Какой памятник гоголю стоит на арбатской площади. Замечательный памятник Гоголю Андреева. XIX век. С легкой руки остроухова

В 1909 году памятник Гоголю установили на Гоголевском бульваре. В день открытия, 26 апреля, публики собралось так много, что в близлежащих домах сдали все комнаты с видом на бульвар, а из-за давки 40 человек упали в обморок. К этому событию М.М. Ипполитов-Иванов написал «Гоголевскую кантату». В общем, ничего не предвещало беды. Но когда с памятника сдернули пелену, по толпе прокатился вздох, и воцарилась гробовая тишина - зрители не были готовы к такому Гоголю.

Трактовка сюжета была для того времени новаторской, и памятник встретил весьма неблагосклонный прием у широкой публики. Фигуру, закутанную в плащ, сравнивали с летучей мышью, с вороной, словом, насмешкам не было конца. Отдельные голоса критиковали местоположение памятника и доказывали, что если бы тыл скульптуры был защищен каким-нибудь зданием, впечатление было бы иным. Художественность украшающих цоколь барельефов, изображающих гоголевские персонажи, никем не оспаривалась, но лишь немногие тонкие ценители считали, что это, быть может, не совсем удачное произведение Андреева в целом значительно превосходит остальные бездарные московские памятники, цепь которых завершилась в 1912 году опекушинским памятником Александру III.

В работе над памятником Андреев перечитал всего Гоголя, изучил всю его переписку, встретился с современниками писателя, которых застал в живых. Поэтому скульптор изобразил Гоголя в период душевного кризиса - утратившим веру в творчество, опустошенным до отчаяния. Писатель предстал погруженным в скорбные размышления, а скульптор подчеркнул это сгорбленной позой, опущенными плечами, склоненной головой и складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело.

Пьедестал памятника окружили бронзовые барельефы с героями самых известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мертвых душ» и других. Для образа Тараса Бульбы позировал Владимир Гиляровский, а моделями героев «Мертвых душ» стали артисты Малого Театра, готовящие в то время постановку повести.

Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Н.А. Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства.

Памятник Андреева простоял на бульваре 42 года. В 1951 году его увезли в Донской монастырь.

В то время обитель стала прибежищем многих памятников, неугодных коммунистической власти. Здесь также хранили фрагменты разрушенных Сухаревской башни и храма Христа Спасителя, статуи и барельефы с разобранных Триумфальных ворот, фрагменты Иверской часовни, декор некоторых снесенных московских церквей.

А в 1959 году памятник Гоголю установили во дворе бывшей усадьбы графа А.П. Толстого на Никитском бульваре - в доме, где писатель провел последние 4 года жизни и сжег второй том «Мертвых душ».

Памятник Гоголю «всесторонне» обругать нельзя, ибо он талантлив. Сделан, правда, не специалистом по монументальной части, а потому хорош с одной-двух сторон, как живое изображение, красив по некоторым декоративным линиям, по материалу, с которого сработан, но никуда не годен по идее - Гоголь на нем не изображен здоровым, полным творческих сил автором «Мертвых душ», «Тараса Бульбы», а изображен он умирающим, в смертельной тоске отрешающимся от всего им содеянного. И тут нет для Андреева пощады. Он, конечно, виновен, тем ли, что он «сын своего времени», или тем, что недостаточно умен, не знаю… Что же касается того, подражал ли он Родену или нет, то это меня не занимает, может, подражал, а может, и нет.

Говорят, что... ...графиня П.С. Уварова, возглавлявшая Московское археологическое общество, готова была заплатить 12 000 рублей тому, кто избавит Москву от памятника Гоголю работы Андреева.
...3 марта 1927 года около памятника Гоголю состоялся митинг революционных писателей. Обсуждали, нужен ли Гоголь советским людям, или пора его выбросить на свалку истории? Присутствовавший Михаил Булгаков побледнел и сжал кулаки: «Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет». Так родился замысел романа «Мастер и Маргарита» .
...в 1917 году в памятник Гоголю попала пуля. Выбоину зацементировали, но след остался. Его до сих пор видно над одним из барельефов.

А что о памятнике Гоголю работы Андреева знаете вы?

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Арбатская (филевская линия)

Сдан: 1909 г.

Скульптор: Николай Андреев

Архитектор: Федор Шехтель

Описание

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю на Никитском бульваре является одним из лучших памятников Москвы, но когда памятник был открыт, он вызвал большой резонанс. Большое количество людей посчитали памятник великому писателю одним из самых уродливых и мрачных памятников. Это было связано с тем, что писатель был изображен не полным сил и вдохновения, а усталым и больным, закутанным в плащ человеком.

Писатель запечатлен сидящим на каменном кресле. Ссутулившись, он сидит укутанный в плащ. Он устало и печально взирает на прохожих. Кроме самой фигуры писателя, трагичность и мрачность памятнику придает огромный темны постамент, на который была установлена скульптура. Постамент обрамлен барельефами из бронзы с изображениями сцен из знаменитых произведений Николая Васильевича. На фронтальной стороне находится памятная надпись “ГОГОЛЬ”.

История создания

Торжественное открытие памятника Николаю Васильевичу состоялось в 1909 году, в год столетнего юбилея со дня рождения писателя. Идея возникла в год открытия памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Однако реализовать идею удалось только в 1909 году. Памятник установили на Пречистенском бульваре ныне Гоголевский бульвар (Гоголевский бульвар д. 33/1). По инициативе Иосифа Сталина 1951 году памятник был перенесен в Донской монастырь, Сталину не нравился мрачный вид памятника. В 1952 году на этом месте был установлен другой памятник Николаю Васильевичу. В 1959 году памятник переместили во двор усадьбы графа А.П. Толстого, где писатель провел свои последние годы.

Как добраться

Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете направо. Перейдя Новый Арбат, по Никитскому бульвару идете до дома 7А, где во дворе вы увидите памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

26 апреля 1909 года в газете «Новое время» опубликовали статью В.В. Розанова об открытии памятника Н.В. Гоголю: «Сегодня в Москве совершается торжественное открытие всероссийского памятника Гоголю. Около бронзового монумента первому русскому поэту, великому и несравненному Пушкину, в древней столице поднимается такой же бронзовый монумент и его младшему другу и сверстнику, украинскому художнику слова, который сделался вторым по значению, по силе и влиянию поэтом всея Руси. Великая и Малая Россия через эти памятники, поставленные именно в Москве, этом дорогом «сердце России», сливаются духовно в одно и символически говорят, что есть одна Россия и один русский народ, как одна душа, один голос, одна воля» .

Несмотря на всеобщее одобрение идеи создания памятника писателю в самом центре Москвы, скульптура Н.А. Андреева вызвала неоднозначное отношение современников. Уже 29 мая 1909 года в «Петербургской газете» вышла заметка под заголовком «Проект замены неудачного памятника Гоголю новым монументом», в которой было сказано: «Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н.В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим».

Недовольство было в чем-то справедливым: вместо торжествующего писателя, москвичам предстал задумчивый гений в позе, полной отчаяния. Современники называли памятник «вороной» или «летучей мышью». Художник М.И. Нестеров говорил, что «для Андреева нет пощады» за то, что он изобразил Гоголя «умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного». Илья Репин был одним из немногих, кто высказывал свое одобрение смелой задумке: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто».

Особое изящество памятнику придают барельефы, украшающие постамент, авторства Ф.О. Шехтеля. Они выразительно передают образы гоголевских героев. Среди персонажей Федор Осипович изобразил и своих современников. Обойдя композицию, можно найти портреты писателей В.А. Гиляровского, А.И. Куприна и самого архитектора.

Памятник Гоголю работы скульптора Николая Томского

Советская власть, пришедшая в 1917 году, сначала была довольна образом Н.В. Гоголя на бульваре, который из пречистенского стал называться гоголевским. В скорбной фигуре поэта видели «жертву царского режима».

Считается, что скульптура показалась слишком пессимистичной И.В. Сталину, и по его указу монумент на бульваре поменяли. Памятник Н.А. Андреева перенесли сначала в Донской монастырь, а затем во дворик Дома-музея Н.В. Гоголя на Никитском бульваре. Однако бронзовые фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева, которые являлись частью единого скульптурного ансамбля, задуманного автором, остались на Гоголевском бульваре.

Монумент работы Николая Томского больше подходил под концепцию «веры в светлое будущее», пропагандируемой в СССР. О фигуре писателя, которая теперь возвышалась на Гоголевском бульваре, практически сразу сочинили эпиграмму:

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха!

В середине 2000-х годов началось движение за перенос памятника скульптора Н.А. Андреева на историческое место. Однако решение по этому вопросу так и не было принято.

26 апреля 1909 года на Арбатской площади состоялось торжественное открытие памятника Гоголю. Ажиотаж вокруг события был такой, что жильцы окрестных домов, не растерявшись, давали в газетах объявления об аренде балконов с видом на Арбатскую площадь на время открытия. И не прогадали: увидеть своими глазами памятник, внешний облик которого держался в тайне, пришло несколько десятков тысяч человек. После молебна, торжественных речей наступило время депутаций с венками. Правда, из-за огромного стечения народа красиво продефилировать удалось далеко не всем: некоторые затерялись в толпе и даже в 3 часа пополудни ещё никак не могли добрести до памятника и тщетно прокладывали себе в толпе путь. «Усталые, измученные, в растерзанных костюмах иностранные гости, высоко держа над головами свои растерзанные венки, с недоумением спрашивали, скоро ли они доберутся и где находится дорожка к памятнику. Почётных гостей поприжали к перилам; озадаченные, они сидели на скамейке» – писал журналист. Тем не менее, к монументу всё же было возложено около 180 (!) венков (от властей, от родственников, даже от гимнастического общества. Необыкновенный венок возложили депутаты от Украины – сноп ржи, украшенный полевыми цветами). А потом нескончаемой толпой потянулись к памятнику горожане. Власти опасались повторения Ходынки, но обошлось всего сорока обмороками школьниц от переутомления: пришедшим пришлось постоять в общей сложности около 5 часов. А само празднование длилось ещё несколько дней – с концертами, спектаклями, раздачей и продажей книг и сувениров, с настоящими народными гуляньями.
Однако теперь место андреевского Гоголя занимает другой Гоголь. По легенде, «грустный» Гоголь не нравился И. Сталину, часто проезжавшему мимо Арбатской площади на кунцевскую дачу: не соответствовал он послевоенному оптимизму и привычному облику сатирика и обличителя. И памятник убрали, заменив жизнерадостным Гоголем работы Николая Томского ФОТО 8 – неплохим памятником, но гораздо слабее андреевского. Томский сам, выступая на съезде Союза художников в 1957 году, невысоко оценивал свою работу: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В. Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя». Москвичи тоже своеобразно откликнулись на новый монумент – эпиграммами: «Юмор Гоголя нам мил, Слёзы Гоголя - помеха. Сидя, грусть он наводил, Этот пусть стоит - для смеха». Поэтесса Юлия Друнина писала:
Безлик сей Гоголь...
Прежний спрятан в дворик.
Кто объяснит: зачем и почему?
Пускай здесь разбирается историк -
Я трансплантаций этих не пойму.
У Беллы Ахмадулиной уже находятся сочувственные слова, обращённые к монументу:
Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара,
и одинок вблизи вселенской полыньи.
А «грустного» сослали в Донской монастырь, где сотрудники музея архитектуры спасли его от переплавки. Только спустя семь лет, на волне «оттепели», по настоятельным просьбам москвичей памятник вернули из ссылки – но уже на новое место, где он стоит и по сей день. Периодически поднимаются разговоры о том, что неплохо бы восстановить историческую справедливость и вернуть памятник на Арбатскую. Но ведь и средств на это нужно очень много, и площадь с начала XX века совершенно изменилась (от былого ансамбля остались лишь несколько близлежащих особнячков да ограда и фонари работы Андреева). Кроме того, оба памятника могут пострадать при перестановке. Наверное, лучшего расположения, чем сейчас, сложно придумать: парадный Гоголь - на парадной Арбатской, Гоголь задумчивый, болезненный - в дворике дома, где прошли последние четыре года его жизни, где был сожжен второй том и где писателя не стало.
Лев Толстой сетовал и удивлялся, отчего Гоголю хотят ставить памятник, раз сам Гоголь этого не желал. Философ Василий Розанов в статье «Отчего не удался памятник Гоголю» (1909) пришёл к выводу, что памятник просто не мог удаться: Гоголь невоплотим, и единственно возможный материальный памятник ему – простая чёрная плита на могиле в Даниловом монастыре. Как бы то ни было, московские памятники Гоголю – это художественный и исторический факт, наше наследие, памятники не только Гоголю, но и эпохам, в которые они были установлены. Расположенные в 400 метрах друг от друга и при этом абсолютно разные по характеру, эти памятники создают единый облик загадочного гения.
И еще один памятник появился неподалеку в 2012 г.: это перенесенный с могилы на Новодевичьем кладбище и установленный в музее памятник Гоголю работы Томского.

Памятник Гоголю в Москве

Скульптор Андреев Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.