Классный час по внеклассной работе. Наш друг – театр. Классный час театр и дети классный час на тему Классный час год театра

РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Все разработки рассчитаны на 2
— 3 классных часа.
ЧАС ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
(Для учащихся 13
— 15 лет)
Задачи : расширить кругозор школьников в области театрального искусства, познакомить с элементами театральной техники, развивать память, фантазию, вкус.
Ход подготовки :
1. Выбрать из числа старших школьников ведущего (им может быть также пионервожатый или классный руководитель).
2. Создать творческую группу «театроведов», которые дадут задания школьникам: «историкам»

— подготовить рассказ об истории возникновения театра, о его развитии; «музыкантам»
— разработать музыкальную викторину; «актерам»
— провести игру «Сценическая импровизация»; «костюмерам»
— провести конкурс «Подбери костюм сказочному герою».
3. Для проведения практических заданий пригласить артистов театра, участников школьной художественной самодеятельности.
4. Прочитать книги о театре (см.: Куликова К. Труба, личина и кинжал. Л., 1972; Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программе. М., 1975; Макаров Л. С утра до вечера в театре.

Л., 1973).
План-конспект:
1. Вступительное слово ведущего (тезисы):
Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.
Актерское дарование
— явление сложное. Его надо развивать с детства. К. С. Станиславский, выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант
— это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память... темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум... искренность, самообладание, находчивость...»
Этот театральный час поможет вам больше узнать о театре, попробовать свои творческие силы.
2. Выступление «историков». Рассказ о происхождении театра, о лучших театрах страны, известных актерах.
3. Выступление «музыкантов». Отгадайте, из каких музыкальных сказок звучит эта музыка и нарисуйте иллюстрации к ней («Приключения Буратино» А. Рыбникова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Петя и Волк» С. С. Прокофьева, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро» А. К. Лядова и др.).

4. Выступление «актеров». Игра «Сценическая импровизация».
«Актеры» рассказывают об искусстве сценической импровизации. Импровизация
— это такая игра, которая включает в себя разнообразное множество игр, и каждая из них никогда не имеет однозначного решения. Все зависит от воображения и фантазии играющих.
Задание 1. Разыграть ситуацию знакомства двух своих сверстников, встретившихся... на именинах у Мухи-Цокотухи.
Задание 2. Представить, что палка
— это тяжелая гиря. Продемонстрировать действия с палкой-«гирей». Можно взять книгу, мяч и т. п. и представить их себе совсем в другом качестве.

Например, с мячом обращаться, как с букетом цветов. Остальные участники игры должны угадать по действиям ребят, какой именно это предмет.

Задание 3. Разбить класс на две команды. Первая команда должна инсценировать басню И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна», в которой участвуют не три исполнителя (Чтец, Обезьяна и Медведь), а пять (две Обезьяны, два Медведя и Чтец). Никакого зеркала в басне быть не должно: им будут «отражения»
— двойники Обезьяны и Медведя. Вторая команда может инсценировать басни И. А. Крылова «Квартет» или «Слон и Моська», (см.: Крыловский вечер в школе. М., 1969, с. 90
— 95).
Подведение итогов : какая команда лучше выполнила все задания.
5. Выступления «костюмеров». Конкурс «Подбери костюм сказочному герою».
Ведущий выносит реквизит : бумагу, краски, ножницы, клей, кусочки материи и др. Каждой команде за 10
— 15 минут предлагается изготовить костюм: Черномора, Мальвины, доктора Айболита, Золушки, Карабаса-Барабаса (на выбор) и продемонстрировать его.
План дальнейшей работы :
1. Подготовить театральную игру-импровизацию для младших классов «Приходите к нам в театр!» (См.: Матвеев В. Ф. Октябрята

— дружные ребята! М., 1981, с. 152
— 157).
2. Побывать на спектаклях в ТЮЗе. Провести обсуждение одного из них.
3. Провести конкурс иллюстраций к просмотренному спектаклю.
Литература :
1.Абалкин Н. А. Рассказы о театре. М.: Мол. гвардия, 1981. 303 с., ил.
2.Александров Э. Люблю театр! М.: Дет. лит., 1971. 158 с., ил.
3.В школьном театре: Инсценировки произведений рус. писателей-классиков. М.: Дет. лит., 1971. 511 с., ил.
4.Сац Н. Дети приходят в театр. М.: Искусство, 1961. 312 с.
5.Шильгави В. П. Начнем с игры. М.: Просвещение, 1980, с. 7.

  • Классный час «Семья в моей жизни»
  • Беседа на тему : «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15
    — 16 лет)
  • Час театрального мастерства (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Устный журнал на тему : «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10
    — 11 лет)
  • Практическое занятие на тему : «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12
    — 13 лет)
  • Практическое занятие на тему : «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13

    — 14 лет)

  • Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13
    — 14 лет)
  • Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Беседа на тему : «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15
    — 17 лет)
  • Беседа на тему : «Чудо, имя которому
    — книга» (Для учащихся 11
    — 12 лет)
  • Устный журнал на тему : «Наш друг
    — кино» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • Классный час - Наркомания - что это?
  • Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
  • Классный час на тему : «Здоровый образ жизни»
  • Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
  • Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
  • Классный час в 5 классе "Символика России"
  • Классный час "О культуре поведения в школе"
  • Классный час «Я и мои друзья»
  • Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
  • Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
  • Классный час «Здоровье -бесценное богатство"
  • Классный час "Ты имеешь право... "
  • Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
  • Классный час «Моя родословная»
  • Классный час «Экология»
  • Классный час "Курение - За и против"
  • Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
  • Классный час на тему : "Права ребенка"
  • Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
  • Классный час "О том, как властвовать собой"
  • Классный час на тему : «Что такое настоящая дружба?»
  • Классный час на тему : Курить или жить? 6-7 класс
  • Классный час "Как не надо себя вести"
  • Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
  • Классный час "Всего одна рюмка"
  • Классный час "Алкоголизм"
  • Классный час "Братковский язык"
  • Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
  • Классный час "Все правила этикета"
  • Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
  • Классный час на тему : "Хлеб - всей жизни голова"
  • Методическое обоснование классного часа
  • Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
  • Цели, задачи и правила проведения классного собрания
  • Структура классного часа
  • Классный час "Я - гражданин России"
  • Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
  • Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
  • Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
  • Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
  • Классный час "Новогодний классный час"
  • Классный час "Что такое настоящая дружба"
  • Классный час "Александр Невский"
  • Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
  • Классный час "Вместе - дружная семья"
  • Классный час "Дружба дороже богатства"
  • Классный час "Что такое этикет?"
  • Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
  • Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
  • Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"

МОУ Дмитровская общеобразовательная средняя школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов
«Его Величество – Театр!» (слайд 1)
Звучат фанфары
- Добрый день, друзья, учителя, наши гости! - Мы рады приветствовать вас на нашем классном часе, посвященном Международному Дню театра.
Т. Доронина «Вы любите театр?»

Театр – это вдохновение, талант, творчество, дарящие людям радость от встречи с прекрасным искусством.

Театр – это таинство, загадка, где происходит непостижимое, когда талант, мастерство служителей Храма искусства заставляют современных людей вдруг поверить в подлинность всего, что происходит на сцене.
Театр – это мир идей, Перенесенных на людей. И это мир, в котором люди Живут надеждами на чудо. И тот, кто заглянул однажды, Уже не сможет не вернуться Туда, где может зритель каждый В любую сказку окунуться.
Театр – это мудрость жизни. И каждый здесь найдет ответ О том, кто патриот Отчизны, А кто лишь создает портрет. Спасибо вам, творцы иллюзий, За труд, порой неоценимый. Всегда пусть с вами будет муза, А вы – судьбой всегда хранимы!

Какое чудо - оказаться в сказке С героями оживших вдруг легенд! Нас удивляют их костюмы, маски, Захватывает действия момент. Они поют, горюют, размышляют... Накал страстей передается нам. Игрой своей нам души зажигают. Искусство их - театр, не балаган. Сегодня славим мастерство актеров, Поздравить с Днем театра их спешим, Гримеров, костюмеров и суфлеров - Мы всех за волшебство благодарим!

Для зрителя театр – всегда как сказка. Здесь в зале зрители снимают свои маски, И надевают их актрисы и актеры Под чутким руководством режиссера.
Чтобы взглянули на себя со стороны, Чтоб в душу заглянуть свою могли, Все зрители. Любой, придя сюда, Поплакать сможет и смеяться без труда.
На миг возвысится над собственной судьбой, И вдоволь посмеётся над самим собой. Здесь торжествует жизнь под рампы светом. Театр, благодарим тебя за это!
- Давайте же окунемся в этот удивительный мир страстей и жизни!
- Тсс-с! Слышите? Звонок23? Наша программа начинается!

Музыка (театральный звонок)

Начиная с 1961 года, на всей земле ежегодно 27 марта празднуют Международный день театра под девизом «Театр, как средство взаимного понимания и укрепления мира между народами». (Слайд 2)

Международный день театра это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это – праздник творчества и вдохновения, эмоций и впечатлений, это наш праздник праздник миллионов неравнодушных зрителей. (Слайд 3)

Посещение хорошего спектакля - всегда доставляет духовное наслаждение и приносит настоящий праздник. Это волшебная страна, имя которой – Театр.

Кл. рук.: (А совсем недавно мы с вами посетили московский драматический театр "ET CETERA" п/р Александра Калягина) (слайд 4)

Посмотрим еще раз маленькую страничку спектакля «Королевская корова».

(слайд 5) В сказке всем заправляет не злая колдунья, не добрая фея, а корова. Не простая корова, не священная, а королевская. Зовут ее по-простому, по-нашему - Зорька. Состоит Зорька на королевской службе: интриги плетет, песенки поет и с королем в шашки играет. Злых наказывает, влюбленных под венец ведет, да и себя не забывает.

Спектакль «Королевская корова» замечательный. Все смеялись от души. Отличная актерская игра, декорации, костюмы, сюжет - настолько всех увлёкли!

Как известно, слово «театр» произошло от древнегреческого слова, что значит «место, где смотрят». В театре играются два наиболее популярных жанра - комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски. (Слайд 6)
- В учебнике истории мы прочитали о том, что театр Древней Греции родился в честь бога виноделия Диониса в марте 534 года до н. э. Победителя первых драматических состязаний в Афинах, поэта Фесписа называют и первым актером, и первым драматургом. Существует суеверие, что дух Фесписа присутствует при каждом исполнении театральной пьесы и может вмешиваться в ее ход, способствуя или препятствуя успеху. (Слайд 7)
- Театр - это искусство, где все события происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником. Проходят годы, а театр остается самым любимым видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества... (Слайд 8)
- Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды превратились в игры-представления, ряженье, диалог.
- Старейшим театром были игрища скоморохов. Скоморошить – это значит петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах.
видео с пляской
- Придворный и школьный театры появились в 17 веке. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались евангельские сюжеты и житейские предания. (Слайд 9)
Сценка детей 5 а из «Рождества». (Слайд 10)
- Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы состоялось в 1672 году. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд.
- Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры. Российский театр был учрежден императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году. В его состав вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы. (Слайд 11)
- Россия – это великая театральная держава. Современный отечественный живет, развивается и ищет новые творческие пути.
Заставка, фанфары
- Сегодня мы посвящаем всех присутствующих в зрители и дарим основные правила жизни в стране Театр, которые пригодятся нам при посещении любого театра.

Презентация «Правила поведения в театре». (Слайд 12)

Дорогой друг!
Посещение театра - это праздник души. Чтобы не омрачать его ни себе, ни другим, следует соблюдать некоторые правила. В основе их лежит уважение к публике, пришедшей посмотреть спектакль, и внимание к актерам.

1. Главное правило - поддержание глубокой тишины.
2. Невежливо во время спектакля общаться с соседями, комментировать происходящее на сцене, шелестеть программкой.
3. Ощущение праздника создает нарядная одежда. 4. Ты, конечно же, вежлив и обязательно поблагодаришь того, кто выступал, похлопав в ладоши или подарив букет цветов. Твои аплодисменты - благодарность для артиста. 5. Если вы хотите преподнести цветы понравившемуся актеру, не поднимайтесь на сцену. Сцена в театре - святое место, куда не имеют права ступать посторонние.
Заставка музыкальная. Раздача всем программок.

В театре. Агния Барто Когда мне было восемь лет,Я пошла смотреть балет.Мы пошли с подругой Любой.Мы в театре сняли шубы,Сняли тёплые платки.Нам в театре, в раздевалкеДали в руки номерки.Наконец-то я в балете!Я забыла всё на свете!Даже три помножить на триЯ сейчас бы не могла.Наконец-то я в театре,Как я этого ждала!Я сейчас увижу феюВ белом шарфе и венке.Я сижу, дышать не смею,Номерок держу в руке.Вдруг оркестр грянул в трубы.Мы с моей подругой ЛюбойДаже вздрогнули слегка.Вдруг вижу - нету номерка.Фея кружится на сцене -Я на сцену не гляжу.Я обшарила колени -Номерка не нахожу.Может, он под стулом где-то?Мне теперь не до балета!Всё сильней играют трубы,Пляшут гости на балу,А мы с моей подругой ЛюбойИщем номер на полу.Укатился он куда-то...Я в соседний ряд ползу.Удивляются ребята:- Кто там ползает внизу?По сцене бабочка порхала -Я не видала ничего:Я номерок внизу искала.И, наконец, нашла его.А тут как раз зажёгся свет,И все ушли из зала.- Мне очень нравится балет, -Ребятам я сказала.

Заставка, фанфары.
(Слайд 13) Кл. руков.:
Мы о театре много знаем.
О знаниях ваших сейчас разузнаем.И с вами чин по чину
Театральную проведем викторину.

1. Как называется самый высокий женский голос? (Сопрано.) 2. Что такое авансцена? (Передняя часть сцены.) 3. Где по отношению к дирижеру сидит в оркестре первая скрипка? (Слева.) 4. Как называются места в зрительном зале, которые находятся за партером? (Амфитеатр.) 5. Как называются изделия, заменяющие на сцене настоящие предметы? (Бутафория.) 6. Как называется граница между зрительным залом и сценой? (Рампа.) 7. Сколько струн в скрипке? (4.) 8. Назовите фамилию братьев, которые изобрели кино. (Люмьер.) 9. Как в России принято называть анимацию? (Мультипликация.)
10. Самый приятный для артистов шум во время спектакля - это... Что? (Аплодисменты.)
11. Ближайшая к буфету часть зрительного зала - это... Какая? (Балкон.)
12. Какой персонаж сказки Толстого продал «Азбуку» и купил билет в театр? (Буратино.)
13. Каким театром владел Карабас Барабас? (Кукольным театром.)
14. Как называется время поедания сладостей в театральном буфете? (Антракт.)
раздать детям конфеты «Маска» (заставка, фанфары)

Давайте поиграем во время антракта.

«Мы с тобой – одна семья: я, ты, он, она».
- Обними соседа справа, обними соседа слева (кладут руки на плечи соседей). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.
- Наклонись к соседу справа, наклонись к соседу слева (кладут голову на плечо соседа). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой - одна семья.
- Разбуди соседа справа (похлопывание по плечу), разбуди соседа слева. Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.
- Ты погладь соседа справа (гладят рукой по голове, по спине), ты погладь соседа слева. Мы с тобой – друзья. Мы с тобой - одна семья.
- Ты качнись к соседу справа. Ты качнись к соседу слева (покачивание). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.

15. Как называется «театральный» сорт российских шоколадных конфет? «Маска».
16. В современном театре нет жесткого деления на амплуа. И актёр, который вчера играл злодея, сегодня может играть романтического положительного героя. Разнообразие характеров требует серьёзной профессиональной подготовки. Я предлагаю нашим артистам произнести тараторки, громко и четко. Данный конкурс называется дикционный тренинг. (2 чел.)

Чтение тараторок.
Я сижу и слушаю не дыша
Шорохи шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
«Шу-шу-шу».
«Ты о чем?» - сказала я камышу.
Камышинки шепчутся:
«Ши-ши-ши».
«Что вы тихо шепчете, камыши?»
«Разве так шушукаться хорошо?»
А в ответ шуршание:
«Шо-шо-шо».
Я пляшу у самого камыша,
Камышинки шепчутся:
«Ша-ша-ша».
Словно просят шепотом: «Не пляши».
До чего пугливые камыши!

Чтение 2 «Тараторки».
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не слишком близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя.
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом.
И называть безделье делом.
(Дж. Родари)

17. Какое небесное тело используется для определения известных и знаменитых актёров? Звезда.
Награждение «звездами» лучших. (Вклеиваем в дневники) (Слайд 14)
- Любите театр за молодость, за ум, за озорство. - За святой его размах, за те прекрасные порывы душ актёров, которыми они делятся со зрителем.Все вместе поем песню «Да здравствует сцена!» (Слайд 15)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ЦЕЛИ:

    Познакомить детей с культурно – просветительными учреждениями.

    Закрепить знания школьников о правилах поведения.

    Продолжить работу по воспитанию общей культуры учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент.

    Слайд1

Загадка: Там по сцене ходят, скачут,
то смеются, а то плачут!
Хоть кого изобразят,-
Мастерством всех поразят.
Отгадка : театр

    Сообщение темы.

Слайд 2

Беседа по теме.

Ребята, кто из вас был в театре?

Что же такое театр?

Слайд 3

Что же такое театр?

Слово "театр" греческого происхожде ния. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище (слайд 2) .Театральное искусство возникло очень давно. И развивалось вместе со всем человечеством.Когда мальчишки играют в роботов или в космонавтов - разве это не спек такль, не представление? Или девчон ки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры - не свой ли это маленький домашний театр, где у каждого - своя роль?

Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Гре цию.

В России появление национально го театра связано с народными игра ми и обрядами. В XI веке на Руси поя вились скоморохи - бродячие акте ры. В середине XVIII века появился и первый театр в Ярославле. Потом те атры возникали в других городах. По явились и писатели, которые писали пьесы для театра. Каждый день наши театры раскрывают свои двери перед сотнями юных зрителей.

Слайд4

Какие театры вы знаете у нас в Чебоксарах?

Чувшский драматический театр

Театр был основан в в . В переехал в . В присвоено звание академического, в - имя поэта . Здание театра было построено в 1961 Здание Чувашского государственного академического драматического театра является памятником архитектуры.

Русский драмтеатр

Летом в Чебоксарах в доме купца Ефремова был организован . Этот коллектив послужил основой труппы театра, открытого в 1922 г.

Чувшский государственный театр кукол

ГУК «Чувашский государственный театр кукол» - , расположенный в на , дом 15. В творческой практике театра органично сочетаются две линии: традиционно-европейская и национальная. За годы работы создано более 200 спектаклей.

Слайд5

Чувашский государственный театр оперы и балета

Театр открылся в первой чувашской оперой "Шывармань" ("Водяная мельница") Ф.Васильева

Музыкальный театр

Театр юного зрителя

Чувашский государственный театр юного зрителя им. был основан в . Первый спектакль «Молодой пласт» («Топай») по пьесе Л. Бочина состоялся - этот день считается днём рождения ТЮЗа

Но прежде чем попасть в театр, что необходимо сделать?

Слайд6

Нужно купить билет. А где и как это сделать?

Билеты нужно купить в кассе.

Посещение в театр и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни людям, нужно соблюдать некоторые правила этикета.

Слайд 7

Дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты, это дверь, открывающая перед нами особый мир - мир искусства.

Но от самих вас зависит, принесет ли посещение театра радость или оставит равнодушным, вызовет чувство досады или огорчения.

Собираясь в театр не забудь одеться понаряднее. На представление приходят за 15-20 минут до начала.

Слайд 8

Приходя в театр нужно неспеша раздеться, получить номерки, поправить прическу, и пройти в зал.

Слайд 9

Как правильно пройти к своим креслам?

    На своё место проходят лицом к уже сидящим зрителям.

    Они же могут встать, если так удобнее вас пропустить.

Слайд10

Во время спектакля не принято разговаривать, даже шёпотом, подпевать артистам или топать ногой в такт музыке, также нельзя говорить по мобильному телефону.

Слайд11
В зрительном зале неприлично есть,особенно во время представления Шуршание бумажек и другие звуки мешают окружающим. Слайд12
Во время антракта зрители могут сходить в буфет, где соблюдают очередь и разговаривают в полголоса.
Слайд13 После окончания спектакля зрители аплодируют и дарят артистам заранее принесённые цветы. Затем публика спокойно покидает зрительный зал. IV. Закрепление материала.

Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили?

Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:

    Как нужно одеваться в театр?

а) повседневно;

б) празднично;

в) как на спортивное мероприятие.

2. За сколько времени нужно приходить в театр?

а) за полчаса;

б) за 5 минут;

в) когда начнётся спектакль.

3. Как правильно пройти на своё место?

а) лицом к сидящему;

б) спиной к сидящему.

4. Как вести себя во время спектакля?

а) кричать;

б) топать;

в) смотреть и слушать

г) разговаривать.

5. На какое место надо садится в зале?

а) на любое;

б) указанное на билете;

в) где будет свободно.

6. Что можно взять с собой в театр?

а) поп-корн;

б) конфеты;

в) ничего;

г) семечки.

V. Закрепление на практике.

Молодцы, ребята! Теорию вы запомнили хорошо. А теперь давай те попробуем применить эти правила на практике.

Есть желающие?

(5 человек подходят к кассе, берут билеты и садятся по своим местам, указанных на билетах; 6-ой человек приходит позже всех и проходит по рядам на своё место)

VI. Беседа по стихотворению.

Теперь послушайте историю о девочке, которая очень любила ходить в театр.

А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, двигать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея крутится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то …

Я в девятый раз ползу.

Удивляются ребята.

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхает –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала,

Мне очень нравится балет,-

Ребятам я сказала.

Ребята, увидела ли девочка спектакль?

Правильно ли она поступила?

Как надо было вести себя в данной ситуации?

VII. Кроссворд.

Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд на те же правила, которые сегодня повторили.

Вопросы по горизонтали:

    Что показывают в театре? (спектакль)

    Что такое «Лебединое озеро»? (балет)

    Место, куда зрители сдают свою одежду? (гардероб)

    Человек, который смотрит спектакль? (зритель)

Вопросы по вертикали:

    Человек, исполняющий роль? (актёр)

    Помещение, где продают билеты? (касса)

    Пропуск в театр? (билет)

    Что выдают в раздевалке при сдаче одежды? (номерок)

    Возвышенное место в зрительном зале, где проходит спектакль? (сцена)

VIII. Подведение итогов.

Какие правила поведения в театре вы запомнили?

Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах?


В работе классного руководителя наверняка запланирована и такая форма общения с детьми, как посещение театров, музеев, различных выставок, кинотеатров.

Перед тем как вывести своих питомцев в свет, необходимо провести предварительную беседу о том, как надо вести себя в общественных местах, ознакомить ребят с основными правилами поведения:

1. Нельзя громко разговаривать и тем более кричать и размахивать руками в общественных местах.

3. Неприлично вслух комментировать или давать свою оценку происходящему на сцене, тем более переговариваться или делиться своими впечатлениями с товарищем.

4. Крайне неприлично сидеть в зрительном зале развалясь, вытянув ноги. Этим вы показываете своё неуважение к окружающим.

5. Если вам, по важной для вас причине, необходимо пройти к выходу, извинитесь перед сидящими рядом с вами людьми. Проход между рядами небольшой, поэтому, чтобы вас пропустить, им придется встать со своего места. Проходя между рядами, развернитесь к сидящим лицом, а не спиной и другой частью тела, что крайне неуважительно по отношению к ним.

6. Некрасиво, сидя в зрительном зале, грызть ногти, чистить нос, причесываться и т. п.

7. После спектакля или в антракте не рекомендуется носиться по вестибюлю сломя голову и толкаться, торопясь к выходу. Всё понятно - вы устали сидеть, вам необходимо размяться. Но оглянитесь вокруг себя, сколько людей присутствовало вместе с вами на спектакле или киносеансе. Что было бы, если бы всем им взбрело в голову немного «поразмяться»? Так что преимуществ перед другими у вас нет, поэтому ведите себя спокойно и достойно, как и полагается хорошо воспитанному человеку.

8. При посещении театра или музея продумайте свой гардероб: нелепо смотрятся трико и кроссовки, а также яркие платья, обилие косметики и т. п. Посоветуйтесь с родителями, как вам лучше одеться.

9. После просмотра спектакля не торопитесь покинуть свое место, поблагодарите своими аплодисментами актеров за их нелегкий труд и великолепную игру.

Это интересно!

Кстати, об аплодисментах. Знаете ли вы, почему люди аплодируют? Хлопать артистам начали еще в Древнем Риме при императоре Нероне, считавшем себя гениальным актером. При его появлении на сцене зрители должны были вставать с мест и бить в ладоши. Никому не хотелось быть казненным, поэтому бедные римляне, не жалея сил, стоя аплодировали своему императору, стараясь «перехлопать» друг друга, показывая всем своим видом восхищение и одобрение.

Спустя несколько столетий во Франции в XVIII веке пылкие поклонники рукоплескали красавицам, восторгаясь и восхищаясь их очарованием и красотой.

Постепенно обычай аплодировать в знак одобрения распространился на любые публичные выступления.

Если предстоит посещение театра оперы и балета, то неплохо было бы подготовить детей к предстоящему просмотру, что поможет им более осмысленно и осознанно вникнуть в содержание спектакля, у них не будет повода зевать и смотреть по сторонам.

На некоторые вопросы учащиеся вряд ли смогут ответить без подготовки, поэтому можно кому-то из ребят поручить подготовить небольшой рассказ о творчестве П. И. Чайковского, найти его портрет, может быть, зачитать главы из книги Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик» (ниже дается краткая информация), показать красочные иллюстрации. Неплохо было бы прослушать фрагменты музыки (в записи), определить, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, проанализировать их звучание и т. п.

Можно также поручить ребятам подготовить сообщение об истории театрального искусства вообще или же о том, когда появился театр в вашем городе, какие исторические события связаны с вашим театром, о его традициях и т. п.

Дополнительный материал

Кто такой Щелкунчик?

Без всякого сомнения, каждый из вас, ребята, знает или слышал о маленьком и отважном Щелкунчике. Но задумывались ли вы, откуда у персонажа сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», такое необычное имя?

Наверное, оттого, что этой игрушкой можно щелкать орехи, - скажете вы.

От слова «щелкать», «щелкун» и произошло имя деревянного человечка, умеющего не только исправно щелкать орешки, но и храбро драться с неприятельским мышиным войском.

Да, имя Щелкунчика нам больше известно как имя сказочного героя. Но для немецких детей это прежде всего забавная игрушка. Вот уже на протяжении многих веков в Германии существует такая традиция: взрослые дарят детям на Рождество забавного деревянного человечка с большим ртом, которым он щелкает орехи.

Как появилась эта игрушка - неизвестно. Игрушечных дел мастера из Баварии, Тюрингии и других мест издавна славились по всему миру своим мастерством. Славились эти места и своими лесами, поэтому материал для игрушек всегда был под рукой. Нюрнбергские деревянные солдатики, лошадки, соннебергские куклы... Какие только игрушки не выходили из-под искусных рук народных умельцев! Весь «игрушечный товар» свозился на ярмарки - в Лейпциг, Гамбург, Франкфурт, а оттуда он уже расходился по разным странам: в Италию, Францию, Россию.

Издавна в Германии под Новый год наряжалась ёлка, на которую вместе со сладостями на веточки обязательно вешались золочёные орехи. Вот и придумал кто-то из игрушечных дел мастеров такого вот Щелкунчика, чтобы было чем орехи колоть. Игрушка не только колола орехи, то есть была вещью полезной и необходимой в доме, но и вполне соответствовала статусу подарка. А так как немцы народ довольно практичный, то подобная вещь быстро вписалась в быт немецких семей. Через некоторое время чуть ли не в каждом доме на Рождество на свой почётный караул под ёлку «заступал» трудяга Щелкунчик.

Постепенно Щелкунчик стал для детей, да и для взрослых, олицетворением праздника, домашнего уюта.

Что такое балет?

Это музыкально-театральное произведение, объединяющее в себе музыку, танец и сценическое действие.

Герои балета свои действия и чувства раскрывают не с помощью слов или пения, как это происходит в драматическом спектакле или опере, а посредством танцевальных движений и пантомимы - немой игры с помощью жестов и мимики.

Создателем русского классического балета был Петр Ильич Чайковский. Им написаны такие балеты, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Балет «Щелкунчик»

Основой балета, как уже говорилось, послужила сказка немецкого писателя Э.-Т.-А. Гофмана. В этой причудливой сказке реальная жизнь перемешана с вымыслом. Судите сами: Мари и Фриц, их родители, гости, фокусник - это вполне реальные, правдоподобные персонажи. Щелкунчик, лошадки, пряничные солдатики, игрушки, Мышиный Король, его подданные - это сказочные, фантастические герои. Но порой трудно различить, где вымысел, а где правда. Да и стоит ли это делать? Ведь в Новогоднюю ночь, в Рождество мы все ждем маленького чуда, которое обязательно должно произойти в полночь...

Проходят годы, мы взрослеем, стареем... и продолжаем ждать, а вдруг?.. А ведь чудо - вот оно: прекрасная, волшебная, очаровательная сказка о Щелкунчике и его приключениях. Может быть, стоит вечером поудобнее устроиться в кресле или на диване, возле новогодней ёлки, притушить яркий свет и вместе со своими близкими прочитать еще раз эту удивительную и добрую сказку? И кто знает, может быть, ровно в полночь с вами произойдет не менее удивительная история или приснится фантастический сказочный сон...

В балете два действия. События происходят в канун Нового года. За окном метель, шаловливые снежинки танцуют свой необыкновенный, причудливый танец. В комнате, где стоит красиво украшенная елка, тепло и уютно. Взрослые и дети веселятся вокруг новогодней ёлки. Появляется фокусник, в руках у него много игрушек. Среди них забавный Щелкунчик, предназначенный для колки орехов. Брат Мари, Фриц, сразу решает использовать игрушку по назначению: засунув Щелкунчику в рот непомерно большой орех, он ломает его. Мари очень жаль игрушку. Вечером, когда гости разошлись и праздник закончился, девочка с грустью укладывает пострадавшего в кровать своей куклы и уходит. Но Мари не спится - впечатления этого вечера не дают уснуть, и девочка решает еще раз взглянуть на прекрасную ёлку. Лунный свет озаряет зал. На глазах у Мари ёлка начинает расти, игрушки - оживать: вот маленькие солдатики торжественно маршируют вокруг елки. А кто же ими командует? Неужели... конечно же, это Щелкунчик!..

Вдруг слышится зловещая музыка, со всех сторон полезли мыши, они на минуту с почтением замирают - появляется Мышиный Король. Он отдает приказ своему войску: уничтожить игрушки. Те набрасываются на игрушечную армию... И произошло бы самое худшее, если бы не вмешалась Мари. В последний момент девочка, сняв башмак, запускает им в Мышиного Короля, и в этот момент Щелкунчик смертельно его ранит. Мышиное войско, лишившись своего предводителя, разбегается, а Щелкунчик вдруг превращается в прекрасного принца. Он приглашает Мари следовать за ним. Зал превращается в заснеженный лес. Вокруг танцуют снежинки...

Второе действие балета происходит в большом волшебном Царстве сластей. Фея Драже встречает Мари и принца, исполняя прекрасный, грациозный танец. Появляются всевозможные сласти, они также танцуют. Все эти танцы образуют дивертисмент: в балете или в опере это один или несколько танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия. Каждый танец дивертисмента второго действия имеет свое название и яркую выразительную музыку. Здесь и «Трепак», и «Вальс цветов», испанский танец «Шоколад», арабский танец «Кофе», китайский танец «Чай», очаровательный танец пастушков.

Каждый танец необыкновенен, музыка прекрасна, а сам балет произведёт на ребят неизгладимое впечатление.

Ну вот, успешно прошло посещение театра, первая часть внеклассной воспитательной работы педагога выполнена. Предстоит еще одна задача: помочь детям прекрасные и возвышенные чувства, зародившиеся от просмотра «Щелкунчика», выразить в рисунке, различных поделках, стихотворении, небольшом рассказе, сочинении и т. п. Это развивает фантазию, инициативу, память, образное мышление, творческие способности учащегося. Творческие работы ребят можно затем выставить в классе, на школьной выставке и т. д.

Цели и задачи:

Воспитание человека достойного, красивого, толерантного.
Понимание различий людей, живущих в многокультурном обществе.
Учиться слушать и слышать друг друга.
Учиться уважать мнения одноклассников.
Развитие зрительной и слуховой памяти, абстрактного мышления, комуникативных способностей.
Учиться любить и понимать театр.
Учиться хорошим манерам.

Форма работы: коллективная.

  1. Музыкальное оформление
  2. .

    На перемене и несколько секунд после звонка на урок звучит музыка (увертюра к балету П.И. Чайковского “Щелкунчик”)

  3. Оформление доски
  4. .

    Тема классного часа на доске прописывается крупными буквами:

    “Театр уж полон…” А.С. Пушкин

    В левом углу доски записаны основные требования к работе:

    класс - “поле внимания”

    “мнение каждого - величайшая ценность”

    В правом углу доски театральный словарик:

    Гардероб

    Оркестровая яма

    Дарить цветы

    Аплодисменты

    Мороженое

    Также на доске можно разместить театральные афиши, програмки.

  5. Собственно классный час.
  6. Учитель. Здравствуйте! Тема нашего классного часа сегодня “Театр уж полон…” (показать на доске) Мы будем говорить о театре. Давайте не только говорить, но и слушать друг друга, давайте не только говорить и слушать, но и слышать друг друга. Обязательные условия, которые сегодня будут все выполнять:

    1. Наш класс-поле внимания

    2. Мнение каждого - величайшая ценность (показать эту запись на доске, важно задействовать слуховую и зрительную память)

    И так “Театр уж полон…” Что можно увидеть и услышать за этой фразой? (пауза)

    Угасающие огни нарядных люстр.

    Шелестящее шуршание щелка, открывающего таинственную глубину сцены.

    Серый сумрак зрительного зала, наполненный дыханием и легким шорохом красивых одежд.

    Радостное ожидание чуда …

    Для меня театр – это праздник, а для вас?

    Ученики………………………………………………

    (Дать возможность каждому ученику, присутствующему на классном часе, высказать свою точку зрения! Нельзя обсуждать сказанное ни учителю, ни детям, очень важно выполнение условия “Мнение каждого – величайшая ценность”. Ученикам можно немного помочь вопросами: А для тебя (имя) театр - это что? “Театр уж полон…” - что ты (имя) слышишь за этой фразой? “Театр уж полон – что ты (имя) видишь за этой фразой? Учитель говорит: “Спасибо” каждому, кто высказал свое мнение. Не имеет значения много или мало, интересно или неинтересно,…, ответил ученик. Отвечая, дети не встают. Учитель побуждает к ответу учеников не только фразой, но и жестами, мимикой, движением тела. Руки учителя – обращены к классу ладонями вверх; никаких закрытых поз. Ни к чему слишком много ходить по классу. Очень важны интонации, с которыми учитель произносит каждую фразу, каждое слово.)

    Учитель. Всем спасибо! Какие мы все разные! А теперь, послушайте следующие утверждения и найдите в них ошибки. (Текст написан на карточках, учитель зачитывает их по очереди, все подряд, при этом делая паузы между ними)

    Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.

    Номерок лучше всего повесить на палец, так удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.

    Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.

    Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинают. Есть предположение, что, если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакли и фильмы вообще никогда не начинались бы.

    Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, что бы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка или реплики актеров.

    Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников

    Не будьте эгоистом. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

    Учитель . Надеюсь, вы поняли эту игру в “перевертыши”? А теперь, пожалуйста, сами постарайтесь поставить все с головы на ноги. (Учитель еще раз зачитывает тексты, а ученики обсуждая информацию, сами находят ошибки.)

    Учитель. А вот театральный словарик (показать на доске) Кто знает значение этих слов?

    Ученики. (Ответы на вопросы учителя. Идет обсуждение театральных терминов, написанных на доске)

    Например:

    Акт – театральное действие, часть спектакля.

    Аплодисменты – форма выражения благодарности.

    Занавес не только отделяет сцену от зрительного зала. Он отделяет суету, разговоры, мелочь повседневных забот и поедание пирожных от того, за чем мы пришли в театр. Занавес поднимается. Тихо! Начинается искусство.

    Гардероб – это место, куда наиболее “культурная” часть публики начинает собираться задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль.

    Дарить цветы – один из самых древних и самых красивых театральных обычаев.

    Мороженое, принесенное в зал, - это лучший способ испортить себе костюм и соседям настроение.

    Учитель. Сегодня мы с вами решили, что театр – это праздник, ….(перечислить то, что говорили дети) А чтобы не испортить этот праздник себе и тем, кто рядом следует соблюдать правила этикета.

    (Если останется время)

    Учитель . В разные исторические эпохи правила этикета были разными. Вот один из примеров, подтверждающий это. (Учитель зачитывает текст )

    В лондонском театре давали трагедию Шекспира “Король Лир”. Страшные события трагедии приблизились к кровавой развязке. На сцену вышел Лир – знаменитый английский актер Гаррик, неся на руках тело погибшей дочери Корделии. Но неожиданно Гаррик разразился не рыданиями, а хохотом. Тряслась от смеха и “бездыханная” Корделия. Занавес упал. Впервые в истории театра король Лир остался в живых.

    Кто же так рассмешил великого артиста? Один почтенный лондонский адвокат. Он пришел в театр не один, а с собакой (в XVIII веке это позволялось). Адвокат расположился в первом ряду, а пес – у ног хозяина. Забыв обо всем на свете, зачарованный театрал утирал пот и слезы париком. А к концу спектакля нахлобучил парик на своего пса, который, положив лапы на край сцены, с любопытством разглядывал артистов. Этого пса в парике и увидел Гаррик. Ну, как тут не умереть со смеху!

    Учитель. Наш классный час заканчивается. Мы учились слушать и слышать друг друга, мы говорили о театре… И вновь я обращаюсь к вам с просьбой послушать и услышать друг друга (обратная связь) Продолжите любую из этих фраз:

    Сегодня мне…

    Я тот, который в театре никогда не станет…

    Этот классный час…(слово каждому ученику, учитель может быть первым или последним, а может первым и последним )

    Учитель. Сегодня мне с вами было хорошо и уютно. Спасибо вам!

  7. Заключение.

Звучит театральная музыка.