Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры. Открытый урок по рисованию "техника штампа" Открытый урок по рисованию

"Природа дана нам в наследство нашими дедами, чтобы мы передали её своим внукам."

Цель урока:

  • Познакомить детей с видами произведений изобразительного искусства - портретом, натюрмортом, пейзажем.
  • Познакомить со способом рисования "техника штампа".

Оборудование:

  • картины (портрет, натюрморт, пейзаж в изображениях великих художников),
  • краски,
  • кисти,
  • салфетка,
  • два листа бумаги.

Организационный момент: работа с эпиграфом, постановка цели.

Ну вот, ребята, мы начнем урок.
Живем мы с вами в 21 веке.
Пора определиться, как нам жить:
Поговорим мы о природе и о человеке.

Ход урока

На прошлом уроке мы знакомились с выполнением рисунка-плаката по правилам дорожного движения. К рисунку подобрали надпись. Лозунги, которые были придуманы, говорили об осторожном поведении на проезжей части, о правилах поведения, о внимательности при пересечении проезжей части. Сегодня ваша цель - подобрать лозунг к нашей новой картине.

Где вы встречали картины?

Прошу вас закончить предложения:

  • Книги пишет:.(автор, писатель).
  • Картины пишет:.(художник).
  • Иллюстрации к книгам рисует: (художник-анималист).

Учитель демонстрирует картину-натюрморт.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, или все предметы сразу -
Знай, что это НАТЮРМОРТ.

Демонстрируем картину-портрет:

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька - твой сосед -
Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.

Сообщение учителя. Русская живопись началась с иконы. Слова "икона" и "иконостас" мы воспринимаем как истинно русские, на самом же деле они пришли к нам из Греции - вместе с христианской религией. Портрет же является одним из главных жанров изобразительного искусства. Зародилось искусство портрета в глубокой древности. В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. У мумий на месте лиц были вставлены портреты людей. Ученые считают, что эти портреты писались еще при жизни, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты.

В музее А.С.Пушкина хранится портрет фараона Аменхотепа II, созданный в XIX веке до нашей эры. Искусство портрета безгранично, однако, чаще всего, опыт портретиста художник приобретает рисуя самого себя, т.е. автопортрет.

Демонстрируем картину-пейзаж.

Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш -
Обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ.

Остановимся на пейзаже - поскольку тема нашего урока "Природа и человек".

Выполняется набросок - рисунок в карандаше.

Мы с линии горизонта картину начнем, чтоб не были в небе ни ёлка, ни дом.

Нам в дождь и в зной поможет друг - зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. Что это? (Дерево).

Ну и платье - сплошь иголки
Его носят вечно: (Ёлки).

За рекой они росли, их на праздник принесли.
На веточках иголки, мы рисуем елки.

Гриб стоит среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет! (Солнышко)

Крот вырыл нору, сделал дыру.
Солнце сияет, а он и не знает. (Рисуем холмик с норой)

Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Рисуем ежа)

Во время рисования ежа читаю стихотворение:

А ёжик взял и убежал, его никто не обижал.
Он тосковал еще с утра. Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал? К нему никто не приставал.
Его мы так любил, мы гладили и мыли.
Но он свернулся и дрожал, а после взял и убежал.
Мы обыскали все кусты до самой темной темноты.
И я кричал, и брат кричал, а еж свернулся и молчал.
В траве сновали паучки, тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире еж был в своей квартире.

На полянке, в нашем лесу, мы построим домик-красу.
Мы построили домик и вот:
Кто, кто в теремочке живет?

Дети показывают выполненные дома рисунки и читают стихи. Рисунки помещаются на выставку.

Это я, мышка-норушка!
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышка).

Это я, лягушка-квакушка!
Лягушка-попрыгушка, глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки комары да мушки:

Это я:
Много бед таят леса,
Волк, медведь, там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка).

Тили-тили-тили бом!
Сбил сосну зайчишка лбом!
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорей бегу я в лес
Сделать заиньке компресс!

Кто, кто в теремочке живет?
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пушистый хвост - краса. Кто это? (Лиса).

Кто, кто в теремочке живет?
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскаля пасть,
Он на всех готов напасть! (Волк)

Кто, кто в теремочке живет?
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжий вой,
Спит в берлоге под сосной.
Все говорят, что похож я на папу -
Такой темно-бурый, такой косолапый.
Но только и папа похож на меня:
Такой же охотник до меду, как я.
Мишка в улей влез и вот -
С лапы капал сладкий мед!
Я над ним смеяться начал:
"Медвежонок насвинячил:"
- Что за шутки, тот ответил.
- Я - медведь, я намедведил!

Учитель переходит к работе с выполненным эскизом. Заранее должен быть подготовлен точно такой рисунок, но уже выполненный в красках. Законченный рисунок прикладываю с другой стороны эскиза.

А что же случится, если в наш тихий дол
Вдруг, человек нехороший вошел?
Он - царь природы, его не тронь!
Он веселился, разжег огонь.
Весь день отдыхал, к ночи не было сил,
Домой уходя - он огонь не гасил.

Во время демонстрации стихотворения на чистом альбомном листе учитель рисует треугольники. Желтый, его обводим красным, красный - черным. Получились трехцветные треугольники. Это штамп.

Краски накладываются густо и быстро, чтобы они не успели высохнуть. Треугольники прикладываем к пейзажу, крепко прижимаем и разглаживаем от нижней части рисунка к верхней. Снимаем штамп с рисунка, получилось яркое пламя. Пейзаж полыхает в огне.

Ой, поглядите, что за кошмар!
На нашей картине пожар!
Выгнал огонь и ежа и лису
И уничтожило пламя красу!
Искру туши - до пожара!
Беду отводи - до удара!
Нет! Нет! Нет! Пусть будет так:

"Сожженный" пейзаж быстро снимаем, под ним выполненный заранее рисунок с надписью: "Береги лес от пожара!".

Нужно, чтоб в наш тихий солнечный дол
Человек аккуратный и добрый вошел!
Он елку еще одну посадил.
Вот дело, так дело! Он не вредил!
С домом остались и волк и лиса
И заяц с медведем, и крот:
Ну вот:

Мы скажем всему честному народу: "Будьте ЛЮДЬМИ, берегите природу!

Техника рисования, с помощью которой я рисовала огонь, называется "техникой штампа". При помощи этой техники я попрошу вас нарисовать свое настроение. Возьмите чистый листок для штампа. И выполните в центре листа семь кругов. Цвета должны соответствовать вашему настроению.

(Если урок понравился - круги красные, желтые, голубые.

Черный и коричневый - урок вам не понравился.)

Приложите штамп на чистый лист и крепко прижмите. Если мы дорисуем полученным кругам стебельки и листья, то получится замечательный букет цветов, который я предлагаю кому-нибудь подарить.

Заключение. Ю Коринец. "Там вдали у реки". "Подарки под подушкой".

Считается, что подарки - пустяки, дело детское! Но это совсем не пустяки! Подарки украшают жизнь, это очень хорошее дело, серьезное дело, не забывайте об этом, ребята, когда станете взрослыми. Ходите друг к другу с подарками. Если вам с ними некуда сходить, дарите их соседям. Ничего плохого в этом нет. Необходимо одно: чтобы все взялись за это дело дружно, чтобы никто не остался в стороне. Тогда все у нас будет в порядке.

А мой вам подарок - наш пейзаж в ярких цветах и красках - живой и невредимый! Я надеюсь, что к следующему уроку вы так же красиво закончите свои пейзажи. И не забудьте подобрать к своему рисунку добрые слова в защиту богатства нашей планеты - нашей природы!

Разработка конспектов занятий по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных техник

Конспект занятия «Храбрый лев»

(Для проведения в старшей группе ДОУ)

Цель: Формирование изобразительных навыков с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи: развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, обучение ритмичному нанесению штриховки; обучение сочетанию двух техник рисования: штриховки и тампонирования; учить с помощью штриха изображать качественный признак животного «лохматость гривы», с помощью поролоновой губки фактурность туловища животного; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие и умение самостоятельно подбирать цвета.

Материал: фотоиллюстрация льва Алекса из мультфильма «Мадагаскар», альбомные листы, цветные карандаши, поролоновые губки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Мадагаскар», чтение рассказа Ю.Яковлева «Хромой лев» (Приложение 1), рассматривание картин с изображением львов и львиц (Приложение 2).

Ход занятия

1. Детям предлагается отгадать загадку:

У него большая грива:

И - пушиста и - красива!

Какая миленькая киска…

Подходят дети к клетке близко,

К ней тянут руки, осмелев,

Но осторожно - это … (лев)!

Скажите, ребята, а как вы догадались, что речь идет именно о льве?

Правильно, только у льва такая большая и пушистая грива.

А сегодня к нам в гости пришел Лев Алекс - герой мультфильма «Мадагаскар».

Кто знает историю Льва Алекса? Где он в мультфильме жил в городе? (В зоопарке). Чем он питался? (приготовленную пищу, шницель, отбивную).

А где живут настоящие львы?

Никогда среди снегов

Не увидишь грозных львов.

Только в жарких странах,

В джунглях и саваннах,

Там, где лето круглый год,

Львиный селится народ.

Чем питаются настоящие львы? Как добывают себе пищу? (Ответы детей)

Лев - это король джунглей, царь зверей. Лев - хищное животное. Окраска льва желто-серая различных оттенков, грива часто того же цвета, что и шкура, но бывает тёмная, даже чёрная. Подвиды льва определяются в значительной степени по цвету гривы. За исключением гривы, шерсть на теле зверя короткая, лишь на конце хвоста кисточка длинных волос. Львы живут в саваннах. Львы живут семьями. Лев это огромная кошка, у него подвижное, сильное и гибкое тело. Он отлично бегает, а мощная шея и лапы помогают ему захватывать и удерживать свою жертву. У льва мощная челюсть с большими клыками. Лев - охотник, охотится он на диких животных, его жертвами часто становятся зебры, газели, антилопы гну, не редко они отбирают добычу у других охотников.

Грива - отличительный признак особей мужского пола, она является показателем силы и активности хищника, позволяет привлекать внимание львиц.

Физкультминутка

Чтобы быть сильными и смелыми, как лев

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

Алекс очень расстроен тем, что в зоопарке у него совсем нет друзей - львов. Сегодня мы с вами нарисуем для Алекса друзей, таких же как он, с такой же шикарной гривой как у него. Мы поможем этой шерсти вырасти на морде у льва - нарисуем много-много штрихов. Штрих - это линия, которая может быть длинной и короткой, прямой и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

Сначала нарисуем туловище льва - большой треугольник, наверху треугольника изобразим овал - это голова. Вокруг головы нарисуем овал побольше, это и будет грива. На голове нарисуем маленькие овальные ушки. Добавим хвостик - изогнутую линию.

Затем для изображения гривы нанести короткий ряд штрихов ближе к голове. Второй ряд штрихов изображается над первым, штрихи чуть длиннее, третий ряд над вторым, штрихи - еще длиннее. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на край гривы. Штрихи выполняются цветными карандашами. Край хвостика также оформляется несколькими короткими штрихами, чтобы получилась кисточка.

Туловище животного выполняется в технике тампонирования. Поролоновую губку, смоченную водой, дети опускают в краску соответствующего цвета (светло-коричневый, охра, желтый) и оформляют шкуру животного, прижимая губку с краской к туловищу. Главное не выхолить за границы туловища животного, ведь лев - животное отнюдь не пушистое.

Дополняют рисунок дети по желанию тонким фломастером, изображая хвост, глаза, нос, усы, коготки на лапах.

Верхнюю часть композиции дети дополняют солнышком, выполненным в технике тампонирования, прижимая губку с желтой краской в виде круга. Нижнюю часть композиции дополняют травой в виде коротких и длинных штрихов карандашом или фломастером зеленого цвета.

Молодцы, ребята, у вас получились отличные львы. Нашему гостю очень понравились его друзья, и он предлагает устроить выставку работ.

Лев живет в семье, у него есть маленькие детишки.

В семействе у льва появился сынишка -

Весёлый, смешной, озорной шалунишка!

Он мал ещё очень, но милый, пригожий!

На маму и папу немножко похожий-

Нет гривы ещё, как у Лёвушки - папы…

И ходит смешно! Заплетаются лапы…

Пушистый и мягкий он, словно котёнок -

Для папы и мамы чудесный ребёнок!

Но только одно их немного тревожит -

Что рЫкать малыш совершенно не может!..

Он грозную мордочку сделает: «РЫ-Ы…»

А получается ласково: «ЛЫ-Ы-Ы…»

Учили и словом, учили и лапой -

Но львёнок не хочет быть грозным, как папа…

Он добрым родился, поэтому «Лы-ы…»

Роднее и ближе, чем папино «Ры-ы..»

В конце занятия поиграем в подвижную игру «Сонный львенок».

Львенок, львенок, чудачок,

Сшил пушистый пиджачок.

Нам водилку выбирать.

Львенку (в маске льва) завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу. Львенок идет на звук, стараясь запятнать того, у кого игрушка. Тот, кого львенок запятнает, становится ведущим.

Заключение

Обучение рисованию животных дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в настоящее время имеет важное значение. Сегодня особо остро стоит перед человечеством вопрос охраны природы Земли, заботливого и бережного отношения к тому, что растет на ней, а еще, конечно, ко всем, кто бегает и ползает, плавает и летает. Главная задача педагога не только научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В дошкольном детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.

В процессе обучения рисованию животных используются самые разнообразные техники и материалы. Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании животных используются рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста знакомят с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

При обучении детей рисованию животных необходимо использовать разные методические приемы, старалась подобрать такие, которые максимально бы помогли детям реализовать свои творческие способности, в том числе в изобразительной деятельности.

В практической части мы разработали конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Храбрый лев». В процессе разработки занятия мы старались максимально активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами стали:

· Использование игровой деятельности (Сонный львенок);

· сюрпризный момент - любимый герой мультфильма - лев Алекс из «Мадагаскара» приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи (лев Алекс просит помочь нарисовать ему друзей).

Рисование животных позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

Использование в процессе обучения детей рисованию животных разнообразных нетрадиционных приемов позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нина Харламова

Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры »

Тема : "Морозные узоры "

Цель : способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям природы;

1. Развивать зрительную наблюдательность, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

2. Совершенствовать умения и навыка детей в рисовании ;

3. Развивать воображение и творчество в выборе материалов для рисования .

Материалы для занятия : Материал на выбор : воск, свеча, акварель, тонированный альбомный лист в форме окна, гуашь белая, кисть тонкая №2, стаканчик с водой, презентация «Морозные узоры » .

Ход занятия:

Отгадайте загадки :

Не дождавшись тепла,

Среди зимнего дня,

Распустились цветы,

На окне у меня.

Подошла я к цветам,

Но не пахли они.

Для чего ж они выросли,

В зимние дни? (Ответы детей)

Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, но не простую, а волшебную. Жила маленькая Капелька на большом белом облаке. Жила она со своими подружками капельками. Летом они прыгали на землю в виде проливного дождя, играли с разноцветной радугой – дугой. А как только наступила зима, скучно им стало. Не разрешало им облако прыгать вниз. Захотела Капелька посмотреть, а что там за облаком. Спрыгнула она вниз и сразу превратилась в красивую Снежинку.

Ребята, подскажите, почему же Капелька превратилась в Снежинку? (ответы детей) . Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей) .

А теперь послушайте стихотворение и скажите, о чем я сегодня вам расскажу.

Я сегодня поутру не смогла

Оторвать свои глаза от стекла.

Вот опять мне свой сюрприз преподнёс

Этот сказочный художник Мороз .

Предо мной предстало чудо явление -

Художника морозного плодотворения

Он не просто там что - то малюет,

А он сказку на окне рисует.

(ответы детей) .

Ребята я предлагаю вам посмотреть, какие бывают морозные узоры (просмотр презентации «Морозные узоры на окне » ).

Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры ! Всегда было интересно, откуда они появляются, и кто их рисует?

Чудесные картины, которые появляются, могут напоминать то прекрасные дворцы, то гирлянды цветов, то ветви елей. Как же появляются эти причудливые морозные узоры на окнах ?

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?

Мороза Ивановича есть волшебный посох, он дует на стекла холодом, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. Так растут кораллы в морях и океанах. Только очень медленно, а морозные узоры появляются мгновенно, иногда за несколько часов. И в итоге получаются разные узоры и рисунки , в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры , а художником здесь, без сомнений, является Дедушка Мороз . Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы» .

На всех ли окнах появляются морозные узоры ? Оказывается, нет. Узоры не появляются на окне, если открыта форточка .

А ведь морозные узоры можно нарисовать самим , для этого даже продаются специальные краски и предлагаются другие варианты разрисовывать или украсить стекло (зубной пастой, белой гуашью, воском или искусственным снегом) . Но никто из людей не сможет сделать так затейливо, так волшебно, как это умеет делать природа (или Дед Мороз ) .

Я вам тоже предлагаю стать помощниками Дедушки Мороза и научиться рисовать морозные узоры . Но сначала предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка

Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Дети выбирают по своему желанию цвет бумаги для морозного окошка , акварель или гуашь, воск или белила.

Можно предложить детям нарисовать «морозные » узоры , в стиле кружевоплетения, применяя декоративные элементы - точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия с узелком.

Звучит музыка Свиридова «Отзвуки вальса» , П. И. Чайковского

«Святки» .

Дети приступают к работе. По ходу деятельности педагог обращает внимание детей на плотное заполнение, элементами поверхности листа соблюдая последовательность - от центра к краям.

Напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.

Индивидуально помогает советом детям, у кого возникли затруднения.

Рассматривание результатов работы.

По окончании свои работы дети с помощью педагога прикрепляют свои работы на окно. Рассматривают работы. Педагог предлагает каждому ребенку рассказать о том, какие узоры они увидели на окне .

Ребята, что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие приметы вы запомнили? Расскажите о них своим родителям.

Педагог доп. образования


Открытый урок

по предмету рисунок

Тема: Рисунок натюрморта мягкими материалами

Преподаватель: Павленко И . В .

Детская художественная школа №1

г. Кентау

Тема III : Рисунок натюрморта из 3-4 предметов быта, овощей, веток,листьев (уголь, сангина, пастель)

Задание: Рисунок натюрморта "Осенний" из предметов быта, овощей, веток,листьев.

2.Передача объема

Цель : Изучение технических приемов и совершенствование навыков работы над созданием рисунков мягким материалом.

Задачи: Дальнейшее изучение выразительных возможностей мягких материалов. Передача выразительности светотеневой проработки предметов. Достижение цельности рисунка.

Материалы : Уголь,сангина, пастель, бумага формат А3.

Примечание: Рекомендуется ограничить цветовую гамму до 3-4 цветов, чтобы избежать "раскрашивания".

Количество работ: 1

План урока:

1. Орг. момент

2. Объяснение нового материала

3. Самостоятельная работа учащихся

4. Анализ выполненной работы

Ход урока:

1.Орг.момент

2. Передача объема предметов. (Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок - основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - средство познания и изучения действительности.
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.С помощью тех же средств рисунка:
линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние. Главное выразительное средство рисунка - линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой - ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Сангина в переводе с латинского языка, означает «кроваво – красный». Это небольшая палочка, карандаш красновато – коричневого цвета, без наличия оправы. Зачастую такие палочки имеют форму мягкого мелка (четырехгранный, круглый мелок).

Натуральная сангина – это мягкий материал для рисования (мел красного цвета).

В настоящее время сангину изготавливают из оксида железа и каолина, добавляют небольшое количество клеящих веществ. Имеет форму небольшого мелка с гранями.

Популярна сангина с античных времен, но более широкое распространение получила в эпоху Возрождения. Именно в это время художники разгадали секрет и начали применять в своих работах такую технику – «трех карандашей». Для этого они брали тонированную бумагу, на которую рисунок наносился сангиной (применялись и другие мягкие материалы – сепия, уголь). После чего, отдельные участки рисунка осветляли мелом белого цвета.

В настоящее время такая техника довольно популярна. Самые лучшие работы с использованием сангины, выполнены именно на тонированной бумаге, где используется сочетание с белым мелом или углем.

Сангина применяется и в технике «гризайль», выполнение работы происходит с использованием различных оттенков одного цвета.

Используется, для рисования сангиной, бумага с шероховатой поверхностью, холст, картон. В данном случае применяется сочетание широких мазков, пятна, различной интенсивности, растушевки с использованием тонких линий. Рисунки, выполненные по этой технике очень живописны. Мягкий карандаш смачивают в воде и получают различную плотность и толщину штриха, различные пятна. При этом штрихи очень легко растушевываются, различные неудачные линии легко удаляются. На рисунке, при помощи сангины получаются грани различной толщины, что позволяет не менять инструмент и проводить разные линии. Такую технику используют, если есть необходимость в создании наброска с натуры.

Художники любят использовать сангину при работе с портретами, рисунками человеческого тела, она придает таким работам естественности. В работе с рисунками и портретами используется цветовая гамма, которая дает возможность выбрать мягкий карандаш (сангину) определенного оттенка, наиболее подходящего для точного изображения на бумаге художником линий, граней, раскрывающих особенность натуры. Например, для изображения пейзажей используют серовато – коричневые тона, обнаженное тело рисуют сангиной красноватых оттенков.

В некоторых случаях, для добавления контраста, делают комбинации сангины и угля. Данное сочетание холодных и теплых оттенков придает рисункам особенной красоты.

Все работы выполненные сангиной не требуют фиксации. Но некоторые художники используют фиксативы, или помещают рисунок под стекло, для обеспечения работе долговечности.

Рембрандт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, импрессионисты Ренуар, Моне – эти выдающиеся мастера живописи использовали в своих работах сангину.

3. Самостоятельная работа учащихся: Передача объема предметов.

4.Подведение итогов работы: Коллективный анализ проделанной работы. Отметить достоинства и недостатки работ.