Какой тип маленького человека. История образа «маленького человека» в мировой литературе и её писателей. Печатные материалы Словари, руководства, справочные материалы и т. д

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В этом исследовании мы должны узнать, что же определяет собой выражение «Маленький человек» и найти примеры в знакомых всем произведениях.
Цель исследования - узнать истинное значение этого высказывания, а также попробовать найти такой тип людей в литературе, а после и в своём окружении.
Использованный материал можно использовать на уроках литературы и русского языка.
Методы исследования : поисковый, выборочный, семантический, информационный, метод анализа и синтеза.

1. Понятие «Маленький человек».

Так кто же такой маленький человек ? Это вовсе не тот, чей рост меньше среднего. Маленький человек - тип людей, не отличающийся силой воли или уверенностью в себе. Обычно, это зажатый, закрытый в себе человек, не любящий конфликты и причинение зла другим. В произведениях литературы такие люди обычно состоят в низших сословиях населения и не представляют никакой ценности. Такова психологическая характеристика этого героя в литературных произведениях. Однако не для того же показали их писатели, что все убедились в их незначительности, а для того, чтобы сказать всем, что и этот «маленький человек» внутри себя имеет большой мир, понятный каждому читателю. Его жизнь находит отклик в нашей душе. Он достоин того, чтобы окружающий мир повернулся к нему лицом.

2. Примеры в произведениях

Рассмотрим, как появился и развивался образ «маленького человека» в русской литературе, убедимся в том, что он имеет свою историю и своё будущее.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В этом произведении отличным представителем маленького человека может стать главная героиня - крестьянка Лиза , которая обязана обеспечивать свою жизнь сама. Она добрая, наивная, целомудренная, из-за чего её быстро поглощает влюблённость в Эраста. Вскружив ей голову, он, в скором времени, понимает, что не был влюблён в Лизу, а все его чувства были лишь временным эффектом. С этими мыслями он женится на богатой вдове, не обременяя Лизу пояснениями своей пропажи. Наконец, она, узнав, что любимый её предал, не в силах сдержать столь сильной муки - сбрасывается в реку. Лиза показывает себя как маленького человека не только из-за статуса, но и из-за недостатка сил, чтобы выдержать отказ и научиться жить с полученной болью в сердце.

Н.В. Гоголь « Шинель»

Этот персонаж как никто другой может показать натуру маленького человека во всех подробностях. Главный герой этой повести мягкий, простодушный, проживающий совершенно посредственную жизнь. Мал он был и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Страдал от принижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал помалкивать. Акакий Акакиевич до приобретения шинели так и оставался незаметным простолюдином. А после покупки желанной вещицы, он так и умирает от горя, не успевши насладиться проделанным трудом из-за потери шинели. Именно своей закрытостью от мира, от людей и нежеланию менять что-то в своей жизни этот персонаж и прославился как маленький человек.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Ярким примером маленького человека может стать герой Самсон Вырин , который показал себя как доброжелательного, беззлобного персонажа, доверчивого и простодушного. Но в дальнейшем - потеря дочери не далась ему легко, из-за тоски по Дуне и всепоглощающего одиночества, Самсон, в конце концов, скончался, так и не повидавшись с ней из-за равнодушия окружающих.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Мармеладов в этом произведении показал себя как незаурядную личность, страдающую из-за бездействия. Благодаря пристрастию к алкоголю, он постоянно терял работу, из-за чего не мог прокормить семью, что и является одним из подтверждений его маленькой натуры. Сам господин Мармеладов считает себя "свиньей", "зверем", "скотом" и "подлецом", которого не нужно жалеть. Это показывает, что он прекрасно осознает своё положение, но не собирается абсолютно ничего менять.

Максим Максимович - дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. В конце концов, его слабость и бесхребетность и погубила его - не сумев избавиться от алкогольной зависимости, при этом испортив своё здоровье (о нём говорили: «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»), он попадает в опьяненном состоянии под лошадей и от полученных травм умирает почти на месте. Этот герой прекрасно показывает маленького человека, самостоятельно загнавшего себя в безнадежную ситуацию.

«Маленький человек» в литературе 20 века.

В.Г. Белинский сказал о том, что вся наша литература вышла из гоголевской «Шинели». Подтвердить сей факт можно, взяв практически любое произведение, написанное позже. В «Шинели» Гоголь показал нам, что порою важно передать не саму ситуацию, а как ситуация сказывается на человеке, на его внутреннем мире и ощущениях, захлестывающих по самую голову. Что важно и то, что происходит внутри, не только снаружи.
Тем самым, мы хотим привести примеры маленького человека, живущего между строк в более современных, произведениях 20 века (в большинстве своём - советских) произведениях, показав, что и в последующем развитии литературы, тема внутренних переживаний не потеряла своей важности, всё также оседая в сюжете любой истории.

Л.Н. Андреев «Петька на даче»

Таким примером может послужить произведение «Петька на даче», где на сей раз главным героем является простой мальчик на побегушках. Он мечтает о простой жизни, где один день не был бы похож на другой. Но Петю никто не слушает, даже не воспринимает ни единого слова всерьез, просто продолжая кричать «Мальчик, воды!». Однажды, удача улыбается ему, и он едет на дачу, где понимает, что это именно то место, куда бы он хотел убежать без оглядки. Однако, судьба вновь играет с ним злую шутку, и Петю отправляют обратно в серость будних дней. Вернувшись, он всё ещё греет себя воспоминаниями о даче, где застыл пик его счастливых дней.
Это произведение показывает нам, что маленьким человеком может являться даже ребенок, с мнением которого, по мнению взрослых, считаться совсем не обязательно. Равнодушие и непонимание со стороны остальных просто сдавливает мальчика, заставляя того прогибаться под нежеланными обстоятельствами.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Эта история может подкрепить ранние доводы. Рассказ «Конь с розовой гривой» также повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём, политого розовой глазурью. Бабушка пообещала ему купить этот пряник, если бы он насобирал туес ягод. Насобирав их, главного героя путём насмешек и взятия «на слабо» заставили их съесть, из-за чего, в итоге, ягод была всего маленькая горсть. После своей проделки, Витя не успевает рассказать бабушке о лжи, она уезжает. Всё то время, что она пребывала вдали от дома, мальчик корил себя за совершенный поступок и мысленно понимал, что не заслужил обещанного пряника.
И вновь мы можем сказать, что притеснение со стороны окружающих, насмешки над чьей-то слабостью, в конечном итоге приводят к разочарованию, ненависти к себе и сожалению.

Заключение

На основе полученного исследования, мы, наконец, можем сделать вывод о том, кто же, всё-таки, такой «маленький человек», и что он из себя представляет.
Прежде, нужно сказать, что тема «маленького человека», с момента её введения первыми произведениями (Такие как «Станционный смотритель; «Шинель») стала одной из важных и актуальных даже по сей день. Нет ни одной книги, где бы теперь не была затронута тема чувств и переживаний героев, где не была бы показана вся важность внутренней бури эмоций, ежедневно бушующей в обычном человека, живущем в своё время. Так кто же, в конечном итоге, такой «маленький человек»?

Им может быть человек, который был загнан в бездну одиночества и тоски внешними обстоятельствами или окружением. А также может быть тот, кто сам не удосужился спасти себя от настигнувшей беды. Маленький человек обычно не представляет из себя чего-то важного. У него нет высокого социального статуса, большого состояния или огромной линии связей. Его судьба может быть получена разными способами.
Но, в конце концов, каждый маленький человек представляет собой целую личность . Со своими проблемами, со своими переживаниями. Не стоит забывать о том, как можно легко потерять всё, и стать точно таким же угнетенным жизнью. Это такой же человек, который тоже заслуживает спасения или же хотя бы простого понимания. В независимости от привилегий.

Список литературы

1) А. С. Пушкин - «Станционный Смотритель». // www.ilibreri.ru

2) Н. В. Гоголь - «Шинель». // Н.В. Гоголь «Повести». - М, 1986, с. 277 — 305.
3) Ф. М. Достоевский - «Преступление и наказание». - т. 5, - М., 1989

4) Н. М. Карамзин - «Бедная Лиза». - М., 2018
5) Л. Н. Андреев - «Петька на даче» //www. ilibreri.ru
6) В. П. Астафьев - «Конь с розовой гривой» // litmir.mi
8) «http ://fb .ru /article /251685/tema -malenkogo -cheloveka -v -russkoy -literature ---veka -naibolee -yarkie -personaji »

Приложение

Список проанализированных персонажей:
Лиза - Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Акакий Акакиевич (Башмачкин) - Н.В. Гоголь «Шинель»
Самсон Вырин - А.С. Пушкин «Станционный Смотритель»

Максим Максимович (Мармеладов) - Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Петька - Л.Н. Андреев «Петька на даче»
Витя - В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

1. Введение стр.3

2. Основная часть

2.1. История возникновения понятия «маленького человека» стр.4

2.2. Образ «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель») стр.4 – 5

2.3. Отражение темы «маленького человека» в «Шинели» стр. 5 - 6

Н. В. Гоголя.

2.4. Образ «маленького человека» в творчестве стр. 6 - 7

Достоевского.

2.5. Отражение темы «маленького человека» в рассказах стр. 7 - 9

В.М. Шукшина и М.М. Зощенко

3. Заключение стр. 9

4. Список литературы стр. 10

Введение.

Общеизвестны слова: ― «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», хотя их авторство и
обстоятельства произнесения обсуждаются до сих пор. Зато сам смысл притягателен:
Гоголь сумел рассказать о чем-то таком, что потом углубляли, развивали, разрабатывали
другие писатели, он вывел человеческий тип, который был и будет всегда.
А может, ― «мы» - это обычные люди, не раз побывавшие на месте Башмачкина?
«Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской
литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годы XIX века.
Этот образ интересовал писателей, и многие произведения помогают
донести до нас высокую ценность «маленьких» людей.
Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 -
20 веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя.
В своей работе я попыталась раскрыть значимость каждого героя в отдельных
произведениях классиков и писателей 19 - 20 века.

Актуальность (значимость) данной темы: за всей обыденностью нашей жизни мы не замечаем рядом «маленьких людей», их существования в обществе. Обычно маленький человек трактуется как отдельный тип - униженный, смиренный, безропотный. Изменилась ли с годами жизнь этого маленького человека? Судя по всему, нет. Точно так же беззащитен он перед прохожими, аферистами, начальством, конторами, отделами, организациями, властью, государством, судьбой, обстоятельствами, да и мало ли ещё обидчиков у горемыки? Авторы - и мы вместе с ними - скорбим не только о безвременной кончине маленького человека, но о потере самого звания человека, когда людей делят на значительных и незначительных, когда пренебрегают робкими, слабыми, терпеливыми, обижают и равнодушно отнимают у них самое дорогое, поэтому актуальность темы «маленького» человека не меркнет и сегодня.

Проблема исследования: эволюция образа «маленького» человека в произведениях русских писателей.

Объект исследования: творчество русских писателей.

Предмет исследования: образ «маленького» человека.

Цель исследования: выявление и сопоставление символического характера
«маленького человека» в литературе, эволюция образа.

Задачи исследования:

1. Обобщить и сопоставить критическую литературу по теме.

2. Проанализировать произведения,

3. Проследить развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

Гипотеза исследования: образ «маленького человека» встречается в литературе XIX-XX вв. в связи с историческими событиями того времени и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.

Методы исследования:

Анализ прочитанного материала;
- обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных;
- сравнивание и сопоставление героев;
- использование Интернет ресурсов.

Основная часть.

История возникновения понятия «маленький человек».

Первый период русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, войны. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени. Пётр I строил «сильное» государство. Классицистов волновали потребности государства и человек-гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма, писателям стали интересны личные потребности и переживания людей. Первым писателем, открывшим мир «маленьких людей», был Николай Михайлович Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть «Бедная Лиза». Повествователь с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе героини. Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Автор не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой человек так же несчастен, как и крестьянская девушка. Но и это особенно важно: Карамзин едва ли не первый открыл в русской литературе «живую душу» в «маленьком человеке», в представителе «низшего» сословия. «И крестьянки любить умеют» - эта фраза надолго стала крылатой в русской литературе. Отсюда и начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям, бедам. Защита слабых, угнетённых и безгласных – в этом главная нравственная задача художников слова. Гуманность, умение сочувствовать и быть чувственным оказались очень созвучны веянием времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека, и главным объектом её внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании неизвестной до этого темы. Именно он открыл дорогу таким писателям, как Пушкин, Гоголь, Достоевский.

Введение ………………………………………………………………………………………………….4

Основная часть …………………………………………………………………………………………4

Глава 1. «Маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин……………………………………..4

Глава 2. «Маленький человек » в произведениях "Станционный смотритель", "Медный всадник", "Капитанская дочка»……………………………………………………………..4

Глава 3. . "Смерть чиновника". "Человек в футляре". "Торжество победителя".

"Хамелеон". "Толстый и тонкий"………………………………………………………………………6

Глава 4. . "Бедные люди". "Преступление и наказание". ……………………..7

Заключение …………………………………………………………………………………………….7

Выводы………………………………………………………………………………………………….7

Использованная литература………………………………………………………………………....8

Приложения ……………………………………………………………………………………………9

Гипотеза : Человек - это звучит гордо?

Цель : Выявить особенности изображения данного типа героев в литературе и разобраться в причинах появления таких людей в обществе

Задачи: прочитать произведения русской литературы 19 века: повесть "Шинель", повесть «Станционный смотритель», "Медный всадник", "Капитанская дочка"; изучить критическую литературу по повести; ознакомиться с Интернет-ресурсами по данной проблеме.

Методика :

1. На этапе определения потребностей учеников эффективными будут такие методы, как:

А)изучение анкеты учеников, определяющей уровень их знаний по теме;

Б)использование аналитической таблицы, выявляющей степень понимания сути предполагаемого исследования.

Этот этап чрезвычайно важен, так как позволяет учителю скорректировать работу над проектом, а ученикам - оценить собственные способности и соотнести их с задачами проекта.

2. В ходе работы учеников над проектом возможно использование самых разнообразных методов:

а)составление карты-плана предстоящей работы, что позволит ученикам почувствовать

ответственность за своё обучение, а также - внести критерии оценивания по каждому этапу работы;

б)"мозговой штурм" - с целью концентрации представлений о предстоящей работе;

в)неформальные наблюдения учителя, которые поддержат корректировку исследования и дадут основания для объективного оценивания;

г)обратная связь от сверстников, помогающая ученику оценить качество своей работы и соотнести её с потребностями общего исследования в группе;

д)самооценка и рефлексия, дающие ученику возможность оценить собственный труд и обдумать методы его улучшения;

е)отчёты по выполнению ключевых этапов проекта, представленных в форме черновых набросков, планов, схем, неформальных опросников, в которых ученики выражают свои мысли о ходе исследования. Названные методы позволят учителю и ученикам постоянно оценивать ход работы над проектом, будут способствовать развитию мыслительных навыков высокого уровня.

3. После выполнения проекта предполагается провести оценивание следующих итоговых работ учащихся:

а)отчётов - презентаций о проведённом исследовании;

б) выступлений на итоговой ученической конференции;

в) творческих работ в форме эссе и вики-статьи;

г) инсценирование фрагментов комедии Гоголя «Ревизор»

д) портфолио учеников с исследовательскими материалами.

При оценивании на каждом этапе работы над проектом будут учитываться глубина и полнота исследования, использование различных учебных ресурсов, творческий подход, умение связывать проблему с другими областями науки и видеть перспективу её развития.

Что знаю : Духовный мир «маленького человека» скуден, малоинтересен.

Что еще нужно найти : раскрыть истинное лицо, духовный потенциал «маленького человека» на примере образа Башмачкина из повести Гоголя «Шинель», Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» и героев других произведений.

Введение

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Проект посвящен "сквозной" теме в русской литературе - эволюции образа "маленького человека". Данная тема достаточно емкая, в ней отразились многие литературные и социальные процессы, происходившие в России в течение всего 19 века. Произведения, содержат богатый материал для раскрытия данной темы, для развития аналитических способностей, мышления, общего интеллекта учащихся. Метод проектов позволит рассмотреть данную тему комплексно, в интеграции с психологией, социологией, с реалиями современного мира.

Основная часть

Глава 1. «Маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя "Шинель". Акакий Акакиевич - настоящий "маленький человек". Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. "Значительное лицо" так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Глава 2. «Маленький человек » в произведениях "Станционный смотритель", "Медный всадник", "Капитанская дочка"

Величайший поэт 19 века тоже не оставил незамеченной тему "маленького человека", только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою. Изначально его жизнь складывается нелегко. "Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием". Это текст Пушкина, но за ним мы слышим голоса Радищева и Карамзина. Но герой повести - Самсон Вырин - вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка. Несчастный отец надеется вернуть дочь, но как ему тягаться с богатым гусаром! После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. Он "подумал, махнул рукой и решил отступиться". Самсон умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе. Евгений, герой "Медного всадника", похож на Самсона Вырина.

…Наш герой
Живет в Коломне, где-то служит,
Дичится знатных…

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость, и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег
.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

Жениться? Мне? Зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно,
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, гой-другой -
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят.
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят.

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги, как и герои его уже ранее названных произведений.

Глава 3. . "Смерть чиновника". "Человек в футляре". "Торжество победителя". "Хамелеон". "Толстый и тонкий".

"Маленький человек" постоянно встречается на страницах произведений. Это основной герой его творчества. Особенно ярко отношение Чехова к таким людям проявляется в его сатирических рассказах. А отношение это однозначное. В рассказе "Смерти чиновника" "маленький человек" Иван Дмитриевич Червяков постоянно и навязчиво извиняется перед генералом Бризжаловым за то, что случайно обрызгал его, когда чихнул. "Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо." Ключевое слово в данной мысли - "начальник". Наверно, Червяков не стал бы бесконечно извиняться перед рядовым человеком. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения. Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем. Но простой человек не привык к подобному обращению. думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова. "-Пошел вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал."
"-Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
-Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер."
Вот до чего доводит страх перед высшими чинами, вечное преклонение и унижение перед ними. Для более полного раскрытия образа своего героя, Чехов использовал "говорящую" фамилию. Да, Иван Дмитриевич мал, жалок, как червяк, его можно без усилия раздавить, а самое главное - он такой же неприятный.

В рассказе "Торжество победителя" Чехов представляет нам историю, в которой отец и сын унижаются перед начальником, дабы сын мог получить должность.
"Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным. Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил:
-Смейся!…
…- Так, так!- зашептал папаша. - Молодец! Он глядит на тебя и смеется… Это хорошо; может, в самом деле даст тебе место помощника письмоводителя!"

И снова мы сталкиваемся с преклонением перед вышестоящими. И снова это самоунижение и лесть. Люди готовы ублажать начальника для достижения своей ничтожной цели. Им даже в голову не приходит вспомнить о том, что существует простое человеческое достоинство, которое нельзя терять ни в коем случае. хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней". Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам "по капле выдавливать из себя раба". Возможно, столь мерзкий образ жизни его "маленьких людей", их низкие мысли и недостойное поведение - результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя. Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий. Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Человек в футляре" и многих других. Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить - вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького.

Глава 4. . "Бедные люди". "Преступление и наказание".

Если у Чехова персонажи унижаются, не сознают своего ничтожества, то у Достоевского"маленький человек" полностью понимает свою ненужность, бесполезность.

В романе "Бедные люди" речь идет о "маленьких людях". Макар Девушкин и Варвара Алексеевна также принадлежат к низшему слою общества. Они хотят хорошо жить, работают, надеются на свое счастье. Макар Девушкин очень любит Вареньку, он для нее как отец: покупает ей то, о чем она мечтает, хотя она его об этом не просит, а сам остается фактически без пищи, становится должником хозяйки дома, в котором он живет. Варенька, узнав о беде Макара Девушкина, пытается ему помочь: высылает ему деньги, чтобы он смог расплатиться с хозяйкой и чего-нибудь себе купить. Следует заметить, что она отдает далеко не лишние деньги, заработанные ее кропотливым трудом. Жалость и доброта свойственны этой нежной девушке и ее другу - Макару Девушкину, спасшему ее когда-то от злой родственницы. Здесь очень важна взаимовыручка, потому что только на нее и могут надеяться эти люди. Автор своими произведениями хотел указать на проблемы обездоленных. Они вынуждены жить в мрачных, грязных, мерзких и вонючих районах города. А чем многие из них этого заслужили? Чем заслужила это Соня Мармеладова? Чем заслужили это Макар Девушкин и Варвара Алексеевна? На это и обращает внимание Достоевский. Его "маленький человек" умеет рассуждать. Он не только "униженный и оскорбленный", понимающий свое ничтожество, он еще и философ, ставящий перед обществом вопросы величайшей важности.

Заключение

Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, т. к. метод социалистического реализма не предполагает такого героя. В процессе изучения предмета мы пришли к выводу, что нельзя выявить какую-то систему изменения взглядов писателей на этих героев. Но можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины 19 века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) относятся к "маленькому человеку" с сочувствием. Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Л. Толстого, Н. Лескова, А. Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни

Выводы

В результате работы мы пришли к выводу, что человек не просто физиологическое и социальное существо, живущее среди других людей, но и личность, наделенная собственным богатым внутренним миром, чувствами, мыслями, правами. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Использованная литература.

Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т. д.

Печатные материалы Словари, руководства, справочные материалы и т. д.

1. Воропаев Васильевич Гоголь. Русские писатели. 19 век. – М., 2000.

2. "Шинель"

3. «Преступление и наказание»

4. "Ревизор"

5. Есин и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000.

6. Лотман пространство в прозе Гоголя. – М., 1978.

7. Манн Гоголя. – М., 1978.

8. Машинский мир Гоголя. – М., 1983.

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, мало реалистический.

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня - единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел...» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, - вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. «Добро, строитель чудотворный! -//Шепнул он, злобно задрожав, -//Ужо тебе!..»

Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский, Чехов.

В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку», которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.

Акакий Акакиевич Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «...существование его сделалось как-то полнее...» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (в поэме Гоголя «Мертвые души»). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию... Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом: предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт - «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее. Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой - высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета - порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов - человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», - он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души

Страхом.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», - сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина - дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича - шинель, у Макара Девушкина и Вареньки - их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

«Маленькие люди» - люди низших сословий, и язык их - народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).

Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое - красоту хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.

Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».



Николай Васильевич Гоголь писатель, о творчестве которого можно говорить бесконечно. Он был талантлив и непосредственен. Диапазон его был безграничен. Каждая книга пропитана тонким юмором, патриотизмом, национальным колоритом, а может даже и жуткой фантастикой, которая наводит ужас. У Гоголя найдутся рассказы для разных возрастов, поэтому мы и знакомы с его творчеством с ранних лет.

Творчество Гоголя имело огромное значение для развития русской литературы, а его заслуги перед русским народом безмерны.

Он стал основателем целого направления в русской литературе, которое называлось «натуральной школой», оказал большое влияние на развитие творчества многих русских писателей, а его творчество и в наше время вдохновляет русских композиторов и художников.

На протяжении всей своей деятельности Н.В. Гоголь поднимал много важных тем в своих произведениях это и обычные житейские повседневности, заурядные явления действительности, обличал самодержавно-крепостнический строй и сочувственно изображал «маленьких людей» в повестях.

Кто же такой «маленький человек» спросите вы? Это тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Это обычный невыдающийся, бедный, незнатный человек, который занимает определённое место в жизни и обычно становится объектом насмешек и унижений со стороны более знатных по чину людей. Такие люди ощущают свое бессилие и всеми силами стараются скрыться от окружающего и жить в своем маленьком мире. Но они вследствие какого-либо произошедшего потрясения в их жизни становятся способны на бунт.

Первым, кто написал о таких людях, был А.С.

Пушкин в повести «Станционный смотритель». К этому же направлению принадлежали Ф.М. Достоевский и его «Преступление и наказание», А.П. Чехов «Человек в футляре», А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и многие другие. Среди них также был Николай Васильевич Гоголь и его повести «Шанель», «Повесть о капитане Копейкине», «Нос», «Портрет», «Невский проспект» и наиболее трагическая повесть цикла «Петербургские повести» - «Записки сумасшедшего».

«Записки сумасшедшего» написаны в виде дневника, который якобы ведёт мелкий чиновник Аксентий Поприщин. Он довольно непривлекательный, образованный, но малокультурный служащий департамента, где его обязанности сводятся в основном к очиниванию перьев для «его превосходительства» директора. Это человек самого низкого звания, но мечты его наоборот велики и недосягаемы. Его мечта это находиться в кругу светских людей, и быть с ними на равных. Он влюбляется без памяти в дочь директора, но он настолько боязлив, что узнать о ней по- больше он захотел от ее собачки Меджи. Когда же Аксентий узнает о ее свадьбе и видит косые взгляды от Софии и Меджи, впадает в ярость. А когда спустя пару дней догадливый начальник узнает об этом, отругав, говорит, что «он – сорокалетний нуль, у которого нет ни гроша за душой – вздумал волочиться за директорской дочкой». Следующей его апатией стала мысль о том, почему же все достается высшим чиновникам, а не ему и становится, убежден в то, что он испанский король. Таким образом, чувства безысходности и обиды, неутолённое честолюбие в соединении с несчастной любовью доводят Поприщина сначала до нервного расстройства, а потом и до форменного сумасшествия.

«Повесть о капитане Копейкине» это еще одно произведение Николая Васильевича, в котором он раскрывает образ «маленького человека» и его взаимоотношения с верховной властью. Капитан Копейкин это офицер, потерявший на войне 1812 года ногу и руку. После войны он - инвалид был оставлен без средств существования, поэтому вскоре отправляется в Петербург и просит милости у государя. В городе он попадает на прием к вельможе, который является в повести представителем все той же высшей власти. Вельможа на первый раз отнёсся к нему благосклонно и велел «понаведаться на днях», но это повторялось снова и снова. Приходя изо дня в день к вельможе, инвалид Копейкин не смог взять свою заслуженную пенсию. Гоголь показывает нам довольно трагичный финал этой истории. Копейкина, разочаровавшегося в помощи государства, садят в тележку и везут неизвестно куда, где он со временем образует свою шайку разбойников. Таким образом, Гоголь показывает, что герой взял жизнь в свои руки так, как мог это сделать.

Таким образом, Н. В. Гоголь в своих повестях показал нам образ «маленького человека». Рассказал нам о том, что это человек невысокого социального положения, с мелочными желаниями и потребностями все же остается доброй личностью, никому не делающей зла, безобидной. Но с такими людьми высшее общество не желает считаться, поэтому всеми способами оставляет незамеченными их потребности. «Маленький человек» всегда теряется в толпе, так как ничем особенным не привлекает свое внимание. Он слишком обычен и незаметен. Но все же такой герой не так прост, как кажется на первый взгляд. Автор в каждого своего такого персонажа закладывает ранимый характер и душу. И если его довести до отчаяния будет способен противостоять против всего. Но как бы не был силен такой человек в порыве гнева, он всегда «ломается», что приводит либо к сумасшествию, либо к смерти.