Конспект нод фцкм «путешествие в страну волшебной прялки» для детей старшей группы. Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Загадки бабушкиного сундука.

Здравствуйте, ребята. Вы очень хорошо выглядите. На щеках горит морозный румянец. Пощипал вас мороз? Зима приходит всегда со своими забавами и потехами, санки, лыжи, коньки днем и компьютер вечером.

Как вы думаете, а чем занимались в морозные вечера ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки?

Вы готовы отправиться в путешествие в этнографический зал школьного музея? (Стук в дверь. Открывается дверь).

Проходите, гости дорогие!

Гости дорогие, а вы загадки отгадывать умеете?

Загадки у нас не простые, загадки сказочные, и спрятаны они в бабушкином сундуке.

Угадаете. Откройте секрет счастья, не отгадаете, идите, откуда пришли вы, ничего не нашли.

Заглянем в бабушкин сундук.

Загадка первая.

Речка льняная,
Лодка стальная.
Проплывёт она -
Пропадёт волна (Утюг)

ИСТОРИЯ УТЮГА

Утюг был изобретён очень давно. В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники. Наиболее близкий предшественник современного утюга - сковородка, а точнее, жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка: `Федул, чего губы надул? Кафтан прожег`? Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.

В России до введения в обиход утюгов в эпоху Смуты поляками и литовцами одежда не гладилась. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» - длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное. Оно просуществовало в русских деревнях некоторых регионов до конца XX века.

На смену жаровне в XVIII веке пришел утюг паровой. В нем угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. А сверху, для лучшей тяги, добавляли даже трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Даже усиливали вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперед: `Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг!..` Работа с таким утюгом могла заменить физзарядку.

Заглянем в бабушкин сундук.

Вторая загадка.

На липе сижу, сквозь лён гляжу, березой трясу (прялка)

Отгадка:
(из липы, дерева мягкого и тёплого, делалось донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретено).

Из деревянных предметов быта и орудий труда больше всего до нас дошло прялок. Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины - с юности и до глубокой старости. В ее художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. И тогда в украшение этого предмета, который парень подносил нареченной в знак любви и уважения, вкладывалось не только мастерство и талант, но и все те высокие помыслы и стремления, мечты о прекрасном, на которое способна юность. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери. И в каждую из них мастер, чаще всего нам неизвестный, вложил частицу своей души художника. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.

(Спеть куплет рус. нар. песню, сидя за прялкой)

Заглянем в бабушкин сундук.

Последняя загадка.

Этот предмет сопровождал человека с момента рождения до смерти. Все самые важные события сопровождал он человека, сватовство, свадьба, рождение ребенка, крещение, и многое другое до самых похорон. Богато украшенный магическими узорами он оберегал человека, его дом и приносил ему счастье . (Рушник)

Рушники часто используют в качестве украшения внутреннего убранства дома, например, вместе с иконами в «красном углу». В основном рушники вышивают в красных и белых цветах. Шириной рушник может быть 35-49 см, а длиной – от 3-5 и более метров. Рушник появлялся в жизни человека с рождения и сопровождал его и в крещении, и на свадьбе, и на похоронах. Рушники обязательно были частью приданого невесты, и их должно было быть не менее сорока. В свадебном обряде рушники играли особую роль: «рукобитный» рушник отдавали жениху в знак согласия невесты на брак; обычные рушники служили украшениями свадебного поезда и всех участников, в том числе дружки; , которым благословляли молодых; на «венчальный» рушник становились молодые во время венчания, при этом он должен был быть белым, как облако; «союзным» рушником как символом брачных уз при венчании священник связывал руки жениха и невесты; «хлебосольным» рушником с караваем молодых встречали после венчания.

Как вы думаете, а в чем видел русский народ свое счастье?

Теперь вы знаете секрет счастья.

Что-то мы засиделись, давайте поиграем?

Игра под музыку. «Игра с рушником».

«Веревочка».

Мы считалку начинаем,

От мороза убегаем.

Кто играл, тот молодец.

Вот и празднику конец!

Загадка "Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали!" ПРЯЛКА


"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.



Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.


Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.





Конспект организованной образовательной деятельности

«ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА:
ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО»

(открытое занятие для родителей)

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познание». Цель: познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном.

Образовательная область «Коммуникация». Цель: активизировать в речи слова:прялка, веретено, ухват, рушник, самовар, кадка, лапти, люлька, рубель и др.

Образовательная область «Социализация». Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Образовательная область «Физическая культура». Цель: развивать двигательную активность.

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цель:

вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.

Образовательная область «Музыка». Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, полович-

ками, имитация русской печи, люлька; русские народные костюмы; корзин-

ка– копилочка; ленточка; пироги.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;

слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок» и др.)

Ход (в «уголке русской избы»):

Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Хозяйка:

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

(В зал под р.н.м. входят дети с Варварой, одетые в русские народные костюмы).

Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Варвара: Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет - пусть её покажет.

Загадки:

1.На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается (рушник) .

2.Кто в избе рогат? (ухват) .

3.Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка ).

4.Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар ).

5.Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти ).

6.Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель ).

7.Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька ).

Хозяйка: В люльке Настенька спит, может кто из вас покачает?

(Девочка садится возле люльки и качает).

Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. А украшена она была городецким узором. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор ещё виден. (Рассматривают).

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К ло-

пасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная.

(Рассматривают).

Хозяйка: Послушайте загадочку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?

Дети: (отвечают).

Хозяйка: Есть такая пословица : «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?

Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.

(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Русская народная песня «Прялица»

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Варвара: О чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила?

Дети: (отвечают).

Варвара: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.

Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.

Как у наших ворот

Собирался народ,

Собирался народ

На весёлый хоровод!

Заведём нашу, нижегородскую!

Хозяйка: Да и я,пожалуй, встану

От ребяток не отстану.

Хоровод «На горе-то калина».

Варвара: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.

Мы всё запоминаем и в копилку собираем.

(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).

Обыгрывание русских народных потешек:

Чаша.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери-

Поклевали, улетели.

Лошадка.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Морковка.

В огороде заинька,

В огороде серенький

Он капустку грызёт,

Он марковку берёт.

Скок,скок, поскок-

Побежал во лесок.

Хозяйка: Ребята играют, меня потешают.

Дети: А в русские народные игры играть будем?

Варвара: В какие?

Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница».

(Дети считалкой выбирают водящего).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Русская народная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!

А у меня есть вкусное угощение.

Пироги капустные

Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица )

(Хозяйка выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Варвара: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

За учение уму – разуму.

А нам пора с вашего двора.

(Звучит р.н.м. Дети выходят из зала).