Кондратьев “Сашка” сочинение. Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка

Сочинение

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату­ре. Произведения тех лет на военную тему создава­лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ­ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев - фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш­ки» - это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности - сол­датской»,- так сказал о повести Кондратьева К. Си­монов.

Герой повести - Сашка, простой деревенский па­рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред­ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры­вает читателю его характер. Показателен в этом отно­шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз­нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,- замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при­ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри­нимает решительное действие: «резанул длинной оче­редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же­лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не­смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник - его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со­чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та­кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного - со­хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь,- но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде­ляющая черта в образе Сашки - умение в нечеловече­ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» - говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже­ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни­какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет­ся, у нее нет. «Неосудима Зина... Просто война....» - делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо­дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на­селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя - война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка­чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме­лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото­му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа­цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав­ное для него - спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы­вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке - их. Он отлично по­нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со­чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че­стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи­вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.

Повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка” рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

В сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного немца. Он не случайно находит в пленном немце сходство со своим хорошим знакомым. В довершение ко всему он не может забыть листовку, которую показывал немцу. В листовке была обещана жизнь, и Сашка не может понять, как же можно нарушить это обещание.

Ценность человеческой жизни – важный фактор. И пусть Сашка слишком прост, чтобы обратиться к теориям великих философов и гуманистов, в душе он четко осознает свою правоту. И именно это заставляет его медлить с выполнением приказа.

Даже в условиях войны Сашка не ожесточился, общечеловеческие ценности для него не потеряли свой смысл. Не случайно уже после того, как комбат отменил приказ, Сашка понял: “…коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…”.

Пришлось Сашке из-за ранения отправиться в тыл. Волнует предстоящая встреча с девушкой Зиной, которая была медсестрой. И пусть сознает Сашка, что ничего серьезного у него с Зиной не было, но все-таки мысль о ней согревала его душу, вселяла надежду.

Неожиданно на Сашку обрушивается чужое недоверие, которое шокирует его. Ранен он был в левую руку, и присутствующий на осмотре лейтенант счел, что сделано это целенаправленно самим бойцом, чтобы покинуть поле боя и отправиться в тыл. Сашка не сразу понял, о чем идет речь. “Но потом, поймав на себе подозрительный, пристальный взгляд, догадался: этот аккуратненький, … не хлебнувший и тысячной доли того, что довелось Сашке и его товарищам, подозревает его, Сашку, что он… сам себя… Да в самые лихие дни, когда казалось, проще и легче – пулю в лоб, чтоб не мучиться, не приходила Сашке такая мысль”.

Встреча с Зиной оказалась не столь волнующей, как ожидалось. Не сразу, но узнает Сашка об ее измене.

И становится ему горько и тоскливо. Поначалу возникло у него желание “завтра же утром на передок податься, пусть добивают”. Но потом понял Сашка, что у него есть мама и сестра, и не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью.

Сашка открыт и искренен, он весь как на ладони, он не скрывает ничего. Это тип простого русского человека, который, в общем-то, и выиграл войну. Сколько таких Сашек, молодых, искренних, добрых и чистых душой, погибло в Великую Отечественную войну!

Повесть заканчивается размышлениями Сашки, которые возникают у него при взгляде на спокойную, почти мирную Москву. И Сашка понимает: “…чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительней виделось ему его дело там…”.

Каждое произведение о войне стремится донести до последующих поколений всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться советские люди в период с сорок первого по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.

(1 votes, average: 1.00 out of 5)

  1. Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову...
  2. Александр Иванович Полежаев Сашка Поэма (1825, опубл. 1861) Поэма написана от первого лица. Студент Московского университета Сашка Полежаев, приятель, едет в Питер к дяде. Помните, как у Пушкина в начале...
  3. С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто видел кровавый...
  4. Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является автобиографическим произведением, в котором автор погружается в воспоминания детства, пытаясь понять и провести анализ важности этого времени для человека. Главный герой повести – Николенька....
  5. Люди, что с нами происходит? Надо человеком быть… В. Шукшин В рассказе Василия Макаровича Шукшина “Обида” речь идет о& обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из...
  6. История создания. В повести отражены воспоминания, Короленка о матери (не случайно героиню зовут Эвелина), пребывания на Волыни, Житомирщине, Ровненщине, посещение Почаевской лавры и Саровского монастыря (Тамбовщина). Хотя произведение впервые появилось...
  7. Повесть “Гобсек” написана де Бальзаком в 1830 году и состоит она из трех историй. В первую очередь это история самого рассказчика Дервиля, который работал адвокатом и помог вернуть де Гралье...
  8. Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и...
  9. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  10. На границе 18 и 19 столетия стало развиваться новое литературное направление – сентиментализм, появился и совершенно новый жанр – философская повесть. Одним из основателей этого жанра стал и Вольтер знаменитый...
  11. Перевод названия произведения в русской литературе встречается в нескольких вариантах: “Рождественская песнь в прозе”, “Рождественская песня”, “Рождественская история”, “Повесть о Рождестве с участием Духов”. Замысел написать произведение на тему Рождества...
  12. Эта повесть одна из самых сильных повестей из антивоенной литературы XX века. Она как гимн для потерянного поколения. Ее название “Путник, когда ты придешь в Спа…” – это цитата двустишья-эпитафии...
  13. Габриэль Гарсия Маркес один из самых известных писателей современности, яркий представитель литературы “магический реализм”. Данное направление возникло как новое направление в латиноамериканской литературе в 30-40 гг. XX века. В ее...
  14. История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым...
  15. ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) “Тамань” – остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к...
  16. 1949 г. в стокгольмской газете А. Линдгрен напечатала рассказ, про мальчика, которого воспитывали бездушные приемные родители, про его одиночество и мечты. Все необыкновенные приключения Мио и его игры были взяты...
  17. Произведение “Вечер накануне Ивана Купала” приходится шедевром в творчестве Гоголя, написано для того, чтобы показать все таинства этой ночи. Ночь на Ивана Купала обладает мистическим содержанием, ведь именно в эту...
  18. Жанровые особенности произведения. Это повесть, эпический жанр среднего размера: не такой маленький, как рассказ, однако и не такой большой, как роман. Одновременно это еще и сказка с ее неповторимым конфликтом...
  19. Повесть “Иван Грозный” до сих пор воспринимается критиками не однозначно. И это нормально. Не надо забывать в какие годы писалась эта произведение. А это были страшные тридцатые – годы массовых...
  20. (Сокращенный вариант) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы...
  21. Повесть сказка Кристине Нестлингер “Конрад или Ребенок из консервной банки” посвящена проблеме отношения детей и взрослых. Автор пытается показать родителям, что стремление воспитать своих потомков “идеальными” лишает детей ихней индивидуальности,...
  22. Василий Макарович Шукшин Обида Рассказ (1971) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” –...
  23. Повесть “Тени забытых предков” была создана Г. Коцюбинским в 1911 году на основе впечатлений от жизни карпатских гуцулов, их обычаев и обрядов, оригинальности мышления и мировосприятия. Их жизнь проходит посреди...
  24. Летом я прочитал повесть Ч. Диккенса “Рождественская песнь в прозе”. Это необычное произведение. Он рассказывает о том, до чего доводит людей жадность, равнодушие. Главный герой произведения Скрудж, заботясь лишь о... В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести “Тарас Бульба” автором выявляется торжество духовности. Гоголь показывает мощные,...
  25. План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова “Собачье сердце”. 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором...
Анализ повести В. Кондратьева “Сашка”

Урок литературы для 9 – 11 классов на тему

«Какой он, герой войны? По повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели урока : знакомство с повестью Кондратьева «Сашка», характеристика образа главного героя через анализ произведения и отдельных его эпизодов; воспитание патриотизма в учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, художественные текст повести В.Кондратьева «Сашка», распечатанные для работы на уроке вопросы на каждой парте.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война – страшное по своим масштабам событие в жизни нашего государства. Оно навсегда оставило след в судьбах людей, переживших эти трудные годы, не забудут войну и те, кто родился после отгремевших боев. И в русской литературе тема Вов прочно заняла свое место.

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-45 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поднять дух народа. Объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз «убей врага» пронизал эту литературу, это был отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937 и 1941 годы в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Это замечательная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Молодая гвардия» А.Фадеева о подвигах и гибели юных краснодонцев. По своему духу эта литература была неаналитической, описательной.

1945-1950гг. – второй этап развития военной темы в литературе. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях, порою излишне ликующие. Они недоговаривали жуткой правды о войне. Прекрасный рассказ Шолохова М.А. «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда, как правило, попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Твардовский позже об этом скажет:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь. Полуживым –

Из плена в плен – под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Богомолов – эти писатели сузили масштаб изображения войны до «пяди земли», до окопчика, до леска… их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах.

Краткое сообщение ученика о писателе (приготовлено заранее):

Вячеслав Леонидович Кондратьев (30 октября 1920 - 23 сентября 1993) родился в Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922 семья переехала в Москву. С первого курса Московского архитектурного института в 1939 году был призван в армию. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев вела тяжелые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После окончания отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, выписавшись инвалидом. В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Продолжительное время работал художником-оформителем. Перед смертью тяжело болел.

Слово учителя.

Первую повесть - «Сашка» - опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Но какой поздний дебют! В 59 лет… Значит, невозможно было молчать о пережитом и надо было написать о том, что хранилось, вынашивалось в душе о тех страшных военных годах. Кондратьев решил, что не написать про те сражения будет с его стороны почти подлостью. Он писал: «О своей войне рассказать могу только я сам».

Вопросы учителя:

1. Повесть “Сашка” названа по имени героя. Вспомните произведения русской литературы, названные именами главных героев.

«Евгений Онегин», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Анна Каренина»…

2. Но полное имя - Александр или хотя бы Саша, однако писатель останавливается на разговорном варианте – Сашка. Почему?

Сашка – герой молод, он простой парень, свой, близкий. Таким образом, между читателем и героем нет никакой дистанции, устанавливается атмосфера доверительности. Нет у Сашки и фамилии, что указывает на типичность героев – таких много на фронте.

3. Откуда родом главный герой и где находится?

Он простой деревенский парень, воюет подо Ржевом.

Слово учителя: участие в боях подо Ржевом - автобиографическая деталь писателя. «Сашка» - повесть, посвященная «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» (В.Кондратьев).

А мы познакомимся с информацией о Ржевских боях.

(Сообщение приготовленного заранее ученика)

Термин "Ржевская битва" появился лишь в постсоветское время. До настоящего времени официальной историографией существование этой битвы не признано, хотя военные действия в январе 1942 - марте 1943 гг. на московском направлении центрального участка советско-германского фронта могут быть с полным основанием отнесены к категории самых кровопролитных битв не только в Великой Отечественной войне, но и за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

Согласно официальным данным в боях под Ржевом в 1942‑ 1943 годах погибли более миллиона советских солдат и офицеров. Однако, по неофициальным данным, потери в Ржевской битве составили более 2 миллионов бойцов и командиров.

Бывший участник боев подо Ржевом вспоминает: «За три года на фронте мне пришлось участвовать во многих боях, но снова и снова мысль и боль воспоминаний возвращают меня к ржевским боям. Страшно вспомнить, сколько там людей полегло! Ржевская битва - это была бойня, и Ржев был центром этой бойни».

«За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» Указом Президента Российской Федерации № 1345 от 8 октября 2007 года (совсем недавно) городу Ржеву присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Слово учителя:

Есть знаменитое стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом»

(читает наизусть подготовленный ученик)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, --

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

…………………….

4. С каких событий в повести начинается знакомство читателей с Сашкой?

Сашка среди таких же, как и он, солдат находится без отдыха на передовой. Это обстрелы, тяжелый солдатский быт («просто обсохнуть, согреться - уже не малая удача»). Начинается наступление немцев, когда Сашка находится на посту. Он врукопашную сходится с немцем и одолевает его. Сашка по своей воле с риском для жизни добывает обувь для ротного. Ему очень хочется по-человечески сделать добро командиру и никакая сила извне его не подталкивает к этому – это движение его собственной души.

5. Эпизод с немцем – это не только его пленение, но и препровождение в штаб фронта к комбату. Что можно отметить в герое, когда тот ведет пленного немца?

Ему стыдно перед немцем за то, что у наших плохая оборона, за ребят, которых не похоронили, он пытается выбирать дорогу так, чтобы немец не видел непохороненных солдат.

Однако ситуация «Я и ВРАГ» сглаживается простым человеческим любопытством, которое проявляет Сашка к немцу. В нем, как оказалось, нет ненависти.

6. Что в этом эпизоде является настоящим испытанием для Сашки?

Сашка с гордостью объяснял немцу, что в советской армии пленных не расстреливают, как у фашистов, тем сильнее его переживания, когда пьяный комбат, потерявший любимую девушку из санроты, приказывает немца убить.

Такого волнения Сашка, кажется, не испытывал и «на передке». Перед ним нравственный выбор: комбат в горе и пьян – нельзя ослушаться и спорить, попадать под горячую руку; с другой стороны – Сашки проявляет характер, переживая за немца, которому обещана жизнь в плену (подтверждение тому – листовка в кармане у Сашки). Он справедлив, настойчив, медлит с выполнением приказа, отчаянно думает о происходящем, анализирует. Сашка не может слепо выполнять приказ, протестует его душа («Люди же мы, а не фашисты»). Комбат, к радости Сашки, отменяет приказ.

7. Справедливость в этом эпизоде можно понять двояко. Как?

Говоря о справедливости, можно, во-первых, вспомнить, что немец – захватчик, а значит враг. Тогда расстрел – правильный и логичный поступок. Во-вторых, справедливость можно понимать и иначе: как выполнение обещаний, данных в советской листовке. Именно так понимает справедливость по отношению к пленному Сашка.

8. При каких обстоятельствах Сашка ранен и затем направляется в госпиталь? С какой стороны раскрывается характер героя, когда он там находится?

Он получил ранение в руку, когда препровождал немца дальше, в штаб бригады. Должен идти в госпиталь, в котором служит его любимая Зина. Таким образом, герой показан и в бою, и в более мирной обстановке. Сашка любит Зину, стремится к ней, глубоко переживает. Он молод, и так естественно в его годы любить, а значит, и ревновать, и страдать, и наслаждаться, находясь рядом с любимой девушкой, и война не может и не должна это изменить. Но даже и в госпитале ни на минуту не забывает Сашка о ребятах, что остались на передовой, об опасности, которая ежеминутно грозит каждому.

Зина не только любит Сашку, но и жалеет, зная о том, что ему довелось пережить, какие потери несет наша армия подо Ржевом.

Сашка – герой, думающий и глубоко чувствующий, и понимает чувства девушки.

С другими ранеными Жорой и лейтенантом Володей.

10. Вместе идут три разных человека. Писатель дает возможность читателю сравнить главного героя, Сашку, с другими молодыми бойцами, все они вышли из тяжелых боев живыми. Какие они, кратко охарактеризуйте каждого.

Жора – герой, бесконечно радующийся, что остался жив, радующийся каждому мгновению мирной обстановки, скорой возможности передохнуть от боев в госпитале, красоте природы. Тем глубже потрясение и читателей, и Сашки с Володей, когда Жора подрывается на мине. Не в бою при очевидной опасности, а теперь, когда он беспечен и сошел с дороги к замеченному подснежнику.

Володя – молодой лейтенант, его, как и Сашку, не отпускает пережитое. Он рассуждает о том, что волнует его: будучи лейтенантом, он вынужден посылать других людей, солдат, на верную смерть. Это, считает лейтенант, тяжелее, чем быть рядовым. Володя не похож характером на Сашку, он заводной, вспыльчивый, о чем говорит история в госпитале (когда Володя в толпе голодных раненых бросает тарелку в майора).

Сашка же на фоне ребят иной: он не может позволить себе безмятежно радоваться, пока гибнут ребята на фронте, но и не может быть похожим на Володю. Им троим тяжело дается дорога в тыл: земля разорена, распутица, грязь, нет порядка (там, где ожидали получить продовольствие, голодные ребята никого не

находят), в деревнях, встреченных дорогой, тоже голодно. Но Сашка умеет терпеть трудности, он гнется, но не ломается, более приспособлен, чем Володя, его товарищ.

11. Какой следующий эпизод важен для раскрытия характера Сашки?

Измученные, больные, голодные раненые возмущаются скудной едой. История с тарелкой, брошенной в майора Володей, не сумевшим себя сдержать, могла иметь очень серьезные для него последствия. Сашка же берет вину на себя за то, чего он не делал.

12. Какие черты Сашкиного характера проявляются в этом?

Сашка способен мгновенно принимать решения, от которых зависит благополучие окружающих его знакомых. Подобно тому, как, рискуя лишний раз, он добывал обувь ротному, Сашка берет на себя вину за брошенную тарелку, хотя и знаком-то с Володей недавно. Он понимает, что спрос с лейтенанта будет куда строже, чем с рядового. Да и характер Володи Сашка уже изучил и понимает, что тот может не сдержаться и наговорить, чего не следует в данной ситуации (хотя это и правда). И особист догадывается, что этот поступок совершил не Сашка. Он понимает истинный смысл произошедшего и чувства Сашки и отправляет его в другой госпиталь

13.Какие приемы характеристики литературного героя вам известны?

Внешность героя.

Характеристика героя другими персонажами.

Сравнение с другими героями.

Выбор событий, действий, совершаемых героем поступков, в которых раскрывается его характер.

Характеристика через самоанализ (внутренняя речь героя).

Характер раскрывается через монологи, диалоговые реплики героя

речевая характеристика героя и т.д.

14. Что, на ваш взгляд, чаще использует писатель Кондратьев, чтобы развернуть перед читателями образ Сашки?

Выбор событий, поступков, т.к. в отдельных рассмотренных нами эпизодах и раскрывается характер бойца Сашки. Использована внутренняя речь героя (например, размышления перед выполнением приказа комбата расстрелять пленного немца, его переживания за ребят, оставшихся на передовой, т.к. они его фронтовая семья и т.д.). Часто используется несобственно-прямая речь автора. (например: Сашка озлился, хотел было съязвить насчет мурла, которое тот наел на тыловых харчах, да раздумал) Происходит сближение авторского повествования с речью персонажей. Интересна и речевая характеристика героя.

15. Остановимся на речевой характеристике героя. Какова речь героя, о чем она говорит читателю?

Сашка – простой парень, находясь на войне, общается с равными по званию или с офицерами, но коммуникативная ситуация героев одинакова: экстремальные условия фронта. А в таких опасных условиях вряд ли человек задумывается о выборе слов, поэтому в устах Сашки, да и других героев, много экспрессивных слов. Но, когда он оказывается вместе с Зиной или разговаривает с командирами, его речь более спокойная. Речь героя насыщена разговорными и просторечными словами (в том числе и грубыми, например: Да иди ты, гнида , со своими сигаретами! Из-за тебя, язвы , приказ не выполняю.), она показывает интеллектуальный уровень человека и его социальный статус. У Сашки все впереди, если то позволит война, он еще может получить образование, а пока его дело – Родину защищать.

16. Сашка – это художественный образ. Но кроме того, что он литературный герой, он герой войны . Какой же он, герой войны? Сделаем выводы.

Сашка – обычный простой парень, он умеет любить, у него есть девушка. Он родом из деревни и вместе с тем он носитель нравственности, корни которой русские писатели-деревенщики (Белов В. , Астафьев В., Распутин В. и др.) видели в селе. Он ненавидит врага, патриот, любящий свою страну тихо, без лишних и громких слов. И бьется за Родину Сашка в самых тяжелых фронтовых условиях, не жалуется, не отчаивается, искренне веря в победу. Он скромен, терпелив и добр, он заботлив и самоотвержен. Он по-житейски мудр, справедлив, он постоянно анализирует происходящее, подмечая и недостатки, и непорядки. Он готов в сложную минуту принять серьезное решение и взять ответственность на себя, пожертвовать своим ради благополучия других. И этот гуманизм делает Сашку привлекательным для окружающих его героев. Недаром в конце повести, оказавшись в Москве, именно Сашка привлечет внимание неопытных девчонок, едущих на войну. Они не только отдадут Сашке свой хлеб, они дадут ему и частичку своего человеческого тепла. А сердобольный, гуманный Сашка только погорюет о страшном будущем, что ждет их на фронте.

Литература:

В.Кондратьев «Отпуск по ранению» - М.,2005

Г.Лазаренко «Русская литература. 20 век: Краткий курс» - М.,Дрофа, 1998

А.Твардовский «Лирика» - М., 1988

http://ru.wikipedia.

militera .lib .ru /memo /russian /mihin - «Военная Литература» Мемуары. Михин.

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вячеслав Кондратьев «Сашка»

Урок-размышление

План-конспект урока

Цель урока : вызвать и сохранить у учащихся личностные впечатления, переживание

Прочитанного; совершенствовать умение анализировать текст; воспитывать у

Учащихся патриотические чувства и нравственные качества – замечать

Страдания других и стремиться помочь им; вырабатывать у учащихся умения

Размышлять над теми проблемами, которое несёт в себе художественное

Произведение.

Оборудование: 1. Портрет писателя и иллюстрации к его произведениям.

2. Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Шесть десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили нашего интереса к этому историческому событию. Много честных и талантливых книг написано на эту тему. Это и произведения В.Быкова, и романы В.Астафьева, и повести В.Некрасова, К.Воробьева, В.Кондратьева.

Но горько становится нам от наблюдений, сделанных американским журналистом Хенриком Смитом в его книге «Русские»: «Люди Запада… подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь… Такая историческая глухота… привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной «рок-музыки».

Не можем мы смириться и с тем, что порой внуки и правнуки фронтовиков стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами. Да и сами ордена, медали и знаки воинской доблести превращаются в предметы купли-продажи. К сожалению, не во всех семьях хранят память о воевавших родных.

Подумайте, а смогли бы вы рассказать о том, как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких и родных?

(Выступления учащихся по теме «Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии»)

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение о писателе.

II. Сообщение (Примерное выступление)

Об авторе «Сашки» коротко, но емко сумел сказать К.Симонов в статье «Доброго пути, Сашка!» («Дружба народов», 1972, №2). Мы узнаем, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию – большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как вы помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 1941 года после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. От тяжести доставшихся бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают стихотворение «Я убит подо Ржевом» А.Т.Твардовского:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет,-

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев, наконец?.. (отрывок)

Убит – эта чаша миновала автора «Сашка», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» - за отвагу подо Ржевом. Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Достаточно вспомнить размышления маршала Жукова. В его воспоминаниях приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них жесткая правда, предрешенная гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому потери огромны. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1941 г. Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: «только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии».

О страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом, рассказал также Рокоссовский: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулеметов, минометов, артиллерии, боеприпасов, танков осталось единицы… Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причем в наших условиях, по пояс в снегу».

После отпуска по ранению В. Кондратьев вновь едет на фронт, служит в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», - так заканчивает повествование о военной судьбе писателя-фронтовика К.Симонов.

III. Путь писателя к «Сашке».

Однажды В.Кондратьева спросили, как случилось, что в немолодые годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признается писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже шестидесятые годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Кондратьев начал разыскивать своих Ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг! И вот «поехал весной 62-ого подо Ржев. Протопал 20 км пехом до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками Ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, те, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при лишенном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».

На одной из читательских конференций Кондратьеву был задан вопрос: «Что было толчком к появлению «Сашки»? Написан ли он раньше других Ваших произведений, или есть более ранние вещи?»

Ответ Кондратьева: «Сашку» я начал писать с середины, то есть с ранения героя, а когда уже в этой части выявился его характер, я вспомнил рассказанную мне после войны, в году, наверное, сорок седьмом, одним ветераном историю с немцем. Правда, этот человек поступил по-другому – выполнил приказ, не рассуждая. Но и через 5 лет после происшедшего он все прокручивал и прокручивал мысленно свой поступок, искал выходы из создавшегося положения, которые не мог найти тогда.

Он говорил: «Не пойму, как не догадался я тогда обратиться к комиссару батальона или к начштаба – они наверняка сразу отменили бы приказ …» Видите, сколько лет мучил человека поступок, в котором он формально не был виноват, потому что просто выполнил приказ, пусть даже с внутренним сопротивлением. И вот, вспомнив эту историю, я подумал: а как поступил бы в такой ситуации Сашка? Но я усложнил Сашкину задачу, лишив его возможности обратиться к начштаба или к комиссару, которых я « увел на совещание.». поставив своего героя в эти обстоятельства, я не знал еще финала. У меня, как в шахматной задаче, на этом ржевском поле было 3 фигуры – комбат, Сашка и немец; но каждый – со своим характером. Что произойдет с ними, как развяжется этот узел, я не знал. В одной из своих статей критик Людмила Иванова писала, что я облегчил себе задачу, заставив комбата отменить собственный приказ. Нет, это не я его заставил! Его заставил сам Сашка! Своим поведением он поставил капитана в условия, при которых было только 2 выхода: либо расстрелять Сашку за невыполнение приказа, либо отменить приказ. Расстрелять хорошего солдата, взявшего в бою в плен врага, комбат не мог! Он же у меня не изверг какой-то, а просто подавленный горем человек, в этом ослепленном состоянии отдавший необдуманный приказ…».

О чем свидетельствует рассказанная самим автором история?

(Об очень сложном взаимодействии слагаемых творческого процесса – факта жизни и художественного воображения.)

IV Аналитическая беседа по прочитанному.

Перенесемся же мысленно в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниями военачальников и прочли в повести «Сашка».

  1. Время повести – ранняя весна 1942 года, место –подо Ржевом, где идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут, все Сашка да Сашка, так он молод, уже 2 месяца находится на «передке». На ваш взгляд, много это или мало? В поисках ответа найдите те существенные художественные детали и картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

(1. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц (стр.116). читаешь и видишь танки – махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад Сашка рявканью сорокапятки, потому что они отгоняют смерть.

2. Вспомним первую встречу с Сашкой. Ночью он задумал достать валенки для ротного. Рисуется страшная картина, а оказывается – это обычно. (стр. 115).

3. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «ранило – отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца 1891 года дробь 30…»

4. Автор говорит о том, что Сашка жалеет о том, что не знал немецкого языка. Он бы спросил у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами,.. нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчик вырыть не в силах». Действительно, не было у них ни окопов, ни землянок, только у ротного был «жиденький блиндажик». Этим тоже много сказано: и сил нет, и надежды, что завтра здесь не будет враг. И слова какие: жиденький блиндажик , рота ютится в шалашиках – все подчеркивает ненадежность положения.

5. Когда капитан велел расстрелять пленного, Сашка пробовал возразить. Между ними произошел следующий разговор (стр.140). Значит, за 2 месяца из каждых десяти погибли девять. Вот в чем смысл этого диалога. Ржавая земля пропиталась их кровью. Сашка все время помнит, скольким товарищам не видать пути назад. «Все поля в наших»,- скажет он.

6. На передовой с хлебом было плохо, навару никакого. По несколько раз в день охватывало ощущение пустоты в желудке. «Начальника продснабжения без матерка не поминали, но, когда в апреле концентрат – пшенку получили с отметкой на этикетке, что выпущена она в марте месяце, задумались». Да и полкотелка пшенки делили на двоих.

7. Если с хлебом плохо, то не лучше со снарядами, а немцы все бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего 1000 метров.

8. Нет курева, боеприпасов. Есть грязь, вши.)

  1. В одной из рецензий сказано, что Кондратьев провел своего героя через испытание властью, любовью и дружбой. Какие эпизоды вы возьмете для доказательства?
  1. Сашка берет в плен немца и отказывается его расстреливать.
  1. Встреча с Зиной.
  2. Сашка выручает лейтенанта Володю; добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; во время атаки отдает ротному свой запасной диск для автомата, а сам остается без патронов).
  1. Сжато перескажите, как Сашка взял в плен немца и как это повлияло на его дальнейшую судьбу.

(Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, напоролась на немецкую разведку. Она захватила «языка» и поспешно стала отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели немецкие мины, Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка знал, поэтому не колебался ни минуты.) (стр.121-123).

  1. Безрезультатно допрашивает немца ротный и приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка рассказывает немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Почему?

(1. Он обещал немцу жизнь: дал ему листовку, в которой было написано, что пленным «обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны». Да, тех, кто спалил деревню, «вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попалась, а как в безоружного? Как?»

2. Очень уж много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь. Он знает, чего стоит человеческая жизнь.

3.Он чувствует себя ответственным за судьбу пленного немца. Ведь именно он, Сашка, взял его в плен.

4. Сашка понимает свою почти неограниченную власть над немцами, понимает, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью (стр. 131-132)).

  1. Когда Сашка ведет немца в штаб, мы видим его страшное чувство ответственности за все то, что его окружает. Докажите эту мысль.

(Стыдно ему перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. Он старается вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных еще бойцов. А когда они все-таки натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то был виноват).

Именно этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию: Сашка отказался расстрелять пленного.

  1. А как бы в этой ситуации поступил Толик?

(«Наше дело телячье»,- рассуждает он и, позарившись на часы, готов расстрелять немца).

  1. Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

(Комбат сумел перебороть себя, отбросил свои личные обиды и понял Сашку как человека).

Гуманизм Сашки естественен по отношению к пленному немцу, и когда читаешь эти страницы, невольно себе задаешь вопрос: а немец проявил бы такой гуманизм?

На этот вопрос так ответил писатель в интервью по Всероссийскому радио в январе 1985 года: «… Были какие-то отдельные случаи проявления человечности. Я вот хочу рассказать случай, который мне рассказал один инженер из Омска. Было так, что источник воды где-то находился на нейтралке,и, в общем, по молчаливому согласию ни немцы, ни мы, когда люди идут за водой, не стреляют. И посылали его все время. Он самый маленький, такой юркий был, и самый молоденький. И вот он с термосом ползал к ручейку этому за водой.

И вдруг видит завернутое в бумажку что-то лежит. Он побоялся взять, потом пополз туда с минером – не заминировано ли, раскрывает – там лежит шоколадка.

Ну представляете, наверное, какой-то пожилой немец, который видел этого мальчишку, может, он напомнил ему сына или младшего брата, вот сделал ему презент. Если бы это рассказал не воевавший, никто бы не поверил, потому что война действительно была жесточайшая. Но ведь и на войне есть люди и хорошие, плохие, и интеллигентные, которые, в общем-то, не принимали эту войну, но они вынуждены были воевать…»

  1. Мы сказали, что Сашка – человек с огромным чувством ответственности. В каких эпизодах еще он раскрывается в этом качестве?

(1. Услышав в лесу стоны тяжелого раненого человека, Сашка обещает ему прислать из санвзвода санитаров и даже начертил штыком глубокую стрелу и написал «раненый». Но когда добрался, раненый сам, до санвзода и растолковал санитарам, где найти раненого, сам пошел провожать их: «…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащить. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»

2. Уходит в госпиталь Сашка, а автомат своей роте отдает.)

Для героев В.Кондратьева характерно то, что, подчиняясь «надо», они думают и действуют «сверх» надобного. Этим они и привлекательны.

  1. Вспомним сцену, когда неожиданно прорываются немцы, а наши отступают (для политрука главное – не рассуждая, выполнять приказ, пусть даже – ценой жизни (и своей, и еще чужой). Для Сашки – как лучше выполнить сверхзадачу, ради которой и отдан приказ! Ведь, укрывшись за оврагом, наши окажутся в более выгодном для боя положении, чем идущие по открытому полю немцы.

Сашка все, что делает, делает не слепо, а с умом и расчетом.

Итак, следующее испытание – испытание любовью – встреча с Зиной.

  1. Что значит Зина в жизни Сашки?

(Сашка спас ей жизнь. Это его первая любовь, потому он с таким нетерпением ждет встречи с ней: «…понял, что роднее и ближе нет у него сейчас никого, а когда она, спрыгнув с вагона, подбежала к нему, прижалась холодным мокрым лицом и шепнула, чтоб возвращался он обязательно, что будет ждать его, то прищемило сердце какой-то сладкой больно и понял он, что готов для этой девчушки в шинели сделать все, что угодно, лишь бы было ей хорошо и покойно».) (стр. 165-166).

И вот новая встреча с Зиной, которую он так ждет. Но ожидание Зины постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, «…а кого-то беспременно сегодня шлепнет».

  1. Какое чувство у Сашки вызывает предстоящая вечеринка?

(Гнев. Зина видит, как у него подрагиваются губы, а лицо будто почернело: «Веселиться нельзя, когда все поля в наших». А потом обрушивается на него известие, что Зина- там, танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь переживает Сашка, горько ему, больно).

  1. Что понимает Сашка, увидев Зину и лейтенанта в окне?

(Он слышит голос Зины: «Не надо, Толя!» - и замечает, как она мягко и несердито отвела его руку. «Вздыбилась рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот этот жест покойный, даже ласковый… поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них», - так передает В.Кондратьев состояние Сашки).

Поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость, да к тому же узнав, что она любит другого, Сашка, не попрощавшись, уходит из госпиталя.

Осуждает ли он Зину «за измену», за то, что «за такое краткое время успела разлюбить Сашку и полюбить лейтенанта?»

(Нет. Позже он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: «Хорошо, что Зину эту не хулишь. Справедливый, значит. Вошел в ее женское положение. Понял…» Прежде всего, он подумал о ней, не о себе. Сумел понять и простить).

Сашка остается Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх.

  1. Теперь вспомним эпизоды, связанные с дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

(Они встретились по дороге к госпиталю. Вместе протопали 100 км, ночуя в деревнях, получая приют от деревенских женщин. В госпитале толстый, отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володьки. Вину на себя принял Сашка. Он рассудил, что лейтенанту эта выходка так просто с рук не сойдет – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если накажут, то «дальше передка не пошлют», а ему не привыкать.

  1. Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

(В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди – людьми. «Ну, Сашок, ты человек…», - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты»,- доскажет Сашка просто. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности. Из книги В.Быкова «Сотников» мы уже знаем, что человек может и не выдержать это испытание быть Человеком.

V. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.

  1. «Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще друг, полюбившийся мне человек» - так оценил значение повести В. Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваешь ее ты?
  2. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской», - в этом высказывании К. Симонова трижды повторяется слово «трудный!», однокоренное со словом «труд». Как ты считаешь, за какой труд ценит писателя своего героя? Разделяешь ли ты эту позицию?
  3. Мое впечатление от повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».

Глубокий импульс, который послужил толчком к написанию Вячеславом Кондратьевым произведений о тяжких боевых буднях, - непоколебимая вера в то, что он должен поведать о войне, о своих друзьях, сложивших голову в сражениях подо Ржевом. Автор считал своей обязанностью поведать читателю военную правду, какой бы горькой она ни была.

Повесть В. Кондратьева "Сашка" была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени. Какой мы видим войну в повести Вячеслава Кондратьева? Это редеющий в атаках и от постоянных немецких обстрелов батальон; разные его роты, в каждой из которых осталось по полтора десятка из первоначальных ста пятидесяти бойцов... Это три захваченные фашистами деревни - Панове, Усово, Овсянниково. Это овраг, маленькие рощицы и поле, за которым вражеская оборона, простреливаемая пулеметным и минометным огнем...

В центре повествования Кондратьева именно это овсянниковское поле, в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком. Казалось бы, овсянниковское поле ничем не примечательно - обычное поле боя. Но для героев повести Кондратьева все главное в их жизни совершается именно здесь. И многие из них останутся здесь навсегда...

В. Кондратьев во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником военных событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная деталь навсегда врежется в память. Для бойцов овсянниковского поля содержанием жизни стали и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. И пока солдат жив и цел, ему снова ходить в атаку, есть, что придется, спать, где придется... Из этого и складывалась жизнь солдата. Даже смерть была здесь привычной, и мало у кого оставалась надежда выбраться отсюда живым и неискалеченным.

Кому-то может показаться, что повествование Вячеслава Кондратьева содержит и несущественные подробности: дата, которой помечена пачка концентрата, лепешки из гнилой, раскисшей картошки. Но это все правда, та правда, которая помогает понять по-настоящему, чего стоила русскому народу Великая Отечественная война. Картина военного быта дополняется постоянным обращением В. Кондратьева к тылу. Война в тылу легла на плечи людей непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток.

В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, - самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны.

Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека. Когда Сашка, сам раненый, перевязал тяжело раненного солдата из "папаш", и, добравшись до санвзвода, привел санитаров, он совершил этот поступок, ни минуты не раздумывая. Таков был зов его совести. Он сделал то, что считал само собой разумеющимся, не придавая этому большого значения.

Но тот раненый солдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка никогда его не забудет. И пусть он не знает даже имени своего спасителя - он знает гораздо большее: это благородный человек, сострадающий такому же, как он сам, бойцу.

Против нас была очень сильная армия - хорошо вооруженная, уверенная в своей непобедимости. Армия, отличавшаяся необычайной жестокостью и бесчеловечностью, у которой не было никаких нравственных преград в обращении с противником. А как же обращалась с противником наша армия? Сашка, что бы там ни было, не сможет расправиться с безоружным. Для него это означает утрату чувства собственного достоинства, нравственного превосходства над фашистами. Когда у Сашки спрашивают, как он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, он отвечает просто: "Люди же мы, а не фашисты". И простые его слова наполнены глубоким смыслом.

Несмотря на то, что война изображена Вячеславом Кондратьевым в жутких подробностях - грязь, кровь, трупы, повесть "Сашка" проникнута верой в торжество человечности. Тяжкий период войны изображает В.А. Кондратьев: мы учимся воевать, дорого стоит нам эта учеба, многими жизнями плачено за науку. Постоянный мотив В.А.Кондратьева: уметь воевать - это не только, преодолев страх, пойти под пули, не только не терять самообладания в минуты смертельной опасности. Это еще полдела - не трусить. Труднее научиться другому: думать в бою и над тем, чтобы потерь - они, конечно, неизбежны на войне - все-таки было поменьше, чтобы зря и свою голову не подставлять, и людей не класть.

И нехитрые слова Сашки, о том, что "люди же мы, а не фашисты" преисполнены глубокого смысла: они сообщают о необоримости этого человека. Произведение Кондратьева, в котором он с мужеством и бесстрашием изобразил страшное лицо войны, в своем основании - светлая и ясная книга, так как пронизана непоколебимой верой в торжество человеколюбия и гуманности.