Конспект урока "процентное отношение двух чисел". Нахождение процентного отношения двух чисел

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 4 6

Тема. Процентное отношение чисел

Цель: опираясь на умения учащихся находить процентное отношение чисел, научить находить содержимое величины в процентах и решать задачи, предусматривающие эти действия.

Тип урока: усвоение знаний, умений и навыков.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

Выборочно проверяем тетради (в «слабых» учеников).

Правильные ответы записываем за доской, и один ученик с места
кратко комментирует решения.

Устные упражнения

2. Выразите в процентах: 0,02; 0,08; 0,17; 0,56; 0,92.

3. Сколько процентов составляет: 3 м от 5 м; 40 см от им; 32 г от 2 кг; 2,5 км от 12,5 км; грн от 3 грн?

4. Найдите: 1 %; 2 %; 3 %; 11 %; 20 %; 60 % от 15.

II . Усвоение знаний

Задача. В 6 классе учится 30 учеников. На конец семестра математику изучали на достаточном уровне 12 учеников, а на конец II семестра их стало 18. На сколько процентов выросло качество знаний учащихся?

@ Понятно, что на предыдущем уроке мы решали похожую задачу, поэтому:

1) = 0,4 = 40% - на конец i семестра;

2) = = 0,6 = 60% - на конец II семестра;

3) 60 % - 40 % = 20 % - на столько процентов лучше стало качество знаний в 6 классе.

Ответ. 20 %.

@ Очень важно сориентировать учащихся на то, что этот способ не является лучшим, потому что мы находим лишние величины. Поэтому:

1) 18 - 12 = 6 (учеников) - на столько увеличилось количество;

2) = = 0,2 = 20% - на столько процентов выросло качество знаний.

Чтобы найти, на сколько процентов увеличилась или уменьшилась величина, надо:

а) узнать, на сколько единиц увеличилось или уменьшилось значение величины;

б) вычислить, сколько процентов составляет это изменение от начального значения.

III . Формирование умений

Решение упражнений

И уровень (устные упражнения)

Выразите в процентах изменение величины:

а) от 2 кг до 3 кг; б) от 2 кг до 4 кг; в) от 2 кг до 5 кг;

г) от 100 м до 96 м; д) от 100 м до 105 м; е) от 120 до 200 м.

II уровень (письменные упражнения)

1. Выразите в процентах изменение величины:

а) от 1 грн до 80 к.; б) от 25-до 3 т; в) от 4000 кгдо 5 т; г) от 1 ч до 30 мин.

2. Первый день в магазине продали 250 кг капусты, а второго -230 кг. На сколько процентов меньше продали капусты второго дня, чем первого?

а) Цена товара 150 грн. Найдите цену товара после двух последовательных снижений, если первое было на 10%, а второе - на 5 %.

б) Цену на товар, который стоил 150 грн, сначала уменьшили на 20 %, а затем новую цену увеличили на 20%. Найдите цену товара после двух переоценок.

в) Цену на товар стоил 100 грн, снизили на 20 %. На сколько процентов надо поднять новую цену, чтобы получить первоначальную?

Решение задачи 3(а)

1) 100 % - 10 % == 90 % - составляет новая цена от 150 грн;

2) 90 % = 0,9; 150 · 0,9 = 135 (грн) - новая цена после первой скидки;

3) 100 % - 5 % = 95 % - вторая новая цена от предыдущей;

4) 95 % = 0,95; 135 · 0,95 = 128,25 (грн) - новая, вторая цена.
Ответ. 128,25 (грн).

Дополнительно

Цену на товар снизили на 20 %, а потом повысили на 20 %. Изменилась цена товара по сравнению с тем, какой она была до снижения?

IV . Итог урока

Приложение № 1 Работа в парах с использованием метода кооперативного взаимообучения:

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

1) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

2) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

3) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

4) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

Приложение № 1 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача 1.

2.

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Задача

Задача 1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Задача 1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Задача 1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Задача 1. Найдите отношение 35 к 7

Задача 2. Найдите отношение 3 к 18

Задача

Задача 1. Найдите отношение 35 к 7

Задача 2. Найдите отношение 3 к 18

Задача 3. В месяце было 12 пасмурных и 18 солнечных дней. Сколько процентов месяца составляют солнечные дни? Пасмурные дни?

Задача 1. Найдите отношение 35 к 7

Задача 2. Найдите отношение 3 к 18

Задача 3. В месяце было 12 пасмурных и 18 солнечных дней. Сколько процентов месяца составляют солнечные дни? Пасмурные дни?

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

Решение:

всего 12 яблонь - это 100%, тогда

4 яблони – х %. Составим отношение количества обработанных яблонь к общему количеству яблонь.

Ответ: 33,(3)% процентов деревьев обработано

2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Решение:

Старая цена 520 руб - 100%

Новая цена 364 руб. - х %. Составим отношение новой цены к старой цене.

(новая цена)

100% - 70% = 30% (произошло снижение)

Ответ: товар подешевел на 30%.

Задача 1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

Решение: Найдем процентное отношение количества занятых мест к общему количеству мест

Ответ: было занято 95% мест.

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Решение: Найдем процентное отношение количества соли к общему объему раствора

Ответ: раствор содержит 3,2% соли.

Просмотр содержимого документа
«Урок к недели математики Декабрь 2017»

Технологическая карта урока по математике в 6 классе Дата проведения: 5 декабря 2017 года

Тема: Процентное отношение двух чисел.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цели урока

Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать

посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности,

развитие навыка самостоятельной работы, анализа своей работы.

Метапредметные: формировать устойчивый познавательный интерес к изучению математики, способам решения учебных задач;

Предметные: сформировать навык применения процентного отношения для решения задач.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Учебное оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Основные понятия: отношения двух чисел, процентное отношение, что показывает отношение чисел.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Отношения», карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме, карточки для рефлексии.

Методы организации работы:

Словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

Наглядные (демонстрация презентации),

Проблемно-поисковый;

Метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

- индивидуальная, -парная, -коллективная (фронтальная).

Этапы урока. Цель этапа.

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Высказывания детей.)

УЧИТЕЛЬ: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

УЧИТЕЛЬ : Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Читают с листа на доске:

Я умный, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится .

Личностные:

Самоопределение, регулятивные:

Волевая саморегуляция

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, обобщение; мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Мы продолжаем изучение очень важного раздела? Какого? (слайд № 2).

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Проведем блиц-опрос. Игра Данетка. Если утверждение верное, вы в тетради ставите ДА, если неверное, то – НЕТ (Запись выражений на доске)

    В выражении 25:10 25 это делитель НЕТ

    В выражении 25*10 25 это множитель ДА

    В выражении 75:5 5 это делитель ДА

    Частное двух чисел называют отношением. ДА

    Отношение двух чисел показывает во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго ДА.

    Равенство двух отношений называют пропорцией. ДА.

    Числа составляющие пропорцию называют пропорциональными НЕТ

    Средние члены пропорции 100:200=4:8 это 4 и 8 НЕТ

    Крайние члены пропорции 100:200=4:8 это 100 и 8 ДА.

    Произведение крайних членов равно частному его средних членов. НЕТ

3) Решим устно: (слайд № 3).

а) Прочитай пропорцию:

4). Перейдите от процентов к десятичным дробям (Прием «Лови ошибку») (слайд № 4). (Самопроверка)

7 % = 60 % = 39 % = 125% = 0,8 %

5). Перейдите от десятичных дробей к процентам (Самопроверка)

0,24 = 0,09 = 0,8 = 0,003 = 2,06 =

Вопросы к классу:

    Найти сколько процентов одно число составляет от другого?

а) 17 от 100 б) 23 от 46 (найти их отношение, умножить на сто)

    Что вы находили в последнем задании? (процентное отношение двух чисел)

Вам нужно еще поработать над задачами на процентное отношение? (да).

Хорошо, значит, тема урока…? (Процентное отношение двух чисел)

    Что показывает процентное отношение? (Сколько процентов одно число составляет от другого.)

    Как найти процентное отношение? (Надо найти отношение и потом выразить его в процентах.)

21-22 «+» - «5»; 17-20 «+» - «4» 11 – 16 «+» - «3», меньше 11 «+» - «2»

Рефлексия:

· Кто думает, что материал предыдущего уроков усвоил хорошо?

· Кто считает, что надо еще поработать над пройденным материалом?

Познавательные:

Коммуникативные:

Достаточно точное и полное выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

Фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3.Выявление места и причины затруднений.

Цель: организовать деятельность, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

Ну, а мы вернемся к последнему примеру.

(слайд №8).

Задача1 . (слайд № 7).

Задача2 . (слайд № 8).

Ребята, скажите, может ли в жизни встретится такая ситуация?

Итак, перед нами возникла проблема! Как можно решить данные задачи?

Так как у нас урок математики, то мы будем говорить с вами о процентах в математике.

Познавательные:

Анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей,

аргументация

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения, т. е. постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Вопросы:

Какую же цель вы поставите для себя на сегодняшний урок?(слайд № 6).

Уметь применять знания при………. решении текстовых задач,

Уметь составлять ……….. пропорции,

Учиться работать ……….. самостоятельно,

Честно оценивать ……….. свою работу,

Уметь анализировать полученные результаты и делать выводы,

Я буду очень рада, если к концу урока мы сможем ответить, хотя бы на ряд вопросов. Это и будет целью нашего урока.

Решение задачи. Сделано 50 бросков. 5 дротиков пролетели мимо мишени. Определите процент попаданий. (слайд № 7).

Процент попаданий =

Задача2 . Посадили 900 семян. Из них взошло 720 семян. Каков процент всхожести семян? (слайд № 8).

Процент всхожести = =

Познавательные:

Умение структурировать знания

Использование знаково-символических средств

Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезу; учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

Применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

5.Реализация построенного проекта.

Цель: организация самостоятельной исследовательской деятельности устраняющего причину выявленного затруднения

Работа в парах с использованием метода кооперативного взаимообучения:

1) Чему равно отношение чисел 8 и 16 ?.

2) В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

3) Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

4) В книге 300 страниц. Прочитано 75 страниц. Сколько процентов книги осталось прочитать?

5) В огороде росло 800 овощей, из них помидоров было 240. Сколько % помидоров росло в огороде?

Те, кто сделал первыми, после проверки учителя могут помочь другим парам.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. Молодцы. Садитесь.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, обоснование

Регулятивные:

Познавательная инициатива

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: з афиксировать изученное учебное содержание во внешней речи

Задача: (слайд № 9) В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Сколько % составляет:

    количество белых гвоздик от количества красных (60:120*100= 50%).

    (120:60*100=200%)

    (120:180*100=66,7%)

    (180:60*100=300%)

Можно ли ответить на этот вопрос, каких гвоздик больше, белых или красных, опираясь не на условие задачи, а на значение отношения: отношение числа белых гвоздик к красным равно 0,5, отношение числа красных гвоздик к белым равно 2?

(Если значение отношение больше 1, то первое число больше второго, если меньше, то первое число меньше второго)

Закончи выражение: Приведи примеры

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверить свое умение применять правило сравнения чисел на основе сопоставления с эталоном для проверки, выявить качество усвоения и способы действия

А сейчас каждый проверит себя, насколько он понял, что такое отношение двух чисел.

Кто желает поработать самостоятельно? (4 человека) (Самостоятельная работа с проверкой по эталону)(слайд № 10)

Задача 1. На дачном участке 12 яблонь. Средством от вредителей обработали 4 дерева. Сколько процентов деревьев обработано?

Задача 2. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Кто желает поработать в паре? (4 пары. Самостоятельная работа с проверкой по эталону)

1) В школьном актовом зале 220 мест. Вовремя представления было занято 209 мест. Какой процент мест был занят?

2) Найдите процент содержания соли в растворе, если в 500 г раствора содержится 16 г соли.

Остальные будем работать вместе со мной в группе.

1) Найдите отношение 35 к 7

2) Найдите отношение 3 к 18

3) В месяце было 12 пасмурных и 18 солнечных дней. Сколько процентов месяца составляют солнечные дни? Пасмурные дни?

Регулятивные:

Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале,

Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

Познавательные:

Анализ, синтез, использование общих правил

8.Включение в систему знаний, повторение (резерв) Решение заданий в парах с самопроверкой по образцу

Цель: показать необходимость изученного материала в ходе решения задач по математике

Задача №1 (слайд 10) . Из 15 срезанных цветов 9 завяло. Сколько процентов срезанных цветов завяло?

Задача №2 (слайд 11). Раствор соли массой 350 г содержит 14 г соли. Определите концентрацию (процентное содержание) соли в растворе..

Задача № 3 (слайд 12). Для приготовления компота смешали 2,5 кг яблок, 2 кг груш и 0,5 кг вишен. Найдите процентное содержание каждого вида фруктов, взятых для приготовления компота.

Зачем нужно изучать проценты? (слайд 13). ПРОЦЕНТЫ

    Позволяют выражать количественную связь между величинами

    Наглядно представлять информацию о связи величин

    Проценты широко применяются в большинстве областей науки и жизни: Физика, Химия, Биология, Экология, Экономика, Генетика, Фармакология, Статистика, Бизнес, Криминалистика

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? (Дать полный ответ на вопрос о практическом применении, вы сможете, по окончании изучения темы «Отношение»).

Как узнать, сколько процентов одно число составляет от второго? (слайд 14).

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение

Поиск и выделение необходимой информации

Умение структурировать знания

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения и позиции

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; правило сравнения рациональных чисел; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание

Обучающиеся осуществляют рефлексию. . (слайд 15).

РАДУГА: красный – Теперь я могу Оранжевый – Я научился…

Желтый - Мне было трудно… Зеленый - у меня получилось

Голубой - мне было интересно.. Синий - меня удивило

Фиолетовый - сегодня на уроке я узнал…

Поставьте себе оценку за урок. Задание на самооценку: Закончите предложения:

1.Я доволен (льна)…..(вполне, средне, не доволен) своей работой на уроке.

2.Я оцениваю свою работу на уроке на ………… (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ……………………………….

Вы талантливые дети, так как самостоятельно определили тему урока, делали выводы, отстаивали свое мнение.

Я рада, что все цели нами достигнуты. Спасибо за урок.

Домашнее задание: П. 21, № 639, 641

Дополнительное задание: Найти отношение собственного роста к расстоянию от подошвы до поясницы.

Познавательные:

Рефлексия способ и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха,

Внутренняя позиция ученика

Коммуникативные:

Аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Просмотр содержимого презентации
«5.12.2017»


  • НЕТ 6. ДА.
  • ДА 7. НЕТ

3. ДА 8. НЕТ

4. ДА 9. ДА.

5. ДА. 10. НЕТ


  • а) Прочитай пропорцию:

1) 18: 6 = 24: 8 2) 30: 5 = 42: 7

3) 36: 9 = 50: 10 4) 6,3: 0,9=2,8: 0,4

  • б) Назовите крайние и средние члены пропорции.
  • в) Верно ли составлены пропорции?

Выполните задания

  • Перейдите от процентов к десятичным дробям
  • Перейдите от десятичных дробей к процентам

Отношения


Оцени свою работу

Кол-во правильных ответов

оценка

21 – 22

Меньше 11


Цели урока

уметь применять знания при

решении текстовых задач

уметь составлять …

пропорции

честно оценивать …

свою работу

уметь анализировать….

полученные результаты и делать выводы

учиться работать …

самостоятельно


Подсказка

Сделано 50 бросков. 5 дротиков пролетели мимо мишени. Определите процент попаданий.

Математика 6 класс. Н.Я. Виленкин. № 756.

5 промахов

50 выстрелов


Посадили 900 семян. Из них взошло 720 семян. Каков процент всхожести семян?

Подсказка


В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Найдите сколько % составляет :

  • количество белых гвоздик от количества красных.
  • количество красных гвоздик от количества белых
  • количество красных гвоздик от общего количества гвоздик
  • общее количество гвоздик от количества белых

Из 15 срезанных цветов 9 завяло.

Сколько процентов срезанных цветов завяло?

1). Найдём, какую часть 9 составляет от 15:

2). Обратим дробь

0,6 в проценты,

для этого умножим

её на 100%

0,6 ∙ 100% =

Ответ: 60 %


Раствор соли массой 350 г содержит 14 г соли. Определите концентрацию (процентное содержание) соли в растворе.

1). Найдём, какую часть 14 г составляют от

2). Обратим дробь 0,04 в проценты,

для этого умножим её на 100%

0,04 ∙ 100% =

Ответ: 4 %


Для приготовления компота смешали 2,5 кг яблок,

2 кг груш и 0,5 кг вишен. Найдите процентное содержание каждого вида фруктов, взятых для приготовления компота.

2,5 кг

1) 2,5 + 2 + 0,5 = 5 (кг ) масса

фруктов в компоте

0,5 кг

2) 2,5: 5 ∙ 100% = 50%

Ответ: 50%;

40%; 10%

яблок в компоте

3) 2: 5 ∙ 100% = 40%

груш в компоте

4) 0,5: 5 ∙ 100% = 10%

вишен в компоте

100% - 50% - 40% = 10%


Зачем нужны проценты?

ПРОЦЕНТЫ

  • Позволяют выражать количественную связь между величинами
  • Наглядно представлять информацию о связи величин
  • Проценты широко применяются в большинстве областей науки и жизни
  • Физика
  • Химия
  • Статистика
  • Бизнес
  • Экономика
  • Биология
  • Экология
  • Генетика
  • Фармакология
  • Криминалистика

Нахождение процентного отношения двух чисел

Чтобы узнать, сколько процентов одно число

составляет от второго, надо первое число

разделить на второе и результат умножить

на 100%.



Сколько процентов составляют 200 м от 500 м?

1). Найдём, какую часть 200м составляют от

2). Обратим дробь 0,4 в проценты,

для этого умножим её на 100%

0,4 ∙ 100% =

Ответ: 40 %


Нахождение процентного отношения

Чтобы найти процентное соотношение двух чисел, надо отношение этих чисел выразить в процентах.

Задача. Цена на товар снизилось с 520 руб. до 364 руб. На сколько процентов подешевел товар?

Решение . 520-364=156 (руб) произошло снижение

156: 520 * 100 = 30 %

p=а:А ·100


В шестом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки?

В классе учеников 30.

Девочек - 18

1 8 ,

1 8

Сколько % от всех учащихся составляют девочки?

1 8 0

0,6 ∙ 100% =

Урок математики в 6 классе

Урок №4

Тема: Процентное отношение двух чисел .

Цель: Формировать понятие процентного отношения двух чисел.

Отрабатывать практические умения и навыки вычисления процентов.

Развивать познавательный интерес к вычислению процентов.

Воспитывать способность анализировать, сравнивать, обобщать.

Тип : урок усвоения новых умений и навыков.

Оборудование : таблица, раздаточный материал.

Структура урока

- Организационный момент(1 мин.)

Мотивация обучения(2мин.)

Актуализация опорных знаний.(5мин.)

Изучение нового материала(5мин.)

Решение задач. Физкультминутка.(15мин.)

Математический тренинг.(5мин.)

Подведение итогов. Рефлексия.(8мин.)

Задание на дом.(4мин.)

Ход урока.

I.Организационный момент.

Проверить подготовку учащихся к уроку, наличие раздаточного материала.

II.Мотивация обучения.

Мы изучали тему,Проценты’’ в 5 классе. Научились находить проценты от числа, находить число по его проценту. Эти знания позволяют нам продвинуться в решении задач. Сегодняшний урок посвящен решению задач на нахождение процентного отношения чисел. Такие задачи нам приходится решать в жизни каждый день. Учебный день в школе начинается с вопроса Сколько процентов учащихся отсутствуют в классе?

Как ответить на этот вопрос? (Применяю прием интерактивного обучения,Круг идей” Целью приема есть вовлечение всех к обсуждению проблемы. Группы высказываются по очереди, пока не будут исчерпаны все варианты ответов, на доске составляется список предложенных идей, обобщаются высказанные мысли, делаются выводы.)

III. Актуализация опорных знаний.

Вспомним сведения из 5 класса.

1.Что называется процентом?

Сотую часть рубля называют копейкой, сотую часть метра -сантиметром, сотую часть гектара - аром или соткой. Принято называть сотую часть величины или числа процентом. Значит одна копейка - один процент от одного рубля, а один сантиметр - один процент от одного метра, один ар - один процент гектара, две сотых - один процент от числа два. Сотая часть метра - это сантиметр, сотая часть рубля - копейка, сотая часть центнера - килограмм. Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Потому для них было придумано специальное название - процент (от латинского "по-центум" - на сто). Значит, одна копейка - один процент от одного рубля, а один сантиметр - один процент от одного метра.

ОДИН ПРОЦЕНТ - ЭТО ОДНА СОТАЯ ДОЛЯ ЧИСЛА.

Математическими знаками один процент записывается так: 1%. Записи 2%, 4% читают: (Два процента), (Четыре процента)

2. Прочитайте предложение " К 15 апреля вспахано 93% пахотных земель ",

" Производительность труда повысилась на 4% ",

" Цены снижены на 30% ".

Определение одного процента можно записать равенством:

1% = 0,01 ; а%=0,01*а.

Каждый быстро сообразит, что 5%=0,05, 23%=0,23, 130%=1,3 и т. д.

3.Как найти 1% от числа? Раз 1% это одна сотая часть, надо число разделить на 100. Мы уже сделали вывод, что деление на 100 можно заменить умножением на 0,01. Поэтому, чтобы найти 1% от данного числа, нужно умножить его на 0,01. А если нужно найти 5% от числа, то умножаем данное число на 0,05 и т.д.

Задача2. Тракторист вспахал 1,32 кв. км пашни. Это составило 60% всей площади, которую должен вспахать. Какова вся площадь, которую ему нужно вспахать?

Решение: Давайте рассуждать. Вся площадь нам не известна. Обозначим ее буквой X . Мы знаем, что 60% от числа X составляет 1,32.

Значит, сначала проценты нужно заменить десятичной дробью, а затем записать уравнение X * 0,60 =1,32. Решая его, получаем, что Х = 1,32/0,60 = 2,2 (кв. км)

Что же мы сделали, чтобы найти X? Во-первых, заменили проценты десятичной дробью, во вторых, разделили данное нам число на получившуюся десятичную дробь.

Конечно, площадь и число процентов в этой задаче могли быть другими. Но путь решения останется прежним. Значит, можно сформулировать правило:

Если дано, сколько процентов от искомого числа составляет данное число, то чтобы найти искомое число, нужно заменить проценты десятичной дробью и разделить на эту дробь данное число.

Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.

Задача №1: Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?

Решение: Так как 1200 костюмов - это 100% выпуска, то, чтобы найти 1% выпуска, надо 1200 разделить на 100. Получим, что 1200:100=12, значит, 1% выпуска равен 12 костюмов. Чтобы найти, чему равны 32% выпуска, надо умножить 12 на 32. Так как 12*32=384, то фабрика выпустила 384 костюма нового фасона.

Задача №2: За контрольную работу по математике 12 учеников получили отметку "5", что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе?

Решение: Сначала узнаем, чему равен 1% всех учеников. Для этого разделим 12 на 30. Так как 12:30=0,4, то 1% равен 0,4. Чтобы узнать, чему равны 100% надо умножить 0,4 на 100. Так как 0,4*100=40 учеников.

IV. Изучение нового материала.

Задача-рассказ.

Всем нам приходилось пить чай из чашек разного размера, при этом сахар каждый добавляет по своему вкусу, добиваясь привычного ощущения сладости независимо от емкости посуды. Например, если ты каждое утро выпиваешь250г чая, в котором растворено3 ложки сахара, то есть 30г, то отношение 30/250, которое равно 3/25, и будет характеризовать твой,сахарный вкус”.

Число 3/25 показывает какую часть от массы напитка составляет масса сахара. А если ты захочешь выпить 400г чая, то, чтобы он был привычного вкуса, в нем должно быть растворено 400*3/25=48(г) сахара.

Запишем в процентах: 3/25=0,12=121%. Число 12 показывает, сколько процентов в выпитом чае составляет сахар. Это число называют процентным отношением массы сахара к массе чая.

Процентное отношение двух чисел - это их отношение, выраженное в процентах. Оно показывает, сколько процентов одно число составляет от другого.

V. Решение задач .

(Эвристическая беседа).

Пример решения задачи на проценты.

Задача1. Токарь вытачивал за 1 час 40 деталей. Применив резец из сверх прочной стали, он стал вытачивать на 10 деталей в час больше. На сколько процентов повысилась производительность труда токаря?

Решение: И так чтобы решить эту задачу, надо узнать, сколько, процентов составляют 10 деталей от 40. Для этого найдем сначала, какую часть составляет число 10 от числа 40.

Мы знаем, что нужно разделить 10 на 40. Получится 0,25. А теперь запишем в процентах - 25%. Получаем ответ: производительность труда токаря повысилась на 25%.

Итак, чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, нужно разделить первое число на второе и полученную дробь записать в виде процентов.

Задача №3: Из 1800 га поля 558 га засажено картофелем. Какой процент поля засажен картофелем?

|способ.

Решение: Картофелем засажено 558 /1800 всего поля. Обратим дробь 558/1800 в десятичную. Для это разделим 558 на 1800. Получим 0,31. Значит, картофелем засажена 31 сотая всего поля. Каждая сотая равна 1% поля, поэтому картофелем засажен 31% всего поля.

11 способ.

1800га - 100%

558га - х%..

Отношения 1800/100 и 558/х равны, поскольку каждое из них показывает, сколько га приходится на 1%.

Тогда имеем:

1800:100=558:х, х=558*100/1800=31%.

Ответ: 31%.

652. Учебник Математика-6 А.Г.Мерзляк.

1)(6-3)/3*100=100% увеличилось, 4)(80-72)/80*100=10% уменьшилось,

2)(3-2)/2*100=50%увеличилось, 5)(115-100)/100*100=15%увеличилось,

3)(70-40)/40*100=75%увеличилось, 6)(60-42)/60*100=30%уменьшилось.

Ответ:100%, 50%, 75%, --10%, 15%, --30%.

Знак,– “впереди числа процентов будет означать, что значение величины уменьшилось, а,+” значение увеличилось.

Итак, чтобы узнать, на сколько процентов увеличилась или уменьшилась данная величина, необходимо найти:

1)на сколько единиц увеличилась или уменьшилась эта величина,

2)сколько процентов составляет полученная разность от первоначального значения величины.

Чтобы привить навык быстрого решения выше приведенных типов задач, предлагаю учащимся упражнение со следующей тренинг – таблицей Заполнив таблицу, учащийся сравнивает свой результат с таблицей ответов к тренинг - таблице и вычисляет процент своих правильных ответов. По этому проценту и по продолжительности работы учащийся может сам себе выставить оценку согласно следующей рейтинг - таблице.

Эту таблицу каждый ученик заполняет самостоятельно или работают в парах.

Математический тренинг.

Тренинг-таблица.

Сколько % составляет А от В

Сколько % составляет В от А

На сколько % А больше, чем В

На сколько % В больше, чем А

На сколько % А меньше, чем В

На сколько % В меньше, чем А

Ответы к тренинг-таблице .

Сколько % составляет А от В

Сколько % составляет В от А

На сколько % А больше, чем В

На сколько % В больше, чем А

На сколько % А меньше, чем В

На сколько % В меньше, чем А

200

100

100

400

300

300

125

133

Какие еще вопросы можно задать по итогам урока?

Труднее всего мне сегодня показалось, когда…, и все-таки (благодаря тому что…).

Учитель отмечает работу каждого учащегося, мотивирует выставленные оценки.

VII.Задание на дом: выучить п.21, решить№649.

На этом уроке мы узнаем, как находить отношения двух и более чисел, научимся сравнивать объекты по их отношениям. Попрактикуем решение задач на отношения во всех их формах, включая задачи на проценты и отношения без конкретных величин.

Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть уроки:

У натуральных чисел есть разное применение:

1. Обозначать количество. Пять яблок. Три автомобиля.

2. Задавать порядок. Пятый дом идет после третьего, но раньше девятого.

3. Давать имя. Номер на футболке спортсмена, номер телефона - это аналог имени.

Точно так же и дробь имеет разное назначение.

1. Обозначать количество . Пол-литра молока, четверть часа, две трети пути.

2. Сравнивать два числа. Брату 5 лет, а сестре 3 года. Брат старше в раза. Эта дробь не обозначает никакого количества. Она сравнивает одно число с другим. Такое сравнение называется отношением . Во сколько раз одно число больше другого (или меньше).

Рассмотрим такую ситуацию. Художник, глядя на дом, нарисовал его на бумаге. Мы понимаем, что это тот самый дом. Но ведь на бумаге он во много раз меньше. Что же осталось неизменным? Без изменения осталось отношение высоты дома к его ширине. То есть, если у реального дома высота в три раза больше ширины, то и на картинке то же самое. Если у дома высота 15 метров, а ширина 5 метров, то на картинке высота и ширина могут быть 15 и 5 см, или 30 и 10 см, но не могут быть 10 и 5, иначе изображенный дом будет не похож на настоящий (см. Рис. 1).

Рис. 1. Отношения сторон дома

Если разделить высоту на ширину дома, то мы получим их отношение.

Отношение везде было одинаковым.

Отношение может рассматриваться не только для двух, но и для любого количества величин.

Лотерейный билет стоил 100 рублей. Маша внесла 10 рублей, Петя - 20 рублей, Вася - 30 рублей и Вика - 40 рублей. Всего 100 рублей. Билет выиграл. Выигрыш 1000 рублей. Как справедливо разделить выигрыш?

Справедливо будет разделить в таком же отношении. Запишем отношения взносов.

В таком отношении у нас разделено 100 рублей.

Понятно, что, чтобы в таком же отношении разделить 1000 рублей, нужно все увеличить в 10 раз.

Это и будет справедливым.

В случае отношения двух чисел можно использовать и двоеточие, и дробную черту:

В случае трех и более чисел используем только двоеточие:

Обычно отношение двух чисел используют в двух случаях:

1. Отношение двух различных величин

Отношение высоты дома к его ширине.

Отношение роста или возраста двух человек.

2. Отношение частей или части и целого

Высота основной части дома 5 метров, крыши - 3 метра (см. Рис. 2).

Рис. 2. Отношение частей или части целого на примере дома

Можем записать различные отношения частей или частей и целого.

Крыша к основной части: 3:5

Крыша ко всему дому: 3:8

Основная часть ко всему дому: 5:8

Масса слона - 5 т, масса кита - 80 т. Найти отношение их масс.

Чтобы найти отношение, нужно одну величину разделить на другую. Отношение массы слона к массе кита составляет 5:80. В принципе, задача уже решена. Но это отношение можно упростить. Разделим обе части на 5. Получим отношение 1:16.

То же самое можно записать в виде дроби.

Можно было поступить наоборот: разделить массу кита на массу слона.

1:16 - отношение массы слона к массе кита

16:1 - отношение массы кита к массе слона

Такие отношения называют взаимно-обратными.

Оба отношения показывают нам одно и то же. Кит в 16 раз тяжелее слона.

Ответ:1:16, 16:1.

Весь путь составляет 30 км. Пройдено 6 км.

Каково отношение пройденного пути ко всему пути; к оставшемуся? (См. Рис. 3.)

Рис. 3. Иллюстрация к задаче 2

Разделим пройденный путь на весь путь.

Отношение 1:5. Это означает, что пройденный путь в 5 раз меньше всего пути. Чаще мы в такой ситуации говорим, что пройденный путь составляет от всего пути, и используем дробь.

Отношение пройденного пути к оставшемуся говорит нам, что осталось в 4 раза больше, чем пройдено.

Сколько процентов составляет 3 минуты от 1 часа?

Задачи на проценты тоже являются задачами на отношение двух величин.

Найдем отношение 3 минут к часу.

Переведем часы в минуты, чтобы у нас были одинаковые единицы измерения (см. Рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к задаче 3

3 мин: 60 мин

Так как единицы измерения одинаковые, то различие только в количестве, значит, можно рассмотреть только отношение чисел.

Сократим на 3. Получаем:

Мы можем сказать, что 3 мин относятся к 1 ч, как 1: 20.

Или: 1 час в 20 раз больше, чем 3 мин.

Или: 3 минуты составляет от часа.

Так как в условии просили дать ответ в процентах, то надо дробь перевести в проценты. Проценты - это сотые. Переведем нашу дробь в сотые. Домножим числитель и знаменатель на 5. Получим .

Три минуты - это 5 % часа

Ответ: 5 %.

Не обязательно знать, чему равны две величины, чтобы найти их отношение.

В самом деле, если пройдена пути, то каково отношение пройденного пути к оставшемуся?

Пройдена , осталась . Оставшийся путь в два раза больше.

То есть отношение пройденного к оставшемуся равно 1:2.

Технически это получить не сложно.

Разделим на .

Деление на дробь равносильно умножению на обратную (перевернутую) дробь.

После сокращения получаем или отношение 1:2.

Итак, подведем итог.

  • Чтобы найти отношение двух величин, нужно одну разделить на другую. Это можно записать с помощью знака деления или дробной черты.

Отношение к :

  • Величины должны быть выражены в одних единицах

  • Величины сами могут быть дробями или процентами

Отношения трех и более чисел

Задача 1

Треугольник, у которого стороны относятся как 3:4:5, обязательно имеет прямой угол. Его использовали древние египтяне, чтобы начертить на земле прямой угол. Треугольник так и называется - египетский.

Размеры могут быть разные, но отношение одно и то же (см. Рис. 5).

Рис. 5. Египетский треугольник

Задача 2

Коробка имеет размеры: 1,2 м, 60 см, 90 см.

Дом имеет размеры: 8 м, 4 м, 6 м.

Можно ли сказать, что у коробки и дома одинаковая форма (или, еще говорят, одинаковые пропорции)?

Запишем отношения размеров:

Кажется, что они разные.

Но для отношений выполняется такое же свойство, как и для дробей: все числа можно умножить или разделить на одно и то же число.

Разделим в первом отношении все на 10:

Теперь второе соотношение:

Разделим все на два.

Соотношения оказались одинаковыми.

Ответ: коробка и дом имеют одинаковую форму, одинаковые пропорции.

Задача 3

Отношения возрастов сестры, брата, мамы и папы составляет: 2:5:18:19.

Сестре 4 года. Сколько лет всем остальным?

Все члены отношения можно умножить или разделить на любое число. Чтобы первый член отношения стал 4, умножим все члены отношения на 2.

Все, мы решили задачу.

Сестре - 4 года, брату - 10 лет, маме - 36 лет, папе - 38 лет.

Ответ: 10, 36, 38.

Задача 4

В бригаде первый рабочий работал 3 дня, второй - 5 дней, третий - 6. Бригада получила оплату 35 000 рублей. Необходимо разделить деньги между рабочими в отношении потраченного времени.

Отношение потраченных дней равно 3:5:6. Значит, и гонорар нужно разделить в таком же отношении. Справедливо, если каждый работник получает одинаковую плату за один день работы.

Обозначим ее . Тогда первый получит , второй , а третий . В сумме это должно быть 35 000.