Какой петр гринев. Образ и характер Гринёва по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» представлена галерея самых разнообразных характеров. Главным мужским образом предстает Петр Гринев. В начале повести ему 17 лет. По характеру и общему развитию молодой человек напоминает Митрофанушку из «Недоросли» Фонвизина.

Он выступает в качестве потенциального повесы. Петр груб с Савельичем, проматывает деньги. Юноша мечтает о поездке в Санкт – Петербург, чтобы ему открылся выход в свет. Однако отец Пети, Андрей Петрович Гринев, видя, что развитие сына пошло не в то русло, решает отправить его на службу в Белогорскую крепость, где мальчик должен обрести мужество, где раскроется его истинная сущность настоящего мужчины.

Наставления отца Гринева

Именно отец начинает выстраивать характер главного героя повести. Впоследствии этой задаче будут подчинены все персонажи повествования. Пушкин изобразил в облике юноши все самое доброе, честное и благородное, что только могло быть в человеке. Петя также открыт, добр и искренен, как отец. Основным наставлением, которое выразил Андрей Петрович уезжающему на службу сыну стали слова: «Береги платье снова, а честь смолоду». Этот завет Петр Гринев пронесет через всю жизнь.

Влияние героев повести на формирование характера героя

В крепости на пути молодого человека встречаются новые люди, которые оказывают влияние на дальнейшее формирование его личности. Это комендант, строгих правил человек, ведущий правильный образ жизни, преданный службе. Он хороший муж и заботливый отец. Его жена, Василиса Егоровна, женщина мудрая и сильная, вызывает симпатию читателя справедливыми оценками окружающего.

Петя Гринев и Маша Миронова

Наибольшее влияние на личность Гринева оказала Маша Миронова, капитанская дочь, скромная и застенчивая девушка. Не разглядев в ней изначально тех качеств, которые проявились впоследствии, Гринев послушал мнения Швабрина, который из зависти хотел опорочить девушку. Однако очень скоро Петр понял, что перед ним натура сильная, справедливая, преисполненная чувства собственного достоинства. В результате, подвиг, совершенный Машей Мироновой во имя любви, спасает жизнь Гринева.

Дуэль со Швабриным

Постепенно читатель становится свидетелем того, как растет характер молодого дворянина, как в нем начинает проявляться благородство и честь. Наиболее показательна в этом плане сцена дуэли Гринева и Швабрина. Последний из-за обиды на девушку, публично оскорблял и унижал Машу. Петр Гринев, ни секунды не сомневаясь в своей правоте, отстоял честь девушки, защитил ее от нападок обиженного поклонника. Здесь он показал себя настоящим дворянином, человеком благородных кровей.

Заключение

Повесть оставляет неизгладимое впечатление после прочтения. Невольно начинаешь восхищаться силой духа главных героев, для которых важнейшими жизненными принципами становится честь и достоинство. Петр Гринев и не владеет богатырской силой или чрезвычайным умом, главная его сила заключается в открытости, наивности и искренности. Он не владеет искусством лицемерия или обмана, проявляет удивительную выдержку и благородство характера. Этими качествами он и подкупает читателя.

Пётр Гринёв - шестнадцатилетний офицер Белогорской крепости. Главный герой повести "Капитанская дочка" . Был влюблён в Машу Миронову (дочку капитана Белогорской крепости), в конце повести женится на ней.

Характер

Пётр смелый, искренний, добрый, отзывчивый, человек чести. Однако он самолюбивый и упрямый. Он любит Машу и всегда готов помочь любому.

Пётр практически полностью является противоположностью Швабрина - умного, но жестокого офицера.

Биография

До Пугачёвского нашествия на крепость

Он воспитывался в доме своего отца, где получал образование. Сначала его воспитанием занимался Савельич, позже учитель выписанный из Франции – Бопре, однако француз почти не занимался Гринёвым. Любимым занятием Петруши в то время были развлечения с мальчишками со двора, с которыми он проводил много времени. Отец Петра решил отправить служить его под Оренбургом , в Белогорской крепости. По пути туда он встречает Пугачёва , но он не понимает, что перед ним и отдаёт ему заячий тулуп . Когда Петр Гринев прибывает на службу в Белогорскую крепость, он служит в подчинении капитана Миронова. Здесь Гринев влюбляется в капитанскую дочь - Машу Миронову.

Как-то раз Швабрин увидел стихи Петра, посвящённые Маше, а затем он стал оскорблять Петра, после оскорблений Пётр вызвал его на дуэль . Пётр получил ранение в плечо. В это время все в крепости узнают о армии Пугачёва. Вскоре приходит Пугачёв с его армией и завоёвывает крепость

После Пугачёвского нашествия на крепость

Пугачёв показывает показывает свою жестокость, убивая родителей Маши. Однако Пугачёв не убивает Петра, так как помнит про тулуп. Начинается искренний разговор Петра и Пугачёва , где Гринёв говорит, что не гарантирует не сражаться с ним. Когда Пугачёва захватывает

Приступая к анализу образа Петра Гринева, главного действующего лица семейной хроники, следует прежде всего обратить внимание на особое место Гринева в произведении. Это не только одно из главных действующих лиц, но и «автор» записок, повествователь. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX в.), «просвечивает» и лицо подлинного автора «записок) — Пушкина. В какой-то степени в суждениях о жизни, в отношениях рассказчика к событиям нет-нет и проявится чисто пушкинское восприятие действительности.

Трудно, да и не имеет смысла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор, но отдавать себе отчет в сложности образа Гринева следует. Одинаково ошибочным было бы и отождествлять взгляды Гринева с мировоззрением Пушкина (оно неизмеримо серьезнее, прогрессивнее, глубже; Гринев очень прост и ограничен), и полностью игнорировать в гриневском мировосприятии какие-то элементы пушкинских взглядов на жизнь (например, в суждениях Гринева о людях, с которыми он сталкивается, в некоторых суждениях о Пугачеве, в оценках им правительственного лагеря борющихся сил).

Заметим еще, что в композиции образа Гринева с самого начала повествования взята установка на ясность и простоту. Постой рассказ-повествование об интересных и не совсем обыкновенных приключениях молодости. Много событий, мало размышлений. Психология передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Эта простота, безыскусственность, впрочем, свойственна прозе Пушкина вообще. При анализе образа Гринева надо все это учитывать. И не упускать из вида различие двух точек зрения на изображаемые события: точки зрения рассказчика и точки зрения Пушкина. При меры будут указаны ниже.

Раскрытие героя в последовательно развивающихся событиях жизни, в поступках, в отношениях к окружающим людям, приводит нас к плану анализа :

1) детство и юность, среда, воспитавшая героя;

2) проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь;

3) отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости;

4) история любви к Марье Ивановне и

5) история отношений с Пугачевым (характер развивается и проявляется в полной мере и определяются взгляды на жизнь);

6) заключительное обобщение: основные черты личности героя, типичность образа, место его в композиции романа.

Говоря о детстве и юности Гринева, следует обратить внимание на различные влияния, воздействовавшие на него и формировавшие его личность. Отец — премьер-майор в отставке, ограниченный и властный помещик и глава семьи, в то же время отличается строгим отношением к вопросам морали, внушает сыну высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении, офицерскую службу считает не средством для устройства карьеры, а долгом дворянина перед государством.

Его рассуждения о Петербурге, о продвижении по службе бывших его товарищей отдают духом некоей оппозиции к порядкам, установившимся в сферах, близких к правительству и двору. Все это оказывает свое воздействие на сына. О матери Петра Гринева сказано немного, но облик любящей и заботливой женщины, кроткой и нежной, возникает и из того немногого, что мы о ней узнаем. Ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра Гринева.

Француз Бопре «в отечестве своем был парикмахером», его «выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Фигура колоритная и вполне типичная, затрагивающая хорошо знакомую учащимся по «Недорослю», «Горю от ума» и «Евгению Онегину» тему.

Большое место в воспитании Петра Гринева занимал, очевидно, крепостной дядька Савельич, честный, умный и грамотный человек, но, однако, весьма ограниченный. В его образе отражено вековое рабское положение дворовых слуг. Таковы люди, окружавшие Петра Гринева. Образ жизни Петра Гринева в родительском доме типичен для дворянского недоросля: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни», — говорит отец. Первые шаги самостоятельной жизни (эпизод с 3уриным) выявляют черты формирующейся личности. Учащиеся без труда в них разберутся, вспомнив поведение Гринева. Здесь и легкомыслие, и грубость помещичьего сынка по отношению к старому преданному слуге («Я твой господин, а ты мой слуга»): в то же время в стремлении отдать деньги, долг, казалось бы, не очень серьезный — проигрыш в биллиардной игре — мы видим определенное представление о необходимости держать слово, о честности. Вслед за этим — сердечный разговор и мировая с Савельичем, раскрывающая в Гриневе сердечность и доброту.

Что дает для развития образа Гринева рассказ о его мирной жизни в Белогорской крепости? Отметим, что семья Мироновых как нельзя лучше пришлась ему по душе: простота, добродушие, скромность и непритязательность, сердечность и искренность отношений — все это не может не действовать на Гринева. Его умственные запросы невелики, отношение к службе идет по формуле «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» .

Гринева мало беспокоит, что «в богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов и что единственная пушка забита камушками и сором. Но в подтексте читатель чувствует отношение автора романа к описываемому: плохо поставлено дело охраны окраин огромной империи. Это — один из примеров наличия двух углов зрения в изображении действительности. От нечего делать Гринев читает французские книги, взятые у Швабрина (оказывается, и Бопре кое на что пригодился).

Зарождающаяся любовь к Маше Мироновой вызывает стремление к поэтическим занятиям. «Опыты мои для тогдашнего времени были изрядны»,- повествует рассказчик, и при водит образец: Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть … и т. д. Стихи плохие. Пушкин взял их из сборника, изданного ни. Новиковым: «Новое и полное собрание российских песен» , 1 780 — 1 781 гг., несколько изменив отдельные строчки. Один из исследователей замечает: «Стихотворение относится к тем, которые Пушкин в «Истории села Горюхина» охарактеризовал как сочиняемые «солдатами, писарями и боярскими слугами». Как видим, заурядность героя неоднократно отмечается в ходе повествования. Он не поражает нас ни блестящим умом, ни необыкновенными, стремлениями, ни сильными страстями. Его привлекательность не в этом.

Ссора, а затем и дуэль с Швабриным говорит о благородстве Гринева: он вступился за честь девушки, о любви которой к себе еще и не знает. Его возмутила пошлость Швабрина. В любви Гринева к Маше Мироновой раскрывается то ценное, что заложено в его натуре, а перипетии его борьбы за счастье помогают проявиться и окрепнуть этим ценным чертам. Не будем останавливаться на эпизодах истории любви Гринева, раскрывающих положительные стороны его характера, благодаря которым он привлекает симпатии читателя. Искренность и прямота, способность к глубокому и нежному чувству, мужество, верность в любви — таковы эти черты.

Перед началом испытаний, предстоящих двум любящим сердцам, в романе отмечено, какое значение для Гринева имело его чувство. К Белогорской крепости подошли войска Пугачева. Наступают опасные дни. Машу Миронову решено отправить в Оренбург. После нежного прощания перед разлукой рассказчик говорит о своем душевном состоянии в то время: «Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия». О душевном состоянии в долгие дни разлуки с любимой рассказчик замечает: «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила». Когда в осажденном Оренбурге наконец получено письмо с известиями о Марье Ивановне, рассказчик говорит: «Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел». Трогательно рассказано о соединении любящих: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца. Все было забыто».

В истории любви Гринева и Маши Мироновой значительное участие принимает Савельич. Перед читателем постепенно проясняется сущность этого образа: крепостной слуга, преданный любимому им господину, впитавший в себя с молоком матери психологию, в которой есть нечто рабское, низкое, Савельич в то же время не лишен чувства человеческого достоинства, которое звучит и в его письме отцу Гринева, и во всем его поведении. Нравственное холопство в нем преодолевается природным умом, человечностью чувств. Между ним и Петром Андреевичем Гриневым развиваются и крепнут связи, отнюдь не покрываемые отношением слуги и барина. «Друг ты мой, Архип Савельич, — сказал я ему. — Не откажи, будь мне благодетелем … не буду спокоен, если Марья Ивановна поедет в дорогу без тебя … Я надеюсь на тебя. Батюшка и матушка тебе верят: ты будешь за нас ходатаем, не так ли?» Образа Савельича неоднозначен, сложен.

Полезно вспомнить старую няню Егоровну из «Дубровского» — в Савельиче много общего с ее характером. Марья Ивановна отправлена с Савельичем к родителям Гринева. Теперь он вспоминает о своих обязанностях офицера: « Я … чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гринев остается в отряде Зурина. Затем — арест и суд, и Гринев понимает, какое обвинение ему может быть предъявлено: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга» и «приятельские сношения мои с Пугачевым». Но он не чувствует себя серьезно виноватым, и если не оправдывается. то только потому. что не хочет «впутать имя (Марьи Ивановны) между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку». Таков Гринев в романе Пушкина.

Несмотря на промахи героя романа, о которых говорилось выше, перед читателем возникает образ честного, доброго и отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и — в конечном итоге — своему долгу, но в то же время легкомысленного по молодости и ограниченного в своих взглядах и в понимании истинного значения тех больших событий, участником которых он был.

К. Лахостский

Характеристика Гринёва

4.7 (93.33%) 12 votes

Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - произведение, которое помимо воссоздания реальных исторических событий содержит в себе глубокое нравственное значение.

Пётр Гринёв – центральный герой романа, от имени которого и ведётся повествование. Это семнадцатилетний молодой человек, сын дворянина, живущего в Симбирской губернии. Его отец, Андрей Петрович Гринёв, – человек с развитым чувством чести и долга перед отечеством. Он всегда стремился привить сыну качества истинного дворянина – мужество, честь, доблесть, отвагу. Ещё до рождения сына Андрей Петрович записал его в Семёновский полк.

Образование Петруша получал дома. Его первым учителем стал крепостной Гринёвых – Савельич, который выучил мальчика русской грамоте.

Когда Петруше исполнилось двенадцать лет, ему выписали гувернера из Москвы, который не особенно стремился выполнять свои обязанности заниматься дворянским отроком. Но это не помешало восприимчивому мальчишке освоить французский, что впоследствии позволило ему заняться переводами.

В семнадцать лет юноша отправился служить отечеству. Но не в столицу, как ему хотелось. Отец отправил сына в далёкий Оренбург, что совсем не радовало молодого человека.

Знакомство с Иваном Ивановичем Зуриным, который, подпоив неопытного Гринёва, обыграл его, стало для молодого человека хорошим уроком. В эпизоде с дуэлью Пётр Андреевич проявил смелость и способность постоять за честь девушки.

В Белогодской крепости, куда его отправил оренбургский генерал, Гринёв становится свидетелем крестьянского восстания под командованием Емельяна Пугачева. Из-за отказа присоединяться к бунтарям Гринёву грозит смерть, и только случай помог ему выжить. Пугачёв оказался тем самым спутником, который помог Гринёву добраться до крепости и которому он в благодарность отдал заячий тулуп.

Мужество Пётр Андреевич проявляет и во время спасения из Белогодской крепости Маши – дочери капитана Миронова, в семье которого он успел стать своим человеком.

Поступки главного героя полностью соответствуют выбранной Пушкиным пословице в качестве эпиграфа: «Береги честь смолоду».

Сочинение 2

Петр Гринев является главным и положительным героем повести «Капитанская дочка».

Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

Грамоте он обучался у стременного Савельича, который был назван его дядькой и всегда сопровождал Петра. Для мальчика был приглашен учитель французского, однако позже, отец Петра выгнал его, за не выполнение обязанностей.

Когда Петру исполнилось шестнадцать лет отец решает отправить его на службу. Петр радуется этому. Он думает, что он отправиться в Петербург, где будет весело проводить время.

Но все сложилось иначе. Строгий отец желает, чтобы его сын стал настоящим мужчиной. Он отправляет служить Петра в глухую Белогорскую крепость.

По дороге в крепость начинается ураган. Бродяга, позже оказавшийся самим Пугачевым, помогает Петру Гриневу устроиться на ночлег. Будучи человеком благодарным и не жадным, Петр жалует ему свой заячий тулуп. Позже, именно этот поступок, спасает ему жизнь.

Он становиться офицером, командиры довольны его службой. Петр увлекается чтением книг на французском языке и написанием стихотворений. Он знакомится с офицером Швабриным. У них возникает конфликт и они сражаются на дуэли, во время которой Петр получает удар в спину. Гринев человек великодушный и незлопамятный, он не может держать в душе неприязнь, поэтому быстро прощает своего обидчика Швабрина.

Молодой человек влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову и хочет на ней жениться. Девушка отвечает ему взаимностью.

Во время нападения банды Пугачева на крепость, Петр проявляет смелость и решительность характера. Он даже под страхом казни, не преклоняется перед самозванцем.

После захвата крепости его невеста Маша попадает в беду. Её насильно удерживает Швабрин и заставляет стать его женой. Петр рискуя жизнью, преодолевает все трудности и спасает девушку.

Затем молодого человека арестовывают и предъявляют обвинение в измене родине. Петр Гринев проявляет всю силу своего характера и стойко выдерживает все испытания. Его возлюбленная узнает об аресте и благодаря ей, Петра оправдывают.

В конце повести Петр женится на Маши Мироновой. Он становиться уважаемым человеком. Их жизнь складывается счастливо и благополучно в Симбирской губернии.

Читая повесть, проникаешься симпатией к Петру, он проявил себя как достойный, честный и смелый человек.

Вариант 3

Петр Андреевич Гринев – один из центральных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение построено в форме мемуаров Петра Андреевича, в которых он рассказывает о своем детстве, о службе, о пугачевском бунте, о своей любви к Марье Мироновой. Читатель видит, как из беззаботного недоросля под воздействием суровых испытаний формируется один из лучших представителей дворянства и русской армии Герой искренен, верен долгу и чести, великодушен, порядочен, смел, благороден и не чужд самоиронии.

Родом Гринев из семьи отставного военного, «премьер-майора», и дочери бедного дворянина. В детстве Петруша рос беззаботным недорослем, проводившим время в играх с «дворовыми мальчишками» и гонявшим голубей. Воспитанием мальчика сначала занимался стремянный Савельич, затем выписанный «из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» француз Бопре. Но несмотря на то, что Бопре не прикладывал никаких усилий в плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, узнал только русскую грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», в дальнейшем повествовании читатель видит, что Гринев – очень образованный молодой человек. Он пишет стихи, занимается переводами, читает книги на французском языке.

На 17-м году жизни герой отправляется по воле отца на службу. Юношеские мечты Петруши о гвардии полны предвкушений об удовольствиях и свободе. Отец же, военный старой закалки, считает, что служба в Петербурге вредна для сына, так как там он научится только «мотать да повесничать». Андрей Петрович отправляет сына в захолустный в то время Оренбург, под начало своего старого друга и товарища. Главный наказ отца - беречь «честь смолоду», верно служить.

По пути к месту службы, Гринев совершает поступки, которые выдают его неопытность и юношеское легкомыслие, барские замашки, желание доказать Савельичу, самому себе, окружающим, что он уже не ребенок. Рассказчик описывает эпизоды пьянства и игры на деньги вместе с Зуриным, ссору с Савельичем, ничего не скрывая, называя себя вырвавшимся на волю мальчишкой. Но дальнейшее его поведение свидетельствует о существовании в Петре нравственного стержня, таких качеств характера, как честность, искренность, верность долгу и присяге, умение признавать свои ошибки, умение быть благодарным и благородным.

Гринев просит прощения у Савельича, признавая свою неправоту, искренне раскаивается в своем легкомысленном поведении в придорожном трактире: «…виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел». Он отдает свой заячий тулуп вожатому в благодарность за то, что тот вывел их во время бурана к постоялому двору. Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со Швабриным. Эта же черта характера заставляет Петра Андреевича не упоминать имени возлюбленной на суде и не дает торжествовать над Швабриным в сцене отъезда с Марьей Ивановной из захваченной Белогорской крепости.

Гринев под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких.

Образ Петра Гринева – это образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам и представителям дворянства России.

Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка

Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, является Пётр Андреевич Гринёв. Пётр появился на свет в простой семье заслуженного офицера. Семья его была достаточно многодетна, но дожить до взрослых лет удалось лишь Петру. Его отец всеми силами пытался дать какое-то образование. Петром также занимался представленные Савельич, который учил мальчика грамоте и письму. И француз, который при всей своей важности не дал ничего полезного.

Увидев, что сын так и не получит нормального образование, и может окончательно превратиться в тунеядца при службе в Петербурге, отец Петра решил, что лучше отправить его в Оренбург. Пётр хоть и не был рад такому событию, но перечить родителям не мог, так как с самого детства в нём были развиты чувства уважения, почитания и послушания. Прежде чем отправить сына Гринёв старший указал соблюдать того самое главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и он служил верой и храбростью императрице.

Постепенно Пётр Гринёв становился из обычного парня в отважного и справедливого мужчину. Который однажды отстоял честь Маши и вызвал её обидчика на дуэль. Также он не побоялся оказать сопротивление при беседе с Емельяном Пугачёвым, и прямо дал понять, что ни при каких обстоятельствах не станет переходить на его сторону, а если и придётся, то будет сражаться и со всей его бандой. И несмотря на то, что его могли убить Пётр, отправился спасать Марию от Швабрина.

Исключительным образом образ Петра Гринёва наполнен мужеством и определённой сноровкой, которые помогали ему преодолеть даже самые трудные и опасные преграды. И несомненно его добрый, и великодушный характер спас его при встрече с Пугачёвым, дарую Петру при этом жизнь.

Образ Гринева

Произведение "Капитанская дочка" в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности.

Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич.

В 12 - ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы.

В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице.

Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей.

Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью - начинает нечестно вести ход игры.

В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком.

Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин.

В произведении наблюдается слияние жизни обычного человека и событий имеющих историческую значимость. Таким образом Пушкин показывает то, что основа всех исторических процессов - это жизнь простых людей.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Арины Головлевой в романе Господа Головлевы

    Арине Петровне около 60 лет, она седовласа, но по-прежнему бодра и является активным руководителем, который держит в ежовых рукавицах всю семью. Никто не может ничего противопоставить этой тирании и все ей подчиняются.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» завораживает своей широтой и разносторонностью. Он контрастирует с образом Гринева-старшего, отца Петра - человека с устоявшимся мировоззрением и полностью сформированным характером. Пётр Андреевич же - молодой шестнадцатилетний юноша, личность которого только начинает своё развитие, находится в состоянии постоянного поиска и движения.

Союз противоположных качеств

На первых страницах повествования Петруша Гринев остаётся легкомысленным и довольно беспечным отпрыском помещика, недорослью-бездельником, грезящим о простой и преисполненной различных мирских удовольствий жизни столичного офицера гвардии. Особенно ярко эти свои черты образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» проявляет в эпизоде, где юноша во время своего визита в Симбирск встречает гусарского офицера Зурина. А ещё в том, как он обращается с Савельичем, беззаветно преданным ему, как, подражая взрослым людям из своего круга, пытается поставить того на место крепостного слуги. Однако в том же эпизоде Пушкин раскрывает и некоторые позитивные качества своего героя. Гринев кричит на Савельича, осознавая в глубине души, что неправ, чувствуя, что ему жаль бедного старика. Спустя некоторое время Петр приходит просить у него прощения.

Переплетение характеров

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» соединил в себе любящее и доброе сердце матери героя, а также прямоту, честность и смелость его отца. Юношу глубоко впечатлило прощальное напутствие последнего, в котором он призывал Петра верно служить тому, кому тот присягнет, прислушиваться к словам начальников, но не заискивать перед ними, не уклоняться от службы. Именно в напутственных словах Гринева-старшего фигурирует знаменитая пословица «береги платье снову, а честь смолоду».

Доброта

Следующий момент, когда Петр проявил лучшие качества своей души - когда он щедро пожертвовал заячий тулуп вожатому, ещё не зная, какую роль этот случай сыграет во всей его дальнейшей жизни. Доброта героя проявлялась неоднократно и в других ситуациях. Это та сторона личности Гринева, которая позволила ему испытать острую жалость к башкиру, пострадавшему от царского «правосудия», броситься сломя голову на выручку к Савельичу, захваченному в плен. А особенно ярко широта сердца Петруши Гринева проявилась после его встречи с Машенькой Мироновой, посеявшей в его душе чувство, во имя которого он был готов идти на любые жертвы и столкнуться лоб в лоб с любыми опасностями.

Отцовские заветы и становление личности

Далее образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» становится олицетворением верности заветам его отца. Речь идёт о событиях, разворачивавшихся непосредственно в Несмотря ни на что, Петр не изменил себе, своим представлениям о чести и долге, несмотря на то, что эти понятия были сильно ограничены и искажены его классовыми и дворянскими предрассудками. В условиях той суровой школы жизни, в которую отдал его отец взамен вольготного Петербурга, перед читателем предстаёт новый Петр Гринев. «Капитанская дочка» - повесть, в которой глупый и эгоистичный мальчишка за короткое время раскрывает лучшие свои черты, а читатель наблюдает за тем, как они закаляются и крепнут под влиянием различных ситуаций.

«Сильное и благое потрясение» производит в сердце Гринева грандиозное восстание крестьян. Он становится сильной и уверенной личностью, не боящейся препятствий. И именно это позволило Петру, даже после того как его отец не дал согласия на их брак с Машей Мироновой, не сдаться и не опустить руки.

Почему настолько противоречива повесть «Капитанская дочка»? Характеристика Петра Гринева, а также других действующих лиц - это не просто идеализированные образы, чётко разграниченные на «хороших» и «плохих» персонажей. Это - настоящие живые люди, со своими внутренними конфликтами и сомнениями. К примеру, сам Петр Гринев в силу своего дворянского происхождения и воспитания не может поддержать идеи пугачевского восстания. Более того, юноша активно помогает бороться с повстанцами. Однако глава движения, сам вызвал в душе Петра искреннее и глубокое сочувствие, которое объяснялось не только тем, что первый неоднократно помогал ему, но также и тем, что Гринев поневоле проникся симпатией к этому человеку из народа - смелому, сильному, незаурядному и верному своим идеям.