Какой самый знаменитый музей новогодних игрушек ролик. Музей ёлочной игрушки. Наше производство: «Елочка», «Иней» и «Лавровская фабрика художественной росписи»

Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения. В 1848 году князь Меншиков получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

В старинном и красивом городе Клин расположен единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». В прошедшие выходные мы туда с товарищами блогерами отправились.


2. В музее находится несколько тематических залов, которые расскажут о разных этапах развития производства елочных игрушек и традициях разных времен.

3. Первые елки в России появились в девятнадцатом веке. Их устанавливали на заборах и крышах питейных заведений. Украшать елки стали в 1860-1870-е годы. Заказывались игрушки в Европе.

4. В одном из залов музея можно посмотреть на процесс создания елочных игрушек.

5. Сразу же после появления елочные игрушки были довольно дорогими, поэтому купить стеклянную игрушку в России могли только зажиточные люди. Лишь после открытия завода в Клину игрушки стали более доступными.

6. Украшения елок в России зависят от моды. Популярные до 1900 года яркие, все в игрушках новогодние деревья, на рубеже столетий стали признаком дурного вкуса. Их вытеснила стильная елочка в серебристо-белых тонах. Позже деревце вновь стали наряжать большим количеством игрушек.

7. В Европе, первые елочные шары были выполнены в 1848 году в Германии из цветного и прозрачного стекла. Изнутри они покрывались свинцом, а снаружи разукрашивались блестками.

8. Большие тонкостенные шары были созданы в 1867 году. Свинцовое покрытие, которое признали вредным для здоровья, заменили нитратом серебра. Так появилась елочная игрушка, которая сегодня известна взрослым и детям.

9. Стеклодувный цех.

10. Мастер, вращая стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке – усик.

11. В 1925 году праздновать Новый год в России запретили, и традиция возобновилась лишь в 1935 году. Именно тогда появились совершенно новые игрушки: ангелочков заменили буденновцы, пионеры, красногвардейцы, женщины в красных косынках.

12. В 1960-е годы игрушки стали максимально простыми, а для их создания начали использовать поролон. Немного позже игрушки стали производить из пластмассы. В эпоху правления Брежнева игрушки становились более абстрактными.

13. А вы наряжаете елку на Новый год? :)

14. Помимо залов с историей и производственных помещений, в музее есть различные мастер-классы для детей и взрослых, магазин, мероприятия и праздничные программы.

15. Все посетители загадывают заветное желание возле елки королевы Клинского дворца!

Продолжаю не поздравлять вас с Новым годом, а дарить подарки. После сегодня дарю вам второй!
Вот он: чудесное и сказочное путешествие в самое уютное время детства - в Новый год, когда мы были детьми.

Вот знали ли вы про то, что у старых ёлочных игрушек в прошлом году появился свой терем?
В Клину, возле знаменитой фабрики «Ёлочка» , которая производит стеклянные ёлочные игрушки, появился музей «Клинское подворье» . Там с прошлого года и живут ёлочные игрушки XX века.

Посещение музея ёлочной игрушки – это без преувеличения секрет молодости. Мне кажется, что, попадая в царство Нового года, все люди становятся маленькими детьми и наивно верят в чудеса, в ёлки с волшебными подарками под ними, в доброго Деда Мороза и его внучку Снегурочку, которые появляются только однажды, в самый сказочный день года.

Любой скепсис разбивается о порог музея ёлочной и игрушки: когда набирается группа и экскурсовод проводит вас в комнаты, до потолка наполненные радостью и весельем, восхищением и предвкушением. Экскурсоводы, кстати, тоже непростые, и не экскурсию они ведут, а будто сказку рассказывают.

Сначала рассказывают, как производство ёлочных игрушек было налажено раньше.
Вот изба мастера-стеклодува. Обычная, казалось бы, деревенская изба, что мы их не видели что ли в Витославлицах да Суздале. Ан нет – приглядитесь: на столе лежат необычные инструменты. Это стол мастера.

Рядом меха, чтобы качать воздух, перед умельцем стояла газовая гарелка, с помощью которой он и нагревал стеклянную трубку – аккуратно и равномерно, в выбранном месте. Затем стеклодув зажимал нагретый кусок специальными тисками. Вот они рядом лежат. В каждой половинке кузнецы высекали какой-то образ – зверушку, домик или просто шарики для бусин. Соединяясь, обе половинки создавали полую форму, которую и заполняло податливое стекло.

А вот видео современного действа. Оно практически не отличается, только способы производства формочек-заготовок более усовершенствованы сейчас, и газ к горелке автоматически подаётся.
На этом месте вся наша группа прилипла к стеклу, и не только школьники, но даже и учителя восклицали: «Это просто волшебство!»
Девушка слева выдувает игрушку – грибок. Видимо, это сложнее, т.к. несколько игрушек ей просто пришлось выкинуть. Девушка справа делает тигриные игрушки как раз по той технологии, что я описала выше.

Очень предусмотрительно, стеклодувный цех отгорожен стеклом, потому что за ним шумно неимоверно.

После того, как игрушки выдули из стекла, они отправляются в раскрасочный цех. Там фотографировать было запрещено. Но зрелище завораживает: кажется, часами можно смотреть, как тонкие кисти оставляют полоски на тигровой шкурке или как шар покрывается золотыми вензелями.

Разобравшись с тайной, как делаются чудеса, мы отправились смотреть эти самые чудеса в витринах.
Честно говоря, заходя во все следующие залы, я как ребёнок, бросалась к каждой витрине с криками: «О! Вот такая игрушка у меня в детстве была! А! И такая тоже была!» Какой-то бурный эмоциональный вострог поднялся внутри – словно лавиной накатил и выплёскивался наружу радостными криками. Какая же гордость во мне была, когда я понимала, что некоторые из драгоценных игрушек у меня есть до сих пор!

Вот, например, картонажные игрушки 1930-70е гг.

Игрушки из ваты, 1920-50-е гг.

Монтажные игрушки, 1930-60-е гг.

Формовые игрушки 1900-1950-е гг.
Бусы конец XIX в.

Бусы 1930-е гг.

А вы знали, что автор самой волшебной, самой любимой новогодней музыки П.И.Чайковский жил в Клину? Честно говоря, я нет. А между тем, в городе даже есть дом-музей композитора.
Ну, а в музее ёлочной игрушки в отдельном зале стоит ёлка, которая так и называется «Щелкунчик».

В этом году я уже посмотрела наш советский мультик, послушала сказку и отдельно музыку «Щелкунчик». Можно было ещё и балет посмотреть для полного набора, но в начале декабря все билеты на «Щелкунчика» во всех театрах были распроданы на два месяца вперёд. Но это ладно. «Щелкунчик» обладает удивительным свойством – он настраивает на чудо и возрождает вот это самое предвкушение праздника, так знакомое, так любимое нами с детства и, может быть, чуть-чуть забытое сейчас!

Ёлка в буржуазной семье (так и было подписано честно-честно!)

Вообще производство игрушек отражало все события, происходящие в стране. Солдаты и Деды Морозы с автоматами – в военные годы, дирижабли, ракеты, самолёты – периода эйфории по поводу первого полёта в космос.

1930-60-е гг.

А вот наши старые добрые открытки. Почему-то при виде их накатывает особая ностальгия. Это окружение нашего детства. Хоть они и кажутся сейчас старомодными, но мне, думается, что сейчас нет в открытках такой доброты и, может быть, наивности, детскости. А для новогодних открыток – это очень важно.

А вот такие лампочки-гирлянды, наверно, были у каждого. Мой папа, сколько помню, регулярно чинил эту допотопную гирлянду – то фольгу подкладывал, то паял чего-то.
Эх, вот заведу хороший фотик, непременно перещёлкаю все наши игрушки, которые ещё не выкинули!

Игрушки-сказочные герои

Немецкие и чешские игрушки 1920-70-е гг.

Игрушки 1950-60-е гг.

А дальше в каждый следующий зал я входила с удивлённым вздохом: «Ого!» «Ничего себе!» «Ух ты!!!» «ААА!» (это последнее говорится на вдохе, где-то посередине, задыхается от восторга) – и так в каждом следующем зале с апофеозом в последнем – там моё «Аааа!» грозило перейти в совершенно девчоночий визг. Заинтриговала? Тогда всё по-порядку.

Красочные витрины с современными игрушками. Совсем другой стиль.

и ёлки по временам года.

Ёлки вверх ногами
- Знаете, чем плоха такая ёлка? – спрашивает наш экскурсовод.
Группа теряется в догадках.
- А куда же подарки-то складывать? На потолок что ли?!

А вот дизайнерские ёлки-невесты и панно опять-таки по сезонам

А это моя любимая гора Дедов Морозов.

Вот такой вот у меня не только был, но и сейчас есть. Вон тот – самый красивый!

Только его надо чуть-чуть подчинить. Никто кстати не возьмётся починить??? а то я с папье-маше работать не умею:(

И вот тут мы подошли к самому последнему залу - виновнику моего абсолютно детской и совершенно неподдельной радости. Двери были закрыты, а когда они распахнулись – я восторженно вздохнула и, поднимая голову всё выше, чуть не завизжала. Под самый потолок уходила огромная ёлка в бантах и игрушках – красочная и такая большая, праздничная, радостная!

Мне на ум сразу пришли детские ёлки, которые устраивались в спортивных залах школ или в ДК. Приглашения туда приносил папа и начинались они всегда одинаково: «Дорогой Друг!» И было предвкушение, и пляски, хороводы вокруг огромной ёлки, а потом, из окошек картонных домиков выдавали подарки: целые мешки разных конфет и обязательно с какой-нибудь игрушкой. От этого пакета исходил такой вкусный, неповторимый аромат – то ли новизны, то ли смесь шоколада и конфет, то ли… просто подарка с сюрпризом. С тех пор, как я перестала ходить на детские ёлки, я ни разу не чувствовала больше этот запах. Но до сих пор для меня так пахнет Новый год.

И ещё я вспомнила, как не смогла пойти на долгожданную ёлку из-за внеплановой ангины, а папочка сходил, и принёс подарок мне домой. И не какого-то дурацкого пластмассового пупса, а очень красивый и необычный красный шарик - ёлочная игрушка, сделанная из какого-то гибкого прозрачного материала. «Там были разные игрушки - говорил папа, наклоняясь над моей сделанной из раскладного стола кроватью, заткнутой между двумя шкафами из-за катастрофической нехватки места - но я сказал, что моей доченьке нужен самый красивый подарок, и взял этот шарик!»

Вот все эти милые воспоминания мигом нахлынули на меня и как будто укутали теплотой, и во мне поселилось абсолютное счастье - какое было в детстве!

«Музей елочных игрушек»: новая выставка в историческом музее

18 ноября в одном из залов Национального исторического музея открылась выставка елочных игрушек, которую организаторы мечтают впоследствии превратить в небольшой музей. Мы сходили и посмотрели на елочные украшения со всего мира.


Для экспозиции игрушек из частного собрания и своих фондов Национальный исторический музей выделил зал на третьем этаже музея и стенды.

– Да, стенды – это собственность музея, а все остальное мы делали и собирали своими руками, – рассказывает организатор новогодней экспозиции Андрей Бегун . – Мы хотели сделать выставку-лабиринт, но пришлось отталкиваться от имеющегося пространства, и с лабиринтом не особенно вышло.




– Выставку мы делали с желанием немного разнообразить культурную жизнь Минска. Это наш новогодний подарок детям. В Минске очень мало мероприятий, где можно не только хорошо провести время, но и «просветиться», – говорит Андрей. – К тому же Минск сейчас активно привлекает туристов, а одной библиотекой и музеем ВОВ никого не удивишь.

Самый первый стенд справа от входа демонстрирует елку, увешанную яблоками. С этого экспоната Андрей и начинает экскурсию.




– У нас представлена вся ретроспектива елочных игрушек – от зарождения до наших дней. История стеклянных елочных игрушек началась где-то в Средние века. Тогда люди украшали елки конфетами, пряниками, яблоками. В середине XIX века в Германии был неурожай яблок, а стеклодувы решили спасти праздник и выдули из стекла формы, похожие на яблоки.

Андрей переходит к ретроспективе игрушек. На первом стенде – советские игрушки.

– Они очень хорошо характеризуют советскую эпоху. Была война – на елках висели солдатики и медсестры, Гагарин полетел в космос – появилась игрушка-космонавт.



Дальнейшие стенды формируются по географическому принципу: Россия, Украина, Европа.

– Украинские мастера специализируются на пейзажах. Эти игрушки, от выдувки до рисунка, исключительно ручной работы, – продолжает Андрей. – Там же делают и игрушки с репродукциями известных картин.





– Это очень сложная работа, потому что писать картину на шаре совсем не то же самое, что на ровном холсте. На этом стенде голландские игрушки – делфтский фарфор. Там еще со Средневековья была королевская мануфактура по выпуску фарфоровой посуды.



Андрей подводит нас к немецкому стенду:

– Это игрушки из города Роттенбург. Небольшой городок в Германии на несколько тысяч жителей, но во всех путеводителях от отмечен как «рождественский город», потому что там работает один из немногих круглогодичных музеев елочной игрушки. В будущем я хотел бы и нашу выставку сделать постоянной, открыть небольшой музей в центре города, куда круглый год смогли бы приходить все желающие.


На немецком стенде представлены стеклянные, деревянные, металлические, тканевые игрушки.

– Игрушки мы покупаем на барахолках, в антикварных лавках, поэтому очень сложно бывает идентифицировать производителя, – признается Андрей.

С этими словами он подходит к самой большой елочной игрушке на выставке.

– Это игрушка с Венского бала Австро-Венгерской империи. Я лично приобрел ее на блошином рынке Будапешта, и вот уже несколько месяцев пытаюсь найти что-нибудь об истории этой игрушки. Нигде нет сведений о производителе, о способе, которым эта игрушка делалась.



Кроме этих игрушек на выставке есть шары из Египта, Арабских Эмиратов, Польши – последние смахивают на яйца Фаберже.



– Игрушка из Эмиратов – это скорее дань туристам, потому что арабы не привыкли украшать елки, – рассказывает Андрей.










я вам показывал елочные игрушки на выставке на ВВЦ. А сегодня мы отправимся в подмосковный город Клин, Фабрика «Ёлочка» (сейчас ОАО) – старейшее предприятие по выпуску ёлочных украшений в России.

А начну я рассказ, как водится, с истории. Обычай украшения домов в Новогодие зелеными ветками – символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати Божей» и одаривание друг друга подарками происходит из глубокой древности. Первые ёлки, наряженные яблоками и сахарными изделиями, встречались в некоторых областях Германии еще в первой половине 16 века.

В России указ Петра 1 о праздновании Нового года устанавливал около домов и на воротах «учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых», которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось. Сохранились отдельные свидетельства об устройстве ёлок для детей при дворе Павла I в самом конце 18 столетия.

Украшенные свечами и игрушками ёлки появились в богатых русских домах только в 1830-1840-х годах.

Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX - начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей - конфектами, фигурнами пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, изготовленные в основном в Нюрберге и Берлине, очень медленно входили в русский быт. Забегая вперед, напомню, как выглядели игрушки из картона, папье-маше и ваты. Это, конечно, не те, старые германские игрушки, а наши, производства 20-х годов прошлого века.

Домики там всякие - туески
4.

Такая игрушка висела на ёлке у счетовода или бухгалтера
5.

Игрушки из папье-маше и ваты
6.

Или просто из тряпочек
8.

Но это я немного забежал вперед, давайте вернемся к истории возникновения стеклянной игрушки. Кстати, а почему стеклянной? Ведь на ёлку вешали настоящие яблоки, конфеты и прочие фрукты. По окончании праздника гости все украшения съедали. Но в основном – яблоки, они поспособствовали рождению ёлочных игрушек. Это событие произошло в 1848 году в Тюрингии в городе Лауша, знаменитом своими стеклодувами. В Германии случился неурожай яблок, ну а дальше, думаю, все понятно: стеклодувы пришли на выручку и выдули вот такие шары, которые ну в точь-в-точь похожи на яблоки.

Конечно, те шары были не такими лёгкими и красивыми. Толстостенное стекло, почти 7 мм – шары весили довольно прилично. Краска на основе солей свинца наносилась изнутри. Шары выдувались на керосинках, в 1867 году завод переходит на газовое оборудование.

Но вернемся в Россию. Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных ёлочных игрушек находилась в Крутовской волости Клинского уезда. Богатые залежи в крае кварцевого песка, являющегося основным сырьем для производства стекла, способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова, правнука сподвижника Петра I - А.Д. Меньшикова, при сельце Александровка был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, которым руководил инженер-технолог А.И. Егоров. На нем трудились около 176 мастеров, приглашенных с заводов Владимирской и Тверской губерний. Продукция завода славилась чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки изделий из хрусталя.

В числе прочего – продукция медицинского назначения. Фармацевтических заводов в то время не было, лекарства изготавливались непосредственно в аптеках. Вот такие аптекарские склянки пользовались большим спросом.

Изменения наступили в 1861 году после отмены крепостного права. Рабочие получают возможность работать не только на заводе Меньшикова, но и на себя – возникает пустяшный промысел. Пустяком в ту пору назвали полую дутую стеклянную бусину.
Из таких пустяков состоят вот такие бусы:

Бусы, которые мы сегодня видим на ёлках, пошли из Клина.
А теперь давайте посмотрим, как был устроен этот пустяшный промысел.
На столе мастера кружка-горелка, они использовались в артелях и после революции. Основа – обычная кружка, заливался керосин, фитиль из пакли,

Через кожаный рукав соединялось с мехами.
14.

На заводе Меньшикова покупали вот такие трубки разного диаметра.

Такая трубка называется стеклодрот.

У стекла низкая теплопроводность, поэтому трубку можно держать в руках и нагревать на горелке. В месте нагревания стекло становится пластичным, если в трубку подуть, то можно выдуть шарик. Затем во внутрь заливали краску. Когда краска высыхала, острым кумушком бусинку одну от другой отделяли. Потом дети нанизывали бусинки на холщевую нитку или на конский волос. У этой должности было название нискобус, не ищите это слово в интернете, я уже пробовал, Гугл не знает такого слова.

Такие формы были очень дорогими, поэтому такие игрушки не были очень распространены. Но это уже другая история. Как развивался игрушечный промысел в артелях – я расскажу вам в следующий раз.

Продолжаю рассказ о нашем весеннем путешествии.

Пару раз мы выбирались из Тверской области и заезжали в Московскую. И первой такой нашей вылазкой стал Клин.

Теперь, когда я вспоминаю Клин, у меня всегда новогоднее настроение. Дело в том, что здесь находится музей елочной игрушки, основанный на базе фабрики елочных игрушек.

Мы не могли проехать мимо такого необычного музея: мы же посещали Музей романовской овцы в или в Ярославле. В отличие от тех музеев, этот находится в роскошном новом здании, занимает его целиком и состоит из 12 залов.

Начинается экспозиция с имитации русской избы. Здесь показаны быт и нехитрые инструменты, с помощью которых крестьяне долгими зимними днями и вечерами выдували первые елочные игрушки.

На столе лежат щипцы-формы для игрушек, стеклянные трубки, из которых выдували игрушки, стоит горелка, а на полу - меха, с помощью которых в горелке поддерживался огонь.

В следующем зале выставлены первые елочные игрушки - каркасные, состоящие из соединенных между собой стеклянных трубок.

Очередной этап в эволюции елочных игрушек - формовое выдувание, когда стеклянную трубку нагревают, заправляют в форму и выдувают уже сформированную игрушку. В музее есть специальный зал, где сидят мастера и на виду у экскурсантов выдувают игрушки, в следующем зале эти игрушки расписывают. В этих двух залах фотографировать, к сожалению, запрещено.

В музее собрана замечательная коллекция советских елочных игрушек, в которых отражены разные события в жизни СССР. Не знаю, насколько интересно это детям, а взрослые просто в восторге от многих игрушек. Где еще такое увидишь!

Вот формовые елочные игрушки, показывающие народы республик СССР.

Великая Отечественная война тоже была отражена в новогодних украшениях. Непривычно видеть Деда Мороза с ружьем.

В 1956 году вышел фильм «Карнавальная ночь», и стали популярны елочные игрушки «На часах уже 12 без пяти»:)

Следующая веха в истории нашей страны - открытие космической эры. На новогодних елках появились космонавты и ракеты.

И еще одно событие, которое мастера елочной игрушки запечатлели, - московская Олимпиада-1980.

Конечно, новые елочные игрушки появлялись не только благодаря политическим событиям. В музее есть целые подборки украшений, посвященные различным сказкам.

Вот игрушки из сказок А.С. Пушкина:

А вот и герои Джанни Родари:

Ну и, конечно, было интересно, найдем ли мы среди экспонатов игрушки, знакомые нам с детства. Нашли! :)

Такие же шары и пики украшали мою елку в детстве:

И еще я узнала листочек (в левом нижнем углу) и солнышко (правее), эти игрушки до сих пор хранятся у нас дома:

Несколько залов посвящены современным игрушкам. Они гораздо ярче и красочнее старых игрушек, сразу привлекают взгляд и нравятся современным детям намного больше.

Вот игрушки, посвященные П.И. Чайковскому, который провел в Клину последние годы своей жизни:

Одной из самых новогодних сказок - «Щелкунчику» - посвящен отдельный зал. И, конечно же, здесь звучит музыка Чайковского.

Отдельно выставлены елки, украшенные в разных стилях дизайнерами.

В этом же зале на стенах висят панно из елочных игрушек.

В предпоследнем зале музея выставлена коллекция Дедов Морозов.

И завершает экспозицию музея огромная елка, украшенная сотнями елочных игрушек.

В начале мая народу в музее было совсем немного: экскурсию проводили сначала для нас двоих, а потом присоединилась еще одна семья из трех человек. Экскурсия длилась около двух часов, экскурсовод с удовольствием отвечала на все наши вопросы и, казалось, никуда не торопилась:)

Самый большой наплыв посетителей здесь, конечно, в период новогодних праздников. Каждый год в музей приезжает главный Дед Мороз из Великого Устюга.

Летом в музее тоже оживленно: сюда привозят группы детей из окрестных оздоровительных лагерей. В один из летних дней здесь даже проводят праздник мороженого «Дед Мороз и лето».

Также любой желающий может поучаствовать в мастер-классе по росписи игрушек.

Остается только порадоваться за этот музей, настолько здесь все хорошо организовано и «раскручено». Маленькие музеи в других городах могут только позавидовать…

Про остальной Клин я расскажу в следующий раз.

Продолжение следует…

UPD Все по этому путешествию.