Классный час на тему "в стране воспитанных людей". Вопросы для обсуждения

В одном королевстве жил-был король со своей королевой, и было у них две дочки, две маленьких принцессы, Ника и Лика. Внешне принцессы были очень похожи одна на другую: розовые щёчки, светлые кудряшки, но вот по характеру они были совершенно разными.

Ника была очень вежливой, со всеми всегда здоровалась, говорила «спасибо», «пожалуйста», «извините». И всё всегда с улыбкой.

Лика же наоборот совсем не знала вежливых слов. Вместо того, чтобы говорить «пожалуйста» она топала ножкой и требовала: «Принесите да подайте!». Казалось, что про «спасибо» она вообще никогда не слышала. Да и грубила всем подряд направо и налево.

Мама-королева качала головой и говорила:

— И что же это такое произошло? Почему наши дочки такие разные? Вроде, воспитываем мы их одинаково.

Но никто из придворных мудрецов не мог дать ей ответа на этот вопрос.

Один раз отправились принцессы Ника и Лика в близлежащий лес на прогулку. Погода стояла чудесная, птички щебетали, бабочки порхали над цветами! Лика ушла вперёд, а Ника задержалась посмотреть на пчёлок, собирающих мёд. Вышла Лика на полянку и увидела, что посреди неё лежит, отдыхает огромный Дракон.

— Ну-ка отойди! Мне пройти надо! – грубым голосом сказала принцесса Дракону.

— А что, волшебного слова ты не знаешь? – спросил её Дракон.

— Какого-такого волшебного слова?! Ты что, не слышал, что я тебе сказала отойти, — ответила Лика.

— Ну и грубиянка, — ответил Дракон, но подвинулся, чтобы дать принцессе пройти.

Лика прошла поляну, а потом, повернувшись к нему, произнесла:

— Развалился здесь, и ещё каких-то волшебных слов требует! Противный дракон!

Тут Дракон не выдержал и поднялся на лапы. Его голова нависла над принцессой.

— Это что ещё за невежливая девчонка?! Вместо того, чтобы мне спасибо сказать, она ещё и обзывается! Вот я сейчас тебя съем! Терпеть не могу таких невоспитанных! – заревел он и разинул пасть.

Принцесса Лика сильно испугалась, что Дракон сейчас, и правда, съест её. Тут вдруг за спиной у Дракона раздался приятный тоненький голосок принцессы Ники:

— Здравствуйте! Не ешьте, пожалуйста, мою сестру. Извините её.

— Это твоя сестра? – удивился Дракон. – Как же так получилась, что ты такая воспитанная девочка, а она грубиянка?

— Не знаю, — пожала плечами Ника, — никто в нашем королевстве этого понять не может.

Хм…, — почесал Дракон затылок своей задней лапой. – Мне кажется, что я понял, в чём дело. Такое было с одним из моих двоюродных братьев. Когда он учился разговаривать, то случайно потерял вежливые слова и был ужасно грубым, пока ему не помогла одна Добрая Фея.

— Может быть, Вы знаете, где живёт эта Фея? – спросила Ника.

— Да, совсем недалеко! За лесом! – кивнул Дракон. – Взбирайтесь ко мне на спину. Я вас живо домчу до этой Доброй Феи.

Принцессы забрались на спину Дракона, и он, взмахнув крыльями, поднялся в небо. Принцесса Лика пыталась даже рта не открывать. Дело было не только в том, что Дракон напугал её, но и в том, что ей самой надоело быть такой грубой и невоспитанной. Даже если она и хотела сказать что-то красивое, то когда она начинала говорить, у неё получались сплошные грубости. Она очень надеялась, что Дракон оказался прав и Добрая Фея сможет ей помочь.

Добрая Фея, действительно, оказалась очень доброй. Она выслушала Дракона и Нику и с радостью согласилась помочь бедняжке Лике. Фея принесла свою толстую волшебную книгу, нашла в ней нужное заклинание и произнесла его, взмахнув волшебной палочкой.

— Спасибо, — вымолвила Лика тот час же.

— Получилось! Получилось! – обрадовались все.

— Никто не поможет понять, почему вежливые слова иногда теряются, — объяснила Добрая Фея. – Хорошо, что есть специальное заклинание, которое помогает их вернуть.

— Я так рада, я так рада! Спасибо всем, друзья! Я больше никогда не буду грубить и буду доброй и воспитанной принцессой, – пообещала Лика.

Так и произошло. Лика стала такой же воспитанной и вежливой, как и её сестра Ника. А с Драконом они с тех пор большие друзья, и он часто прилетает на чай с пирожными во дворец к принцессам.

"Нужно ли целовать руку женщине, несущей чемодан?" (с)

У Эллочки-людоедки в запасе было тридцать слов. Для того, чтобы прослыть вежливым, во Франции достаточно семи: "Здравствуйте!", "Простите", "Спасибо", "Мне жаль!" ("Désolé(-e)") и "Хорошего дня / вечера!".

На прошлой неделе мой начальник, набирая очередной вежливо-гневный мэйл, неожиданно спросил: "Вам не кажется, ИринА, что с вежливостью во Франции большие проблемы?" ИринЕ, выросшей в Привокзальном микрорайоне, так не кажется. Когда мне хочется усомниться в галантности обитателей Шестиугольника, я вспоминаю, как однажды, прожив полтора года во Франции, вернулась на каникулы в Архангельск и пошла к бабушке в гости. Из подъезда как раз выходил сосед, интеллигентный мужчина лет сорока пяти - я знала его как минимум лет двадцать, но мы никогда не здоровались. От неожиданности я воскликнула: "Здравствуйте!" Сосед посмотрел на меня, высморкался и пошел дальше.

Франция же с первых минут приучает говорить "Бонжур!": практически с самого начала я стала здороваться с водителями автобусов, кассирами, мусорщиками, соседями - даже с теми противными с пятого этажа, которые постоянно жаловались на меня консьержке. "Здравствуйте, мадам! Простите, что беспокою, но не найдется ли у вас монетки?" - спрашивают нищие в метро тоскливым утром. Жизнь, конечно, от этого не налаживается, но даже равнодушный "Бонжур" лучше, чем ничего. На самом деле, одним словом "здравствуйте" дело не должно ограничиваться. "Bonjour qui ? - муштровали малышей строгие мамы в шестнадцатом аррондисмане. - Ты должен обязательно прибавить "Bonjour Madame" или "Bonjour Monsieur", иначе не комильфо! Ты же не хочешь, чтобы тебя считали невежливым, Пьер-Антуан?" Четырехлетнему Пьеру-Антуану было все равно, но после трех исправлений сработало классическое детское "ладно, только отвяжись", а позже навязанная вежливость переросла в привычку. Кстати, Мадам и Месьё здесь вообще все: никаких "Девушка, вы выходите?" и "Женщина, вы загородили обзор" во Франции не будет, даже к неопрятному мужчине, спящему на матрасе у бутика "Шанель", принято обращаться на "Вы" и называть его "Месьё".

По популярности с "Бонжур!" может сравниться только "Спасибо!" Из курса устной речи за третий год обучения на архангельском инфаке я запомнила две вещи: вместо "я хочу" в любой ситуации нужно использовать мягкое "я хотела бы", а благодарить стоит всегда и обильно. Наша преподавательница, женщина невероятно строгая, после нескольких поездок во Францию поняла, что говорить "спасибо" в этой стране нужно как можно чаще, что и пыталась заставить нас делать все оставшееся до выпуска время. Я не поддавалась и всегда посмеивалась над этой привычкой, пока несколько месяцев назад одна недавно заехавшая во Французскую Республику русскоговорящая приятельница не рассказала следующую историю: ей преподнесли красивый подарок, причем дарительница, пожилая дама, не смогла приехать сама, и девушка передала слова благодарности через подругу. Мадам обиделась и намекнула, что неплохо было бы сказать "спасибо" лично. Моя знакомая возмущалась, что не должна сто пятьдесят раз кланяться: "Я один раз сказала "спасибо" - сколько можно?" Я же пришла в ужас: за эти годы помимо любви к круассанам у меня развилась способность (по крайней мере, внешняя) к благодарности - я скажу "Спасибо" и один раз, и второй, и догоню и еще раз скажу.

Другое жизненно необходимое во Франции слово - "Простите!" С "пардон" главное - правильно выбрать интонацию, от гневной до игриво-ласкательной, тогда оно поможет вылезти из переполненного трамвая, безобидно прервать уже второй час рассказывающего о своей незабываемой поездке в Бретань коллегу или избежать конфликта после того, как вы наступили кому-то на ногу. Высший пилотаж - говорить "Пардон?", когда на ногу наступают вам.

"Мне жаль" - еще одна универсальная фраза, на этот раз для продвинутого уровня. "Je suis désolé (-e)" или, в укороченном варианте вечно стремящихся к языковой экономии французов, просто "Désolé(-e)", добавленное в конце фразы, доказывает, что вы не просто чего-то не знаете или не умеете, а сожалеете (пусть зачастую всего лишь вербально) об этом. Как-то знакомый неаполитанец приехал в Париж и искал дорогу. По-французски он знал лишь базовый набор фраз, поэтому встал с написанным на бумажке адресом у метро и останавливал всех подряд. За десять минут он насчитал пять фраз "Простите, я не знаю, мне жаль!"

Классического "Au revoir", которому учат все учебники французского начиная со школьной "Синей птицы" и заканчивая вечной бордовой Поповой-Казаковой-Ковальчук, в чистом виде почти не бывает. Вместо "До свидания" во Франции вы услышите "Хорошего дня / вечера / завершения дня". В пятницу они сменяются почти обязательным вариантом "Хороших выходных!" Вообще, финальная фраза - повод проявить креативность: вам пожелают и хорошей поездки к вулкану, и вкусного кебаба, и отличного караоке.

Вежливость французов куда-то стремительно теряется, когда речь идет об общественном транспорте. Чтобы прочувствовать тайную сторону вежливости, нужно спуститься в метро в утренний час-пик, часам так к восьми тридцати. "Пропустите!" - кричат те, кто выходит из вагонов метро, в то время как толпы штурмуют поезд с платформы. Беременные, женщины с маленькими детьми, пожилые люди могут долго стоять, пока кто-нибудь сердобольный не поднимется или не возопит: "Мадам, вы не хотите уступить место?" Сидящие в общественном транспорте мужчины в костюмах и с газетами - прекрасная иллюстрация к свободе, равенству и чему-то там еще. Мой коллега Ж. как-то рассказывал: "Иногда ты спускаешься на первый этаж и видишь, что внизу стоит твоя соседка, живущая за стенкой, счастливая мать с двумя детьми, коляской и кучей пакетов. А твоя квартира на третьем этаже без лифта, и ты понимаешь - черт, нужно бежать!" Видимо, такие мысли появляются у многих мужчин в кашемировых шарфах при виде женщин с колясками и бесконечно длинных лестниц в метро - им сразу становится интересна настенная карта или чудом пробившиеся через парижское метро сообщения на телефоне. Недавно я видела африканскую женщину в нарядном платье и чалме - и русскоговорящую девочку, которая, матерясь сквозь зубы, помогала ей тащить коляску вниз, пока мужчины придерживались аккуратной дистанции.

Но французам по-прежнему нет равных в письменной вежливости: обилие витиеватых обращений и замысловатых конструкций может сбить с толку любого. "Дамы и господа! Ваша известная компания потеряла мой чемодан. Я глубоко расстроен этой ситуацией! Не могли бы вы принять меры?" - пишет один в мэйле к "Люфтганзе". "Мадам, с прискорбием сообщаем, что мы не можем предоставить вам социальное пособие до тех пор, пока вы не станете удовлетворять всем критериям. Позвольте заверить вас в нашем искреннем сожалении", - не отстает второй. "Уважаемые дамы и господа! Имеем честь сообщить вам, что 27 сентября в вашем доме будет проводиться работа по уничтожению потенциальных тараканов", - кричит объявление с кокетливыми рыжими насекомыми, вывешенное в лифте седовласой Мадлен, председателем жилищного комитета нашего дома. Эту страну действительно не победить.

Цели и задачи

— формировать представления о нравственных качествах, культуре поведения.

Оборудование

Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа

Инсценирование отрывков из сказки «Гуси- лебеди».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель . Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей.)

Тогда мы с вами сейчас отправимся в волшебную страну Вежливость.

Но смогут отправиться в эту страну только те дети, которые знают вежливые слова.

Игра «Вежливые слова»

Учитель . Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладет» в волшебный кузовок вежливое слово. (Дети по очереди называют вежливые слова.) Итак, все слова собраны, пора в путь.

Дети поют песню «Вместе весело шагать».

Учитель . Как вы думаете, кто живет в этой сказочной стране? В ней живут вежи. Кто такие вежи? Правильно, это существа, которые знают правила вежливости. Но на страну Вежливость очень часто нападают другие сказочные герои — это невежи. Они хотят завоевать эту страну и превратить всех в невеж.

Конкурс рисунков «Сказочный герой»

Учитель . Давайте нарисуем их портреты. Одни дети рисуют сказочного героя вежу, а другие — невежу. А вы себя считаете вежей или невежей? Почему? (Дети рассуждают.)

На стенде вывешиваются иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

Вот мы и в городке. Давайте пройдемся по улице сказок.

Что это за сказка нас встречает? (Сказка «Гуси- лебеди».)

Инсценирование отрывков из сказки

Учитель. Давайте разыграем разговоры девочки с яблонькой, печкой и речкой.

Девочка . Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Яблонька . Съешь моего лесного яблочка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и садовые не едятся.

Девочка . Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Печка. Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Девочка. Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Речка . Попей моего киселька, скажу.

Девочка . У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

Учитель . Измените разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

Вопросы для обсуждения:

— Почему яблонька, печка и речка помогли девочке?

— Как вы думаете, лучше быть вежей или невежей? Почему?

А вот и Вежливый сад. Давайте пройдемся по Вежливому саду.

Игровая ситуация «Вежливый сад»

Педагог рассказывает о поведении детей на различных примерах. Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение невежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно).

Это могут быть такие ситуации:

— поздороваться при встрече;

— на прощанье буркнуть под нос «ну, пока!»;

— наступить на ногу товарищу и не извиниться;

— специально толкнуть товарища;

— уступить место в автобусе пожилому человеку;

— жаловаться на всех подряд.

Обсуждение стихотворения «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

— В гостях, медведь,

Нельзя реветь!

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех... —

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

С. Маршак

Вопросы для обсуждения:

— Стал ли медведь воспитанным? Почему, как вы думаете?

— Можно ли научиться вежливости?

— Какого человека можно назвать вежливым?

Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы —

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой —

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Был вежлив этот мальчик.

И право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

«Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

С. Маршак

Подведение итогов

Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки, оценивать себя и окружающих необходимо в повседневной жизни и позволяет стать полноценным членом общества.

Класс: 1

Тема: Путешествие в страну вежливости.

Цели:

Обучающие: содействовать вежливому общению детей с окружающими;

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, воображение;

умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывающие: стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Оборудование: литературный ряд: стихи С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», «Невежливая вежливость» И. Кульской, наглядные пособия

Ход мероприятия

Организационный момент.

На доску вывешены слова: спасибо, извините, здравствуйте, пожалуйста, будьте добры…

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас!

Ребята, как вы думаете, что это за слова? Что объединяет эти слова? Определите тему классного часа. Сформулируйте, пожалуйста, цель занятия (Чему мы должны научиться)

Наш сегодняшний праздник мы посвящаем вежливости.

Знаете ли вы что такое вежливость? (Ответы учащихся)

Часто ли в своей речи вы употребляете вежливые слова? Какие? В каких ситуациях?

Я приглашаю вас в путешествии по стране вежливых слов. Мы посетим: море Вежливости, аллею Приветствий, поэтическую гору, остров Радости.

Вы готовы?

Море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости»

Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте!

Чтение учителем стихотворения «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи

Вы место без протеста

Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея

Ежели вы вежливы.

В душе, а не для виду

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы

То всех благодарите

И мячика у маленьких

Без спросу не берите!

Какие полезные советы вы узнали? (Выслушиваются ответы детей) Ура, ребята, мы только что переплыли через море вежливости. Продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий».

Послушайте, пожалуйста историю про «вежливого» мальчика Петю.

«Невежливая вежливость» И. Кульская

Обещал отцу Петрусь….

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

С добрым утром дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку;

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку….

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

Ты, – вожатый закричал, -

И невежа и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

Ребята, вы внимательно слушали рассказ о мальчике Пете? Тогда скажите, какие вежливые слова произносил Петрусь?

Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

Что бы вы ему посоветовали?

Ребята, а вы всегда приветствуете друг друга?

Когда вы слышите слово «доброта», то что представляете?

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Игра “Вежливо - невежливо”.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами. Начнем.

Поздороваться при встрече

Толкнуть и не извиниться

Свистеть, кричать, шуметь в школе.

Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.

Помочь подняться по лестнице.

Попрощаться уходя.

«Поэтическая гора»

Давайте поиграем в игру, продолжи фразу. Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем? Тогда я начинаю

Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)

Когда нас старшие бранят за шалости. Мы говорим …(простите нас пожалуйста)

И во Франции и в Дании всем, прощаясь, говорят…………(до свидания)

Хорошо, и с этим заданием вы справились

Телеграмма! СОС с острова Радости «Подумай-ка»

Текст телеграммы: «Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас, пожалуйста, избавьте нас от этих слов!»(Учащиеся должны убрать из списка невежливые слова)

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Молодцы, доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Составим правила добрых поступков. (Выслушиваются ответы детей)

Здоровайся при встрече.

Не груби, даже если сердит.

Проявляй доброжелательность.

Будь вежлив и воспитан.

Итог.

- Как звучала тема нашего классного часа? Что полезного для себя вы взяли из нашего путешествия?

Ребята, благодаря вашей находчивости, вашим знаниям мы с вами преодолели все препятствия в нашем путешествии. Будьте всегда вежливы, внимательны к окружающим, заботливыми.

Жили-были Спасибо и Пожалуйста. Жили они, не тужили, между собой дружили. Куда один пойдет, следом и второй. Только и слышно со всех сторон:
- Спасибо!
- Пожалуйста!
Однажды зимой пошли друзья с ледяной горки кататься. Спасибо первый залез на горку, скатился и кричит:
- Ух, как здорово!
И снова забирается.
А Пожалуйста стоит в стороне - боится, уж больно горка высокая. Спасибо скатился еще раз и снова кричит:
- Ух, здорово!
А кругом детвора катается, голосами звенит.
Пожалуйста завидно, тоже прокатиться охота, но высоты боится. А Спасибо подбежал к нему, за руку схватил и на горку тянет.
- Не надо, не тащи меня, пожалуйста, - хнычет Пожалуйста.
Насилу затащил Спасибо своего друга. Покатились они с горки кувырком да в сугроб и попали. Барахтаются, пыхтят, выбраться не могут. А ребятишки кругом катаются, толкают друг друга. Вежливых слов-то не видно, зато со всех сторон слышно:
- Ты что меня толкаешь?
- А ты что мне подножку поставил?
- Сейчас как дам в ухо!
- А я тебя в живот ударю!
Уже кругом мальчишки смеяться перестали и начали драться. Лупят друг друга руками да ногами, брыкаются, синяки и шишки ставят.
Наконец вылезли из сугроба Спасибо и Пожалуйста. Мальчишки увидели, что вернулись к ним вежливые слова и стали говорить:
- Спасибо, что ты мне шишку набил.
- И тебе спасибо, что синяк поставил.
- Пожалуйста!
- Пожалуйста!
И снова все стали с горки кататься, только уже больше никто не дрался.

Сказка про жадность

Давно-о-о это было, прошлой весной. Или еще раньше? Не суть важно. По большому-большому городу ехала желтая «Газель» - маршрутка. Пустая ехала. За рулем сидел молодой шофер. Злой, никто к нему в машину не садился. Было отчего злиться – бензин жжёт, а машина пустая идет. И вдруг на обочине видит он старушку. Машет ему рукой, остановись, мол. Притормозил молодой шофер, спрашивает:
- Чего тебе, бабка?
А старушка отвечает:
- Пустой идешь?
- Ну…
- Бензин, поди, жалко?
- Ну…
- Знаю я, как твоему горю помочь. Подвези меня через мост бесплатно, а я сделаю так, что к тебе тут же полный салон набьется.
Ухмыльнулся шофер:
- Ладно, бабка, садись. Посмотрю, что ты умеешь.
Поехали.
И тут же на ближайшей остановке полная машина народу набилась. Радуется шофер, деньги в уме пересчитывает. А впереди еще остановка, народ опять лезет, уже не то, что сидеть – стоять негде. Думает молодой шофер: «А высажу-ка я бабусю, нечего бесплатно кататься, вон людей сколько!» И говорит:
- Вылезай, старая! Место занимаешь! Или плати!
Взмолилась старушка:
- Нету у меня денег! Ноги больные! Не переду я сама через мост! Подвези, касатик!
- Нет! - сказал, как отрезал молодой шофер.
- Ладно, - сказала старушка, - я вылезу, только и тебе счастья не будет!
И вылезла.
Права она оказалась. Люди тут же стали выходить из маршрутки, а кто и сбежал, не заплатив. И целый день, и целый вечер ездил по городу молодой шофер один в своей желтой «Газели». Никто к нему не садился.
И на следующий день, и через неделю, и через месяц ездила пустая маршрутка, пока не сжег молодой шофер весь бензин, в гараже припасенный.
Ходит он теперь пешком, ищет вдоль дорог старушку, чтобы просить у нее прощение, только где ее найдешь в миллионном городе. Сам виноват, жадничать не надо!

В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.

Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.

Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».

Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.

Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! – стал требовать медвежонок.

А ты разве не читал, что в объявление написано? – спросила тётушка Росомаха. – Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?

Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:

А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?

Нужно ходить в школу, - отвечает она, - там тебя всему научат.

На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.

Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.

Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку!-

сказал Гоша.

Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.

Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке:

Спасибо.

Какой вежливый медвежонок! – произнесла в ответ тётушка Росомаха.

О ВЕЖЛИВОСТИ

Стасик проснулся очень рано, вышел на крыльцо, протянул руки к солнцу и произнес:
«Здравствуй, солнышко! Тебя сегодня так много. Ты такое ласковое, нежное. Я тебя очень, очень люблю».
Вдруг солнце протянуло к Стасу яркий луч, который неожиданно превратился в радужную волшебную палочку - Лучик.
Стасик испугался и чуть не выронил его.
Лучик весело и радужно сверкал, вдруг на нём появились слова: «Загадай желание».
Мальчик вначале растерялся, а затем выпалил на одном дыхании:
«Я хочу компьютер, самой последней модели, и чтоб он был крутой, супернавороченный».
Стасик быстро вошел в свою комнату, смотрит, а на столе компьютера нет.
-Лучик, почему ты не выполнил моё желание, я давно мечтаю о компьютере, но у родителей нет возможности купить его?
-Стасик, я бы выполнил просьбу, но ты не сказал волшебное слово «пожалуйста», а без него я никакое желание не могу выполнить.
-Извини меня, Лучик. Пожалуйста, пожалуйста, сделай так, чтобы у меня появился новый, классный компьютер.
И вдруг Стас увидел на столе компьютер,однако, не успел обрадоваться, как тот исчез.
Огорчился мальчик, опечалился. На глаза навернулись слёзы.
-Лучик, почему куда-то пропал компьютер? Я же извинился и сказал самое волшебное слово «пожалуйста».
- Стасик, ты забыл поблагодарить меня и солнышко за этот волшебный подарок.
-Лучик, пожалуйста, верни компьютер, я виноват, извини, больше никогда не буду таким невежей.
И тут на столе появился исчезнувший подарок. Перед Стасиком стояла сбывшаяся мечта.
От радости мальчик запрыгал и звонко закричал:
«Лучик, спасибо большое тебе и солнышку. Никогда не забуду вашу доброту».
На это Лучик ответил:
"Мы рады были сделать подарок за то, что ты так сильно любишь солнце. Каждое утро с ним здороваешься, разговариваешь, играешь с солнечными зайчиками, загораешь. Будь всегда воспитанным, вежливым мальчиком и тебя жизнь будет часто одаривать, отвечать доброй взаимностью.. "
Прошло много лет, Станислав стал папой, затем дедушкой.
Он всегда был вежливым, этому учил своих детей, внуков и правнуков.
Золотые слова: здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, до свидания были всегда у него в копилке вежливых слов.
А вы,ребята, вежливые?....
Пусть история со Стасиком послужит вам хорошим уроком в жизни.

Литература:

    Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.

    Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.

    Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.

    Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.

    Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для аботы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.

    Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.