Когда и почему вообще люди начали мыться? Почему спички зажигаются

* * *
Не езди в гости на Сицилию.

Есть теория, что первым отмыл себя пещерный человек, чтобы звери, на которых он охотился, не учуяли его запаха. Первые же подлинные свидетельства помывочного процесса относятся к III тысячелетию до н.э., когда древних греков еще и в помине не было. В долине Инда проживала тогда хараппская цивилизация, и в двухэтажных домах ее городов были водопровод, канализация и ванные комнаты. Были ванные и в богатых домах Древнего Вавилона (народ плескался в каналах), и в жилищах египтян. В особой маленькой комнатке в углу складывали из известняка постамент, на который забирался грязный хозяин (вот и глянцевые журналы рекомендуют устанавливать ванну на возвышении). Рабы поливали его водой, которая стекала в большую чашу на полу. Египетские ростки цивилизации упали на землю Крита. Легендарный царь Минос строит в Кноссе свой дворец. Ванны Кносса (1700 г. до н.э.) считаются самыми совершенными древними "сосудами для мытья". К ним даже были приделаны ручки (еще один привет в сегодня). Именно в ванне и пришел конец Миносу: по легенде, когда он находился в гостях на Сицилии, враги окатили его кипятком, пущенным по "тайной" трубе. Мафия...

Рабыня с мочалкой и культ чистоты.
Греки уже строили в своих городах системы водоснабжения. В основном с холодной водой: спартанские привычки. Гиппократ рекомендовал холодную ванну как средство от всех болезней. Мылись, стоя в мраморной чаше, используя рабов как душ, или сидя в ванне со специальным для ног углублением в дне. Ванны были проточными: слив сооружался из глины и иногда даже из свинца. Стояли у греков портативные ванны и в банях. И даже при гимнастических залах были ванны. В Греции считалось хорошим тоном предложить свою ванну гостю. Спинку ему терла железной мочалкой какая-нибудь симпатичная рабыня, окатывая после холодной водой. Греки предпочитали мочалки и скребки мылу -- неудивительно, ведь мыло тогда делали из козьего жира. В те же примерно времена древние евреи первыми возвели чистоту и гигиену в культ; омовения играли большую роль в их религиозных ритуалах. Со временем чистота как добродетель встанет всего на одну ступеньку ниже благочестия и набожности, а крещение в воде превратится в обряд многих религий (у ряда северных народов ритуальной будет также и баня: "посвящали" водой и огнем...).

Веди себя как одетый.
Но самые легендарные бани -- это, конечно, римские термы. Центры общения, развлечения и светской жизни, в которых можно было послушать даже философские лекции. Бани императора Каракаллы простирались на 28 акров и имели больше 1600 мраморных сидений! В каждой из них одновременно могли мыться 2300 человек. Воду, правда, меняли не очень часто -- в те времена существование микробов было для людей тайной. Так и мылись сотни грязных в одной воде, в которую некоторые еще и опорожнялись (на стене одной из бань археологи прочли: "Не гадь здесь, иначе тебя накажут двенадцать богов, Диана и сам всемогущий Юпитер!"). Во многих частных домах Римской империи также имелись ванные комнаты. В Помпеях при раскопках нашли бронзовую ванну почти в два метра длиной. В римские бани фригидариум (холодная), тепидариум (теплая) и кальдариум (горячая) ходили обычно перед едой -- считалось, это способствует пищеварению. Мужчины и женщины посещали баню в разное время, но совместные помывки тоже никого не шокировали. Общие бани запретили во времена Юлия Цезаря. Ну а потом разрешили снова, правда, существовали правила "не таращиться" и "вести себя так, будто все одеты". Недолго это продолжалось: распад Римской империи превратил и термы в места оргий.

Предки публичных домов.
Римляне справедливо считали, что отмывание себя давало им превосходство над варварами (римское потребление воды на человека -- 600-800 л в день! -- во многих странах не превзойдено до сих пор). К тому времени, когда войска императора Клавдия завоевали Британские острова (43 год), целительная сила горячих бань (само слово от латинского "бальнеум" -- прогнать боль) уже вошла в английские легенды. В 863 году до н.э. кельтский принц Бладуд, отец того самого короля Лира, излечился от проказы в горячих испарениях Эйвонских болот -- месте, где позже основали знаменитый курорт Бат. А сначала римские завоеватели построили в этом районе юго-западной Англии свои термы, посвятив их богине Минерве. Вода из-под земли выходила горячая, 49-градусная. Несколько веков в термах Минервы поддерживался порядок. Но падение римских нравов докатилось и до Британских островов, и вот уже название маленьких комнаток в банях -- "борделлос" -- стало синонимом известно чего. В конце концов последние римские войска покинули Британию. С ними ушли не только оргии, но также "мода мыть за ушами" и прочие полезные гигиенические привычки...

Вши съели принцесс.
В галантном XVIII веке у аристократов входят в моду домашние ванны. Маленькие дворцы для свиданий строились где-нибудь в тихих уголках парка, и в них обязательно были ванные, оформленные с восточной роскошью.
В XVIII веке европейские ванны (в модных формах туфли и египетской мумии) впервые переплыли океан: их привез в Америку Бенджамин Франклин. (Задолго до открытия Америки европейцами индейцы уже мылись в банях. Темацкалли -- так называлась баня ацтеков, в которой лечились от многих болезней и хлестали себя вениками из лекарственных трав.) Ванны и бани в Европе были, а вот мыться по-прежнему было необязательно. Известно, что несколько европейских принцесс страдали и якобы даже умерли от вшей. Английская королева Елизавета мылась раз в три месяца, а испанская королева Изабелла Кастильская (XVI век) мылась за всю жизнь только дважды -- в день рождения и перед свадьбой. Это были дни духов, пудры и масел, которыми забивались запахи немытого тела. Такое отношение к гигиене продолжалось вплоть до времен Наполеона, который сказал однажды: "Если бы Бог одобрял ванну, он бы не придумал одеколон". По его приказу в каждом солдатском ранце был флакончик "кельнской воды".

И пришла к нам белая ванна.
И только в середине XIX века уход за телом становится правилом приличия. Строительство водопровода и канализации в развитых странах переживает бум. Первые общественные бассейны. Дикая мода на курортное лечение. В приличных домах устанавливают жестяные ванны. И вот наконец в 1870-м металлическая ванна, покрашенная белой эмалью, надолго поселяется в европейской квартире. А рожденного в том году в городке Симбирске мальчика тогда мыли еще по старинке, в бане. Но хотя Россия и отставала от Европы, в Средние века она не была такой немытой. В России баню любили всегда, с глубокой древности, когда ее топили даже для "предков-покойников". Баня многократно упоминается в летописях, изображается на церковных миниатюрах. Говорили даже: кто не моется в бане, тот злодей. Присмотритесь к своим знакомым...

Современный городской человек торчит в ванной по часу в день. Это 14 суток в год. Три года жизни, если удастся прожить до 80 лет. По-моему, отлично проведенное время. Если даже вы с этим не согласны, старайтесь следовать совету Энтони Берджесса: "Мойся дважды в день, чтоб быть по-настоящему чистым, раз в день -- чтоб быть относительно чистым, и раз в неделю -- чтобы не быть угрозой обществу".

А всегда ли люди мылись?

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто. Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. "Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц в книге "Новое природное лечение", - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть..." . Доктору мало кто верил...

Редко в каком городе нет сейчас водопровода. Каждый из нас тратит в день ведер десять- двенадцать воды. А встарину, в XV-XVI веке, житель такого города, как Париж, расходовал только одно ведро. Вот и прикиньте, часто ли он мог мыться и много ли он тратил воды на стирку белья и уборку комнат.
Да и немудрено, что воды тратили мало: водопроводов тогда не было. Кое-где на площадях были колодцы, и воду приходилось таскать ведрами, как и сейчас еще в маленьких городах. В колодцах часто находили трупы кошек и крыс.
Встарину людям не только недоставало воды, но недоставало и чистоплотности. Мыться каждый день люди стали совсем недавно.
Лет триста тому назад даже короли не считали нужным мыться ежедневно. В роскошной спальне французского короля вы нашли бы огромную кровать, такую большую, что ее нельзя было стлать без помощи специального инструмента-«постельной палки». Вы наш-ли бы пышный балдахин на четырех раззолоченных колоннах, похожий на маленький храм. Вы нашли бы там великолепные ковры, венецианские зеркала, часы работы лучших мастеров. Но сколько бы вы ни искали, вы не нашли бы там умывальника.
Каждое утро королю подавали мокрое полотенце, которым он вытирал лицо и руки. И все находили, что этого вполне достаточно.
У нас люди были чистоплотнее. Иностранцев, приезжавших в Москву, поражало то, что русские часто ходят в баню. Врач Коллинс писал:

Бани здесь очень употребляются и приносят большой доход, потому что вера обязывает русских ходить в баню. Когда печи разгораются, то обыкновенно плескают на них холодной водой. Некоторые выбегают из бани, валяются в снегу нагие и потом опять возвращаются.

Но вернемся в Париж. Белье парижанин менял редко; раз в месяц, а то и в два. Тогда думали не о тoм, чтобы рубашка была чистая, а о том, чтобы кружева на манжетах были подороже да грудь получше вышита. На ночь рубашку снимали вместе с прочим платьем и спали нагишом.
Только лет двести назад дошли до того. что белье стали менять чаще.
Носовой платок тоже появился совсем недавно. Ему всего только лет двести-триста.
Сначала платком пользовались только немногие. Среди самых знатных и важных людей немало было таких, которые считали носовой платок ненужной роскошью.
Пышные балдахины над кроватями устраивались не столько для красоты, сколько для того, чтобы спастись от насекомых, падавших с потолка. В старинных дворцах до сих пор сохранились такие зонтики от клопов. Клопов даже во дворцах было видимо-невидимо.
Балдахины мало помогали. Клопы устраивались в их складках еще с большим удобством.
Канализации не было. В Париже помои выливали прямо на улицу из окон. Грязная вода стекала в канаву, вырытую посреди улицы. Вонь от канавы была такая сильная, что прохожие старались держаться поближе к домам.
Грязная была и наша Москва. Когда в Москве в 1867 году прокладывали газовые трубы, обнаружили под землей остатки деревянных мостовых XV-XVI века. Поверх самой древней мостовой лежал на аршин слой грязи, потом шла опять мостовая - более поздняя - и поверх нее опять слой грязи.

Немудрено, что встарину люди болели гораздо больше, чем сейчас. Никто не знал тогда, что где грязь, там и зараза. Случалось, что целые города вымирали от страшных болезней - чумы, черной оспы. Из десяти детей доживало до десяти лет только пятеро. На каждом углу толпились нищие, обезображенные оспой и проказой.
Что же сделало нас здоровее и крепче? Водопроводный кран, кусок мыла, чистая рубашка.

Редко в каком городе нет сейчас водопровода. Каждый из нас тратит в день 100-120 литров воды. А в старину, в XV-XVI веках, житель такого города, как Париж, расходовал только одно ведро (10 литров). Вот и прикиньте, часто ли он мог мыться и много ли он тратил воды на стирку белья и уборку комнат.

Да и не мудрено, что воды тратили мало: водопроводов тогда не было. Кое-где на площадях были колодцы, и воду приходилось таскать ведрами, как зачастую и сейчас еще в маленьких городах и деревнях. В колодцах часто находили трупы кошек и крыс.

В старину людям недоставало не только воды, но и чистоплотности. Мыться каждый день люди стали совсем недавно.

Лет триста тому назад даже короли не считали нужным мыться ежедневно. В роскошной спальне французского короля вы нашли бы огромную кровать, такую большую, что ее нельзя было застелить без помощи специального инструмента - "постельной палки". Вы нашли бы пышный балдахин на четырех раззолоченных колоннах, похожий на маленький храм. Вы нашли бы там великолепные ковры, венецианские зеркала, часы работы лучших мастеров. Но сколько бы вы ни искали, вы не нашли бы там умывальника.

Каждое утро королю подавали мокрое полотенце, которым он вытирал лицо и руки. И все находили, что этого вполне достаточно.

А пышные балдахины над кроватями устраивались не столько для красоты, сколько для того, чтобы спастись от насекомых, падавших с потолка. В старинных дворцах до сих пор сохранились такие зонтики от клопов. Клопов даже во дворцах было видимо-невидимо. Но балдахины мало помогали. Клопы устраивались в их складках еще с большим удобством.

У нас люди были чистоплотнее. Иностранцев, приезжавших в Москву, поражало то, что русские часто ходят в баню. Врач Коллинс писал: "Бани здесь очень употребляются и приносят большой доход, потому что вера обязывает русских ходить в баню. Когда печи разгораются, то обыкновенно плескают на них холодной водой. Некоторые выбегают из бани, валяются в снегу нагие и потом опять возвращаются".

Но вернемся в Париж. Белье парижанин менял редко: раз в месяц, а то и в два. Тогда думали не о том, чтобы рубашка была чистая, а о том, чтобы кружева на манжетах были подороже да грудь получше вышита. На ночь рубашку снимали вместе с прочим платьем и спали нагишом. Только лет двести назад дошли до того, что белье стали менять чаще.

Носовой платок тоже появился совсем недавно. Ему всего только лет двести-триста. Сначала платком пользовались только немногие. Среди самых знатных и важных людей немало было таких, которые считали носовой платок ненужной роскошью.

Канализации не было. В Париже помои выливали прямо на улицу из окон. Грязная вода стекала в канаву, вырытую посреди улицы. Вонь от канавы была такая сильная, что прохожие старались держаться поближе к домам.

Грязной была и наша Москва, Когда в Москве в 1867 году прокладывали газовые трубы, обнаружили под землей остатки деревянных мостовых XV-XVI веков. Поверх самой древней мостовой лежал на аршин слой грязи, потом шла опять мостовая, более поздняя, и поверх нее опять слой грязи.

Не мудрено, что в старину люди болели гораздо больше, чем сейчас. Никто не знал тогда, что где грязь, там и зараза. Случалось, что целые города вымирали от страшных болезней - чумы, черной оспы. Из десяти детей доживало до десяти лет только пятеро. На каждом углу толпились нищие, обезображенные оспой и проказой.

Что же сделало нас здоровее и крепче? Водопроводный кран, кусок мыла, чистая рубашка.

Почему моются водой? Почему вода смывает грязь? Может быть, она ее просто уносит с собой, как река уносит брошенную щепку?

А вот проверьте. Подержите грязные руки под краном. Станут ли они от этого чистыми? Вряд ли. Ведь так никто и не моется. Когда мы моемся, мы обязательно трем одну руку о другую. А для чего? Для того, чтобы стереть, соскоблить грязь.

То же самое и с бельем. Белье не просто кладут в воду, а стирают его, трут руками и даже щетками.

Стирать белье это и значит стирать с него грязь, вроде того как мы стираем резинкой написанное на бумаге. А когда грязь счищена, воде уже нетрудно унести её прочь.

Аршин - старорусская мера длины, равная 0,71 метра.

Литература: М. Ильин. "Рассказы о вещах"

СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ

Пять тысяч ГДЕ, семь тысяч КАК, Сто тысяч ПОЧЕМУ?

Р. Киплинг Путешествие по комнате

У вас в доме каждый день топятся печи, зажигается примус, варится картошка.

Вы, может быть, сами отлично умеете растапливать печь или варить картошку. А вот попробуйте объяснить: почему дрова в печке трещат? Почему дым идет в трубу, а не в комнату? Откуда берется копоть, когда горит керосин? Почему у жареной картошки есть сверху корочка, а у вареной нет?

Боюсь, что толком объяснить не сможете. Или вот: почему вода тушит огонь?

Один мой знакомый ответил: «Тушит потому, что мокрая и холодная». Да ведь керосин тоже мокрый и холодный, а попробуйте керосином огонь потушить!

Нет, лучше не пробуйте: придется пожарных звать. Видите, вопрос простой, а ответить на него не так-то легко. Хотите, я загадаю вам еще двенадцать загадок о самых простых вещах?

1 Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

2 Бывают ли стены из воздуха?

3 Бывает ли у огня тень?

4 Почему вода не горит?

5 Может ли вода взорвать дом?

6 Почему печка гудит, когда топится?

7 Почему пиво шипит и пенится?

8 Бывает ли прозрачное железо?

9 Почему хлебная мяхоть вся в дырочках?

10 Печка греет потому, что ее топят. Почему греет шуба?

11 Почему суконное платье гладят через мокрую тряпку?

12 Почему по льду можно кататься на коньках, а по полу нельзя?

На эти вопросы вряд ли ответит один из десяти читателей. О вещах, которые нас окружают, мы знаем очень мало. Да и спросить часто бывает некого.

Можно раздобыть книжку о паровозе, о телефоне, а где найти книжку о печеной картошке или о кочерге?

Книжки-то такие есть, но нужно их прочесть очень много, чтобы ответить хотя бы на наши двенадцать загадок. А ведь таких загадок можно загадать не двенадцать, а сто тысяч.

Каждая вещь у вас в комнате - загадка.

Из чего, как, почему она сделана? Давно ли ее придумали?

Вот у вас на столе вилка и нож. Они всегда вместе, будто брат и сестра. А знаете ли вы, что нож по крайней мере на пятьдесят тысяч лет старше вилки? Нож был еще у первобытных людей, правда не железный, а каменный, а вилкой стали пользоваться всего лет триста тому назад.

Люди знают, когда и кем изобретены телефон и электрическая лампочка, а спросите их: давно ли придумано зеркало, носовой платок, давно ли стали мыться мылом, есть картошку?

На эти вопросы очень немногие ответят.

Мы с увлечением читаем о путешествиях по далеким, неисследованным странам и не догадываемся, что в двух шагах от нас, а то и ближе лежит незнакомая, удивительная, загадочная страна, которая называется Наша комната Если мы захотим ее исследовать, мы можем отправиться в путешествие в любую минуту. Никакие палатки, ружья, проводники нам не нужны. Не нужна и карта.

В пути мы не заблудимся.

Вот наши станции:

Водопроводный кран. Печка. Стол и плита. Полка с кастрюлями. Буфет. Шкаф.

Станция первая

Водопроводный кран

Давно ли люди моются?

Редко в каком городе нет сейчас водопровода. Каждый из нас тратит в день ведер десять - двенадцать воды. А в старину, в XV–XVI веках, житель такого города, как Париж, расходовал только одно ведро. Вот и прикиньте, часто ли он мог мыться и много ли он тратил воды на стирку белья и уборку комнат.

Да и не мудрено, что воды тратили мало: водопроводов тогда не было. Кое-где на площадях были колодцы, и воду приходилось таскать ведрами, как и сейчас еще в маленьких городах. В колодцах часто находили трупы кошек и крыс.

В старину людям не только недоставало воды, но недоставало и чистоплотности. Мыться каждый день люди стали совсем недавно.

Лет триста тому назад даже короли не считали нужным мыться ежедневно. В роскошной спальне французского короля вы нашли бы огромную кровать, такую большую, что ее нельзя было стлать без помощи специального инструмента - «постельной палки». Вы нашли бы пышный балдахин на четырех раззолоченных колоннах, похожий на маленький храм. Вы нашли бы там великолепные ковры, венецианские зеркала, часы работы лучших мастеров. Но сколько бы вы ни искали, вы не нашли бы там умывальника.

Каждое утро королю подавали мокрое полотенце, которым он вытирал лицо и руки. И все находили, что этого вполне достаточно.

У нас люди были чистоплотнее. Иностранцев, приезжавших в Москву, поражало то, что русские часто ходят в баню. Врач Коллинс писал:

Бани здесь очень употребляются и приносят большой доход, потому что вера обязывает русских ходить в баню. Когда печи разгораются, то обыкновенно плескают на них холодной водой. Некоторые выбегают из бани, валяются в снегу нагие и потом опять возвращаются.

Но вернемся в Париж. Белье парижанин менял редко: раз в месяц, а то и в два. Тогда думали не о том, чтобы рубашка была чистая, а о том, чтобы кружева на манжетах были подороже да грудь получше вышита. На ночь рубашку снимали вместе с прочим платьем и спали нагишом.

Только лет двести назад дошли до того, что белье стали менять чаще.

Носовой платок тоже появился совсем недавно. Ему всего только лет двести - триста.

Сначала платком пользовались только немногие. Среди самых знатных и важных людей немало было таких, которые считали носовой платок ненужной роскошью.

Пышные балдахины над кроватями устраивались не столько для красоты, сколько для того, чтобы спастись от насекомых, падавших с потолка. В старинных дворцах до сих пор сохранились такие зонтики от клопов. Клопов даже во дворцах было видимо-невидимо.

Балдахины мало помогали. Клопы устраивались в их складках еще с большим удобством.

Канализации не было. В Париже помои выливали прямо на улицу из окон. Грязная вода стекала в канаву, вырытую посреди улицы. Вонь от канавы была такая сильная, что прохожие старались держаться поближе к домам.

Грязная была и наша Москва, Когда в Москве в 1867 году прокладывали газовые трубы, обнаружили под землей остатки деревянных мостовых XV–XVI веков. Поверх самой древней мостовой лежал на аршин слой грязи, потом шла опять мостовая- более поздняя - и поверх нее опять слой грязи.

Не мудрено, что в старину люди болели гораздо больше, чем сейчас. Никто не знал тогда, что где грязь, там и зараза. Случалось, что целые города вымирали от страшных болезней - чумы, черной оспы. Из десяти детей доживало до десяти лет только пятеро. На каждом углу толпились нищие, обезображенные оспой и проказой.