Когда родился и умер борис житков. Борис Житков. Рассказы для детей. мультипликационные фильмы

Кто из нас в детстве не читал удивительных рассказов про путешественников?! Многие увлекались такими произведениями, но не все сейчас помнят, что автором их был писатель и исследователь Борис Житков.

Рассмотрим сегодня подробнее биографию этого удивительного человека.

Годы детства и юности

Борис Житков родился в 1882 году в городе Новгороде. Он происходил из интеллигентной семьи: отец был прекраснейшим учителем математики и преподавал в одном из учительских институтов Новгорода. Мать всею душой была преданная музыке, в юности она училась у самого

Однако детство Бориса было беспокойным не только из-за частых переездов (за его отцом закрепилась репутация «неблагонадежного» человека, поэтому ему часто отказывали в месте), но из-за характера мальчика, мечтавшего о путешествиях и приключениях.

Его сознательные годы прошли в Одессе, тут же Борис Житков окончил гимназию. В гимназии его лучшим другом стал одноклассник Коля Корнейчуков (будущий детский писатель К. Чуковский). Вместе они однажды решили пойти пешком в Киев, правда, до Киева добраться не удалось. Мальчиков вернули по домам и строго наказали их родители.

Мечта о морских путешествиях

Многое успел повидать за свою жизнь Борис Житков, биография писателя подтверждает этот факт.

Борис был способным учеником, по примеру своего отца он поступил в университет, правда, на естественное отделение, а не математическое.

В то же время в России в 1905 году разыгралась первая русская революция. Житков стал на сторону восставших, однажды ночью он тайком на паруснике провез оружие восставшим морякам с корабля «Броненосец Потемкин». Мятежного студента не стали терпеть в университете и исключили.

Но Житков не сдался, он решил осуществить свою давнюю мечту - стать моряком и путешественником. Он решил сдать экзамен на звание штурмана, с блеском выдержал его и был зачислен на борт одного из кораблей.

В течение последующих трех лет будущий писатель смог побывать и в Красном, и в Черном, и в Средиземном морях, совершить путешествия в экзотические страны и узнать много нового о тамошней флоре и фауне.

Профессия инженера

Вдоволь настранствовавшись, Житков решил все-таки получить для себя серьезную профессию. В 1909 году он приехал в Петербург, чтобы поступить в Петербургский политехнический институт. Житков выдержал вступительные экзамены и снова стал студентом. Уехал на практику в Европу, там работал на заводе в самой простой должности. Вернулся домой в Россию и успешно окончил институт.

В 1912 году, накануне страшной мировой войны, будущий писатель вновь отправляется в путешествие. На этот раз оно стало кругосветным плаваньем. Житков своими глазами увидел все яркие и неповторимые краски азиатских стран: Индии, Китая, Цейлона. Позже впечатления о путешествиях очень пригодятся ему, когда он станет писателем.

Вернувшись на Родину, Борис Житков увидел, что в стране началась революция, которая превратила молодого инженера в безработного, вынужденного голодать и скитаться. Вот тогда в Житкове и проснулся писательский талант, дремавший все это время.

Писательство

Целую серию работ создал Житков для совсем маленьких читателей, сам себя он называл автором «энциклопедии для четырехлетних детей». Сюда вошли такие рассказы, как «Кружечка под елочкой», «Пудя», «Что я видел». Герои этих книг трогательны, любознательны и понятны для каждого ребенка.

Значение жизни и творчества писателя

Яркую и запоминающуюся жизнь прожил Борис Житков, фото этого человека поражает особым взглядом, с которым писатель смотрит на людей. Это смелый и одновременно добрый взгляд человека, который готов бороться со всеми тяготами жизни и одновременно любить ее.

По-настоящему влюбленным в жизнь человеком чувствовал себя Борис Житков, фото и биография его - яркое тому подтверждение.

Писатель рано умер. Ему было только 56 лет. Перед смертью он тяжело болел, однако не спешил сдаваться своей болезни, а боролся за каждый прожитый день.

Похоронили Б. Житкова в 1938 году в Москве, на знаменитом Ваганьковском кладбище.

Только 15 лет в своей жизни Житков прожил как писатель. Однако его вклад в детскую литературу неоспорим. Именно книги писателя открывают детям всю красоту природного мира и учат бережному и трепетному к нему отношению.

В ноябре 1923 года немолодой безработный Борис Житков записал в дневнике: «Сегодня день, когда уже некуда идти» . Работы не было, было ощущение глухого забора, вдоль которого он ходил и безуспешно стучал. И вдруг… «открылась калитка в этом заборе… Совсем не там, где… стучал… и сказали: “Ради бога, входите, входите”» . Это «входите, входите» сказали в редакции журнала «Воробей», куда Житкову предложил обратиться Корней Чуковский, уверовавший в литературный талант своего гимназического товарища. Они когда-то вместе учились в Одессе, одно время даже дружили, и Чуковский (тогда Коля Корнейчуков) часто бывал в семье Житковых.
Семья была немалой: родители, три дочери и младший - сын. Он родился недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Отец преподавал математику: один его задачник издавался тринадцать раз. Но из-за твёрдого клейма «неблагонадёжного» он вынужден был менять одно место работы за другим. Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна.
В Одессе Борис впервые пошёл в школу: частную, французскую, где вместо отметок за прилежание давали фантики и игрушки. Потом поступил в гимназию. Гимназист он был необычный. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что «изучатель» он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но и вместе с товарищами яхту построил.
Однажды уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев - пешком! А это 400 километров. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым.
Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма порой - целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь. К тому же он оказался великолепным рассказчиком. Да и рассказать ему было о чём. После окончания гимназии его жизнь - это настоящий калейдоскоп разнообразных, подчас экзотических событий.
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте, руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолётов. Работал в школе, преподавал математику и черчение.
Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. И вот со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он - человек немолодой - бросился в литературную работу.
Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова («Над морем») в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». Позднее автор изменил название - «Над водой». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море».
Однажды, получив приглашение поработать редактором в журнале «Юный натуралист», Борис Степанович учинил там«житковский переворот» . То же произошло чуть раньше в журнале «Пионер», чему там, впрочем, все были рады.
Героями произведений Житкова были люди ярких, резких характеров - таких он не раз встречал в своей полной приключений жизни. А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» .
Как и в детстве, он «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать» . И подчас героями его произведений становились… топор или пароход. Как автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг! Для того он и усердствовал непрестанно выдумкой.
Пригодились и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту, а писателю Константину Федину - как делают бочки. Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы… и готов был… немножко построгать вместе с замечательным бондарем - Житковым» .
Отчаянный интерес к жизни не давал писателю Житкову покоя. То он брался делать фильм о микробах, то взахлёб рисовал, то возвращался к скрипке. «Я в плену, я влюблён и у ног в восхищеньи» - это о новом инструменте с нежным «женским» голосом.
За вечные скитания его как-то назвали «вечным Колумбом» . А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу - «энциклопедию для четырёхлетних граждан» . Он назвал её «Почемучкой». Первым слушателем и критиком отдельных глав стал настоящий почемучка - его сосед Алёша, которому «объясни метро - мозги вывихнешь» .
Книга «для маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова, который умер за год до её выхода. Осталось наследство: почти двести рассказов, повестей, статей.

Надежда Ильчук

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б.С.ЖИТКОВА

ИЗБРАННОЕ. - М.: Терра - Кн. клуб, 1999. - 542 с.: ил. - (Сокровища дет. литературы).

ИЗБРАННОЕ / Вступ. ст. К.И.Чуковского; Худож. Б.В.Тржемецкий. - М.: Правда, 1988. - 477 с.: ил.
Содерж.: Морские рассказы; Рассказы о животных; Что бывало.

ИЗБРАННОЕ / Сост., вступ. ст., примеч. В.Глоцера; Худож. А.Брей и др. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Содерж.: Что бывало; Морские истории; Рассказы о животных.

БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА: [Рассказы] / Худож. М.Федоровская. - М.: Пушкинская б-ка: Астрель, 2005. - 238 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

КАК МЫ ЕЗДИЛИ В ЗООСАД: Рассказ. - М.: Центрполиграф, 1998. - 46 с.: ил. - (Книга за книгой).

КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ; БЕЛЫЙ ДОМИК; ПУДЯ; МАНГУСТА: [Рассказы] / Худож. И.Киреева. - М.: Август, 2001. - 56 с.: ил. - (Рассказы рус. писателей).

МОРСКИЕ ИСТОРИИ; РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ // Пришвин М.М. Золотой луг: Рассказы; Житков Б.С. Морские истории; Рассказы о животных; Бианки В.В. Рассказы и сказки; Бажов П.П. Уральские сказы. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 169-348.
Каким бывает море? Глубоким, синим, тёплым, ласковым. А ещё злым и безжалостным к человеку, стремящемуся схлестнуться с водной стихией один на один.

ПОМОЩЬ ИДЁТ: Рассказы / Худож. В.Юдин. - М.: Дет. лит., 1990. - 29 с.: ил. - (Читаем сами).

ПРО СЛОНА: Рассказ / Худож. Н.Тырса. - СПб.: Лицей, 1991. - 14 с.: ил. - (Мои первые книжки).

ПУДЯ: Рассказ / Рис. В.Дроздова. - СПб.: Лицей, 1992. - 31 с.: ил. - (Читаем сами).

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ / Худож. В.Челак. - М.: Махаон, 2004. - 125 с.: ил. - (Родная природа: Читаем дома и в школе).

РАССКАЗЫ О ХРАБРОСТИ / Худож. Ю.Тризна. - Л.: Дет. лит., 1990. - 110 с.: ил. - (Шк. б-ка: Для начальной школы).

СЕМЬ ОГНЕЙ: Очерки, рассказы, повести, пьесы / Худож. А.Брей, В.Владимиров, Н.Лапшин, П.Митурич, А.Самохвалов, Р.Семашкевич, С.Соколов, М.Цехановский; Оформл. Г.Фильчакова. - Л.: Дет. лит., 1989. - 287 с.: ил.
Содерж.: Повести и рассказы: Про волка; Роман Маркиза; Удав; Варька; Василий Мутный; Александр Сергеевич Пушкин; Пьесы: Семь огней; Последние минуты; Очерки: Телеграмма; Про эту книгу и др.
Эта книга о том, как делают деньги и как родился паровоз. Здесь есть повесть о жизни Александра Сергеевича Пушкина и пьеса о революции. А от рассказа «Про волка» просто не оторваться. Так увлекательно автор описывает свою попытку приручить дикого зверёныша.

ХРАБРЫЙ УТЁНОК: Сказка / Худож. А.Комраков. - М.: Дет. лит., 1998. - 15 c.: ил. - (Для маленьких).

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Предисл. Г.Черненко; Худож. М.Беломлинский. - Л.: Дет. лит., 1986. - 79 с.: ил.

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Худож. А.Безменов, А.Капнинский. - М.: РОСМЭН, 2002. - 250 с.: ил. - (Б-ка младшего школьника).

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Худож. В.Черноглазов. - М.: Дет. лит., 2003. - 301 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Что бывало? Бывало всякое: и страшное, и смешное. В этой книге рядом стоят рассказы о пароходе, налетевшем на мину, и самоваре, который пускал мыльные пузыри. О спасении рыбаков, унесённых на льдине в открытое море, и о потерянной бороде.

ЧТО Я ВИДЕЛ: Рассказы и сказки / Вступ. ст. К.Федина; Рис. коллектива художников; Сост. и авт. биогр. очерка Г.Черненко. - Л.: Дет. лит., 1979. - 382 с.: ил.

ЧТО Я ВИДЕЛ / Худож. Д.Аникеев. - М.: Примат, 1994. - 240 с.: ил.
Почему у собаки на голове бантик?
Почему нельзя подслушивать?
Почему дорога железная?
Почему у стрелочника жёлтый флажок то свёрнут, то развёрнут?
Попробуй задать вопросов больше, чем Алёша Почемучка!

Надежда Ильчук,
Ольга Мургина (библиография)

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Б.С.ЖИТКОВА

Бианки В.В. Борис Степанович Житков и его литературное наследие // Бианки В.В. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1972-1975. - Т. 4. - С. 218-222.

Бывалый человек Житков: [Чуковский К. Детство; Бианки В. Друг; Фраерман Р. Последние годы] // Житков Б.С. На островах робинзонов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. - С. 230-254.

Вольпе Ц.С. Искусство непохожести: Б.Лившиц, А.Грин, А.Белый, Б.Житков, М.Зощенко: Сб. - М.: Сов. писатель, 1991. - 316 с.

Жизнь и творчество Б.С.Житкова. - М.: Детгиз, 1955. - 591 с.: ил.

Житков Борис Степанович // Крат. лит. энциклопедия: В 9 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978. - Т. 2. - Стб. 947-948.

Житков Борис Степанович // Мацуев Н. Русские советские писатели: 1917-1967. - М.: Сов. писатель, 1981. - С. 85.

Житков Борис Степанович // Что такое. Кто такой: Т. 2. - М.: Педагогика-ПРЕСС, 1993. - С. 18-19.

Зубарев Д. Борис Степанович Житков // Антология мировой детской литературы. - М.: Аванта+, 2002. - Т. 3. - С. 53-54.

Маршак С.Я. «Штурман дальнего плавания» // Маршак С.Я. Собр. соч.: В 4 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 4. - С. 416-423.

Николаева С.А. Житков Б.С. // Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1997. - С. 279-284.

Пантелеев А.И. Ни на один оборот: (К 95-летию Б.С.Житкова) // Пантелеев А.И. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 3. - С. 259-261.

Разумневич В.Л. О людях труда и подвига // Пришвин М.М. Золотой луг; Житков Б.С. Морские истории; Рассказы о животных; Бианки В.В. Рассказы и сказки; Бажов П.П. Уральские сказы. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 161-169.

Cивоконь С. На все руки мастер: (Борис Житков) // Сивоконь С. Уроки детских классиков. - М.: Дет. лит., 1990. - С. 66-98.

Сивоконь С. На все руки мастер // Житков Б.С. Что бывало. - М.: Дет. лит., 2003. - С. 5-18.

Федин К. Мастер // Житков Б.С. Что я видел. - Л.: Дет. лит., 1979. - С. 5-6.

Черненко Г.Т. Вечный Колумб: Биогр. очерк / Рис. и оформл. Б.Забирохина. - Л.: Дет. лит., 1982. - 255 с.: ил.


Черненко Г.Т. Две жизни Бориса Житкова // Житков Б.С. Что я видел. - Л.: Дет. лит., 1979. - С. 369-379.

Черненко Г.Т. Любимый писатель // Житков Б.С. Что бывало. - Л.: Дет. лит., 1986. - С. 5-7.

Щеглова Е.П. Житков Борис Иванович: [Биогр. справка] // Уважаемые дети: Сб. - Л.: Дет. лит., 1989. - С. 252.

Н.И., О.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.С.ЖИТКОВА

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Кнопочки и человечки. Эпизод из повести Б.Житкова «Что я видел». Сцен. В.Голованова. Реж. М.Новогрудская. Комп. М.Меерович. СССР, 1980.

Почему слоны? По мотивам повести Б.Житкова «Что я видел». Сцен. Ж.Витензон. Реж. М.Новогрудская. Комп. М.Меерович. СССР, 1980. Роли озвучивали: Г.Дробинина, Е.Зверева, Р.Суховерко и др.

Пудя. По рассказу Б.Житкова. Реж. И.Воробьёва. Комп. И.Ефремов. СССР, 1990.

Творчество и биография Бориса Житкова не могут не привлечь внимания читателей. Долгий и впечатляющий путь этого автора к литературе говорит сам за себя. Житков начал писать еще в юности, но свою первую книгу издал, когда ему было за сорок. За это время он перепробовал множество самых разных профессий, путешествовал, занимался исследовательской работой. В основу многих рассказов и повестей легли события из реальной жизни.

Детство писателя

Житков Борис родился неподалеку от Новгорода 30.08.1882 года. Степан Васильевич, отец писателя, был преподавателем математики в Новгородской учительской семинарии и составителем учебников. Мать писателя, Татьяна Павловна, - пианисткой. В их доме всегда собирались профессора и ученые, музыканты и поэты. Частыми гостями в этой семье были и политические ссыльные, жившие у них до тех пор, пока не подыщут себе работу и жилье.

Много времени Житков проводил в ремесленных мастерских во дворе своего дома в Одессе, куда семья переехала, когда Борису исполнилось семь лет. Тут его интересовало все - инструменты, станки. Рабочие с удовольствием делились своими знаниями с любопытным и сообразительным мальчуганом.

У Житкова были приятельские отношения с токарями, слесарями, кочегарами, фабричными рабочими. Словом, с теми, кто принадлежал к социальным «низам». И они к нему относились уважительно, называя по имени-отчеству - Борис Степанович. Житков, хоть и находился постоянно среди людей, имел одну особенность - среди малознакомых людей он находился всегда в стороне и молча всматривался в окружающих. Он умел молчать.

Корней Чуковский, друг детства Житкова, пишет в своих воспоминаниях, что только спустя двадцать пять лет узнал, что все те «взрослые, бородатые» люди, с которыми водился Борис, работали в революционном подполье. Надежная и гостеприимная семья Житковых и после переезда в Одессу принимала активное участие в народовольческом движении.

Дети не оставались в стороне, с раннего возраста они оказывали посильную помощь подполью. Борис же был словно создан для такой работы - своей наигранной, барской надменностью и щегольским костюмом он не вызывал у полицейских никакого подозрения. Он с малолетства крутился в порту, общался с грузчиками и матросами. Борис был любимцем портовой ребятни, славился среди них как искусный рассказчик, поражая их историями о подвигах подпольщиков и капитанов.

Море, скрипка и дрессированный пес

Море Бориса манило с детства, а когда они переехали в Одессу он увидел воочию бескрайнее морские просторы и океанские судна. Отец поступил на службу в порту, и семья Житковых поселилась в гавани. Борис бегал по всем пароходам, спускался в машинное отделение, лазал по канатам, а по вечерам они с отцом катались на военной шлюпке.

Когда ему исполнилось одиннадцать лет, Житковым подарили парусную шлюпку и вскоре Борис научился ею виртуозно управлять. Друзья Житкова вспоминают, что в море с ними не раз могла случиться беда. Но Борис, необыкновенно ловкий и сильный, к тому же надежный и верный товарищ, всегда выходил из трудных ситуаций и никогда никого не оставлял в беде.

С ранних лет Борис Житков интересовался многими вещами, и увлечения его не знали границ. Благодаря своему упорству он всегда добивался отличных результатов. Увлекался фотографией, дрессировкой животных, метко стрелял, знал все созвездия на небе, прекрасно говорил на французском языке.

Математику, физику, астрономию и литературу любила вся семья Житковых. Одним из главных увлечений Бориса, была музыка, с детства он уделял игре на скрипке много времени. Гимназисты, которым довелось учиться с Житковым, вспоминают, как лохматый дрессированный пес провожал Бориса до школы, неся в зубах его скрипку.

В одном из писем своей сверстнице он так и писал, что «занимается музыкой так много, что знакомые говорят отцу, как бы Борис в консерваторию не удрал». Письма Житков писал с невиданной для подростка щедростью, в них он делился размышлениями, рассуждал о дальнейшем своем пути и образовании. Писал родственникам, друзьям, знакомым и всю жизнь вел дневники.

Образование и путешествия

Первое начальное образование Житков получил в частной французской школе, которую начал посещать с семи лет. Продолжил обучение во второй одесской прогимназии. Что удивительно, несмотря на свою разностороннюю образованность, в школе не был в числе первых учеников, перебивался с тройки на тройку.

Борис Житков долго сомневался, куда ему идти после окончания гимназии - в искусство или науку. Выбрал науку и в 1900 году приступил к изучению химии и математики в Новороссийском университете. В 1901 году перевелся на факультет естественных наук. В 1906 году Житков окончил Новороссийский университет.

Во время учебы Борис стал членом яхт-клуба, изучал парусники и участвовал в гонках яхт. В эти годы он побывал в Турции и Болгарии, Греции, во Франции, Румынии. И ему не составило труда сдать экзамен на звание морского штурмана. Между обучением в университете и институте Борис Степанович побывал в Сибири, принимая участие в экспедиции по Енисею.

Житкову поручили исследовать Енисей до Ледовитого океана, изучить обитающих в этих водах рыб. Судно прислали в полуразобранном виде. Житков вместе с ярославскими переселенцами собирает судно самостоятельно. Экспедиция прошла успешно, и на всю жизнь ему запомнилась трудовая хватка и мастерство ярославских плотников.

В 1909 году опять становится студентом - поступает в Политехнический институт в Петербурге на отделение кораблестроения. Каждое лето Житков проходил практику на заводах России и Дании. В 1912 году во время практики Житков совершает кругосветное плавание на учебном судне.

К тридцати годам, где только он не побывал - в Сингапуре и на острове Цейлон, в Гонконге и на Мадагаскаре. Прошел морскую службу от юнги до помощника капитана. В 1916 году Борис Степанович Житков получает чин мичмана и по распоряжению Военного штаба отбывает в Англию - принимать моторы для подводных лодок и самолетов.

Жизнь после революции

С малых лет помогая революционному подполью, во время революции 1905 года Житков не мог оставаться в стороне от этих событий. К этому времени он был уже закаленный и мужественный человек. В составе студенческого отряда он защищал от погромщиков еврейский квартал. Готовил нитроглицерин для бомб, доставлял в Одессу оружие из Варны, Констанцы или Измаила.

В 1917 года после возвращения из Англии Житкова арестовала царская охранка, но за неимением доказательств вынуждена была отпустить. И Борис Житков возвращается в Одессу, в родной порт инженером. После прихода белых в 1918 году он вынужден скрываться.

Советская власть установилась в Одессе в 1920 году. Житков руководит техническим училищем, преподает химию, физику и черчение на рабфаке. Но его тянет на большие заводы, он все еще считает себя инженером-кораблестроителем. Борис Степанович отправляется в Ленинград.

Страна еще не оправилась от гражданской войны, промышленность только начала восстанавливаться. Куда только не обращался по поводу работы Житков, но везде его ждал отказ. С просьбой о встрече он обращается к своему другу детства - Коле Корнейчуку.

Друг детства

В гимназии Житков был не особо общителен. Коля Корнейчук, будущий писатель Корней Чуковский, в своих воспоминаниях так и пишет, что не рассчитывал на дружбу с Житковым, так как они были очень разными. Корнейчук принадлежал к озорной и непоседливой «ватаге мальчишек», которые обитали на последних партах, на «Камчатке».

Житков же, напротив, всегда сидел в первых рядах, был серьезен, неразговорчив и казался надменным. Но Коле нравилось в Житкове все - его любознательность и то, что он живет в порту и дяди у него адмиралы, его дрессированный пес и даже его надменность.

Как-то Борис сам подошел к Коле - с тех пор и началась у них дружба. Он учил его всему - грести на лодке, завязыванию морских узлов, плаванию, французскому языку, гальванопластике. В 1897 году Борис предложил Коле пойти в поход - из Одессы в Киев пешком. По дороге между подростками произошла размолвка, и они расстались на годы.

Встретились они случайно в 1916 году. Коля был в составе делегации писателей в Лондоне, уже известный всем детский автор. Борис Житков в это время служил в Англии инженером в военном ведомстве. После памятной встречи они расстались друзьями, поддерживали переписку, но гражданская война внесла свои коррективы - пять лет Корней Чуковский ничего о Борисе не слышал.

И вот внезапно осенью 1923 года Борис появляется в его квартире и рассказывает о своих приключениях.

Первая книга

Корней Иванович заметил, с каким интересом его дети слушают Бориса. И предложил тому описать свои приключения. Вскоре Житков принес ему рукопись. Чуковский взял в руки карандаш, чтобы редактировать записи. Но отметил, что в этом нет необходимости, так как это работа человека, прошедшего серьезную литературную школу. И отнес рукопись Житкова в редакцию.

Книга называлась «Злое море», в нее вошли несколько рассказов - «Мэри» и «Мария», «Коржик Дмитрий», «Под водой». Благодаря Чуковскому знакомится с Маршаком Борис Житков. Рассказы для детей печатаются в журнале «Воробей», который Самуил Яковлевич в то время возглавлял. Не прошло и года, как имя Житкова стало привычным для юных читателей.

Творчество Бориса Житкова

С детства серьезный и настойчивый, не чурающийся никакого труда, Борис Степанович и в своих произведениях уделял место таким чертам, как трудолюбие, усердие, а главное - ответственность. По мысли писателя наглядные примеры великих людей должны подготовить юных читателей к труду и борьбе.

С восхищением описывает труд моряков, плотников, клепальщиков Борис Житков. Книги автора дают понять юным читателям, насколько ценен в коллективе человек-труженик, человек-творец. Это отражается в его произведениях: «Мираж», «Плотник».

Тех, кто относится неуважительно к труду, мастерству и умению, он отображает с отвращением. Отрицательные герои, наживающиеся на чужом труде, ярко представлены в его рассказах «Урок географии» и «С Новым годом!».

Морские истории

Еще в детстве смелый и находчивый, готовый всем прийти на помощь, Житков поднимает тему храбрости, и она проходит через многие его произведения, такие рассказы, как «Механик Салерно», «Над водой», «Тихон Матвеич», «Метель», «Сию мунуту-с!», «Погибель».

Рассказ «Пудя» также говорит о мужестве - дети признаются в своем проступке, чтобы оградить от наказания ни в чем не повинного пса. Не мог не рассказать своим читателям и о своей любви к путешествиям Борис Житков.

Книги рассказывают о море и смелых, по-настоящемц храбрых людях. Это находит отражение в его морских историях: «Джарылгач», «Шквал», «Компас», «Николай Исаич Пушкин», «Дяденька», «Черные паруса», «Ураган», «История корабля».

Рассказы о животных

Житкова всегда отличала любовь к животным, доброта и человечность по отношению к ним. И он не мог не отразить это в своих произведениях. В рассказе «Про слона» Житков очень ярко описывает тяжелую работу, которую приходится выполнять слонам. Люди не делают ничего, чтобы облегчить этот труд. Во время чтения этого рассказа становится стыдно за жестокосердие человека.

Его произведения учат доброму отношению к животным и пониманию. Таковы его рассказы: «Беспризорная кошка», «Волк», «Мышкин», «Галка», «Про обезьянку», «Медведь», «Мангуста».

Энциклопедия для маленьких

К 1934 году Житков написал уже целый цикл рассказов для дошкольников, он были опубликованы в журнале «Чиж»:

  • «Как слон спас хозяина от тигра»;
  • «Как я ловил человечков»;
  • «Как папа меня спасал»;
  • «Как толкнул один мальчик».

На тот момент его рассказы и повести были очень хорошо известны читателям среднего возраста. И в одном из своих писем он признался, что ему хочется написать что-то для совсем маленьких. Так появилась энциклопедия для малышей «Что я видел». Увлекательно рассказывает о впечатлениях своего детства Борис Житков.

Рассказы о Алеше, герое этого произведения, открывают перед детьми красочную природу и животных. Словами героя автор описывает свои путешествия и походы, рассказывает о людях, которые встречались ему на пути.

Немало Житковым было написано рассказов и повестей для детей. Его коллеги-писатели в своих письмах, отзывах, воспоминаниях отмечают, что произведения Бориса Степановича «трогают и печалят» читателя, «радуют» и заставляют ребенка сделать самостоятельно выводы.

Виктор Вавич

Автор, переживший первую русскую революцию, принимавший сам в ней активное участие, не мог оставить без внимания события тех лет. Роман «Виктор Вавич», посвященный этим трагическим событиям, он адресует взрослой аудитории. Ярко и реалистично описывает в романе характеры людей, их помыслы и мотивы. Произведение написано живым и простым языком.

Роман вышел после смерти писателя - своей главной работы Борис Житков так и не увидел. Это произведение отказались публиковать после рецензии А. Фадеева. Роман был запрещен к печати, и ни одна книга не была издана. Настолько детально и правдиво автор предал всю картину происходящего в те годы, что роман захватывает с первой минуты. Об этой книге Б. Пастернак написал, что это лучшее, написанное когда-либо о 1905 годе.

Книга была опубликована благодаря Лидии Чуковской - дочери известного писателя. Она сохранила рукописи романа, и он увидел свет в начале девяностых годов. Корней и Лидия Чуковская в своих воспоминаниях очень тепло отзываются о Житкове, искренне восхищаются его творчеством.

Невольно задумаешься, если такие требовательные к литературе люди высоко ценили его творчество, то его произведения определенно заслуживают внимания. И надо бы пересмотреть все его работы и перечитать.

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года, недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Семья Житковых жила в то время в Новгороде. Отец Бориса был учителем математики. Очень хорошим учителем. По учебникам, написанным им, учились арифметике и геометрии несколько поколений. «Отец отличался общительностью, его любили, и он умел объединить вокруг себя людей, – вспоминала сестра писателя. – Он не терпел никакой небрежности ни в чём». Но из-за твёрдого клейма «неблагонадёжного» он вынужден был менять одно место работы за другим.

Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса была отличной пианисткой, она боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна. Музыка наполняла их дом, неслась из открытых окон на улицу. «Под звуки музыки, – вспоминала сестра Житкова, – мы привыкли засыпать».

Бориса отдали во вторую одесскую гимназию. В том же классе, что и Житков, сидел высокий, худой, очень вертлявый гимназист, будущий писатель Корней Чуковский. Однажды Борис уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев пешком! А это 400 км. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным, непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым.
Борис был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что изучатель он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но вместе с товарищами построил небольшой парусный бот с каютой.

Житков Борис изучал математику и химию в Новороссийском университете. Летом 1905 года, когда началась первая русская революция, а на броненосце «Потёмкин» взвился красный флаг, студент Житков ночью на паруснике, притушив огни, перевозил оружие восставшим матросам и портовым рабочим. За участие в «беспорядках» его исключили из университета. Пытался перевестись в Петербургский университет и, конечно, получил решительный отказ.
Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы.

Сдал экстерном экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. И где только он не побывал!
В 1909 году Борис Житков отправился в ихтиологическую экспедицию по Енисею. Его отец писал: «Борис доволен, что, наконец, на дело попадает. Мне кажется, это хорошо, что он не в канцелярию и даже не в лабораторию попадает, а в экспедицию, в подвижное, живое дело».

Научное путешествие завершилось успешно. Экспедиция благополучно возвратилась в Красноярск, и здесь Житков принял важное решение. Судостроение давно привлекало его. Он решил стать инженером-кораблестроителем, поступить в Петербургский политехнический институт.
В сентябре 1909 года Житков – в Петербурге. Он – снова студент. Минул год. Житков едет на практику в Данию. Там он работает на машиностроительном заводе простым рабочим. Осенью опять за книги. Ходит на лекции, в лаборатории, чертит, рассчитывает. Учиться ему радостно. «Так, знаешь ли, интересно, что рад бы позаняться больше, да некогда, вот беда», – жалуется он племяннику.

А летом – снова в море. В 1912 году Житков отправился на учебно-грузовом судне в кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии. Житков не знал, что станет писателем, однако он навсегда запомнил и умных индийских слонов, и аромат зноя, и чёрную худую спину сингалеза-рикши.
Россия накануне революции. В стране неразбериха, на биржах труда толпились безработные. Даже такому опытному и знающему человеку, как Житков, нелегко было найти работу инженера. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться.

Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.
И вот, со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он – человек немолодой, бросился в литературную работу. Для Житкова началась новая жизнь, и он с жаром набросился на дело, о котором давно смутно мечтал и которое было его истинным призванием. Писательский талант у Житкова раскрылся в нём как-то сразу и разгорелся быстро и ярко.

Когда Житков взялся за перо, новый смысл приобрела вся его прежняя жизнь, она стала материалом для творчества. Вот, оказывается, для чего изучал он корабельное дело, и плавал на кораблях и подводных лодках по морям и океанам, и летал на аэроплане, и был в Индии, в Японии, в Африке; вот зачем провёл всю свою жизнь в тесном общении с рабочим людом – матросами, плотниками, охотниками-поморами, рабочими судостроительных верфей; вот зачем жадно вслушивался в народную речь, вот почему постоянно интересовался природой искусства.

Один за другим стали появляться рассказы о необычайных приключениях мужественных моряков и лётчиков и о смелых русских революционерах. Героями произведений Бориса Житкова были люди ярких, резких характеров: таких он не раз встречал в своей полной событий жизни. Он точно сорок лет ждал того момента, когда сможет рассказать обо всём, что видел, пережил, и наконец, дождался.

Любил Житков рассказывать в своих книгах и про птиц, и про животных, жизнь и повадки которых он отлично знал. В Индии он видел слонов в лесу, на работе, наблюдал, как они таскают брёвна, как нянчат детей; видел, как маленький зверёк мангуста воюет со страшной змеёй; как умны, шаловливы и надоедливы обезьянки вроде Яшки. А рассказы «Про слона», «Беспризорная кошка» мог написать человек не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном».

Перу Бориса Житкова принадлежат талантливые романы, пьесы, статьи, написанные для взрослых. За 15 лет литературной работы (а точнее, четырнадцать с половиной) им написано 192 произведения, в том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений, 14 статей. Но, пожалуй, «своё, житковское, новое слово сказал он именно в детской литературе».

За годы работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрёл и подсказал немало новых: он –кому один из создателей научно-художественного жанра; он затеял еженедельный журнал-картинку для детей, ещё не умеющих читать; он придумывал разные виды книжек-игрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах – в «Пионере», «Чиже», «Юном натуралисте». Он написал 38 маленьких рассказов для дошкольников. Это сказки «Кружечка под ёлочкой», «Девочка Катя», это рассказы «Пудя», «Наводнение», «Красный командир». Писатель в очерке рассказал детям о том, «Как советские лётчики завоевали Северный полюс»; к столетию со дня смерти А. С. Пушкина подготовил в «Чиже» статью и был очень озабочен тем, чтобы рассказать детям доходчиво и ясно о великом поэте. «О Пушкине… это самое трудное, – сообщал он в письме. – Тут нужно найти сердце, и дыхание, и подъём, и жар».
Он поведал своим юным слушателям-читателям и о подвиге челюскинцев, и о жизни детей за рубежом, и о новых советских морских судах, и о большевике С. М. Кирове, и о событиях в Испании, и о дружбе советских людей. Его маленькие рассказы, как, например, «Пожар», «Как подняли пароход со дна», «Почта – это целая энциклопедия профессий о труде пожарных, водолазов, почтальонов, это рассказы о советском человеке – труженике, коллективисте.

Как и в детстве, Житков «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать». И подчас героями его произведений становились… топор и пароход. Как автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг. Для этого он непрестанно и усердствовал выдумкой.
Пригодились тут и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту, а писателю К. Федину – как делают бочки. Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы… и готов был … немножко построгать вместе с замечательным бондарем – Житковым».

Вершиной научно-художественного мастерства Житкова и ярчайшим образом его творческой изобретательности является очерк о том, как делаются книги, – «Про эту книгу». Писатель принял до гениальности простое решение – рассказать об этом на примере той самой книги, которую он пишет. И так прямо и начинает: «Вот я написал «Про эту книгу», а книги-то пока нет никакой. Книга ещё будет. Это я надеюсь, что пока я буду писать, как эту книгу сделать, – гляди, уж целую книгу напишу…»

В этой книге Житкова максимально использован принцип наглядности. На первой странице напечатано факсимиле рукописи, потом показаны набор, вёрстка, корректура, правка редактора. Читатели видят, какие несуразности получаются, если пропустить хоть одну операцию.
Автор умело показывает неразрывное единство между руками мастера, печатника, делающего книгу, и машиной, облегчающей труд. Книга словно создаётся на глазах читателя, который убеждается, что, как бы далеко ни ушла техника, рождение книги всегда остаётся чудом.

Отчаянный интерес к жизни не давал писателю Житкову покоя. То он брался сделать фильм о микробах, то взахлёб рисовал («Не могу отстать от рисования, будь оно трижды проклято!»), то возвращался к скрипке. «Я в плену, я влюблён и у ног в восхищеньи» – это о новом инструменте, с нежным «женским» голосом.
Каждый его рассказ, каждая книга – это опыт, поиск. Виталий Бианки назвал Бориса Житкова «Вечным Колумбом», то есть вечным искателем. А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу – «энциклопедию для четырёхлетних граждан». Он назвал её «Почемучкой». Это было новаторское произведение, потому что ничего похожего ни в России, ни на Западе до тех пор не было. Первым слушателем и критиком отдельных глав стал реальный, настоящий почемучка – сосед старшей сестры Бориса Житкова – Алёша, с которым Борис Степанович довольно часто встречался и беседовал.

Острая память детства помогла Житкову понять особенности маленьких детей, своеобразие восприятия ими жизненных явлений, перевоплотиться в своего героя – «носителя чувств четырёхлетнего человека». Житков писал: «Я вспоминаю пароходный трап по тому, как я на нём расшиб себе голень, вспоминаю индюка по тому, как он меня больно клюнул, когда я совал ему зёрна, а лошадь по тому, как она меня не укусила, когда я ей давал на ладони сахар. А я этого как раз ждал и боялся. А она бархатными губами затянула сахар, мягко и осторожно, а могла бы откусить мне руку по локоть».

Житков в книге «Что я видел» сумел создать такого героя, с которым все дети себя полностью отождествляли и отождествляют; он дал возможность своему Алёше Почемучке совершить замечательное путешествие, повстречаться с такими людьми, которые в ответ на его вопросы рассказывают и показывают много интересного. Это и «дядя военный», который знал в лесу все деревья и грибы, умел найти дорогу по солнцу; это и матрос Гриша, который показывал Алёше всё на пароходе; и капитан, главнее которого на пароходе не было. Все персонажи – и Матвей Иванов с его рассказами о колхозном саде, и старый дедушка в шалаше на колхозном баштане, и Маруся, которая водит Алёшу в колхозный сад и угощает его сливами, и многие другие заняты своим делом. Но каждый из них оставляет в сердце мальчика заметный след.

Герой Житкова – настоящий, живой, непосредственный мальчик, со своим характером, поступками, капризами. Путешествие Алёши помогает объединить все события, в которых участвует герой, сделать книгу сюжетной. Поддерживают интерес к рассказу то драматические, то комические ситуации, в которые попадает герой, и очень непосредственная, эмоциональная реакция мальчика.

Здесь нет ограничений ребёнку, а идёт воспитание его для познания. Поэтому Б. Житков считал: «… Пусть день за днём, по приключениям, впитывает «читатель» новые сведения, и пусть по этим этапам они укладываются в его воображении, как если бы они случились в его жизни». Отсюда понятно, почему книгу «Что я видел» называли и называют «учебником жизни», а её автора – талантливым педагогом.
Зимой 1937 года Борис Степанович заболел. Один литератор посоветовал Житкову лечиться голодом. И он начал голодать. Нетрудно представить, какой огромной воли требовал этот, по выражению Бориса Степановича, «факирский» метод лечения.

«Голодаю вот уже 21 день, – писал Житков знакомому художнику. – Вообразите, что голодовка нисколько не повлияла на мою работоспособность».
И в самом деле он не прекращал литературную работу. К нему приходили писатели, редакторы. До глубокой ночи диктовал он жене, Вере Михайловне Арнольд, книгу «Что я видел» о путешествии и приключениях Алёши Почемучки.
Первого августа Житков с удовлетворением записал в дневнике: «Этой ночью к пяти часам утра я кончил «Почемучку». Итого – год работы». Книга для «маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова.

Увы, лечение голодом Житкову не помогло. Чувствовал он себя плохо, но мысль его была по-прежнему напряжена. Ещё работая над книгой «Что я видел», Житков задумал другую книжку для малышей – сборник рассказов о том, как с помощью техники советские люди борются со стихийными силами: наводнением, пожаром, метелью. Эту книжку Житков назвал «Помощь идёт».

И ещё одну книжку для дошкольников написал он в это время – «Что бывало» – сборник коротких рассказов о разных случаях, смешных и серьёзных. «Вы не понимаете, – писал Житков писательнице Н. Л. Дилакторской, – какой исключительной трудности эта задача – писать эту хрестоматию».
Не все книги, которые Б. Житков задумал, были им написаны. Собирался он написать и увлекательную книгу об истории корабля. Но не успел.

Не успел Житков создать и принципиально новый учебник для школьников, хотя тоже мечтал об этом. «Я думаю, что надо наконец начать кому-нибудь писать настоящие учебники, – сообщал он литератору И. И. Халтурину. – Учебники для детей. Это ведь тоже, выходит, детская книжка. И, скажите мне на милость, почему с беллетриста такой спрос: если на первой полустранице «ничего не начинается», то всякий вправе захлопнуть книжку и обругаться. А с «руководства» – никакого спросу, лишь бы вмещал курс».

Сам Житков признавал, что иные из его книг – «форменные учебники». Названий он не привёл, но угадать их нетрудно: в то время он работал в основном над книгами о технике и близкими к ним: «Кино в коробке», «Паровоз», «Плотник», «Про эту книгу», «Свет без огня», «Телеграмма»… Не упрощая дела с технической стороны, он написал эти книги живо, увлекательно, вдохновенно, в полную мощь богатого и непринуждённого житковского языка.

И хотя у разных школьных предметов своя специфика есть (об истории или литературе Житков не стал бы писать так же, как о математике и физике), сам принцип создания новых учебников тут уже ясен. Есть что за образец взять.
И стоит ли удивляться, что именно из уст Бориса Житкова однажды вырвались знаменитые слова, сохраняющие свою свежесть и сегодня: «Невозможно, чтоб было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно».

19 октября 1938 года Борис Степанович Житков умер. Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ

Даты жизни : 30 августа 1882 – 19 октября 1938
Место рождения : город Новгород
Русский, прозаик, путешественник и исследователь
Известные произведения : «Серая шейка», «Как я ловил человечка», «Морские истории», «Рассказы о животных»

Не всякому человеку, согласитесь, посвящают стихи знаменитые поэты. И уж тем более не всякий человек становится прототипом героя художественного фильма. И то, и другое происходило с известным писателем Борисом Житковым, и уже по этим фактам можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек - приключение, с необыкновенными талантами и способностями и с необыкновенной судьбой.
Многие в детстве читали стихотворение известного поэта С. Маршака «Почта», которое целиком написано про Бориса Житкова. В нем есть такие строки:
- Заказное из Ростова
Д ля товарища Житкова!
- Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
- В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра...
И еще:
Житков за границу
По воздуху мчится -
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.
Борис Житков стал прототипом одного из главных героев художественного фильма «На миг оглянуться», фильм был поставлен на Одесской киностудии в 1984 году режиссером Вячеславом Колегаевым, Бориса Житкова в фильме сыграл артист Виктор Проскурин, а его друга, знаменитого детского писателя Корнея Чуковского, - известный актер Олег Ефремов.
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 года. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианисткой, боготворившей музыку, в юности она брала уроки у самого великого Антона Рубинштейна.
Родился он поблизости от Новгорода, в деревушке на берегу реки Волхов, где родители в то время снимали дачу. У него было три сестры, так что семья была немаленькой. Из-за «неблагонадежности» отца семья вынуждена была колесить по России в поисках работы для отца.
Наконец они осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. В Одессе Борис впервые пошел в школу: частную, французскую, затем поступил в гимназию. Ученик он был необычный, его увлечения не знали границ, казалось, он интересовался всем на свете: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он был очень подвижный, спортивный мальчик; увлекшись спортом, он не только получал призы в гонках, но и вместе с товарищами построил настоящую яхту. В гимназии Борис Житков подружился с Корнеем Чуковским, и эта дружба продолжалась всю жизнь.
Вместе с тем его влекло к перу и бумаге, он всю свою жизнь вел дневники, выпускал рукописные журналы, письма его нередко содержали целые рассказы, и однажды он даже придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. К тому же он писал стихи, которых у него в юности уже накопилась целая тетрадь. Он был еще и великолепным рассказчиком, и рассказать ему всегда было о чем, поскольку после окончания гимназии и естественного отделения Новороссийского университета в 1906 году его жизнь представляла собой калейдоскоп событий и приключений, путешествий и самых разнообразных занятий, необычных профессий...
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте. После университета он сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем в Одесском порту, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Он руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолетов. Работал в школе, преподавал математику и черчение. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. В 1923 году Борис Житков переехал в Петроград.
Однажды по просьбе К.И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это стало началом его писательской работы. Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова «Над морем» в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море». Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и другие.
В своих рассказах для детей Житков стремился сообщить детям массу полезных сведений и рассказать о множестве интересных вещей. Он писал о дружбе и товариществе, о настоящей храбрости и мужестве в самых критических ситуациях, в которые нередко попадают его герои, как, например, в рассказах циклов «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и других. Он писал о разных профессиях, но неиссякаемым источником его вдохновения была его любовь к морю, к путешествиям и приключениям.
Произведения Житкова всегда насыщены действием, он ведет откровенный, доверительный разговор со своими читателями, образно и ясно показывает привлекательность знаний. Он как бы звал ребят к умению многое делать, строить, создавать самостоятельно, он мог показать на деле своему маленькому читателю, как сделать звонок, шалаш, лук, модель парусного судна, буера, планера, аэроплана, как смастерить воздушный змей и еще тысячу других интересных вещей.
Рассказы Бориса Житкова раскрывают достоинства и преимущества таких человеческих качеств, как честность, порядочность, компетентность, чувство ответственности за свой труд, свое дело, уважение к людям и любовь к животным и природе. Ему хотелось, чтобы «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения его книг. Дети сразу полюбили его рассказы.
«Рассказы о животных» Бориса Житкова, собранные в один сборник, впервые были изданы книжкой в 1935 году. Полные ярких описаний рассказы «Про слона», «Беспризорная кошка» говорят читателю, прежде всего, о том, как важно не просто любить животных и любоваться ими, но и понимать их, и уметь с ними общаться, ухаживать за ними и нести за них ответственность.
У самого Бориса Степановича был дрессированный волк и кот, умевший «становиться обезьяной». В рассказе «Беспризорная кошка» читателя сразу начинает волновать, привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой... Ведь охотник долго и терпеливо приручал ее. И однажды услышал возле дома собачий лай своего Рябчика, пса, который оповестил хозяина о том, что к дому шла та самая серая кошка. На этот раз при виде охотника она не убежала, как раньше. С этого дня она постоянно приходила к охотнику в гости... И таких правдивых и в то же время удивительных и трогательных историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» Борис Житков рассказал читателям немало...
Многие поколения российских ребятишек выросли, по-настоящему подружившись с книгами Бориса Житкова. Эти книги и сегодня продолжают открывать мир маленьким читателям.
Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.
Вопрос о мужестве, о самой его природе особенно занимал Житкова. «Я о нем много думал. Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянутся бежать... И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: не хватило воздуху сказать!» Это было написано в 1927 году, а незадолго до смерти - в 1937-м - он пишет статью под названием «Храбрость». В ней писатель опирается на примеры из собственной жизни, и достоверность рассказанного придает особую убедительность выводу: именно трусость - источник всяческой подлости. А храбрый человек - не тот, кто совершает смелый поступок из тщеславия или боясь прослыть трусом, а тот, кто знает, ради чего он идет на подвиг, преодолевая естественный страх.
Уже в первом своем рассказе, «Шквал» (другое название - «На воде»), писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Матросу Ковалеву с трудом удается выбраться из-под перевернувшегося судна на поверхность и наконец вздохнуть полной грудью. Однако он совершает обратный мучительный путь, чтобы спасти оставшихся. Недаром девочке Насте он кажется «самым главным» на борту: со свойственной детям проницательностью она отмечает незаурядного по нравственным достоинствам человека. Рассказ этот открывает книгу Житкова «Морские истории». В каждом его произведении - пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благородного поступка.
Храбрость - пробный камень для героев Житкова. Экстремальные обстоятельства проявляют в человеке скрытые качества его натуры. Так, неудачливый тореро, когда-то испугавшийся быка и теперь работающий угольщиком на корабле, беспаспортный бродяга, достойно ведет себя во время крушения и готов вздуть капитана, виновника этой беды. Он решил для себя: «Я теперь всю жизнь ничего не смею пугаться» («Погибель»).
Принцип обрисовки действующих лиц у Житкова - выделять главные их черты, проявляющиеся в поступках. До предела собран, сосредоточен капитан судна в рассказе «Механик Солерно». Он знает, что корабль его каждую минуту может погибнуть, потому что в трюме начался пожар, и героически борется за жизнь людей. Когда ему удается спасти всех, то оказывается, что человека, по чьей вине произошла катастрофа, среди них нет. Механик Солерно еще раньше признался капитану, что это он за деньги поместил в трюм опасный груз. И вот теперь он исчез, т.е. погиб. Его признание - тоже определенный акт мужества, и читатель уже жалеет механика.
Рассказы первых сборников - «Злое море» и «Морские истории» - вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами. Ведь человек в море зависим от капризной стихии, предельно напряжен и готов мужественно встретить любую неожиданность.
Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя», «Кино в коробке», «Телеграмма». Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество...
Увлечь юных читателей самим процессом научного и технического поиска, показать романтику преодоления трудностей, взлет мысли - вот что воодушевляло писателя при создании таких произведений. «Я нисколько не сомневаюсь, - говорил он, - что к самым радикальным вопросам, вплоть до Эйнштейновой теории, можно в упор подвести ребят, и хорошо, если от этого у них закружится голова...» В центре его научно-художественных произведений всегда стоит творец науки и техники - человек. И читателя своего Житков заставлял проходить вместе с исследователем или изобретателем весь их путь к неизведанному, показывая, сколь трудна дорога к вершинам человеческой мысли.
Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей - от трех до шести лет. В результате появилась знаменитая книга «Что я видел?» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. «Его чувства, причины, их породившие, ближе всего, понятнее будут маленькому читателю», - был уверен автор.
Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяснять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» - так подаются первые «научные» сведения. И не только знания о вещах получает малыш из этой книги - ему даются и уроки общения с людьми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя военный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.
Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» и «Про животных». В первом из этих сборников писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лаконично: в них одно событие, одна жизненная ситуация. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным поворотом сюжета. Вот, к примеру, рассказ «Метель»: «Мы с отцом на полу сидели. Отец чинил кадушку, а я держал. Клёпки рассыпались, отец ругал меня, чертыхался: досадно ему, а у меня рук не хватает. Вдруг входит учительница Марья Петровна - свезти ее в Ульяновку: пять верст, дорога хорошая, катаная, - дело на Святки было». Далее мальчик, герой произведения, везет учительницу и ее сынишку, и лишь благодаря смекалке и самообладанию героя все они не погибли в снежной круговерти. Напряжение создается описаниями борьбы со стихией, причем передано это через рассказ мальчика, через его впечатления и переживания.
Житков вообще часто поручал в своих произведениях повествование детям. В рассказе «Пуд» драматические обстоятельства возникают из взволнованного детского их пересказа. Этот же прием помогает писателю показать, как воображение ребенка начинает работать, разбуженное эстетическим переживанием. Мальчик Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке: «Я такого никогда не видел. Он был совсем настоящий, только маленький... И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня такой был!» («Как я ловил человечков»). Мечтательный герой населяет суденышко крохотными человечками и в страстном желании их увидеть в конце концов ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память.
В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно подчеркивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про волка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Иногда самопожертвование животного кажется даже осознанным, например, в рассказе «Как слон спас хозяина от тигра». Слон, несмотря ни на какие понукания и удары, не идет в лес, потому что знает: там притаился тигр.
Изображенное писателем животное всегда хорошо запоминается, так как наделено индивидуальными чертами, отражающими его видовые признаки. Почти ручные мангусты свирепо набрасываются на заползшую в корабль змею, потому что таково их природное назначение; в данном случае оно совпало с желанием людей («Мангуста»). Живущий в квартире рассказчика и уже вроде бы одомашнившийся волк ночью вдруг завыл: «Он сидел посреди комнаты, подняв к потолку морду. Он не оглянулся на свет, а выводил ноту, и такую лесную звериную тоску выводил он голосом на весь дом, что делалось жутко». Как ни пытается рассказчик, боясь упреков соседей, выдать своего питомца за собаку, ему это не удается: зверь остается таким, каким бывает именно волк. Он, например, «умел смотреть назад, совсем свернув голову к хвосту, и бежать в то же время вперед».
Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ
(1882-1938)

Помните знаменитое стихотворение Маршака про письмо, которое "само никуда не пойдет", но благодаря почтальонам разных стран, совершает едва ли не кругосветное путешествие и доходит до адресата? Адресатом был писатель Борис Житков.
Он был одним из создателей новой литературы для детей. В 1924 году в журнале "Воробей", который редактировал Маршак, появились первые рассказы Житкова. Его интересная, полная событий и приключений жизнь, путешествия, встречи с замечательными людьми - мастерами своего дела, редкая наблюдательность и безудержная фантазия дали ему возможность создать такие книги, которых до него в литературе не было. Иногда их называют рассказами бывалого человека.
Впрочем, так оно и есть: две главные книги Житкова, "Что бывало" и "Что я видел" ("Почемучка"), целиком основаны на правдивых историях и собственном жизненном опыте.
Когда читаешь рассказ "Обвал", веришь, что автор сам управляет насосом-гидротараном, который помогает размыть обвал на дороге. Дорога освобождается, и доктор вовремя успевает на помощь девочке Вале, подавившейся косточкой. А не сам ли автор был в самолете, который сбрасывает мешок с едой людям, унесенным на льдине?
Много повидал Житков. Его биография - сама как увлекательная книга. Сколько дорог он прошел, сколько профессий переменил!
Родился он в Новгороде в семье преподавателя математики. Гимназию окончил в Одессе, учился на естественном отделении Новороссийского университета. В студенческие годы, нанимаясь на торговые суда, плавал по Черному и Средиземному морям, умудрился одновременно окончить мореходку и получить звание штурмана дальнего плавания. Поэтому у него много рассказов об отважных, благородных, умелых моряках, с них начинался и его литературный путь: две первые книги - "Злое море" (1924) и "Морские истории" (1925). После окончания университета Житков преподавал химию и физику на вечерних курсах для рабочих в Петербурге, в качестве командира судна и ихтиолога отправился в научную экспедицию на Енисей.
А в 1909-м он снова стал студентом: на этот раз Петербургского политехнического института. После его окончания он призывается на военную службу и отправляется в Англию, чтобы получить там военное оборудование. В 1917-м Житков снова в Одессе. Работал инженером порта, заведовал техническими училищами, преподавал на рабфаке. В 1923-м вернулся в Петроград, и вот тут-то встретился с Маршаком...
Непоседа, разносторонняя личность, Житков был уверен, что детскую любознательность надо удовлетворять как можно полнее, что дети способны понять суть самых сложных явлений, что надо окрылять детей жаждой знаний. "Я нисколько не сомневаюсь, что к самым радикальным вопросам, вплоть до Эйнштейновой теории, можно в упор подвести ребят, и хорошо, если от этого у них закружится голова", -считал он. Он и рассказывал ребятам о разных явлениях природы, о науках, технических достижениях, изобретениях: о кино и радио, о телеграфе и электричестве. Он рассказывал об истории монеты в книжке "Гривенник", в книжке "Самоделка" - как построить индийское судно (тогда, как и при Колумбе, индейцев называли индийцами), а в книжке "Каменная печать" - об искусстве литографии.
Всего Борис Житков написал более ста произведений, большая часть которых - познавательные книги для "почемучек" разного возраста, от трехлетних малышей до младших школьников.
Он писал и об ученых: прекрасные примеры для подражания дают их судьбы, их увлеченность поисками ответов на казалось бы неразрешимые задачи. У Житкова есть небольшая книжечка "Чудаки. Развитие техники и изобретательства". В ней он ярко и заразительно рассказывает о красоте научного поиска.
Замечательно писал Житков о природе и животных. Каждого персонажа он наделял яркими чертами, чем придавал сходство с человеком. В его рассказах животные всегда помогают человеку, они умны, сообразительны, готовы к самопожертвованию, верны хозяину. Среди этих рассказов: " Беспризорная кошка", "Про обезьянку", "Мангуста", "Про слона", "Про волка". Житков заставлял ребенка испытывать сильные чувства любви и жалости к животным, потому что хорошо знал, что никакие знания не сделают из него человека, а только доброе сердце и умение сострадать.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.28-29., ил.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ
(1882-1938)

«Что же это за детский писатель, если он даже гвоздя в стену вбить не умеет?» - говорил Житков. Сам писатель рассказывал только о том, что видел и знал, а знал и повидал он немало. Житков пробовал разные профессии, любил путешествовать, мастерить, стал организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, печатался в детских газетах и журналах «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», написал множество рассказов и сказок для детей и роман для взрослых.
Богатство жизненных наблюдений и неистощимая фантазия помогли писателю создать уникальную книгу «Что я видел», которая стала настольной энциклопедией для многих поколений детей. В ней рассказывается о путешествии, во время которого четырехлетний мальчик Алеша- «Почемучка» узнает множество самых разнообразных вещей: как работают железная дорога, метро и аэропорт, какие звери живут в зоопарке, на скотном дворе и какие у них повадки, чем отличается жизнь в деревне от жизни в городе, как устроен детский сад, как правильно общаться со сверстниками и взрослыми и многое, многое другое. Полезные знания писатель всегда облекает в интересную форму. Язык его произведений ясный и красивый, события разворачиваются быстро и не дают юному читателю заскучать. По некоторым рассказам из этой книги позднее сняли мультфильмы: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».
Рассказы Житкова о животных - это трогательные истории об отношениях человека и братьев наших меньших. На примере таких отношений писатель говорит об уважении к чужому труду («Про слона»), заботе «о тех, кого приручили» («Про обезьянку», «Бездомная кошка»), преданности и смелости животных («Как слон спас хозяина от тигра»). Искренняя любовь к окружающему миру и интерес к его загадкам, умение удивляться его красоте, будить сострадание ко всему живому сделали творчество Житкова о зверях и природе любимым детским чтением наряду с произведениями В.В. Бианки и Е.И. Чарушина.
Писатель был уверен, что литература для детей ни в коем случае не должна становиться простым дополнением к литературе взрослой. Те знания, которые дети приобретают из книг, так же ценны, как и реальный опыт. Поэтому книга должна стать для ребенка учебником жизни, считал Житков. Его можно назвать создателем научно-художественной детской литературы. Множество полезных и занимательных сведений, простое и четкое объяснение добра и зла, вера в торжество справедливости сделали произведения Житкова особенными в русской детской литературе. Его творчество серьезно повлияло на многих детских писателей XX в.

Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.