Какой художник написал мишек на картине шишкина. «Утро в сосновом лесу» без медведей: как «смухлевал» Шишкин. Остров, покрытый соснами


Сложно найти того, кто хоть раз не видел бы картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» , будь то репродукция на стене или иллюстрация в школьном учебнике. Но большинство из нас знает ее по обертке от конфет «Мишка косолапый». Как произошло то, что на картине пейзажиста появились медведи, и признанный шедевр стали ассоциировать с конфетами – далее в обзоре.


Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.


Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.

Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.


Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.


После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.

Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.

«Утро в сосновом лесу» - картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина). Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю».

Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого).

Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова:
Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер - специалист леса далеко не так силен в изображении животных.

Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый». Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко - под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине - четверо). Из-за такой конфетно-обёрточной растиражированности картина стала восприниматься на советском и постсоветском культурном пространстве как элемент китча.

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, - это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Мастер по медведям

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.
Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.

Помощь друга

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.
Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Упрямый Третьяков

Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.
Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.
Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. 185 лет назад, 25 января 1832 года, родился Иван Шишкин, возможно, - самый "народный" русский художник.

В советское время репродукции его картин висели во многих квартирах, а знаменитые медвежата с полотна "Утро в сосновом лесу" перекочевали на фантики конфет.

Картины Ивана Шишкина до сих пор живут своей, далекой от музейного пространства, жизнью. Какую роль в их истории сыграл Владимир Маяковский и как медведи Шишкина попали на обертки дореволюционных конфет — в материале РИА Новости.

"Заведи Сберкнижку!"

В советское время дизайн фантика не изменился, зато "Мишка" стал самым дорогим лакомством: в 1920-е килограмм конфет продавали за четыре рубля. У конфеты даже появился слоган: "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе Сберкнижку!". Эту фразу поэта Владимира Маяковского даже начали печатать на обертках.

Несмотря на высокую цену, лакомство пользовалось спросом у покупателей: художник и график Александр Родченко даже запечатлел его на здании Моссельпрома в Москве в 1925 году.

В 1950-е конфета "Мишка косолапый" отправилась в Брюссель: фабрика "Красный Октябрь" участвовала во Всемирной выставке и получила высшую награду.

Искусство в каждый дом

Но конфетами история "Утра в сосновом лесу" не ограничилась. Другим популярным направлением в советское время были репродукции классических произведений искусства.

© Фото: Public Domain Иван Шишкин. "Рожь". Холст, масло. 1878 год.

В отличие от картин маслом они стояли дешево и продавались в любом книжном магазине, поэтому были доступны почти каждой семье. "Утро в сосновом лесу" и "Рожь", еще одна популярная картина Ивана Шишкина, украшали стены многих советских квартир и дач.

"Мишки" попали и на гобелены — излюбленную деталь интерьера советского человека. За столетие "Утро в сосновом лесу" стало одной из самых узнаваемых картин в России. Правда, случайный зритель вряд ли с ходу вспомнит ее настоящее название.

В обмен на наркотики

Творчество Ивана Шишкина пользуются успехом у грабителей и мошенников. 25 января сотрудники МВД Белоруссии обнаружили похищенное в России произведение искусства в машине у наркокурьеров. Картина "Лес. Ели" 1897 года была украдена в 2013-м из Вязниковского историко-художественного музея во Владимирской области. По предварительной информации наркокурьеры привезли полотно в Белоруссию по просьбе потенциального покупателя из Европы. Стоимость картины может достигать двух миллионов долларов, однако злоумышленники планировали продать ее за 100 тысяч евро и три килограмма кокаина.

В прошлом году сотрудники уголовного розыска заподозрили 57-летнюю женщину в хищении картины "Преображенское" 1896 года. Женщина получила эту работу от известного коллекционера для продажи, однако, по версии следствия, присвоила ее.

Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях - Киров (который Сергей Мироныч)). Что причиной тому - звезды может так встали, может воздух или глинозем там какой особо целебный, может коллаедр повлиял, но факт остается фактом: что бы ни случилось в мире особо знаменательного - почти во всем прослеживается "рука Вятки". Однако, до сих пор никто не брал на себя ответственность и нелегкий труд по систематизации всех знаменательных явлений, имеющих непосредственную привязку к истории Вятки. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. В результате на свет явился цикл высокохудожественных научно-исторических очерков о документально подтвержденных исторических фактах под рубрикой "Вятка - родина слонов". Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Итак, начнем.

Вятка - родина слонов

Вятский медведь - главный персонаж картины «Утро в сосновом бору»

Искусствоведами давно доказано, что картину «Утро в сосновом бору» Шишкин писал с натуры, а не с обертки конфеты «Мишка косолапый». История написания шедевра довольно интересна.

В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана Ивановича Софья Карловна, служившая главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако, их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. Отбор произвели методом отсечения. Кабан отпал сразу - Софья Карловна не любила свинину. Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса. Однако на этот раз его ожидало разочарование. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. 4 года скитался художник по лесам Орловщины, Рязанщины и Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь помогла мужу - в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. На шестой день проживания в лесу, неподалеку от своей уютной землянки художник обнаружил берлогу великолепных представителей бурой породы медведей. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В 1889 году великое полотно было готово, аттестовано Софьей Карловной и размещено в Третьяковской галерее.

К сожалению, о существенном вкладе вятской природы в написание картины «Утро в сосновом бору» сейчас мало кто помнит. А зря. И по сей день медведь в этих краях водится мощный и породистый. Общеизвестным является тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из зверохозяйства «Зониха».

Вячеслав Сыкчин,
независимый историк,
председатель ячейки медведологов
Вятского общества дарвинистов.