"каждый человек сам себя воспитать должен". Каждый человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например» - как вы относитесь к этому высказыванию Базарова

Всякий человек сам себявоспитать должен По произведениям И.С. Тургеневаи Н. Г. Чернышевского Период, охватывающий конецпятидесятых начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийсяподъемом революционной актив ности первая русская революционная ситуация, былназван историками разночинским.И действительно, главным лицом общественнойжизни по реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своихпредшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями идр. Философской и общественной позицией основной частимолодежи шес тидесятых годов был нигилизм.

Первый образ нигилиста в литературебыл дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе Отцы и дети, отра зившемглавный идейный конфликт эпохи конфликт между воззрения ми поместногодворянства и молодого разночинского поколения, испове дующего демократическимиустремлениями и активно несущего в обще ство новые взгляды.Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых,отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа лизм,крайний эмпиризм.

Базаров так определяет, что такое нигилист Нигилист это человек, которыйне склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одногопринципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Такая позициянеизбежно приводила к отрицанию существующего порядка а точнее сказать,вытекала из него, но не давала никакой позитивной программы.Среди прочих чертнигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанностьестественным наукам Базаров выпускник медицинско -хирургическсой академии в принципы не верит, а в лягушек верит, отрицание искусства, материалистическиевзгляды и пр. Базаров типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает изсамой сущности нигилизма отрицание авторитетов, опора на опыт и есть,собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров сам себявоспитывает поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, тов процессе любого выбора а человек постоянно что-то выбирает например,ставить или не ставить запятую мой выбор в данный момент оносуществляет акт самовоспитания.

Но говорит о самовоспитании в полном смыслеэтого слова по отношению к Базаров нельзя у него нет цели, его не устраиваетсуществующее, но нет идеала - некуда стремиться одно лишь отрицание неспособно привести к идеалу. Его существование в конечном итоге бесцельно, ондолжен совершить Главный Выбор выбор идеала, выбор пути или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимыхусловий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведениишестидесятых годов в романе Что делать Это не нигилистический роман этопроизведение, написанное революционером практиком, зовущее ни борьбу, оно несетчеткую позитивную позицию.

Роман Что делать? был написан Чернышевским вАлексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.Новые люди Лопухов и Кирсанов также воспитываютсами себя, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе Особенныйчеловек. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания.

Поставив перед собойцель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровымиспытаниям а порою и истязаниям, если ему кажется, что это необходимо длядостижения идеала.В главе Особенный человек есть очень важные слова оРахметове Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в томдухе, принципы которого он нашел справедливыми, он и т.д То есть речь идет уже не о нигилисте это и есть те самые принципы, из-закоторых спорили Базаров и Павел Петрович, а о человеке демократическихубеждений, имеющем позитив ную программу, и это не случайно.

Именно в отношениик такому челове ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца,потому что только осознанное движение и целенаправленность создают воспита ниесамого себя в настоящем смысле этого слова.Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественноотличается от самовоспитания Базарова у Базарова оно интуитивно, у Рахметоваже оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплотьдо мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляютнас равно душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни И понимание роли самовоспитания в формировании такихярких лич ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс лекций по истории мировых религии неиссякаемо и вечно стремление человека к познанию вселенной, общества, в котором он живет, самого себя
Введение.. неиссякаемо и вечно стремление человека к познанию вселенной общества в.. как комплексная относительно самостоятельная отрасль знания она складывается начиная с xix в несмотря на то что..

Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя
Вопросы даны без вариантов ответов, ребенок должен высказать свое мнение по данной проблеме Вывод в результате поставленного эксперимента у детей.. Содержание Введение 3 Развитие самосознания и межличностных отношений в.. Человека интересуют его возможности, способности, границы познания, Он хочет знать о себе больше.

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы.. нравственные качества настоящего.. судьба человека..

Человек – высшая ценность Все во имя человека: Человек как самоценность
Человек мера всех вещей Все для блага человека.. Р В Насыров.. Человек высшая ценность Все во имя человека..

Фишер марк. Глава 1, в которой молодой человек приходит за советом к богатому родственнику жил да был однажды талантливый молодой человек, которому ужасно
В тот же день наш герой отправился в городок где проживал моментальный миллионер интересно думал он в дороге согласится ли миллионер принять.. глава в которой молодой человек учится рисковать и пользоваться.. ну вот а теперь скажите сколько вы хотели бы заплатить за секрет богатства вопрос моментального миллионера застал..

Жизнедеятельность – это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде
Вопрос жизнедеятельность это процесс преобразования человеком вещества энергии и информации в себе и в окружающей среде.. опасность явление способное нанести вред ущерб жизненно важным интересам.. техносфера среда обитания возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств..

Каббала и экономика: рациональность "человека экономического" и рациональность "человека каббалистического
Однако научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения требует от общественных наук его обобщения, типизации. На практике это.. Именно содержание этой рабочей модели человека, выбор составляющих ее.. Приведем общую схему модели экономического человека, отражающую, на наш взгляд, точку зрения, принятую большинством..

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается.. И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого.. Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно..

Философия символического мира человека, человек в мире культуры
Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря.. Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием.. Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка..

Уверенность в себе рождается из знания себя и понимания ситуации
На сайте сайт читайте: уверенность в себе рождается из знания себя и понимания ситуации...

0.136

Всякий человек сам себя воспитать должен

Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

“Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он...” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского) Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых

Больше работ

Всякий человек сам себя воспитать должен

(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в д анный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала — некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов» . Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
  2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя . Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

Проблема отцов и детей

  1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» . Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
  2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.

Правильное и неправильное воспитание

  1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
  2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.

Проблема ответственности родителей за судьбу детей

  1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

По мнению Базарова – персонажа произведения Тургенева «Отцы и дети», люди должны сами себя воспитывать, и в качестве наглядного примера приводит себя. Подобным утверждением затрагивается крайне сложная область взаимоотношений между людьми, а именно тема воспитания. Каким образом, и как долго необходимо вести воспитательный процесс? Из-за возникновения подобных вопросов рождалось множественное число споров: каждый обладает на этот счет своим мнением. О чем же вел речь Базаров, говоря о воспитании самого себя, «как я»?

«Воспитание себя» означает выработку своей собственной системы мировоззрения, стремление к идеалу, который определяет каждый сам для себя. Это способствует формированию яркой личность, обладающей непохожими чертами с остальными индивидуумами.

Именно такая личность наделена силой для привнесения в этот мир чего-то нового.

Самовоспитание в понимании романтика и, одновременно, нигилиста Базарова – это отсутствие всяких авторитетов и вера исключительно в факты, подтверждением которых стали видимые ими события. Человек, занимающийся самовоспитанием по - базаровски, не считается с существованием остальных идей и ценностей, будучи при этом крайне односторонним. По этому поводу высказал верное мнение Павел Петрович, что если отрицать что - либо еще до того, как ты с ним ознакомился, то это означает осуществлять попытку скрыть собственное невежество.

Базаров рассуждает о необходимости самоопределения, но при этом занимается поучением и наставлением Аркадия, считая собственное мировоззрение единственно верным.

Его фраза в повести звучит: «как я, например», то есть он считается себя примером для подражания. Как же Базаров себя воспитывал? Не сложно это представить. Времена декабристов прошли, а до 1917 года остается еще много времени, однако молодежь противится существующим порядкам и всему, что связано с тогдашним строем. Базаров, не стремиться быть «погибшей, растраченной силой», и начинает изучать естественные науки - единственное, что не является отрицанием его мировоззрения. Он является материалистом и скептиком в самом полном смысле данного слова. Базаровым отрицались и общечеловеческие ценности.

Обновлено: 2016-11-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.