Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе. Конспект музыкального занятия «Здравствуй театр с приоритетным осуществлением деятельности

(для детей подготовительной группы)

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол (марионетки, объёмные куклы из поролона).

Развивать способность видеть себя глазами сверстников, навыки сотрудничества, уважения другого, уверенность в себе. Упражнять в управлении куклами. Развивать умение передавать изобразительными средствами внутренний мир куклы, показать своё отношение к ней.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал:

Проигрыватель, куклы - марионетки, объёмные куклы из поролона, декорации, «волшебный сундучок», фломастеры, рамка- зеркало, ноутбук.

Ход занятия

Дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Давайте встанем в круг и познакомимся. Зовут меня Людмила Алексеевна.

А как зовут вас, я сейчас узнаю. Вы будете по кругу подавать руку друг другу и называть свое имя ласково.

Давайте пожелаем всем «Доброго дня и веселого настроения!»

Дети, кто из вас был в кукольном театре? (Ответы детей)

Что вы там делали? (Ответы детей)

Кто вам показывал сказку? (Куклы)

Многие из вас бывали в театре и смотрели интересные спектакли. Но как появляется спектакль, кто помогает ожить куклам? Сегодня мы об этом узнаем.

Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим театральные куклы и научимся ими управлять. Итак, в путь.

Воспитатель: послушайте какие слова надо сказать : Повернись, повернись и в театре окажись. Давайте скажем вместе. Присаживайтесь на ковёр и послушайте мой рассказ.

Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. (слайды)

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. (слайды) (Давайте вместе скажем (трагедия, комедия вместе; шёпотом ).

Предлагаю вам игру «Зеркальце». Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

Воспитатель: А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим наше путешествие, присаживайтесь.

Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. (слайд). Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена на которой выступают актёры. Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации (закрепить мальчики. девочки ). Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках.

В нашем городе Слободском нет театра, но в детские сады приезжают артисты из кукольного театра города Кирова. В кукольном театре актеры разыгрывают спектакли для детей с помощью театральных кукол. А управляет куклой человек, которого называют – кукловод (закрепить с детьми индивидуально)

Воспитатель: чтобы быть кукловодом нужно уверенно, пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, иметь ловкие руки, чтобы управлять куклами.

Сейчас для вас будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс». Вам надо передать её характер различными красивыми движениями. (во время выполнения упражнения воспитатель: представьте что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители, по ходу даёт оценку: как ты пластично двигаешься….)

Воспитатель : молодцы, вы были неотразимы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь есть небольшая сцена. Обратите внимание на ней что-то есть.

Воспитатель: Да, там есть волшебный сундучок и театральные куклы, а зовут их Приветики! Возьмите по куколке. Но что – то они не очень похожи на Приветиков. Как вы думаете почему? (нет лица). Если кукол зовут Приветиками, какие у них должны быть лица? (приветливые). Как же нам помочь им? (нарисовать). Подойдите к столу и нарисуйте приветливое лицо своей кукле. (дети выполняют задание) Можно сесть на стульчик или рисовать стоя, кому как удобно. (воспитатель по ходу выполнения задания даёт оценку)

Воспитатель: Я рада что у вас получились приветливые куклы.

Давайте поиграем с ними в игру «Найди друга». Найдите своей кукле пару по узору. Подойдите друг к другу и скажите приветливые слова. Послушайте какие добрые слова знает мой Приветик. (Показывает куклу и говорит «добрый день! Я очень рада тебя видеть»)

Воспитатель: Какие хорошие слова вы знаете и говорите их ласково, приветливо. Положите куколок обратно на сцену. Посмотрим, что ещё есть в волшебном сундучке. Но сундучок не откроется, если мы не скажем ему волшебные слова, как вы думаете какие. Скажем вместе «откройся, пожалуйста!»

Воспитатель: п осмотрите, какая интересная кукла. Может быть вы знаете как она называется – марионетка (повторить хором и индивидуально). У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянной палочке. Кукловоды с помощью палочки и нитей приводят марионеток в движение.

Воспитатель: брать кукол надо осторожно, за палочку, чтобы не оборвать нити. Девочки подойдите и возьмите куклу, какую вам хочется. А сейчас – мальчики. Попробуем управлять ими. (действует вместе с детьми).

Эти куклы так нежны, меж собою так дружны.

Всех их в круг соберём, хоровод мы заведём.

Обратите внимание: все куклы разные. Как вы думаете герои какой сказки здесь собрались? (Теремок)

У нас сегодня будет необычная сказка, как вы думаете, почему? Предлагаю вам показать эту сказку, я буду рассказчицей, а вы – артистами –кукловодами.

Подойдите сюда. Это – зрительный зал, зрители с нетерпением ждут представления. Здесь – сцена, на которой стоят декорации, а стульчики – наш домок – Теремок. Кто в сказке первый подошёл к теремку? (затем кто и т.д.). Посмотрите как моя кукла будет двигаться по сцене. Итак, начинаем представление. Не забывайте голосом передавать характер героя. (показали)

Воспитатель : все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры. Мышка говорила тонким голоском, а от голоса медведя даже мне стало страшно.

Воспитатель: вот и закончилось наше театральное представление. Ваша дружба, старание помогли вам показать сказку. Вы были настоящими артистами, а артисты после представления выходят на поклон.

Вам понравилось в театре? На память о нашем путешествии я дарю вам этих сказочных героев.

Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие подходит к концу. Давайте скажем «Повернись, повернись и в саду очутись!»

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о театре.

1. В какой стране появился первый театр (В древней Греции).

2. Как называются весёлые спектакли (комедии), грустные (трагедии)

3. Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).

4. Как называют кукол, которых приводят в движение, дёргая за нити.

5. Кто управляет куклами. (кукловоды)

Воспитатель: если вам понравилось наше путешествие, покажите большой палец, подняв его вверх. Если не понравилось – опустив его вниз.

Я рада что вам всем понравилось. Всего доброго, до свидания.

Для наших гостей я тоже приготовила куколок.

СЦЕНАРИЙ

музыкального занятия:

«Теремок»

(вокальная студия)

Интеграция образовательных областей:

«Музыка»+ «Социализация»+ «Коммуникация».

Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат, четкость дикции, дыхание.

Задачи:

Образовательная область «Музыка»

Развивать вокальные навыки детей: чисто интонировать, используя средства музыкальной выразительности.(исполнение под фонограмму)

Формировать чувство ритма.

Образовательная область «Социализация »

Продолжать развивать творческую активность и индивидуальность ребенка.

Образовательная область «Коммуникация»

Воспитывать коммуникативные качества и умение взаимодействовать друг с другом.

Подготовка:

1. Зонтик.

2.Корзинка с шапочками поросят (3 штуки.)

3.Теремок.

4.Магнитная доска

5. Д\и: «Сложи песенку»

6. Корзинка с «сюрпризом» (Парные картинки)

7. Игрушка дикобраза.

8 Презентация «Теремок».

Дети входят в зал и становятся в круг.

1. Речевая игра: «Утро».

М.Р.(музыкальный руководитель):

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою

И со мною дружно в лад

Подпевают

Дети: 100 ребят! (поднимают руки вверх)

Вместе: Подпевают 100 ежей,

Подпевают 100 ужей,

(ш-ш-ш,сложить ладони)

А в берлоге медвежата,

(рычат, разводят руки)

А в болоте - лягушата

(ква - ква, руки согнуты в локтях)

Очень важный бегемот

С удовольствием поет

Даже страшный крокодил

Эту песню разучил

(штурбас, показывают пасть крокодила руками)

Промурлыкала нам кошка

Песню, сидя у окошка

(мур - мур, показывают лапки)

Слышишь, как под нашей крышей,

(палец вверх, крышу показывают)

Эту песню поют мыши?

Утром рано мы встаем

Хором песенку поем

А о чем же в ней поется?

Дети: Как нам весело живется!

(Разводят руки в стороны)

А живем мы в теремке, что на крепком на замке!

2.Распевка: «Теремок» Е.Кацер.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

На двери висит замок, да замок,

Кто бы тот замок открыть нам помог?

Слева зайка, справа мишка,

Отодвиньте – ка задвижку,

Слева ежик, справа волк,

Нажимайте на замок

Зайка, мишка, ежик, волк,

Открывайте теремок, теремок!

(Дети поют песню, сопровождая ее движениями.2 раз исполняют

распевку, показывая свои варианты теремка и замка)

3.Ритмическая игра: «Мои руки - ваши ноги». К. Орф.

Отворился теремок, а в теремке том пляс идет!

(М.Р. показывает движения, а дети прохлопывают ритмический рисунок. Затем показывают дети-ведущие, остальные повторяют)

Посмотрите, какой красивый теремок сегодня у нас в зале! Скажу по секрету – он непростой, а сказочно-музыкальный! И дорожка к нему непростая, а вот какая (показывает ритмический рисунок, протопывая который дети проходят на стульчики.)Заглянем в теремок, кто в тереме живет?(находит зонтик) Смотрите, зонтик, да какой красивый! Не понимаю- теремок музыкальный, а что здесь делает зонтик? (ответы детей)

4. Пение: «Разговор с дождиком» М.Поплянова, Л.Старченко.

Эту песенку сегодня мы споем цепочкой. Сначала по секрету, шепотом. (сидя на стульях, при повторе пение цепочкой со звуком, стоя у стульев). На заключение песни танцевальная импровизация.

Посмотрите, ребята, что еще в домике есть? (Слайд: Поросята) Вы, конечно догадались из какой песенки поросята?

5. «Ни кола, ни двора» Гладков С.

Да, все чаще идет дождь, а то и снег. Нелегко приходится лесным жителям в это время года, особенно если у них ни кола, ни двора. Но наши знакомые поросята не отчаиваются! Настроимся на первый звук. (Настраиваются на первый звук, те дети, чьи голоса звучат в унисон - солисты). Одевают шапочки, инсценируют песню.

Припев поют все сидя на стульчиках.

Замечательная песня у нас получилась! Заглянем еще в теремок? Кто самый смелый? (ребенок находит игрушку дикобраза).

6. «Дикобразы» А.Варламов, А.Панина.

Эта песня непростая, а очень хитрая. Давайте разберем ее по частям. (Вызванный ребенок выкладывает песню на магнитной доске).

Правильно? (дети оценивают). Пение по рядам стоя.

Посмотри, Маша, что еще есть в теремке? (находит корзинку с медалями: «Парные картинки») Корзинка с сюрпризом! (дети вытягивают себе медальки) Кажется я догадалась, найдем себе друга, и закончим нашу встречу веселой песней!

7. Песня-танец «Как положено друзьям». Шаинский В.

На заключение песни выходят из зала.

Дети входят в зал, встают в круг (Музыкальное приветствие: «Здравствуйте») .

«День добрый, день добрый — слова эти мы говорим.

— День добрый, день добрый — слова эти мы повторим.

— Здравствуй (Катя и Маша) — рады видеть мы вас.

— Здравствуй (Саша и Слава) — в добрый день в добрый час.

— Здравствуй (Коля и Света) — с нами пойте сейчас.

Слайд: Гномик. Приходит письмо от гномика.

Музыкальный руководитель: Дети, наш добрый знакомый гномик приглашает нас сегодня в детский театр. А ещё он хочет посмотреть, смогут ли наши дети сегодня стать настоящими артистами театра. Хотите побывать в театре?

На чём же мы поедем в театр? (ответы детей ) Отправиться в театр можно на любом виде транспорта, а я вам предлагаю вспомнить такую песенку, при помощи которой мы быстро доедем до театра.

Дети вспоминают песню «Трамвай муз. А. Варламова.

Музыкальный руководитель: Проходите. Усаживайтесь поудобнее. Ребята, посмотрите,никого мы не оставили в детском саду?

Музыкальная дидактическая игра « Отзовись, кого зовут.» Дети пропевают свои имена по слогам, одновременно прохлопывая.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Я теперь спокойна, что в детском саду мы никого не оставили. А теперь поехали! А чтобы нам было веселей в дороге споём любимую песню «Трамвай».

Слайд: Театр.

Музыкальный руководитель: Мы с вами так дружно и весело пели песню, что даже и не заметили как приехали. Посмотрите, какое красивое здание театра!

Раздаётся звонок.

Музыкальный руководитель : Ой ребята, слышите? Это первый звонок — пора занимать свои места в зрительном зале. Дети садятся на стульчики перед экраном.

Слайд: Сцена.

Музыкальный руководитель: Обратите внимание, какая красивая сцена. А как вы думаете? Кто самый главный в театре? За всем следит орлиным взглядом,
начальник сцены режиссёр. Режиссёр узнав, что мы из детского сада «Гномики», решил вам подарить весёлую песню «Гномики» в исполнении артистов этого театра.

С экрана звучит песня « Гномики», где гномики играют на различных музыкальных инструментах. Вбегает гномик, здоровается с детьми.

Гном: Дети, вам понравилась наша песенка? А какая она по характеру? А на каких музыкальных инструментах играли мои друзья гномы?

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны,

Но всё, же как тут не крути,

А главный человек артист.

Музыкальный руководитель: Чтобы стать такими замечательными артистами, нужно очень много трудиться. (Грозит пальцем ). Ребята, что это я только что показала? Правильно, я показала жест. Для того, чтобы артист выразил характер своего героя ему необходимы жесты.

Гном: А какие жесты вы знаете? Покажите? А мы попробуем отгадать. Ребята, на прошлом занятии мы с вами «ели» яблоки.

Слайд: Дети едят яблоки.

Гном: Они были какие на вкус? (горькие, сладкие, кислые)

Дети показывают мимикой .

Гном: Значит, любые движения частями лица, бровями, глазами — как называются? (Мимика ). Хочу я вас ребята пригласить в театральную мастерскую. Попробуем с вами мимикой передать настроение облаков.

Мимическое упражнение «Облака» Дети стоят перед зеркалами.

Музыкальный руководитель:

По небу плыли облака,

И я на них смотрела.

И два похожих облака найти я захотела.

Вот облачко весёлое смеётся надо мной.

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

А маленькое облачко

Над озером плывёт.

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот.

Гном: Очень хорошо у вас получилось передать настроение облаков. Молодцы, вы настоящие артисты!

Музыкальный руководитель: Гномик, а наши дети хотят для тебя исполнить
песню «Русская изба» Во время пения мы будем пользоваться мимикой и жестами.

Гном: Как здорово у вас получилось мимикой и жестами передать весёлый и задорный характер песни.

Музыкальный руководитель: Дети, актёры чаще всего пользуются и мимикой и жестами одновременно. Получается единое изображение без слов. Как оно называется? Правильно — пантомима. А какие вы игры знаете, где есть пантомима? А хотите поиграть в игру «Звездочёт».

Музыкальная игра «Звездочёт»

В небе звёздочки мигают,

Звёздам хочется играть.

Звездочёт считает звёзды:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Звездочёт, Звездочёт,

Поиграй-ка с нами!

Что покажешь ты нам,

Отгадаем сами.

Звездочёт: Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас? (Пантомима- Ловят рыбу,
лепят и бросают снежки и т. д. )

Гном: Ребята, вы не представляете, что сейчас вы все были артистами театра пантомимы.

А сейчас разминка театральная.

Ах, артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья.

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка или козу?

Или на принца, на ягу?

(Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, причёски. )

Гном выдвигает большую шляпную коробку. Дети поют в кругу. «Песенка о шляпной коробке» сл. и муз. И. Бодраченко

Гном открывает коробку: А ну ка, друзья артисты, разбирайте костюмы и музыкальные инструменты!

Музыкальная игра «Случай в лесу»

Пошла Машенька с подружками в лес за ягодой и заблудилась. Услышав шаги зверей, она прячется за кустик. Дети играя на музыкальных инструментах передают- шелест листвы, шаги зверей (белки. Лисы, волка, медведя, зайки- который помогает Машеньки выйти из леса) В конце весёлая пляска.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно, ритмично передавали движения всех зверей.

Возьмитесь за руки друзья.
И воздух глубоко вдохните
И то, что говорим всегда.
Сейчас всем громко вы скажите.
Клянусь отныне и навеки
Театром свято дорожить.
Быть честным, добрым человеком.
И зрителем достойным быть.

Ребята, вам понравилось сегодня в театре? А что вам больше всего понравилось?
Посмотрите, сколько в мастерской много театральных масок, и грустных и весёлых и смешных. Я предлагаю вам выбрать одну из них и мы увидим, какое сейчас у вас настроение.

Дети напевая песню «Трамвай» уезжают в детский сад.

музыкальный руководитель МБДОУЦРР №17,

г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, Россия.

Конспект интегрированного музыкального занятия в логопедической группе с использованием элементов фольклора "В гостях у старушки-веселушки"

Цели:
развивать творческие способности детей;
знакомить дошкольников с элементами русского народного творчества;
воспитывать в детях любовь к народной культуре;
содействовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе) через музыкальную деятельность.

Задачи:
создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;
активизировать словарный запас детей;
уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначении, учить громко и чётко произносить их;
развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, внимание, память мышление, творческие способности посредством музыки.

Музыкальный репертуар:
1. Музыкальное приветствие
2. Коммуникативная песня-игра «Зайцы делают зарядку»
3. Логоритмическое упражнение «Автобус» (Е.Железнова)
4. Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и лучики»
5. Песня про дружбу
6. Звуки природы. Релаксация.
7. Музыкальная игра «Никанориха» («Никанориха гусей посла..» русская народная песня, «Камаринская» П.Чайковский)

Оборудование: картинки к распевкам, домик, фланелеграф, пособие к музыкально-дидактической игре «Солнышко и лучики», игрушки кукольного театра (кот и собака), звукозаписи, костюи бабушки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Но
для начала мы сделаем зарядку.

Коммуникативная песня-игра «Зайцы делают зарядку»
Проигрыш «пружинка»
1 куплет
Зайцы встали по-порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны)
Зайцы делают зарядку, головы
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу
А теперь давай, дружок, поднять руки вверх и встать на носочки
Подтянись. (повторить 2 раза)
2 куплет
Рядом ежик травку топчет, подъемы на полупальцы
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоко поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад
А теперь в ладошки хлопнуть
Встали и стоять. (повторить 2 раза)
Проигрыш:
3 куплет
А лягушки на кувшинке «мячик» на месте, руки как у лягушек
Дружно выпрямили спинки,
Ставят лапки на бока руки поставить на пояс
И качаются слегка. наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо.
Вот такая лягушачья повороты корпусом в стороны
И зарядка, и забава. (повторить 2 раза)
Проигрыш: прыжки на месте

Логопед: Ребята, а теперь мы потренируем наш язычок, чтобы он был у нас крепкий, сильный и послушный.

Артикуляционная гимнастика
Лошадка
Улыбнуться, показав верхние и нижние зубки, приоткрыть рот и поцокать язычком, как цокают копытами лошадки. Стишок к упражнению:
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.

Хоботок
Рот приоткрыть и с силой вытягивать губы «хоботком» вперёд.
Стишок к упражнению:
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Змея
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык вперёд и убрать его вглубь рта.
Стишок к упражнению:

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

Чашечка
Рот приоткрыть. Высунуть язычок и тянуться им к кончику носа.
Стишок к упражнению:
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.

Вкусное варенье
Рот приоткрыть. Облизать широким языком всю верхнюю губу и убрать вглубь рта. Стишок к упражнению:
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

Часики
Рот приоткрыть, высунуть узкий язык, двигать языком вправо-влево.
Стишок к упражнению:
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?

Музыкальный руководитель: Вот мы и готовы отправиться в путь. Сегодня мы поедем с вами на автобусе. Садимся поудобней и поехали.

Логоритмическое упражнение «Автобус» Е.Железновой
Вот мы в автобусе сидим покачиваемся на мяче
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него,
Всё глядим! поворачиваясь в одну и в другую стороны
Глядим назад, глядим вперёд «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из- Вот так вот, вот так вот под ладони
Ну что ж автобус не везёт пожимаем плечами.
Не везёт?

Колёса закружились выполняем круговые движения руками впереди от себя
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!

А щётки по стеклу шуршат качаем согнутыми в локтях руками перед лицом
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик (имитируем движение «дворников»)
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!

И мы не просто так сидим «крутим руль» и бибикаем
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!

Пускай автобус нас трясёт подпрыгиваем на мячах
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

Логопед: Вот мы и приехали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте его дружно позовём закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-вёдрышко! Выгляни в окошко!
Солнышко – нарядись! Красное – покажись!
Ждут тебя детки, ждут малолетки!
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!
Дам тебе горошка!

Появляется на фланелеграфе солнышко без лучиков.

Музыкальный руководитель: Ребята, что мы с вами делали? Закликали солнышко. Пос-
мотрите, оно растеряло свои лучики. Давайте поможем солнышку найти их?

Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и лучики»
Звучат звуки короткие и длинные. Дети поочереди выбирают соответствующий звуку по длине лучик и прикладывают их к солнышку на фланелеграфе.

Музыкальный руководитель: Туча спряталась за лес, смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали, мы б его расцеловали!
А вот и домик бабушки старушки, давайте постучимся к ней.

Никоноровна: Голоса я услыхала и к ребятам прибежала. Где потешки поют, рам и весело
живут. Здравствуйте, детушки-малолетушки! Уж как я рада видеть вас. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки:

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок – вертлявый. (Свинья.)

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком. Мяу!
Как мне часто снится
Блюдце с молоком. (Кошка.)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком. (Собака.)

Я копытом стучу,
А когда скачу, скачу,
Грива вьётся на ветру. (Конь.)

Никоноровна: У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки).
Они всё время ссорятся, рычат и шипят друг на друга. Как мы можем помочь помириться? Кто знает мирилку?
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось –
Нужно просто стать добрей!
И мириться поскорей!

Дети берут игрушки (кота и щенка), рассказывают мирилку.
Мирись, мирись, больше не дерись,
А то бабушка придёт, тебе уши надерёт!
Давай с тобой мириться и во всём делиться,
А кто не будет мириться, с тем не будем водиться!

Никоноровна: Теперь они будут жить дружно. Ребята, а вы часто ссоритесь? Так вы
наверно и песню про дружбу знаете?

Исполняется песня про дружбу.

Никоноровна: Ребята, раз вы такие дружные, то, наверно, играть тоже любите? Давайте
поиграем в игру «Никанориха», про мою тёску.

Музыкальная игра «Никанориха»

Проводится под русскую народную мелодию. Дети идут по кругу. В центре ребёнок – «козлёнок», он идёт противоходом. Дети поют слова:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козёл –то упирается.
После этих слов на музыку А дети идут топающим шагом, на музыку В – разбегаются по залу врассыпную. С окончанием музыки все дети встают по парам, обнимая друг друга. Ребёнок, которому не хватило пары, становится «козликом».

Никоноровна: Кто из вас водить будет – решить не могу. Чтобы не было обидно, надо
посчитаться.

Считалка
Две заботливых старушки,
Напекли внучатам плюшки.
Все вокруг стола уселись,
Чаю напились, наелись,
Захотели поиграть.
Ты лови! Мне убегать!

Никоноровна: Давайте отдохнём, присядем на лужайку и послушаем пение птиц.

Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают звуки природы. Релаксация.

Музыкальный руководитель: Что-то наши гости заскучали. Чем мы их можем развесе-
лить, потешить? Ребята, а кто из вас знает смешные потешки?

Шла коза по мостику и виляла хвостиком,
Зацепилась за перила, прямо в речку угодила.

Мы пойдём на улицу
И поймаем курицу,
Если курица плоха,
Мы поймаем петуха!

Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород.
В огороде пусто, выросла капуста.
А в капусте червячок, схватил Ваню за бочок.

Музыкальный руководитель: Вот мы развеселились и гостей потешили. Молодцы! А те-
перь пора прощаться и возвращаться в группу: скажем старушке-веселушке и гостям «До свидания». Садимся в автомобиль и поехали.

Дети «садятся в автомобиль» и отправляются в группу.

Название: Конспект музыкального занятия с элементами драматизации «Кто без призору в колыбели, тот весь век не при деле»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, фольклор, Подготовительная к школе группа

Должность: музыкальный руководитель высшей категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №67»компенсирующего вида
Месторасположение: Нижегородская область, г.Дзержинск

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
«Кто без призору в колыбели,
тот весь век не при деле»
(с элементами драматизации)

Задачи:

  • Закрепить представление детей о народной традиции – обряд «Рождение младенца», через знакомство с музыкальным фольклором (колыбельные, потягушки, хороводы, народные игры, частушки)
  • Развивать творческие способности через знакомство с народным фольклором
  • Совершенствовать умение играть на народных инструментах
  • Развивать музыкальный слух, ритм, память
  • Совершенствовать речь детей, умение свободно высказываться, обогащать словарный запас
  • Воспитывать умение слушать друг друга
  • Воспитывать любовь и уважение к своему народу через приобщение к народным традициям (праздники, посиделки, игры и т.д.)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Муз. рук. Здравствуйте девицы- красавицы и добры молодцы!

Дети — Здравствуйте!

Муз. рук. — Приятно видеть вас в добром здравии.

У нас сегодня день чудес

У нас радость до небес!

К нам гости пришли,

Дорогие пришли!

Дети- Добрый день, гости званные и желанные!

— Милости просим! Рады гостям, как добрым вестям.

Муз. рук. — Ребята, вы хотите оказаться в далеком прошлом?

Дети- Хотим

Муз.рук .-Тогда давайте заглянем в далекое прошлое. (Звучит русская народная мелодия). А помогут нам в этом наши музыкальные зеркала. Заглянем в них. Мы очутились в далекой Руси

Посмотрите, какие вы красивые. Девочки в русских сарафанах, мальчики в нарядных рубашках.

Воспитатель — Ребята, смотрите, а здесь все как в старину.

— Я кажется, поняла, мы оказались с вами в русском доме.

Давайте с вами вспомним все, что мы знаем о том, как жили люди раньше на Руси, о русском доме

Какие главные вещи в доме?

Дети - Стол, печь

Воспитатель -Вот и у нас здесь есть стол, печь, лавки. Проходите, присаживайтесь. (дети садятся)

Знаете ли вы, кто хозяин в доме?

Дети -Знаем! Домовой!

Муз. рук. — А какие праздники бывают в доме?

Дети- Праздник урожая-Покров, Новый год, Рождество, Масленица, Сороки,Троица.

Муз. рук. — Молодцы, много праздников назвали.

А самый главный, самый важный праздник в доме — это рождение ребенка. Ребенка ждали, о нем думали, говорили, делали для него одежду, люльку, которую завешивали пологом.

Будущая мама вела себя осторожно, и к ней относились бережно, с любовью, освобождали ее от тяжелых работ. Когда ребенок рождался, вывешивали рубашку на самое видное место во дворе — на плетень, чтобы все знали — новый человек в мир пришел!

А хотите вы узнать, что делали после рождения ребеночка?

Как его нянчили, пестовали, как проходил день малыша? Давайте посмотрим!

Дети- хотим

Дети надевают элементы костюмов бабушки и дедушки

выходят Дед и Бабка, у бабки — запеленутая кукла, у деда — рубашка .

Бабка . Проходите, заходите, в доме радость: у дочки нашей малыш родился.

Дед. Повесь-ка, бабка, рубашку на видное место, чтобы все видели — новый человек родился!

Бабка вешает рубашку, дед кладет дитя в колыбель.

Бабка. Знаете ли вы, ребятушки, в чем лежит наше дитятко?

Д е т и . В колыбели? В люльке?

Воспитатель — Правильно, это люлька. Для чего наша люлька пологом завешена?

Дети чтобы комары, мухи не залетали

Чтоб свет не мешал

Муз. рук. — А я знаю интересную примету.

Чтоб узнать, кто родится, раскладывали на полу вещи и смотрели, что выберет ребенок, который ждет братца или сестрицу.

Мужские — будет мальчик, женские — жди девочку. А вы приметы знаете?

У меня ребята есть музыкальный клубочек .

Пока музыка будет звучать, вы будете передавать клубочек. Как только музыка остановится, тот и говорит свою примету.

Проводится игра «Музыкальный клубочек»

Дети Сын похож на мать, дочь на отца — к счастью.

— Если в день рожденья была в доме прибыль — к счастью.

— Люльку пустой не качали

Волос до года не стригли

— спящим никому не показывали

Воспитатель — Вот и мы не будем смотреть на него, чтоб спал да рос спокойно. Посмотрите-ка ушли наши родители в поле, кто в доме остался?

Дети – дедушка, бабушка, братья, сестры

Воспитатель Правильно Старые да малые. А кто нянька нашему малышу будет?

Дети — старшие дети

Муз. рук. — Да, Старшие братья и сестры, такие как вы. Сможете ли вы малышу колыбельную спеть? Как нужно петь колыбельные песни? Правильно, Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины.

Дети — Нежно, ласково, протяжно, с любовью, напевно

Дети поют колыбельные по желанию

Воспитатель — Как ласково спели колыбельную для нашего малыша, молодцы. Мне кажется, что проснулся наш малыш, потягивается, ему надо спеть потягушеньки? А какие потягушки будем петь, нам помогут музыкальные карточки — символы. Затекли ручки, ножки у нашего младенца, развернем его, будем по животику поглаживать, да потягушки делать.

(Дети вытягивают карточки (2-3 штуки) исполняют Потягушки кто говорком, кто напевом.)

Воспитатель — Заплакал наш малыш. Как же его успокоить?

Давайте скорей успокоим малыша.

Дети — Нужно спеть попевку.

(дети берут куклу в руки и поют попевку, передавая куклу по желанию)

Воспитатель -Понравились малышу наши утешалочки, вот как весело и хорошо ему с нами.

— Когда подрастет малыш, он уже спит меньше, сказки полюбил слушать, играть научился. Давайте и мы с вами поиграем. Сплетем игрушку для нашего малыша.

Проводится русская народная игра «Пряха»

(дети плетут косу из лент)

Воспитатель – Вот и готово! Отнесу ка я ее к нашей малютке. Посмотрите, подрос наш малыш.

Давайте ему сказку расскажем. Мы сейчас его позабавим. Поиграем в игру «Заинька серенький». Выберем ведущего по считалке.

(Дети выбирают ведущего по считалке)

Проводится игра на чувство ритма «Заинька, серенький»

Заинька-серенький в гости пошёл,

Заинька- серенький ложки нашел.

Дети произносят слова по кругу. В центре круга стоит Заинька. Он двигается противоходом )

Ребенок на ложках сочиняет свой ритмический рисунок, другие дети повторяют.Можно придумать любого персонажа, сказочного героя)

Муз.рук . — Молодцы! Какие разные ритмические рисунки вы придумали.

А еще дети очень любили дразнилки. Не для того, чтобы обидеть, а повеселиться, поднять настроение. Проходите, присаживайтесь.(сели)

Вы назовете свою любимую дразнилку, а я вам проиграю ритмический рисунок, затем мы простучим ритм дразнилки.

Какие вы знаете дразнилки?(дети по желанию называют, например Андрей воробей!)

Муз. рук. — Загадаю вам загадку да не простую, а музыкальную. Приготовьте ушки, чтобы были на макушке. (простукиваю ритм знакомой русской народной песни «Ай-чу-чу» дети отгадывают)

Муз. рук.- Умницы, справились с загадкой! А скажите мне, будьте добренькие, какая песня по характеру?

Дети -веселая

— радостная

— озорная

— игривая

Шуточная

Задорная

Заводная

— энергичная

Муз. рук. — значит, как ее нужно исполнять?

Дети- энергично

Радостно

Воспитатель — Давайте разделимся на две деревни. Курочкой у нас будет(называет имя ребенка) , а роль деда исполнит(называет имя ребенка)

Инсценировка шуточной народной песни

«Ай чу-чу»

Муз. рук. – Повеселились на славу! Пришла пора хороводы водить. А помогут нам наши схемы. Будьте внимательны. Я буду менять схему хороводных движений, а вы должны выполнять движения в соответствии со схемой.

Молодцы! А какие хороводные движения вы использовали?

Хоровод по схемам

(дети называют)

Хоровод по «солнцу»

-«Выворачивание рукава»

— «Ручеек»

— «Капустка»

— «Змейка»

-«Выворачивание круга»

Воспитатель — Мы не только хороводы заведем, но и дружно запоем!

Русская народная песня «Перед весной»

Муз. рук. — Вы послушайте ребятки, загадаю вам загадку. Знаю, знаю наперед — вы смекалистый народ. Есть шкатулка у меня, не простая. Отгадаете загадку, вмиг получите отгадку!

(Загадывается загадки о народном инструменте-балалайка, баян, бубен)

Дети по звучанию узнают русские народные инструменты: балалайка, баян, бубен)

Воспитатель — И у нас, в нашей горенке лежат ложки, трещотки, палочки, стиральные доски. На них мы сыграем, гостей позабавим.

Разбираются инструменты по желанию (подгруппа детей)

Воспитатель Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

И вы, парни, не зевайте,

Девчатам тоже помогайте

Муз. рук. — Ох и молодцы, ребятушки, хорошие из вас няньки получились, много вы знаете попевок, прибауток, потешек, дразнилок и на инструментах играете умело, да к то му же, частушки исполнили собственного сочинения!

А плясать то вы умеете?

Дед . Как это не умеют? Ну-ка ребятушки, покажите, как «русского» пляшут, а мы с бабкой вам поможем

Общая свободная пляска под запись «Кадриль».

(сели)

Муз. рук — Вижу, умеете плясать, а какие движения русского народного танца вы использовали в пляске?

(дети называют)

— «ковырялочка»

«самоварчик»

«волчок»

«качалочка»

Бабка. (после пляски ). Ой, Дед, заплясалась я тут и совсем забыла, а у меня в печи, уже и пироги, да пряники поспели.

Воспитатель —. А к пирогам да пряникам споем нашу любимую песню «Самовар»

Исполняется песня «Самовар» муз. Тухманова

Муз. рук. — Ох и интересное путешествие в прошлое мы совершили. А теперь пришла пора вернуться в наше время. Заглянем в наши музыкальные зеркала, и они перенесут нас в наш детский сад, в 2016 год, в наше время.

Воспитатель — Вот мы и оказались снова в нашем музыкальном зале. Понравилось вам путешествие в далекую Русь?

Дети -Понравилось

Муз. рук. — Мы с вами были няньками для малыша. Пели ему колыбельные песни, прибаутки. Простукивали ритм, по схемам водили хороводы, сочинили частушки, т.е. занимались музыкальным творчеством. Все это, чтобы достигнуть его вершины.

Вот у меня есть схема «Пути к вершине творчества».

Кто-то находится в самом начале пути, есть еще над чем поработать.

У некоторых уже многое получается – это середина пути.

Есть и те, которые достигли вершины творчества, но впереди еще много других интересных вершин, к которым нужно стремиться.

Определите, на каком этапе пути к вершине творчества вы находитесь. И объясните – почему.

Дети себя оценивают

Муз. рук. Вам спасибо за уменье, за улыбки и веселье.

На прощанье в этот час

Угостить хотим мы вас

Пряники, коврижки

Кушайте, детишки.

До свидания девицы-красавицы и добры молодцы!

Дети прощаются и уходят