Картины художников о зиме. Зимние пейзажи от знаменитых русских художников. Задорная зима Василия Сурикова

Н.С. Крылов (1802-1831). Зимний пейзаж (Русская зима),1827. Русский музей

Нет, всё-таки зима без снега - это не зима. Но в большом городе снег пока не задерживается, сегодня идёт, а завтра его уже нет. Остаётся любоваться снегом на картинах художников. Проследив эту тему в живописи, обнаружила, что лучшие снежные пейзажи, конечно, у русских художников. Что и не удивительно, Россия всегда была самой снежной и морозной страной. Ведь это у нас же - и валенки, и тулупы, и сани, и шапки-ушанки! Зимние пейзажи Айвазовского уже представила. А теперь ещё 10 лучших снежных картин русских художников конца XIX - начала XX века, очень известных и мало известных, но не менее замечательных, но это только очень маленькая частица русского наследия.
Несколько слов о художнике, картина которого начинает этот список. Это одно из первых изображений зимы в русской живописи, написанное в тот период, когда художники-пейзажисты писали в основном виды Италии или Швейцарии с водопадами и горными пиками. А.Г. Венецианов (педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы) встретил Крылова в Теребенском монастыре Тверской губернии, где тот на положении подмастерья расписывал иконостас с артелью калязинских иконописцев. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. В 1825 году он приехал в Петербург, поселился у Венецианова как его ученик и одновременно стал посещать рисовальные классы Академии художеств. Известна история создания картины. В 1827 году у молодого художника возникло намерение написать с натуры зимний вид. По выборе Крыловым места на берегу реки Тосны, близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему там теплую мастерскую и дал стол и содержание на все время работы. Картина была закончена в течение месяца. Она появилась на выставке в Академии художеств.

1. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - великий русский художник (живописец, пейзажист, гравёр), академик. Шишкин учился живописи в училище живописи в Москве, а потом продолжил образование в Академии художеств Петербурга. Имея возможность путешествовать, Шишкин побывал в Германии, в Мюнхене, затем в Швейцарии, в Цюрихе. Всюду Шишкин занимался в мастерских известнейших художников. В 1866 году вернулся в Петербург. Путешествуя по России, представлял затем свои полотна на выставках.


И. Шишкин. На севере диком, 1891. Киевский музей русского искусства

2. Иван Павлович Похитонов (1850-1923) - русский художник, мастер пейзажа. Член "Товарищества передвижников". Получил известность своими миниатюрами, преимущественно пейзажными. Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного или лимонного дерева, которые грунтовал по особой технологии."Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет - никак не поймешь… Чародей!" - говорил о нем И.Е.Репин. Большую часть жизни он прожил во Франции и Бельгии, не теряя при этом связи с Россией. В его творчестве органично сочетались поэтичность, свойственная русскому пейзажу настроения, с французской изысканностью и строгой требовательностью к живописному качеству произведений. К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени, а в своё время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи.


И.П. Похитонов. Эффект снега



И.П. Похитонов. Зимний пейзаж, 1890. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

3. Алексей Александрович Писемский (1859-1913) - живописец, рисовальщик, пейзажист, занимался иллюстрацией. Представляет русский реалистический пейзаж 1880-90-х годов. Поступил в 1878 году вольноприходящим учеником в Императорскую Академию Художеств, был награжден за свои успехи тремя малыми и двумя большими серебряными медалями. Оставил академию в 1880 году, получив звание неклассного художника 3-й степени. На следующий год, за представленные на академическую выставку картины повышен в художники 2-й степени. Особенно удачно писал акварелью и рисовал пером, являлся постоянным участником в выставках обществ русских акварелистов со времени его возникновения.


А.А. Писемский. Зимний пейзаж



А.А. Писемский. Зимний пейзаж с избушкой

4. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым. Художника интересовал особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытался возродить облик и жизнь допетровской Москвы. Одновременно художник продолжал писать и "обычные" пейзажи.


А.М. Васнецов. Зимний сон (Зима), 1908-1914. Частная коллекция

5. Николай Никанорович Дубовской (1859-1918) - академик живописи (1898), действительный член Петербургской Академии Художеств (1900), профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища живописи. Член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников. Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа - простой и лаконичный. Среди множества ныне незаслуженно забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Н.Н. Дубовского стоит особняком: в кругу русских пейзажистов конца XIX - начала XX столетия его имя было одним из самых популярных.


Н.Н. Дубовской. В обители. Троице-Сергиева лавра, 1917. Ростовский музей изобразительных искусств

6. Игорь Эммануилович Грабарь (1871 - 1960) - русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). После окончания Санкт-Петербургского университете, поступил в 1895 году в Петербургскую Академию Художеств, где обучался в мастерской Ильи Репина. И.Э. Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века.


И.Э. Грабарь. Снежные сугробы, 1904. Национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого, Львов

7. Николай Петрович Крымов (1884-1958) - русский живописец и педагог. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949). Н.П. Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П.А. Крымова, писавшего в манере "передвижников". Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А.М. Васнецова. Участник выставки "Голубая роза" (1907), а также выставок "Союза русских художников". Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.


Николай Крымов. Зима, 1933. Государственная Третьяковская галерея

П ушистые белые хлопья. Уютный скрип под ногами. Искрящийся снег отражает солнечный луч. Идеальная зима - милость природы. А уж коли не расщедрится, так искусство не подведет. Русские художники столетиями рисуют зиму. Сами того не зная - впрок. Рассматриваем зимние пейзажи с Натальей Летниковой .

Настроение зимы немного отдает ребячеством. Будучи в селении Ладейки под Красноярском, Василий Суриков решил передать всю удаль сибирскую, что сквозит даже в зимней забаве. «Я написал то, что сам много раз видел». Образы живописец искал каждый базарный день. Организация натуры - снежный городок и конный казак на «штурме» - заслуга брата художника. Сам Александр Суриков занял место на картине в «зрительном зале» - на санях, накрытых ярким ковром.

Взятие снежного городка. 1891. Государственный Русский музей

Пейзажи художника-мариниста. Настоящая редкость. Айвазовский написал за свою творческую жизнь около шести тысяч картин. И почти на каждой работе - море. Но живописец Главного морского штаба использовал в палитре и серебро, рисуя не гребни волны… а заснеженный лес. Источник вдохновения - не только южная Феодосия, но и северный Санкт-Петербург, где одаренный юноша Ованес Айвазян вырос в художника Ивана Айвазовского.

Зимний пейзаж. 1876. Частная коллекция

«На севере диком…» Поэтические строки Михаила Лермонтова и название картины Ивана Шишкина. Полвека со дня гибели поэта… Русские художники писали картины на его стихи. Шишкин выбрал тему одиночества и увидел свою сосну в местечке Кеми далекой Финляндии, куда перебралась дочь живописца. Ночь, полумрак, тишина, уединение - не приговор, а дивный зимний сон. «…В том крае, где солнца восход, / Одна и грустна на утесе горючем / Прекрасная пальма растет».

«На севере диком…». 1891. Киевский музей русского искусства

Сказка, опера, картина. И это все о ней. Снегурочку придумал драматург Александр Островский , наделил колоратурным сопрано композитор Николай Римский-Корсаков и вывел на опушку леса художник Виктор Васнецов . Трогательная девушка, прообразом которой стала Сашенька - дочь Саввы Мамонтова, делает шаг в большой мир. Белоснежная опушка и серая мгла вдали. Тревога в девичьих глазах и… ощущение сказки, пусть даже с печальным концом.

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные, создавали удивительные зимние пейзажи, несколькими из которых мы полюбуемся сегодня.

Зимние пейзажи выдающихся художников. Юлий Клевер «Зимний пейзаж с избушкой», 1899

Юлий Клевер - русский художник немецкого происхождения, академик и профессор Императорской Академии Художеств. Родился в 1850-м году в городе Дерпт (ныне Тарту на территории Эстонии). Художник был влюблён в сказки, что вполне угадывается в каждой его работе - даже если на картине отсутствуют сказочные персонажи, то их дух чувствуется в лесных, болотных и речных пейзажах.

Юлий Клевер, картина «Зимний пейзаж с избушкой», 1899 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Игорь Грабарь, «Роскошный иней», 1941

Игорь Грабарь - русский художник, искусствовед, реставратор, педагог. Родился в Будапеште в 1871-м году, много путешествовал. В 1930-х годах «осел» в дачном посёлке художников в Абрамцево. Здешняя природа стала для Грабаря-пейзажиста неиссякаемым источником вдохновения. Главным объектом наблюдения и работы для него стал иней. Пример тому - картина «Роскошный иней».

Игорь Грабарь картина «Роскошный иней», 1941 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Иван Айвазовский, «Ледяные горы в Антарктиде», 1870

Эта работа всемирно известного художника-мариниста И. Айвазовского имеет три сюжетных составляющих: поразительную морскую мощь, потрясающую красоту вечной зимы и отвагу российских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева, открывших Антарктиду в ходе экспедиции в 1820-м году. Картина «Ледяные горы в Антарктиде» базируется на воспоминаниях адмирала Лазарева.

Иван Айвазовский, картина «Ледяные горы в Антарктиде», 1870 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Архип Куинджи, «Солнечные пятна на инее», 1876-1890

Архип Куинджи - знаменитый русский пейзажист, ученик самого Айвазовского. Родился в 1851-м году. В своих работах с помощью градации полутонами достигал порой полной оптической иллюзии. К сожалению, из-за изменяемости красок со временем картины Куинджи теряют много из былого богатства. Поэтому, спешим любоваться тем, что сохранилось.

Архип Куинджи, картина «Солнечные пятна на инее», 1876-1890 года

Зимние пейзажи выдающихся художников. Исаак Левитан, «Лес зимой», 1885

Левитан - русский художник еврейского происхождения, мастер «пейзажа настроения». Работы Левитана доказывают, что лесная стихия прекрасна в любое время года - будь-то сочная весна, жаркое лето, дождливая осень или волшебная снежная зима. Нам, изнеженным жителям городов, удовольствие видеть красоту зимнего леса выпадает крайне редко. А посмотреть на неё гениальными глазами Левитана можно в любой момент.

Исаак Левитан, картина «Лес зимой», 1885 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Виктор Васнецов «Зимний сон» («Зима»), 1908-1914

Виктор Васнецов - ещё один адепт русского пейзажа, а также мастер исторической и фольклорной живописи. Большую часть его работы «Зимний сон» занимает опушка леса. Снег пушистым покрывалом окутал деревья, всё будто замерло, вокруг царит безмолвие и покой. И лишь лёгкие следы саней, ведущие в чуть видную вдали деревню, видны в левой части картины. Где-то там - тепло очага, а здесь, на переднем плане, господствует лютый мороз.

Виктор Васнецов, картина «Зимний сон», 1908-1914 года

Зимние пейзажи выдающихся художников. Борис Кустодиев, «Лыжники», 1919

Борис Кустодиев - русский и советский живописец, пейзажист, график, иллюстратор и театральный художник. Полотно «Лыжники» - удивительный пример работы белого на белом. Деревья, покрытые инеем, выступают на фоне бесконечной заснеженной равнины. Клубы тускло-белого дыма, выпускаемого паровозом, укрывают от взгляда снежную дорогу. И за всем этим пасторальным великолепием наблюдают двое лыжников - девушка и юноша.

Борис Кустодиев, картина «Лыжники», 1919

Зимние пейзажи выдающихся художников. Питер Брейгель Старший, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1565

Питер Брейгель Старший - нидерландский живописец и график, самый известный из носивших фамилию «Брейлель». На первый взгляд в его «Зимнем пейзаже с конькобежцами и ловушкой для птиц» видно лишь как беззаботно резвятся люди на льду. Ловушка для птиц в тяжёлой двери в правой части картины угадывается едва. И где же вас ловец? Брейгеля старшего не зря считают шутником…

Питер Брейгель Старший, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1565 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Хендрик Аверкамп, «Зимний пейзаж с конькобежцами», 1609

Другой нидерландский живописец Хендрик Аверкамп так же, как и Брейгель, любил писать небольшие реалистичные зимние пейзажи. Одним из них является этот «Зимний пейзаж», также со смещённым вверх горизонтом и дверью-ловушкой (прямое цитирование Брейгеля). Кстати, попробуйте её найти.

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,АДРЕС ДЛЯ ПОСЫЛОК,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту [email protected] Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

В который раз пишу, что Дневник мне дарит виртуальное знакомство со многими интересными, увлеченными живописью людьми, вот и к творчеству латышского акварелиста я обратился благодаря тому, что ко мне "на огонек" заглянула Rona1. Татьяна - бывшая жительница Риги, живущая ныне в Кармиэле, Израиль, рассказала мне, что отец ее свекра был художником, что она много лет увлечена живописью. С подачи Татьяны появились новые посты в рубрике "Фильмы о художниках", она же познакомила меня с именем Бректе и выслала фотографии нескольких имеющихся у нее дома работ художника. За что ей отдельная благодарность. Вот, таким образом, в моей серии ЖЗЛ появилось новое имя.

Янис Бректе

Латышский художник, заслуженный деятель искусств ЛССР (1981), один из популярнейших и плодотворных акварелистов советского времени, широко известен за пределами Латвии.

Янис Бректе родился в Риге в семье садовника. Детство провел в маленьком городке Лизума, с 1934 года и до конца жизни жил в Риге. В 1936 году поступил на курсы рисования художника Карлиса Андреевича Бренценса (Кarlis Brencēns, 1879-1951). Бренценс был мастером витражной живописи, который в своём творчестве пытался отобразить основные идейные веяния национального колорита. В частности, его витражи изобилуют изящно обыгранными этнографическими мотивами. Заслуживают внимания его работы начала 1900-х годов, например, «Петух в снегу» (1903) и портрет Валдемарса Кришьянис а (1912). В студии Бренценса Янис проучился три года.

В 1940 году он поступил в Латвийскую Академию искусств. Среди его педагогов были пейзажисты Лео Симанович Свемпс (Leo Svemps, 1897-1975), народный художник СССР с 1963 года, Карлис Миесниекс (Karlis Miesnieks, 31 января 1887 – 25 октября 1977), окончивший школу Петербургского Общества императорского искусства (1911) и Центральную рисовальную школу Штиглица, работавший в собственной студии живописи, а с 1922 года – в Академии, и Николас Брейкш (Nikolajs Breikshs, 10 января 1911 – 1 августа 1972), выпускник Латышской Академии, после ряда лет работы учителем рисования вернувшийся в 1945 году преподавать в «альма-матер».

Бректе окончил Академию в 1948 году, еще во время учебы, начиная с 1943 года, он стал участвовать в выставках.

Янис Бректе Улица Стрелниеку в зимой 1945 г.

Янис Бректе Первого января 1957 г.

Янис Бректе Морская школа 1960-е гг.

Янис Бректе Из окна мастерской 1968 г.

В 1950 году Янис Бректе становится членом Союза художников, в 1981 году ему присваивается звание Заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР. Большие персональные выставки художника прошли в Риге (1977, 1980) и Елгаве (1981).

Янис Бректе Подсолнечники с арбузом 1973 г.

Янис Бректе Без названия.

Бректе специализировался на пейзажах и натюрмортах. Но если в раннем творчестве художник сосредоточился на индустриальном пейзаже (им написано много видов гавани и порта), то в последующие годы он уделял больше внимания природе.

Янис Бректе Раннее утро. 1967 г.

Янис Бректе Дальний Восток. Владивосток. 1971 г.

Но, прежде всего, имя художника неразрывно связано со Старой Ригой. Бректе написал множество серий акварелей с видами улочек Старого города в разные времена года и с разными настроениями природы. В творческом наследии Яниса Бректе несколько тысяч работ.

Янис Бректе Старая Рига. 1973 г.

Янис Бректе Склады в Старой Риге. 1981 г.

Янис Бректе Серия Старая Рига.

Янис Бректе Серия Старая Рига.

Мемориальные выставки, посвященные его творчеству состоялись в Цесисе (1986) и Риге (1991, 1992). В художественном музее города Лизума находится постоянная экспозиция его работ.

Янис Бректе Улочка Старой Риги. Дом № 13.

Янис Бректе Сентябрь в Старой Риге 1967 г.