. Домашнее задание: решить кроссворд из тетради.

    Елена Ковшова
    Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы»

    По развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах , пословицах, произведениях искусства.

    Урок русского языка во 2 классе "Синонимы "

    Тип урока : урок «открытия» нового знания

    Предметные : создать условия для развития у учащихся умения :

    Использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

    Определять роль синонимов в речи ;

    Находить слова-синонимы в тексте ; определять группу синонимов опираясь на правило ;

    Правильно употреблять синонимы в речи ;

    Работать со словарями;

    Личностные :

    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Коммуникативные УУД :

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

    Слушать и понимать речь других;

    Совместно договариваться о правилах работы в группе.

    Познавательные УУД :

    Уметь анализировать объекты;

    Выделять общие признаки;

    Формулировать понятие;

    Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

    Обобщать;

    Искать информацию в словарях;

    Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    Регулятивные УУД :

    Уметь определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя ;

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

    Высказывать своё предположение.

    Оборудование :

    Учебник «Русский язык » 2 класс , автор Н. Нечаева, 2 часть;

    Словарь синонимов , антонимов М. Львов; Орфографический словарь С. Ожегов;

    Презентация; ЭОР по русскому языку 2класс ;

    I. Организационный момент

    Здравствуйте.

    Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, обращая внимания на орфограммы. Прокомментируйте.

    Следующей строкой запишем - КАБИНЕТНОЕ ДЕЛО

    Что вас смутило?

    II Постановка цели и задач. Целеполагание

    Давайте запишем обе строки : кабинетное дело и классная работа .

    Кто может объяснить и доказать что можно либо нельзя так писать?

    Затруднения? В чём?

    Определите тему урока

    СИНОНИМЫ

    Что мы знаем о синонимах ?

    Если мы знаем определение, то какова цель нашего урока ?

    Грамотно использовать синонимы в речи .

    III Получение нового знания

    Правильно. В конце урока вы сможете доказать , почему мы пишем "классная работа ", а не иначе.

    Если возникают сомнения и затруднения в подборе слова или его объяснении, то к чему мы обращаемся? (к словарю)

    "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке" - сказал французский писатель А. Франс

    Какими словарями мы уже умеем пользоваться?

    С сегодняшнего дня мы будем учиться работать со словариком синонимов и антонимов для начальной школы, автор М. Львов

    Прочтите слова на доске. Вам необходимо подобрать как можно больше синонимов . А выбрать их из ряда слов на слайде.

    Если возникнут сложности - обратитесь к словарю.

    I ряд II ряд III ряд

    Глаз, труд, взирать, занятие, трудный, зоркий, глядеть, дело, остроглазый, служба, пялиться

    Работать будем по рядам. Каждый ряд записывает только свой столбик.

    О чём надо помнить, подбирая синонимы ?

    Давайте проверим. (Дополнительные вопросы отвечающим - оценивание)

    В каждом столбике записаны синонимы , верно? Значит я могу выбрать любое из записанных слов и вставить в предложение, в текст?

    Давайте проверим предположение. Прочтите текст.

    Подтвердились предположения? Что смутило?

    Сделайте вывод. (Из списка синонимов надо выбирать тот , который наиболее точно выражает мысль)

    РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

    К лоске пойдёт и исправит ошибки.

    Пока у доски работает., мы обратимся снова к тексту. Найдите во 2 предложении слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые звуки. (Друг)

    Подберите к нему синонимы .

    Отлично. Откроем учебник с. 62, упр. 325

    Обратите внимание на значок. Обсудите задание в парах.

    Запишите все предложения, правильно употребляя слова.

    5 минут на работу.

    Проверьте сами себя.

    Если всё верно на полях поставьте плюс, одна ошибка полуплюс, во всех остальных случаях минус.

    ФИЗМИНУТКА

    А вы знаете, что великий русский художник Иван Иванович Шишкин очень любил русскую природу и с удивительной точностью описывал, рисовал увиденное.

    Перед вами 4 картины. Что изображено?

    Обратите внимание,что названия у картин разные. Соотнесите название и картину и объясните свой выбор.

    Сделайте вывод. (Поэты, писатели и художники из множества синонимов выбирают то , которое наиболее верно и точно передаёт нужный оттенок смысла)

    А как вы думаете пословицы могут быть синонимами ? Как?

    РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

    Соедините русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов. Будьте готовы доказать свою точку зрения, объяснив значение их значение.

    Объясните значение.

    Как же надо подбирать синонимы ?

    А сейчас индивидуальная работа. У каждого на парте своя цветовая карточка. Выполняя задание задумайтесь : для чего нужны синонимы в речи ?

    Соберите листочки.

    Предположите какую оценку вы получите. Какие варианты получились у ребят, выполняющих задание на красных карточках? На синих карточках?

    Хорошо. Возвращаемся к нашему спору. Почему мы пишем "классная работа ", а не иначе. Отчего это зависит? Где узнать лексическое значение?

    Определений много, я выбрала только то, что поможет решить наш спор.

    Докажите.

    Хорошо. Запишите домашнее задание. Упр. 326

    Публикации по теме:

    Конспект урока русского языка в 1 классе «Правописание слов с заглавной буквой» Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Здравствуйте, ребята.

    «Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 39 Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель урока:.

    Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

    Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.