Комедия Ревизор. История создания. Первое и второе издания «Ревизора История создания пьесы ревизор гоголя

Н.В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Развитие традиций комедии XIX века

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.В. Гоголя, раскрыть его роль как драматурга-комедиографа; познакомить с его комедией «Ревизор»; раскрыть идейный замысел комедии;

Развивать мышление, память, речь, чувство юмора и иронии;

Воспитывать культуру восприятия драматургических произведений; формировать гражданскую позицию.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Сообщения учащихся

Учащиеся делают сообщения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, истории создания его комедии «Ревизор».

Материал для учителя

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А.С. Пушкиным. Подтверждением тому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжне Новгородской губернии - о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей».

Известно, что во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А.С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».

В январе 1836 года Гоголь читал комедию на вечере у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А.С. Пушкин, П.А. Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере: «Читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет - есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет для него самого новый и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный».

Мнения слушателей о новой пьесе были различны. Это было время становления реализма в искусстве, и приверженцы старых театральных традиций, высокого, «красивого» зрелища обвиняли пьесу в «натурализме».

Известно, что Пушкин и Жуковский были в полном восхищении. Но многие не увидели или не захотели увидеть за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок», общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена была вся Россия.

Сам Гоголь так отзывался о своей работе: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ее жанр как комедии сатирической, социально-политической. В комедии рассматривается не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась в ней такая композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем стала, по словам Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. Поэтому комедия «Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов XIX века.

В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города: затхлость и пошлость, ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство, полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.

Гениальный писатель, изображая эту картину, сумел так нарисовать каждый образ, что он, не теряя своего индивидуального своеобразия, в то же время представлял собой типическое явление жизни того периода. Это стало утверждением принципов реализма в драматургии, что в те времена мог принять не каждый. Но именно эти открытия Гоголя и определили дальнейшее развитие всей русской драматургии.

Белинский отметил преемственность сатиры Гоголя, берущей своё творческое начало в произведениях Фонвизина и Мольера. Таким образом, Гоголь, с одной стороны, продолжает драматургическую традицию. Например, использует типичные для классицизма «говорящие» фамилии, сюжет комедии ошибок. Но, с другой стороны, он идет дальше, внося в этот классический жанр много нового. Как мы уже говорили, в пьесе нет центрального героя, используется главный для реализма принцип изображения типических характеров в типических обстоятельствах. Городничий Сквозник-Дмухановский и Хлестаков не носители отвлечённых пороков, как в классицизме, а живое воплощение морального разложения российского общества в целом.

До Гоголя в традиции русской литературы, в тех её произведениях, которые можно было назвать предтечей русской сатиры XIX века (например, «Недоросль» Фонвизина), было характерно изображать как отрицательных, так и положительных героев. В комедии классицизма зло неизменно было наказано тут же, немедленно, или в финале пьесы. Таким образом внушалась мысль, что «добрый царь» или «хороший чиновник» всегда накажут пороки и искоренят зло.

Но Гоголь не верил в то, что для исправления положения надо лишь позвать «хорошего чиновника». Вот поэтому в комедии «Ревизор» положительных героев нет. Их нет даже вне сцены и вне сюжета. И Гоголя в этом часто упрекали, он же отвечал так: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо, действовавшее в комедии… - смех».

В силу своеобразия пьесы, ее новаторского характера и сатирической остроты, сценическая ее судьба сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел лично убедить императора, что «в комедии нет ничего неблагонадежного, что это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

2. Беседа

Что вы можете сказать о комедии «Ревизор», лишь приступая к ее изучению? Что вам подсказывает слово «комедия»? О чем говорит время создания пьесы?

Какие сцены и персонажи показались вам наиболее интересными и чем именно? Кого из персонажей вам хотелось бы «сыграть» в классе?

Почему комедия называется «Ревизор»?

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Беседа

Ребята, посмотрите, сколько актов в пьесе и из скольких явлений состоит каждый акт?

Пять действий, в каждом от 6 до 16 явлений.

А теперь посмотрите, сколько действующих лиц к пьесе?

25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения. Множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Все это дает возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая картина жизни и своеобразная анатомия уездного города.

Какие именно слова городничего встревожили всех чиновников и привели в действие сюжет комедии?

Что вы считаете завязкой комедии (событие, с которого начинается действие)?

Есть ли в первом действии экспозиция (описание обстановки, предшествующей началу действия)? В чем ее своеобразие? О чем она говорит?

Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим? Что именно в этом чтении особенно характеризует городничего?

Какое чувство движет всеми чиновниками?

Как характеризуются различные учреждения города? Что именно в этих описаниях обосновывает страх чиновников и городничего перед ревизором?

Какими сценами в I действии развитие сюжета как бы тормозится? Для чего автор вводит спор о взятках городничего и судьи, рассказ почтмейстера о чужих письмах? Охарактеризуйте рассказ Бобчинского и Добчинского о «ревизоре».

Почему Хлестаков был принят за ревизора, хотя «в этом вертопрахе... ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

2. Самостоятельная работа

Озаглавьте каждое действие комедии цитатами из нее.

I действие - «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

II действие - «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»

III действие - «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

IV действие - «Мне нигде не было такого хорошего приема».

V действие - «Какие-то свиные рыла вместо лиц».

3. Выразительное чтение

Учащиеся выразительно читают по ролям I действие комедии.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа в группах

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание охарактеризовать одного из чиновников, изображенных в комедии. Результаты наблюдений вносятся в таблицу.

Заполните таблицу «Чиновники уездного города».

2. Работа с текстом

Выберите из текста цитаты, с помощью которых вы могли бы создать портрет уездного города.

Например: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

V . Этап информации о домашнем задании

2. Ответить на вопросы 1 и 2 (к действию II ).

3. Закончить цитатный портрет уездного города.

VI . Этап рефлексии


На зеркало неча пенять,
коли рожа крива.

Народная пословица.

Действующие лица

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский , городничий .
Анна Андреевна , жена его.
Марья Антоновна , дочь его.
Лука Лукич Хлопов , смотритель училищ.
Жена его .
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин , судья.
Артемий Филиппович Земляника , попечитель богоугодных заведений .
Иван Кузьмич Шпекин , почтмейстер .

Характеры и костюмы

Замечания для господ актеров

Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами . Волоса на нем стриженые, с проседью.

Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка , еще не совсем не пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип , слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук .

Бобчинский и Добчинский , оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Почтмейстер , простодушный до наивности человек.

Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся перед глазами.

Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.

«Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания».

Цели урока:

– познакомить учащихся с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

– дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Оформление: портрет Н.В. Гоголя, портрет Николая I, иллюстрации к пьесе.

Ход урока.

«Тут всем досталось, а больше всего мне…».

Николай I.

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем знакомство с одним из самых удивительных произведений Н.В. Гоголя.

  1. Проверка Д/З.

– Давайте проверим д/з (Мозаика)

  1. Выберите слова, связанные с именем Гоголя, свой ответ аргументируйте: сатира, «Шинель», Михайловское, Остап, «Мцыри», А. С. Пушкин, Александринский театр, Простакова, Тарас Бульба, «Недоросль», «Узник», Андрий, «Бежин луг», «Мертвые души», Дубровский, Сорочинцы.
  2. – А теперь послушаем наших эрудитов. Какие интересные факты из жизни Гоголя вы приготовили для нас.
  1. Объявление темы, оглашение целей и задач.

– Ребята, а кто такой ревизор?

  1. Терминологический минимум

Роды литературы (эпос, лирика, драма)

Жанры драмы (трагедия, драма, комедия)

– Как вы видите сегодня мы будем работать над комедией.

– Что такое комедия?

  1. Творческая история.

Слово учителя.

В 1835 А.С. Пушкин получает от Гоголя письмо, в котором говорится: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре: однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Этот пушкинский забавный случай оказался столь характерным для русской жизни, что делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!”

  1. Сценическая история.

Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.

Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».

Постановка пьесы «Ревизор» в Москве.

После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.

Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.

25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». Спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.

– Какой же основной вопрос у нас возникнет при чтении комедии?(За что же досталось царю?)

– Что же так возмутило высокопоставленную публику? (мнения учащихся)

  1. Введение в текст. Говорящие фамилии.

Какие фамилии носят персонажи, если мы можем догадаться о роде их деятельности с помощью именований (Говорящие)


ВОПРОСЫ В каком году была написана комедия Н. В. Гоголя Ревизор? В каком году была написана комедия Н. В. Гоголя Ревизор? Какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии Ревизор? Какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии Ревизор? Что является кульминацией пьесы? Что является кульминацией пьесы? Кто подал Гоголю первую мысль о Ревизоре? Кто подал Гоголю первую мысль о Ревизоре? Гоголь, отвечая на упрёки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе…Это честное, благородное лицо был-… Гоголь, отвечая на упрёки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе…Это честное, благородное лицо был-… Где и когда была поставлена впервые комедия? Где и когда была поставлена впервые комедия? Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления Ревизора: Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!? Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления Ревизора: Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!? Где находится город, в котором происходят события пьесы Ревизор? Где находится город, в котором происходят события пьесы Ревизор? В каком году происходит действие пьесы Ревизор? В каком году происходит действие пьесы Ревизор?



Словарь: порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание. чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание. разоблачать – открыть, обнаружить. разоблачать – открыть, обнаружить. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)


Н. В. Гоголь. Развязка «Ревизора» (1846) Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, – ведь не светский человек произносит над нами суд, – взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духа спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе! Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется. Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, – в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, – настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! Клянусь, душевный город стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своем государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их. Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти. Смехом, который создан на то, чтобы смеяться надо всем, «что позорит истинную красоту человека...» (Цит. по кн.: Гоголь, Н. В. Развязка «Ревизора» // Гоголь, Н. В. Собр. соч.: в 8 т. – М., 1984, с. 364–376.)

История создания «Ревизора»

Рождение и становление комедии

О том, как Николай Васильевич Гоголь создавал свою комедию написано много книг и статей, но наиболее авторитетными на наш взгляд являются труды М. Б. Храпченко и Э. Л. Войтоловской.

В своем письме, от 7 октября 1835 года, Гоголь спрашивает у Пушкина мнение о «Женитьбе», а за одно, так как искал поддержки и ждал совета от Александра Сергеевича, просит его подсказать сюжет, «... хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта» . Пушкин на просьбу Гоголя откликнулся и поделился с ним сюжетом, который волновал и его самого. Пушкин рассказал ему историю о Павле Петровиче Свиньине, который во время поездки в Бессарабию стал выдавать себя за очень важное и значительное лицо, за петербургского чиновника, а остановлен был лишь тогда, когда стал брать прошения. Позже, уже в 1913 году, историк литературы Н.О.Лернер в своем труде «Пушкинский замысел «Ревизора» // Речь. 1913.» , сделав анализ и писем Пушкина, и самого текста «Ревизора», пришел к выводу, что некоторые черты Свиньина и Хлестакова совпадают. Прототипом Хлестакова оказался довольно известный своим современникам живописец, историк, создатель «Отечественных записок». Лернер отождествлял ложь Хлестакова с ложью Свиньина, считал, что и похождения их до крайности похожи.

После того как сюжет был передан Пушкиным в 1835 году Гоголю, Николай Васильевич начал работу над «Ревизором». Первый вариант комедии был написан довольно быстро, этому свидетельствует письмо Гоголя к Погодину, от 6 декабря 1835 года, в котором писатель говорит о завершении первых двух черновых редакций «Ревизора».

Исследователь А. С. Долинин в «Ученых записках Ленинградского гос. пед. ин-та» все же высказывает сомнение в том, что Гоголь мог за полтора месяца проделать такую огромную и кропотливую работу, ведь по его словам, писатель достаточно долго «оттачивал» свои произведения. Долинин считает, что Пушкин передал сюжет Гоголю намного раньше, возможно в первые годы из знакомства. История о Свиньине просто осталась в памяти писателя, а реализовать сюжет он решил тогда, когда пришла идея о написании последней комедии.

И все же большинство исследователей истории литературы считают, что черновые наброски Гоголь писал всегда достаточно быстро, а вот на «оттачивание» уходило гораздо больше времени.

Войтоловская считает, что установлена связь между идеей сюжета Пушкина и «Ревизором» Гоголя, хотя и не ясна точная дата начала работы над комедией.

Первый вариант «Ревизора» был существенно переделан, в результате чего комедия обрела более целостную структуру. Но и после второй редакции писатель снова внес ряд изменений, после чего пьеса была передана, наконец, в печать и отправлена в театральную цензуру. Но и после получения разрешения на театральную постановку, которое было дано 2 марта, Гоголь не переставал улучшать своего «Ревизора». Последние исправления были приняты театральной цензурой всего за несколько дней до выхода комедии на сцену.

В ходе создания «Ревизора» Гоголь не чувствовал сложностей, которые могли сопровождать работу писателя над большим произведением. Образы, которые проходят через всю пьесу, сформировались сразу; уже в первой редакции мы наблюдаем все ключевые события, всех главных героев с их отличительными чертами. Поэтому сложность творческого процесса заключалась вовсе не в поисках сюжетных линий, а в более ярком и точном раскрытии характеров персонажей.

Этому произведению Николай Васильевич придавал большое значение, ведь именно этим и можно объяснить то, что он продолжал работать над текстом и после первого издания пьесы. Когда Погодин спрашивал Гоголя о том, чтобы выпустить второе издание «Ревизора», писатель отвечал, что нужно немного подождать, так как он начал переделывать некоторые сцены, которые, на его взгляд, выполнены небрежно. Исправлены были, прежде всего, сцены встречи чиновников с Хлестаковым в начале четвертого акта, они стали более естественными и энергичными. Уже после этих изменений в 1841 году выходит второе издание комедии, но Гоголь понимает, что его работа над «Ревизором» еще не закончена. И осенью 1842 года писатель снова шлифует пьесу целиком. Все это и есть процесс художественной обработки автором своего произведения, в результате которого заметна выразительность каждой детали. В комедии было очень мало сцен, которые Гоголь не переделывал, пытаясь добиться глубины образов и речи. Только шестая редакция «Ревизора» стала окончательной.